Нервный и раздражительный ребенок. С чем связана повышенная раздражительность у маленьких детей


В настоящее время среди взрослых людей наметилась тенденция, поощряющая открытое выражение гнева, враждебности и раздражения , поскольку подавление гнева , предположительно, может оказать негативное влияние на человека. В обществе становится нормальным высказывать другому человеку «все, что о нем думаешь» без прикрас и оглядки на приличия. Собственные чувства и эмоции ставятся на первое место по отношению к чувствам и эмоциям другого.

Я как семейный психолог не поддерживаю эту точку зрения, она противоречит основной установке, что всякое поведение целенаправленно по своей сути (то есть, гнев и раздражение служат определенной цели и определенному намерению человека). Я считаю вредным приучать детей к открытому выражению гнева и раздражительности и поощрять детские истерики , потому что это учит детей манипулировать окружающими, а не строить с ними отношения.

Конечно же, бывают моменты, когда гнев и раздражительность можно не сдерживать. Когда, например, ребенок по-настоящему старается выполнить какое-то дело, а оно не получается, он испытывает злость и гнев. Или человек испытывает в ситуации несправедливости «праведный гнев». Однако, даже в ситуации «праведного» раздражения и гнева этого все равно не достаточно для выработки правильных решений.

Вспышки раздражения и гнева у детей (детские истерики ) часто используются ими для демонстрации своей силы и для того, чтобы заставить родителей уступить их требованиям.

Подверженные подобным вспышкам гнева и раздражения дети часто являются прекрасными актерами. Они проявляют необычайную изобретательность в способах шантажа своих родителей при помощи истерики , чтобы добиться от них желаемого. Они кричат и визжат, бросаются на пол и бьют об него ногами, бьются головой о стену, крушат вещи, задерживают дыхание или угрожают убежать из дома и даже покончить с собой, если родители не уступят.

Родителей пугает такое сильное проявление эмоций, и они в отчаянии уступают ребенку, когда видят, что, попросту говоря, ребенок истерит . Некоторые родители пытаются переключить внимание ребенка, другие наказывают или пытаются заставить его встать и уйти в другую комнату. В результате все выливается в борьбу за власть . Снова ребенок оказывается победителем: ему удалось так разозлить родителей, что они прибегли к силе и наказанию!

Один мальчик рассказал мне на консультации, что когда он закатывал истерику, его мама заставляла его встать и пойти в свою комнату, но ему всегда удавалось пнуть или ущипнуть ее.

Как избавиться от раздражительности у детей? Как бороться с детской истерикой? Как отучить ребенка впадать в гнев?

Мне бы хотелось заметить, что никто не проявляет вспышек гнева и раздражительности в одиночестве. Выражение гнева в одиночестве не имеет смысла. Для истерики всегда нужен зритель.

Поэтому самым эффективным способом борьбы со вспышками гнева, раздражения и истериками у детей является лишение их зрителя.

Родителю нужно уйти и дать ребенку возможность бросаться на пол и вопить столько, сколько его душе угодно.

Дети редко доводят себя до такого состояния, когда им становится действительно больно. Но если родители расстроятся или испугаются, то ребенок станет вить из них веревки, угрожая причинить или причиняя себе боль. Если родители останутся невозмутимыми и на них эти сцены не произведут должного впечатления, то ребенок откажется от таких представлений.

Существует категория «нормальных» детей, которые таким образом хотят заставить родителей уступить. Если же ребенок становится буйным и постоянно наносит себе увечья, то родителям следует обратиться за консультацией к психиатру или психологу.

После того, как ребенок успокоится, родителям не следует упоминать о произошедшем, им следует разговаривать с ребенком так, как будто ничего не произошло. Если ребенок повторит подобный «приступ» детской истерики , то и родителю следует повторить свои действия и удалиться.

Когда детский гнев и раздражительность готовы сносить все на своем пути, родительская стратегия должна быть схожа с действиями яхтсменов на лодке, попавшей в шторм – яхтсмены не поднимают, а убирают все паруса, чтобы уменьшить действие ветра и на моторе уйти в безопасное место.

В отличие от взрослой, детская психика еще только находится на стадии формирования и обладает повышенной чувствительностью к внешним факторам, поэтому особенности нервозности у детей имеют свою специфику. Нервозность – это проявление возбуждения нервной системы, которое выражается в резкой, обостренной реакции на, казалось бы, незначительные внешние раздражители.

Этот термин крайне редко применяется в академических работах по психологии, хотя имеет место быть. Независимо от причины развития нервозности у ребенка, нужно проявлять особую осторожность, быть внимательным к ребенку и поддерживать его, а не пытаться пресечь это состояние насильно.

