Измерение АД у детей разного возраста. Оценка результатов


Артериальное давление (АД) – важный гемодинамический показатель. Измерения проводят не только взрослым, а и детям. Рассмотрим, от чего же зависит величина систолического и диастолического давления. Основные факторы, определяющие АД у детей, приведены ниже.

  1. Ударный объём крови.
  2. Сопротивление сосудов.
  3. Минутный объём крови.
  4. Степень эластичности стенок сосудов.
  5. Уровень вязкости крови.
  6. Количество циркулирующей жидкости.

Пол, возраст ребёнка также нужно учитывать при оценивании результатов исследования.

Формулы для вычисления АД

Если у взрослых давление должно быть на уровне 120/80 мм рт. ст., то у детей этот показатель нестабильный. Цифры на шкале сфигмоманометра могут изменяться с возрастом. Чтобы понять, где норма, а где нет, разработаны специальные формулы вычисления показателей.

  • Итак, для новорождённых систолическое или верхнее давление находится в пределах 74-76 мм рт. ст. Диастолическое = 1/2 – 2/3 от верхнего.
  • При выслушивании тонов Короткова у грудничков нормальный уровень систолического давления будет 76+2n , n – указывает, сколько месяцев малышу на момент измерения. Нижнее давление находим по той же формуле, оно составляет от 2/3 до 1/2 величины систолического.
  • Для годовалого ребёнка верхнее давление должно быть в пределах 80-100 мм рт. ст.
  • У деток старше года для вычисления систолического давления используют формулу 90+2n, n — сколько малышу лет. Диастолическое давление определяется следующим образом 60+n, n — число лет.

Формулы, описанные выше, используют в своей практике педиатры. Кроме средней нормы возможны колебания показателей в пределах 10-15 единиц. Измерение давления – метод дополнительного обследования, главным критерием для постановки диагноза и выбора соответствующего лечения являются жалобы и общесоматическое состояние ребёнка.

Вычислять формулой может не каждый, поэтому есть готовые таблице со средними нормальными значениями артериального давления у детей.


Важна правильная подготовка к измерению давления у детей

Прежде чем приступить к измерению давления, нужно объяснить родителям цель выполняемой процедуры. Ребёнка также следует подготовить, малыш должен быть спокойным. Если ваш кроха только что играл, бегал, выслушивания нужно провести не раньше, чем через 20 минут.

Очень важным для получения точных результатов является правильный, согласно возрасту ребёнка, выбор манжеты. Использование сфигмоманометра для взрослых ведёт к ложным данным. Ниже приведены размеры манжет для детей разного возраста.

  • Груднички – 3,5-7см.
  • Дети с 1 года до 2 лет – 4,5-9 см.
  • 2-4 лет — 5,5-11 см.
  • 4-7 лет — 6,5-13 см.
  • 7-10 лет — 8,5-15 см.

После достижения ребёнком 10-летнего возраста можно использовать стандартную манжету.

Алгоритм действий, техника измерения

  1. Малыш сидит, левая рука находится на столе, внутренняя поверхность ладони повернута вверх.
  2. Накладываем манжету на 2 см выше локтевой впадины. Пространство между кожей и манжетой должно составлять 1,5 см.
  3. Средним и указательным пальцами руки выслушиваем место пульсации локтевой артерии.
  4. Прикладываем стетоскоп к коже над артерией. Сильно прижимать, надавливать не нужно.
  5. В ушные раковины вставляем ушки стетоскопа.
  6. Проворачиваем клапан на нагнетателе воздуха (баллона) по часовой стрелке. Накачивать следует на 30 мм рт. ст. больше от того момента, когда вы перестали слышать пульсацию.
  7. Клапан медленно проворачиваем против часовой стрелки. А также необходимо следить, чтобы давление в манжете снижалось со скоростью не выше 3-4 мм рт. ст. в 1 секунду.
  8. Нужно внимательно выслушивать пульс. Цифры, на которые указывает стрелка сфигмоманометра при первых слышных постукиваниях – это уровень систолического давления. Момент, когда пульс уже не слышно – диастолическое давление.

Если есть необходимость повторного выслушивания тонов Короткова, исследование проводят не раньше, чем через 30 минут от предыдущего измерения .

