Развитие высших психических функций у детей с зпр. У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для с


  • Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам [ документ ]
  • Физкультурный уголок в группе как условие повышения двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста [ лабораторная работа ]
  • Альбом дидактических пособий для развития зрительно-моторных, оптико-пространственных и графо - моторных функций у детей дошкольного возраста. Раздел 1 [ документ ]
  • Дошкольное образование 2010 № 20 Октябрь [ документ ]
  • Воспитание детей дошкольного возраста в трудовой деятельности [ лабораторная работа ]
  • Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста [ документ ]
  • Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? [ документ ]
  • Игротерапия как средство развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с Дцп [ документ ]
  • 0.doc

    ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
    Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и вы­ражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и су­щественные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.

    Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является со­четание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (ча­стичная) дефицитарность высших психических функций может со­провождаться инфантильными чертами личности и поведения ре­бенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работо­способность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в третьих - мотивация к различным видам позна­вательной деятельности и т. д.

    Первоначальной структурой начала двадцатого века было двойное крыло, чуть более низкое западное крыло, а южное крыло, частично утопленное на склоне, было закончено около полувека. Основное крыло улицы имеет широкую ширину, левая сторона продольного тракта слегка обертывается, ширина соответствует ширине крыла восточной стороны. Монументальный фасад 11-го века великодушно архитектурно структурирован. На первом этаже с ленточным боссажем создается оптический каркас здания, заканчивающийся кордом. На уступе находятся ступни высокого порядка пиеритов, ритмирующие поверхности первого и второго этажа.

    Задержка психического развития у детей является сложным
    полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают
    разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

    Для того чтобы понять, что является первичным нарушением в структуре данного отклонения, необходимо вспомнить структурно-функциональную модель работы мозга (по А. Р. Лурия). В соответствии с данной моделью выделяются три блока - энергетический, блок приема, переработки и хранения информации и блок программирования, регуляции и контроля. Слаженная ра­бота указанных трех блоков обеспечивает интегративную деятель­ность мозга и постоянное взаимообогащение всех его функцио­нальных систем.

    Почти скульптурные головы пилястр с цветочными фестонами и головами ангелов несут обертку с коронованным выступом. Точно так же северные и восточные фасады двора и западная боковая стена главного крыла разделены, но без окон. Два других крыла, построенных в столетии, имеют почти гладкие фасады, разбитые только кордоном и сплошными подоконниками, прямоугольные окна обрамлены камерами только на втором этаже фасадов двора. Перед фасадом северного двора фасады расположены на первом этаже массивной спинки, среди которых проходы к бывшим вагонам.

    Известно, что в детском возрасте функциональные системы с коротким временным периодом развития в большей степени об­наруживают тенденцию к повреждению. Это характерно, в част­ности, для систем продолговатого и срединного мозга. Признаки же функциональной незрелости проявляют системы с более дли­тельным постнатальным периодом развития - третичные поля ана­лизаторов и формации лобной области. Поскольку функциональ­ные системы мозга созревают гетерохронно, то патогенный фак­тор, который воздействует на разных этапах пренатального или ран­него постнатального периода развития ребенка, может вызвать слож­ное сочетание симптомов, как негрубого повреждения, так и функ­циональной незрелости различных отделов коры головного мозга.

    В интерьере сохранилась оригинальная планировка, в том числе барочная лестница с балюстрадой, часть пространства - сводчатый свод с сегментами, потолки штукатурки сохранились в представительских комнатах. Замечательная часть архитектуры - это монументальный, скульптурный портал с рельефом Коронации Девы Марии, расположенный посреди зазубренного фона, в литературе, приписываемой скульпторами Дж. На протяжении столетий он сгорел несколько раз во время крупных пожаров города и был возобновлен. Внешность башни была частично изменена, хотя она в основном соответствует первоначальной структуре эпохи Возрождения.

    Подкорковые системы обеспечивают оптимальный энергетичес­кий тонус коры головного мозга и регулируют ее активность. При нефункциональной или органической неполноценности у детей возникают нейродинамические расстройства - лабильность (неус­тойчивость) и истощаемость психического тонуса, нарушение концентрированности, уравновешенности и подвижности процессов воз­буждения и торможения, явления вегето-сосудистой дистонии, обменно-трофические нарушения, аффективные расстройства.

