Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться. Как правильно учить ребенка читать или Какую методику обучения чтению выбрать


Александрова К.А. Методист

кафедры дошкольного образования АО ИППК РО

На сегодняшний день существует множество различных методик обучения детей чтению. Рассмотрим самые популярные из них.

Звуковой метод.

Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:

1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах

2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки

3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги

4. Малыш читает слова, а потом - предложения

Звуковой метод обучения чтению - это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах.

Плюсы звукового метода

1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах , поэтому ребенку не придется "переучиваться", он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)

2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению . Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи .

4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании . Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых - не нужно будет даже и этого.

5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени . Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.

Минусы звукового метода

1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги - к словам, то это - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно .

2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова - длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться . Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.

3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного , поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Методика Зайцева.

Методика Зайцева , а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
специальных кубиков, так называемых "Кубиков Зайцева",
таблиц, разработанных автором методики
и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.

Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит сторонникам раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.

Ведь все, что от них требуется - это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, и петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.

Итак, этапы обучения ребенка чтению по методу Николая Зайцева:

1. Приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы.

2. Поем песенки - попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.

Плюсы методики Зайцева

2. Дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием.

3. Если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

4. Методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма.

5. Система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Также занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника. А песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.

Минусы методики Зайцева

1. Проблемы у детей, занимающихся по этой системе, могут возникнуть в начальной школе. Им приходится учиться разделять слоги на звуки, ведь малыш сразу учил склады, а не составлял из отдельных звуков. При этом школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у детишек, учившихся читать по методике Зайцева.

2. Некоторое нессответствие цветов, применяемых Зайцевым со школьной программой. В ней гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные - зеленым и синими цветами.

3. Необходимы определенные материальные и трудовые затраты при покупке и изготовлении пособий (кубиков и таблиц) Зайцева, которые может позволить себе не каждая семья. Также довольно большие таблицы должны будут висеть на стенах, что нравится не всем, а у некоторых может не найтись и подходящего для них места.

4. Родителям самим приходится "привыкать" к методике, чтобы заниматься ею с детьми. Ведь их-то самих учили по обычному, традиционному звуковому методу. А если по кубикам не заниматься, а просто отдать их детям, то они могут ими играть, но при этом обучаться чтению не будут.

5. Возможна ситуация, что ребенок не захочет петь или заниматься кубиками "как нужно", а предпочтет, к примеру, просто строить из них башни или разрывать кубики, пытаясь узнать что у них внутри. Результата от таких занятий не будет.

Методика Глена Домана

Глен Доман для обучения детей чтению предложил следующий метод: ребенку с самого раннего возраста (чем раньше, тем лучше) взрослый показывает карточки с написанными на них словами.

При этом он (т.е. взрослый) проговаривает вслух слова, написанные на показываемой малышу карточке. Карточки нужно демонстрировать по определенной схеме, постепенно заменяя одни слова другими. Карточки в руки детям не даются.

Заниматься по методике можно с детьми от 0 до 5 лет.

Методику обучения чтению по Глену Доману можно условно разделить на следующие этапы:

1. Читаем слова от простых к сложным, потом читаем глаголы

2. Читаем словосочетания, потом простые и сложные предложения

Паралельно обучению придется подготавливать все новые и новые карточки со словами, предложениями, а потом и с рассказами.

Плюсы методики Глена Домана

2. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.

3. У малыша будет развиваться память, он будет получать (и запоминать) огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно.

Минусы методики Глена Домана

1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета).

2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т.п.), то соблюдать распорядок занятий очень тяжело.

3. Ребенок может не реагировать на карточки, может забыть пройденное, может требовать показываемые карточки - чтобы их потрогать или пожевать, что делать в таких случаях - Глен Доман не уточняет. Также бывают очень активные дети, которым тяжело усидеть на месте, а уж тем более куда-то сосредоточенно смотреть.

4. Возможно возникновение проблем в начальной школе, как и у всех детей, учившихся читать сразу по слогам, складам или словами, а не составлять их из звуков. Школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у таких детишек.

5. Ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. При обучении работает только зрительная система малыша, другие органы чувств не задействованы. Его нагружают знаниями, но не учат думать и анализировать. Но при этом, несомненно, для развития творческих и исследовательских способностей можно в свободное время использовать другие методики.

6. Обучение проводится с малышами до пяти лет, лучше с рождения. С шестилетками и более старшими детьми методика не работает.

В ЦРР «Академия» мы предлагаем групповые консультации по обучению чтению на основе звукового метода. Основанием выбора данной методики являлось то, что на её основе построено обучение в школе. Таким образом, ребёнок, поступая в школу, не будет испытывать трудностей при обучении грамоте, а даже напротив овладеет основными её элементами.

Также среди плюсов посещения групповых консультаций ЦРР «Академия» является то, что большое внимание уделяется развитию устной речи ребёнка. На консультациях предлагаются различные задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи.