Чтобы получить достоверные результаты, нужно точно придерживаться основных правил. Полученные данные кардиолог сравнивает с нормой для детей данной возрастной группы. Если диагностировали отклонение показателей, необходимо провести дополнительное обследование для определения причины изменений.

Измерение АД у детей имеет свои особенности по сравнению с процедурой у взрослого населения.

Алгоритм измерения АД

Измерение артериального давления в раннем возрасте проводится с целью оценки его гемодинамических показателей. Для проведения манипуляции нужна специальная (детская) манжета, тонометр может быть обычный механический или электронный.

Алгоритм измерения артериального давления следующий:

  1. Ребенок лежит или спокойно сидит (в зависимости от возраста), рука свободно лежит на столе, ладонь развернута вверх.
  2. Накладывается манжета на 2 сантиметра выше локтя, манжета надевается свободно, между кожей и манжетой 1.5-2 см.
  3. Детям раннего возраста пульсацию выслушивают пальцем на лучезапястье, постарше – с помощью фонендоскопа на локтевом сгибе.
  4. В свои ушные раковины вставляют фонендоскоп.
  5. Закрывают клапан на баллоне и нагнетают воздух до тех пор, пока слышно пульсацию плюс еще 30 мм рт. ст.
  6. Медленно открыв вентиль клапана, спускают воздух из манжеты и внимательно слушают пульсацию.
  7. Фиксируют показатель при появлении пульсации – это будет систолическое кровяное давление и момент исчезновения ее – диастолическое.

Полученные результаты следует сравнить с возрастной нормой. При необходимости дополнительного контроля артериального давления процедура повторяется спустя 30 минут, не ранее.

Важно. Любое движение ребенка отражается на показателях тонометра. Перед проведением процедуры следует заранее объяснить ход измерения, чтобы он не боялся. Для малышей важно добиться спокойного настроения. Если ребенок капризничает, его следует успокоить до измерения кровяного давления.

Размеры манжеты для детей

До 10-летнего возраста для получения достоверных данных следует использовать детскую манжету, соответствующую возрасту:

  • от 0 до 12 месяцев ширина манжеты 3.5-7 см;
  • с 12 месяцев до 24 – от 4.5 до 9 см;
  • с 2-4 лет манжета 5.5-11 см;
  • с 4 до 7 лет необходимый размер манжеты от 6.5 до 13 см;
  • с 7 до 10 лет – от 8.5 до 15 см.

Детям более старшего возраста прекрасно подходит взрослая манжета.

Формула расчета должного давления по возрасту


Уровень верхнего давления малышам первого года жизни рассчитывается по формуле 76 + 2n, где n равен числу месяцев жизни, а 76 – средний показатель давления новорожденного.

В более старшем возрасте формула расчета 90+2n, показатель n – это возраст ребёнка в годах. Таким образом определяется среднее значение, при отклонении в большую или меньшую сторону на 15 мм рт. ст. давление считается нормой.

Диастолическое давление для грудничков высчитывается от систолического и должно составлять 2/3 – 1/2 от полученного показателя.

Для детей старше 12 месяцев высчитывается по формуле 60+n (возраст в годах).

Диастолическое давление для подростков не должно превышать 80 мм рт. ст.

Тонометры

Для фиксирования показателей артериального давления можно пользоваться механическим ручным тонометром или электронным. Электронный удобнее в использовании благодаря минимизации действий со стороны матери. Прекрасно подходит для частого измерения. Матери достаточно усадить ребенка, надеть манжету и нажать кнопку «Пуск». Остальное тонометр сделает сам. В конце процедуры на дисплее высветится показатели АД и пульс.

Важно. Электронный тонометр более чувствителен, поэтому на момент измерения следует сохранять спокойствие. При измерении артериального давления у малышей можно фиксировать руку .

