Политические лидеры. Известные политические деятели России (список)


А теперь рассмотрим, какие качества и способности необходимы современному политическому лидеру.

Первым и необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Л. Троцкий в книге "Что такое СССР и куда она идет" писал, например, что Февральская революция подняла к власти Керенского и Церетели не потому, что они были "умнее" и "ловчее", чем царская клика, а потому, что они представляли, по крайней мере временно, революционные народные массы. Большевики победили мелкобуржуазную демократию не личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил: пролетариату, в соответствии с теорией Ленина, удалось, наконец, повести за собой неудовлетворенных крестьян против буржуазии.

Второй решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция.

Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Ленин и др.). Альфой и омегой сильной инновационной платформы является главная, рельефно обозначенная цель, способная оптимально объединить интересы самых различных групп и общественных объединений.

Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.

Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни "мелкая", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни "сверх - крупная", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить, прежде всего, тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

Четвертое важнейшее качество - лексикон политического лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей не понимает его (лексикон). Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. За рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

Пятое качество - чувство политического времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер, идущий на компромисс с опозданием, теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика).

Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны.

Наиболее характерная ошибка современных лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории не раз, это история продолжается и в современных условиях. И на макро- и на микроуровнях.

Цель - благосостояние и свободное развитие народа, а средства - это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств. Но если в первые годы перестройки симпатии общества привлекали люди слова, образно мыслящие, владеющие ораторским искусством, то сейчас взгляды общества обратились к людям дела, практических поступков - подлинным выразителям политических интересов народа.

Политику нужно научиться адекватно, оценивать себя, чтобы суметь эффективнее действовать в мире политики. Для этого он должен ответить на вопросы: кто для него наиболее значимое лицо или группа лиц, мнение которых ему необходимо знать, чтобы сформулировать отношение к себе. Почему их мнение для него столь уж значимо? Может ли он определиться в самоотношении независимо от них? Знать мнение других людей о себе важно, но нужно уметь самому оценивать себя, свои личностные достоинства и недостатки, качество исполнения политических ролей.

Анализируя другого политика, необходимо иметь информацию о различных личностных характеристиках и их взаимодействии. Важно установить, как эти личностные характеристики сформировались. Поэтому при анализе личности оппонента или партнера по политическому взаимодействию необходимо знать биографические данные, начиная с раннего детства, иметь информацию о его взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи. Крайне важна информация о системе и формах наказаний и поощрений, имевшей место в семье, когда он был ребенком.

Политический лидер со сложной и заниженной самооценкой будет наиболее восприимчив к критике и сумеет лучше других изменить свое политическое поведение.


Вступление

Сущность и характерные особенности политического лидера

Имидж политического лидера

Заключение

Список использованной литературы


Вступление


Политическое лидерство возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей. Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм. В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.

Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов, когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней.

В настоящее время особое внимание обращается на лидерство на различных уровнях государства, общества, различных коллективах, а так же коллективное лидерство. Без глубокого знания проблем уровня жизни, интересов различных общностей людей, общественного мнения трудно претендовать на роль политика даже местного масштаба.

Положение лидера вынуждает его быть очень аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все это более строго оценивается людьми, и от этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит. Таким образом, для политического лидера очень важно правильно сформировать свой политический имидж.

Структура работы будет выглядеть следующим образом: сначала мы рассмотрим понятие лидерства, в общем, существующие типы лидеров; далее мы перейдем к рассмотрению политического лидерства, а затем к проблемам формирования имиджа политического лидера.

  1. Понятие политического лидерства

История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как "влияние", другие - как "управление", третьи - как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. Но политический лидер должен сочетать в себе все эти качества.

В политологии начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).

Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран)

Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизмой" (в раннехристианской литературе этот термин обозначает "боговдохновленность"). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть. (Томиньский - Польша, Лафонтен - Германия, Жириновский)

Существуют четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".

Лидер - знаменосец - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

Лидер - служитель - выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

Лидер - торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

Лидер - пожарник - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров.

Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

Она оказывает влияние на формирование личности лидера.

Она ставит пред ним проблемы.

Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных противников и сторонников.

Политическое лидерство представляет собой политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий. В большинстве случаев эту миссию выполняют люди с набором особых качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, политических, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских. Таким образом, политический лидер - это глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о формировании имиджа политического лидера необходимо рассмотреть какие качества и способности необходимы современному политическому лидеру.

Первым и необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Так, например, большевики победили мелкобуржуазную демократию не личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил: пролетариату, в соответствии с теорией Ленина, удалось, наконец, повести за собой неудовлетворенных крестьян против буржуазии.

Второй решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция.

Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Шескар, Д" Эстен, Ленин и др.). Абсолютно необходима четко обозначенная цель, способная оптимально объединить интересы самых различных групп и общественных объединений. Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.

Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни "мелкая", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни "сверх - крупная", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

Четвертое важнейшее качество - лексикон политического лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей не понимает его (лексикон). Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. За рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

Пятое качество - чувство политического времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика).

Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны.

  1. Имидж политического лидера

политический лидерство диктатор оппозиция имидж

Имидж политика, по определению "Энциклопедии Этикета" - это специально формируемый образ в глазах различных социальных групп, который возникает не спонтанно, а благодаря целенаправленным усилиям как самого политика, так и его команды, но иногда может возникать и вопреки их воле и желаниям как результат деятельности других недружественных политиков с помощью различных средств и прежде всего средств массовой информации (СМИ).