    Башня пятиэтажная, на фасаде на первом этаже есть бампер-босс, полы гладкие, по углам с рамкой Лизы. На первом этаже находится ренессансный портал с полукруглой архивольтой и подкладкой, украшенной прекрасным растительным орнаментом. На этажах есть прямоугольные окна с каменной облицовкой и прямым застекленным уступом, а на пятом этаже находятся башни-часы под сегментированным карнизом в декоративной рамке из лепнины. Оригиналы пластин хранились в подвале. Колокольня, названная Черной башней Гранола, первоначально была сторожевой башней, частью городской крепости городских стен, позже измененной как колокольня в церкви Святой Троицы.

    Третичные поля ализаторов относятся к блоку получения, переработки и xpaнения информации, поступающей из внешней и внутренней среды. Морфо-функциональное неблагополучие этих областей приводит к дефицитарности модально-специфических функций, к которым относятся праксис, гнозис, речь, зритель­ная и слуховая память.

    Формации лобной области относятся к блоку программирования, регуляции и контроля. Совместно с третичными зонами ана­лизаторов они осуществляют сложную интегративную деятельность мозга - организуют совместное участие различных функциональ­ных подсистем мозга для построения и реализации наиболее слож­ных психических операций, познавательной деятельности и со­знательного поведения. Незрелость этих функций приводит к воз­никновению у детей психического инфантилизма, несформированности произвольных форм психической деятельности, к нару­шениям межанализаторных корко-корковых и корко-подкорковых связей.

    Ядро кладки до первого этажа - готика, над входом над кордоном выступы с четырьмя сегментированными окнами, вероятно, были построены в столетии, шлемы исходят из века. Он состоит из двух частей - от Верхнего замка и Младшего, его так называемая современная форма - результат сложного конструктивного развития. На месте замка, вероятно, был замок в столетии, первое письменное упоминание об этом - год. Следы древнейшего этапа строительства сохранились в подвалах подвалов. Частичное редактирование здания было, вероятно, несколько раз в течение столетия.

    Подведем итог. Структурно-функциональный анализ показывает, что при ЗПР могут быть первично нарушены как отдельные вышеназванные структуры, так и их основные функции в различных сочетаниях. При этом глубина повреждений и (или) степень незрелости может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающееся у детей с

    В конце века Ян Жеротин построил вторую линию фортификации, которая частично сохранилась в фундаменте Нижнего замка. Крупная реконструкция замка в двухэтажном замке эпохи Возрождения состоялась в столетие как новый владелец поместья Балтазар Швайнице из Пильдсдорфа и его сына Ян. По зданию, согласно архивным документам, итальянским масонским масонам и каменотесам, некоторые постоянно поселились в Фулнеке. Другая, по существу, модификация эпохи Возрождения замка была проведена в начале столетия позади Скрбенски г Хриштэ, последних некатолических лордов в Фулнеке.

    ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповую дисперсию в рамках данной категории.

    При задержке психического развития у детей отмечаются раз­нообразные этиопатогенетические варианты, где ведущим причинообразующим фактором может быть:

    Низкий темп психической активности (корковая незрелость),

    Конюшни и здания фермы постепенно добавлялись к стенам. Сам замок сохранил свой вид ренессанса в четырнадцатом веке с его низкими угловыми башнями, чердаком и башней раннего барокко. После этого в здании были сделаны основные структурные изменения в соответствии с проектом. Это ориентированная на север-юг двухгранная призма продольной компоновки на приблизительно прямоугольном плане этажа. Здание имеет четыре надземных этажа с высоким, частично утопленным подвалом. Главный, западный фасад слегка стеной, за пределами оси над ним стоит призматическая башня с ранней барочной дюной.

    Дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорко­вых структур),

    Вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегета­тивной нервной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин),

    Вегетативная незрелость (как биологическая невыносливость организма),

    Восточный и северный фасады наиболее визуально используются в ландшафте. На углу этих двух фасадов первоначально был пятиугольный барочный бастион, окруженный портиком колонны Империи с террасой этажа. Фасады были изменены в начале века, они просто разбиты рамками подкладки и окнами в гладких шамбранах. Здание покрыто мансардной крышей с общежитиями. Планировка интерьера отражается сложная история строительства здания - в подвале сохранилась в восточном крыле больших пространств с хранилищами Возрождения в северной части тракта была в строительстве и историческое исследование показало, фракцию готической арку и стены готического портала.

    Энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хроничес­кого стресса) и другие.

