Нарушение терморегуляции, особенности в педиатрии, алгоритм оказания помощи. Я стадия - снижение температуры тела Резкое снижение температуры


Второй период -период сохранения температуры

Первый период - период повышения температуры

Периоды лихорадки

В ходе лихорадки различают 3 основных периода, которые необходимо знать медицинской сестре, т.к. тактика ее поведения при этом имеет свои особенности. В период лихорадки необходимо особенно тщательно следить за состоянием кожи больного и принимать все меры для профилактики пролежней. Таким больным необходимо подавать судно в постель. Нельзя также пускать к больному посетителей, т. к. ему нельзя утомляться. Необходимо часто менять белье и следить за общим состоянием больного.

В этом периоде превалирует теплообразование над теплоотдачей, теплообразование увеличивается на 20-30%, а иногда на 50% и более.

Повышение теплопродукции обусловлено усилением окислительных процессов, в первую очередь в мышцах - повышается мышечный тонус, иногда переходящий в дрожание. Активируется обмен веществ, повышается основной обмен, происходит спазм сосудов кожи, что ведет к снижению ее температуры и уменьшению теплоотдачи: этому же способствует и уменьшение потоотделения. Снижение температуры кожи вследствие спазма сосудов субъективно воспринимается как ощущение холода и больной старается согреться, несмотря на повышение температуры тела. При быстром повышении температуры тела (грипп, крупозная пневмония) возникает озноб: при медленном развитии лихорадки (бронхопневмония, брюшной тиф) этого не происходит.

Максимальный подъем температуры не превышает т. 42 гр. С., при измерении в прямой кишке и редко превышает 41,1гр. С.

У больного отмечается повышение температуры, сопровождающееся резким ознобом, посинением губ, цианозом конечностей, головной болью и общим плохим самочувствием.

При достижении температурой тела уровня соответствующего смещению "установочной точки" дальнейшего подъема температуру тела не происходит, т.к. теплопродукция вновь происходит в равновесие с теплоотдачей.

Теплопродукция остается несколько повышенной, но вместе с тем нарастает и теплоотдача, происходит "сброс" лишнего тепла. Это осуществляется гиперемированной, горячей кожей, озноб прекращается.

Этот период характеризуется усилением токсического состояния, головной болью, чувством жара, сухостью в полости рта, резкой слабостью, ломотой во всем теле. На высоте лихорадки возможны бред, галлюцинации.

В результате расширения кровеносных сосудов кожи и увеличения потоотделения уменьшается теплопродукция и усиливается теплоотдача.

Этот период протекает по-разному. Температура тела может падать критически - быстро с высоких цифр до низких (с 40 до 36°С)- Это часто сопровождается резким снижением сосудистого тонуса, падением АД, пульс нитевидный. Такое резкое снижение температуры сопровождается слабостью и обильным потоотделением. Конечности становятся холодными на ощупь, губы цианотичны. Это состояние называется кризисом и требует проведения срочных мероприятий. Критическое падение температуры, можно наблюдать при крупозном воспалении легких, а также при некоторых инфекционных заболеваниях.

Постепенное понижение температуры тела называется лизисом или литическим. Лизис сопровождается появлением небольшой испарины на коже и слабостью. Обычно после снижения температуры больной засыпает. Его нельзя будить, т.к. крепкий сон - лучшее средство для восстановления сил.

а) кризис б) лизис

1. Лихорадка, определение, основные понятия

2. Термометрия, определение, требования к проведению манипуляции

3. Периоды лихорадки, характеристика, сестринская помощь

4. Лихорадка, классификация, уход за лихорадящим пациентом

5. Особенности в педиатрии, сестринская помощь

Литература

Лихорадка – защитно-приспособительная реакция организма

человека в ответ на разнообразные патогенные раздражители.

Человек хотя бы один раз в год страдает тем или другим заболеванием, сопровождающимся повышением температуры тела. Конечно, снижение повышенной температурыважный элемент лечения многих болезней, но необходимо помнить, что в большинстве случаев, понизив температуру, мы не влияем на течение и тяжесть заболевания. Стабильная температура тела поддерживается благодаря равновесию теплопродукции и теплоотдачи. Тепло в организме образуется при окислении в тканях углеводов и жиров, при работе мышц; теряется при охлаждении кожи. Потери тепла увеличиваются при расширении кожных сосудов и при испарении пота. Эти процессы регулируются гипоталамическим терморегуляторным центром, который работает как прибор, определяющий величину теплопродукции и теплоотдачи. Лихорадка, как результат воспалительного ответа организма на инфекцию, во многом носит защитный характер. Однако, с повышением температуры (ближе к 40°С) защитная роль лихорадки переходит в свою противоположность: повышается интенсивность метаболизма, потребление О 2 и выделение СО 2 , усиливается потеря жидкости, создается дополнительная нагрузка на сердце и легкие, а именно на каждый градус повышения температуры более 37 С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в 1′, а пульс – на 10 ударов в 1′, что приводит к повышению поступления О 2 в кровь. Чем выше температура тела, тем больше нарастает тканевая потребность в кислороде, развивается гипоксия, страдает ЦНС.

Термометрия – измерение температуры тела и регистрация результатов измерения в температурном листе, амбулаторной карте или в листе по уходу за пациентом.

Температура тела измеряется медицинским термометром 2 раза в сутки – утром между 6-8 часами и в 16-18 часов вечера.

Температура тела не измеряется после приема пищи, физической нагрузки, психо-эмоционального раздражения.

При лихорадке температура тела измеряется через каждые 2-3 часа, в спокойном состоянии пациента, в присутствии медсестры, в течение 7-10 минут.

Оснащение для термометрии :

1. Медицинский термометр (ртутный, электронный).

2. Индивидуальная салфетка.

3. Емкость с дезраствором.

4. Температурный лист, часы, ручка.