Причины детской нервозности

Как правило, у детей нервозность сочетается с некоторыми другими симптомами или расстройствами. Ими могут быть: истерики и частые капризы, повышенная склонность к депрессии, бессонница по ночам и сонливость в дневное время суток, и частая тревога, головные боли или боли в области сердца, потливость, снижение способности к обучению и концентрации на нем.

Недосыпание, зловредный досуг, например, компьютерная зависимость у подростков, образ жизни с низкой подвижностью, плохо сбалансированное питание – все это может послужить причиной обострения нервозности или раздражительности у ранее здоровых детей.

Причины детской нервозности влияют и на тяжесть симптомов данного психического расстройства. В зависимости от этого они могут дополняться или комбинироваться с другими признаками основного заболевания, если таковое имеется. Очень часто внешние проявления нервозности ошибочно воспринимают за банальную несдержанность и относят к распущенности и упущениям в воспитании. Поэтому один из факторов, влияющих на состояние ребенка часто являются напряженные отношения в семье.

Адекватно и точно выяснить причины такого состояния способен только специалист. Чтобы предотвратить подобное, родителям стоит проявлять больше внимания к ребенку, его занятиям и увлечениям, качеству и сбалансированию питания. Следует своевременно обращать внимание на возможные отклонения в поведении и характере ребенка, появление у него страхов и фобий. Важным аспектом также является общение и контакт со сверстниками в любом возрасте.

Общение и игры с детьми позволяют малышу восполнить недостаток полноценной . Особенно это важно, если ваш ребенок не посещал детский сад и готовится к поступлению в школу. В противном случае могут возникнуть трудности, которые обусловлены двойной нагрузкой – школьной программой, непривычной для малыша, и необходимостью адаптироваться к новым условиям и окружению.

Признаки нервозности у детей

Признаки нервозности у детей могут быть связаны с различными психическими заболеваниями: , шизофрения, различные . В случае если ребенок 2-3 лет становится капризным, без видимой на то причины, имеет смысл обратиться к врачу для исключения серьезного заболевания. Тем не менее, следует помнить, что нервозность может проявляться в кризисные периоды роста ребенка:

  • Как только у ребенка появляется речь, наступает так называемый «кризис одного года», который может протекать весьма остро. На этом этапе между собой тесно связаны процессы психического и физического развития. Наблюдаются своеобразные соматические расстройства, нарушения ритмов жизни, сна, аппетита. Может наступить незначительная задержка в развитии и даже частичная утрата приобретенных ранее навыков.
  • Кризис на третьем году жизни связан с формированием самосознания, оценки личного «Я», появлением сознательных волевых импульсов. Очень часто он проходит довольно тяжело, а внешние условия, такие как переезд или адаптация к режиму в детском саду, могут усугубить его ход.
  • В семь лет наступает более «мягкий» кризис, появление которого связано с осознанием важности некоторых социальных связах и их оценки. При этом ребенок утрачивает некоторую часть своей прежней наивности, сталкивается с определенными условиями внешнего мира.
  • Подростковый кризис по своему характеру близок к кризису «трех лет». Он так же связан с осознанием и переосмыслением своего, теперь еще и социального «Я», и значения в обществе.
  • Кризис юношеского возраста связывают с окончанием формирования главных ценностей в жизни человека.

Все кризисные периоды имеют общие особенности нервозности у детей, которые могут считаться нормой поведения в такие периоды: неуправляемость в поведении, бунтарство, желание делать все наоборот, а не так, как было сказано, негативизм, упрямство, внезапные нарастания и снижения кризисных симптомов.

Лечение детской нервозности

Первое, что необходимо предпринять для борьбы с нервозностью у ребенка – устранить причину повышенного раздражения. Для снижения возбудимости часто рекомендуют давать ребенку настойки на травах, например, пустырника. Перед употреблением подобных препаратов обязательно необходимо проконсультироваться с педиатром или психологом, которые дадут все необходимые по этому поводу рекомендации.

Зачастую лечение детской нервозности сводится к установлению правильного режима дня и его соблюдению. Необходимо исключить возможные факторы сильного раздражения, такие как просмотр телевизора, шумные компании. Само собой разумеется, что подобные мероприятия могут не понравится малышу и даже вызвать еще большее раздражение. Поэтому крайне важно выполнять их не в форме введения запретов, а планировании и разнообразии досуга ребенка. Просмотр телевизора можно заменить посещением интересного места, к примеру, зоопарка или театра.

Детская раздражительность становится особенно выраженной, если взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности психики малыша и предъявляют к нему завышенные требования. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает стратегия воспитания, используемая родителями.