    Определение «задержка психического развития» также исполь­зуется для характеристики отклонений в познавательной сфере у ребенка с педагогической запущенностью, обусловленной соци­альной депривацией.

    Таким образом, в данном определении отражаются как биоло­гические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.
    ^ СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Первый этаж документирован стадиями позднего ренессанса и барокко развития здания, восточный тракт, сохраняющий очаровательные лютницкие своды с лепным декором. Патра плоские потолки, их внешний вид соответствует Барокко, часть пространства было восстановлена ​​после пожара под главным зданием замка стоит так. Фасад, обращенный к городу, ритмично разделяет цилиндрические базальтовые рондели со шлемами, например, ронделлы находятся на углах крестообразного крыла. Замок находится в частной собственности и недоступен для публики.

    Песчаник из стен Джерлоховицкого сегодня является единственным хорошо сохранившимся доступным отображением этих месторождений во всей Остравской области. Старые долины, которые в разной степени заполнены подземными отложениями, как и в Фулнеке, мы находим в западной части Одорского района Моравских ворот в нескольких местах. Большинство из них озеленены до важных мест. Холм Похоржи, чья геологическая база флишевидная с преобладанием сланцев, также была богата галенированной рудой. Примерно полвека эта галеновая шахта была заброшена и постепенно затоплена.

    Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образо­вательных потребностей детей данной категории.

    Безусловно, что их образовательные потребности будут в зна­чительной степени определяться степенью недоразвития познава­тельной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состо­яний, социальными условиями его жизни и воспитания.

    Это создало уникальный водоем, богатый водными и болотными растениями и многочисленными видами амфибий. Незавершенная линия Опава - Фулнек Между Опавой и Фулнеком до сих пор остаются остатки неоткрытой железнодорожной линии от Опавы через перевал Влярский до Тренчина. Среди прочего, это был Консорциум Опава, который хотел создать Опаву с центром силезской железнодорожной сети. Неудивительно, что она настаивала на строительстве трассы от Опавы до Тренчина. Было несколько вариантов маршрута, которые вызвали вмешательства заинтересованных городов.

    Известно, что ребенок развивается гетерохронно: неравномер­но идет созревание различных морфологических структур, функ­циональных систем. Гетерохронность определяет развитие ребенка в онтогенезе. Знание данной закономерности, открытой Л. С. Вы­готским, позволяет, через усиление воздействия на ребенка в сензитивные периоды его жизни, управлять нервно-психическим раз­витием ребенка, создавая условия для стимуляции развития или коррекции той или иной функции.

    Город Фулнек испытывал умеренную депрессию во время бума и ранних лет. Фулнек был исключительно зависим от своей промышленности, чьи продукты были направлены в Ухер. Путем строительства железной дороги через Фулнек, город должен был связаться с Ухрами, или самым коротким маршрутом в центральную Германию, Гамбург и Щецин. В то время проект из Опавы на Влярском перевале был отнесен к значительной международной роли, и трек был засчитан среди наиболее важных маршрутов в Австрии. Убеждение в том, что внедрение этого трека обеспечит развитие промышленности и процветание для окружающей территории, в целом было в основном слепым.

    Развитие ребенка происходит не спонтанно. Оно зависит от ус­ловий, в которых протекает его жизнедеятельность. Первоначаль­но ребенок обладает очень малым запасом поведенческих реакций. Однако достаточно быстро через свои активные действия, обще­ние с близкими людьми, через действия с предметами, которые являются продуктами человеческого труда, он начинает усваивать «социальное наследство, человеческие способности и достижения» (Л. С. Выготский).

    Самые большие проблемы были частью Опавы - Новы Йичин. Именно здесь были поражены интересы заинтересованных муниципалитетов, особенно Биловец, Одер, Фулнек и Витков, все из которых стремились подключиться к новому пути. В игре было три основных варианта. Первым было взять Биловец на трассу, а второй был от Скрипова на запад до Ветрсковице, затем в Одру. Оба были структурно проблематичными. Министерство войны запросило адаптацию военного транспортного маршрута, то есть расширение железнодорожного вокзала в Опаве на 6-8 военных поездов, Фулнек на 3 военных поезда с 70 осями, в Новы-Йичине на 4 поезда.