Особые указания

  • Плохое самочувствие, стрессовые ситуации, тошнота и другие виды недомогания влияют на параметры артериального давления. Для контроля за работой сердечно-сосудистой системы следует выбирать время, когда ребенок хорошо себя чувствует.
  • При измерении АД в положении сидя высота стола должна соответствовать росту ребенка и создавать условия для того, чтобы центр манжеты был на уровне сердца. Спина должна быть откинута на спинку стула. Все мышца расслаблены.
  • В процессе измерения не следует разговаривать с ребенком, он должен сидеть спокойно в расслабленном состоянии. При выполнении манипуляции малышам лучше оставить надетую манжету на 10 минут, после чего провести контроль за показателями.
  • Измерение в положении лежа также требует определенного расположения манжеты: на уровне середины грудной клетки. Для создания необходимой высоты можно подложить одеяло или свернутую пеленку.
  • Стесняющая одежда должна быть снята, при закатывании рукава происходит пережатие сосудов, что влечет искажение результатов. Поверх одежды накладывать манжету нельзя.
  • Спускать вентиль следует медленно, при быстром измерении возможна погрешность из-за пропуска удара сердца, идеальной скоростью считается 3 мм рт. ст. в секунду.

Выполнив все требования к правильному измерению артериального давления у детей, можно гарантировать то, что любой сдвиг в работе ССС будет вовремя замечен. При ранней диагностике отклонений и выполнении всех предписаний врача исход благоприятный (выздоровление).

Цель: диагностическая, оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.

Показания: нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем, контроль состояния по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

Последовательность действий медсестры:

  1. Вымойте руки.
  2. Удобно усадите или уложите ребёнка.
  3. Уложите руку ребёнка в расслабленном состоянии на опору (стол, кровать) ладонью кверху.
  4. Наложите манжетку на обнажённое плечо на 2 см выше локтевого сгиба так, чтобы между нею и поверхностью плеча мог пройти указательный палец.
  5. Поставьте фонендоскоп на область локтевой ямки в месте прохождения артерии.
  6. Закройте вентиль на груше и накачивайте воздух в манжетку, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови.
  7. Откройте вентиль и постепенно выпустите воздух из манжетки.
  8. Заметьте цифру на шкале в момент появления первого звукового тона, что соответствует величине систолического (максимального) давления
  9. Продолжайте выпускать воздух из манжетки, заметив цифру на шкале в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического (минимального) давления.
  10. Запишите показания в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое)

Примечание:

  1. Для определения АД аускультативным методом используют возрастные манжетки: ширина её должна составлять половину окружности плеча ребёнка. При отсутствии их используют стандартную манжету шириной 13 см, но с обязательной коррекцией величины АД по специальной таблице.
  2. АД рекомендуется измерять в одни и те же часы, после 10-15- минутного отдыха на правой руке (первый раз на обеих руках) трёхкратно с интервалом в 3 минуты, каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки.
  3. Предпочтительнее располагать манжетку на уровне сердца.
  4. Иногда у детей раннего возраста измеряют АД пальпаторным методом, который определяет только систолическое давление по моменту появления пульса на артерии при выпускании воздуха из манжеты (величина систолического давления при этом на5-10 мм.рт.ст. ниже величин, получаемых аускультативным методом).
  5. Ориентировочный уровень максимального АД:

у детей первого года жизни 70 + п, п – месяц жизни;



у детей более старшего возраста: 80 + 2П, гдеП – год жизни

(допустимые колебания + 15)

Минимальное АД составляет 2/3 – 1/2 максимального.

  1. АД следует измерять и на ногах. Манжета должна захватывать примерно 2/3 бедра:

ребёнка укладывают на живот, манжету накладывают на среднюю треть бедра, на 3 см

выше надколенника, фонендоскоп ставят на подколенную ямку (место расположения подколенной артерии).

Показатели АД на верхних конечностях примерно на 10 мм ниже, чем на нижних.

  1. В процессе измерения АД у детей дошкольного и школьного возраста не следует называть, а тем более комментировать величины АД, т.к. это может стать причиной тягостных переживаний пациента.

Манипуляция № 16

Использование кувеза для ухода за недоношенным новорождённым

Цель: сохранение жизни, выхаживание недоношенного новорождённого

Показания: незрелость органов и систем ребёнка, тяжёлое состояние.

Противопоказания : нет.

Техника безопасности:

Строгое соблюдение правил работы кувеза,

Постоянное наблюдение за состоянием ребёнка

Ребёнка следует немедленно извлечь из кувеза, если прозвучал сигнал отключения электропитания.

Нельзя устанавливать кувез вблизи источников отопления и необходимо ограждать его от воздействия солнечных лучей во избежание перегрева ребёнка

В помещении, где находится кувез, нельзя, пользоваться источниками открытого огня, т к. может быть повышение концентрации кислорода в воздухе.

