Средний реабилитационный потенциал. Особенности внутренней картины болезни у детей


Основные отличия реабилитации от лечения

И лечение, и реабилитация решают во многом схожие задачи, направленные на ликвидацию последствий заболевания или травмы с целью возвращения больного к труду и в общество. Зачастую реабилитация рассматривается либо как продолжение лечения или как восстановительное лечение, либо как процесс, охватывающий все виды воздействий на больного в связи с чем, лечение, профилактика и диспансеризация трактуются как различные аспекты МР.

В то же время следует учитывать, что реабилитация имеет некоторые только ей присущие особенности, которые и позволяют разграничить эти два понятия.

1. Следует помнить, что лечение направлено на борьбу с болезнью, на этиотронные факторы, на устранение причины и сущности болезни. Реабилитация же, прежде всего, направлена на мобилизацию защитных механизмов организма.

2. Лечение всегда направлено на проявление болезни, в то время как реабилитация направлена на ее последствия и на их устранение.

3. Лечение – это то, что направлено на организм сегодня, направлено на настоящее, а реабилитация больше адресуется к личности и устремлена как бы в будущее

4. В реабилитации постоянно определяется прогнозирование, определение реабилитационного потенциала, трудового прогноза. Лечение же направлено на конкретную ликвидацию или компенсацию заболевания.

5. Лечение может проводиться без участия больного и является в определенной мере пассивным методом, в то время как реабилитация требует активного участия больного в реабилитационном процессе.

6. 6. Лечение и реабилитация базируются на различных темах прогноза. Если лечение строится обычно на нозологическом и синдромологическом диагнозе, то реабилитация опирается на функциональный диагноз.

Введение экспертно-реабилитационного процесса в практику медико-социальной экспертизы в Республике Беларусь, реализация на практике технологии медицинской реабилитации требует выработки и внедрения четких установок при определении целей реабилитации и планировании реабилитационных программ, а также оценке их эффективности. Поэтому для определения прогноза восстановления нарушенных функций и возможности возвращения больного к трудовой деятельности в каждом конкретном случае должен определяться так называемый реабилитационный потенциал.

Реабилитационный потенциал (РП) больного или инвалида - показатель, оценивающий на основе комплекса медицинских, психологических и социальных факторов реальные возможности восстановления нарушенных функций и способностей организма, в том числе участия в трудовой деятельности. Оценка РП должна учитывать возможности обратимости и (или) компенсируемости функциональных нарушений, психологическую готовность больного или инвалида к реабилитации, наличие и степень выраженности сопутствующих заболеваний, возможности компенсации патологии при помощи технических средств, а также возможность сохранения имеющегося уровня патологии при прогрессирующем течении процесса. Определение РП базируется на комплексной оценке 3-х групп факторов.


Медицинские факторы:

Клиническое течение заболевания (характер заболевания, степень выраженности последствий основного и сопутствующих заболеваний, частоту обострений, наличие синдрома взаимного отягощения, эффективность лечения и потребность в курсовом, поддерживающем лечении для стабилизации патологического процесса, возможности обратного развития заболевания);

Наличие функциональных резервов организма, определение способностей организма к развитию компенсаторных возможностей человека (определение показателей работоспособности в условиях физических и психоэмоциональных нагрузок и «цены» адаптации к ним);

Клинико-трудовой прогноз с определением возможности продолжения трудовой деятельности в своей специальности или определением доступной тяжести и напряженности трудового процесса.

Психологические факторы:

Психологические особенности личности реабилитанта;

Определение установки на продолжение трудовой деятельности или возможность ее коррекции;

Адекватное отношение к болезни и лечению;

Наличие пре- или постморбидных нервно-психических нарушений.

Социальные факторы включают:

Место жительства реабилитанта;

Уровень и разносторонность образования и профессиональной подготовки;

Профессиональная пригодность в основной профессии, наличие других квалифицированных специальностей;

Возможность приобретения другой, показанной по состоянию здоровья профессии (при профессиональной непригодности в основной профессии;

Наличие условий для рационального трудоустройства;

Экономическое положение реабилитанта и его семьи.

С учетом вышеизложенных медицинских, психологических и социальных факторов определяется РП: высокий, средний или низкий.

Основные отличия реабилитации от лечения

И лечение, и реабилитация решают во многом схожие задачи, направленные на ликвидацию последствий заболевания или травмы с целью возвращения больного к труду и в общество. Зачастую реабилитация рассматривается либо как продолжение лечения или как восстановительное лечение, либо как процесс, охватывающий всœе виды воздействий на больного в связи с чем, лечение, профилактика и диспансеризация трактуются как различные аспекты МР.

В то же время следует учитывать, что реабилитация имеет некоторые только ей присущие особенности, которые и позволяют разграничить эти два понятия.

1. Следует помнить, что лечение направлено на борьбу с болезнью, на этиотронные факторы, на устранение причины и сущности болезни. Реабилитация же, прежде всœего, направлена на мобилизацию защитных механизмов организма.

2. Лечение всœегда направлено на проявление болезни, в то время как реабилитация направлена на ее последствия и на их устранение.

3. Лечение - ϶ᴛᴏ то, что направлено на организм сегодня, направлено на настоящее, а реабилитация больше адресуется к личности и устремлена как бы в будущее

4. В реабилитации постоянно определяется прогнозирование, определœение реабилитационного потенциала, трудового прогноза. Лечение же направлено на конкретную ликвидацию или компенсацию заболевания.

5. Лечение может проводиться без участия больного и является в определœенной мере пассивным методом, в то время как реабилитация требует активного участия больного в реабилитационном процессе.

6. 6. Лечение и реабилитация базируются на различных темах прогноза. В случае если лечение строится обычно на нозологическом и синдромологическом диагнозе, то реабилитация опирается на функциональный диагноз.

Введение экспертно-реабилитационного процесса в практику медико-социальной экспертизы в Республике Беларусь, реализация на практике технологии медицинской реабилитации требует выработки и внедрения четких установок при определœении целœей реабилитации и планировании реабилитационных программ, а также оценке их эффективности. По этой причине для определœения прогноза восстановления нарушенных функций и возможности возвращения больного к трудовой деятельности в каждом конкретном случае должен определяться так называемый реабилитационный потенциал.

Реабилитационный потенциал (РП) больного или инвалида - показатель, оценивающий на базе комплекса медицинских, психологических и социальных факторов реальные возможности восстановления нарушенных функций и способностей организма, в т.ч. участия в трудовой деятельности. Оценка РП должна учитывать возможности обратимости и (или) компенсируемости функциональных нарушений, психологическую готовность больного или инвалида к реабилитации, наличие и степень выраженности сопутствующих заболеваний, возможности компенсации патологии при помощи технических средств, а также возможность сохранения имеющегося уровня патологии при прогрессирующем течении процесса. Определœение РП базируется на комплексной оценке 3-х групп факторов.

Медицинские факторы:

Клиническое течение заболевания (характер заболевания, степень выраженности последствий основного и сопутствующих заболеваний, частоту обострений, наличие синдрома взаимного отягощения, эффективность лечения и потребность в курсовом, поддерживающем лечении для стабилизации патологического процесса, возможности обратного развития заболевания);

Наличие функциональных резервов организма, определœение способностей организма к развитию компенсаторных возможностей человека (определœение показателœей работоспособности в условиях физических и психоэмоциональных нагрузок и ʼʼценыʼʼ адаптации к ним);

Клинико-трудовой прогноз с определœением возможности продолжения трудовой деятельности в своей специальности или определœением доступной тяжести и напряженности трудового процесса.

Психологические факторы:

Психологические особенности личности реабилитанта;

Определœение установки на продолжение трудовой деятельности или возможность ее коррекции;

Адекватное отношение к болезни и лечению;

Наличие пре- или постморбидных нервно-психических нарушений.

Социальные факторы включают:

Место жительства реабилитанта;

Уровень и разносторонность образования и профессиональной подготовки;

Профессиональная пригодность в основной профессии, наличие других квалифицированных специальностей;

Возможность приобретения другой, показанной по состоянию здоровья профессии (при профессиональной непригодности в основной профессии;

Наличие условий для рационального трудоустройства;

Экономическое положение реабилитанта и его семьи.

С учетом вышеизложенных медицинских, психологических и социальных факторов определяется РП: высокий, средний или низкий.

Реабилитационный потенциал - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реабилитационный потенциал" 2017, 2018.

Экспертно-реабилитационная диагностика включает в себя клиническую, психологическую, социальную, профессиональную диагностику и предполагает последовательную экспертную оценку:

– последствий болезни («патологического потенциала») соответственно на биологическом (нарушений в анатомофункциональном со стоянии организма), индивидуально – личностном уровне (ограничений жизнедеятельности индивида) и социальном уровне (социальной недостаточности);

– реабилитационного потенциала;

– реабилитационного прогноза.

При проведении экспертно-реабилитационной диагностики специалисты учреждения МСЭ используют методы опроса, наблюдения, тестирование (метод тестовых испытаний), экспертный (метод экспертных оценок).

По результатам комплексного исследования, наряду с оценкой последствий болезни (нарушения функций, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности), определяются реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз.

Реабилитационный потенциал – это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие (активизировать) свои биологические и социально-психологические механизмы восстановления нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе. Реабилитационный потенциал – это сложное интегративное понятие, в структуре которого для диагностики (оценки) выделяют три составляющие, отражающие разные уровни реабилитационного воздействия:

– потенциал выздоровления – определяет возможности восстановления или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом, психическом состоянии организма, т. е. возможности реабилитации больного на биологическом уровне в основном средствами медицинской реабилитации;

– потенциал социализации (или ресоциализации) – определяется возможностями восстановления или компенсации социальных навыков и функций на индивидуально-личностном уровне в условиях болезни или ее последствий, т. е. возможностями восстановления или приспособления к выполнению привычных видов деятельности; в качестве составляющих (компонентов) потенциала социализации могут выступать возможности восстановления у больного или инвалида навыков общения, передвижения, самообслуживания, выполнения повседневной деятельности и работы в быту, способности к обучению, выполнять профессиональную деятельность (трудовой потенциал), адекватному поведению и ориентации, рекреативной и творческой деятельности и др.;

– потенциал социальной интеграции (реинтеграции) – определяет возможности индивида к восстановлению обычного для себя в соответствии с полом, возрастом и прочими социально-личностными характеристиками положения в обществе, а также возможности включения (возвращения) в обычные условия жизни вместе и наравне со здоровыми людьми.

Оценка реабилитационного потенциала предусматривает определение сомато-личностных способностей, свойственных данному инвалиду, сохранившихся вопреки заболеванию или дефекту и служащих предпосылкой для восстановления статуса, а также прогнозирования уровня возможности восстановления или компенсации имеющихся ограничений. Она включает определение уровня физического развития и физической выносливости, уровня психофизической выносливости, уровня психоэмоционального развития и устойчивости, определение социально-психологического статуса с учетом уровня общего развития и запаса знаний, особенностей личности, состояния и устойчивости психических процессов, уровня микросоциальной адаптации; определение социально-трудового статуса с учетом общего и специального образования, профмаршрута, уровня оплаты труда, условий и характера труда, уровня сохранности профессиональных знаний, навыков и умений, уровня толерантности к профессионально-производственным нагрузкам; определение социально-средовой ситуации с учетом семейного положения, жилищно-бытовых условий, материального положения, уровня сохранности социально-бытовых навыков и умений, уровня сохранности микросоциальных связей, уровня социальной активности.

В это понятие заложено огромное количество психофизических показателей, отражающих функциональное состояние различных органов и функциональных систем, личностные особенности инвалида, социально-средовые и профессиональные факторы. При этом реабилитационные возможности восстановления отдельных органов, функциональных систем в сочетании с соответствующими социально-средовыми и профессиональными факторами чрезвычайно вариабельны. К ним относятся внутренние факторы, определяемые на уровне организма, и «условно» внешние факторы (социально-средовые).

Прежде всего, необходимо выделить базовую составляющую «реабилитационного потенциала» (анатомо-физиологическую), основанную на сомато-личностных особенностях, свойственных данному инвалиду и сохранившихся вопреки заболеванию или дефекту и служащих предпосылкой для восстановления определенного социального статуса. Оцениваются:

– анатомические данные (конституционно-анатомические особенности, возрастные и половые различия, уровень физического развития и физической подготовленности – рост стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки и различных групп мышц, мышечная сила, выносливость, быстрота действий и двигательных реакций, ловкость, жизненная емкость легких, пространственная ориентировка, двигательная координация и др.; особенности нервной деятельности, наличие адаптационных резервов и др.;

– психофизические данные (возможность основных психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления; наличие определенных способностей и уровень сформированности волевых качеств; особенности мотивационной сферы, эмоциональная устойчивость и лабильность, личностные особенности: экстравертивность – интервертивность, невротицизм, уровень притязаний и самооценки, уровень тревожности и др.).

Кроме этого, на уровне индивида представляется необходимость выделять психофизиологическую (клинико-функциональную) составляющую «реабилитационного потенциала» инвалида или хронически больного, которая представляет собой совокупность сохранных функций и личностных особенностей организма, которые необходимо поддерживать и развивать в процессе проведения реабилитационных мероприятий, касающихся восстановления определенных видов жизнедеятельности.

В основе определения реабилитационных возможностей (реабилитационного потенциала) инвалидов относительно конкретных видов жизнедеятельности лежит выявление комплекса психофизиологических показателей, характеризующих их. Методически в основе этого, наряду с общепринятыми методами функциональной экспертной диагностики, направленной на определение степени выраженности функциональных нарушений, должны быть использованы специальные методы тестирования с применением нагрузок, моделирующих различные виды деятельности, фармакологические пробы и др.

Оценка реабилитационного потенциала проводится на основании результатов последовательного изучения составляющих его элементов (уровней): биомедицинского потенциала, психофизиологического потенциала, личностного потенциала, образовательного потенциала, социально-бытового потенциала, профессионального (трудового) потенциала, социального потенциала и социального-средового потенциала.

Биомедицинский (саногенетический) потенциал – возможность человека к восстановлению (регенерации, репарации, реституции) или компенсации нарушений в анатомо-функциональной целостности органов, тканей, систем и организма в целом.

Психофизиологический потенциал – возможность использования, развития и адаптации сохранившихся функциональных способностей человека для восстановления (компенсации ограничений) социальных навыков и привычных для него видов деятельности.

Личностный потенциал – возможность, способность и направленность личности активно участвовать в реабилитационном процессе и достигать поставленные реабилитационные задачи.

Образовательный потенциал – возможности человека к овладению общеобразовательными и профессиональными знаниями, профессиональными (трудовыми) навыками и умениями.

Социально-бытовой потенциал – возможности достижения самообслуживания и самостоятельности проживания и ведения личного хозяйства.

Профессиональный (трудовой) потенциал – возможность восстановления профессионального и социально-трудового статуса или достижения иных целей в области трудовой деятельности.

Социальный потенциал – возможности восстановления или компенсации социального статуса.

Социально-средовой потенциал – возможности включения или возвращения в привычные условия семейной и общественной жизни.

Реабилитационный потенциал имеет 4 уровня оценки: высокий, средний (или удовлетворительный), низкий и практически отсутствует. На основании всей совокупности факторов, характеризующих возможности инвалида к реабилитации, реабилитационный потенциал оценивается как:

– высокий – при возможности достижения полного восстановления здоровья, всех обычных для инвалида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация); при данном уровне реабилитационного потенциала можно ожидать возвращения человека к работе в прежней профессии в полном объеме или с ограничениями либо возможность выполнения работы в полном объеме в другой профессии, равноценной по квалификации прежней профессии инвалида;

– удовлетворительный – в случае неполного выздоровления с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнения основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме, частичного восстановления трудоспособности, при сохранении частичного снижения качества и уровня жизни, потребности в социальной поддержке и материальной помощи (частичная реабилитация – переход из I или II группы в III группу инвалидности); при данном реабилитационном потенциале сохраняется возможность продолжения работы в своей профессии с уменьшением объема работы или снижением квалификации либо выполнения работы в полном объеме в другой профессии, более низкой по квалификации, по сравнению с прежней профессией, или работы в других профессиях с уменьшением объема работы независимо от их квалификации;

– низкий – если имеет место медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительные ограничения в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке и материальной помощи (частичная реабилитация – переход из I группы во II группу инвалидности); при реализации потенциала возможно возвращение или приспособление инвалида к работе в рамках своей профессии или выполнение другой профессиональной деятельности в специально созданных производственных условиях;

– отсутствие реабилитационного потенциала – при прогрессирующем течении заболевания, резко выраженном нарушении функций, невозможности компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкой частичной или полной утрате трудоспособности, потребности в постоянном уходе или надзоре и постоянной материальной помощи (реабилитация невозможна – стабильная инвалидность или ее утяжеление); неспособность выполнять любые виды трудовой деятельности.

Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество – возможный результат реабилитации. Реабилитационный прогноз определяется не только уровнем и содержанием реабилитационного потенциала, но и реальными возможностями применения для его реализации современных реабилитационных технологий, средств и методов.

Реабилитационный прогноз определяется на основе комплексной оценки внутренних и внешних факторов, которые могут в той или иной степени оказать положительное или отрицательное влияние на процессы восстановления здоровья (клинический прогноз), трудоспособности (трудовой прогноз), личностного и социального статуса больного или инвалида (социальный прогноз).

При его оценке учитывают следующие факторы:

– особенности болезни и ее последствия (патологический потенциал);

– реабилитационный потенциал;

– социально-психологические особенности личности;

– возможности применения современных реабилитационных технологий в отношении конкретного больного;

– социально-средовые условия – реабилитационная среда и др.

Реабилитационный прогноз имеет три уровня оценки:

– благоприятный – при возможности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной, в том числе трудовой, интеграции инвалида в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

– относительно благоприятный – при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, уменьшении степени их ограничения или стабилизации, расширении способности к социальной интеграции и переходу от полной к частичной социальной поддержке и материальной помощи в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

– сомнительный (неопределенный) – неясный прогноз;

– неблагоприятный – при невозможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений (незначительный результат) в личностном, социальном и социально-средовом статусе инвалида в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

Определение показаний к проведению реабилитационных мероприятий предполагает последовательное определение необходимости и целесообразности осуществления мер и средств реабилитационного воздействия в отношении выявленных расстройств по категориям ограничений жизнедеятельности. При этом по каждой категории ограничения жизнедеятельности устанавливают возможный ожидаемый эффект реабилитации: восстановление или компенсация (полная или частичная), либо восстановлению или компенсации не подлежит.

1.3. Структура социальной реабилитации

По форме собственности и масштабам деятельности реабилитационные учреждения подразделяются на:

общегосударственные (учрежденные федеральными органами власти);

областные (краевые) (учрежденные органами власти субъекта РФ);

муниципальные (учрежденные органами местного самоуправления);

негосударственные (учрежденные общественными или религиозными организациями, физическими или юридическими лицами).

По направлению деятельности реабилитационные учреждения можно разделить на:

экспертные , решающие вопросы определения реабилитационного потенциала инвалидов и составления индивидуальных программ реабилитации;

образовательные , занимающиеся оказанием помощи в получении базового или нового образования, переобучении, трудоустройстве;

социальные , деятельность которых направлена на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе;

медицинские , в задачу которых входит частичное восстановление здоровья или замедление тех или иных патологических процессов, профилактика осложнений заболеваний;

производственные , занимающиеся вопросами социальной реабилитации на производстве, трудовой адаптации и др.

Различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни, которые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:

биологическом , который выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем;

организменном , вызывающем ограничение способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что нередко приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;

социальном , приводящем к социальной недостаточности, нарушениям связей с семьей и обществом.

Цели социальной реабилитации:

– реактивная (поощрение индивида, находящегося в пассивном состоянии, физически и социально неактивного к возобновлению активной повседневной жизни в своей среде);

реинтеграция (возвращение человека в общество, занятие посильной полезной деятельностью;

ресоциализация (возобновление контактов индивида во время или после болезни с семьей, соседями, друзьями и выход из состояния изоляции).

Задачи социальной реабилитации:

1. Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.

2. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.

3. Развитие коммуникативных навыков.

Принципы социальной реабилитации

Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации. Первый выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот. Сами по себе подобные льготы необходимы, но, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в общество и обеспечивают им крайне низкие стандарты существования. Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в денежной форме, а восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество лишь опосредованно связаны с материальным фактором.

Изменение политики в отношении инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип социального устройства современного обществапринцип равных социальных нрав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но и как субъекты своей собственной жизнедеятельности.

Также существует принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время успешно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы «Формируй свою жизнь» – «Shape your life». В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации.

К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям – через общие социальные связи и чувства, ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей «социальной сети», в значительно меньшей мере – на общество в целом. Это находит отражение в феномене созависимости, в неблагоприятном эмоциональном фоне многих инвалидных семей, в сознательном или бессознательном стремлении ряда инвалидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются. Безусловно, сказанное не означает, что всякое общение инвалида манипулятивно или контрпродуктивно. Социальные коммуникации каждого индивида, независимо от его физических или психических условий, являются важнейшей частью его социальной роли.

Принцип связи индивида и социальной среды позволяет избежать сведения всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. В этот круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида, возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных.

Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной, социализирующей и реабилитирующей средой. Однако помимо, бесспорно, положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида в его собственных глазах и глазах окружающих.

Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала. Правда, в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитационном процессе, значение в его жизни негосударственных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи. Тем не менее ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным государством, которое принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан. С другой стороны, результаты кризиса в экономике, снижение возможностей трудового самообеспечения, сокращение в обществе трудовой мотивации приводят к тому, что инвалиды более всех других граждан испытывают затруднение в обеспечении своей жизнедеятельности, реализации своих потребностей – от самых первичных нужд до высших социальных и духовных потребностей. Люди с ограниченными возможностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки государства. Социальная реабилитация как дорогостоящий и ресурсоемкий процесс также должна проводиться на основе зафиксированных в законодательстве социальных гарантий.

Таблица 1

Медицинская и социальная модели инвалидности

Все средства медицинской реабилитации , которые позволяют решить ее задачи, можно разделить на три группы, в соответствии с особенностями их действия:

Активные - все формы кинезотерапии (физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения, и виды спорта, работа на тренажерах, трудотерапия и др.);

Пассивные - фармако- и физиотерапия, а также комплиментарная терапия (рефлексо-, фитотерапия, гомеопатия и др.);

Психорегулирующие - эстето-, фонотерапия, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Эффективность указанных средств медицинской реабилитации не равнозначна и во многом определяется длительностью и периодом заболевания, степенью выраженности клинических симптомов, наличием сопутствующей патологии органов и систем, характером медикаментозной терапии и другими факторами, которые влияют на реактивность организма, а, следовательно, и на результат заболевания.

Реабилитационная программа (программа реабилитации) - это последовательность (порядок) применения форм, методов и средств реабилитации, которые обеспечивают достижение оптимального для больного состояния здоровья и работоспособности.

Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологических) и руководствоваться правилами, которые предусматривают:

Определение реабилитационного потенциала больного;
. Оценку результатов реабилитации и степени восстановления;
. Ежедневную экспресс-диагностику соответствия адаптивных возможностей организма уровню физических и психических нагрузок;
. Комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;
. Поэтапность (переходность) действий, которые проводятся (поэтапное назначение восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального состояния больного).

Определение реабилитационного потенциала больного

Реабилитационный потенциал больного отражает способность переносить различные реабилитационные мероприятия, а также достигать максимально возможного уровня восстановления состояния здоровья и работоспособности.

Его оценка (определение) является наиболее существенным моментом при подготовке программы реабилитации и нуждается в разрешении нескольких основных задач:

1. Выяснение характера нарушений и степени ограничения функции.
2. Определение возможности полного или частичного морфологического и функционального восстановления у больного поврежденного органа или системы.
3. Дальнейший прогноз развития адаптационных и компенсаторных возможностей организма больного при данном заболевании.
4. Оценка физического состояния организма в общем и функциональной способности отдельных органов и систем с учетом определения переносимости различных за характером, объемом и интенсивностью реабилитации факторов.

Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, которая предоставляет возможность объективно устанавливать эффективность программы и отдельных ее этапов с целью их дальнейшей коррекции.

Оценка степени восстановления (результаты реабилитации)

Степень восстановления после перенесенных заболеваний и травм может быть оценена по четырехбальной шкале: полное восстановление, частичное восстановление, без изменения начального уровня, ухудшение.

Согласно материалам Международного отдела по вопросам труда была разработана более подробная шкала динамики восстановления, возможных результатов заболеваний и оценка функциональных возможностей:

1. Восстановление функциональной способности в той или другой степени.
1.1. Полное восстановление.
1.2. Частичное восстановление.
1.3. Компенсация при ограниченном восстановлении функций и отсутствия восстановления.
1.4. Замещение (ортопедическое или хирургическое) при отсутствии восстановления.
2. Восстановление адаптации к повседневной и профессиональной жизни.
2.1. Воспитание готовности к труду и бытовой деятельности.
2.2. Трудотерапия.
3. Привлечение к трудовому процессу, определение пригодности к трудовой деятельности, переподготовка.
4. Диспансерное обслуживание реабилитантов.

Ежедневная экспресс-диагностика состояния организма

Проводится для оценки соответствия адаптационных возможностей организма уровню физических и психических нагрузок и расчета реабилитационного потенциала. Она дает возможность определить динамику основных клинико-физиологических показателей и коррекцию программы реабилитации.

По результатам комплексной диагностики функционального состояния больного реабилитологом осуществляется индивидуализация программ с разработкой комплекса реабилитационных мероприятий, которая содержит такие основные компоненты:

1) медикаментозная, хирургическая коррекция измененных вследствие заболеваний органов и систем;
2) коррекция метаболических и иммунологических нарушений;
3) восстановление функционального состояния организма методами физического действия;
4) коррекция психо-эмоционального состояния путем формирования позитивной мотивации на дальнейшее успешное лечение;
5) восстановление профессиональных навыков пациента при помощи аппаратно-программных комплексов сенсорного образа профессиональной деятельности.

Углубленное клинико-психологическое обследование завершает реализацию комплексной реабилитационной программы, давая возможность судить о результатах проведенных реабилитационных мероприятий и степени восстановления физиологических функций, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности.

На основании данных обследования разрабатываются предложения относительно оптимизации программы медицинской реабилитации с целью повышения ее эффективности. Перед переводом больного на следующий (санаторный или амбулаторно-поликлинический) этап проводится экспертиза его профессиональной пригодности, и предоставляются рекомендации относительно дальнейшей реабилитации.

Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий предоставляет возможность планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов, и путем отбора комплекса адекватных и эффективных средств добиваться благополучного результата.

Все вышесказанное дает возможность говорить о том, что медицинская реабилитация больных и пострадавших является одной из современных направлений развития здравоохранения в мире. Для формирования системы медицинской реабилитации необходима организационная основа от создания соответствующей законодательной базы до формирования реабилитационных учреждений и подготовки специалистов профильными кафедрами.

