Физиологические резервы организма. Современные проблемы науки и образования


  • в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на системном и организменном уровнях;
  • об увеличении физических (сила , быстрота , выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовность бороться за ее достижение и т.д.) качеств;
  • в способности к использованию имеющихся, выработке новых и совершенствованию старых двигательных и тактических навыков.

При такой характеристике функциональных резервов они могут быть подразделены на:

  • резервы биохимические, связанные с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией;
  • резервы физиологические, связанные с интенсивностью и длительностью работы органов и систем органов и их нейрогу-моральной регуляцией, что находит свое выражение в работоспособности организма;
  • резервы спортивно-технические, связанные со способностью по использованию и совершенствованию имеющихся и выработке новых двигательных и тактических навыков;
  • резервы психические, связанные с мотивацией достижения цели, со способностью превозмочь утомление , помехи в деятельности и неприятные и даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск травмы ради достижения осознанной цели.

Иными словами, под функциональными (физиологическими) резервами человека понимаются возможности его органов и систем органов так изменять интенсивность своих функций, а также взаимодействие между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных усилий уровень функционирования организма.

Поэтому можно говорить о физиологических резервах нервных, мышечных, железистых и других клеток, о физиологических резервах органов (сердце, легкие, почки и т.д.) и систем органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и т.д.), а также о резервах регуляции гомеостазиса и резервах координации работы мышечных групп и их вегетативного обеспечения (дыхания, кровообращения, выделения и т.д.).

Все знания на сегодняшний день о резервных возможностях организма получены в результате наблюдений за состоянием человека в экстремальных условиях. Особую ценность представляет спорт, позволяющий человеку проявлять предельные возможности своего организма в разных условиях деятельности.

В последние годы в связи с резким возрастанием конкуренции, что приводит к жесточайшим режимам тренировок и предельным нагрузкам в состязаниях, спорт превращается в исключительно важный источник информации о резервных возможностях человека.

Плодотворность использования спорта как инструмента познания остающихся нераспознанными в обычных условиях возможностей человека заставляет обратить внимание на реакции организма в процессе мышечной деятельности. Этот интерес определяется несколькими соображениями:

  • во-первых, именно мышечная деятельность сыграла особую роль в становлении важнейших механизмов жизнедеятельности организма, сформировавшихся в филогенезе;
  • во-вторых, среди всех раздражителей, способных изменять состояние организма человека, мышечная деятельность является самым естественным и сильным;
  • в-третьих, знание функциональных сдвигов, сопровождающих мышечную деятельность, приобретает большое практическое значение в связи с массовым развитием физической культуры и спорта в нашей стране, привлечением к систематическим занятиям физическими упражнениями людей разного возраста, состояния здоровья и физической подготовленности.

Мышечная деятельность является воздействием, стимулирующим повышение функциональных резервов организма. Здесь можно выделить два механизма, благодаря которым увеличиваются резервные возможности организма: физическая тренировка и двигательное переключение.

Выраженность реакций развертывания и экономизации функций оказывается даже в пожилом возрасте различной для каждого вида физической тренировки (спорта) и связана со спецификой физических упражнений (табл. 1).

Таблица 1. Влияние различных видов физической тренировки мышц-сгибателей предплечья у мужчин 60-69 лет на изменения легочной вентиляции и потребления кислорода в условиях выполнения стандартной физической нагрузки

Как видно из приведенных данных, даже незначительные отличия в динамической структуре физического упражнения проявляются в существенных различиях уровня, которого достигают реакции организма при их развитии и последующей экономизации. Важно также и то, что формирующиеся под влиянием разных видов мышечной деятельности функциональные сдвиги в организме не носят общего генерализованного характера, а, напротив, весьма специализированы, причем каждое упражнение характеризуется специфичностью своего воздействия на функции организма.

Это открывает возможность выделения из громадного арсенала средств физической культуры и спорта воздействий, обеспечивающих заданные эффекты стимулирующих влияний на столь различные механизмы жизнедеятельности, как расширение возможного предела реакций и их экономизацию.

Как по своему физиологическому механизму, так и по внешним проявлениям влияния физическая тренировка отличается от двигательных переключений: наиболее существенным различием является то, что тренировка формирует новые, а переключение лишь позволяет воспользоваться наличными резервами организма.

Конечным итогом спортивной тренировки является расширение одного из важнейших функциональных резервов организма -диапазона возможного учащения ритма сердечной деятельности с 30 до 300 в минуту. Таков, по-видимому, предел, до которого может периодами подниматься частота сердечных сокращений у спортсмена (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика измерений ЧСС за минуту под влиянием двигательной активности в эволюции и в процессе спортивной тренировки

Наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых рекордах по бегу. Если же учесть, какие громадные функциональные сдвиги всех без исключения систем организма обеспечивают рекордные достижения сегодня, то ясно, как важен анализ этих достижений для понимания резервных возможностей человека.