Кроме того, большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти, а также развитию пространственных представлений, т.е. тех функций, которые лежат в основе навыка чтения.

Таким образом, посещая групповые консультации ЦРР «Академия» одновременно с обучением чтению ребёнок получит хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи.

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе « ».

Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения. Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова . Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках » и звуковых плакатах . Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует . Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла , они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению :

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова ! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману , оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога , который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами .

Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой , и в тех же кубиках Чаплыгина . Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады) . В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики . Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход . Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева , Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать .

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги . Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

Быть родителем, кажется, сегодня сложно, как никогда. Общество требует от детей все больше, и для того, чтобы соответствовать приоритетам нового времени, семейным людям приходится очень много трудиться. Им необходимо в полной мере заниматься всесторонним развитием своего ребенка. На это важно тратить достаточно времени и усилий, подходить к процессу обучения и по-научному обоснованно, и в то же время по-детски игриво. Заниматься ребенком спустя рукава - все равно, что не заниматься вовсе. Ведь в этом тонком вопросе важен не только сам результат, но и процесс обучения, его комфортность для ребенка, индивидуальный интерес малыша к механизму игры и обучения.

Одним из важнейших этапов развития любого дошкольника является формирование навыка чтения. Сегодня существует множество методик, которые помогают научить этому ребенка. Например, есть методика обучения чтению дошкольника за 15 уроков. Конечно, верить или не верить в то, что можно эффективно и не травматично для психики ребенка научить его читать всего за две недели, дело ваше. Однако существование множества качественных способов подтверждается практикой. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.

Традиционная методика

Эта методика обучения на сегодняшний день по-прежнему является одной из наиболее распространенных. С ее помощью получили навык чтения большинство из теперешних взрослых. Также именно эту методику и сейчас применяют абсолютно во всех школах - она универсальна.

Согласно этой следует производить поэтапно: сначала буквы, затем слоги, позже слова и так далее. Осознание схемы объединения звуков в целые фразы приходит к ребенку постепенно, некоторым на это требуется больше времени, чем другим.

Также многое зависит от буквального возраста ребенка. Годовалый малыш вполне в состоянии запомнить буквы, однако освоить навык чтения он не сможет. Для этого необходимо иметь возможность понимать закономерности, присущие данному процессу, на что настолько маленький ребенок не способен.

Требуется терпение. Дети часто забывают то, что только что прочли. Процесс новый, и порой ребенок задает темп занятий сам.

Основным преимуществом данного метода является его надежность. Независимо от способностей ребенка, он в любом случае научится читать.

Кубики Зайцева

Рассматриваемая методика помогает научиться чтению с помощью восприятия слогов. В ней активно используют разнообразные кубики, а также красочные таблицы. Согласно некоторым отзывам, у многих родителей возникают некоторые трудности. Они связаны с тем, что не все в состоянии определиться, каким образом было бы правильно использовать все эти пособия для обучения. Практика продемонстрировала, что наибольшей своей эффективности данная методика достигает только при взаимодействии в группе. Таким образом, занятия с помощью кубиков Зайцева в детских садах и разнообразных центрах развития помогут получить максимальный результат за минимальное время.

Методика Глена Домана

Рассматриваемая методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях подразумевает навык восприятия целого слова, а не каких-либо его частей. На территории Российской Федерации такой способ стал известен только в девяностых годах прошлого столетия. Обучение дошкольников по этой методике происходит путем использования особых пособий и как можно более частого и качественного общения с малышом.

Преимущества методики Домана:

  • Подходит для детей любого возраста, даже для самых маленьких.
  • Обучение чтению дошкольников происходит в процессе игры, что позволяет им насладиться вниманием своих родителей и получить новые знания.
  • Система эффективно развивает память, предоставляет ценные энциклопедические знания.
  • Многие лауреаты Нобелевской премии были воспитаны с применением данной методики.
  • Такое обучение чтению дошкольников развивает их очень разносторонне.

Недостатки методики Глена Домана

Как и любая методика обучения дошкольника чтению, способ Домана имеет свои недостатки. Они заключаются в следующем:

  • Требуется огромное количество разнообразных карточек для достижения желаемого эффекта. Это крайне сложно и затратно по времени в том случае, если родители решат изготовить их самостоятельно. Или можно приобрести готовый набор, который может быть несколько дорогостоящим.
  • Такие карты методика обучения дошкольника чтению рекомендует показывать малышу каждый день и не раз. При этом карточки, которые ребенок уже видел, следует своевременно и правильно заменять. Если этого не делать или делать нерегулярно, эффективность методики может значительным образом снизиться. Это становится проблемой, если родители заняты полный рабочий день и, соответственно, имеют прочие обязанности, а также в том случае, если в семье несколько детей.
  • Все дети разные. Многим сложно сидеть на одном месте достаточное количество времени. Некоторые дети просто не реагируют ни на какие карточки или быстро забывают то, что выучили еще вчера. Малыши могут пытаться отбирать жевать и портить его. В таких случаях данная методика обучения дошкольника чтению не работает.
  • В начальной школе могут возникнуть трудности в отношениях с учителем. Такое часто происходит с теми детьми, которые обучаются не по традиционным технологиям.
  • Это, пожалуй, основной недостаток. Малыш не является активным участником процесса. Задействована всего одна система чувств ребенка: только зрительная. Хотя малыш получает знания, он не учится рассуждать и анализировать. Данная методика обучения чтению дошкольника должна быть скомбинирована с прочими, более творческими.