На имидж политика, надо сказать, влияют очень многие факторы: и его репутация, и внешний вид, и политическая программа, и его соответствие ожиданиям людей. Репутация политика отражена в слухах и историях про него, передаваемых устно и через СМИ. В них подчеркиваются его различные человеческие и деловые качества, способность быть лидером и его моральные установки. Такие качества, как честность и порядочность, надежность и справедливость особенно важны для репутации политика. Отсутствие этих черт пагубно влияет на его имидж.

Деловые качества политика самым непосредственным образом влияют на его имидж. Естественно, ценятся также компетентность, ум, решительность, образованность. Знание своего дела выдвигается в числе важнейших требований к политику.

Не каждый политик - прирожденный лидер. Однако он должен обладать такими качествами, как смелость в принятии решений, способность убедительно и ярко выступить перед людьми, уметь предвидеть ситуацию. От политика ожидают заинтересованного отношения к проблемам людей, желания помочь им. Он должен обладать искренностью и доступностью.

Внешне политик обязан выглядеть подтянутым, аккуратным, уверенным в своих силах. При этом он своим внешним видом не должен слишком отличаться от людей, с которыми сталкивается по служебным и общественным делам.

Согласно общим представлениям он должен быть лучше тех, кто за него голосует, но не настолько, чтобы они на его фоне чувствовали себя приниженно и дискомфортно.

Рекламные ролики кандидата во время предвыборной кампании - это мощное средство по созданию имиджа политиков. В создании рекламных роликов, соответствующих общей избирательной стратегии кандидата, необходимо участие аналитика (человека, который, основываясь на данных социологических исследований, может сформулировать концепцию ролика), а также автора сценария, режиссера, психолога. Помните, что сегодня в России даже очень хорошие, но излишне дорогие ролики могут вызывать раздражение избирателей, так как людям неприятно видеть, куда уходят их деньги.

Нужен набор кадров, сменяющих друг друга, где кандидат показан во время его работы. 30-40 секунд, где кандидат показан в самые кульминационные моменты своей работы для того, чтобы напомнить избирателям, что он уже сделал и подсознательно внушить мысль о том, что он еще может сделать. Важно использовать кадры, где кандидат находится среди людей, общается с ними. Необходимо использовать такие яркие эмоциональные моменты, как привлекательная улыбка, мимика кандидата, удачная шутка и пр.

Биография кандидата

Стандартный ход в ролике-биографии - рассказ кандидата о себе самом. В кадре необходимо использовать старые семейные фотографии, архивные съемки. Кадры, текст, голос кандидата - все должно работать на позитивный имидж кандидата. После просмотра ролика каждый может убедиться в том, что он такой же, как и все, но чуть-чуть лучше.

Возможен вариант, когда текст за кадром читает диктор. В этом случае необходимо солидаризироваться с избирателями, используя выражения: "Наш кандидат", "Мы", "Голосуем за" и пр.

Ролик, состоящий из выступлений людей в поддержку кандидата

Для создания роликов обычно используется мнения не менее трех человек, которые объясняют, почему они будут голосовать именно за этого человека. При подготовке кандидатур для данного выступления необходимо учитывать, что более действенным будет апелляция к социальной сфере, которая всем понятна и для всех актуальна. Например, может быть использовано интервью учительницы, врача или библиотекаря, которые говорят, что отдадут свои голоса за этого кандидата, потому что он сделал то-то и то-то. Можно использовать интервью молодой мамы на фоне недавно построенной детской поликлиники, интервью с учителем местной школы, где недавно оборудовали компьютерный класс, интервью с ветераном и т.п.

Взаимодействие со средствами массовой информации (СМИ)

Имидж политика формируется главным образом с помощью средств массовой информации (СМИ). Правильно построенные отношения со СМИ помогут сформировать привлекательный имидж политика. Это прежде всего полноценное сотрудничество, выгодное обеим сторонам, в результате которого мнение политика по какому-либо вопросу освещается СМИ. Для политика прежде всего важно, чтобы его мнение донесли до читателей и зрителей, для журналиста - чтобы у читателей и зрителей была самая оперативная информация. Специалисты по связям с общественностью, которые работают в команде политиков, учитывают этот взаимный интерес и на этой основе формируют отношения с прессой и общественностью. Форма общения журналистами обычно планируется заранее.

Если вы хотите, чтобы как можно больше СМИ рассказали о каком-то особом взгляде на определенную проблему данного политика, выступление которого в то же время может заинтересовать многих журналистов, то необходимо устроить пресс-конференцию. Пресс-конференция ускоряет поступление информации в редакции, отличаясь авторитетностью источников новостей, достоверностью сведений; при этом всегда возможна многократная проверка и уточнение изложенных на пресс-конференции версий, получение дополнительного пакета новостей (в развитии, в связи с другими событиями). Важно помнить, что день и время проведения встречи с журналистами должны учитывать существующий график выпуска в свет большинства газет, а также новостных программ на TV и радио.