Предшествующие попытки анализа спортивных рекордов, были направлены на выяснение закономерностей и механизмов одной, хотя, разумеется, важной стороны функциональных возможностей организма - энергообеспечения мышечной деятельности . Материалы об этом содержатся в работе В.М. Зациорского (1969). Если в предшествующих работах рассматривались высшие достижения в спорте как константа возможностей организма, то мы, напротив, стремились выявить динамику изменений этих возможностей. Такой подход позволяет оценить наиболее важное свойство организма, делающее по существу возможным сам тренировочный процесс - тренируемость организма , то есть способность его под влиянием систематически применяемых физических нагрузок повышать работоспособность. С этой целью была сопоставлена динамика нарастания предельных двигательных возможностей человека (рекорды в циклических видах спорта) и лошадей (конный спорт) с основными морфофункциональными показателями их организма.

Так, за 68 лет развития легкой атлетики рекорд России в беге на 400 метров улучшился на 7,81 с, или на 18%; наиболее близкий по длительности бега результат в конном спорте на дистанции 1000 м улучшился на 4,0 с (6,45%). Еще более значителен прирост рекордных результатов в легкоатлетическом беге на 800 и 1500 метров. По сравнению с близким по длительности бегом в конном спорте на 2000 и 3200 метров динамика роста предельных возможностей человека в беге, длящемся 2 и 3-4 минуты, превышает показатели лошадей соответственно в 8,2 и 8,7 раз. Аналогичная ситуация обнаруживается при анализе рекордов человека и в других видах двигательной деятельности, где возможна объективная регистрация достигаемых результатов - в плавании и конькобежном спорте.

Представленные в таблице 3 величины характеризуют динамику предельных возможностей человека в тех видах двигательной деятельности, которые являются «непривычными» для его биологической природы (конькобежный спорт) или же по времени существенно - не менее чем на несколько миллионов лет -«отодвинутыми» образом жизни всей ветви гоминид, приведшей к формированию homo sapiens.

Таблица 3. Динамика рекордов в плавании, конькобежном и конном спорте в сопоставимых условиях за период с 1927-1930 гг. по настоящее время

Дистанция, м

Прослеженный период

Рекорды, с

Улучшение

В настоящее время

Конькобежный

Конькобежный

Плавание

Плавание

Как видно из приведенных данных, степень возрастания «потолка» двигательных возможностей человека в условиях тренировки в самых различных видах мышечной деятельности значительно превышает соответствующие показатели, зарегистрированные у лошадей.

Отмеченный факт заслуживает особого внимания, так как выходит за пределы спорта и всего комплекса обсуждающихся в спортивной науке вопросов. При его оценке следует исходить из современного представления о сущности спортивного рекорда, характеризующего предельный уровень развития определенной стороны двигательных возможностей человека.

Если отдельные двигательные качества, определяемые преимущественным развитием силы, скорости, выносливости и проявляющиеся в труде и быту, могут значительно варьировать у каждого человека в зависимости от разнообразия условий внешней среды, то будучи выраженными в спортивных состязаниях, проводимых по точно регламентированным правилам, они отражают реальный уровень предельных двигательных возможностей организма. Правда, спортсмен, занимающийся одним видом двигательной деятельности, не может всесторонне «обследовать» предел всех своих возможностей и обнаруживает его лишь в определенном выражении - при помощи избранного вида спорта. Тем не менее, для человека, занимающегося спортом и многократно участвующего в соревнованиях, даже личный спортивный рекорд является наиболее объективным, хотя и односторонним выражением его двигательных возможностей. Крайне высокая эффективность физической тренировки как средства расширения нормы двигательных возможностей организма человека обнаруживается и при сравнении с аналогичными воздействиями на других млекопитающих, стоящих на разных ступенях филогенетического развития (табл. 4). Приведенные факты рассматриваются как проявление существенного изменения морфофункциональной организации организма, которое имеет место и у животных, и у человека.

Однако, где факты, свидетельствующие о том, что современный спорт лишь мобилизует наличные биологические резервы организма homo sapiens, которые оставались «невостребованными» прежними методами отбора и тренировок? Поэтому, сокращая дальнейшие возможности развития, должен будет рано или поздно - если мы допускаем неизменность биологической организации человека - упереться в предел физических потенций его и остановиться в своем движении. Таких фактов нет, а все развитие современного спорта убеждает в противоположном. Современные методы спортивной тренировки характеризуют иные возможности организма спортсменов по сравнению с тем, что было не только 50-60, но и 25-30 лет назад. Показательно, что суммарный объем тренировочных нагрузок и их интенсивность в циклических видах спорта за последние 25-30 лет, по данным В.Н. Платонова , возросли в 2-4 раза, причем раньше их использование было бы просто невозможным и в лучшем случае сопровождалось бы не ростом, а падением работоспособности в результате перетренировки .