Поэтапное обучение

Последовательное обучение детей чтению требует значительного времени и усилий. Его разумно было бы разделить на ряд этапов, что облегчит процесс формирования нового навыка для ребенка. Придется пройти следующие ступени: процесс изучения и запоминания отдельных букв; развитие умения читать слоги, вне зависимости от их размера и сложности; научиться осознавать значение отдельных слов; уметь понимать смысл текста в целом.

Запоминание букв

В самом начале традиционная методика обучения дошкольника чтению основывается на заучивании букв. Для начала их важно научиться различать между собой и узнавать среди других обозначений. Следующая ступень - их чтение.

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях рекомендует называть ребенку согласные буквы так, как их произносят (то есть звуки), а не так, как они представлены в специализированных книгах. Это ускорит процесс восприятия и поможет малышу понять, как использовать эту информацию на практике.

Обучение детей чтению на этом этапе подразумевает концентрацию внимания ребенка на новом материале. Для этого можно вывесить изображение букв и ассоциирующихся с ними предметов в комнате дошкольника и во всем доме в целом. Также эффективно обращать внимание на знакомые знаки в названиях вывесок во время прогулок.

Чтение слогов разной сложности

Этот этап в полной мере отражает методика обучения чтению дошкольника по Жуковой. В ее основе лежит восприятие отдельного слога как минимальной единицы. Это помогает осознать и запомнить связи, которые существуют между разнообразными слогами и тем, каким образом их следует произносить. На этом этапе у малыша, как правило, возникает множество трудностей. Для того чтобы помочь ему с ними справиться, необходимо сознательно сделать эту ступень обучения максимально понятной.

Наиболее предпочтительно было бы медленно и четко, при этом максимально правильно произносить слова и просить ребенка повторять все вслед за вами. Тогда малыш будет привыкать к верному варианту чтения.

Не следует ни в коем случае приучать ребенка произносить слоги отдельно или про себя и лишь затем объединять их в единое целое. К сожалению, такая привычка может закрепиться в сознании надолго, и избавиться от нее будет крайне непросто. Это важный нюанс методики обучения чтению дошкольников. Жукова также делает на этом акцент в своих трудах.

Понимание смысла прочитанного слова

Данный этап является основой обучения синтетическому чтению. Его база - усвоение смысла. На этом основана методика обучения чтению дошкольников по Старжинской. Рассматриваемый способ крайне эффективен и даже необходим. Ведь именно понимание смысла прочитанного становится ключом к беглому чтению в будущем. К моменту перехода к этой ступени у ребенка достаточно навыков для того, чтобы эффективно усваивать значение слов.

Важно, чтобы теперь все читалось приблизительно с тем же темпом, с которым это произносится в обыкновенной ежедневной речи. Если же это время слишком растягивается, то для ребенка становится невероятно сложно угадать или почувствовать смысл.

Начинать необходимо медленно, постепенно ускоряя темп. Следует каждый раз уточнять у малыша, значения каких слов ему неясны, что следует объяснить.

Учимся понимать смысл целого текста

Данным этапом завершается традиционная методика обучения дошкольников. Теперь пришло время научиться синхронно понимать смысл всего, что читает ребенок. Для этого необходимо достаточно много времени, поэтому родителям следует запастись терпением и не требовать от малыша слишком многого. Осмысливание содержания - процесс длительный и сложный.

Порой ребенок в состоянии абсолютно правильно прочитать каждое из слов предложения, но не может осознать его значение. Это происходит из-за наличия во фразе сложного сочетания, которое в полной мере завладело всем вниманием малыша. А иногда дошкольник просто не в состоянии удерживать в сознании все части предложения одновременно, чтобы сформировать его смысл. Победить эту трудность можно с помощью многократного перечитывания данного текста.

Другой сложностью являются попытки угадать значение предложения по первой ассоциации. А другие дети начинают постоянно пропускать или заменять буквы в словах. Это связано с тем, что дошкольник воспринимает какой-нибудь общий образ слова, применяя его и для прочих похожих языковых единиц.

Не следует заставлять ребенка раз за разом перечитывать один текст снова и снова. Это формирует неправильную ассоциативную цепочку, создавая агрессивно-негативное отношение малыша к данному процессу.

Важно тщательно прорабатывать каждый этап. От этого напрямую зависит то, каким образом ребенок в будущем будет читать и насколько грамотно писать.

Вывод

Развитие ваших детей находится полностью в ваших руках. Конечно, сегодня не так просто найти время для того, чтобы качественно провести его с ребенком, однако для родителей не должно быть ничего более важного. Поэтому процессу исследования и поиска подходящей именно для вашего малыша методики обучения чтению следует уделять достаточно времени и внимания.

