Основные особенности обмена веществ у детей. Обмен веществ и его особенности у детей различных возрастных групп


У детей в период их роста и развития анаболические процессы преобладают над катаболическими, причем степень преобладания соответствует скорости роста, которая отражает изменение массы за определенное время.

Процессы обмена в организме человека связаны с определенными структурными образованиями. В митохондриях совершается большая часть обменных процессов, специально окислительные и энергетические процессы (цикл Кребса, дыхательная цепь, окислительное фосфорилирование и др.). Поэтому митохондрии клетки часто называют «силовыми станциями» клетки, которые снабжают энергией все остальные ее части. В рибосомах осуществляется синтез белков, а необходимая энергия для синтеза получается из митохондрий. Основное вещество протоплазмы - гиалоплазма - принимает большое участие в процессах гликолиза и других ферментативных реакциях.

Наряду с клеточными структурами, тканями и органами, создаваемыми в процессе онтогенеза всего однажды и на всю жизнь, многие клеточные структуры не являются постоянными. Они находятся в процессе непрерывного построения и расщепления, что зависит от обмена веществ. Известно, что продолжительность жизни эритроцитов составляет 80-120 дней, нейтрофилов - 1-3 дня, тромбоцитов - 8-11 дней. Половина всех белков плазмы крови обновляется за 2-4 дня. Даже вещество кости и эмаль зубов постоянно подвергаются обновлению.

Поступательное развитие человеческого организма определяется наследственной информацией, благодаря которой образуются специфичные для каждой ткани человека белки. Многие из генетически детерминированных белков входят в состав ферментных систем человеческого организма.

Таким образом, по своей сути все процессы обмена веществ являются ферментативными и протекают последовательно, что координируется сложной системой цепей регуляции с прямыми и обратными связями.

У ребенка, в отличие от взрослого, происходит становление и созревание обменных процессов, отражающее общую тенденцию развития и созревания организма со всеми их дисгармониями и критическими состояниями. Факторы внешней среды могут выступать как индукторы и стимуляторы созревания обменных процессов или целых функциональных систем. Вместе с тем нередко грани между позитивным, стимулирующим развитие внешним воздействием (или его дозой) и тем же воздействием с разрушительным патологическим эффектом могут быть очень тонкими. Выражением этого является лабильность обмена, частые и более выраженные его нарушения при различных условиях жизни или заболеваниях.

Нарушение обмена веществ у детей

У детей нарушения обмена веществ условно можно разделить на три группы.

Первая группа болезней обмена веществ - это наследственные, генетически обусловленные заболевания, реже - анатомические пороки развития. Как правило, основой таких обменных заболеваний является дефицит (различной выраженности) фермента или ферментов, необходимых для метаболизации того или иного вещества, и отмечается устойчивая неблагоприятная ситуация с расщеплением исходных пищевых компонентов, промежуточной трансформацией или синтезом новых метаболитов или элиминацией конечных продуктов. Нередко дефицит или избыток веществ, возникающие в условиях измененного обмена, оказывают весьма существенное влияние на жизнеспособность ребенка или его физиологические функции. Сохранение здоровья или нормальной жизнедеятельности для таких больных требует постоянных мер коррекции и помощи, нередко пожизненных ограничений, заместительных мер, клинико-лабораторного мониторинга, специальных продуктов питания. Значительная часть генетически детерминированных болезней или нарушений обмена веществ может вообще не проявляться клинически в детском возрасте. Дети - носители этого патологического состояния привлекают к себе внимание только во взрослом периоде жизни после возникновения у них относительно ранних или тяжелых форм сосудистых заболеваний (атеросклероз сосудов головного мозга или сердца), гипертонической болезни, хронических обструктивных заболеваний легких, цирроза печени и т. д. Относительно раннее выявление генетических или биохимических маркеров этих заболеваний исключительно эффективно для предупреждения их быстрого прогрессирования во взрослом периоде жизни.