Места измерения температуры тела:

Подмышечная впадина

Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине:

I.Подготовка к процедуре:

  1. Приготовить термометр (стеклянный ртутный); проверить его целостность, при необходимости – протереть насухо чистой салфеткой.
  2. Встряхнуть термометр сверху вниз так, чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в резервуар.

II. Выполнение процедуры:

  1. Осмотреть подмышечную впадину, при необходимости – вытереть насухо салфеткой или попросить пациента сделать это.
  2. Расположить термометр в подмышечной области так, чтобы ртутный резервуар со всех сторон плотно соприкасался с телом пациента (прижать плечо к грудной клетке).
  3. Оставить термометр на 7-10 минут.

III.Окончание процедуры:

  1. Извлечь термометр из подмышечной впадины, произвести считывание показаний термометра, держа его горизонтально на уровне глаз.
  2. Сообщить пациенту результаты измерения.
  3. Встряхнуть термометр сверху вниз так, чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в резервуар, положить в контейнер с дезинфицирующим раствором.
  4. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).
  5. О лихорадящих пациентах сообщить дежурному врачу.

Паховая складка. Иногда используется в детской практике, при этом ногу

сгибают в тазобедренном суставе.

Прямая кишка .

Алгоритм измерения температуры в прямой кишке:

  1. I. Подготовка к процедуре:
  2. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика), надеть перчатки.
  3. Приготовить термометр: проверить его целостность, при необходимости – протереть насухо чистой салфеткой.
  4. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры.
  5. Попросить пациента лечь на бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах.

II.Выполнение процедуры:

  1. Резервуар термометра смазать вазелином
  2. Раздвинуть 1 и 2 пальцами левой руки ягодицы пациента, осмотреть область анального отверстия.
  3. Ввести резервуар термометра в анальное отверстие на глубину3-4см.
  4. Если чувствуется сопротивление введению термометра, процедуру немедленно прекратить. Оставить термометр на 2-3 минуты.

III. Окончание процедуры:

  1. Термометр извлечь, считать результат.
  2. Сообщить пациенту результат исследования.
  3. Термометр поместить в лоток с дезинфицирующим средством.
  4. Протереть салфеткой анальное отверстие, помочь пациенту принять удобное положение.
  5. Обработать термометр согласно принятым санитарным нормам и правилам.
  6. Снять перчатки.
  7. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).
  8. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации.

Различают три периода лихорадки:

1. Период подъема t ° (нарастания). Теплопродукция выше, чем теплоотдача. Сосуды сужаются (спазм), вследствие этого ограничение кровообращения на периферии.

2. Период разгара (относительно постоянной температуры), теплоотдача повышается и уравнивается с теплопродукцией. Сосуды кожи в этот период расширяются (гиперемия). В результате дальнейшее повышение температуры прекращается, и она стабилизируется на высоком уровне.

Симптомы

Ощущение жара;

Слабость, головная боль, сухость во рту, снижение аппетита, румянец на щеках, возбуждение;

Возможны судороги. При температуре тела 39°-41°с и выше возможно нарушение сознания, в результате – бред, галлюцинации.

Постельный режим;

Физические методы снижения: раскрыть, обтереть, холодный компресс, пузырь со льдом, обильное теплое питье.

При сухости слизистых рта и образовании трещин на губах – орошение и обработка трещин. Кормление пациента в зависимости от состояния и течения заболевания (при повышенной температуре нарушается обмен веществ, и съеденная пища не переваривается в полном объеме, могут возникнуть процессы брожения и гниения).

  1. 4. Период снижения температуры. Теплоотдача превышает теплопродукцию.

Снижение температуры тела.

Критическое

Симптомы

Температура тела снижается резко, в течение 1 часа или быстрее. Происходит значительное расширение кожных сосудов, вследствие этого резко снижается АД, пульс нитевидный, слабого наполнения и напряжения. Тахикардия. Слабость, обильный, холодный липкий пот, кожа бледная, конечности холодные, цианоз. Коллапс! Сообщить врачу.

Уложить, ножной конец на 30-40 см. выше головы, из-под головы подушку убрать.

Приток свежего воздуха.

Согреть. Для поднятия АД – крепкий свежезаваренный сладкий чай. Контроль гемодинамики общего состояния. Обеспечить дальнейший уход при нормализации t тела: смена постельного и нательного белья, уход за кожей и слизистыми.

Объем сестринской помощи зависит от цифр,периода лихорадки, возраста пациента, причины повышения t тела, индивидуальных особенностей и способностей организма.

Классификация лихорадки

По степени повышения температуры тела выделяют:

  1. Субфебрильную лихорадку – подъемы от 37,1 до 38,0°С.
  2. Фебрильную (умеренно повышенную) от 38,1 до 39,0°С.
  3. Пиретическую (высокую) – от 39,1 до 40,0°С.
  4. Гиперпиретическую (очень высокую) – от 40,1°С и выше.

По длительности подъема температуры тела выделяют:

  1. Мимолетные (однодневные, эфемерные – продолжаются несколько часов при перегреве на солнце, после гемотрансфузии, иногда после внутривенного введения веществ, при легких инфекциях).
  2. Острые – до 15 дней (острые респираторные заболевания, ангина, дифтерия, коклюш, скарлатина, ветряная оспа, краснуха, сальмонеллез, лептоспироз, псевдотуберкулез, кишечный иерсиниоз, инфекционный мононуклеоз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, трихинеллез, инфаркт миокарда, «острый живот», пневмония).
  3. Подострые – до 45 дней (возвратный, сыпной и брюшной тифы, бруцеллез, орнитоз, малярия; активная фаза ревматизма).
  4. Хронические – более 45 дней (сепсис, СПИД, токсоплазмоз; дерматомиозит, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, узелковый полиартрит, гепатит, панкреатиты, холециститы, туберкулез, бронхоэктатическая болезнь, опухоли, лейкозы, саркоидоз).