Порой будут случаться неудачи. Они неизбежны. Такое случалось с каждым ребенком, и с вами тоже. Это вовсе не означает, что ваш малыш развивается хуже других или никогда не научится бегло читать и ясно понимать тексты. Эти неудачи свидетельствуют лишь о том, что был сделан неверный выбор методики, либо родители уделяют процессу недостаточное внимание, либо занятия проходят нерегулярно, либо суть метода не способствует концентрации внимания данного конкретного ребенка. В любом случае не следует злиться на малыша, его вины в этом абсолютно точно нет. Будьте сдержанны, терпеливы, дружелюбны. Важно быть с ребенком заодно. Если вы одна команда, победа близко.

Многие и сегодня предпочитают выбирать традиционные методы обучения, которые комбинируют способы Жуковой и Старжинской, а в целом подразумевают под собой поэтапное формирование навыков. Такие методики собрали колоссальное количество положительных отзывов, они просты и надежны. Каждый ребенок сможет освоить чтение с их помощью. Различаться может только необходимое для этого время.

Более новые методики, такие как кубики Зайцева и способ Домана, подойдут не каждому ребенку, но это ни в коем случае не умаляет их эффективности. Для реализации каждой из них необходимо некоторое количество реквизита, например определенное количество карточек, кубиков, таблиц. Их используют в качестве визуального материала для лучшего восприятия новой информации. Как правило, подобные способы обучения положительно воспринимаются детьми, так как в них очевиден игровой элемент. Ребенок не так быстро устает и легко вовлекается в процесс. Особенного эффекта можно добиться в том случае, если обучение происходит в группе. Успехи других мотивируют ребенка гораздо сильнее, чем простой личный интерес к данному процессу.

Выбрать подходящую методику, возможно, удастся не с первого раза. Неудачи неизбежны. Однако не отчаивайтесь. Благополучие вашего ребенка заслуживает любых ваших усилий!

Принято считать, что каждое новое поколение детей умнее своих родителей. И правда, современные малыши раньше начинают ходить и говорить, с года, а то и раньше посещают развивающие студии, где активно тренируют память, учатся общаться, читать, рисовать, считать. Молодым родителям приходится соответствовать своим детям, осваивая всё новые и новые методики обучения чтению и другие принципы раннего развития.

Подготовительный этап

Несколько десятков лет назад считалось вполне нормальным, если ребёнок приходил в первый класс школы, не умея писать, читать и считать. Но это время прошло, и сейчас, чтобы не отставать от сверстников, к началу обучения в школе нужно серьёзно подготовиться. По мнению некоторых педагогов, начинать учиться читать необходимо с 5−6 месяцев. Другие предлагают способы обучения чтению детей 5 лет. Слушать их или нет - личное дело родителей, но существует несколько советов, которые существенно упростят обучение и сделают его приятным времяпровождением для мамы и малыша.

Как подготовить малыша к чтению:

  1. Развивайте речевые навыки. С первых дней жизни малыша с ним необходимо разговаривать. Уже через несколько месяцев после рождения ребёнок порадует родителей долгожданным «Агу!». Это и станет первой ступенью к коммуникации. Затем грудничок начнёт пытаться повторять звуки, похожие на разговор взрослых, потом эти звуки сложатся в простейшие слоги, слова, а к 2−2,5 годам в небольшие предложения. Отличным помощником в этом процессе станет чтение. Конечно, пока не самостоятельное, а чтение детских книг взрослыми.
  2. Выработайте у ребёнка стойкий интерес к чтению. Среди всех игрушек и пособий для раннего развития особое место родителям необходимо отвести книгам. Яркие, красочные, с интересными рисунками книжки-малышки вызовут неподдельный интерес у ребёнка. Чем чаще ему читать, с выражением, чётко, эмоционально, тем быстрее кроха научится образно, ассоциативно мыслить, что облегчит дальнейшее обучение.
  3. Показывайте положительный пример. Читать малышу сказки, знакомить с детскими стишками, потешками и прибаутками - это, конечно, хорошо. Но недостаточно. Только у ребёнка, который каждый день видит в руках у родителей книги и журналы, можно воспитать настоящую любовь к чтению. Ведь в этом случае малыш будет воспринимать его как общее увлечение для всей семьи, приносящее радость и комфорт.

Как понять, что ребёнок готов учиться читать:

  • карапуз хорошо разговаривает, его речь понятная, связная;
  • у малыша большой словарный запас, у него развито образное и логическое мышление;
  • ребёнок умеет говорить предложениями;
  • есть способность пересказывать то, что услышал от взрослых;
  • ребёнок ориентируется в пространстве и во времени, различает стороны света;
  • отсутствуют дефекты дикции (важен индивидуальный подход, необходима консультация с логопедом).

Если вы основательно подготовились к чтению и по всем признакам малыш уже готов к новым знаниям и умениям, важно определиться с методикой обучения чтению дошкольника в домашних условиях.