Вторая группа - транзиторные нарушения обмена веществ. Они обусловлены задержкой созревания определенных ферментных систем к рождению ребенка или слишком ранним контактом с тем веществом, которое нормально переносится детьми в более старшем возрасте. Это мы определяем как болезни, состояния или реакции дезадаптации.

Дети, страдающие задержкой развития ферментных систем, обычно не справляются с той пищевой нагрузкой, которую переносят большинство детей. Одним из этих транзиторных нарушений является, например, транзиторная лактазная недостаточность, которая проявляется частым жидким стулом кислой реакции и пенистого вида в первые 1/2-2 мес жизни. При этом дети нормально набирают массу тела, не имеют каких-либо видимых отклонений. Обычно к 2-3 мес стул нормализуется, и даже, наоборот, ребенок страдает запором. Такие состояния обычно не требуют необходимых при генетически обусловленной лактазной недостаточности подходов. У некоторых детей первых дней жизни при кормлении грудью возникает преходящая гиперфенилаланинемия, которая исчезает по мере роста ребенка. Это группа преимущественно соматических нарушений, которые наследственно не обусловлены. Их можно трактовать как «критические состояния развития», как физиологическую базу для реакций или состояний дезадаптации.

Третья группа - синдромы нарушения обмена веществ, возникающие во время различных заболеваний или сохраняющиеся какой-то период после перенесенного заболевания (например, синдром мальабсорбции после кишечных инфекций). Это наиболее многочисленная группа, с которой встречается врач. Среди них часто наблюдается лактазная и сахаразная недостаточность, обусловливающая синдром затяжной (иногда и хронической) диареи после кишечных инфекций. Обычно соответствующие диетические мероприятия позволяют устранить эти проявления.

Возможно, что имеется весьма существенная генетическая основа и в таких транзиторных состояниях, так как они выявляются не у каждого ребенка, но степень выраженности этого генетического предрасположения нарушения обмена веществ существенно ниже, чем при постоянной пищевой интолерантности.

В чем заключаются главные различия обмена веществ у ребенка и взрослого? В какие периоды развития родителям надо быть особенно бдительными, чтобы избежать набора лишнего веса у ребенка?

В организме ребенка все обменные процессы протекают намного интенсивнее, чем у взрослого. Процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Другими словами, детский организм стремится создать резерв веществ и энергии, в том числе, жиров.

Основной обмен, или обмен «покоя», у детей повышен за счет построения новых тканей. По этой же причине повышены и энергетические затраты, причем, чем меньше ребенок, тем энергетические расходы больше. Исходя из этого, становится очевидно, что потребность детского организма в белках, жирах и углеводах выше, чем у взрослых.
Основной обмен и расход энергии у детей за сутки


Из таблицы видно, что у детей основной обмен и расход энергии в расчете ккал\кг массы тела в 1,5-2 раза превышает величины потребностей взрослых.
Однако детский организм имеет некоторое функциональное несовершенство, в частности, это касается нервной системы. В детском возрасте преимущественно развиты низшие отделы нервной системы, которые отвечают за регуляцию трофических (питательных) функций организма. Кора больших полушарий головного мозга развита слабее, следовательно ее влияние на регуляцию обмена снижена. Именно поэтому у детей легко возникают различные обменные нарушения. Причем, чем младше ребенок, тем больше вероятность подобных сбоев.
Почему происходит нарушение обмена веществ у детей
Врачам известно, что легче всего вызвать сдвиги в обменных процессах в период наиболее интенсивного роста организма. Эти периоды принято называть «периодами вытягивания». Первый приходится на 7-8 лет, второй – на 12-15 лет.
Почему так происходит? Дело в том, что эндокринные железы у мальчиков и у девочек до 7-8 лет выделяют практически одинаковое количество половых гормонов. С 7-8 лет продукция гормонов постепенно нарастает, а они, в свою очередь, усиливают синтез белка, построение новых клеток и рост ребенка. Затем в организме устанавливается относительное гормональное равновесие, а следующий пик наступает в период полового созревания, когда значительно увеличивается секреция гормонов, вырабатываемых надпочечниками и гипофизом – главными регуляторами деятельности эндокринных желез.
В пиковые периоды резко возрастает потребность в белках – строительном материале, который крайне необходим растущему организму. То есть, удельный вес продуктов животного происхождения в рационе достаточно высок. Разумеется, растет потребность и в жирах, и в углеводах, а также в регуляторах обменных процессов – витаминах и минералах.
Однако во всем надо соблюдать меру. Дело в том, что часть углеводов превращается в печени и мышцах в гликоген, который является энергетическим депо сахаров. При избытке сахара в крови углеводы под воздействием гормона инсулина переходят в жиры, которые, в свою очередь, тоже откладываются про запас в жировой ткани.
Еще одна особенность детского организма заключается в том, что у ребенка, в отличие от взрослого, небольшая часть жира, всосавшегося в кишечнике, сгорает и используется для энергетических целей, а значительная часть жира откладывается в жировых депо и в подкожной жировой клетчатке. Причина этого заключается в том, что пищевая липемия (содержание в крови жировых веществ) держится у детей очень долго, а жировые депо истощаются очень быстро. Таким образом, организм старается их восполнить и обеспечить себя энергетическими запасами.
Знать об особенностях детского организма полезно всем, а вот особенно бдительными нужно быть семьям, где дети имеют наследственную предрасположенность к избыточной массе тела. Эти дети в первую очередь находятся в группе риска по развитию ожирения при условии избыточного питания.