Нервная система ребёнка очень чувствительна к воздействию как положительных, так и отрицательных факторов. Некоторые дети ещё в период внутриутробного развития подвергаются негативным воздействиям: это может быть вирусная инфекция, которую мама перенесла с длительным повышением температуры, употребление алкоголя, курение, чрезмерные нагрузки. Во время родов и в первые месяцы после них малышей также подстерегают различные опасности. Ребёнок может родиться раньше срока, появиться на свет путём кесарева сечения или в результате трудных естественных родов.

Именно такие дети чаще всего растут легко возбудимыми и раздражительными. Поскольку причинами являются некоторые повреждения нервной системы или её незрелость, капризы и недовольство часто сопровождаются так называемыми вегетативными реакциями: потливостью, сухостью во рту, временными покраснениями кожи лица.

Но детская раздражительность становится особенно выраженной, если взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности психики малыша и предъявляют к нему завышенные требования. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает стратегия воспитания, используемая родителями.

От 0 до 3 лет

Поводом для раздражения малышей, как правило, являются воздействия окружающей среды: яркий свет, громкие звуки, «кусачая» одежда. В сочетании с незрелостью нервной системы эти факторы приводят к тому, что у ребёнка часто без причины возникает плаксивость, он мучительно долго засыпает и с большим трудом просыпается, его настроение зависит от погоды. Даже если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, он быстро утомляется и начинает раздражаться, если что-то не получается. Так, постройка башни из кубиков может довольно быстро превратиться в драму с разбрасыванием стройматериалов и слезами бессилия из-за непрочности конструкции.

1. Главное правило воспитания раздражительного малыша можно сформулировать так: «В здоровом теле – здоровый дух». Соблюдение режима дня, правильное питание, адекватные физические и психологические нагрузки – необходимые условия его реализации.

2. Если ребёнок проявляет раздражение, не тяните с устранением его причины. Чем дольше малыш испытывает дискомфорт, тем сложнее вернуть малышу состояние равновесия. Не пытайтесь в столь юном возрасте воспитывать выдержку и выносливость, требуя не вертеться во время спектакля, не просить пить, не жаловаться на жару и т.д. Отложите эту задачу на пару лет.

3. Заранее готовьте ребёнка к неожиданным событиям – как к радостным, так и к неприятным. Любая новая информация сама по себе является сильным раздражителем. Поэтому малыш, который вдруг оказался в непривычных условиях, начинает нервничать, независимо от того, предлагают ли ему показать живот врачу или поиграть с аниматором на детском празднике.

4. По возможности смягчайте содержание неприятной информации. Например, если малышу пора заканчивать игру и идти спать, скажите ему о том, что игрушки выглядят уставшими. Вместе рассмотрите глазки кукол или солдатиков, указав на то, что они совсем сонные, и предложите ребёнку дать им отдохнуть, а потом лечь в кровать самому.

5. Следите за собственными эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование. Раздражительный малыш очень чувствителен к переменам настроения других людей. Если ребёнок «чуть не ушибся», не пугайте его предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте нравоучениями.

6. Подружите малыша с закаливанием и спортом. Умение справляться с физическим дискомфортом поможет ему научиться контролировать эмоции.

Одна из проблем, с которыми сталкиваются родители – нервозность у ребенка (повышенная возбудимость нервной системы), и причин такого явления может быть много. Факторами, влияющими на состояние детей, могут быть как родительские ошибки в воспитании или напряженная атмосфера в семье, так и наследственность или заболевания.

Разумеется, адекватно разобраться в причинах поможет только специалист. Но, во избежание таких ситуаций родителям следует правильно организовывать режим дня ребенка, вести здоровый образ жизни, вовремя распознавать наличие у ребенка различных страхов, отклонений от норм поведения.

Здоровый ребенок, при условии, что он правильно питается, получает достаточно родительского внимания, находится в доброжелательной среде (в том числе в детском коллективе) и высыпается, всегда будет спокоен и уверен в себе.

Очень важно общение со сверстниками. Некоторые дети по разным причинам долго не посещают детские коллективы (к примеру, детский сад). В таком случае стоит организовать посещение секции, кружка, игровых центров – таких мест, где ребенок будет окружен своими одногодками. Это поможет восполнить недостаток общения, а ребенок в перспективе сможет легче адаптироваться в школе. Иначе могут возникнуть существенные трудности, которые будет сложно преодолеть без участия психолога или других специалистов. Трудности могут возникнуть из-за двойной нагрузки – ребенок, который воспитывался дома и до этого не был в детском коллективе, учится коммуникации, плюс – школьная нагрузка.

Иногда дети боятся спать в темноте, либо не хотят оставаться в комнате без родителей. Бороться с такими страхами следует осторожно, к примеру – постепенно приглушать свет или оставлять ребенка в комнате ненадолго, затем снова приходить. Со временем беспокойство пройдет.