    Движущей силой на самом раннем этапе жизни ребенка явля­ется необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного витальных, жизненно важных потребностей и отсутствием способов их удовлетворения. Чтобы удовлетворять сна­чала врожденные, а затем и приобретаемые потребности, ребенок вынужден постоянно овладевать все новыми и новыми способами действий. Так обеспечивается основа для всего психического раз­вития ребенка.

    Комиссия также обсудила вопрос о станции Фулнек. Против этого депутат Фулнека был против, этот, казалось бы, абсурдный спор был в конечном итоге урегулирован в пользу Фулнека. Присутствие итальянских рабочих вызвало определенное волнение по соседству, традиционно в местных пабах. Само строительство было экономичным, мосты были только деревянные. Возовый, это вопрос фабрик из Флоридсдорфа, Граца и Кирхгайма. Во время строительства произошли различные нарушения. Большая часть земли в деревне Лукавец принадлежала земле графа Фландрии, принца Филиппа Юджина Фердинанда Жоржа.

    Его внутренние детерминанты развития, в первую очередь унаследованные морфологические и физиологи­ческие данные, а в особенности функциональное состояние центральной нервной системы не обеспечивают его способами дей­ствий, необходимыми для удовлетворения его витальных потреб­ностей. Как следствие задерживается формирование ориентировоч­ных реакций, в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных. А на этой основе начинает резко отставать смена био­логической мотивации общения социальными потребностями. Та­кой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый свер­стник, будет видеть в матери скорее кормилицу, чем партнера для общения. Таким образом, формирование у ребенка потребности в общении является одной из первых специальных образовательных задач.

    По согласованию с землевладельцем предприниматель Опавиа Карл Вайсхун мог удалить лес из леса Лукавец, для которого он построил мобильную пилу в лесу. Тем не менее, предпринимательская неприязнь к деревообрабатывающим предприятиям была выполнена итальянскими рабочими. Проблемы с покупкой земли привели к частым задержкам в оплате и неуплате компенсации за сломанные дороги и разрушенное имущество. Общая утечка из железнодорожных ценных бумаг сорвала продажу акций, и компания оказалась в беде. Министерство торговли в Вене согласилось предоставить государственную гарантию.

    На первом году жизни значимыми для развития ребенка явля­ются также эмоции и социальное поведение, движение руки и действия с предметами, общие движения, подготовительные эта­пы развития понимания речи.

    На втором году выделяются следующие основные линии разви­тия: развитие общих движений, сенсорное развитие малыша, раз­витие действий с предметами и игры, формирование навыков са­мостоятельности, развитие понимания и активной речи ребенка.

    Он также не продлевал государственную гарантию. Трафик оставался на уровне местного движения, и железные дороги должны были стать основой междугородних соединений. Три члена компании, Мачанек, Зайллер и Просковец, также были рейхами. Впервые была запланирована серьезная перепланировка проекта в течение года. Должны быть подключены слепые местные железные дороги, а Опава была связана с Витковым, Биловеком и Фулнеком. Сложные переговоры растянулись до начала мировой войны, что означало конец проекта.

    Остается вопрос, выполнит ли выполнение проекта функцию, установленную ее создателем. Значение этого трека, вероятно, было бы провинциальным и не соответствовало бы амбициям его создателей. Поиск останков трассы также является приятной прогулкой по живописному ландшафту долины ручья Гручивка между Деренами и Скрепивом, куда ведет лесная тропа, поэтому мы можем рекомендовать ее всем заинтересованным сторонам. За Лукавеком в направлении Скржипова находится хорошо сохранившийся проход, а на склоне над ручьем находится надрез туннеля.

    Третий год жизни характеризуется несколько иными основны­ми линиями развития: общие движения, предметно-игровые дей­ствия, становление сюжетной игры, активная речь (появление распространенной фразы, придаточных предложений, большее разнообразие вопросов), предпосылки к конструктивной и изоб­разительной деятельности, навыки самообслуживания в еде и при одевании.

    Участок между Скрыповым и Опавой едва ли проницаем из-за растительности, потому что тело лежит за асфальтированными дорожками. Поэтому лучшее время для поиска - это весна, когда нет листьев. Тревожное соблюдение правил личной гигиены уменьшит риск заболевания, но нельзя избежать возможности заболевания.

    Это подходящее время для вакцинации против клещевого энцефалита

    Изменение вакцинации против желтой лихорадки

    Он стимулирует деятельность мозга и часто упоминается как «мозговая пища». Это одна из традиционных лекарственных трав азиатской медицины, которая укрепляет физическое и психическое здоровье и упругость, снимает усталость, а также объясняется значительным эффектом на долговечность.