Основные этапы обмена веществ и энергии у детей с момента рождения до формирования взрослого организма имеют ряд своих особенностей. При этом меняются количественные характеристики, происходит качественная перестройка обменных процессов. Так, у детей, в отличие от взрослых, значительная часть энергии расходуется на и пластические процессы, которые наиболее велики у и детей раннего возраста.

Основной обмен у детей меняется в зависимости от возраста ребенка и типа питания. В первые дни жизни он составляет 512 ккал/м 2 , затем постепенно нарастает и к 1,5 годам имеет величину 1200 ккал/м 2 . К периоду расход энергии на основной обмен уменьшается до 960 ккал/м 2 . При этом у мальчиков энергетические затраты на основной обмен в пересчете на 1 кг веса тела выше, чем у девочек. С ростом увеличиваются расходы энергии на мышечную деятельность.

Главной причиной, во многом определяющей состояние процессов обмена в детском возрасте, является незавершенность развития гуморальных и нервных механизмов регуляции, которые обеспечивают приспособление организма к воздействию внешней среды и более однородный характер ответных реакций. Выражением незрелости регуляторных механизмов является, например, недостаточная способность печени и почек по дезинтоксикации и очищению организма от различных вредных продуктов, а также значительные колебания осмотического давления плазмы крови, тенденция к гиперкалиемии и др.

Со второй недели жизни у ребенка начинают преобладать процессы анаболизма над катаболизмом. Белковый обмен при этом характеризуется положительным азотистым балансом и повышенной потребностью в белке. Ребенку требуется в 4-7 раз больше аминокислот, чем взрослому. У ребенка также имеется большая потребность в углеводах; за их счет главным образом покрываются калорийные потребности. Обмен тесно связан с обменом азота. Глюкоза способствует белка, ее введение уменьшает концентрацию аминокислот в крови. Энергия реакций требуется для полного использования жира. Жир составляет около 1/8 части тела ребенка и является носителем энергии, способствует усвоению жирорастворимых витаминов, защищает организм от охлаждения, является структурной частью многих тканей. Отдельные ненасыщенные жирные кислоты (см. Жиры) необходимы для роста и нормальной функции кожи. При рождении содержание липидов (см.) в крови ребенка снижено, причем содержание фосфатидов значительно ниже, чем . Кроме того, у детей имеется физиологическая тенденция к кетозу, в возникновении которого могут играть роль незначительные запасы гликогена.

Содержание воды в тканях ребенка высокое и составляет у грудных детей 3/4 веса тела и с возрастом уменьшается. В выделении воды имеются регулярные суточные колебания. У здорового грудного ребенка оно повышается во второй половине дня, достигая максимума в полночь, и резко снижается в утренние часы. Поэтому взвешивание ребенка более обоснованно в утренние часы, что дает правильное представление об истинной прибавке веса.

