Виды музыкально ритмических движений в доу. Методическая разработка по музыке на тему: Музыкально — ритмическая деятельность дошкольников на занятиях в ДОУ. I. Тематическое занятие


В методике обучения дошкольников ритмике и пению много общего.
Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце,

пояснения п ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Рассмотрим их.
Музыкальные произведения требуют полного целостного восприятия. Ихотя они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, невелики по объему (чаще это хороводные, маршевые игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного характера), в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное — восприятие единства музыки и движения Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее целиком с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру то в образной форме, то в форме четких коротких указаний.
Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение.
Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх.
Например, в русской народной песне «Как на тоненький ледок» повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-подружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечатление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести.
Вот другой пример, когда этот же способ варьирован так: исполнению музыки предшествует рассказ, который как бы подводит к пониманию программного содержания произведения. Детям говорят, что они будут играть в «поезд»: «Поезд сначала идет медленно, не спеша, потом все быстрее, стремительнее... Но вот станция, поезд замедляет ход, останавливается — приехали! Все ребята идут гулять на полянку, собирают там цветы, а как это они делают, музыка расскажет».
Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Разучивание одной из них — «Медведь и зайцы» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу и сопровождается исполнением народной песни «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова. Затем рассказывается о медведе: «Недалеко в берлоге спал медведь, услышал шум, проснулся, да и вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил», и исполняется пьеса «Медведь» В. Ребикова.
Можно применять показ характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без слов). Такое сочетание различных приемов — исполнение всего музыкального произведения, показ основных элементов игры, частичное их описание — очень действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения.
Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать это в движениях.
Рассмотрим последовательность заданий и приемов в ходе разучивания игры Н. Ладухина «Будь ловким!» (программа старшей группы). Музыка легкая, изящная. Первое предложение состоит из коротких фраз в каждом такте — подчеркнутые акценты и паузы. Второе предложение передано равномерным, непрерывным движением шестнадцатых долей. Соответственно используются движения в первом предложении — дети, присевшие за спинками стульев, то выглядывают, то прячутся от водящего на акцентированные первые доли каждого такта; во втором предложении все бегут сзади стульев по кругу и точно с последним аккордом занимают любой свободный стул.
Сложность игры в том, что движения должны точно совпадать с акцентами и заключительным аккордом. Поэтому целесообразны подготовительные упражнения, приучающие ребят вслушаться в эти особенности музыкального произведения.

Благодаря прослушиванию музыкальных фрагментов, выбранных собственными учениками. ∘ Через партитуру, выбранную учениками. - Пойте, обозначив пульсацию ногами. - Пойте, обозначив ритм песни ногами. - Когда музыкальный фрагмент был запомнен, спеть фрагмент или песню, пройти ритм и рубить пульсацию. - Пойте фрагмент или песню, идите в пульсацию и нарежьте ритм. Музыка для улучшения качества жизни. ∘ Предварительно выберите небольшой репертуар, который будет соответствовать вкусам и предпочтениям учеников. - Прослушайте репертуар и попытайтесь прервать пульсацию каждой песни. - Пройдите ритм и ритмируйте ваши руки.

  • Групповая интерпретация из телесного выражения.
  • Импровизируйте кадровые ритмы, которые приспосабливаются к слушаемым.
  • Импровизируйте телесные движения, которые контрастируют с выражением слушаемого.
  • Проведите ритм и нарежьте руками пульсацию.
Введение в музыку и ее образование.

Будь ловким!
Музыка Н. Ладухина
[Быстро]

Занятие 1. Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер.
Занятие 2. Ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение — руки «показались» (первая доля такта), руки «спрятались» (вторая доля такта). Второе предложение — руки «танцуют» (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения.
Чтобы научить детей четким и выразительным движениям под музыку, на последующих занятиях педагог постепенно усложняет задания.
Занятие 3. Играющие прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение — быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение — бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений.
Занятие 4. Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их «ищет» (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движении.
Занятие 5. Повторяются движения предыдущего занятия, но когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется «спортивный» интерес.

Основные виды движений

Введите различные простые меры. Не должно удивлять нас тем, что танец не является основным рабочим инструментом метода Далкроза. В свое время танец рассматривался как зрелище от простоты, вынужденности, стереотипности. Сегодня, с обширным знанием традиционных танцевальных репертуаров со всего мира, наряду с эволюцией классического и современного танца, логично включить хореографические аспекты наследия столь многих культур мира.