    Выделение линий развития является достаточно условным. Все они тесно связаны между собой и развитие их происходит нерав­номерно. Однако эта неравномерность обеспечивает динамику раз­вития ребенка. Так, например, овладение ходьбой в начале второ­го года жизни, с одной стороны, как бы приглушает развитие других умений, а с другой стороны, обеспечивает формирование сенсорных и познавательных способностей ребенка, способствует развитию понимания ребенком речи взрослого. Однако известно, что отставание в развитии той или иной линии связано с отстава­нием по другим линиям развития. Наибольшее число связей про­слеживается у показателей, отражающих развитие игры и движе­ний. Кроме того, известно, что показатели развития, отражающие становление игры, действий с предметами, понимания речи, яв­ляются стержневыми, более стабильными и реже поддаются воз­действию неблагоприятных факторов среды. Меньше всего связей у показателя активной речи, так как это сложная формирующаяся функция и на ранних этапах развития она еще не может влиять на другие линии развития. Но на втором году жизни активная речь, как психологическое новообразование данного возраста, особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов. На третьем году жизни наиболее часто отмечается задержка в разви­тии восприятия и активной речи.

    Выявление степени отставания дает возможность уже в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные отклонения, если ими пренебрегли ро­дители и специалисты, быстро усугубляются и переходят в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее поддаются коррекции и компенсации.

    Таким образом, базовой образовательно-воспитательной потребностью раннего возраста является своевре­менное квалифицированное выявление отставаний в нервно-пси­хическом развитии ребенка и их возможно полное устранение все­ми доступными медико-социальными и психолого-педагогичес­кими средствами.

    В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возрас­та, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей.

    Однако в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 3 или с 5 лет или даже на начальных этапах обучения в школе.

    Одна из основных причин - это некомпетентность родителей, которые не знакомы с закономерностями психического развития ребенка; отсутствие социальной ответственности и осведомленно­сти у членов семьи. Эти факторы особенно значимы для детей с ЗПР. Именно родительская некомпетентность может послужить при­чиной запуска механизма дезадаптационных процессов у ребенка. Наряду с этим в некоторых случаях педиатры не всегда правильно ориентируют родителей, говоря о перспективах развития их малы­ша. Следовательно, адресная и своевременная диагностика и коррекционно-педагогическая помощь являются базовой потребнос­тью каждого проблемного ребенка.

    В тех случаях, когда ребенка уже на третьем году жизни родите­ли определяют в дошкольное учреждение, возникает необходи­мость координации воспитательных усилий семьи и педагогов об­разовательного учреждения. Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития служат основой и для стимуляции нормального хода развития, и для кор­рекции имеющихся у ребенка отклонений. Однако во многих слу­чаях родители не готовы к сотрудничеству с воспитателями и счи­тают, что дошкольное образовательное учреждение должно решить все вопросы по воспитанию, образованию и коррекции отклоне­ний в развитии их ребенка без их активного участия. Поэтому объяс­нение родителям их роли и включение их в коррекционно-педагогический процесс является важнейшей задачей специалиста-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения.

    В настоящее время организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития и семье, воспитываю­щей проблемного ребенка, находится только на этапе становления.

    Естественно, что с возрастом детей увеличивается и количе­ство линий развития; все они тесно связаны с психическими но­вообразованиями и в разной степени влияют на процесс становле­ния как отдельных функций, так и на формирование их согласо­ванного взаимодействия.

    В детской психологии обычно дошкольный возраст подразделя­ют на младший, средний и старший. Однако у ребенка с нарушен­ным темпом психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и име­ют качественное своеобразие. Вследствие этого основные линии развития, значимые для ребенка с задержкой психического разви­тия, рассматриваются в двух возрастных периодах: младший дош­кольный возраст - от 3 до 5 лет и старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

    У ребенка младшего дошкольного возраста выявляются следу­ющие линии развития: развитие общих движений; развитие вос­приятия как ориентировочной деятельности, направленной на ис­следование свойств и качеств предметов; формирование сенсор­ных эталонов; накопление эмоциональных образов; совершенство­вание наглядно-действенного и развитие наглядно-образного мыш­ления; развитие произвольной памяти; формирование представ­лений об окружающем; расширение понимания смысла обращен­ной к нему речи; овладение фонетической, лексической и грам­матической сторонами речи, коммуникационной функцией речи; развитие сюжетно-ролевой игры, общения со сверстниками, кон­струирования, рисования; развитие самосознания.