Возрастные особенности ОВ

    Внутриутробный период – дифференцировка тканей, формирование органов и системàпластический обмен ведущий.

    Перинатальный период – в первые дни низкий основной обмен, затем его доля растет. Преобладает пластический обмен, включаются и 2 других вида обмена.

    Грудной период – основной обмен преобладает над пластическим в 1,5 раза (в конце грудного периода более, чем в 8 раз, выше обмена взрослого более, чем в 2 раза).

    Преддошкольный и дошкольный возраст – стабилизация основного обмена, затем его интенсивность снижается, растет пластический обмен.

    Период полового созревания – в 16-17 лет основной обмен равен уровню взрослого.

Процессы обмена веществ

    Ассимиляция (усвоение) питательных веществ

    Синтез –анаболический процесс, требует энергии

    Диссимиляция (расщепление) веществ – катаболический процесс àобразование энергии

    Нормальный метаболизм характеризуется балансом анаболизма и катаболизма.

Общие особенности ОВ детей

    Во время роста анаболические процессы преобладают над катаболическими (максимально на 2-3 мес. жизни – максимальная прибавка в массе).

    В зависимости от возраста меняется соотношение между приростом массы и дифференцировкой структур :

    • Грудной возраст – рост массы

      Преддошкольный – дифференцировка структур

      Дошкольный – рост массы

      Школьный – более совершенная дифференцировка структур

    Идет созревание обменных процессов и окончательное формирование органов .

    ОВ регулируется эндокринной системой и ЦНС

Функции белков :

      Пластическая – строительство и обновление тканей, образование незаменимых аминокислот

      Иммунологическая

      Энергетическая – при сгорании 1 г белка образуется 4 ккал энергии (10-15% от общего кол-ва ккал в сутки)

      Структурная - входят в состав ферментов, антител, гормонов, гемоглобина…

      Входят в буферные системы – поддержание рН крови, ликвора

Особенности обмена белков у детей

    С возрастом повышается потребность в белках , их не могут заменить жиры и углеводы

    При перекорме белком у детей легко развиваются аминоацидемииàзадержка НПР (+ риск онкопатологии и аутоиммунных заболеваний в дальнейшем)

    При белковом дефиците в первые 3 года жизни нарушения функций ЦНС могут остаться на будущее (заторможенность, замедленные реакции в экстренных состояниях)

    Дети более чувствительны к голоданию, чем взрослые. В странах, где имеется дефицит белка в пище, смертность в раннем возрасте выше в 8-20 раз

    Отличаются потребности в количестве незаменимых аминокислот , соотношение между ними в сравнении с взрослыми:

    • Ребенку больше нужны лейцин (425 мг/кг) и фенилаланин (169 мг/кг), взрослому – по 31 мг/кг

    Для взрослого человека жизненно важны 8, а для детей 13 незаменимых аминокислот, то есть еще 5:

    • Гистидин – до 5 лет

      Цистин, аргинин и таурин – до 3 месяцев

      Глицин – для недоношенных

Функции жиров :

    Источник энергии – 1 г жира при сгорании выделяет 9 ккал – 50-60% от общего количества энергии в сутки. У грудных детей жиры – основной источник энергии

    Защита внутренних органов от травмирования

    Защита от чрезмерной теплоотдачи

    Транспорт жирорастворимых витаминов

    Пластическая функция – в составе мембран, оболочек нервных клеток

    Участие в синтезе гормонов надпочечников

Особенности обмена жиров у детей

    Накопление жира у плода происходит в поздние сроки фетального периода àу недоношенных дефицит ПЖК

    Бурая жировая ткань у детей первых месяцев жизни

    Изменение кол-ва жира в организме с возрастом:

    • Первые 6 месяцев – 25% массы, затем снижение – минимальное кол-во в 5-7 лет, в пубертатный период снова увеличение.