Ориентировочные величины роста двигательных возможностей под влиянием физической тренировки после достижения периода зрелости у человека и некоторых животных

Не являются ли спортсмены, изменяющие свою морфофункциональную организацию в результате воздействия на их организм условий существования, созданных не слепыми силами природы, а целенаправленной деятельностью общества, носителями резервов биологической эволюции, не приводя к выделению нового вида в силу значительной вариабельности морфофизиологической организации человека. Отсутствие изоляции между спортсменами и неспортсменами, добытые благодаря спортивной тренировке резервы биологической эволюции работают для всего человечества в целом, повышая его жизнеспособность на том особенно сложном этапе развития, когда созданные самим человеком условия существования входят в противоречие с биологической природой homo sapiens. Ведь многие ученые сегодня с тревогой пишут об абиотическом образе жизни человека, призывая к охране внутренней среды и самой природы его.

Близок к решению вопрос: не удастся ли за счет вызванных спортивной тренировкой модификаций, при которых, как известно, не только создаются новые нормы реакций организма, но и открывается дальнейшая адаптация, приспособление вида к новым условиям существования, обеспечить активное воздействие на биологическую природу человека? Есть все основания предполагать, что такое воздействие позволило бы обеспечить радикальное укрепление здоровья, создание прочного фундамента для всестороннего физического развития и достижения активного долголетия человека.

Вопрос о том, насколько полно используются функциональные возможности атлетов в ходе конкретных соревнований, является предметом непрекращающихся дискуссий. С одной стороны, казалось бы, во многих видах спорта достижения спортсменов находятся на грани предельных возможностей человека. С другой - постоянно растущие рекордные достижения разрушают доводы скептиков.

  • 2. Специальная психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.
  • 3. Структура личности и физическое образование молодежи.
  • 4. Физиологическая характеристика ловкости и гибкости
  • 2. Понятие и методы спортивной психодиагностики. Возрастная периодизация
  • 3. Физиологическая характеристика быстроты и скоростно- силовой тренировки.
  • 4. Понятие самовоспитания
  • 1. Специфические методы физического воспитания. Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры в школе. Плотность урока и ее значение. Хронометраж урока.
  • 2. Общие закономерности функционирования педагогического процесса физического образования.
  • 1. Принципы, регламентирующие деятельность по физической культуре и спорту. Задачи, организация и содержание работы в детско-юношеских спортивных школах
  • 2. Предсоревновательные психические состояния.
  • 3. Метод как многомерное явление. Классификация традиционных методов обучения (тмо) в фКиС.
  • 1. Обучение двигательным действиям как процесс целесообразного управления формированием двигательных умений и навыков, их отличительные черты.
  • 2. Внимание учащихся в учебной деятельности.
  • 3. Классификация и содержание активных методов обучения (амо).
  • 4. Общая характеристика процессов восстановления.
  • 2. Роль представлений в управлении движениями. Организационные структуры в системе управления.
  • 3. Этапы профессионально-педагогического самовоспитания
  • 4. Факторы вызывающее утомления
  • 1. Быстрота как физическое качество, средства, методы и методика его воспитания.
  • 3. Сущность воспитания, его стороны и задачи.
  • 4. Физиологические механизмы развития утомления.
  • 1.Средства и методы воспитания двигательных координационных способностей.
  • 2. Восприятие учащихся в учебной деятельности. Практическое задание № 13.
  • 3. Классификация методов воспитания.
  • 4. Физиологическое обоснование разминки
  • 2.Мышление учащихся в учебной деятельности. Практическое задание № 4.
  • 3. Методы организации деятельности (упражнения, приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, общественное мнение).
  • 4. Физиологические резервы организма и их характеристика
  • 3. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности (соревнования, поощрение, наказание)
  • 4. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам.
  • 1. Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
  • 3. Структура педагогического мастерства.
  • 1. Структура спортивной тренировки, ее классификация (микроцикл, мезоцикл, макроцикл).
  • 2. Понятие «общение» и его виды.
  • 3. Педагогическое творчество и формы его проявления.
  • 4. Физиологические принципы спортивной тренировки. Общие механизмы развитии физических качеств.
  • 4. Физиологические резервы организма и их характеристика

    Физиологические резервы организма и их характеристика

    В настоящее время под физиологическим и резервами организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать вомногораз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя Физиологические резервы, по мнению автора, обеспечиваются определенными анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а именно наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции,почки и др.); значительным усилением деятельности сердца, увеличением общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции Усилением деятельности других органов и систем; высокой резистентностью клеток и тканей организма к различным внешним воздействиям и внутренним изменениям условий их функционивания.