    Основные линии развития ребенка старшего дошкольного воз­раста: совершенствование общей моторики; развитие тонкой руч­ной моторики и зрительно-двигательной координации; произволь­ного внимания; формирование систем сенсорных эталонов; сферы образов-представлений; опосредованного запоминания; зритель­ной ориентировки в пространстве; воображения; эмоционального контроля; совершенствование наглядно-образного мышления; мыслительных операций словесно-логического уровня; внутрен­ней речи; развитие связной речи; речевого общения; продуктивной деятельности; элементов трудовой деятельности; норм пове­дения; соподчинения мотивов; воли; самостоятельности; способ­ности дружить; познавательной активности; готовности к учебной деятельности.

    Безусловно, вышеназванные линии развития неодинаковы, как по своей природе, так и по своей роли в психофизическом и со­циальном развитии ребенка. Каждая из них включается на разных временных этапах развития ребенка и у каждой свой психологи­ческий смысл. Какие-то из названных линий объединяются в более сложные виды деятельности, характерные для дальнейшего разви­тия ребенка, какие-то расходятся, становясь звеньями, создаю­щими основу для различных сложных межанализаторных процес­сов. Однако все они задают тон психофизическому, личностному и социальному развитию ребенка-дошкольника. Их учет важен при организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, как с нормаль­но развивающимися, так и с теми, кто имеет задержку психичес­кого развития.

    Знание этих линий развития позволяет более четко определить образовательные потребности ребенка с задержкой психического развития на дошкольном этапе воспитания.

    Так как ЗПР имеет разную степень выраженности, не все дети, имеющие это нарушение, нуждаются в специально организован­ных условиях воспитания и обучения.

    В более легких случаях, когда своевременно проведено грамот­ное обучение родителей, имеется амбулаторное и психолого-педа­гогическое сопровождение ребенка, налажен контакт с дошколь­ным учреждением, возможно воспитание ребенка в условиях об­щеобразовательного дошкольного учреждения. Однако и в этом случае необходимо уделить внимание специфическим образова­тельным потребностям ребенка.

    Во-первых, мы должны учитывать, что ребенок с отклонения­ми в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успе­ха. Именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необхо­дима. Взрослому нужно постоянно создавать педагогические усло­вия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это заме­чание относится не только к предметно-практическому миру ре­бенка, но к формируемым навыкам межличностного взаимодей­ствия.

    Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка-дош­кольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива свер­стников. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными ви­дами деятельности.

    Незрелость эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР позво­ляет говорить о специфической потребности ребенка данной ка­тегории в эмоционально-нравственном воспитании, для чего дол­жны быть разработаны специальные программы. Известно, что в настоящее время основное внимание уделяется коррекции по­знавательной сферы дошкольника с отклонениями развития. Од­нако для детей с ЗПР накопление эмоциональных образов, а в старшем дошкольном возрасте - развитие эмоционального кон­троля является важнейшей предпосылкой компенсации имеющих­ся у них отклонений. Еще Л. С. Выготский, ссылаясь на исследо­вания А. Адлера, подчеркивал, что эмоция является одним из мо­ментов, образующих характер, что «общие взгляды человека на жизнь, структура его характера, с одной стороны, находят отра­жение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой стороны - определяются этими эмоциональными переживания­ми». Поэтому эмоциональное развитие и воспитание де­тей с ЗПР должно являться основной целью деятельности психолога, как в специализированном, так и в общеобразовательном дошкольном учреждении.

    Образовательным потребностям детей с выраженными форма­ми церебрально-органической ЗПР отвечает специализированное дошкольное учреждение компенсирующего или комбинированно­го вида. Именно в нем может быть реализована комплексная пси­холого-педагогическая и медико-социальная помощь, а также осу­ществлена целенаправленная коррекционно-воспитательная работа, проводимая специалистами по индивидуально-ориентированным программам.

    Таким образом, постоянная забота о совершенствовании со­держания и развитии вариативных форм организации образова­тельно-воспитательного процесса очень важна. Она нацелена на удовлетворение насущных потребностей детей и служит коррек­ции имеющихся у них отклонений, закладывая основу для гармо­ничной социализации детей в обществе.