Нельзя прикасаться руками, запачканными любым жиром (маслом, вазелином и др.) к дозиметру кислорода, редуктору, кислородному баллону

Медперсонал не имеет права своими силами устранять какие-либо неисправности в работе кувеза.

Основные правила работы:

  1. Право на работу имеет только специально подготовленный персонал, прошедший необходимую теоретическую и практическую подготовку.
  2. Приступать к эксплуатации кувеза можно лишь при полной гарантии его технической исправности и стерильности.
  3. Мед. персонал осуществляет непрерывный контроль и регуляцию температуры и влажности воздуха, концентрации кислорода, следит за поведением и общим состоянием младенца, осуществляет уход, кормление ребёнка, выполняет лечебные процедуры, не изменяя при этом параметры микроклимата в кувезе.
  4. Концентрация кислорода в кувезе поддерживается на уровне 30-40% (Более высокая концентрация кислорода может вызвать развитие необратимой слепоты из-за поражения сетчатки глаз)
  5. Относительная влажность воздуха в первые сутки 90 – 100%, далее снижается до 60-65%.
  6. Температура воздуха регулируется с учётом температуры тела новорождённого (оптимальным температурным режимом является режим, при котором удаётся поддерживать температуру тела в пределах 36,5 - 37ْ С и исключать перегревание и переохлаждение ребёнка).
  7. Кувез следует дезинфицировать каждые 3-4 дня, переводя при этом ребёнка в другой кувез.
  8. После дезинфекции кувез проветривают непрерывной принудительной вентиляцией в течение 16-24 часов.
  9. Длительность пребывания недоношенного ребёнка в кувезе определяется его состоянием, функционированием различных органов и систем, но обычно не превышает 5-6 дней.

Манипуляция № 17

Дородовый патронаж

Участковая медсестра детской поликлиники посещает в течение беременности здоровую женщину 2 раза, при неблагоприятном течении беременности, при наличии у неё соматических заболеваний или неблагополучных бытовых условий –3 раза

Первый дородовый патронаж (сразу после постановки беременной на учёт в женской консультации).

Цель: сбор информации о состоянии здоровья беременной женщины и членов её семьи и условиях ее труда и быта.

Показания: дородовый патронаж осуществляетсявсех беременных, вставших на учёт в женской консультации.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: отсутствие информации о важности дородового патронажа.

Подготовка пациентки: установление психологического контакта с беременной

Оснащение:

Карта дородового патронажа

Последовательность действий:

1. Получив сведения о появлении беременной на своём педиатрическом участке, посетите её по месту жительства.

  1. Представьтесь, познакомьтесь с беременной женщиной, постарайтесь наладить с ней психологический контакт.
  2. Соберите информацию о семейном положении беременной женщины, состоянии здоровья её и будущего отца, родственников с обеих сторон (наличие или отсутствие у них хронических соматических, психических и наследственных заболеваний), условиях жизни и труда (профессиональные вредности) беременной женщины, психологическом климате в семье, наличии возможных вредных привычек у будущих родителей.
  3. Соберите информацию о количестве, протекании и исходе предыдущих беременностей (если они были): предшествующие выкидыши, аборты, рождение детей. Состояние здоровья у имеющихся детей. Течение настоящей беременности: наличие токсикоза, перенесенных заболеваний во время данной беременности. Выявите факторы риска.
  4. Дайте советы по организации режима дня, рационального питания, необходимости достаточного пребывания на свежем воздухе, полноценного ночного сна, профилактике инфекционных заболеваний.

Второй дородовый патронаж .

Цель: подготовить беременную женщину к рождению ребенка, к кормлению грудью и уходу за ребенком.

Показания: начало дородового отпуска (32-34 недели беременности).

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: отсутствие беременной женщины дома на момент проведения патронажа, негативное отношение к проведению патронажа.