Традиционная фонетическая методика

На сегодняшний день эта методика является наиболее распространённой, её применяют в школах и детских садах, по её же принципам учились читать несколько последних поколений. Методика основывается на обучении звукам (фонетике), которые затем в сознании ребёнка постепенно складываются в слоги, слова, предложения и целые тексты.

Эта методика популярна, так как благодаря своей последовательности и чёткости даёт стопроцентный результат. Согласно её принципам, научиться читать можно в несколько этапов.

Изучение букв и звуков

Если вы решили заниматься с малышом по традиционной методике, начинать необходимо с изучения букв. Важно запомнить их написание, научиться отличать друг от друга, и только потом переходить к чтению. Одной из самых важных рекомендаций является то, что, называя букву, произносить следует звук, который она обозначает. Делается это для того, чтобы ребёнок не запутался, и со временем ему не пришлось объяснять, почему «Эс О Ка» читается как «СОК».

Переход к чтению слогов

На этом этапе у детей чаще всего возникают определённые трудности. Чтобы помочь ребёнку осознать связь между отдельными звуками, слог преподносят как единое целое. Взрослый, проводящий занятие, чётко и правильно произносит слог, после чего ребёнок за ним повторяет. Для максимально быстрого преодоления этого этапа рекомендовано воспользоваться советами из методики Надежды Жуковой, о которой речь пойдёт позже.

Чтение слова, предложений и текста

При переходе к чтению целых слов важно, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного слова. Поэтому на этом этапе важно останавливаться на каждом слове, уточнять у малыша, всё ли ему понятно.

Когда ребёнок освоил чтение слов, можно переходить к последнему этапу традиционной методики обучения чтению детей дошкольного возраста - чтению текстов. На этом этапе родителям следует запастись терпением, так как дети, запросто читающие и понимающие отдельные слова, могут столкнуться с трудностями восприятия текста.

Проблемы с чтением текстов:

  • ребёнок может не понимать смысла предложения или абзаца, полностью сконцентрировав внимание на сложном слове;
  • иногда дети пытаются не прочитать слово, а угадать его смысл по аналогии со словами с похожим написанием;
  • некоторые детки заменяют буквы в словах, снова-таки основываясь на образах других конструкций.

Нельзя заставлять дошкольников читать, принуждать перечитывать один и тот же текст. Это может вызвать негативное отношение к чтению в целом и не принесёт желаемого результата. Также не стоит слишком рано ждать беглого чтения - дети 4−5 лет чаще всего к этому ещё не готовы.

Авторские методики

Разобравшись с основными этапами обучения читать, которые являются основополагающими в любой методике, можно выбрать один из многочисленных методов, предлагаемых отечественными и зарубежными педагогами, который подойдёт именно вашему ребёнку.

Кубики Николая Зайцева

Этот метод подойдёт тем родителям, которые хотят, чтобы их дети научились читать как можно раньше. Обучение по кубикам Зайцева происходит в форме весёлой игры: ребята могут свободно передвигаться по комнате, стоять или даже лежать.

Суть метода заключается в том, что на кубиках разного цвета и размера написаны склады - сочетания гласных и согласных букв, согласных и твёрдого либо мягкого знака, одиночные буквы. Дети, играя в кубики, создают из них различные комбинации, учатся составлять слова. Ещё одной особенностью этих кубиков является то, что внутрь каждого из них помещается предмет, способный издавать звуки: в кубиках с глухими звуками находятся деревянные палочки, если написана гласная буква - колокольчик и так далее. Таким образом, у ребёнка развивается не только умение читать, но и музыкальный слух, интеллект, чувство ритма.

Глен Доман, Павел Тюленев, Масару Ибуки

Всех этих педагогов связывает одно - они придерживаются той точки зрения, что, чем раньше начинать обучение ребёнка чтению, тем лучше.

По методике Глена Домана, малышу уже с 3−6 месяцев показывают карточки, на которых написаны слова целиком, без деления на звуки и слоги. Метод рассчитан на то, что ребёнок, регулярно наблюдающий одни и те же комбинации букв, запоминает их и со временем учится читать. Следует отметить, что этот метод работает, если начинать обучение именно с указанного возраста. Дети старше 1 года хоть и запоминают показываемые слова, в дальнейшем стараются не прочесть их, а угадать, что делает метод нерезультативным.

Масару Ибуки знаменит своим девизом: «После трёх лет уже поздно». Согласно его теории, до 3 лет - это именно тот возраст, когда ребёнок наиболее восприимчив к новым знаниям и умениям, ведь это время самого активного развития головного мозга.

Метод Надежды Жуковой

Имея за плечами многолетний опыт работы логопедом, Надежда Жукова разработала свою систему обучения, основанную на традиционной методике, и даже издала свой Букварь. В методике Жуковой упор сделан на чтении слогов, так как для ребёнка проще выделить в слове именно слог, а не звук.