    ^ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    В клинической и психолого-педагогической литературе пред­ставлено несколько классификаций задержки психического раз­вития у детей.

    Первая клиническая классификация ЗПР была предложена в 1967 г. Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. В рамках данной классифи­кации рассматривались два варианта задержки психического раз­вития. Один из них связывался с психическим и психофизическим инфантилизмом, при котором на первый план выступает отстава­ние в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незре­лость детей. Второй вариант связывал нарушения познавательной деятельности при ЗПР со стойкой церебральной астенией, для которой характерны нарушения внимания, отвлекаемость, быст­рая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость.

    М. С. Певзнер считала, что легкие органические изменения в ЦНС и незрелость эмоционально-волевой сферы при правильной лечебной и коррекционно-воспитательной работе должны быть обратимы. Поэтому ЗПР иногда определяли как «временную за­держку психического развития». Однако, как показали данные катамнестических исследований М. Г. Рейдибойма (1971), И. А. Юрковой (1971), М. И. Буянова (1986), по мере уменьшения черт эмо­циональной незрелости с возрастом ребенка на первый план не­редко выступают признаки интеллектуальной недостаточности, а зачастую и психопатоподобные нарушения.

    Автором следующей классификации является В. В. Ковалев (1979). Он подразделял задержку психического развития на дизонтогенетический и энцефалопатический варианты. Для первого ва­рианта характерно преобладание признаков незрелости лобных и лобно-диэнцефальных отделов головного мозга, для второго - более выражены симптомы повреждения подкорковых систем. Кро­ме этих двух вариантов автором выделялись смешанные резидуальные нервно-психические расстройства - дизонтогенетически-эн-цефалопатические.

    Более поздняя классификация на основе учета этиологии и па­тогенеза основных форм задержки психического развития была предложена в 1980 г. К. С. Лебединской. Она вошла в литературу как этиопатогенетическая классификация. В соответствии с ней вы­деляются четыре основных типа задержки психического развития:

    1)задержка психического развития конституционального генеза;

    2)задержка психического развития соматогенного генеза;

    3)за­держка психического развития психогенного генеза;

    4)задержка психического развития церебрально-органического генеза.

    ^ Задержка психического развития конституционального генеза. К данному типу ЗПР относят наследственно обусловленный психи­ческий, психофизический инфантилизм - гармонический либо дисгармонический. В обоих случаях у детей преобладают черты эмо­ционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, жи­вость мимики и поведенческих реакций. При первом - незрелость психики сочетается с субтильным, но гармоничным телосложе­нием, при втором - характер поведения и личностные особенно­сти ребенка имеют патологические свойства. Это проявляется в аффективных вспышках, эгоцентризме, склонности к демонстра­тивному поведению, истерическим реакциям. Как указывает И. Ф. Марковская (1993), расстройства поведения при дисгармо­ническом инфантилизме труднее поддаются психолого-педагоги­ческой коррекции и требуют больших усилий со стороны родите­лей и педагогов, поэтому таким детям показана дополнительная медикаментозная терапия.

    В рамках ЗПР конституционального происхождения также рас­сматривают наследственно обусловленную парциальную недоста­точность отдельных модально-специфических функций (праксис, гнозис, зрительная и слуховая память, речь), которые лежат в ос­нове формирования сложных межанализаторных навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счет и другие. Генетическая обус­ловленность данных нарушений подтверждается передающимися в семьях детей с ЗПР из поколения в поколение случаями левшества, дислексии, дисграфии, акалькулии, недостаточности про­странственного гнозиса и праксиса.

    В плане коррекции это один из самых благоприятных типов пси­хического развития при ЗПР.

    ^ Задержка психического развития соматогенного генеза. Дан­ный тип задержки психического развития обусловлен хроничес­кими соматическими заболеваниями внутренних органов ребен­ка - сердца, почек, печени, легких, эндокринной системы и др. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери. Осо­бенно негативно на развитии детей сказываются тяжелые инфек­ционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в их пер­вый год жизни. Именно они вызывают задержку в развитии дви­гательных и речевых функций детей, задерживают формирова­ние навыков самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности.

    Психическое развитие этих детей тормозится в первую оче­редь стойкой астенией, которая резко снижает общий психичес­кий и физический тонус. На ее фоне развиваются невропатичес­кие расстройства, свойственные соматогении - неуверенность, робость, безынициативность, капризность, боязливость. Посколь­ку дети растут в условиях щадящего режима и гиперопеки, у них затруднено формирование позитивных личностных качеств, их круг общения сужен, недостаток сенсорного опыта сказывается на пополнении запаса представлений об окружающем мире и его явлениях. Нередко возникает вторичная инфантилизация, кото­рая приводит к снижению работоспособности и более стойкой задержке психического развития. Учет сочетания всех этих факто­ров лежит в основе прогноза перспектив дальнейшего развития ребенка и в определении содержания лечебно-профилактическо­го, коррекционно-педагогического и воспитательного воздействий на ребенка.

    ^ Задержка психического развития психогенного генеза. Дан­ный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями вос­питания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию пси­хического развития ребенка на ранних этапах его развития. От­клонения в психофизическом развитии детей при данном вари­анте определяются психотравмирующим воздействием среды. Его
    влияние может сказаться на ребенке еще в утробе матери, если
    женщина испытывает сильные, длительно действующие нега­тивные переживания. ЗПР психогенного генеза может быть свя­зана с социальным сиротством, культурной депривацией, без­надзорностью. Очень часто данный тип ЗПР возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде все­го матерью. Нарушения познавательной деятельности у таких детей обус­ловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики.

    Нарушения поведения, фиксируемые у этих детей, сильно за­висят от своеобразия ситуационных факторов, длительно влияю­щих на ребенка. А в зависимости от индивидуальных особенностей его психики возникают различные типы эмоционального реагиро­вания: агрессивно-защитный, пассивно-защитный, «инфантилизированный» (Г. Е. Сухарева, 1959). Все они приводят к ранней невротизации личности. При этом у одних детей наблюдается агрес­сивность, непоследовательность действий, необдуманность и им­пульсивность поступков, у других - робость, плаксивость, недо­верчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выра­женных интересов. Если при воспитании ребенка со стороны род­ных преобладает гиперопека, то отмечается другой тип патохарактерологического развития личности. Эти дети не владеют навыка­ми самообслуживания, капризны, нетерпеливы, не приучены к самостоятельному решению возникающих проблем. У них отмеча­ется завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие трудолюбия, неспособность к сопереживанию и самоограничению, склонность к ипохондрическим переживаниям.

    Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе ЗПР напрямую связана с возможностью перестройки неблагопри­ятного семейного климата и преодоления изнеживающего или от­вергающего ребенка типа семейного воспитания.

    ^ Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Последний среди рассматриваемых тип задержки психичес­кого развития занимает основное место в границах данного откло­нения. Он встречается у детей наиболее часто и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-воле­вой и познавательной деятельности в целом.

    По данным И. Ф. Марковской (1993), при этом типе сочетают­ся признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки пар­циальной поврежденности ряда психических функций. Ею выделя­ются два основных клинико-психологических варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза.

    При первом варианте преобладают черты незрелости эмоцио­нальной сферы по типу органического инфантилизма. Если и от­мечается энцефалопатическая симптоматика, то она представлена негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстрой­ствами. Высшие психические функции при этом недостаточно сфор­мированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля произ­вольной деятельности.

    При втором варианте доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциаль­ные нарушения корковых функций и тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, склонность к персеверациям). Регу­ляция психической деятельности ребенка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познаватель­ной деятельности. Это приводит к низкому уровню овладения все­ми видами произвольной деятельности. У ребенка задерживается формирование предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности. В ряде случаев мы можем говорить о «смещенном сензитиве» в развитии психических функ­ций и в процессе формирования психологических новообразова­ний возраста.

    Прогноз задержки психического развития церебрально-органи­ческого генеза в значительной степени зависит от состояния выс­ших корковых функций и типа возрастной динамики его развития. Как отмечает И. Ф. Марковская (1993), при преобладании общих нейродинамических расстройств прогноз достаточно благоприя­тен. При их сочетании с выраженной дефицитарностью отдель­ных корковых функций необходима массированная психолого-педагогическая коррекция, осуществляемая в условиях специа­лизированного детского сада. Первичные стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и инициирования произвольных видов психической деятельности требуют отгра­ничения их от умственной отсталости и других серьезных психи­ческих расстройств.

    ^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика.- М., Академия 2002

    Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог . Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

    Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы .

    Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

    Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» ().

    Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве .

    Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

    ЗПР нередко сопровождается проблемами речи , связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления ; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

    Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

    В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.