Подготовка пациентки: психологическая подготовка беременной к рождению будущего ребёнка

Оснащение:

Карта дородового патронажа

Последовательность действий:

  1. Соберите информацию о течении беременности за время, прошедшее после первого дородового патронажа: наличии тяжелых токсикозов, перенесенных заболеваниях, выполнении назначений врача (соблюдение режима жизни, характера питания).
  2. Соберите информацию о, психологическом климате в семье, подготовке к рождению ребенка.
  3. Обучите будущую маму уходу за молочными железами, подготовке к лактации, профилактике мастита, организации уголка для новорожденного ребенка.
  4. Пригласите будущую маму в «Комнату здорового ребенка» для занятий в «Школе молодой матери».
  5. Дайте советы по организации режима жизни, рационального питания, правильного выбора одежды и обуви.
  6. Заполните «Карту дородового патронажа».
  7. Проведите беседу с родственниками о значении психологического климата в семье.

Третий дородовый патронаж

Проводится с целью контроля протекания беременности при ее неблагоприятном течении, контроля состояния беременной женщины с тяжелыми соматическими заболеваниями, контроля ликвидации выявленных проблем на любом сроке беременности.

Манипуляция № 18

АД чаще всего определятся аускультативным методом Н.С. Короткова.

Для этого используйте специальные аппараты – тонометры.

ПОКАЗАНИЯ: оценить состояние сердечно – сосудистой системы ребенка.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ: при выполнении манипуляции м/с должна быть одета по форме – халат, шапочка, сменная обувь.

Этапы выполнения процедуры

ЧТО ДЕЛАТЬ?

КАК ДЕЛАТЬ?

Подготовка рук м/с к работе.

Вымыть руки под проточной водой с жидким мылом.

Осушить чистым индивидуальным полотенцем.

Психологическая и физиологическая подготовка пациента.

Предупредить пациента (родителя пациента) о предстоящей манипуляции за 15 мин.

Спросить, знает ли он, как это делается.

Объяснить суть процедуры.

Удобно усадить пациента или уложить.

Подготовка рабочего места.

Приготовить:

Тонометр

Фонендоскоп

Наложение манжетки.

На обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого сгиба наложить манжетку (№ манжетки соответственно возрасту ребенка). Одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты. Закрепить манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом проходил один палец.

Положение руки пациента.

Положите правильно руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслаблены – если разгибания конечности попросить его положить под локоть сжатый кулак свободной руки.

Техника измерения АД.

Соединить манометр с манжеткой.

Проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.

Нащупать пульсацию плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить в это место фонендоскоп.

Закрыть вентиль на груше и накачивать в манжетку воздух. Воздух нагнетается до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит 20 мм. рт. ст., тот уровень при котором исчезнут тоны Короткова.

Открыть вентиль и медленно выпускать воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показанием шкалы манометра.

При проявлении первых звуков, отметить уровень систолического давления. Отметить величину диастолического давления, которая соответствует моменту исчезновения или ослабления тонов в плечевой артерии.

Запомнить – вся процедура измерения АД продолжается 1 мин.

Окончание процедуры.

Данные измерения АД, округленные до 0 или 5 записать в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое). Помочь пациенту лечь или сеть удобно.

Убрать все лишнее. Вымыть руки с жидким мылом. Высушить.

Зарегистрировать полученные данные в температурный лист.

ЗАПОМНИТЕ!

Измеряют АД обычно 2 – 3 раза с промежутком 1 – 2 мин., на обеих руках, при этом воздух из манжетки нужно

Манипуляция Обработка кувеза

ЦЕЛЬ: профилактика внутрибольничной инфекции

Показания: медсестра ежедневно должна проверять содержание кувеза и осуществлять контроль за их санитарным состоянием.

    Дезинфекцию наружных поверхностей кувезов с целью профилактики ВБИ осуществляют ежедневно одновременно с проведением текущих уборок по режиму, обеспечивающему гибель грамотрицательных и грамположительных бактерий.

    Обработку внутренних поверхностей и приспособлений кувезов проводят по типу заключительной дезинфекции в отдельном хорошо проветриваемом помещении, оснащенном ультрафиолетовыми облучателями. Обеззараживание внутренних поверхностей и приспособлений кувезов проводят перед поступлением ребенка.

    Обработку кувезов проводят после перевода новорождённого или не реже 1 раза в 7 дней. Обработку кувезов следует проводить с учетом документации по эксплуатации кувеза, прилагаемой к конкретной модели.