Авторы заявляют, что у них нет конфликта интересов. В качестве поддержки Абдала использует полевые записи каталонской конги и манипуляции с оборудованием и электронными эффектами. Горос - новая авторская работа паулистано Бруно Беллумини. Повествование, созданное для того, чтобы дать свое недавнее здоровое исследование, концептуальным проектом был Густав Сокол, капитан космической миссии Горос.

Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.
Методика разучивания плясок, танцев, хороводов строится аналогично. Также важно создать атмосферу заинтересованности, увлечь первыми впечатлениями о пляске, проигрывая танцевальную музыку и образно рассказывая о ней. Разучивание проводится последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используются предварительные упражнения. Также необходимы точные указания и краткие описания движений, их последовательности. Особенно важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:
1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.
2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;
создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;
индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;
исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку.
3. Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2—3 минуты) индивидуальных занятий.
Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Это очень важно в обучении. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог Должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Ребята в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить танец, перечисляют последовательность построения пляски и без помощи взрос-
лого выполняют какое-либо движение и т. д. Движения, придуманные детьми, затем уточняются и оцениваются руководителем.
Кроме этого, возможны самые разнообразные приемы активизации творчества детей: упражнения с воображаемыми предметами, такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки» (одновременно исполняется программная музыка и напоминаются ситуации, в которых происходят эти игры); игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем» (когда одни ребята придумывают и показывают движения, предварительно согласованные с педагогом который должен исполнить соответствующую музыку, другие отгадывают, какие это были движения); упражнения-пляски по типу русского народного перепляса (дети танцуют поочередно, и каждый вспоминает и исполняет свое движение, плясавший наиболее интересно и разнообразно поощряется).
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим:
в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;
неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;
постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;
предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Даниэль Лимаверде представляет: Сладкое пятно

Вся серия доступна для бесплатной загрузки и потоковой передачи и может быть услышан на любом смартфоне и наушниках. На каждом треке развивается повествовательная конструкция, непосредственно связанная с пространством. Секрет группы заключается в соединении корней мексиканской танцевальной музыки и доиспанских звуков с новыми подземными звуками, которые появляются по всей стране и миру. В конце концов они стали печатью и коллективом, который сегодня включает в себя более 14 проектов из Мексики и других стран, а также студию культурного производства, которая развивает, в частности проекты, исследовательские проекты наряду с культурными учреждениями, документальными и программными брендами.


Девиз: «Танцуй веселей вместе с нами поскорей!»

Цель мастер класса: повышение профессионального уровня и обмен опытом.
Задачи мастер-класса:
передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Методы и приемы: Практический, словесный, наглядно-двигательный.

Густаво Торрес представляет: 33 удара бита бита

Работа, идеализированная Густаво Торресом, начинается с двух невозможных задач: синхронность 2 барабанщиков в ускоренном ритме и синхронность их с самими записями. Невозможность исполнения предложения, провал данной задачи, строит из совпадений в ходе игры тавтологический шум, в котором обсуждается его собственное происхождение: банкротство власти или сила невозможности.

Густаво Торрес - многопрофильный художник. В его постановке мы находим фильмы, видео, инсталляции, звуковые фрагменты, спектакли и объекты. Гедиминас Жигус - Жак Гаспард Биберкопф, литовский художник в Берлине, который работает между танцевальной музыкой и концептуальной музыкой, ссылки которой варьируются от экзистенциалистских движений 20-го века до работы режиссера Райана Трекатина, мрачной и конкретной музыки.

Оборудование: музыкальный центр, диск с записями: Игра с дедом Морозом «Едет, едет паровоз», «Тетя-весельчак» муз. Гладкова, Иван Купала «Ай, Заинька», «Вальс-шутка» Шостакович, «У меня, у тебя» музыка Е.Попляновой, любая ритмичная полька.

Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

Сам альбом представляет собой большую коллекцию полевых записей, управляемых и сплавленных цифровым программированием; своего рода ускоренная версия музыкального бетона и его техники, варьирующаяся между полной гармонией жанров и сильным разрывом. Редко, когда такой молодой художник представляет такое четкое и своеобразное звуковое развитие.