Если вам необходимо коротко проинформировать журналистов или дать оценку какому-то событию, которое произошло совсем недавно, но при этом вы не хотели бы отвечать на многочисленные вопросы и дать подробный анализ, то устраивается брифинг. Информация имеет односторонний характер: официальный представитель (на переговорах, конференции, встрече) зачитывает ожидаемый документ, сообщает о факте принятия соглашения или излагает саму суть позиции, занятой в ходе переговоров одной из сторон. Обычно брифинг проводится как по итогам завершившейся работы (события), так и по ходу самого процесса выработки решения, позиции, оценки. Важно помнить, что информация "без комментариев!" в оптимальной форме моделирует ситуацию брифинга. Журналисты получают из первых рук информацию, все достоинство которой состоит в том, что заявлена официальная точка зрения. Отсутствие комментария для журналистов объясняется необходимостью спешно сообщить новость.

Если нужно познакомить с более развернутым мнением политика по определенному вопросу, то прибегают к форме интервью. Для журналиста лучше заранее ознакомиться с биографией политика, основными этапами его работы. Эту информацию обычно журналисты дают непосредственно перед интервью. В свою очередь от журналиста также заранее необходимо узнать о теме интервью и списке основных вопросов. Перед началом интервью желательно оговорить время беседы. Если интервью берется в вашем рабочем кабинете, то не стоит отзываться на звонки - вы можете потерять нить разговора.

Влияние процесса самопрезентации на имидж политика

Политику по роду своей деятельности приходится общаться с большим количеством людей как в личных беседах, так и во время публичных встреч. Естественно, немаловажным фактором успешной деятельности является то, как воспринимают его окружающие. Восприятие, в свою очередь, во многом зависит от самопрезентации - от того, как человек сам себя преподносит. Недостаточно, однажды войдя в комнату, доброжелательно улыбнуться и подумать, что вам обеспечен имидж обаятельного человека. Самопрезентация - величина нестатичная, она поддается корректировке и подвержена изменениям как в положительную, так и в отрицательную сторону. Чем же располагает человек при общении с людьми, от чего зависит впечатление, которое он производит? Это - взгляд, жест, мимика, улыбка, движения тела (атрибуты невербального поведения); интонация, темп речи (атрибуты вербального поведения); одежда. Основой позитивной самопрезентации является гармония этих трех величин в контексте уверенности и доброжелательности. Психологами установлено, что именно у людей с положительной самопрезентацией окружающие предполагают наличие разнообразных достоинств; они более привлекательны как в профессиональной карьере, так и в личной жизни.

Роль невербального поведения в формировании имиджа политика

К невербальному поведению относятся взгляд, улыбка, мимика, жесты, поза, движения тела. Для формирования привлекательного имиджа необходим доброжелательный, открытый, прямой взгляд на собеседника или в аудиторию. Необходимо учитывать, что взгляд "глаза в глаза" более половины времени беседы может расцениваться как агрессия; чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства; пристальный взгляд в ситуациях соперничества может быть понят как выражение враждебности.

Взгляд всегда бывает подкреплен улыбкой или ее отсутствием. Совершенно справедливо утверждение в детской песне о том, что "дружба начинается с улыбки". Это действительно кратчайший путь к установлению доверительного контакта. Спокойные, открытые жесты рук, обращенные к собеседникам, демонстрируют готовность к взвешенному диалогу, совещательную позицию. Никогда не прячьте руки в карманы, за спиной, под стол это вызывает у собеседника ощущение вашей скрытой недоброжелательности. Не потирайте руки, не вертите в руках ручку, карандаш и т. д. , не поправляйте во время беседы одежду, волосы, бумаги на столе - все это свидетельствует о вашей неуверенности, неготовности или даже боязни разговора.

Не менее важны положение и движения головы, движения тела, положение ног, походка (так называемый пластический рисунок). Пластический рисунок бизнесмена, политика должен отражать чувство "хозяина положения":

  1. положение головы прямое, подбородок параллелен полу, движения головой в горизонтальной плоскости;
  2. спина прямая, плечи расправлены;
  3. ноги в положении стоя слегка расставлены так, чтобы между ними проходила ваша ступня;
  4. при посадке колени смотрят в стороны, раздвинуты нешироко;
  5. походка прямая, свободная, слегка расслабленная.

Старайтесь, чтобы ваше невербальное поведение было естественным и убедительным.

Роль вербального поведения в формировании положительного имиджа политика

Вербальное поведение играет важную роль в процессе общения, придает речи эмоционально-личностную окраску. Оно включает в себя интонацию, темп речи, сочетание силы и тембра голоса, ключевые фразы. Так обычный комплимент, как бы это ни казалось на первый взгляд парадоксальным, может выглядеть как оскорбление, двусмысленный намек, и как выражение нежности или признание в любви. Интонация должна быть спокойная, доброжелательная, уверенная, с понижением голоса к концу предложения. Очень важно исключить вопросительный оттенок в конце фразы.

Темп речи должен быть умеренным, но не заторможенным. Слова и фразы не сливаются, но и "рубить" их искусственно не следует. Это создает впечатление "напора" и вызывает желание возражать или оспаривать сказанное вами. Ускоренный темп речи обусловливает ощущение формального отношения к собеседнику (собеседникам).

Ключевые фразы направлены на привлечение внимания собеседников к сути вашего высказывания. Это ключ к тому, чтобы вас поняли именно так, как вы хотите. Например: заботливый руководитель вербально (словесно) обозначает свою заботу такими фразами: "Мне близка ваша боль", "Я знаю о ваших проблемах", "Ваша просьба меня не оставила равнодушным" и т. д. Работа над ключевыми фразами должна идти постоянно. Перед выступлением, совещанием, переговорами выделите в тексте ключевые фразы. Если у Вас нет текста выступления, заготовьте шпаргалку с ключевыми фразами и держите ее перед глазами. Со временем необходимость в таких шпаргалках отпадет, но это приучит вас использовать ключевые фразы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современные лидеры должны жить в гуще трудящихся, знать их жизнь вдоль и поперек, уметь безошибочно определять по любому поводу и в любой момент их настроения, их реальные потребности, стремления, мысли, степень сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов.