    В качестве примера проявления физиологических резервов можно указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минутный объем крови у хорошо тренированного человека может достигать40л, т. е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз. Все резервные возможности организма А. С. Мозжухин предлагает разделить на две группы: социальные резервы (психологические и спортивно-технические) и биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические). Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных вегетативных актов. Физиологические резервы, по мнению автора, включаются не все сразу, а поочередно. Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механнизм этого процесса - условные и безусловные рефлексы. Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям. Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловнорефлекторным путем и обратной гуморальной связью. Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов. При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению. Еще в 1890 г. И. П. Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т. е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

    Приложение к билету № 19

    Практическое задание № 4. Укажите продолжительность работы (в секундах, минутах) и ее интенсивность (в %) при выполнении упражнений, направленных на повышение анаэробных возможностей организма.

    Направленность упражнения

    Продолжительность выполнения упражнения (с, мин)

    Интенсивность выполнения упражнения (%)

    Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей

    Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности

    Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей

    До 3-4-часа

    Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактальные, анаэробные и аэробные возможности

    Билет 20

    1.Теоретико-практические основы развития физических качеств .

    Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы: 1) методы непосредственной наглядности 2) методы опосредованной наглядности. Первые -показ техники физических упражнений; Вторые -показ плакатов, рисунков, схем и других пособий. Метод упражнений, основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы: 1) метод строго регламентированного упражнения; 2) метод относительно нерегламентированного упражнения. К первой группе относятся: · метод целостного или расчлененного упражнения; · методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др. Ко второй группе, прежде всего, относятся игровой и соревновательный методы. Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленять (бросок по кольцу). Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия (выход со стартовых колодок). Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость, постоянный темп и т.д. Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа и т.п. Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность. Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторного упражнения ЧСС была 120-140 уд/сек, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Число повторений упражнений от 10-20 до 20-30. Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (хоккеем, волейболом). Игровой метод один из важных в процессе подготовки, особенно, молодых спортсменов. Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия. Соревновательный метод - один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. Дозировка нагрузки ограничена.

    2. Соцеально-психологические особенности спорт.группы. Спорт.команда-это всегда спорт.группа.Спорт.группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Псих-ия и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Соц.среда-сложное устроенное общество,в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения-группы.Сущ. большие и малые группы:Боль.гр-государство,нация,народность,партия и др. Мал.гр-небольшое объединение людей(от2-3до20-30человек),занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом

    Взаимоотношения.Бывают:-Официальные(возникают на должностной основе);-Неофициальные(на базе личных или частных взаимоотношений людей);-Деловые(в связи с совместной работой);-Личные(складываются м-у людьми независимо от работы);-Рациональные(на первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих);-Эмоциональные(играют ведущую роль субъективные оценки);-Отношения руководства(управление группой или ее самоупровление обычно осущ-ся через официально назначенных лиц(руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в группе(лидеры));-Подчинения(подчинение отдельных членов группы через руководство руководителем или лидером группы).

    Спорт.группа-это одна из разновидностей малых групп-не менее 2 и не более 25человек, объединенных общими целями спорт.деят-ти, выполняемой под контролем тренера,инструктора,судьи. Сп.гр.-является сложным в социальном отношении структурным образованием.(по вертикали:тренер-спортсмен; по горизонтали:спортсмен-спортсмен);(формальные, неформальные структуры). Фор.и нефор.стр-ы всегда сущ-ют, оброзуя единую структурную систему.При этом соотношение структур должно быть оптимальным.Для образования более благоприятного соотношения этих структур необходимо знать основу существования фор-ой ст-ы:-инструкции, установки, программа деятельности разработанная тренером, руководством;-нормы и правила формируемые в группе в процессе основной деят-ти;-потребности и мотивы членов гр.;-потр-и и мотивы тренера;-требования сложившейся ситуации;-перспективные цели и задачи основной д-ти.

    Сущность физиологических и психологических ресурсов и резервов организма человека;

    Влияние стрессов на здоровье человека.

    Сущность физиологических и психологических ресурсов и резервов

    Чтобы ответить на вопрос о том, что такое физиологические и психологические резервы организма, прежде всего, следует вникнуть в разницу между понятиями "резервы" и "ресурсы".

    Под "ресурсами" подразумевается размер источников, из которых могут быть извлечены или по­лучены вещества или силы, необходимые для существования чего-то, в том числе для существо­вания живой материи и различных ее форм вплоть до человека с биосоциальными особенностями его природы. Под понятием "резервы" подразумевается запас веществ или сил, которые тем или иным способом сберегаются организмом от их расходования до момента, когда они будут необхо­димы и могут быть использованы добавочно. В БСЭ понятие "резерв" определяется так: "Резерв (фр. reserve от лат. reservo - оберегаю, сохраняю):

    1) запас чего-либо на случай надобности;

    2) источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы".

    Таким образом, в понятие "использование резервов", в том числе физиологических и пси­хических, входит и знание размеров вещественных и иных ресурсов и представление о размерах их расходования.

    Учение о физиологических и психических резервах организма пережило несколько эта­пов. На первом этапе под физиологическими резервами понимались запасы преимущественно раз­личных веществ, участвующих в обменных процессах в организме.

    Позднее при изучении физиологических резервов, преобладающее внимание уделялось именно этим механизмам управления расходом "веществ и сил", в зависимости от чего рассматри­вался "запас прочности" организма человека в его взаимодействии со средой.

    Как уже указывалось, физиологические и психологические резервы организма, так же, как и любые другие зависят, с одной стороны, от максимального уровня величин, характеризующих ресурсы "веществ или сил", и, с дугой, от уровня их расходования в обычных или экстремальных условиях. Для того чтобы количественно оценить резерв той или иной функции организма, необ­ходимо определить предельный, т.е. максимальный уровень активности той или другой системы и величину расхода "веществ и сил" в обычных условиях функционирования этой системы в орга­низме. Возможно ли это в настоящее время? Не все физиологические и психические системы, осуществляющие различные функции нашего тела, достаточно подробно изучены для того, чтобы можно было располагать соответствующей информацией. Так, мы еще очень мало знаем о функ­циях очень важной физиологической системы - системы иммунной защиты организма человека. Недостаточно изучены и некоторые функции, определяющие поведение человека в среде его оби­тания, особенно в условиях ЧС. Однако ученым удалось получить такие данные для совместно функционирующих физиологических механизмов, обеспечивающих мышечную деятельность ор­ганизма человека (система крови, кровообращение, дыхание) и наметить пути для разработки ме­тодов аналогичной оценки резервов этих механизмов, способных обеспечивать прием и перера­ботку информационных сигналов (оптических, звуковых и других), поступающих в организм из окружающей внешней среды.

    В настоящее время для оценки способности организма человека к осуществлению мы­шечной деятельности за счет предельной мобилизации источников окислительного энергообразо­вания получил широкое распространение метод определения так называемой аэробной работоспо­собности. О ней можно судить по величине максимально возможного поглощения организмом ки­слорода, необходимого для выполнения самой напряженной мышечной деятельности, на которую способен организм исследуемого человека.

    По такому же принципу отдельно определяется максимальная производительность сер­дечно-сосудистой системы. Для таких определений используют или основной показатель ее про­изводительности, т.е. объем крови, выбрасываемой сердцем в 1 мин., или косвенный показатель, каким является частота пульса. Максимальный минутный объем крови или максимальная частота пульса при самой напряженной мышечной деятельности наряду с минутным объемом крови и средним числом ударов пульса в 1 мин. в повседневных условиях активности дают представление о величине резерва кровообращения как важнейшей функции организма.

    Таким образом, предложенный для измерения физиологических резервов организма принцип может быть успешно использован для количественной характеристики резервов функ­циональных систем организма.

    Учеными были предложены для практического использования три метода учета повсе­дневной физической активности различных возрастных групп.

    1. Метод приближенного учета, основанный на регистрации ответов исследуемых лю­дей на вопросы, содержащиеся в специальных опросных листах, в которых перечислены некото­рые наиболее распространенные виды физической активности: все виды сидячей работы, ходьба, работа на земельном участке, по дому, включая ремонтные работы, участие в спортивных меро­приятиях. Исследуемому предлагалось ответить на вопрос, осуществлял ли он, став взрослым, пе­речисленные виды занятий и в какой мере был активен по своим субъективным впечатлениям в каждом виде. Для оценки прелагалось пользоваться только пятью степенями активности (очень активный, более или менее активный, активность средней степени, мало активен, совершенно не активен).

    2. Метод учета на основании ведения "дневников". С этой целью предлагается отме­чать на специальном бланке время осуществления различных видов физической активности наи­более часто встречающихся в повседневной жизни человека и обозначенной каждая одной из букв алфавита, например: С - сидеть, Х - ходить, Б - бегать, О - одеваться, З - делать зарядку, Ф - за­ниматься физкультурой, Ч - читать, Т - смотреть телевизор и т.д. На основании таких суточных записей можно подсчитать время в минутах, истраченное исследуемым на каждый вид активно­сти. Используя одну из таблиц, подобных табл. 1 и 2, и основываясь на собственных наблюдени­ях, можно вычислить умножением энергетической стоимости за каждую минуту активности на число минут, в течение которых эта активность имела место, количество энергии, израсходован­ной в сутки на этот вид активности, и выразить ее в количестве потребленного кислорода или в калориях. Суммировав затем все полученные величины частных энергозатрат на разные виды дея­тельности, включив в полученную сумму эти затраты в течение сна, когда они минимальны, и раз­делив полученную сумму на 1440 мин. (столько минут в сутках), можно получить представление о средней величине энергозатрат организма или количестве потребления кислорода у исследуемого на протяжении суток.

    3. По третьему методу учета у каждого исследуемого непосредственно регистриру­ются некоторые показатели активности, например, частота пульса, так как она приблизительно соответствует уровню физического напряжения и его энергетической стоимости. Данные таких "пульсотахометрических" исследований предлагается перевести в килокалории энергозатрат или в количество потребляемого кислорода и так же, как и во втором методе учета, получить представ­ление о средней величине на протяжении суток.

    Принцип определения физиологических резервов будет применен в решении задач оценки состояния физиологических механизмов, благодаря которым получается и перерабатывается ин­формация, содержащаяся в сигналах различной степени сложности, поступающих в центральную нервную систему через анализаторные системы. Следует полагать, что овладение такими метода­ми в будущем позволит определять и предельные значения работоспособности и те уровни ис­пользования этой работоспособности, которыми сопровождается повседневная трудовая и вне-производственная активность представителей соответствующих профессий.

    Наиболее же важное значение, имеет то, что благодаря применению методов оценки величины физиологических резервов удается установить роль и механизм действия основных факторов, влияющих на величины физиологических резервов организма. Было установлено, что эти факторы воздействуют на них, с одной стороны, путем влияния на предельные физиологические возможно­сти, увеличивая или уменьшая их, а с другой - на эффективность использования этих возможно­стей в повседневной производственной и внепроизводственной деятельности, увеличивая или уменьшая степень эффективности.

    При этом следует иметь в виду, что современный подход к понятию резервов организма опирается на представление о "запасах веществ и сил" с преимущественным, однако, вниманием к тем физиологическим механизмам, которые обеспечивают использование этих резервов в реакци­ях на требования, предъявляемые организму "природной и специально социальной средой" (И.П. Павлов).

    Влияние стрессов на здоровье человека Г. Селье выделил в стрессе 3 фазы.

    Первая - стадия тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса организм справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У боль­шинства людей к концу этой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем:

    Кровь сгущается;

    Происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия;

    Отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.

    Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптаци­онных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления).

    Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирования, все как будто бы налажива­ется.

    Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза - истощение.


    На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональный резерв, включает механизмы структурной перестройки. Когда их уже не хватает, появляется истощение. Таблица представляет классификацию степеней переутомления с указанием наиболее характерных сим­птомов.

    Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительных возможностей че­ловека, т.к. в этих случаях могут возникнуть ухудшения самочувствия и заболевания соматиче­ские и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют по разному. У одних ре­акция активнее - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела ("стресс льва"), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сра­зу ("стресс кролика").

    Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями.

    Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг воздействий приводящих к стрессу, вызывает у людей по преимуществу гипертоническую и яз­венную болезни, некоторые формы сосудистой патологии (инфаркт, инсульт, стенокардия, сер­дечная аритмия и т.д.).

    Психологи и психиатры установили зависимость между телесными соматическими забо­леваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в ко­тором он живет и работает. Если человек стремиться занять в коллективе место, не соответствую­щее его реальным возможностям, то есть обладает завышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные за­болевания гораздо чаще встречаются у людей с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближнему окружению.

    Установлено, что к гипертонии может приводить недооценка личности окружающими. Если личность подавляют, игнорируют, то у нее развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее ежедневно "проглатывать обиду" (эти данные позво­ляют, например, понять, почему среди темнокожего населения США количество гипертоников в три раза больше, чем среди белых).

    Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким характерным особенностям как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью). Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболевании они нередко порывают все общественные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущение; не только сокращают количество контактов, но и делают их более по­верхностными, поскольку им свойственная повышенная чувствительность к словесным раздражи­телям (особенно к порицаниям) уклонение от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоцио­нальных факторов, как нехватка времени элементы, соревнования.

    Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышен­ная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойственна пониженная самооценка, со­провождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в тоже время завышенная требовательность к себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к актив­ному преодолению трудностей, в сочетании с сильной внутренней тревогой.

    Степень органических поражений при стрессе определяется обобщенной оценкой обстоя­тельств, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особенно усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка.

    Психические напряжения, неудачи, страх, срывы, чувство опасности, являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального напряжения -неврозы.

    Неврозы возникают при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека.

    Свойственная страдающему неврозом подчеркнутая эмоциональность может привести к "бегству в болезнь", заменяющему разрешение конфликта. Уход в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необходимости принимать решения, переключая внимание на заботу о своем здоровье и снижая тем самым не время актуальность травмирующей ситуации. Человек не отдает себе отчета, в том, что после выздоровления он вновь окажется перед необходимостью включиться в тягостную ситуацию и справиться с ней. Неудивительно поэтому, что больные нев­розом могут подсознательно препятствовать собственному выздоровлению.

    Самое трудное для человека - принять решения, но пока это не сделано, у него сохраняет­ся стойкое эмоциональное напряжение. Поэтому одним из важнейших средств помощи становится доведение до сознания человека реальной связи между его физическими страданиями и разреше­нием конфликта.

    Для одних людей характерна активная реакция на стресс, для других - тормозная.

    При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематиза­ции, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий.

    Сверхактивная, импульсивная реакция, порождая суетливость, и неоправданную спешку приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятель­ности.

    Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повыше­нию инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.

    Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно ограничивает восприятие полного объема значимой информации. Наблюдаются сдвиги световой чувствительности при чрезмерном возбуждении, повышается чувствительность к красному цвету и понижается к синему.

    Не только недостаток информации ведет к эмоциональному перенапряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состоянии здоровья человека. Полная ин­формированность, стереотипность ситуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, мо­нотонность, устраняя эмоции вообще, становится утомительной для человека, снижает продук­тивность его деятельности.

    Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже при­водит к переутомлению.

    Все возрастающий темп и сложность жизни сегодня требуют от нас высокой устойчивости к стрессам и умения быстро восстанавливать нервную систему. Без таких качеств просто нельзя быть успешным в непрерывно меняющемся мире. Неспособность задействовать скрытые возможности организма неизбежно приводит к ухудшению состояния здоровья, преждевременному старению и снижению качества жизни.

    На этот раз мы поговорим о навыках, которые необходимы людям, стремящимся реализоваться и быть здоровыми.

    Короткий сон и кофе

    Каждый из нас неоднократно оказывался в ситуации, когда важные дела требуют активности и сосредоточенности, которые не могут быть обеспечены утомленными мозгом и телом. В таком случае есть смысл воспользоваться действенным средством, позволяющим отдохнуть, не теряя времени.

    Способ очень прост: нужно выпить чашку кофе, а затем подремать 15-20 минут. Суть метода состоит в том, что бодрящий эффект, оказываемый кофе, наступает не сразу. Чтобы деятельность мозга активизировалась, с момента получения дозы кофеина должно пройти не менее 20 минут. За это время человек не успевает войти в фазу глубокого сна, а кратковременный отдых обеспечивает прилив сил.

    Источник: depositphotos.com

    Дыхательная практика «капалабхати»

    Индийские йоги издавна практикуют это упражнение. Оно помогает быстро взбодриться, активизировать деятельность головного мозга, усилить периферический кровоток.

    Дыхание «капалабхати» состоит в чередовании нормального вдоха и резкого, максимально акцентированного выдоха. Повторив цикл 10-12 раз, вы почувствуете прилив энергии и увеличение работоспособности.

    Дыхательные упражнения дают и другой полезный эффект: они способны стимулировать обмен веществ. Метод «капалабхати» можно успешно применять в тех случаях, когда необходимо быстро согреться.

    Источник: depositphotos.com

    Физическая активность

    При сильной усталости обычно хочется прилечь, но если требуется быстрое восстановление активности, это бесполезно. Как ни странно, поступать надо прямо противоположным образом: мобилизации скрытых резервов организма можно добиться с помощью физических упражнений.

    Установлено, что пешая прогулка в течение 15 минут способствует притоку сил, достаточному для 2 часов работы. Если нет возможности выйти на свежий воздух, откройте окно или включите кондиционер, чтобы в помещении стало прохладнее. Сделайте несколько упражнений для рук и шеи, поворотов туловища и приседаний. Походите по комнате. Хороший эффект дадут 5-10 минут танца под быструю музыку. Только постарайтесь не переусердствовать: сильно утомившись, вы сведете положительное воздействие физической активности к нулю.

    Источник: depositphotos.com

    Ароматерапия

    Тонизирующее действие на нервную систему оказывают запахи мяты, сосны, бергамота, лимона, грейпфрута, мелиссы. Ароматы гвоздики, корицы и мускатного ореха снимают стресс. Запах кофе бодрит. В отличие от самого напитка, он начинает действовать сразу, эффект от него сильнее.

    Существуют разные способы использования ароматов для повышения физической и умственной активности. Чтобы задействовать скрытые резервы организма, достаточно испарить несколько капель эфирного масла с помощью аромалампы. Можно обойтись и без специальных приспособлений: ощутимый бодрящий эффект даст кустик мяты или мелиссы, выращенный в комнате, или просто несколько кусочков лимонной цедры, выложенные на стол.

    Источник: depositphotos.com

    Репетиция стрессовой ситуации

    Современный человек нередко оказывается в ситуации, когда ему необходимо как можно полнее продемонстрировать свои знания и умения, но он опасается, что волнение этому помешает. Так может случиться на экзамене, на собеседовании при приеме на работу, в публичном выступлении и т. д. Размышления о приближающемся испытании, как правило, только усиливают волнение.

    Проблема решается просто: нужно устроить репетицию будущего события, максимально точно сымитировав основные параметры стрессовой ситуации. Например, несколько раз повторить текст своего выступления, включив в качестве звукового фона запись уличных шумов. Полезно по возможности воспроизвести в комнате атмосферу будущего события: надеть костюм, в котором вы будете выступать, направить на себя яркий свет. Важно не столько точно повторить речь, которую вы собираетесь произнести, сколько попытаться привыкнуть к обстановке. Если вы перестанете волноваться, слова будут вспоминаться сами собой, и вы избежите ступора.

    Физиологические резервы организма, их характеристика и классификация.

    Учение о физиологических резервах представляет одну из важнейших основ физиологии спорта, так как позволяет правильно оценивать и решать задачи по сохранению здоровья и повышению тренированности спортсменов. Представление о резервных возможностях организма связаны с физиологическим учением К. Бернара, П. Бэра, У. Кеннона о сохранении гомеостаза при действии на организм различных неблагоприятных факторов за счет усиления функций жизненно важных органов и систем с использованием их резервов.

    Принципиальные положения учения о физиологических резервах в нашей стране были разработаны в 30-х годах академиком Л. А. Орбели, который неоднократно подчеркивал положение о значительных возможностях организма человека приспосабливаться к необычным условиям внешней среды за счет его резервных возможностей. В дальнейшем идеи Л.А. Орбели нашли плодотворное теоретическое и прикладное развитие прежде всего в физиологии военного труда (Бресткин М.П., 1968; Сапов И.А. и Солодков А.С., 1970; Загрядский В.П., 1976; Солодков А.С., 1978, и др.). В физиологии спорта эта проблема начала изучаться в Москве В.В. Кузнецовым (1970) и в Ленинграде А.С. Мозжухиным (1979).

    Под физиологическими резервами организма понимается, выработанная в процессе эволюции, адаптационная и компенсаторная способность системы, органа или организма в целом, усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя (Бресткин М.П., 1968). Физиологические резервы обеспечиваются анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а так же наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции, почки и др.). Физиологические резервы организма обеспечивают значительные усиления деятельности сердца, увеличение общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции и усилие деятельности других органов и систем организма.

    Например, проявлением физиологических резервов организма во время тяжелой физической нагрузки у хорошо тренированного человека является увеличение минутного объема крови до 40 литров, т. е. в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обуславливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 и более раз. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

    А.С. Мозжухиным и его учениками (А.С. Мозжухин, 1979; Д.Н. Давиденко, А.С. Мозжухин, В.В. Телегин, 1982; Д.Н. Давиденко, 1996) проведена классификация физиологических резервов:

    1. По соответствующим уровням организма

    2. По физическим качествам

    3. По характеру (мощности, длительности) выполняемой мышечной работы

    4. По очередности мобилизации

    5. По степени специфичности и т.д.

    Данная классификация убедительно показывает, что в процессе адаптации происходит расширение диапазона резервных возможностей организма и повышается способность к их мобилизации.

    Все резервные возможности организма А.С. Мозжухин (1979) разделил на две группы: социальные резервы (психологические и спортивно-технологические) и биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические). Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных и вегетативных актов.

    Физиологические резервы, по мнению автора, включаются не все сразу, а поочередно. Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого процесса – условные и безусловные рефлексы. Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям. Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловнорефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

    Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов. При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению . Еще в г. указывал, что Израсходованные ресурсы организма (И.П. Павлов,1890) восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации , обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т.е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.