Митч поставил себя на переднюю часть электронной сцены, нажав на звук грязи и достигнув новых параметров и горизонтов. Немногие художники могут собрать аналог живой как сложный и интригующий, как он есть, где, среди прочих, темная волна, краутрок и техно гармонизируют в преследуемом порядке.

Материал, посредством которого осуществляется музыкально- ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребенка, быть высокохудожественным. Инструментальная музыка и хороводы должны быть яркими, с приятной мелодией, простой гармонией и выразительными динамическими оттенками. Исполнение музыкальных произведений должно быть точным и художественным. Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.

Эти влияния также появляются в постановках Бэйни наряду с Верхним оркестром, бесчисленным импровизационным ансамблем, который исследует местность электроники, техно и свободного джаза. На новых частотах в этом году Рабих Бэйни присоединяется к Винсенту Луне и Присцилле Телмон в «Космогонии», своего рода коллаж из фильмов французского дуэта. Стивен Грю уже более 30 лет играет полностью импровизированное фортепиано и электронную клавиатуру. Его музыка работает с жизненными силами инструмента, его звуками и множеством ритмических паттернов, динамическими экстремумами и тем, что еще импровизатор может вызывать в свое творческое время.

В содержание данного раздела входит обучение детей умению двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также умение выполнять несложные элементы плясок, перестроения, упражнения, инсценировки, водить хороводы, играть в музыкальные игры как в сюжетные, так и в несюжетные на занятиях и в самостоятельной деятельности вне занятий.

Он считается одним из самых преданных и творческих пианистов в Европе из-за его свободы от ограничений традиционных гармонических, мелодических и ритмических структур. Карлос Антонио Маттос, также известный как Тантан, - пластический художник и музыкант.

Тьяго Миаццо представляет: Уничтожение Дерби

Его музыка и поэзия смешиваются с выступлениями и произведениями изобразительного искусства. Его цветные полотна - это смесь его невероятно хаотичной личности с организованными линиями его военно-морских знаний. Тьяго Миаццо - визуальный художник, звукооператор, видеорежиссер и преподаватель истории в государственной сети Сан-Паулу.

Задачи по этому разделу состоят в следующем:

Научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

Развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движении;

Ульф Лангейнрих представляет: полный ноль

С 80-х годов он занимается разработкой произведений в своей студии и работает над основами своего эстетического языка. Растущая в контексте Восточной Германии, в полностью индустриальном регионе, детство Лэнгейнриха было окружено искусственными и стерильными образами и звуками. Отправной точкой работы является съемка танца Морин Лоу, художника китайского происхождения, живущего в настоящее время в Берлине. Гипнотические образы исполнения Морин исходят из чувственности и красоты. Это противоречиво соотношение между кажущейся уязвимостью и интимностью танца и жалкой твердостью камеры, которая ее снимает.

Развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Эти задачи решаются при выполнении основного требования - соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Представляя эти изображения в большом масштабе на большом экране, вуайеристская ситуация фильма навязывается всей общественности, чрезвычайно соблазнительной, но тревожной ситуации. Звук управляется тяжелыми элементами минимального техно и методами индукции до глубокого транса. Субграв, помимо силы, обладает свойствами, которые непосредственно изменяют ум - результат как звукового, так и физического - своеобразное чувство агрессии, которое отличается от общего гедонистического характера техно и дома.

I. Тематическое занятие

Андреас Троболлович - композитор, исполнитель и звукорежиссер, базирующийся в Вене, Австрия. В своих работах он в основном использует готовые музыкальные инструменты и модифицированные объекты, в дополнение к лентам, найденным звукам и полевым записям. Недавно он сосредоточил свою работу на спектаклях и звуковых инсталляциях, концептуальных композициях и рисунках.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные методы:

Наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);

Наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);

Словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);

В своих работах он в основном использует музыкальные инструменты, подготовленные и модифицированные объекты, в дополнение к лентам, найденным звукам и полевым записям. В течение 20-минутного исполнения куски дерева разной длины и веса разрезаются по шкале. Физический акт разреза связан с интеллектуальным актом чтения, и таким образом ежедневный сельский процесс рассматривается с точки зрения его звучности. Под влиянием Суицида, Радости Радости и Иисуса и Марии Цепи, Пещера волна насыщает свой сырой звук с большим количеством отношения.

С ежемесячной частотой и выполняются в разных пространствах, серия всегда рассчитывается на две презентации на издание. В Сан-Паулу помимо имен, которые будут представлены в новых частотах, уже были такие исполнители, как: Юлия Телес, Марсела Лукателли, Ариан Вельфи, Флора Холдербаум, Белла и Алин Виера. Лиандра Ламберт проводит звуковые, визуальные, текстовые и исполнительские эксперименты. Практика дрейфа, исследование свободных и вынужденных транзитов, препятствий, отсутствий и исчезновений. Он связывает опыт, память и окружающую среду, историю, воображение и мифы каждого места с поэтическим и политическим подходом.

Упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой.

Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна. Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному.

Как композитор и исполнитель, она использует голос, электронику, методы резания, экспериментальные методы, свободную импровизацию, смешанные разнообразные технологии, измененные полевые записи и небольшие предметы повседневной жизни. Это многокочевой процесс-проект, который экспериментирует, трансформирует и генерирует звуковые материалы, изображения, слова и амальгамы фрагментов. Наташа Мауэр работает с усиленными объектами в своей музыке.

Ракта - это трио Сан-Паулу, образованное только женщинами, которые привносят в себя психоделию и шум. Звукорежиссер Рената Роман проходит между экспериментальной музыкой, установкой, радиотехникой и полевыми записями. Португальский многопрофильный художник, базирующийся в Берлине, Гил Делиндро работает с отношениями между эго, природой и технологией в различных средах, будь то фильм, звук, инсталляции, спектакль, театр или рисунок.

На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

Совсем со всеми из них, это факт работы с исходными элементами и аналоговым оборудованием, созданным им самим, создавая чрезвычайно физическое, прямое и надежное звуковое тело, которое охватывает как конкретный, так и воображаемый мир. Делиндро является членом некоторых коллективов - как в своей родной стране, так и в городе, где он живет, - и его работа была представлена ​​во всем мире. Он сотрудничал с такими художниками, как Раз Месинай, Дэвид Тооп и Ри Накаджима. Нет статических слоев, и доказательство этого в значительной степени является звуком.

Показ педагога как прием нужен на начальных этапах разучивания игры, пляски, упражнения. В дальнейшем музыкальный педагог дает указания по ходу исполнения, поправляет действия отдельных детей. В течение учебного года музыкальный педагог обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах.

Все элементы имеют звучный ответ, они двигаются по-другому, они трясут и осуждают в себе отсутствие твердости - даже самые прочные камни потрясают воздух определенным образом. Частоты противостояния между телами усиливаются за счет использования подготовленных микрофонов - если микроскоп усиливает понимание сетчатки, здесь звуковая система усиливает звуковое понимание между простыми элементами с тем же намерением. «Пустота прикосновения» - музыкальная и скульптурная, пытаясь оценить чувствительность к органическим материалам и временные проблемы.

Несколько иной характер приобретает музыкальное воспитание средствами движений в работе с детьми средней группы. На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому задача педагога научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т.д.).

На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика - громко, тихо; регистры - высокий, низкий; темп - быстрый, умеренный).

Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей. Например, в игре «Медведь и зайцы» педагог говорит: «Зайки веселые, дружные, скачут легко. Медведь ходит тяжело, вперевалочку, лапы у него большие, тяжелые. Вова - молодец, очень красиво выполняет движения зайчика - легко, под музыку, а Витя - настоящий мишка: идет тяжело, вперевалочку, правильно держит руки, как лапы у мишки» и т.д.

Педагог как бы помогает ребенку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Очень важным условием для детей средней группы в выполнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость.

Однако в этом возрасте дети нуждаются еще в показе движений, в ясных, кратких пояснениях. Затрудняет детей ориентировка в пространстве и некоторых перестроениях, таких как построение в колонны, кружки и другие. Значительно варьируются последовательность разучивания игр, плясок, упражнений и время, затраченное на их усвоение. Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на одном-двух занятиях, а другие требуют более длительного времени.

Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.).

В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми.

В подготовительной группе дети должны осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения.