Если этих политических качеств нет, то не может быть и партийного лидера. Когда на работе встречается человек, не понимающий настроения масс, неспособный увидеть сильные и слабые стороны текущего дня, не разбирающийся в истоках конкретного доверия и недоверия избирателей, то это, безусловно, не лидер, а, как уничижительно таких людей называл В.И. Ленин, какой-то "политический кустарь". Политический портрет такой личности хорошо известен: нерешительный консерватор, непоследовательный и шаткий в вопросах теории, с узким кругозором. Такой "горе-политик" для оправдания своей вялости обычно ссылается на стихийность и некомпетентность масс, на стечение обстоятельств, либо оправдывает её приверженностью новым модным разновидностям политического мышления. Но, наверно, самый большой недостаток подобных политических кустарей состоит в том, что они не привыкли оценивать свои шаги беспощадным вопросом: кому это выгодно и кому невыгодно?

Лидеры это, безусловно, выдвиженцы масс. Это своеобразные ядра потенциальной энергии народа. Но чтобы эта энергия возможностей стала энергией действия, требуется её направленность, её упорядоченность. Значит, лидерам нужна партийная нацеленность и устремленность. Партия - это тот импульс, тот стимул, та движущая сила, которая призвана из возможностей в действительность политическую заряженность лидеров. Но партии не должны превращаться в изолирующий слой, отделяющий лидеров от масс.

Успеха можно достичь лишь тогда, когда в обществе есть признанные политические лидеры. И тысячи ярких лидеров признавались трудящимися в качестве своих вождей. Здесь стоит заметить, что слово "вождь" в единственном лице стало употребляться в политическом языке лишь в пору сталинщины, тогда как до культа личности это слово использовалось обычно во множественном числе. Это и понятно: чтобы привлечь на свою сторону многомиллионные массы, нужны были не один-два лидера, а десятки опытных вожаков, популярных среди трудящихся, хорошо известных им каждым своим поступком, каждым нюансом своей позиции. Лидер должен быть не над массами, а впереди них.

Феномен лидерства это исторически сложившаяся потребность людей в организации своей деятельности. Оно фиксирует нравственно-политические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых в сознательном и добровольном подчинении лидеру всех за ним идущих. Потребность в авторитете связана со сложностью социальной действительности ограничивающей возможность объекта самому квалифицировано оценивать многие возникшие перед ним проблемы. Поэтому он просто вынужден доверяться носителю авторитета, т.е. лидеру, что позволяет в короткие сроки решать стоящие перед ним задачи, не тратя времени на убеждения в их необходимости. Более того, авторитет сплачивает самые разнородные социальные силы на выполнение принятых планов и программ. Субъект политики, пользующийся авторитетом, так располагает к себе людей, что в обществе создается атмосфера полного к нему доверия (причем искреннего!), обеспечивающая возможность воздействия на объект без всякого принуждения. Все решения такого субъекта воспринимаются как единственно правильные, направленные на удовлетворение самых насущных потребностей человека. Это доверие тем больше, чем больше в нем веры, и, значит, тем больше опасность субъективизма, шире возможности для безответственности.


Теги: Современные политические лидеры Реферат Политология

Может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.

Функции политического лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.

Качественные характеристики политического лидера

Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).

Политический статус - это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:

  • место в иерархии политической власти;
  • совокупность и объем политических прав и свобод;
  • совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
  • реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.

Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).

Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.

Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.

Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.

Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.

По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. 1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).

Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.

Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).

Политическая харизма - предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.

Нравственность - предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.

«Герой одного человека - злодей для другого!» - говорится в известном афоризме. Как бы кто-либо не подчеркивал действенность и достоинства определенных политических программ, бездушные методы, с помощью которых некоторые лидеры пытались достичь своих целей, не имеют никаких оправданий. Ведь с какой точки зрения ни посмотри, но, к примеру, сооружение башни из живых людей, скрепленных с помощью кирпичей и строительного раствора, является чрезвычайно жестоким действом.

Издание Business Insider составило список из самых безжалостных лидеров всех времен, которые использовали беспощадную тактику для достижения своих политических и военных целей.

Примечание: политики в этом списке (в который включены только умершие лидеры) правили до 1980 года. Все они располагаются в хронологическом порядке.

(Всего 24 фото)

1. Цинь Ши Хуан

Правление: 247-210 гг. до н.э.

Цинь, которого также называют Цинь Шихуанди, объединил Китай в 221 г. до н.э. и правил в качестве первого императора династии Цинь. Он был известен заказными убийствами ученых, с идеями которых не был согласен, и сжиганием «критических» книг.

Во время его правления было начато строительство Великой стены и громадного мавзолея, содержащего более 6 тысяч терракотовых воинов в натуральную величину. Огромное количество согнанных на строительство стены людей умерло, а работавшие над сооружением мавзолея были убиты, чтобы сохранить тайну гробницы.

«Каждый раз, когда он захватывал людей из другой страны, он их кастрировал для того, чтобы пометить и превратить в рабов», - рассказывает Сюнь Чжоу из Гонконгского университета.

2. Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула)

Правление: 37-41 гг. н.э.

Калигула был невероятно популярен, потому что сначала освободил несправедливо заключенных в тюрьму граждан и отказался от взимания жесткого налога с продаж. Но затем он заболел и коренным образом изменил свое поведение.

Он ликвидировал политических соперников (заставляя их родителей смотреть на казни) и объявил себя живым богом. Согласно сведениям историков, Калигула вступал в интимные отношения с сестрами и продавал их услуги другим мужчинам, насиловал и убивал людей и даже назначил своего коня жрецом.

В конечном счете на него напала группа заговорщиков, нанеся более 30 ударов кинжалами.

Правление: 434-453 гг. н.э.

После убийства своего брата Аттила стал лидером Гуннской империи с центром в современной Венгрии и в конечном итоге оказался одним из самых опасных противников Римской империи.

Он расширил империю гуннов на территорию современных Германии, России, Украины и Балкан. Он также вторгся в Галлию с намерением завоевать ее, но был побежден в битве на Каталаунских полях.

«Там, где я прошел, больше никогда не вырастет трава», - говорил он во время своего правления.

4. У Цзэтянь

Правление: 690-705 гг. н.э.

У Цзэтянь прошла путь от 14-летней младшей наложницы до императрицы Китая. Она безжалостно ликвидировала своих оппонентов, ссылая или казня их - даже в том случае, если это была ее собственная семья.

Китайская империя значительно расширилась во времена правления У, и, хотя она была жестоким тактиком, ее решительный характер и талант правления получили высокую оценку историков. Примечательно, что военные лидеры, подобранные У, взяли под контроль крупные части Корейского полуострова.

5. Чингисхан

Правление: 1206-1227 гг.

Когда Чингисхану было 9 лет, его отца отравили. В подростковом возрасте он жил в полной нищете, прежде чем объединил племена монголов и отправился на завоевание огромной части Центральной Азии и Китая.

Его стиль правления характеризуется как чрезвычайно жестокий. Историки отмечают, что он массово убивал гражданское население. Одним из самых известных примеров является убийство аристократов государства Хорезмшахов.

6. Томас Торквемада

Правление: 1483-1498 гг. (как Великий инквизитор)

Торквемада был назначен Великим инквизитором во время испанской инквизиции. Он создал трибуналы в нескольких городах, собрал воедино 28 статей в качестве руководства для других инквизиторов и разрешил пытки для получения признательных показаний.

Как сообщается, он призвал короля Фердинанда и королеву Изабеллу дать испанским евреям выбор между изгнанием и крещением, в результате чего многие евреи покинули страну. Историки считают, что Торквемада был ответственен за гибель около 2 тысяч человек, сожженных на кострах.

Интересно, что, по данным некоторых источников, сам Торквемада происходил из семьи новообращенных евреев.

7. Тимур (Тамерлан)

Правление: 1370-1405 гг.

Во главе военных кампаний Тимур прошел через большую часть Западной Азии, в том числе через территории современного Ирана, Ирака, Турции и Сирии, и основал империю Тимуридов.

В современном Афганистане Тимур приказал построить башню из живых мужчин и скрепить их вместе с помощью кирпичей и строительного раствора.

Он тоже когда-то организовал резню, чтобы наказать восставших, после чего из 70 тысяч голов были сложены высокие минареты.

8. Влад III, князь Валахии Влад (Дракула или Влад Цепеш)

Правление: 1448; 1456-1462; 1476 гг.

Когда Влад III наконец стал правителем княжества Валахия, в его владениях царила полная анархия из-за враждующих бояр. По рассказам, Влад пригласил всех своих соперников на пир, где убил ножом, пронзив их насквозь.

Хотя сейчас трудно узнать, правдива ли эта история, она характеризует правление Влада: он пытался принести стабильность и порядок в Валахию посредством чрезвычайно безжалостных методов.

9. Царь Иван IV (Иван Грозный)

Правление: великий князь Московский - 1533-1547 гг.; царь всея Руси - 1547-1584 гг.

Иван IV начал свое правление путем реорганизации центрального правительства и ограничения власти наследственных аристократов (князей и бояр).

После смерти своей первой жены Иван начал «террор», устраняя главные боярские роды. Он также избил свою беременную дочь и убил сына в припадке гнева.

10. Королева Мария I (Кровавая Мэри)

Правление: 1553-1558 гг.

Единственный ребенок пресловутого короля Генриха VIII и Екатерины Арагонской, Мария I стала королевой Англии в 1553 году. Она начала восстановление католицизма (после предыдущих правителей, отстаивавших протестантизм) в качестве основного вероисповедания и вышла замуж за Филиппа II из Испании - католика.

В течение нескольких лет ее правления сотни протестантов были сожжены на кострах, из-за чего она получила прозвище Кровавая Мэри.

11. Графиня Элизавета Батори из Эчеда (Кровавая графиня)

Бум убийств: 1590-1610 гг.

Графиня заманивала молодых крестьянок в свой замок, обещая им работу служанок, а затем жестоко пытала их до смерти. По одной из версий, она пытала и убила около 600 девушек, хотя фактическое число, вероятно, будет намного ниже.

Ее методы пыток включали загоняние игл под ногти, обмазывание девушек медом и выпускание на них пчел, а также откусывание кусков плоти. По преданиям, она купалась в крови девственниц, чтобы оставаться молодой и красивой.

12. Максимилиан Робеспьер

Правление: 1789-1794 гг.