    Дезинфекцию поверхностей кувезов проводят способом протирания, различных приспособлений - погружением в растворы дезинфицирующих средств по режимам (концентрация раствора, время дезинфекционной выдержки), рекомендованным для профилактики и борьбы с бактериальными, вирусными и грибковыми инфекциями, выбирая из них наиболее жесткий для данного средства (более высокие концентрации рабочих растворов и более длительное время обеззараживания) с последующим промыванием водой в соответствии с режимами отмыва, рекомендованными для изделий медицинского назначения.

ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Емкость с одним из дезинфицирующих растворов: (дезинфекцию кувезов проводят дезинфицирующими средствами, в инструкциях по применению которых есть рекомендации по обеззараживанию кувезов, для дезинфекции кувезов не допускается применение хлорактивных средств, а также средств, содержащих в своем составе альдегиды, фенол и его производные)

    Ветошь стерильная

    Емкость для использованной ветоши

    Стерильная вода

    Дистиллированная вода

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ: М/с работает одетая по форме.

Осложнения:

    перегревание;

    инфицирование.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

КАК ДЕЛАТЬ?

1.Обработка рук м/с к работе.

    Обработать антисептиком

    Надеть перчатки

2.Соблюдение электробезопасности

    Перенесите ребенка в обработанный кувез

    Отключить кувез от электроприборов.

    Слейте воду из водоиспарительной системы

3.Обработка кувеза

    Откройте колпак

    Стерильной ветошью, смоченной дез средством методом протирания или орошения обработайте кувез

    Закройте колпак на 1 час

    После дезинфекции кувеза остатки дезинфицирующего раствора следует удалить 2-х кратным протиранием (смыванием) стерильной веетошью или стерильной пеленкой, обильно смоченными стерильной водой (100-150 мл). После каждого смывания необходимо поверхности вытирать насухо.

    Включите на 1ч бактерицидную лампу, расположив ее на расстоянии 1 м так, чтобы пучок света направлен в камеру кувеза

    После окончания работы бактерицидной лампы, закройте камеру,

    Закройте кувез

    Кувез работает 2-3 часа, после чего он готов к использованию.

    Перед тем, как поместить ребенка, увлажняющую систему кувеза заливают стерильной дистиллированной водой.

    Обработка рук м/с после работы

    Сбросить перчатки в емкость с дезраствором

    Вымыть руки индивидуальным мылом под проточной водой.

    Осушить руки индивидуальным чистым полотенцем.

оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.

II. ПОКАЗАНИЯ:

нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем, а также здоровым детям на профилактических осмотрах.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, чувство страха.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

тонометр, фонендоскоп, ручка, температурный лист.

V . Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки
  3. Рассказать родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход выполнения манипуляции
  4. Усадить или уложить ребенка.

Выполнение процедуры:

  1. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 2 мм ртутного столба за 1 секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны и следите за показаниями шкалы тонометра.
  2. Закройте вентиль на груше и накачивайте в манжетку воздух, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови
  3. Нащупайте пульсацию артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп
  4. Соедините тонометр с манжеткой, проверьте нахождение стрелки на нулевой отметке шкалы
  5. Закрепите манжетку так, чтобы между ней и плечом проходил один палец
  6. На обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба наложите манжетку (проверьте, не сдавливает ли одежда плечо выше манжетки)
  7. Руку ребенка уложить в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы должны быть расслаблены
  8. Зарегистрируйте показания манометра в момент появления первого звукового тона, что соответствует величине систолического давления.
  9. Продолжайте снижать давление в манжетке, регистрируйте показание манометра в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического давления.

Окончание процедуры:

  1. Запишите показания в медицинскую документацию в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе — диастолическое), например АД 110/60 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ: Измерять АД нужно не менее 2-х раз с интервалом в 1-2 минуты, каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки. Измерять АД на обеих руках; измерять АД не только на руках, но и на ногах. При этом манжетка накладывается на среднюю треть бедра (положение ребенка на животе). Выслушивать пульсацию артерии в области подколенной ямки. Показатели АД на нижних конечностях превышают показатели АД на верхних приблизительно на 10 мм рт.ст. Для оценки АД пользуются возрастными таблицами АД. Примерный уровень максимального АД у детей 1 -го года жизни можно рассчитать по формуле 70+н, где п — число месяцев. У детей старшего возраста 8O+ 2п, где п — число лет. Диастолическое давление составляет 2/3 -1/2 систолического давления.