Педагог предлагает учить не весь алфавит по порядку, а отдельные звуки: вначале гласные, затем согласные. Причём уже после знакомства с гласными можно сразу же складывать их в слоги (АО, УО, УА), и только потом переходить к согласным.

В Букваре Надежды Жуковой родители найдут подробные методические рекомендации по применению метода.

Ребус-метод Льва Штернберга

Особого внимания заслуживает сравнительно новая методика обучения чтению - ребус-метод Льва Штернберга. Этот подход к обучению действует следующим образом. Начинается процесс со словарной игры, в ходе которой малышу предлагается «обрубить» слова: взрослый говорит «корова», ребёнок должен сказать «ко…», «замок» - «за…» и т. д.

Когда навык освоен, слова учителя заменяются на карточки-подсказки, на которых при помощи рисунков изображены слова. Например, на карточке нарисованы дыня и рак. Ребёнок «обрубает» эти слова, у него получаются слоги «ды…» и «ра…», а если их сложить, получим новое слово «дыра». С каждым занятием картинки усложняются, растёт количество рисунков, малыш учится составлять более длинные слова.

Методика Марии Монтессори

Особенность этого метода заключается в том, что обучение чтению начинается не с изучения букв или звуков, а с их написания. В этом малышам помогают специальные таблицы: буквы, вырезанные из шершавой бумаги и наклеенные на картонные карточки. Повторяя за взрослым звук, ребёнок «рисует» его - обводит пальчиком букву на табличке. После этого ребята учатся складывать звуки в слоги, слова, предложения.

Методика Монтессори признана педагогами всего мира очень результативной . К сожалению, она предназначена для применения в учебных заведениях профессиональными педагогами, поскольку рассчитана на групповые занятия, да и дома будет довольно проблематично подготовить необходимый дидактический материал.

Обучение чтению по Ольге Соболевой

Основная цель метода Ольги Соболевой - привить детям любовь к чтению, свести к минимуму механическое заучивание слов без интереса и удовольствия. Построена эта система обучения на ассоциативном мышлении. Изучая новую букву, малыш не механически запоминает её, а связывает её с каким-то похожим образом или даже героем любимой сказки. Весь процесс выстроен в форме игры, информация подаётся для всех типов восприятия: визуально, аудиально и кинестетически, то есть дети на одном занятии слышат, видят и могут физически ощутить новую информацию.

Эта методика не подойдёт родителям, которые хотят, чтобы всё было чётко и поэтапно. Такой подходят оценят, скорее, творческие личности.

Кубики Чаплыгина

Эти деревянные кубики кардинально отличаются от картонных кубиков Зайцева. В набор входит 10 кубиков и 10 блоков, каждый из которых состоит из двух кубиков, вращающихся вокруг своей оси. На каждой стороне всех кубиков написаны буквы, из которых можно составлять слова. Ребёнок учится читать в игровой форме: держит кубики в руках, переворачивает их, вращает, складывает слова, произносит их, запоминает.

Современная педагогика насчитывает десятки различных методов обучения чтению в домашних условиях. По мнению Ольги Тепляковой, детям намного проще начинать обучение с привычных слов, которые «живут» вокруг них, чем с незнакомых букв и слогов. Популярностью пользуется в последнее время так называемый «Способ 66», обещающий, что малыш начнёт бегло читать через 66 дней.

Какую бы из существующих методик вы ни выбрали, помните, что ваш ребёнок индивидуален. Не стоит предъявлять к нему завышенные требования, учитывайте возраст и способности малыша, и результат не заставит себя долго ждать.

Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Читайте 7 основных, не сложных правил эффективной методики обучения чтению детей, которые были проверены и доказали свою результативность на не одном поколении детишек. Согласитесь, так много хочется вложить в свою кроху и столько всему научить, что мы тут же бежим в магазин и отовариваемся кучей бессмысленных азбук и компьютерных программ.

Вот только на практике оказывается, что ребенок напрочь отказывается повторять очередной стих на букву «А» и заучивать непонятные для него иероглифы. Какие ошибки допускают опытные бабушки и молодые мамочки, стремясь научить ребенка читать как можно раньше и быстрее? Давайте сами пройдём 7 основных правил обучения чтению ребенка:

1 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Покупайте азбуку для ребёнка без картинок.

Всегда выбирайте азбуку с большими буквами, желательно без картинок. Так ребенку будет легче сосредоточить свое внимание на буквах, а не красочных рисунках. Учить ребёнка чтению можно уже с 2-3 лет, но при этом стоит помнить, что в столь раннем возрасте детям трудно концентрироваться - долго удерживать внимание на одном и том же предмете. А поэтому не стоит усложнять ребёнку задачу: лучше всего купите самую простую азбуку с буквами, прорисованными красивым, но понятным шрифтом без лишних завитушек, и желательно - без причудливых стихов и лишних картинок.

2 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Сначала учите главные буквы.

Начинайте учить буквы с гласных: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласные буквы легче даются детям. Их можно легко выучить, напевая. Чтобы ребёнок достаточно быстро и без особых усилий смог выучить гласные буквы, организуйте совместный урок семейного пения: вместе напевайте, 3 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Быстро учите буквы, и ещё быстрее - переходите к слогам.