Будучи одной из многих влиятельных фигур, участвующих во Французской революции, Робеспьер стал одним из доминирующих игроков во время «Большого террора» - периода крайнего насилия, когда «враги революции» были преданы гильотине. Он утверждал, что террор был «эманацией добродетели».

Согласно историческим источникам, Робеспьер вскоре был сам казнен на гильотине.

13. Король Бельгии Леопольд II

Правление: 1865-1909 гг.

Король Леопольд II «основал» Свободное государство Конго как «свою» частную колонию и сделал огромное состояние, превратив конголезцев в рабов, добывающих слоновую кость и каучук.

Миллионы людей страдали от голода, значительно снизилась рождаемость, так как мужчины и женщины были разделены между собой, десятки тысяч были расстреляны во время неудавшихся восстаний. Демографы подсчитали, что с 1880 по 1920 год население этой личной колонии короля сократилось на 50%.

Эта система принудительного труда была позже скопирована французскими, немецкими и португальскими чиновниками.

14. Мехмед Талаат-паша

Правление: 1913-1918 гг.

Историки считают, что Талаат-паша был ведущей фигурой в геноциде армян. Как министр внутренних дел, он, как сообщается, несет ответственность за депортацию и в конечном итоге гибель 600 тысяч армян.

Он был убит в Берлине в 1921 году армянином. Отметим, что в 1943 году Адольф Гитлер отправил его тело обратно в Стамбул, надеясь склонить Турцию присоединиться к державам «оси» во Второй мировой войне.

15. Владимир Ленин

Правление: 1917-1924 гг.

В 1917 году Ленин возглавил Октябрьскую революцию, опрокинувшую Временное правительство, свергнувшее царя. После трех лет гражданской войны большевики взяли власть в стране.

«В течение этого периода революции, войны и голода Ленин показал пугающее пренебрежение к страданиям своих соотечественников и безжалостно подавлял любую оппозицию», - пишет ВВС.

16. Бенито Муссолини

Правление: 1922-1943 гг.

После демобилизации Муссолини основал Фашистскую партию Италии, поддержанную разочарованными ветеранами войны, из которых были организованы отряды «чернорубашечников». Он начал разрушать демократические государственные институты и к 1925 году стал «дуче», или «лидером» Италии.

Выживший после нескольких покушений, Муссолини однажды сказал: «Если я наступаю, следуйте за мной. Если я отступаю, убейте меня. Если я умру, отомстите за меня…»

В 1936 году Муссолини заключил союз с нацистским лидером Адольфом Гитлером, а после издал ряд антисемитских декретов. В апреле 1945 года, уже отстраненный от власти, Муссолини пытался бежать, но был застрелен антифашистами и повешен вниз головой на миланской площади.

17. Иосиф Сталин

Правление: 1922-1953 гг.

Проведение Сталиным индустриализации и коллективизации в 1930-е годы сопровождалось массовым голодом (в том числе голодомором на Украине), заключением миллионов людей в трудовые лагеря ГУЛАГа и «Великой чисткой» среди интеллигенции, правительства и военных.

Во время Второй мировой войны сын Сталина Яков был схвачен или сдался немецкой армии. Немцы предложили обменять Якова на фельдмаршала Паулюса, захваченного после Сталинградской битвы, но Сталин отказался, сказав, что никогда не будет менять фельдмаршала на обычного солдата.

18. Адольф Гитлер

Правление: 1933-1945 гг.

К концу 1941 года гитлеровская Германская империя, или Третий рейх, включала в себя почти все страны Европы плюс большую часть Северной Африки.

Гитлер разработал план по созданию идеальной расы, ликвидируя евреев, славян, цыган, гомосексуалистов и политических оппонентов, заключая их в концентрационные лагеря, где они подвергались пыткам, работе до смерти и уничтожению.

По некоторым данным, во время правления Гитлера нацисты преднамеренно убили около 11 миллионов человек. Узнав, что советские войска приближаются к Берлину, Гитлер и его жена покончили с собой в своем бункере.

19. Хорлогийн Чойбалсан

Правление: 1939-1952 гг.

После нескольких встреч со Сталиным Чойбалсан взял на вооружение политику и методы советского лидера и применил их к Монголии. Он создал диктаторскую систему и подавил оппозицию, убив при этом десятки тысяч человек.

Позже, в 1930-х годах, он «начал арестовывать и убивать ведущих работников партии, правительства и различных общественных организаций в дополнение к офицерам, интеллигенции и другим верным работникам», говорилось в докладе, опубликованном в 1968 году.

20. Франсиско Франко

Правление: 1938-1975 гг.

С помощью нацистской Германии и фашистской Италии в 1930-х годах генерал Франко сверг демократически избранное правительство Второй Испанской республики.

Во время его режима многие республиканские деятели покинули страну, а оставшихся судили военные трибуналы. Официальной (допустимой) религией был католицизм, каталонский и баскский языки были запрещены за пределами дома, режим имел огромную секретную полицейскую сеть.

Однако со временем полицейский контроль и цензура в стране ослабли, были проведены свободные рыночные реформы, а Марокко получило независимость.

21. Мао Цзэдун

Правление: 1949-1976 гг.

Лидер Коммунистической партии Китая Мао основал Народную Республику. Под его руководством промышленность была поставлена под контроль государства, а фермеры были организованы в колхозы. Любая оппозиция безжалостно подавлялась.

Сторонники Мао отмечают, что он модернизировал и объединил Китай и превратил его в мировую сверхдержаву. Тем не менее противники указывают, что его политика привела к гибели 40 миллионов человек от голода, принудительного труда и казней.

Интересно, что его иногда сравнивают с Цинь Шихуанди (первым человеком в этом списке).

22. Пол Пот

Правление: 1975-1979 гг.

Пол Пот и его коммунистическое движение красных кхмеров в Камбодже применяли невероятно жестокие методы социальной инженерии, направленные на создание аграрной утопии путем перемещения людей в сельскую местность. Остальные были помещены в «специальные центры», где их пытали и убивали.

Врачи, учителя и другие специалисты были вынуждены работать на полях, чтобы «перевоспитать» себя. «Любой считавшийся интеллектуалом был убит, - сообщает ВВС. - Часто люди бывали осуждены за очки или знание иностранного языка».

Всего за четыре года до 2 миллионов камбоджийцев были казнены или умерли от тяжелой работы и голода.

23. Иди Амин

Правление: 1971-1979 гг.

Генерал Амин сверг избранное правительство в Уганде с помощью военного переворота и объявил себя президентом. Затем он безжалостно правил восемь лет, в течение которых было убито около 300 тысяч гражданских лиц.

Он также изгнал азиатское население Уганды (в основном индийцев и пакистанцев) и тратил крупные суммы на военные расходы, что привело к экономическому спаду в стране.

24. Аугусто Пиночет

Правление: 1973-1990 гг.

Пиночет сверг правительство Альенде в 1973 году с помощью поддерживаемого США переворота. Во времена его правления многие жители Чили исчезли, а около 35 тысяч человек подверглись пыткам. Пиночет умер до того, как должен был предстать перед судом по обвинению в нарушении прав человека.

В то же время он проводил экономическую политику свободного рынка, которая привела к снижению инфляции и даже экономическому буму в конце 70-х годов. Примечательно, что в Чили была одна из наиболее эффективных экономик Латинской Америки с середины 80-х до конца 90-х годов.

Можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле действительный лидер — это тот, кто среди многих достойных соперников благодаря своим личным качествам выбивается на передовые позиции и ведет за собой остальных. В широком смысле лидером нередко называют назначенного «сверху» руководителя, отнюдь не обладающего лидерскими качествами. По М. Веберу, как уже говорилось, традиционным лидером может стать бездарный королевский отпрыск, получивший титул монарха в соответствии с существующими традициями.

Но, пожалуй, больше всего проблем возникает при сопоставлении таких понятий, как «лидер» и «вождь». Вожди обычно правят в диких (полудиких) племенах. Вождь приходит к власти, либо получая ее по наследству, либо захватывая силой при помощи группы единомышленников и ближайших родственников.

Вождь правит, опираясь на кровнородственные семейные связи, на преданных друзей, послушных холопов, т. с. на узкую, замкнутую, но хорошо организованную группу. При вожде общество отождествляется с государством, политика — с идеологией, воля вождя — с волей народа. Здесь налицо все признаки тоталитарного государства.

Власть вождя, как правило, непродуктивна, поэтому, чтобы оправдать свои неудачи и отвлечь народ от реальных проблем, он постоянно ищет внешних и внутренних врагов и мобилизует народ не на решение насущных задач, а на борьбу с этими мнимыми и реальными врагами.

Вождь, как правило, правит пожизненно. Пожизненное правление выгодно как самому вождю, так и его окружению. Это залог того, что до поры не вскроются (не станут достоянием гласности) преступления и злоупотребления, которые творила правящая верхушка во главе с вождем. После смерти вождя все «грехи» можно свалить на него лично и на тех людей, которые уже недоступны правосудию.

Но вожди, к сожалению, — это не далекая (древняя) история наших полудиких предков. XX столетие как никакое другое было богато на «великих» вождей: В. И.Ленин, И. В. Сталин, А. Гитлер, Муссолини, Мао Цзедун, Ким Ир Сен, Франко и т. д. Этот список можно продолжить и ныне здравствующими и самозабвенно упивающимися своей неограниченной властью вождями.

Истоки вождизма коренятся в тоталитарной идеологии и подданническом политическом сознании широких масс. Когда в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане парламенты этих республик принимают законы о пожизненном правлении ныне действующих президентов — это верный шаг к культу личности и к появлению «великих» вождей. Такая псевдодемократия становится возможной, если народ позволяет вождю-президенту навязывать парламенту антидемократические законы.

Лидер отличается от вождя тем, что его власть не наследуется. Он не продлевает свои полномочия незаконными методами. Каждый новый лидер в открытой и честной борьбе постоянно доказывает свое и ре восход ство над соперниками. Его основная черта — новаторство. Поэтому настоящий лидер ведет общество к обновлению и прогрессу.

Культ личности — это тот же самый вождизм. Причинами его возникновения являются:

  • бесконтрольная, безмерная концентрация власти в руках одного человека;
  • наличие патриархальной, подданнической у большинства членов общества.

Вождями (как и лидерами) не рождаются. Их порождает правящая элита с «позволения» безмолвствующего народа. И это будет продолжаться до тех пор, пока народ будет позволять недобросовестным политикам создавать вождей и править в стране по законам джунглей.

Вождизм и лидерство в России

До Февральской революции 1917 г. в России правили цари, представлявшие собой (по М. Веберу) традиционное лидерство. С победой социалистической революции в России наступила эра вождей. Еще при жизни В. И.Ленина его стали называть «вождем». Но более других в роли вождя преуспел И. В. Сталин. Хитростью, коварством, точным расчетом в политических интригах он постепенно уничтожил всех своих оппонентов и сконцентрировал в своих руках абсолютную власть.

Другой причиной появления в СССР «великого и ужасного» вождя всех времен и народов явилось то, что большинство граждан страны были носителями патриархальной и подданнической политической культуры. Многие столетия правления абсолютной монархии в России и патриархальный уклад жизни заложили в сознание и подсознание народа устойчивые представления о том, что во главе государства обязательно должен находиться всемогущий царь, вождь, генеральный секретарь.

Власть преемников Сталина (Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева и др.) была частично ограничена таким партийным органом, как Политбюро ЦК КПСС, и термин «вождь» по отношению к ним почти перестал употребляться. Однако они по сути также являлись вождями.

В начале 90-х гг. XX в. первый Президент РФ Б. Н. Ельцин сумел сконцентрировать в своих руках почти неограниченную политическую власть. Но экономическая власть к середине 90-х гг. оказалась в руках небольшой группы приближенных к нему лиц — олигархов, что позволяло им манипулировать Президентом РФ. В конце своего второго президентского срока, очевидно, опасаясь за то, что с избранием нового независимого от «семьи» президента ему (Ельцину) и его ближайшему окружению придется ответить за многие принятые в период правления политические решения, Б. Н. Ельцин, не дожидаясь президентских выборов, в конце декабря 1999 г. передал всю полноту власти В. В. Путину, которого буквально накануне назначил Председателем Правительства РФ.

Такая форма передачи власти характерна не для демократической республики, а для монархического или тоталитарного государства. Этот прецедент является первой составляющей вождизма . Суть ее заключается в том, чтобы власть не досталась «чужакам». В подобных случаях в преемники выбирают «надежного» с точки зрения лояльности уходящему вождю и его ближайшему окружению человека.

В любом демократическом обществе такая передача власти возмутила бы свободных граждан и преемник не имел бы никаких шансов победить на предстоявших президентских выборах. Однако В. В. Путин на выборах 2000 г. набрал необходимое число голосов и стал законно избранным Президентом РФ. Возникает вопрос: почему народ оказал ему доверие?

Дело в том, что в этом сыграла свою роль вторая составляющая вождизма - подданническая политическая культура, носителями которой являются большинство российских граждан. Подданные, как правило, голосуют за того, кто находится у власти. Кроме того, В. В. Путин и его «команда» имели возможность использовать всю мощь властного ресурса (в том числе и средств массовой информации) для агитации в свою пользу. Нельзя не учитывать и того, что в конце 1999 г. люди устали от неэффективного, «вечно» больного и непредсказуемого Б. Н. Ельцина. Поэтому фактор ожидания хоть каких-нибудь перемен тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Находясь на президентском посту с 2000 по 2008 г., В. В. Путин проявил себя как рациональный и волевой лидер. За время пребывания на посту Президента РФ он сумел восстановить вертикаль власти и предотвратил намечавшийся распад страны. Значительно повысился авторитет России в мире. В определенной мере повысились доходы российских граждан. Поэтому все эти годы правления большинство российских граждан воспринимали В. В. Путина как рационального лидера и гаранта стабильности в стране, которому пока нет альтернативы.

На прошедших 2 марта 2008 г. президентских выборах граждане РФ значительным большинством голосов (70,23 %) избрали нового Президента РФ — Д. А. Медведева, которого выдвинули в качестве кандидата четыре политические партии и поддержал В. В. Путин.

Роль политического лидера в России в силу исторически сложившихся причин очень велика и непредсказуема. Так, придя к власти, В. И. Ленин провозгласил принципиально новый вектор развития страны. Сталин во многом ревизовал наследие Ленина, Н. С. Хрущев развенчал культ личности Сталина, а Л. И. Брежнев — волюнтаризм Хрущева. М. С. Горбачев объявил перестройку, предполагавшую строительство социализма с человеческим лицом. Б. Н. Ельцин способствовал развалу СССР и отменил монополию КПСС на власть в стране и привел страну к краю пропасти. В. В. Путин оценил время правления Ельцина периодом хаоса и развала и взял курс на укрепление государственности. Новоизбранный Президент РФ делает только первые шаги, поэтому оценку его деятельности давать пока рано.

Особенность менталитета россиян состоит в значительном влиянии патриархальных традиций на оценку и восприятие политического лидера. Поэтому для большинства россиян, не уверенных в своих возможностях, важнейшим фактором оценки лидера является «справедливость». Другой фактор — «честность». Он обусловлен тем, что каждый умерший или свергнутый лидер обвинялся во всех смертных грехах. Так, по данным ВЦИОМ, за 2007 г. в рейтинге наиболее важных качеств политического лидера страны 62 % респондентов назвали «честность и справедливость», 21 % — «близость к народу», 18 % — «ум, знания, мудрость».

Каждый значительный лидер или вождь занимает свое место в истории страны и отождествляется с проводимой им политикой. Так, Александр II вошел в историю страны как «освободитель», П.А.Столыпин — как «реформатор». Мы говорим: «ленинская электрификация», «сталинская индустриализация», «сталинский террор», «хрущевская оттепель», «брежневский застой», «ельцинский беспредел», «путинская стабилизация» и др. В каких выражениях мы будем оценивать период президентского правления Д. А. Медведева, покажет время.