Приоритетным направлением реабилитации является раннее и широкое применение всего комплекса реабилитационных мероприятий на всех ее этапах госпитальном, амбулаторно-поликлиническом, санаторно-курортном, а также в повседневных условиях. Экономически оправданным является расширение реабилитации в сторону развития системы профилактических мероприятий с внедрением новых методов.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

Термин "реабилитационный потенциал" был выдвинут отечественными авторами в начале 70-х годов . Несмотря на то, что этот термин вошел даже в официальные документы, он медленно внедрялся в практику реабилитации скорее всего из-за недостаточной разработки общих концептуальных основ реабилитологии и ее понятийного аппарата. Данное замечание можно отнести и к ряду зарубежных исследований, посвященных этому вопросу .

В определение понятия "реабилитационный потенциал" авторы ряда работ нередко вкладывали разный смысл .

Так, согласно В. П. Белову с соавтор. , под "реабилитационным потенциалом" понимается " комплекс, в основном, биологических и личностных, а также некоторых внешних факторов, обусловливающих или служащих основой восстановления всех форм утраченной активности ". Широкое толкование данного понятия с включением социально-средовых факторов делает затруднительным его применение не только в практической, но и научной работе. По мнению М. В. Коробова , выделенные авторами социально-средовые факторы (реабилитационный потенциал второго порядка) выступают в качестве условий для реализации реабилитационного потенциала первого порядка, т. е. соматобиологических и личностных компонентов индивида.

    организменно-медицинский (генетико-конституционный и патогенетический потенциалы);

    РП личности (интеллектуальный, эмоционально-волевой и мотивационный потенциалы);

    РП в рамках системы "Человек - Общество" (научно-технический, нравственно-этический и социально-правовой потенциалы в обществе).

В представленных работ, в которых наиболее полно были освещены вопросы РП, по-прежнему остается неясным, в каких терминах и понятиях должен описываться РП конкретного больного, какие критерии могут быть использованы для его оценки, а тем более уровней, которыми пытаются оперировать некоторые авторы . Так В. П. Белов с соавторами считали возможным характеризовать РП по уровням стабильности, перспективности и другим направлениям, не раскрывая однако их содержательную сторону и критерии оценки.

По мнению М. В. Коробова необходимо высказать суждения о понятии РП, внести ряд положений, уточняющих его сущность, предложений о способах и критериях его оценки. Он предлагает следующее определение понятия РП: "реабилитационный потенциал - это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие биологические и социально-психологические резервы, мобилизацию реституционных, компенсаторных и адаптивных процессов и др. механизмов, лежащих в основе восстановления его нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе".

С учетом данного определения представляется необходимым обратить внимание на следующие положения, уточняющие сущность РП и возможные пути изучения и использования его оценок в реабилитационной практике:

    во-первых, понятие РП относится к индивидам, у которых в результате болезни, травмы или врожденного дефекта прогнозируется или наблюдается не только нарушение функций, но и снижение способностей осуществлять привычную для нормального человека жизнедеятельность, ухудшение социального положения в обществе, т.е. данное понятие может рассматриваться и структурироваться на биологическом, личностном и социальном уровнях;

    во-вторых, РП - это целостная характеристика, наиболее обобщенный показатель, венчающий иерархическую структуру сохраняющихся, неповрежденных, несмотря на болезнь, возможностей (резервов, сил) больного или ограниченного в жизнедеятельности человека к мобилизации саногенетических и социально-опосредованных механизмов, лежащих в основе здоровья, трудоспособности, личностного статуса и социального положения.

Таким образом, РП может рассматриваться как трехуровневая структура, ключающая:

    уровень первого порядка (биологический, организма) - саногенетический потенциал, определяющий возможности к восстановлению или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом и психическом состоянии организма;

    уровень второго порядка (личностный) - потенциал социализации (ресоциализации) личности больного или инвалида - возможности в условиях болезни или ее последствий к восстановлению или компенсации ограничений в различных сферах жизнедеятельности (социальных функций). В качестве составляющих (компонентов) потенциала социализации (ресоциализации) личности могут выступать: возможности (потенциалы) восстановления у индивида адекватного поведения и ориентации, навыков общения, передвижения, самообслуживания, выполнения повседневной деятельности, работы в быту, выполнять профессиональную деятельность (трудовой реабилитационный потенциал) и других социальных функций;

    уровень третьего порядка (социальный) потенциал социальной интеграции (реинтеграции) больного или инвалида, определяющий возможности инвалида к восстановлению обычного для себя положения в обществе, экономической самостоятельности, а также к включению (или возвращению) в обычные условия жизни вместе и наравне со здоровыми людьми.

Возможности восстановления (реабилитации) на каждом последующем более высоком уровне определяются, с одной стороны, полнотой восстановления на предыдущем более низком уровне биопсихосоциального статуса индивида, а, с другой - состоянием (силой) резервов, характеризующих конкретный уровень реабилитационного потенциала. Реабилитационный потенциал - это не только многоуровневая, но и многомерная по основным исходам болезни, формам жизнедеятельности и положению в обществе количественная прогностическая характеристика. Наряду с клиническим прогнозом (особенностями болезни и ее последствиями) он определяет степень возможного восстановления биопсихосоциального статуса индивида. Вот почему, одним из возможных путей количественной оценки (силы) реабилитационного потенциала может быть квантификация его по ожидаемому исходу реабилитации (реабилитационному прогнозу). Так, полное выздоровление предполагает восстановление личностного и социального статуса индивида.

В более поздней работе М.В. Коробова с соавторами реабилитационный потенциал рассматривается с позиций нормативного документа как комплекс биологических, психологических и социально-психологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные возможности. В совокупности качественных и количественных характеристик здоровья, жизнедеятельности и социального положения обобщенная оценка РП проводится на основании результатов последовательного изучения составляющих его элементов (уровней). Согласно определениям авторов выделяется восемь уровней:

    биомедицинский (саногенетический) потенциал;

    психофизиологический потенциал;

    личностный потенциал;

    образовательный потенциал;

    социально-бытовой потенциал;

    профессиональный (трудовой) потенциал;

    социальный потенциал;

    социально-средовой потенциал.

    высокий реабилитационный потенциал - полное восстановление здоровья, всех обычных для индивида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация);

    удовлетворительный реабилитационный потенциал - неполное выздоровление с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнение основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме, частичное снижение трудоспособности, потребность в социальной поддержке;

    низкий реабилитационный потенциал - медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительное ограничение в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке;

    отсутствие реабилитационного потенциала - прогрессирующее течение заболевания, резко выраженное нарушение функций, невозможность компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкая или полная утрата трудоспособности, потребность в постоянном уходе и постоянной материальной помощи.

В работе Андреевой О.С. с соавт. в отличие от вышесказанного выделяются три уровня, характеризующих реабилитационные возможности инвалида относительно определенных видов жизнедеятельности:

    высокие реабилитационные возможности предусматривают полное или почти полное восстановление или компенсацию конкретного вида жизнедеятельности в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

    умеренные реабилитационные возможности предусматривают частичное восстановление или компенсацию ограничения жизнедеятельности конкретного вид;

    низкие реабилитационные возможности подразумевают отсутствие или незначительный результат при проведении реабилитационных мероприятий.

При общей оценке реабилитационного потенциала решающее значение имеет прогностическая оценка возможного исхода реабилитации на высшем уровне. Таким образом, «оценка» по мнению ряда авторов получила роль важнейшего методического фактора, позволяющего определить не только уровень реабилитационного потенциала, но и оптимальный комплекс мероприятий для конкретного инвалида .

В последние годы утвердился подход к пониманию структуры реабилитационного потенциала, который предлагал в своих работах А. И. Осадчих . По мнению автора РП представляет собой единство анатомо-физиологического, профессионального и социально-средового статуса человека. В отличие от клинико-экспертного диагноза, где единицей измерения является заболевание (основное, сопутствующее, осложнение), в реабилитационно-экспертном диагнозе в качестве единицы измерения выступает понятие "статус" (анатомо-физиологический, профессиональный, социально-средовой). Показателями анатомо-физиологического статуса являются: уровень физического развития, психофизиологической выносливости, эмоционально-волевой устойчивости.

Профессиональный статус предлагается оценивать по уровню профессиональной состоятельности, который определяется степенью владения профессиональными знаниями, навыками и умениями. Основными характеристиками при этом являются профессиональное образование, квалификация, профессионально значимые психофизиологические функции.

Социально-средовой статус композиционно представляет собой совокупность таких характеристик, как социально-психологическая адекватность, социальная активность, культурная просвещенность, семейно-бытовое и материальное положение.

Эти позиции получили развитие в целом ряде работ .

В работе Осадчих А.И. и соавт. , исходя из предлагаемой ими интерпретации предмета теории инвалидности как отсутствия адекватных связей между человеком и обществом в силу тех или иных обстоятельств, определяют реабилитационный потенциал как совокупность биологических возможностей, социальных способностей и психологических устремлений человека. При этом авторы подчеркивают, что реабилитационный потенциал анализируется при помощи реабилитационно-экспертного и социально-средового диагнозов, и вводят, таким образом, дополнительные понятия в терминологию. По мнению авторов реабилитационно-экспертный диагноз позволяет оценить потенциальные способности индивидуума. Социально-средовый диагноз отражает статусную и социально-ролевую позиции человека в контексте его взаимодействия в обществе. Предлагаемая структура реабилитационного потенциала по предварительной оценке авторов включает около 200 позиций, что без решения целого ряда крупных задач мало приемлемо для реализации в практике. В настоящее время в общем виде определены критерии и показатели реабилитационного потенциала . Однако, методические подходы к оценке реабилитационного потенциала нуждаются в дальнейшем исследовании и совершенствовании.

Учитывая тот факт, что эти позиции разрабатывались на основе первого пересмотра Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, получившей название Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности , то позиции оценки функционирования инвалида в классификации второго пересмотра существенно отличаются от ее первого пересмотра. Помимо нарушений структур и функций, а также активности и участия в схему классификации введена оценка факторов внешней среды. Для каждой их категорий ограничений жизнедеятельности предложен универсальный определитель, то есть дана балльная оценка нарушения или ограничения. Таким образом, предложено оценить профиль функционирования инвалида на двух уровнях:

Нарушения структур и функций;

Ограничения активности и участия.

Итак, подводя итог всему сказанному можно отметить, что в последнее время заметно возросла значимость понятия "реабилитационный потенциал", тем не менее разработка оценки критериев и показателей РП требует дополнительных изысканий с целью их конкретизации.

Реабилитационный прогноз, по сути предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество расценивается как :

    благоприятный - при относительности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной интеграции инвалида;

    относительно благоприятный при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, при уменьшении степени их ограничений, и переходу к частичной социальной поддержке;

    сомнительный (неопределенный) - неясный прогноз;

    неблагоприятный - при невозможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений в личностном, социально и социально-средовом статусе.

Реабилитационный прогноз в основном зависит от характера заболевания, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, реабилитационных возможностей и предполагаемого влияния внешних факторов . Работ, посвященных оценке реабилитационного прогноза, его критериям и показателям, почти нет. Более того, имеет место смешение понятий реабилитационный прогноз и реабилитационный потенциал . Те же авторы в более поздней работе оценивают реабилитационный прогноз как возможность интеграции инвалида в общество (полная, частичная, отсутствие). Критерии реабилитационного прогноза в настоящее время четко не определены. По данным литературы приводится, главным образом, два критерия – содержание реабилитационного потенциала и воздействие внешних факторов . Такое положение связано, по-видимому, с невозможностью систематизировать многообразие внешних факторов, влияющих на процесс интеграции инвалида.

Реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз являются исходным моментом для развертывания процесса реабилитации. Конкретные реабилитационные задачи определяются посредством реабилитационно-экспертной диагностики потребностями инвалида и реализуются через индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Порядок и условия формирования ИПР определены рядом правовых нормативных документов . В литературе достаточно полно отражены вопросы, касающееся структуры, содержания и правил заполнения ИПР .

Индивидуальная программа реабилитации инвалида, составленная при его освидетельствовании, содержащая оптимальные и адекватные состоянию больного меры реабилитации, упорядочивает, направляет и указывает путь реализации этих мер. Поэтому от качества оформления этих мер зависит конечный результат реабилитации.

В упомянутых материалах указывается, что только комплексная оценка клинико-функциональных, психологических и социальных данных инвалида дают возможность определить содержание программ реабилитации, оформленных в виде ИПР.

2. Методические подходы к определению реабилитационного потенциала

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо иные формы финансирования или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Наличие функциональных ограничений, к которым приводят хронические заболевания и последствия травм, обуславливают ограничения самостоятельности и жизнедеятельности больных. Реабилитационные воздействия направлены соответственно на достижения больными, ставшими инвалидами, оптимального физического, интеллектуального и социального уровня деятельности.

В зависимости от характера, тяжести, течения инвалидизирующей патологии, ее прогноза, социальных и других условий достигнутый уровень, указанных видов деятельности, естественно, будет разным.

Для определения индивидуальных потенциальных возможностей инвалида в достижении его уровня жизнедеятельности по всем параметрам используется так называемый реабилитационный потенциал (РП). Это определение является одним из важнейших дефиниций понятийного аппарата реабилитации.

РП представляет собой «комплекс биологических, психофизиологических характеристик и социально-средовых факторов, позволяющих реализовать потенциальные способности больного». Как следует из определения, РП представляет собой системную биопсихосоциальную характеристику статуса человека. Содержание этой характеристики может указать, какие возможности – объективные (характер заболевания, его особенности, психофизиологическое состояние, социально-экономическое положение) и субъективные (установка больного, структура потребностей, круг интересов и т.п.) могут определить изменение указанного статуса.

В методическом плане для определения РП целесообразно выделять составляющие РП:

    клинико-функциональная составляющая, определяющая возможность расширения сфер жизнедеятельности за счет восстановления или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом и психофизиологическом состоянии организма;

    психологическая составляющая, определяющая возможность расширения сфер и увеличения уровня жизнедеятельности за счет восстановления или компенсации нарушений на психическом уровне.

    профессионально-трудовая составляющая, определяющая возможность профессиональной деятельности при наличии ограничений жизнедеятельности;

    образовательная составляющая, определяющая возможность к овладению общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями;

    социальная составляющая, определяющая возможности восстановления или компенсации социального статуса, достижения самообслуживания и самостоятельного проживания и ведения личного хозяйства и включения или возвращения в привычные условия семейной и общественной жизни, а также определяющая возможность расширения сфер жизнедеятельности в целом за счет восстановления или компенсации нарушений, обусловленных социально-средовыми факторами.

Так как, как указывалось ранее, РП является целостной характеристикой статуса инвалида, выделяемые составляющие РП взаимосвязаны, влияют друг на друга и имеют в этом контексте значение для всех аспектов реабилитации.

Качественный анализ РП позволяет определить цели и задачи реабилитации относительно конкретного инвалида, установить иерархию приоритетов этих задач, обосновать и разработать оптимальные и адекватные меры реабилитации.

РП определяется путем так называемой реабилитационно-экспертной диагностики, включающей в себя оценку всех составляющих РП. Особенность указанной диагностики состоит в том, что она должна отражать не только состояние объекта диагностики, но и прогноз реализации способностей человека, находящегося в условиях «стесненной свободы действий».

Содержание и специфика реабилитационно-экспертной диагностики определяется задачами каждой составляющей РП. По результатам реабилитационно-экспертной диагностики, позволяющей получить качественные и количественные показатели всех составляющих РП, дается интегральная оценка реабилитационных возможностей инвалида в отношении восстановления конкретных видов жизнедеятельности.

Для решения многочисленных задач реабилитации необходимо выделять уровни РП. Оптимальным будет определение первых его уровней: высокий, средний, низкий.

  • Методический материал для подготовки к экзамену по педагогике

    Закон

    И изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению умственной...) разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы , сценарии, исследования разработка новых форм , методов...

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Курс лекций

    Документ

    Представляется возможной апробация новых программ по реабилитации наркоманов с прохождением... педагогов по проектным формам работы. Разработка индивидуальных проектов и... и с учетом рекомендаций , разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков...