Кто был подвергнут остракизму в афинах. Остракизм в современном обществе - что это такое


). Подвергнуть кого-что-нибудь остракизму. (В древней Греции так называлось изгнание из пределов государства опасных для демократии граждан, путем голосования черепками, а также само это голосование.)


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОСТРАКИЗМ" в других словарях:

    - (греч., от ostrakon черепок). У древних афинян, изгнание на десять лет гражданина, почитавшегося опасным для государства; для этого все желавшие удаления писали свои имена на глиняных дощечках черепках. Вообще изгнание. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Предавать остракизму.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. остракизм гонение, преследование, изгнание, охота за ведьмами, травля, охота на ведьм Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    остракизм - а, м. ostracisme m. <гр. ostrakismos < ostracon черепок. 1. ист. В Др. Греции: изгнание граждан, опасных для государства путем тайного голосования при помощи черепков, на которых писались имена изгоняемых. Крысин 1998. В Афинах острацизм… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греч. ostrakismos практикуемое государственной властью изгнание из страны (в крайнем случае физическое уничтожение) выдающихся людей, подрывающих своей популярностью, талантом, богатством, влиянием и т.п. могущество существующего… … Политология. Словарь.

    В Древних Афинах процедура, проводившаяся на народном собрании, чтобы прогнать неугодного народу политика. Название происходит от слова острака кусок глиняного черепка, на котором писали имя того, кого хотели изгнать. Ввел остракизм знаменитый… … Юридический словарь

    - (греческое ostrakismos, от ostrakon черепок), в Афинах и других городах Греции в 6 5 вв. до нашей эры изгнание отдельных граждан, опасных для народа и государства, решавшееся путём тайного голосования в народном собрании посредством черепков, на… … Современная энциклопедия

    - (греч. ostrakismos от ostrakon черепок), в 6 5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греческого черепок) в Афинах и других городах Греции в 6 5 вв. до н.э. изгнание отдельных граждан, опасных для народа и государства, решавшееся путём тайного голосования в народном собрании посредством черепков, на которых писались имена… … Исторический словарь

    ОСТРАКИЗМ, а, муж. (книжн.). Изгнание, гонение. Подвергнуть кого н. остракизму. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (ostrakismoV, ostrakojoria) был введен в Афинах Клисфеномкак мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городеоставалось еще много, а главным образом против Пизистратида Гиппарха,сына Харма, который в 496 г. был выбран в архонты, а в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Остракизм по-большевистски. Преследования политических оппонентов в 1921-1924 гг. , . Сборник представляет собой наиболее полную научную публикацию документов из архивов органов госбезопасности, освещающую основные аспекты борьбы РКП(б) с политическими противниками в начале…
  • Остракизм в Афинах , Игорь Евгеньевич Суриков. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой первое в российской науке комплексное исследование остракизма - важного…

В целях профилактики

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идет о гонении, травле, общественном неприятии, неправильно считать остракизм наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причем в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.

Клисфен. Современный бюст

Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до нашей эры — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который не допустит появления новых тиранов. Однако первый изгнанник появился только спустя два десятилетия. Им в 487 году стал Гиппарх.

Суд черепков

Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было. Изъявлять волю в устной форме не имело смысла — в условиях большого города-государства можно было и запутаться. Поэтому жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.


Остраконы, обнаруженные при раскопках

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.


Фемистокл

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

Понятие "Остракизм " было заимствовано из греческого языка "ostrakismos ",что можно перевести,как "черепок ".
Этот термин впервые стал использоваться в Древней Греции,что бы изгнать свободного гражданина проводилось народное голосование,его признавали опасным для общества и для государства.Что бы соблюсти все законы Древней Греции,необходимо было провести тайное голосование.Брались специальные черепки и на них записывали имена изгоняемых граждан.

Гораздо позже слово "Остракизм " стал обозначать саму цель мероприятия - бойкот, осуждение, изоляцию, изгнание.

История возникновения закона об "Остракизме"

Этот закон был официально принят в столице Древней Греции Афинах в 506-505 годах д.н.э.В те годы управлял страной архонт Клисфен.Этот человек проводил значительные демократические реформы и закон об "Остракизме " был одним из них.
Архонт Клисфен предполагал этим законом обезопасить себя от тирании.Тираном в Древней Греции считалось лицо насильственным путем пришедшее к власти.
Как ни странно приняв этот закон Клисфен забыл про него,лишь по прошествии двадцати лет первой жертвой стал Гиппарх сын Харма.По данным Википедии суд над этим человеком произошел 487-486 году д.н.э.
Следует отметить,что процедура "Остракизма " носила превентивные меры,так сказать во избежание негативных последствий.

Как проходила процедура Остракизма?

Один раз в год на Народном собрании председатели спрашивали у своего народа,желали ли они применения "Остракизма "?Если народ горячо поддерживал эту процедуру,проводилось дополнительное собрание на котором происходило голосование.


Назначался день,когда народ должен был собраться на площади (агоре). Все пространство огораживали досками.Для каждого из десяти родовых округов(фил) были оставлены дополнительные входы.Голосование было тайным.
Как полагается на приличном голосовании,за порядком присматривали главы исполнительной власти(архонты), депутаты от каждого округа(филы). После того,как собирали все черепки с надписями,начинался их подсчет.Подсчитывать могли только архонты.

Когда черепков с одним и тем же именем собиралось больше 6000 ,во всеуслышание объявлялось это имя специальным глашатаем.Осужденному человеку доводилось до сведения о результатах голосования и он был обязан в течении десяти дней закончить все свои дела и уехать из Афин на десять лет,то есть изгнание это было не навсегда.Предполагалось,что человек может исправиться за это время.

Примечательно,что движимое и недвижимое имущество не конфисковалось и человек проведший десять лет на чужбине,мог вернуться в родные пенаты и не начинать жизнь с чистого листа.Иногда Народное собрание проявляло снисхождение и осужденному разрешалось вернуться домой раньше назначенного срока ссылки.

Самыми активными гражданами в Народном собрании были аттические крестьяне.Аттика - это юго-восточная область Древней Греции.По мнению исследователей Народные собрания специально проводились в то время,когда крестьяне завершали все свои работы в поле и приезжали в Афины для продажи фруктов и овощей,а так же изрядно повеселиться на праздниках.Так же они присутствовали на собраниях,вероятно воспринимая все,как еще одно развлечение.

Поросенок подверг остракизму кота

«В 510 г. Гиппий был изгнан из Афин. Нового вождя и реформатора звали Клисфен . Аристократ по рождению, но, видимо, последовательный демократ по убеждениям, Клисфен нанёс тяжкий удар афинской родовой аристократии.

Наиболее важным пунктом в его реформе 508 года было изменение административного деления Аттики. Некогда (легенда утверждала, что при мифическом царе Ионе) вокруг Афин объединилось четыре соседних племени - филы. Вся система выборов и представительства, созданная Солоном , базировалась на этих четырёх филах.

Естественно, что родовая аристократия сохраняла в них свое традиционное влияние. Клисфен же разбил Аттику на 10 фил, причём в состав каждой из них были включены жители разных мест: из города, с побережья и из внутренней части страны. Новые филы стали безликими единицами административного деления, тяготеющими к городу: Роды в них перемешались, аристократы утратили своё влияние. 50 человек от каждой филы по жребию избирали в совет пятисот (вместо прежнего Совета четырёхсот). По филам - тоже по жребию - выбирали в гелиею, формировали отряды тяжеловооружённых пехотинцев («гоплитов»). По одному человеку от каждой филы Народное собрание выбирало на учреждённые Клисфеном новые должности высших военачальников - «стратегов».

Избрание в стратеги не было ограничено имущественным цензом. Кроме того, их действительно выбирали открытым голосованием, а не назначали по жребию. Наконец, хотя стратеги отчитывались и переизбирались ежегодно, на эту должность можно было быть избранным неограниченное число раз.