4 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по слогам, а не по буквам.

Начинайте учить слоги из уже известных вам букв как можно скорее: знания нескольких гласных и пары согласных букв уже годятся для составления самых простых слов, вроде «мама», «папа», а ведь в любом деле самое сложное - это начать. Поэтому начинать надо с простого, чтобы потом перейти к сложному. После обучения чтению слогов переходите к составлению полноценных слов.

4 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Когда называете малышу букву, говорите её произношение («М»), а не её название («Эм»).

Называя букву, озвучивайте звук. При обучении малыша буквам следует произносить звуки, а не название букв. К примеру, говорите буква «С», а не «Эс» или «Се». Не усложняйте ребёнку задачу по обучению чтению, избавьте его от ненужных ему на данном этапе знаний: всё гениальное - просто! Меньше деталей, больше - по существу.

5 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Занимайтесь с ребёнком часто, но понемногу.

Занимайтесь с ребенком не более 15 минут за один раз.

Детям до шести лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии. Не перегружайте ребенка, занимаясь с ним подолгу. Лучше заниматься с ребенком дважды в день по 15 минут, нежели один раз, но полчаса.

Обучение чтению русских слов - это всё равно, что обучение чтению на иностранном языке: слишком много новой информации трудно воспринимается мозгом ребёнка. Поэтому целесообразно её разбить на много маленьких кусочков, каждый раз «проглатывая» по одному, чем пытаться за один раз втиснуть в головку малыша целый «пирог» непонятной информации.

15 минут позанимались в игровой форме, желательно - с мотивацией за призы или в смешной, непринуждённой форме, а потом - отдых, переключение ребёнка на другие виды деятельности.

6 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Уроки чтения предполагают и уроки рисования!

Рисуйте буквы! Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее, а еще лучше - написать. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму.

Вообще здорово, если мама и/или папа ребёнка хотя бы немного разбирается в психологии и, в частности, знает, к какому психотипу относится его ребёнок - визуальному, аудиальному или сенсетивному/тактильному.

Люди-визуалы лучше всего воспринимают и запоминают информацию, если максимально задействованы их глаза, органы зрения, т.е. для ребёнка-визуала самый лучший способ обучения чтению - это просмотр букв в детской азбуке и созерцание собственноручно написанных букв в тетрадке или на листе цветной бумаги.
Ребёнок-аудиал лучше всего обучается, воспринимая информацию на слух. Т.е. такой ребёнок лучше всего запомнит букву, если вы произнесёте её ему четко вслух, и если он сам несколько раз вслух повторит её произношение и, желательно, сумеет провести ассоциацию этого звука с его написанием, изображением - буквой на письме.

Ребёнок-тактильщик - ребёнок, который воспринимает жизнь через ощущения, через кожу, лучше всего сумеет научиться чтению, как это ни парадоксально звучит, научившись писать буквы. Или если у него есть фигурные буквы без лишних иероглифов по бокам, то ощупывая их.

7 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Закрепляем теорию на практике, в обычной жизни.

Зачем нужны буквы? Ребёнку надо доходчиво, просто и понятно, объяснять, зачем же это мама с папой заставляют его учить все эти буквы. В чем смысл этой азбуки?

В автобусе или гуляя по городу, показывайте ребенку различные вывески и названия зданий. Ребенок должен осознать, что изучение букв открывает перед ним новые интересные возможности. Пусть дитё ищёт в надписях на товарах и на остановках, в номерах автомобилей знакомые буквы и сообщает вам о своих находках!

Обучение чтению тогда становится интересным для ребёнка, когда он осознает смысл сего процесса. Расскажите ребёнку, что овладев знанием мира букв, он сможет сам читать интересные детские сказки, а не ждать, когда мама освободится от готовки на кухне.

Читайте ребёнку детские стихи, сказки, забавные рассказы, анекдоты, надписи к приколами и время от времени не забывайте ему ненавязчиво напоминать, что, «выучив букву «А» или слог «Ма», он скоро сможет сам, без помощи мамы, читать все эти интересности и прикольности. А, возможно, когда-нибудь и сам прочитает маме сказку!

Чтение для ребенка может оказаться увлекательным занятием. Вот только показать любовь к чтению - это, прежде всего, задача родителей. И хвалите малыша, даже за маленькие победы, ведь каждая выученная буква для него настоящий триумф! Не забывайте замечать и отмечать даже маленькие достижения своего ребёнка в процессе его обучения чтению, выстройте свою собственную стратегию, эффективную методику научения своего чада чтению, не экономьте времени на общение со своим ребёнком, и тогда богатый урожай воспитания не заставит себя долго ждать.

Развивающие игры для обучения чтению.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает.

Согласно наблюдениям психологов, интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Принципы обучения чтению дошкольников и младших школьников с помощью игр предложил детский психолог Д.Б. Эльконин. Эти принципы лежат в основе большинства программ обучения чтению. Мы предлагаем вашему вниманию программу занятий, состоящую из пяти этапов. На каждом из них ребенок обучается, играя со взрослым в игры, разработанные челябинскими психологами Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушиным.

Этап первый добуквенный, звуковой период обучения.

Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.

Звукоподражание.

Взрослый задает вопросы ребенку, например:

Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж!)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш!)
- Как гудит поезд? (У-у-у!)

Главный звук

Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Хорошо использовать тексты стихотворных азбук, например, Е.Л. Благининой "Нау-чусь-ка я читать" или С.Я. Маршака "Азбука в стихах и картинках" и т.д.

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух
(Е. Благинина)

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом
(С.Я. Маршак)

Магазин

Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л".

Этап второй: определение звукового состава слова.

Ребенка учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук.

Запретные звуки

Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит его работать по правилу - это одно из важных условий успешного обучения в школе.

Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить "3" или "К". Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.

Кто ползет и шипит?
- мея.
- Кто мурлыкает и все время умывается?
- от.
- Кто пятится назад?
- Ра.

Тим и Том

Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки.

Нарисуйте двух человечков. Том "твердый" - он угловатый, тощий, а Тим "мягкий" - он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка:
- Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак. Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ?

Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

Заблудились в лесу

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук.

Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый "громкий" звук в слове.

Ми-и-ишка!
- Маши-и-инка!
- Сло-о-он!

Этап третий: звуковой анализ слова.

Ребенка учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики). Дом звуков

Взрослый рисует "комнаты" для звуков. Например, для слова "кот" надо нарисовать дом из трех комнат: три квадратика.
- В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим.
Ребенок произносит звук, который будет "жить" в этой комнате, и кладет на квадратик фишку.
- К, О, Т.

Частая ошибка - ребенок правильно называет первый и последний звуки и "теряет" средний. Взрослый может удивиться: - Разве здесь живет "КТ"? Здесь живет "Ко-о-от"! (тянет пропущенный звук).

Дом в лесу

Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат.
- В этом доме хотят поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из них этот дом построили? А смогут ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА?

Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив "расселить" зверей в подходящий для каждого из них дом.

Дом в лесу-2

Это усложненный вариант предыдущей игры. Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.

Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.
- В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.

Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове "слон", закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.

Стройка

Игра для закрепления навыка расстановки ударений.

Со склада стройматериалов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК, потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец - ДОСКИ. Ты будешь шофером.

Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:
- Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ.
И т.д.

Этап четвертый: буквенный период обучения.

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.

Звуковое лото

Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает:
- У кого есть слово на эту букву?

Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

Машины

Ребенок должен сложить в машину марки "Л" все карточки со словами на эту букву, а в машину марки "М" - все слова, начинающиеся с буквы "М".

Дорисуй букву

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающее, чтобы получилась та или иная буква.

Можно также вернуться к игре "Дом звуков", но теперь вместо произнесения звуков и раскладывания фишек ребенок должен сказать взрослому, какие буквы нужно написать, чтобы поселить в домик того или иного зверя.

Этап пятый: слияние слогов в слова.

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Учите ребенка читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их ("ССОО-ССННАА", "ММАА-ШШИИ-ННАА"). Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.

Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых простых. Покажите ему, как складывать слова, на примере отрывка из стихотворения Г. Виеру "Мама":

Ну-ка, М, дай руку А,
Ну-ка, МА,
МА и МА, а вместе МАМА -
Это я пишу сама.

Работа с ударением ускорит и облегчит переход к чтению словами. Вот несколько игр, помогающих ребенку усвоить принцип слогослияния.

Перестановка ударений

Пусть ребенок поэкспериментирует с ударениями в словах, отвечая на ваши вопросы
- Как тебя зовут?
- ПашА. ПАша.
- Что это такое?
- ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевизОр.

Укротитель

Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение "ставится" с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное "убегает" в лес (джунгли, степь и т.п.). Укротителю нужно правильно позвать его (см. игру "Заблудились в лесу"), чтобы оно вернулось.

Внимание, родители! Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными.

Возвращайтесь к пройденному материалу в повседневной жизни. Например, пусть ребенок тренируется ставить ударения в словах, когда вы ходите с ним по магазину самообслуживания в поисках ГРЕ-Е-ЕЧКИ, СА-А-АХАРА, РЫ-Ы-ЫБЫ и т.д. Или, читая ребенку перед сном, выделяйте в тексте пройденный звук. Готовя ужин, попросите ребенка найти на кухне все предметы, начинающиеся на определенную букву. Все это поможет малышу лучше усвоить материал, и, кроме того, вы сможете сохранить эффект непрерывности обучения, если у вас не получается проводить занятия регулярно.

Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам:

Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности своего ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одной и той же буквой, звуком, а другие за один день могут запомнить пол-алфавита или научиться правильно расставлять ударения.

Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.

Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.

Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.

Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Помните, что вы играете со своим ребенком. Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.

Хвалите ребенка за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания.