Понятие о здоровье здоровом и больном организме. Понятие здоровья и болезни


Болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими (структурными) изменениями (возможно и тем и другим одновременно), наступающими в результате воздействия эндогенных, находящихся в организме человека, или экзогенными, т.е. находящихся во внешней среде, факторов.

Изучение болезни, ее симптомов, диагностики, этиологии и лечения – это прерогатива медицины. Нас же больше интересует понятие «здоровья».

По определению ВОЗ, здоровье - «состояние полного фи­зического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Устав ВОЗ, 1946]. Опубликовано много исследований с критикой или коррекци­ей этих представлений. Например, определение ВОЗ критикуют за идеальность цели, которой никогда не достичь [Ильин Б.Н., 1988, 1990; Nutbeam D., 1986; Noack H., 1987; Fitzerland M., 1994]. I.Illich (1977) считает, что это определение статично: здоровье надо рассматривать в динамике. Известны и другие критические высказывания.

Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья. Кроме того, продолжают появляться все новые. Мы их подробно описали в нашем об­зоре [Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994]. В последнее время появились исследования не здоровья, а собственно его определений, их классификации по базовым родовым и видовым понятиям (здоровье как состояние, свойство, процесс, способ­ность и т.д.).

Как показывает такой анализ определений здоровья, наибо­лее часто в них встречаются следующие 6 признаков [Калью П.И., 1988].

1. Отсутствие болезни - традиционный взгляд. Например, «здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (БСЭ, БМЭ). «Здоровье - это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и сво­боды от физических и психических заболеваний или бо­лезней» (Butterworths medical dictionary, 1978).

2. Нормальная функция организма на всех уровнях его орга­низации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивиду­альному выживанию и воспроизводству, причем функ­ции относятся к биологической категории, а нормаль­ность - к статистической. Например, «здоровье - фун­кциональное состояние организма, обеспечивающее про­должительность жизни, физическую и умственную рабо­тоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства».

В работе H.Elrick (1980) к понятию «нормального» здо­ровья добавляется понятие «euexia» - оптимальное здо­ровье, которое основано на наборе стандартов, получен­ных из обследования групп, с долгой и полноценной жизнью, чрезвычайной физической энергией, полной свободой от сердечно-сосудистых и психических болезней.

3. Способность к полноценному выполнению основных соци­альных функций. «Здоровье - это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выпол­нение им социальных функций». Элементы этого признака здоровья содержатся во мно­гих формулировках.

4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное бла­гополучие, гармоническое развитие физических и духов­ных сил организма, принцип его единства, саморегуля­ции, гармонического взаимодействия всех органов. Напри­мер, определение ВОЗ (см. ранее), определение Е.И.Во­робьева (1986): «Здоровье - свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды в процессе жизнедеятель­ности». Однако остается неясным, каков при этом кри­терий оптимальности.

6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адапта­ция). «Здоровье определяет процесс адаптации. Это авто­номная... реакция на социально созданную реальность... возможность адаптироваться к изменениям внешней сре­ды, к росту и старению, к лечению, страданиям и мир­ному ожиданию смерти». «Здоровье и счастье являются выражением того, как индивидуум ре­агирует на раздражение и адаптируется к проблемам по­вседневной жизни». «Здоровье - взаи­мосвязь с социальной ситуацией через факторы успеш­ной или неуспешной адаптации от индивидуальных био­физических или психологических характеристик до социо­культурной реальности».

Обобщая определения, П.И. Калью (1988) выделил 5 моде­лей определения понятия «здоровье»: медицинскую, биомеди­цинскую, биосоциальную, ценностно-социальную и интегриро­ванную модели, причем в последней он объединяет все опре­деления здоровья, содержащие несколько признаков. На этом пути остаются серьезные препятствия. Во-первых, объединение должно привести к системе, а не к хаосу; во-вторых, изначаль­ная задача по определению здоровья возвращается в более слож­ном образе - выявления качества, принадлежащего системе, но не присущего ее элементам. Наконец, объединение в систему имеет смысл, если в результате она сможет выполнять роль эф­фективного инструмента исследований, будет обладать достаточ­ной исчисляющей силой. Это непременное условие. Без него по­строение определений - схоластическое, в лучшем случае это интеллектуальные упражнения без особой практической значи­мости.


Похожая информация.


Общественное здоровье – характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.

Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:

Доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;

Доступность первичной медико-санитарной помощи;

Охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;

Доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;

Уровень детской смертности, состояние питания детей;

Средняя продолжительность жизни.

Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% - от влияния окружающей среды, на 15% - от наследственности и на 10% - от качества медицинского обслуживания.

Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».

Основные критерии здоровья:

Особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);

Физическое развитие;

Нервно-психическое развитие;

Уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;

Уровень функционального состояния организма;

Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.

1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.

2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения, отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.

2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).



2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.

3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

4 группа - дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.

5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.

Выделяют различные состояния здоровья:

Состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);

Состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);

Состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);

Состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).

Болезнь – это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.

Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.

Классификация причин болезни:

Механические (удар, сдавление, разрыв и др.)

Физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);

Химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);

Биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);

Социальные факторы.

Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.

В развитии ряда болезней можно выделить:

1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.

2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;

3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;

4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.

Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.

Потребность – нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.

Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.

Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Понятие здоровья и болезни

Понятие здоровья и болезни

Определить понятие болезни и здоровья ученые и медики пытались издавна. Со времен Гиппократа было множество точек зрения на этот вопрос. Болезнь и здоровье всегда воспринимались как два взаимоисключающих состояния, следовательно, плохое самочувствие и хорошее самочувствие логично рассматривать как два полюса, подходящих к любому из этих состояний. Понятие плохого и хорошего самочувствия носит чисто субъективный характер. Даже при серьезном заболевании человек может считать себя здоровым, так как он хорошо себя чувствует. Типичным примером может служить онкологическое заболевание, являющееся прогностически очень серьезной проблемой для всего организма, но не приносящее в начальной стадии никаких неприятных субъективных симптомов. Наоборот, плохое самочувствие может быть обусловлено разнообразными причинами, помимо соматической патологии. Кроме соматических, основными причинами плохого самочувствия можно считать социальные. К ним относятся семейные проблемы, любые нарушения коммуникации, взаимодействия личности с представителями социальной среды, в которой она обитает.

Понятие здоровья нужно рассматривать как состояние, к которому должны стремиться успешные лечебные воздействия, а также как цель постоянно предпринимаемых и пропагандируемых профилактических мер. Понятие психического здоровья включает в себя три основных аспекта: хорошее самочувствие, как физическое, так и душевное; самоактуализация, т. е. способность к саморазвитию, наличие самодостаточности; уважение к себе и окружающим, или чувство собственного достоинства. Все эти качества можно рассматривать как характерологические особенности личности с низким риском возникновения психического расстройства. Вероятность определяется не только преморбидными свойствами личности, но и экологическими, экономическими и социальными условиями жизни. «Вся жизнь – театр, а все мы в ней актеры». Уместность этой цитаты объясняется тем, что помимо объективных понятий здоровья и болезни существует не менее актуальное понятие роли здорового и роли больного. Роль подразумевает определенные ожидания общества от поведения данного индивида. Роль здорового подразумевает, что человек в состоянии выполнять все возложенные на него окружающим обществом социальные функции и в перспективе брать еще и дополнительные. Роль здорового характеризуется нормальной работоспособностью, выносливостью, готовностью к выполнению возложенных функций. Роль больного подразумевает прямо противоположную ситуацию. В состоянии болезни человек претендует на повышенное внимание, заботу со стороны окружающих. Роль больного подразумевает, что возложенные на него прежде социальные функции должны быть переданы другому лицу или их выполнение должно быть приостановлено, так как роль больного включает в себя невозможность выполнения прежних действий в полном объеме.

Любое заболевание диагностируется на основе анализа клинических признаков (симптомов) и результатов проведенных обследований. Среди многообразия симптомов присутствуют признаки соматического неблагополучия, а также измененной реакции психики в результате заболевания. При ряде заболеваний, таких как нейроинфекции, разнообразные интоксикации, психические болезни, заболевания сосудов головного мозга, изменения психики обусловлены непосредственным воздействием на головной мозг. При других заболеваниях изменения психики и поведения будут обусловлены не поражением головного мозга, а изменившимися ощущениями со стороны других органов и систем. Общий механизм таких изменений принципиально одинаков. Нарушение привычной деятельности органов и систем в результате возникновения и развития соматического заболевания приводит к изменению нервной импульсации, поступающей от пораженного органа в головной мозг. В результате происходит изменение физиологических параметров высшей нервной деятельности, что и приводит к изменению психической деятельности пациента. Такие изменения не могут быть односторонними, им всегда сопутствует церебро-висцеральная связь. Взаимодействие по принципу прямой и обратной связи создает в конечном итоге целостную картину заболевания. Изменения в психическую деятельность человека вносит именно обратная связь. Реагирование на одинаковую болезнь или травму у разных личностей будет различным. Оно обусловлено разным осознанием болезни или травмы, предшествующим жизненным опытом, уровнем интеллекта и знаний в конкретной области и многими другими обстоятельствами. В практической деятельности врачу нередко приходится сталкиваться с несоответствием обилия предъявляемых жалоб и скудностью объективных данных. Все психологические особенности осознания больным своей болезни можно условно разделить на виды переживаний и реакций на заболевание. К ним относятся суждения пациента о начальных проявлениях болезни, особенности изменения самочувствия в связи с усугублением болезненных расстройств, в дальнейшем, на пути к выздоровлению и восстановлению здоровья – представления о вероятных последствиях перенесенного болезненного процесса для себя и окружающих, возможности продолжения привычной профессиональной деятельности и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в центре переживаний больного находятся его субъективные ощущения, они занимают максимум его внимания и интересов. Они имеют несколько разновидностей:

1) сенситивный, подразумевающий ощущения соматического дискомфорта в виде общей слабости, болевых ощущений и других проявлений;

2) эмоциональный, выражающийся в надеждах на выздоровление, опасениях за неблагоприятный исход болезни, возможные осложнения;

3) волевой, характеризующийся отчетливым пониманием необходимости принятия мер к преодолению заболевания в результате обследования и активного лечения;

4) рациональный и информативный, выражающийся в потребности знать особенности своего заболевания, возможную длительность течения, вероятные осложнения, возможные варианты исхода: полное выздоровление, временная нетрудоспособность (краткая или длительная), инвалидность, смерть.

Перечисленным субъективным переживаниям соответствуют различные типы реагирования на возникшую болезнь. Они подразделяются на нормальные и аномальные.

Нормальные реакции:

1-й тип – склонность переоценивать значение отдельных симптомов и заболевания в целом;

2-й тип – реальная оценка своего состояния и дальнейших перспектив, совпадающая с мнением лечащего врача;

3-й тип – склонность недооценивать тяжесть и серьезность своего состояния в текущий период времени и возможности последствий и осложнений;

4-й тип – полное отрицание болезни в целом и каких-либо отдельных патологических симптомов в частности в результате отсутствия критики к своему состоянию или диссимуляции;

5-й тип – вытеснение из своего сознания явных угрожающих признаков заболевания в связи со страхом его неизвестных последствий.

Аномальные реакции:

1) астенический тип характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, несмотря на благоприятный исход болезни; пациента мучают сомнения, он боится повторения заболевания или перехода его в хроническую форму;

2) депрессивный тип характеризуется преобладанием чувства тревоги, тоски, растерянности, отсутствием надежды на выздоровление, в связи с чем утрачиваются побудительные мотивы к борьбе с болезнью;

3) ипохондрический тип характеризуется «уходом в болезнь», которая заполняет всю его жизнь, определяет интересы и помыслы, с ней связаны все его желания и стремления;

4) истерический тип характеризуется склонностью к фантазированию, искусной демонстрации воображаемых болезненных симптомов, сопровождающихся богатой мимикой, театральными жестами, стонами, криками. При этом больные охотно делятся своими переживаниями, красочно и подробно рассказывают об отдельных симптомах, они проявляют придирчивость по отношению к медицинскому персоналу, который обвиняют в недостаточном внимании, равнодушии и черствости по отношению к ним, несчастным страдальцам;

5) мозаичный тип является комбинацией из отдельных признаков, присущих другим типам. В разные периоды заболевания преобладает один из описанных выше видов аномальной реакции.

Одной из характерных особенностей аномальных реакций является их склонность к быстрому развитию и быстрому исчезновению. При психопатологических реакциях у пациентов отсутствует критика к своему состоянию или присутствует, но в недостаточной мере.

Сочетание нормальных и аномальных типов реагирования в преломлении эмоциональных особенностей и социальных потребностей позволяет выделить три основных наиболее часто встречающихся варианта отношения к своему заболеванию.

Первый вариант расценивается как нормальная реакция на болезнь. Пациент адекватно оценивает свое состояние и дальнейшие перспективы, в связи с чем стремится выполнять назначенное лечение и обследование, интересуется полученными результатами. В действиях такого больного отмечаются целеустремленность, настойчивость, самообладание, стремление взять ситуацию под свой контроль.

Второй вариант является депрессивным типом аномальной реакции на болезнь. Больные этой группы растеряны, суетливы, пессимистичны, в поведении неуравновешены. Цели и задачи, прежде значимые для этих пациентов, уходят на второй план, свои неудовлетворенные потребности им иногда удается решать при помощи демонстрации своей беспомощности. Пациенты малоинициативны, интерес их к результатам своего обследования и лечения недостаточен, они не используют своих собственных резервных возможностей.

Третий вариант – истерический тип аномальной реакции на болезнь: больные пассивны, игнорируют существующие трудности, их настроение неустойчивое, поведение неровное. Контакт с окружающими затруднен вследствие частой непредсказуемой смены настроения. Пациенты долго и цветисто повествуют о своих болезненных переживаниях, нередко демонстрируя их.

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Желаю вам здоровья – Ненавижу размышления о смысле жизни! – Я тоже. Есть большая правда в том, что проблемой смысла жизни мучаются в основном бледные интеллигенты и другие невротики. Правда, мучаясь, этим же они и гордятся, как чертой своей сложной душевной организации

Из книги Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий автора Преображенский Николай Николаевич

Что надо для здоровья? Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны… Г. Флобер Первая неудача меня не особенно обескуражила - все-таки было

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

45. Психология здоровья Психологическое здоровье – это стандартный фактор полного функционирования и развития человека. С одной стороны, это условие выполнения человеком своих возрастных и нравственных целей (ребенка или взрослого, учителя или предпринимателя,

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Стриндберг и Ван Гог автора Ясперс Карл Теодор

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ («ОСОЗНАНИЕ БОЛЕЗНИ») И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ Во все периоды болезни Стриндберг сохраняет «способность суждения» и «ориентировку», другими словами, он в состоянии ясно рассуждать и действовать с каким-то смыслом, и он постоянно

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Обретение здоровья. Выполните обратный отсчет с той точки, которой вы достигли в вашей ежедневной практике – со 100 до 1 или с 50 до 1, закрыв глаза и подняв их слегка вверх. Разыграйте мысленный фильм. Вы видите себя пациентом и одновременно представляете себя врачом. Вы

Из книги Что же со мной такое? автора Кучера Илзе

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Значение здоровья Однажды на курсах повышения квалификации для врачей мы сделали удивительное открытие. Оказалось, что у всех нас большие проблемы с понятием «здоровье», несмотря на то, что по роду своей деятельности мы занимаемся его укреплением.Как мы можем что-то

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Возвращение к здоровью или как вылечить свое тело и душу без врачей и лекарств. Руководство по основам исцеления автора Ковалев Сергей

VII. Понятие душевного здоровья До сих пор мы занимались сходством и расхождением взглядов Маркса и Фрейда на индивидуальную и социальную патологию. Теперь нам предстоит посмотреть, каковы соответственно сходство и различие в понимании ими душевного здоровья.Начнем с

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

5.1. Сценарии здоровья и болезни «Можно дать другому разумный совет, но этим нельзя научить его разумному поведению» /Ларошфуко/ «Человек есть не что иное, как ряд поступков» /Г. Гегель/ Психотехнология замены сценариевТо, о чем я сейчас сообщу, лишь на первый взгляд может

Из книги Наука быть здоровым автора Уоттлз Уоллес Делоис

Фактор здоровья ШвецияАксель Р. Фугль-МейерТрое из четырех шведских мужчин или женщин отмечают, что в целом они довольны или очень довольны жизнью. Счастливы, иными словами. На уровень их счастья в основном влияют четыре фактора в следующем порядке приоритетности:

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Принцип здоровья Применение к себе положений науки быть здоровым требует знания определенных фундаментальных истин, которые должны признаваться безоговорочно. С некоторыми из них мы познакомим вас прямо сейчас.Безупречное выполнение организмом своих функций - это

Из книги автора

Дневник здоровья Если вы хотите иметь крепкое здоровье, рекомендую вести дневник здоровья, где вы записываете, что вы предпринимали для улучшения здоровья и что помогло.Только не совершайте ошибки! Одна из участниц моих тренингов вместо дневника здоровья завела

СТРУКТУРА валеология как наука. ВАЛЕОЛОГИЯ

. Предмет валеологии - индивидуальное здоровье человека, его механизмы. Проанализируем более конкретно эту категорию

. Здоровье и болезнь - основные категории научного познания в медицине. Так как это связано с человеком, проживающего в обществе, то эти категории имеют медико-социальный характер, то есть здоровье и болезнь - социально-дете ерминований состояние человека. Но они имеют четкую основу, так как природа человека биологическая, а суть социальная (человек не может развиваться вне социума). Все свои потребности она реализует через функции физиолог ичних систем и все социальное не реализуется без биологического (например, мышление базируется на рефлекторной деятельности головного мозгаку).

Таким образом, биологическая природа человека реализует ее социальную сущность

Болезнь - это патологический процесс. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптимальную связь со средой и окружающим его социумом. Болезнь есть приоритеты етом медицины, ии теоретической и практической стороны. Медицина занимается именно больным человеком, а не ее здоровьем. Она излечивает человека, возвращая ей здоровье. Но, имея конкретный предмет научного пиз ния (болезнь), медицина не может обеспечить достижение высоких показателей здоровья населениялення.

Известно, что болезнь как категория медицины имеет конкретное, доступное описание: название, особенности развития, симптоматика, диагностика, распространенность, лечение, профилактика и тд. Этого нельзя сказать и относительно здоровья"я.

Согласно. ВП. Куликовым, индивидуальное здоровье - это отсутствие болезни, здоровье как норма и здоровья как успешное приспособление

Если при обследовании пациента врач не находит признаков болезни, то ставит диагноз"здоров"Но такой вывод довольно сомнительный. Например, начальные стадии атеросклероза или злокачественных новообразований н не проявляются симптоматически, а фактически человек уже нездоровая. Другой пример, одна и та же человек по состоянию"нормы"может работать бухгалтером, учителем, но не пилотом, водолазом. Дело в том, что"физиологическая норма", еще не отражает состояние здоровья. Принцип"нормы"не может быть использован и по той причине, что на сегодня можно говорить о разных уровнях здоровья у вполне здорового человека. Так, на пример, у высококвалифицированного спортсмена после физической нагрузки анаэробного характера (работа максимальной и субмаксимальной мощности) рН крови достигает 7,0, но это не аргумент, чтобы говорит и о патологии. Поэтому правомерно говорить о здоровье как динамическое состояние, что позволяет проявиться как можно большему количеству. Видоспецифические функций при экономном расходе биологического субстрата, т.е. с доров - это способность индивида проявлять свои биологические и социальные функции проявляти свої біологічні та соціальні функції.

Согласно. ММ. Амосовым, который ввел понятие"количество здоровья", здоровье - это максимальная мощность органов и систем при сохранении качественных физиологических пределов их функций

По мнению. ВВ. Подвысоцкого (одного из основателей патофизиологии) не существует абсолютного здоровья и абсолютной патологии, так как между ними есть множество связей и переходов 00. Богомолец сформулировал понятие о единство нормы и патологии. Это можно продемонстрировать примером системы сообщающихся сосудов: чем больше здоровья, тем меньше возможности для болезни и наоборотавпаки.

Между состоянием здоровья и болезнью существует переходный, или"третье сословие", который дополнительно разделяют на передх-Воробей и недемонстративно патологические процессы

Главный признак предболезни - возможность развития патологического процесса вследствие уменьшения резервов здоровья, когда количественные изменения переходят в качественные

Есть два подхода к определению индивидуального здоровья - адаптативний и креативный

Врач-натуропат. Герберт. Шелтон дает следующее определение здоровья:"Здоровье - это состояние целостного и гармоничного развития при адаптации каждого из органов друг к другу. При этом каждый орган более эффективно в работает в интересах целого (организма), чем в свою пользу. Любая болезнь - это нарушение законов жизнедеятельности организма, законов природырироди".

Другие авторы, рассматривая индивидуальное здоровье, учитывают определению. Всемирной организации здравоохранения! льного и социального благополучия и способность приспосабливаться к условиям внешней и внутренней среды и естественного процесса старения, а также отсутствие болезни и физических дефектов. Но наведет не определение здоровья полностью исключает умственное благополучие. Следует помнить, что современный человек активно творит историю, создает новые формы социального и экономического уклада на планете. Земля. Но при этом 90% всех современных факторов риска существующих болезней цивилизации, а также угроза в целом экологическому благополучию природы имеет антропогенное происхождение, то есть является следствием творческой цивилизованной действие льности человека. Все глобальные кризисы е производными от человеческой деятельностиості.

Известный ученый и теоретик медицины. АИ. Струков взаемоповьязував понятия здоровья и свободы человека. Согласно его учению, болезнь - это нарушение нормального (оптимального) способа реализации потребностей (мат материально, духовных). Здоровье - это нормальный психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Здоровье и мировоззрение взаимосвязаны и взаемообумовле ни. Струков считает, что только духовное мировоззрение является главной основой настоящего здоровьеоров"я.

Согласно. ВП. Казначеевым, здоровье следует рассматривать как валеологический процесс формирования организма и особенности человека

По. А. Маслоу, основными потребностями человека есть не только потребности тела, но и стремление к безопасности, надежности, защиты, иметь семью, принадлежать к обществу, клана, друзей, иметь уважение, самоуважение, свободу, я которая обеспечит полное развитие своих талантов тощо.

ПВ. Симонов создал триадных структуру основных потребностей человека в его актуальном жизни:

1 гостиная (биологические) потребности

2. Социальные потребности

3 идеально потребности (познание окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования на земле

Принципиально эти потребности отражают три уровня организации существования человека - биологический (физиологический), сознательный (сверх жизни - интеграцию человека в социум), духовный (сверх-сознание) - духовную культа ур.

Согласно учению. Аристотеля, растения имеют вегетативную душу, животные - вегетативную и чувственную, люди - вегетативную, чувственную и рациональную. Нормальный человек имеет гармоничную целостность всех трех порядков с своего существования: физического (биологического), душевного (социальной адаптации) и духовного (личной удовлетворенности).

ВИ. Вернадский назвал оболочку земли, где живет человек, ноосферой, а не антропосферы именно потому, что за исключением ума остальное в человеке принадлежит биосфере. По. ОО. Ухтомским, человеком могли быть н ней только можно статстати.

Таким образом, начиная с уровня сознания, человек существует в двух качественно различных сферах своего существования: адаптационном и креативному. Первостепенное значение в адаптационного существования приобретают факторы внешн среды: физические, социальные, экологические. При этом человек приспосабливается к действию реального окружающей среды. В методологическом плане процессы адаптации нашли свое полное отражение в раб отах. ИП. Павлова об условных рефлексах, в бихевиоризме. Дж. Уотсона и его схеме 7 * -. К, где каждый стимул или ситуация (2) соответствует определенном поведении (или реакции -. К) -. К),

Креативное существования человека, в отличие от адаптационного, направлено на осмысление высших, отсутствующих в меняющейся реальности, ценностей и их практическое достижение. Швейцарский психолог. Ж. Пиаже считает, что в процессе социализации человек постоянно осмысливает новые для себя ценности и стремится к практическому достижению новых для себя целей. Этот социальное движение вперед и есть креативиою деятельностью человекини.

Таким образом, деятельность человека как продукта биологической и социальной эволюции направлена, с одной стороны, на адаптацию к условиям существования (физических и социальных), а с другой - на творческое осмысление жизни и постоянное движение вперед. Эта деятельность обусловлена??физическим, душевным и духовным здоровьям.

По. БН. Чумаковым, здоровье человека - прежде всего процесс сохранения и развития. ЕЕ психических и функциональных качеств, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни ття.

Факторы, влияющие на здоровье человека:

1) биологические возможности;

По данным академика. ЮП. Лисицина, факторами, которые определяют здоровье, являются:

Здоровый образ жизни - 50-55%;

Экологические факторы - 15-20%;

Наследственность - 15-20%;

Медицина - 10-15%

Экономическую (уровень жизни);

Социальную (качество жизни);

Социально-психологическую (стиль жизни);

Социально-экономическую (уклад жизни)

Понятие здоровья является центральным в валеологии. Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья человека до сих пор нет четкого общепринятого определения этого понятия. Наиболее приемлемой и широко известной является формулировка ВОЗ (1948):

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или повреждений».

Общеизвестно, что человек возник в мире как продукт двух эволюций -

Биологической, приведшей к формированию современного физического типа (неоантропа) и

Социальной, связанной в формированием совершенно нового явления - социальной среды, которая дополнила естественные условия существования человека.

Поэтому человек представляет собой единую биолого-социальную сущность и его структурную организацию можно представить в виде пирамиды

Cоциальная сфера

Психическая сфера

Физическое тело

Вектор познания

Вектор оздоровления

Вслед за древними греками в ней выделяем три уровня - низший, телесный (греч.soma -тело), средний, психический (греч. psyche - душа) и вершину - духовний элемент (греч. nous- дух). Пирамида имеет свои законы организации. Организация эта иерархична и определяющим, задающим режим деятельности всей системы элементом является вершина. Взаимоотношения между элементами внутри пирамиды подчинены законам гармонии (правило золотого сечения). Эти особенности системы обеспечивают ее динамическую устойчивость и возможность развития.

Человек как система постоянно обменивается с окружающей средой информацией, энергией и веществом. Можно выделить несколько форм такого обмена: питание, дыхание, движение, психо- и биоэнергоинформационный обмен. Оптимизация системы обмена способствует упорядоченности системы, и это является одним из осовных подходов к оздоровлению.

С позиций такого системного подхода в валеологии разработана тактика познания и оздоровления человека (см. схему), создана холистическая (целостная) модель здоровья человека, включающая три уровня:

O физическое (соматическое) здоровье

O психическое здоровье

O социальное (нравственное) здоровье

Поэтому проблема здоровья может рассматриваться только в комплексе: как интегральная характеристика личности. В то же время можно давать характеристику отдельных уровней индивидуального здоровья, используя соответствующие показатели (их изучение последует на практических занятиях). В упрощенном, вместе с тем и обобщенном, виде, можно считать, что критериями здоровья являются:

1 для физического здоровья - я могу;

2 для психического - я хочу;

3 для нравственного - я должен.

Понятие болезни является центральным в медицине. Существует множество определений болезни, но чаще всего предлагается следующее:

Болезнь - это любое нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней или внутренней среды.

При рассмотрении категорий «здоровье» и «болезнь» следует учитывать положение, сформулированное патофизиологом В.В.Подвысоцким - абсолютное здоровье и абсолютная болезнь не существуют, между ними существует бесконечное множество переходов.

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между ними располагается целая гамма промежуточных состояний, которые сегодня принято называть «третьим» состоянием. В этом состоянии находится более 50% всего населения планеты.

«Третье» состояние - это состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещающее в себе и то и другое, но в то же время ни тем, ни другим не являющееся.

Эти состояния могут быть обусловлены различными факторами, связанными преимущественно с современным ритмом жизни, длительным воздействием гиподинамии, психоэмоциональных нагрузок, плохих производственных, экологических, социально-бытовых условий, неправильного питания и др, предъявляющих повышенные требования к организму, истощающих его адаптационные возможности, снижающие работоспособность.. Такое состояние характерно для «критических» возрастных периодов (полового созревания, пред- и послеродового, климактерического, старческого), для лиц, злоупотребляющих алкоголем, табакокурением и др.

Эти состояния могут проявляться рядом общих симптомов - ухудшением самочувствия, периодическими недомоганиями, снижением работоспособности, одышкой при умеренной нагрузке, повышенной утомляемостью, раздражительностью, головной болью, сухостью кожи, потерей аппетита, склонностью к запорам, гипотонией и др. Этих людей не будет лечить ни один врач (т.к. нет болезни), но они не могут являться полноценными работниками и гражданами. В этом состоянии организм тратит энергию не на творческую, созидательную работу, а на сохранение жизни. В таком состоянии истоки всех болезней, но есть и возможность восстановления более высокого уровня здоровья, как правило, за счет мобилизации возможностей самого организма. Именно поэтому «третье» состояние привлекает внимание валеологов.