Необходимость ответственного выбора военачальников диктовалась сложностью задач, которые им теперь приходилось решать. В сражениях участвовало намного большее (чем во времена Солона ) число воинов - различно вооружённых, пеших и конных. Исход боя теперь в немалой степени зависел от опыта и искусства стратега. Полагаться при его избрании на слепой жребий было бы опасно. Неразумно было и ежегодно менять командующих. Со временем, когда Афины станут во главе союза греческих городов, практика ежегодной замены по жребию гражданской администрации тоже выявит свою несостоятельность. В обход её будут, расширяться полномочия стратегов, а у Народного собрания появятся неформальные лидеры. Но до этого ещё далеко.

Важным нововведением Клисфена была процедура «остракизма», направленная против угрозы возобновления тирании. Народное собрание решало вопрос о том, имеются ли основания опасаться попытки узурпации государственной власти. Если такая опасность признавалась, народ в назначенный день сходился на рыночную площадь для остракизма. Каждый гражданин на глиняном черепке («остраконе») писал имя того, кто по его мнению намеревался посягнуть на демократию. Потом черепки сортировали и подсчитывали.

Названный большинством голосов должен был удалиться из Афин на 10 лет. Имущество его при этом не конфисковывали, а по возвращении в Афины он полностью восстанавливался в гражданских правах. Остракизм был задуман не как мера наказания, а для предупреждения возможности ущемления демократии. Хотя, как и следовало ожидать, в последующей истории Афин он не раз использовался совсем в других целях.

Реформы Клисфена поставили Афины на путь последовательного развития демократии, так что некоторые исследователи именно Клисфена считают её родоначальником. Кстати говоря, отметим, что рабов в Афинах всё ещё было очень мало».

Остерман Л.А., О, Солон! История афинской демократии, М., «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина», 2001 г., с. 22-23.

Остракизм (от греч. ostracon - черепок буквально «голосование че­репками», изгнание отдельных граждан по решению Народного собрания (обычно на 10 лет. Введенная Клисфеном мера, направленная против возмож­ности тирании в Афинах. Каждый обладавший правом голоса гражданин пи­сал на черепке имя того, кто опасен для народа. Остракизм имел место в VI V вв. до н. э. в Афинах, в Артосе. По Плутарху (Аристид, 1), «остракизм никогда не применялся к бедным, но лишь к людям знатным и могущественным, чья сила была ненавистна согражданам».

Аристотель. «Афинская полития»

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) древнегреческий философ и уче­ный -энциклопедист.

22. В результате этих изменений государственный строй стал го­раздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Со­лона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, изда­вая другие, новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме.

Аристотель. Афинская полития.

М.- Л., 1936. - С. 51.

Плутарх. «Аристид»

Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; бла­гопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но, по сути дела, оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательст­ва находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилет­нем изгнании того, кто это чувство вызвал...

Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущест­ва.

Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмот­ный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду 1 - первому, кто попался ему навстречу, - черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. «Нет, - отве­тил крестьянин, - я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу «Справедливый» да «Справедливый»... Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок.

Плутарх. Указ. соч. - Т. 1.

Филохор2. Фрагмент № 30

Народ производил предварительное голосование перед восьмой пританией по вопросу, находит ли он нужным «подавать черепок». Если это признавалось нужным, рыночная площадь (агора) огораживалась досками, причем оставляли десять входов; через них входила каждая фила отдельно, а черепки подавали, поворачивая их надписью вниз. Наблюдали за этим де­вять архонтов и Совет. Затем черепки подсчитывали, и тот, против кого было подано больше всего голосов, и притом не менее шести тысяч, должен был удалиться из города на десять лет (впоследствии на пять). Перед этим он должен был в течение десяти дней дать другим и сам получить удовле­творение по своим личным делам; он сохранял право пользоваться дохо­дами, но не имел права приближаться к черте Гереста, мыса на Эвбее...

Из людей малоизвестных один только Гипербол был изгнан посред­ством остракизма за свою нечестность, а не потому, что его подозревали в стремлении к тирании. После него прекратился этот обычай, который вел свое начало от законодательства Клисфена, когда этот последний из­гнал тиранов и хотел также изгнать их друзей.

Хрестоматия по истории древнего мира/

под ред. В. Г. Боруховича. -

Саратов, 1973. - С. 127.