По характеру колебаний температуры тела в течение суток или более длительного периода лихорадка подразделяется на ряд разновидностей, которые, однако, могут наблюдаться только при естественном течении болезни, использование же современных лечебных средств (прежде всего, жаропонижающих и антибактериальных) может приводить к появлению необычных вариантов температурных кривых.

  1. Постоянная (устойчивая) – колебания температуры тела в течение суток не превышает 1°с, обычно в пределах 38-39°с (встречается при пневмонии, ОРВИ; сыпном и брюшном тифе во II стадии, псевдотуберкулезе, лихорадке Ку, сепсисе с грамотрицательной флорой).
  2. Послабляющая (ремитирующая) – температура тела увеличивается до различных значений, ее суточные колебания 1-2°С (встречается при гнойных заболеваниях; очаговой пневмонии, брюшном тифе в III стадии, бруцеллёзе, орнитозе, клещевом реккетсиозе, вирусных энцефалитах, геморрагических лихорадках).
  3. Перемежающаяся (интермиттирующая) – температура тела внезапно повышается до 39-40°С и через короткое время (часы) быстро снижается до нормальных или даже субнормальных значений, через 1-3 дня такой подъем температуры вновь повторяется (наблюдается при малярии: может быть ежедневной, через день, через два дня – клещевом возвратном тифе). Имеется особый тип – интермиттирующая лихорадка Шарко, сопровождается ознобом, болью в правом верхнем квадранте живота и желтухой (в результате периодической обструкции общего желчного протока камнем).
  4. Возвратная – температура тела повышается сразу до высоких значений, и сохраняется на этом высоком уровне несколько дней, затем она временно спадает до нормальных значений с последующим новым периодом повышения (от 2 до 5 приступов) (типична для спирохетозов – возвратный тиф эндемический и эпидемический, содоку – болезни укуса крыс). Выделяют также особый тип при лимфогранулематозе – лихорадку Пеля-Эбштейна (повышение температуры на несколько часов-дней с последующим периодом с нормальной температурой в несколько дней-недель).
  5. Гектическая (истощающая, септическая) – колебания температуры тела в течение суток составляют 3-5°С (наблюдается при сепсисе, генерализованных вирусных инфекциях; нагноительных заболеваниях, тяжелом туберкулезе легких).
  6. Волнообразная (ундулирующая) – температура тела некоторое время постепенно (за несколько дней) нарастает, затем постепенно (опять за несколько дней) снижается, достигнув нормальных или субфебрильных значений, вновь дает довольно правильную волну подъема (отмечается при бруцеллёзе, висцеральном лейшманиозе, лимфогранулематозе). Имеются разновидности этого типа температурной кривой – многоволновая (тип Боткина), одноволновая (тип Вундерлиха), «наклонная плоскость» (тип Кильдюшевского) – когда в течение 1-3 дней идет повышение температуры, а затем медленное снижение лихорадки. Все эти особые типы встречаются при брюшном тифе.
  7. Неправильная (атипичная)

характерны незакономерные повышения температуры тела до различных значений (наблюдается при ревматизме, гриппе, дизентерии, спорадическом брюшном тифе).

8. Извращенная (обратная) – наблюдается более высокое значение утренней температуры в сравнении с вечерней (встречается при туберкулезе, затяжном сепсисе, иногда при бруцеллёзе).
9. Острая волнообразная – в отличие от волнообразной, характеризуется относительно кратковременными волнами (3-5 дней) и отсутствием ремиссии между волнами. Температурная кривая может представлять собой ряд затухающих волн (каждая последующая волна меньше предыдущей по амплитуде и продолжительности), это наблюдается при брюшном тифе, орнитозе, мононуклеозе. Иногда, при присоединении осложнений кривая носит нарастающий характер (последующая волна больше предыдущей), это бывает при гриппе, эпидемическом паротите.
10.Рецидивная – в отличие от возвратной лихорадки с правильным чередованием волн лихорадки, этот тип характеризуется рецидивом (обычно одним) в различные сроки (от 2-х суток до месяца и более) после окончания первой температурной волны (лептоспироз, псевдотуберкулез)

Уход за лихорадящим пациентом

1. Устранить внешние раздражители, создать условия покоя.

2. Мероприятия по уходу за кожей и слизистой.

а) смена постельного, нательного белья не реже 1 раза в сутки и по мере необходимости.

3. По состоянию пациента: профилактика застойных явлений в легких: дыхательная гимнастика, дренажное положение.

4. Проведение текущей уборки (влажная уборка не менее 2-3 раз), проветривание.

5. Контроль психо-эмоционального состояния.

6. Оформление досуга.

Особенности в педиатрии

Нормальная температура тела ребенка не 36,6.°С, а колеблется втечение суток в пределах 0,5.°С, – 1,0°С, с повышением в вечерние часы. При измерении температуры в подмышечной впадине нормальное значение составляет 36,5 – 37,5°С. Максимальная суточная ректальная температура достигает в среднем 37,6°С, что превышает 37,8°С у половины детей. Измерение аксилярной температуры менее точно, она ниже ректальной на 0,5 – 0,6°С, но точной формулы пересчета одной температуры в другую нет. Важно помнить, однако, что аксилярная температура выше 38°С у подавляющего большинства детей (в т.ч. первых месяцев жизни) соответствует фебрильной ректальной температуре. При большинстве инфекций максимум температуры редко превышает 39,5°С, что не таит в себе какой-либо угрозы для ребенка старше 2-3 месяцев. Для улучшения самочувствия ребенка обычно бывает достаточно снизить температуру на 1 – 1,5°С.

Согласованными показаниями к снижению температуры являются:

1. У детей первых 3 месяцев жизни – > 38°С.

2. У ранее здоровых детей в возрасте старше 3 месяцев:

  • температура > 39,0°С и/или
  • мышечная ломота, головная боль или

3. У детей с фебрильными судорогами в анамнезе –

> 38 – 38,5°С.

4. У детей с тяжелыми заболеваниями сердца, легких, ЦНС –

– > 38,5°С.

У детей возможно развитие фебрильных судорог. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 39 – 40°С, хотя степень повышения t тела, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Выбор жаропонижающего средства

– Следует ориентироваться, прежде всего, на их безопасность, учитывая побочные действия

– Удобство применения, т.е. наличие детских лекарственных форм и дробных дозировок для разных возрастных групп

Физические методы снижения температуры помогают усилить отдачу тепла с поверхности кожи ребенка.

– Создайте покой лихорадящему ребенку, уложите в постель

– Обильное питье, морсы, сладкий чай с лимоном, щелочная минеральная вода, фруктовые соки каждые 15 – 20 минут (с потом и учащенным дыханием теряется много жидкости)

– Раскрыть или снять одежду

– Обдувание (не более 1 минуты) потоком воздуха (при помощи вентиляторов или фена без нагревательных функций)

– Регулярное проветривание квартиры, температура в помещении должна быть 20 – 22°С

– Использование холодных примочек, пузыря со льдом

Разъяснительная работа с родителями

  • Снижать температуру следует по показаниям, указанным выше.
  • Для повышения эффективности терапии важно строго придерживаться рекомендованных разовых (10-15 мг/кг) и суточных доз парацетамола (60мг/кг).
  • Парацетамол и другие антипиретики не рекомендуется принимать «курсом» с целью предотвращения подъема температуры, очередную дозу следует дать лишь после того, как температура тела ребенка вновь повысилась до прежнего уровня. Регулярный прием жаропонижающего 3 – 4 раза в день недопустим.
  • Не следует применять парацетамол без консультации с врачом более 3 дней.
  • Не следует использовать жаропонижающие средства у детей, получающих антибиотики, так как это затрудняет оценку их эффективности.
  • При лихорадке со спазмом кожных сосудов введение антипиретиков следует сочетать с энергичным растиранием кожи ребенка до ее покраснения.
  • Это состояние требует наблюдение врачом.

Литература:

  1. В.П. Смирнов, И.А. Мельгунова, В.П. Гайнова, А.К. Краснова. Этапы

развития здорового ребенка. 2004г.

  1. Л.Г. Калягина, В. П. Смирнов. Основы сестринского дела. 2006г.
  2. А.Н. Калягин. Общий уход за терапевтическими больными. 2006г.
  3. Журнал «Сестринское дело», 2009г. № 3,5.

В развитии лихорадки различают три периода:

I – период подъема температуры:

Теплопродукция преобладает над теплоотдачей, которая резко снижается за счет сужения сосудов кожи. Несмотря на подъем температуры, кожа становится холодной на ощупь, имеет вид «гусиной кожи», пациент жалуется на озноб, ломоту в теле, головную боль.

II – период относительного постоянства температуры:

Он может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширяются, теплоотдача увеличивается и выравнивается с теплопродукцией. Поэтому дальнейшее повышение температуры прекращается и температура стабилизируется.

В этот период пациент испытывает жар, головную боль, ломоту в теле, сухость во рту, жажду. Возможно нарушение сознания (галлюцинации, бред), судороги. Кожные покровы горячие, лицо гиперемировано.

III – период снижения температуры:

    Критическое снижение температуры тела (например, с 40 до 36 0 С) в течение часа). Сопровождается развитием коллапса (резкое падение тонуса сосудов, снижение АД, появление нитевидного пульса, бледность, обильный пот, кожа холодная на ощупь, цианоз губ, резкая слабость).

    Литическое снижение температуры тела - постепенное, в течение нескольких дней. Состояние пациента нормализуется, появляется аппетит.

Алгоритм действий:

I период лихорадки :

    уложить пациента в постель.

    накрыть вторым одеялом.

    приложить грелку к ногам.

    напоить горячим чаем с малиной или мёдом.

    контроль температуры тела не реже 2 раз в день.

    контроль пульса, АД, ЧДД

II период лихорадки :

    поставить холодный компресс на лоб пациента.

    подвесить над головой пузырь со льдом.

    смачивать губы водой, орошать полость рта, при необходимости смазывать трещины на губах вазелиновым маслом.

    поить прохладным питьём, соками, морсами.

    кормить пациента легкоусваиваемой полужидкой пищей.

    контролировать состояние (оценивать поведение, внешний вид, состояние нервной системы, пульс, АД, ЧДД).

    проветривать палату, не допуская сквозняков.

    при лихорадке выше 38 0 С – протереть кожу слабым раствором лимонной или уксусной кислоты; обеспечить прием жаропонижающих препаратов.

    при ухудшении состояния - вызвать врача.

III период лихорадки :

    обеспечить соблюдение постельного режима

    менять нательное и постельное бельё.

    протирать кожу насухо.

    напоить крепким сладким чаем.

    наблюдать за пациентом (оценивать внешний вид, контроль АД, t 0 тела, Ps).

    при ухудшении состояния пациента - вызвать врача; приготовить сосудосуживающие средства; опустить головной конец кровати.

Сапа Ирина Юрьевна

У детей, по сравнению со взрослыми, повышение температуры тела (гипертермия) наблюдается чаще. Это связано с недостаточным развитием центра терморегуляции у малышей.

Наиболее частые причины повышения температуры тела у детей:

Нормальная температура тела, измеряемая в подмышечной области у ребенка старше года или в бедренной складке у малышей до года, колеблется от 36 до 37 градусов, но в среднем – 36,6 0 . Температура в полости рта и в прямой кишке (анальная температура) – на 1 градус выше.

Повышение температуры тела в подмышечной впадине от 37 до 38 градусов называют субфебрильной, от 38 до 39 градусов – фебрильной, от 39 до 40,5 – пиретической (от греч. pyretos – жар), а выше 40,5 – гиперпиретической.

Основные периоды развития гипертермии :

    постепенного повышения температуры (начальный период). Часто сопровождается ознобом, головной болью, ухудшением общего состояния. У детей первого года жизни нередко рвота предшествует повышению температуры;

    период максимального повышения. Происходит дальнейшее ухудшение общего состояния: появляется ощущение тяжести в голове, чувство жара, резкая слабость, ломота во всем теле. Часто возникает возбуждение, возможны судороги. Иногда появляется бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка одного в постели без присмотра кого-либо из членов семьи, так как дети могут упасть с кровати или удариться;

    период снижения температуры тела. Процесс может протекать критически (кризис) или литически (лизис). Быстрое падение температуры тела, например с 40 до 36 градусов, называют критическим. А постепенное снижение – литическим. При критическом снижении происходит резкое снижение тонуса сосудов и артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. У ребенка развивается сильная слабость, обильное потоотделение, руки и ноги становятся холодными на ощупь. При постепенном (литическом) снижении температуры появляется небольшая испарина и умеренная слабость. Как правило, ребенок спокойно засыпает.

От того, какой период процесса у ребенка зависят и лечебные процедуры, которые можно проводиться в домашних условиях до осмотра малыша врачом и применения жаропонижающих медикаментов.

Помощь в начальный период повышения температуры :

  • ребенка следует уложить в постель;
  • тщательно укрыть;
  • к ногам приложить теплую грелку;
  • обеспечить приток свежего прохладного воздуха, но без сквозняков;
  • напоить чаем. Если малыш отказывается от чая, предлагают другие напитки (компот, сок, настой шиповника);

Помощь в период максимального повышения температуры:

    продолжать обильно поить малыша: давать жидкость в виде фруктовых соков, морсов, минеральной воды, настоев трав. При повышении температуры тела выше 37 градусов на каждый градус требуется дополнительно 10 мл жидкости на 1 кг массы тела (приблизительно на 20-30 % больше обычного объема). Например, ребенку 8 месяцев с массой тела 8 кг при температуре 39 градусов необходимо дополнительно к объему суточного рациона 160 мл жидкости;

    не настаивать на еде при отсутствии аппетита. Питание ребенка при высокой температуре должно быть щадящим, с ограничением белков животного происхождения (мясо, молоко). Лучше кормить ребенка чаще и небольшими порциями;

    если появляется сухость во рту и трещины на губах, то их нужно смазывать слабым раствором соды (1 чайная ложка на стакан теплой кипяченой воды), вазелиновым маслом или другим жиром;

    на голову при сильной головной боли используют холод - кладут пузырь со льдом, но обязательно через пеленку или сложенное в 3-4 слоя льняное полотенце. В домашних условиях можно использовать заполненные водой и предварительно замороженные грелки или небольшие по объему пластиковые бутылки. Сегодня в аптеках можно приобрести специальные пакеты с гелем (чаще этот инертный гель имеет голубую окраску), которые после охлаждения в холодильнике используют на любую область тела. Применение таких гелевых пакетов очень удобно, так как они принимают очертания того участка тела, на который наложены и могут быть многократно использованы;

    на область лба можно накладывать и холодные компрессы с холодной водой, но следует их смачивать повторно и менять по мере нагревания (приблизительно каждые 2-4 минуты). Лучше пользоваться поочередно двумя салфетками. Пока один положен на зону повышенной температуры, второй остывает в холодной воде. Можно использовать уксусную воду для компрессов (1 столовая ложка на литр воды).;

    в подмышечные впадины и в бедренные складки, прижимая немного ноги к животу, кладут маленькие флакончики со льдом (на 10-20 мл), обёрнутые марлевой салфеткой;

    при повышении температуры выше 38 градусов, ребенка следует раскрыть, можно обдувать его вентилятором;

    применяют обтирание кожи спиртовым или уксусным раствором.

Как делать обтирания ребенка с целью снижения температуры :

    готовят небольшую емкость на 200-300 мл;

    наливают туда 50 грамм спирта или водки;

    добавляют такой же объем воды;

    смачивают марлевую салфетку или кусочек ткани размером 20х20 или 30х30 см;

    отжимают салфетку;

    смоченной салфеткой обтирают кожу ребенка (грудь, живот, спину, бедра), особенно тщательно растирая ладони, подошвы, внутреннюю поверхность рук и ног. У детей раннего возраста кожа очень нежная, поэтому обтирания следует проводить так, чтобы не травмировать кожные покровы. Спиртовой раствор быстро испаряется с поверхности тела и за счет этого увеличивается теплоотдача и происходит снижение температуры. Для уксусных обтираний на один литр холодной воды добавляют одну столовую ложку уксуса (но не уксусной эссенции). Можно в такой же пропорции использовать яблочный уксус. Обтирание можно повторять каждые 1,5-2 часа. Если ребенок потеет, необходимо каждый раз менять белье.

    после обтирания ребенка одевают в обычную пижаму;

    укладывают малыша в постель. Нельзя укутывать детей очень тепло, так как возможно повторное повышение температуры.

В последнее время дискутируются вопросы о целесообразности применения уксусных компрессов и уксусных обтираний при гипертермии. Некоторые авторы считают, что наружное использование кислых или спиртовых растворов усиливает интоксикацию. Однако за мою многолетнюю практику мне не приходилось сталкиваться с усугублением состояния ребенка при применении двух-трех уксусных или спиртовых растираний в течение дня. Повторное стойкое повышение температуры тела после физического охлаждения требует применения медикаментозных средств.

В том случае, если ребенок тяжело переносит повышение температуры или у него на этом фоне ранее были судороги (так называемые фебрильные судороги), то следует начинать снижать температуру уже при 37.5-37.8 о, не дожидаясь подъема до 38 градусов.

Помощь при быстром критическом снижении повышенной температуры:

  • ребенка необходимо согреть;
  • приложить к ногам грелку;
  • дать выпить крепкий чай;
  • следить, чтобы одежда и белье ребенка были сухие. Если постель стала влажной из-за потоотделения, необходимо сменить постельное белье.