Развитие болезненного состояния у ребенка возможно в связи с большими нагрузками – к примеру, в период сдачи экзаменов, участия в важных конкурсах и соревнованиях, поэтому родители обязаны контролировать режим дня и сон своего чада в такие периоды особенно тщательно, а также заботиться о том, чтобы его рацион соответствовал нагрузкам.

Нервозность проявляется в комплексе с другими явлениями – ей могут сопутствовать депрессия, нарушения сна или сердцебиения, головная боль, потливость, сниженная работоспособность. Нередко причины такого состояния патологические, то есть, вызванные травмами, вегето-сосудистой дистонией, психическими расстройствами, алкоголизмом родителей, сахарным диабетом, болезнями желчевыводящих путей и желчного пузыря, гормональными нарушениями, церебрастенией (истощение головного мозга), неврастенией (истощение нервной системы). Иногда причиной нервозности бывают и инфекционные заболевания, протекающие в скрытой форме, а также онкозаболевания и даже отравления. Поэтому, как бы хорошо родители ни разбирались в поведении своего ребенка, обязательна консультация с врачом.

Лечение назначают в зависимости от того, имеют ли нарушения патологический характер или они проявляются в силу обстоятельств. В числе средств, применяемых при излишней возбудимости нервной системы (если не диагностированы серьезные заболевания) – лекарственные травы, такие как пустырник, мелисса и другие, а также эфирные масла. Но применение их лучше, все-таки, обсудить с врачом, во избежание нежелательных результатов.

Серьёзная проблемой, которая требует грамотного подхода является чрезмерная раздражительность малыша. Очень нервному малышу следует помочь справиться с эмоциями, а не критиковать и наказывать, так как раздражительность – это неконтролируемая и неадекватная реакция при нормальных обстоятельствах. Раздражительный ребёнок бурно реагирует на любые просьбы и замечания взрослых, критикует одежду и игрушки, а любая мелочь может спровоцировать рыдания, длительное расстройство и даже агрессию. В особо трудных случаях малыш может пытаться ударить взрослых, рвать на себе волосы, а ночью плохо спать, просыпаться и плакать. Такой ребёнок не слушается родительских указаний, отказывается есть, умываться, чистить зубы или идти в гости, протест выражает очень бурно – с криками и плачем.

У каждого возраста свои особенности возникновения причин раздражительности К примеру, у малышей до 3-х лет она проявляется из-за проблем во время беременности (стрессов и заболеваний), тяжелых родов, поражения центральной нервной системы и заболеваний сосудов. Болезненные ощущения, когда начинают расти зубы, повышенные требования родителей и их собственная раздражительность так же оказывают влияние на эмоциональное состояние малыша.

Дошкольники и младшие школьники часто раздражаются по причине гиперопеки и высоких требований со стороны родителей, или наоборот, при полном отсутствии интереса к жизни ребёнка. Взрослые могут держать в постоянном напряжении ребенка своим требованием учиться только отлично, и критикой плохой социальной адаптации, когда у малыша не складываются отношения с преподавателем или сверстниками. Раздражительность у подростков вообще обусловлена гормональной перестройкой организма, которая влечёт за собой появление комплексов и проблем в общении.

Очень уж трудно воспитывать неспокойного ребёнка, для начала следует попытаться его понять, разобраться в том, что он и сам страдает от своего неконтролируемого поведения. Родители не должны кричать, упрекать и ругать ребёнка, это только усугубит проблемную ситуацию. Если ребенок достаточно взрослый, то после очередного проявления раздражительности осознаёт свою вину и испытывает стыд за то, что не в состоянии контролировать негативные эмоции. Родители, чтобы помочь малышу, должны вместе с ним посетить невролога, который выяснит, какие заболевания могут быть причиной раздражительности. Кроме этого рекомендуется строго соблюдать режим дня: у малыша должен быть обеденный сон, а вечером ему следует ложиться спать не позднее 22.00.

Кроме того, отсутствие дисциплины плохо влияет на самочувствие любого ребёнка, поэтому соблюдать её очень важно в каждой семье. Родители должны так наладить систему запретов, чтобы она легко воспринималась малышом в игровой форме. Все возможные ошибки ребёнка не стоит жестко критиковать, и требовать безусловного выполнения всех требований. Будет лучше мягко объяснять, зачем это надо делать, и тогда ребёнок станет осознанно все выполнять. С малышом нужно разговаривать на эту тему, обсуждать его взаимоотношения с одноклассниками, которые могут быть причиной раздражительности. Рекомендуется отдать ребенка в секцию или кружок, где у него появятся новые друзья по интересам.