    Чем меньше ребенок, тем выше потребность в жире на килограмм массы

    В первые недели жизни может быть стеаторея, особенно у недоношенных.

    • До 3 месяцев жизни – 3 г/сутки (низкая активность липазы, незрелость pancreasи слизистой кишечника)

    Секреция желчных кислот у детей раннего возраста низкая

    При искусственном вскармливании всасывание липидов снижается на 15-20%

Особенности переваривания жира у грудных детей

    Липаза в грудном молоке

    Высокая степень дисперсности жира грудного молока

    Расщепление и всасывание жира активируется деятельностью языковой липазы – вырабатывается сосочками задней части языка, она эмульгирует смесь в желудке

    àкомпенсация низкого кол-ва желчи

Особенности обмена углеводов у детей

    Обмен углеводов у плода зависит от питания беременной. При значительных колебаниях уровня инсулина/глюкозы могут возникнуть нарушения обмена углеводов у ребенка

    У н/р высокая активность сгорания углеводов – на 30-35% выше, чем у взрослого.

    Снижение глюкозы через 4-6 ч после рождения, на низких цифрах держится до 4 дня, достигает нормы у доношенных к 2 неделям, у недоношенных к концу 1-2 месяца жизни

    Сахар крови с возрастом повышается:

    • У новорожденного – 1,6 – 4,0 ммоль/л

      Грудные дети – 2,8 – 4,4 ммоль/л

      Дошкольники – 3,3 – 5,0 ммоль/л

      Школьники – 3,3 – 5,5 ммоль/л (в цельной, капиллярной крови )

      • В плазме – 4,4 – 6,6 ммоль/л

Особенности обмена воды у детей

    Общее количество воды значительно больше относительно массы тела по сравнению со взрослыми – новорожденный на 80% состоит из воды, взрослый на 60-65%.

    Количество внеклеточной жидкости постепенно уменьшается в течение жизни, а внутриклеточной растет (у новорожденного внеклеточная жидкость составляет 50%, внутриклеточная – 30% массы тела, у взрослого 22 и 40% соответственно)

    Чем младше возраст ребенка, тем интенсивнее обмен (у ребенка 1 года молекула воды «живет» в организме 3-5 дней, у взрослого 15 дней).

    Внутриклеточная вода стабильна, а внеклеточная подвижна (каждые 20 минут между кровью и интерстициальной жидкостью обменивается кол-во воды, равное массе ребенка).

    Подвижность внеклеточной жидкости способствует легкому возникновению обезвоживания. Острое уменьшение массы тела на 15% и более в первые годы жизни приводит к необратимым изменениям в тканях и редко совместимо с жизнью.

    Ограничение поступления жидкости в организм, так же как и избыточное ее введение, приводит к нарушению водного баланса. Ограниченная способность незрелой почки к обратному всасыванию воды и обусловленные этим большие потери воды с мочой требуют, соответственно, большего введения жидкости в организм детей. Большая потребность детей в воде объясняется также тем, что у детей большое, чем у взрослых, теряется воды через кожу и при дыхании. Причиной тому является широкая сеть кожных капилляров, относительно большая поверхность кожного покрова и интенсивное дыхание у детей. У детей 5% всей выводимой жидкости выделяется почками, 35% - кожей и легкими и 6% - кишечником. Чем больше возраст, тем меньше потери воды через кожу и легкие. К году 99% воды выводится почками. Потребность детей в большем количестве жидкости связана с интенсивно протекающими обменными процессами, с особым свойством их тканей задерживать воду. Организм новорожденного на 74,4% состоит из воды (во взрослом организме на долю воды приходится 68,5%). Суточная прибавка массы в грудном возрасте на 72% осуществляется за счет воды. С превышением нормы поступающей жидкости детский организм справляется плохо. Даже при небольшой водной нагрузке, оставляющей 2% от массы тела ребенка, в первую декаду его жизни вода выводится в 2,5 раза медленнее, чем у взрослых. Поэтому у детей первого полугодия жизни избыточное введение жидкости может привести к отечности тканей, которая удерживается длительное время. Только в 7-месячном возрасте скорость выведения воды оказывается такой же, как и у взрослых.