При постепенном литическом снижении температуры достаточно следить, чтобы малыша не будили в этот момент, так как в период сна он восстанавливает свои силы и контролировать, сухая ли у него одежда и постельное белье.

Как делать полные обертывания для снижения высокой температуры тела :

    набирают в емкость не менее 1 литра холодную воду из-под крана или наливают настой трав (ромашка, тысячелистник, зверобой);

    хлопчатобумажную простынку или полотно смачивают в приготовленном растворе;

    отжимают;

    быстро обертывают вокруг тела ребенка таким образом, чтобы ручки оставались свободными, а ножки были обернуты со всех сторон, кроме стоп;

    заворачивают ребенка в простыню или тонкое одеяло, затем в более плотное одеяло или плед, но свободными остаются лицо и стопы;

    на ступни одевают смоченные холодной водой носочки, а сверху – шерстяные носки;

    оставляют ребенка в таком общем холодном компрессе на 45-60 минут;

    если заметно, что ребенок мерзнет, то его следует укрыть дополнительно чем-то теплым или положить к ногам теплую грелку;

    во время обертывания дают детям теплое питье. Чем сильнее будет поотделение, тем быстрее снизится температура тела;

    подготовить ванну с теплой водой к истечению времени процедуры;

    развернуть ребенка;

    быстро выкупать его;

    промокнуть полотенцем;

    уложить в постель;

    через 15-30 минут одеть в чистое белье. Можно вместо ванны ополоснуть малыша под душем. Если ребенок во время процедуры заснет, то его не следует будить, пока он не проснется сам.

Холодное обертывание малышам следует делать таким образом:

    поперек кроватки или пеленального столика постелить махровое полотенце или одеяльце;

    смочить в холодной воде сложенную пополам пеленку;

    мокрую пеленку положить поверх полотенца или одеяльца;

    раздетого ребенка уложить спиной на мокрую пеленку;

    подняв его в пеленке;

    обернуть свободные концы мокрой пеленки вокруг грудной клетки малыша;

    смочить и отжать вторую пеленку;

    приложить вторую пеленку к груди ребенка;

    затем завернуть малыша в сухое полотенце, одеяло или плед;

    через 30-45 минут ребенка распеленать;

    вытереть сухим полотенцем и надеть сухое белье.

Проводят холодные обертывания один раз в день. Их можно чередовать с обтираниями – уксусными или спиртовыми. Следует помнить, что холодные обертывания используют только при повышении температуры тела выше 38 градусов. Субфебрильная температура (37-37,5) требует применения горячих обертываний.

Еще один метод немедикаментозного снижения температуры тела – это клизмы. Эта процедура позволяет освободить организм от токсинов, которые сами по себе могут вызывать повышение температуры тела. Но для такой жаропонижающей клизмы следует использовать гипертонический 5-10 % солевой раствор: 1 столовая ложка соли на один стакан воды. Используют слегка теплую воду. Баллон для клизмы (груша) должен быть с мягким наконечником. Объем клизмы для детей в зависимости от возраста такой: в возрасте до 6 месяцев – 30-50 мл, от 6 месяцев до 1.5 лет – 70-100 мл, от 1.5 до 5 лет – 180-200 мл, 6 – 12 лет – 200-400 мл, старше 12 лет – 500-700 мл. Можно использовать настой ромашки (3 столовых ложки цветов на стакан воды, кипятить на водяной бане 15 минут или заварить в термосе) как основу для гипертонической клизмы.

Как поставить клизму ребенку:

    перед употреблением грушу для клизмы следует прокипятить в течение 2-5 минут;

    после охлаждения груши, её заполняют приготовленным раствором;

    удаляют лишний воздух, слегка сжимая баллон до появления жидкости из обращенного вверх наконечника;

    наконечник смазывают вазелином;

    ребенка грудного возраста укладывают на спину с приподнятыми вверх ножками, а детей более старшего возраста – на бок с подтянутыми к животу ногами;

    наконечник баллона вводят в заднепроходное отверстие очень осторожно, чтобы не травмировать слизистую оболочку прямой кишки, без усилия, на глубину 3-5 см детям младшего возраста, на 6-8 см – старшим;

    постепенно сжимают грушу и выдавливают жидкость в прямую кишку;

    после опорожнения баллона, не разжимая его, осторожно выводят наконечник

Для удержания введенной жидкости в кишечнике следует рукой сжать на несколько минут ягодицы ребенка. После этого происходит опорожнение кишечника. В настоящее время в аптеках можно приобрести разовые стерильные пластиковые баллоны с наконечниками и уже готовыми растворами для очистительных клизм различного объема, в том числе и для самых маленьких детей.

При воспалительных заболеваниях кишечника с угрозой образования язв, эрозий или трещин в прямой кишке или толстом кишечнике, постановка клизм в домашних условиях без консультации врача противопоказана.

Таким образом, в домашних условиях или на отдыхе, на даче следует использовать немедикаментозные методы снижения высокой температуры тела до обращения к врачу для предупреждения осложнения, связанные с гипертермией. По мере накопления собственного опыта родители начинают ориентироваться, какие процедуры ребенок переносит легче и какие из них самые эффективные. Именно эти методы и необходимо применять в дальнейшем при повторных эпизодах выраженного повышения температуры тела.

Сапа Ирина Юрьевна

У детей, по сравнению со взрослыми, повышение температуры тела (гипертермия) наблюдается чаще. Это связано с недостаточным развитием центра терморегуляции у малышей.

Наиболее частые причины повышения температуры тела у детей:

  • острые инфекционные заболевания (ОРВИ, пневмонии, кишечные инфекции);
  • обезвоживание организма;
  • перегревание;
  • поражение центральной нервной системы.

Нормальная температура тела, измеряемая в подмышечной области у ребенка старше года или в бедренной складке у малышей до года, колеблется от 36 до 37 градусов, но в среднем – 36,6 0 . Температура в полости рта и в прямой кишке (анальная температура) – на 1 градус выше.

Повышение температуры тела в подмышечной впадине от 37 до 38 градусов называют субфебрильной, от 38 до 39 градусов – фебрильной, от 39 до 40,5 – пиретической (от греч. pyretos – жар), а выше 40,5 – гиперпиретической.

Основные периоды развития гипертермии :

    постепенного повышения температуры (начальный период). Часто сопровождается ознобом, головной болью, ухудшением общего состояния. У детей первого года жизни нередко рвота предшествует повышению температуры;

    период максимального повышения. Происходит дальнейшее ухудшение общего состояния: появляется ощущение тяжести в голове, чувство жара, резкая слабость, ломота во всем теле. Часто возникает возбуждение, возможны судороги. Иногда появляется бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка одного в постели без присмотра кого-либо из членов семьи, так как дети могут упасть с кровати или удариться;

    период снижения температуры тела. Процесс может протекать критически (кризис) или литически (лизис). Быстрое падение температуры тела, например с 40 до 36 градусов, называют критическим. А постепенное снижение – литическим. При критическом снижении происходит резкое снижение тонуса сосудов и артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. У ребенка развивается сильная слабость, обильное потоотделение, руки и ноги становятся холодными на ощупь. При постепенном (литическом) снижении температуры появляется небольшая испарина и умеренная слабость. Как правило, ребенок спокойно засыпает.

От того, какой период процесса у ребенка зависят и лечебные процедуры, которые можно проводиться в домашних условиях до осмотра малыша врачом и применения жаропонижающих медикаментов.

Помощь в начальный период повышения температуры :

  • ребенка следует уложить в постель;
  • тщательно укрыть;
  • к ногам приложить теплую грелку;
  • обеспечить приток свежего прохладного воздуха, но без сквозняков;
  • напоить чаем. Если малыш отказывается от чая, предлагают другие напитки (компот, сок, настой шиповника);

Помощь в период максимального повышения температуры:

    продолжать обильно поить малыша: давать жидкость в виде фруктовых соков, морсов, минеральной воды, настоев трав. При повышении температуры тела выше 37 градусов на каждый градус требуется дополнительно 10 мл жидкости на 1 кг массы тела (приблизительно на 20-30 % больше обычного объема). Например, ребенку 8 месяцев с массой тела 8 кг при температуре 39 градусов необходимо дополнительно к объему суточного рациона 160 мл жидкости;

    не настаивать на еде при отсутствии аппетита. Питание ребенка при высокой температуре должно быть щадящим, с ограничением белков животного происхождения (мясо, молоко). Лучше кормить ребенка чаще и небольшими порциями;

    если появляется сухость во рту и трещины на губах, то их нужно смазывать слабым раствором соды (1 чайная ложка на стакан теплой кипяченой воды), вазелиновым маслом или другим жиром;

    на голову при сильной головной боли используют холод - кладут пузырь со льдом, но обязательно через пеленку или сложенное в 3-4 слоя льняное полотенце. В домашних условиях можно использовать заполненные водой и предварительно замороженные грелки или небольшие по объему пластиковые бутылки. Сегодня в аптеках можно приобрести специальные пакеты с гелем (чаще этот инертный гель имеет голубую окраску), которые после охлаждения в холодильнике используют на любую область тела. Применение таких гелевых пакетов очень удобно, так как они принимают очертания того участка тела, на который наложены и могут быть многократно использованы;

    на область лба можно накладывать и холодные компрессы с холодной водой, но следует их смачивать повторно и менять по мере нагревания (приблизительно каждые 2-4 минуты). Лучше пользоваться поочередно двумя салфетками. Пока один положен на зону повышенной температуры, второй остывает в холодной воде. Можно использовать уксусную воду для компрессов (1 столовая ложка на литр воды).;

    в подмышечные впадины и в бедренные складки, прижимая немного ноги к животу, кладут маленькие флакончики со льдом (на 10-20 мл), обёрнутые марлевой салфеткой;

    при повышении температуры выше 38 градусов, ребенка следует раскрыть, можно обдувать его вентилятором;

    применяют обтирание кожи спиртовым или уксусным раствором.

Как делать обтирания ребенка с целью снижения температуры :

    готовят небольшую емкость на 200-300 мл;

    наливают туда 50 грамм спирта или водки;

    добавляют такой же объем воды;

    смачивают марлевую салфетку или кусочек ткани размером 20х20 или 30х30 см;

    отжимают салфетку;

    смоченной салфеткой обтирают кожу ребенка (грудь, живот, спину, бедра), особенно тщательно растирая ладони, подошвы, внутреннюю поверхность рук и ног. У детей раннего возраста кожа очень нежная, поэтому обтирания следует проводить так, чтобы не травмировать кожные покровы. Спиртовой раствор быстро испаряется с поверхности тела и за счет этого увеличивается теплоотдача и происходит снижение температуры. Для уксусных обтираний на один литр холодной воды добавляют одну столовую ложку уксуса (но не уксусной эссенции). Можно в такой же пропорции использовать яблочный уксус. Обтирание можно повторять каждые 1,5-2 часа. Если ребенок потеет, необходимо каждый раз менять белье.

    после обтирания ребенка одевают в обычную пижаму;

    укладывают малыша в постель. Нельзя укутывать детей очень тепло, так как возможно повторное повышение температуры.

В последнее время дискутируются вопросы о целесообразности применения уксусных компрессов и уксусных обтираний при гипертермии. Некоторые авторы считают, что наружное использование кислых или спиртовых растворов усиливает интоксикацию. Однако за мою многолетнюю практику мне не приходилось сталкиваться с усугублением состояния ребенка при применении двух-трех уксусных или спиртовых растираний в течение дня. Повторное стойкое повышение температуры тела после физического охлаждения требует применения медикаментозных средств.