В старшем дошкольном возрасте усложнение требований музыкально-ритмического репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать, различать музыкальные образы и использовать средства их выражения в движении. Умение воспринимать и передавать образ, выразительно двигаться в соответствии с музыкой формируется в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Всему этому способствуют выразительное исполнение, образный и точный показ движений, игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность действовать творчески.

Творческая активность детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности - музыкально-ритмической - происходит музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Рассмотрим конкретно методику проведения игр, хороводов, плясок, упражнений для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и приемы обучения.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.
В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изме¬нение и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием и текстом. Напри¬мер, музыкальная игра «Ходит Ваня». Разучивание игры связано с раскрытием музы¬кально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Педагог сначала может объяснить детям, как выполнить хороводное дви¬жение по кругу, затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, словам песни, самостоятельно, по-своему изобразить «Ваню». Игры «Золотые ворота», «Ловушка», игра с Дедом Морозом «Едет, едет паровоз».

Несюжетные музыкальные игры чаще всего имеют определен¬ные движения («Плетень»). В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Можно использовать и другие приемы. Прежде всего дети слушают музыку, чтобы почувствовать общее ее настроение, характер. Далее им объясняют построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии с частями, музыкальными предложения¬ми, фразами).

В игровой форме разучиваются различные, хлопки, притопы¬вания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое ребятам следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способ¬ностей.
Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют до¬полнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незна¬комых детям танцевальных элементов, перестроений. Педагог, используя другую, но соответствующую движениям музыку, упражняет детей в этих навыках.

Некоторые упражнения носят вспомо¬гательный характер - направлены на усвоение элементов движе¬ний, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.

Делим всех присутствующих музыкальных руководителей на 3 возрастные группы:
- Младший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат кубики);
- Средний дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат погремушки);
- Старший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат ложки).

Игровое упражнение «Тетя-весельчак» муз. Гладкова.



Ах, руки мои руки, мои руки хороши
Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши
Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, боки мои боки, мои боки хороши
Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши
Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ухи мои ухи, мои руки хороши
Ах, ухи мои ухи вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Прыжочки мои, вы прыжочки хороши
Прыжочки мои, вместе пляшем для души!

В первой части каждого куплета можно тренировать детей в выполнении различных танцевальных движений. Идем по кругу хороводным шагом, дробным шагом, поскоками, мелким шагом на полупальцах, боковым галопом, шагом с высоким подъемом ног.
На проигрыш каждый музыкальный руководитель выполняет движения, соответствующие выбранному возрасту.

Танец зайчат под музыку Иван Купала «Ай, Заинька».
В начале зайки просыпаются, потом умываются, прыгают чтобы согреться, шевелят ушками, скачут по кругу, получается весело. Главное все движения выполнять танцуя. Можно придумать разнообразные движения, я опиралась на известную игру - заинька попляши.

Релакс Упражнение "Куклы-марионетки» музыка «Вальс-шутка» Шостакович

Муз.рук.: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

Игровое упражнение «Гномики» (музыка полька)
Дети-гномики идут в лес с пустыми корзинками, возвращаются из леса с ягодами (шаг 1/8, дробный шаг, перетопы) и с грибами (шаг ¼, тяжелый шаг).

Танец- игра для малышей «У меня, у тебя» музыка Е.Попляновой.

1.У меня, у тебя
Красивые ручки, (ладошки вверх-вниз)
У меня, у тебя
Красивые ножки. (выставление ног на каблучок)

ПРИПЕВ:
Мы стобой ручками
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Мы с тобой ножками
Топ, топ, топ, топ.

2. У меня, у тебя
Носик, словно, пуговка, (движение "биб")
У меня, у тебя
Ротик, словно, клюковка. (поцелуйчик)
ПРИПЕВ.

3.У меня, у тебя (пальчиком по бровям)
Красивые бровки.
У меня, у тебя (погладить себя или дружка по голове)
Умная головка.
ПРИПЕВ.

4.У меня, у тебя
Щечки, словно, яблочки,
У меня, у тебя,
На щеках по ямочке.
ПРИПЕВ.

5. У меня, у тебя
Звонкие ладошки,
У меня, у тебя
Как пружинки ножки
ПРИПЕВ:
Мы с тобой ручками
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп. (по коленочкам)
Мы с тобой ножками
прыг-скок, прыг-скок!