    Еще более опасным для детей является недостаточное введение жидкости. У детей, в отличие от взрослых, при недостатке воды в организме связанная вода, входящая в став клеточных структур, из тканей переходит в кровь, в связи с чем наступает обеднение тканей водой и связанное с этим нарушение обменных процессов. Уменьшение количества поступающей в организм жидкости приводит у детей к резкому уменьшению фильтрации, что может явиться причиной возникновения нарушений, связанных с недостаточным выведением из организма вредных продуктов обмена.

    Плохо переносит детский организм и нагрузку солями. У детей при дополнительной нагрузке хлориды попадают с током крови в сосуды клубочков почек, где происходит их фильтрация. Однако, как уже отмечалось выше, из канальцев они полностью переходят обратно в кровь. Из крови хлориды попадают в ткани, куда устремляется вслед за ними вода. Фильтрация при этом, как и мочеотделение, резко уменьшается. Нередко после такой нагрузки в первые 4-5 ч полностью отсутствует мочеотделение. Переход воды из крови в ткани вызывает образование отеков. Задержка хлористого натрия в тканях сопровождается у грудных детей явлениями так называемой "солевой лихорадки", проявляющейся в повышении температуры тела. Исходя из этого содержание минеральных веществ в пище детей первого полугодия жизни должно быть значительно меньше, чем в пище взрослых.

Потребность в воде

    Количество воды, необходимое человеку в течение суток для нормального уровня всех обменных процессов в организме

    На килограмм массы эта потребность с возрастом уменьшается

    У детей до года – 130-150 мл/кг

    В 1 год – 120-140 мл/кг

    2 года – 115-125 мл/кг

    В 5 лет – 90-100 мл/кг

    10 лет – 70-85 мл/кг

    15 лет – 50-60 мл/кг

Проницаемость кишечника у детей раннего возраста для воды и электролитов больше. Длительное повышение осмолярности пищи может привести к водно-электролитному дисбалансу àГрудным детям пищу не солят.

    Потери воды (выведение из организма)

    • Ренальные (у новорожденного 45-25% - незрелые почки, у взрослого до 90%)

      Экстраренальные – через кожу, ДП, ЖКТ (у новорожденного – 55-75%, у взрослого около 10%)

    Гематокрит – кол-во форменных элементов в объеме плазмы крови

    • 1-ые дни – 52-54%

      2 месяцев – 42%

      3-5 месяцев – 36%

      1 год – 35%

      3-5 лет – 36-37%

      10-15 лет – 39%

В связи с ограниченностью щелочного резерва у детей раннего возраста метаболический ацидоз протекает более тяжело, чаще сопровождает патологические состояния.

Возрастные особенности терморегуляции.

Для детей характерно несовершенство терморегуляции, которое проявляется в меньшей, чем у взрослых, теплопродукции по отношению к теплоотдаче, в плохой адаптации к меняющимся температурным условиям, в неадекватных реакциях организма на эти изменения, в резких колебаниях температуры тела и т.д.

Так, например, в конце периода новорожденности на 1м 2 поверхности тела образуется 2696,4 кДж в стуки, а у взрослого - 4200 кДж. Уровень теплопродукции становится таким же, как у взрослых к 6 месяцам. Несоответствие между теплопродукцией и теплоотдачей связано с относительно большей поверхностью тела у грудного ребенка. На единицу массы его приходится большая величина поверхности, что обусловливает большую, чем у взрослых, теплоотдачу. Последняя зависит также от особенностей строения кожи, роговой слой которой очень тонок, а диаметр капилляров относительно велик.

Интенсивная теплоотдача у детей связана и с особенностями потоотделения. Оно появляется на 2-18 день после рождения и в впервые месяцы жизни происходит непрерывно. До 9-12 лет потоотделение более интенсивно, чем у взрослых.

Сосудистые рефлекторные реакции на изменения окружающей температуры имеются уже у новорожденных детей. Однако эти реакции часто неадекватны и несовершенны, в связи с чем у детей, особенно первых двух лет жизни, возможны резкие нарушения терморегуляции, выражающиеся в резких повышениях температуры тела при слабой интенсивности фактора. его вызывающего (например, гипертермия при повышении температуры окружающего воздуха).

Температура тела сразу после рождения может достигать 38 градусов по Цельсию. Через 2-3 часа она уменьшается на 2-2,5 градуса. Через 1-3 суток после рождения температура повышается до 37 градусов и, испытывая незначительные колебания, сохраняется в этих пределах до 2-5 лет. В последующие годы, до 18-22 лет, она остается несколько больше, чем у взрослого, и равна 36,8 градусов.

Страница 1

Процессы обмена веществ и энергии особенно интенсивно идут во время роста и развития детей и подростков, что является одной из характерных черт растущего организма. На этом этапе онтогенеза пластические процессы значительно преобладают над процессами разрушения, и только у взрослого человека между этими процессами обмена веществ и энергии устанавливается динамическое равновесие. Таким образом, в детстве преобладают процессы роста и развития или ассимиляции, в старости – процессы диссимиляции. Эта закономерность может нарушаться в результате различных заболеваний и действия других экстремальных факторов окружающей среды.

в состав клеток входит около 70 химических элементов, образующих в организме два основных типа химических соединений: органические и неорганические вещества. В теле здорового взрослого человека средней массы (70 кг) содержится примерно: воды – 40-45; белков– 15-17; жиров – 7-10; минеральных солей – 2,5-3; углеводов – 0,5-0,8. Непрерывные процессы синтеза и распада, происходящие в организме, требуют регулярного поступления материала, необходимого для замещения уже отживших частиц организма. Этот «строительный материал» поступает в организм с пищей. Количество пищи, которую съедает человек за свою жизнь, во много раз превышает его собственную массу. Все это говорит о высокой скорости процессов обмена веществ в организме человека.

Обмен белков.

Белки составляют около 25% от общей массы тела. Это самая сложная его составная часть. Белки представляют собой полимерные соединения, состоящие из аминокислот. Белковый набор каждого человека является строго уникальным, специфичным. В организме белок пищи под действием пищеварительных соков расщепляется на свои простые составные части – пептиды и аминокислоты, которые затем всасываются в кишечнике и поступают в кровь. Из 20 аминокислот только 8 являются незаменимыми для человека. К ним относятся: триптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин и фенилаланин. Для растущего организма необходим также гистидин.

Отсутствие в пище любой из незаменимых аминокислот вызывает серьезные нарушения жизнедеятельности организма, особенно растущего. Белковое голодание приводит к задержке, а затем и к полному прекращению роста и физического развития. Ребенок становится вялым, наблюдается резкое похудание, обильные отеки, поносы, воспаление кожных покровов, малокровие, снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям и т. д. Это объясняется тем, что белок является основным пластическим материалом организма, из которого образуются различные клеточные структуры. Кроме того, белки входят в состав ферментов, гормонов, нуклеопротеидов, образуют гемоглобин и антитела крови.

Если работа не связана с интенсивными физическими нагрузками, организм человека в среднем нуждается в получении в сутки примерно 1,1-1,3 г белка на 1 кг массы тела. С увеличением физических нагрузок возрастают и потребности организма в белке. Для растущего организма потребности в белке значительно выше. На первом году постнатального развития ребенок должен получать более 4 г белка на 1 кг массы тела, в 2-3 года – 4 г, в 3-5 лет – 3,8 г и т. д.

Обмен жиров и углеводов.

Дистрофические изменения позвоночника
Основные дистрофические поражения позвоночника, приводящие к клиническим проявлениям, это остеохондроз, спондилоартроз, спондилоз, хрящевые узлы. Остеохондроз (термин предложен Хильдебрантом, 193 ...

Словарь терминов
Адсорбция – поглощение газов, паров или жидкостей поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости. Белки – природные высокомолекулярные органические соединения, построенные из остатк...