В том случае, если ребенок тяжело переносит повышение температуры или у него на этом фоне ранее были судороги (так называемые фебрильные судороги), то следует начинать снижать температуру уже при 37.5-37.8 о, не дожидаясь подъема до 38 градусов.

Помощь при быстром критическом снижении повышенной температуры:

  • ребенка необходимо согреть;
  • приложить к ногам грелку;
  • дать выпить крепкий чай;
  • следить, чтобы одежда и белье ребенка были сухие. Если постель стала влажной из-за потоотделения, необходимо сменить постельное белье.

При постепенном литическом снижении температуры достаточно следить, чтобы малыша не будили в этот момент, так как в период сна он восстанавливает свои силы и контролировать, сухая ли у него одежда и постельное белье.

Как делать полные обертывания для снижения высокой температуры тела :

    набирают в емкость не менее 1 литра холодную воду из-под крана или наливают настой трав (ромашка, тысячелистник, зверобой);

    хлопчатобумажную простынку или полотно смачивают в приготовленном растворе;

    отжимают;

    быстро обертывают вокруг тела ребенка таким образом, чтобы ручки оставались свободными, а ножки были обернуты со всех сторон, кроме стоп;

    заворачивают ребенка в простыню или тонкое одеяло, затем в более плотное одеяло или плед, но свободными остаются лицо и стопы;

    на ступни одевают смоченные холодной водой носочки, а сверху – шерстяные носки;

    оставляют ребенка в таком общем холодном компрессе на 45-60 минут;

    если заметно, что ребенок мерзнет, то его следует укрыть дополнительно чем-то теплым или положить к ногам теплую грелку;

    во время обертывания дают детям теплое питье. Чем сильнее будет поотделение, тем быстрее снизится температура тела;

    подготовить ванну с теплой водой к истечению времени процедуры;

    развернуть ребенка;

    быстро выкупать его;

    промокнуть полотенцем;

    уложить в постель;

    через 15-30 минут одеть в чистое белье. Можно вместо ванны ополоснуть малыша под душем. Если ребенок во время процедуры заснет, то его не следует будить, пока он не проснется сам.

Холодное обертывание малышам следует делать таким образом:

    поперек кроватки или пеленального столика постелить махровое полотенце или одеяльце;

    смочить в холодной воде сложенную пополам пеленку;

    мокрую пеленку положить поверх полотенца или одеяльца;

    раздетого ребенка уложить спиной на мокрую пеленку;

    подняв его в пеленке;

    обернуть свободные концы мокрой пеленки вокруг грудной клетки малыша;

    смочить и отжать вторую пеленку;

    приложить вторую пеленку к груди ребенка;

    затем завернуть малыша в сухое полотенце, одеяло или плед;

    через 30-45 минут ребенка распеленать;

    вытереть сухим полотенцем и надеть сухое белье.

Проводят холодные обертывания один раз в день. Их можно чередовать с обтираниями – уксусными или спиртовыми. Следует помнить, что холодные обертывания используют только при повышении температуры тела выше 38 градусов. Субфебрильная температура (37-37,5) требует применения горячих обертываний.

Еще один метод немедикаментозного снижения температуры тела – это клизмы. Эта процедура позволяет освободить организм от токсинов, которые сами по себе могут вызывать повышение температуры тела. Но для такой жаропонижающей клизмы следует использовать гипертонический 5-10 % солевой раствор: 1 столовая ложка соли на один стакан воды. Используют слегка теплую воду. Баллон для клизмы (груша) должен быть с мягким наконечником. Объем клизмы для детей в зависимости от возраста такой: в возрасте до 6 месяцев – 30-50 мл, от 6 месяцев до 1.5 лет – 70-100 мл, от 1.5 до 5 лет – 180-200 мл, 6 – 12 лет – 200-400 мл, старше 12 лет – 500-700 мл. Можно использовать настой ромашки (3 столовых ложки цветов на стакан воды, кипятить на водяной бане 15 минут или заварить в термосе) как основу для гипертонической клизмы.

Как поставить клизму ребенку:

    перед употреблением грушу для клизмы следует прокипятить в течение 2-5 минут;

    после охлаждения груши, её заполняют приготовленным раствором;

    удаляют лишний воздух, слегка сжимая баллон до появления жидкости из обращенного вверх наконечника;

    наконечник смазывают вазелином;

    ребенка грудного возраста укладывают на спину с приподнятыми вверх ножками, а детей более старшего возраста – на бок с подтянутыми к животу ногами;

    наконечник баллона вводят в заднепроходное отверстие очень осторожно, чтобы не травмировать слизистую оболочку прямой кишки, без усилия, на глубину 3-5 см детям младшего возраста, на 6-8 см – старшим;

    постепенно сжимают грушу и выдавливают жидкость в прямую кишку;

    после опорожнения баллона, не разжимая его, осторожно выводят наконечник

Для удержания введенной жидкости в кишечнике следует рукой сжать на несколько минут ягодицы ребенка. После этого происходит опорожнение кишечника. В настоящее время в аптеках можно приобрести разовые стерильные пластиковые баллоны с наконечниками и уже готовыми растворами для очистительных клизм различного объема, в том числе и для самых маленьких детей.

При воспалительных заболеваниях кишечника с угрозой образования язв, эрозий или трещин в прямой кишке или толстом кишечнике, постановка клизм в домашних условиях без консультации врача противопоказана.

Таким образом, в домашних условиях или на отдыхе, на даче следует использовать немедикаментозные методы снижения высокой температуры тела до обращения к врачу для предупреждения осложнения, связанные с гипертермией. По мере накопления собственного опыта родители начинают ориентироваться, какие процедуры ребенок переносит легче и какие из них самые эффективные. Именно эти методы и необходимо применять в дальнейшем при повторных эпизодах выраженного повышения температуры тела.