Отказаться от татарского: родители атакуют школы и уповают на Генпрокуратуру. Будешь говорить Заявление согласия на родного языка


17:44 — REGNUM

В Башкирии отмечается активизация дискуссии по поводу обязательного изучения башкирского языка, обмен мнениями напоминает фронтовые сводки. Как сообщают родительские активисты, несколько школ уже приняли учебные планы с добровольным изучением башкирского языка. Импульсом для нового витка полемики стало размещение на официальном сайте республиканской прокуратуры сообщения с разъяснениями по вопросу изучения башкирского языка в школах.

Одно прокурорское разъяснение — три трактовки

В надзорном ведомстве отметили, что в «школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)». По мнению сотрудников прокуратуры, «законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации».

«Преподавание государственных языков субъектов Российской Федерации и родных языков осуществляется с особенностями. Здесь должны учитываться Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, базисный учебный план. Важно, чтобы учебные планы школ, которые предусматривают изучение башкирского языка и родных языков, соответствовали требованиям закона. При утверждении учебных планов обязательно учитывается мнение каждого родителя (законного представителя) учащихся, относительно изучения предметов (ч. 3 ст. 30, п.п. 1, 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)», — поясняется в сообщении.

Заканчивается разъяснение предупреждением:

«Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка, вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся, не допускается. За незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ».

Сегодня существует несколько трактовок этого разъяснения. Представители башкирских националистических организаций усмотрели в сообщении прокуроров «подмену понятий башкирского родного и башкирского государственного языков», «давление на участников образовательного процесса», «признаки ликвидации национальных республик», «произвол» и даже «попрание норм и прав нашего государства и общества в нашем регионе», какого именно государства и общества, не уточнялось. Под «попранием» башкирские националисты понимают право школ самим определять, какие предметы из вариативной части им изучать.

(cc) Behind the river

Представители родительской общественности полагают, что башкирский язык в инвариативную часть, обязательную для всех, русскоязычных и национальных, образовательных учреждений на всей территории России, входить не может, иначе его пришлось бы учить всем российским школьникам.

«Теперь каждый из нас должен дать письменное заявление с согласием на изучение нашими детьми башкирского государственного языка, русского, татарского, башкирского родного языка, и других родных языков, например, чувашского или марийского. Факты давления на нас со стороны администрации школы при подаче на особом контроле прокуратуры», — говорят родители.

Есть и третий подход к языковой ситуации:

«Если федеральный центр твердо решил навести порядок в сфере преподавания языков, порядок будет наведен. В девяностые годы прошлого века в Башкирии жестко вводился обязательный башкирский язык для всех учащихся, но вскоре из большинства русскоязычных этот предмет школ исчез, и никто не кричал про «попрание» и «унижение башкирского языка», никто не задавался вопросом, умрут ли с голоду семьи безработных учителей башкирского языка, все прошло тихо и незаметно, потому что все понимали — идёт не преподавание, а имитация преподавания башкирского языка. Если тогда обошлось без потрясений, то и сейчас обойдется. Другой вопрос — насколько решителен и последователен окажется федеральный центр».

Метаморфозы запоздали

Второе и последнее введение обязательного башкирского произошло в 2006 году при правлении Муртазы Рахимова . Тогда же, в 2006 году, русскоязычные школьники Башкирии стали изучать русский язык в меньших, чем в среднем по России, объемах, так как башкирский язык преподавался от трёх до пяти часов в неделю, кроме того, в разных классах преподавались такие дисциплины, как «Культура башкирского народа», «История Башкирии» и даже «География Башкирии». Заметнее всего сокращение уроков русской филологии наблюдалось у первоклассников, вместо пяти уроков письма и четырех уроков чтения в неделю им доставалось лишь три урока письма и два урока чтения. Шквал нареканий вызывал ставший одиозным учебник «Живые родники» для первого и второго классов русскоязычных школ.

В 2006 и последующие несколько лет башкирские националисты, равно как и преподаватели башкирского языка, утверждали, что обучение русскоязычных детей башкирскому языку идёт по безупречным программам и учебникам, все без исключения русские дети хотят изучать башкирский язык и другие «башкортостанские» предметы, а освобождение от изучения башкирского языка отдельных категорий учащихся повлечет немедленную гибель башкирского языка. Из аргументов «за всеобщий и обязательный башкирский» звучало: «вас приютили — учите, иначе уезжайте», «проявляйте уважение к титульному народу», «башкирский язык нуждается в защите».

К 2017 году в риторике поборников произошли едва уловимые изменения, отдельные представители педагогического сообщества начали признавать, что учебники и программы для всеобщего башкирского готовились второпях, что усвоение башкирского школьниками не столь впечатляюще, башкирский не хотят учить не только некоторые русские, но и башкирские дети, а успехи на ниве внедрения башкирского описываются резкой, однако правдивой фразой: «Учителя-экзоты демонстрируют достижения учеников-экзотов, а в общей массе никто из русскоязычных детей, не имеющих татарских или башкирских родственников, на башкирском так и не заговорил».

Реакция сторонников принудительного изучения башкирского языка неоднозначна. Наиболее радикализированные элементы делают опрометчивые высказывания, в которых трудно не заметить идеи сепаратизма. Часть общественников надеется «защитить башкирский язык» путем разного рода акций, петиций и обращений, в том числе и в прокуратуру. Звучат идеи объединения усилий националистов из разных национальных республик ПФО. Некоторые «правозащитники» мечтают изменить российское и региональное законодательство, а кое-кто настаивает, что необходимо прописать новую норму: изучение родного языка должно стать не правом, а обязанностью.

И в общем хоре громких возмущений, граничащих с шантажом требований и поиске виновных теряются пронзительные нотки горестного признания: «Родной язык, язык моей матери и моих предков, язык протяжных песен, от которых все переворачивается в душе, язык, в звуках которого слышен шелест прокаленной солнцем степной травы и свист летящей стрелы, как же мы все перед тобой виноваты! Родной язык, живи и не умирай».

Есть и еще одно особое, нехарактерное мнение:

«Если бы тогда, в 2006-ом, башнационалисты не требовали свысока, а терпеливо разъясняли и, не побоюсь этого слова, искренне просили помощи сильного слабому и делились своей душевной болью за судьбу прекрасного, уникального башкирского языка, если бы школьные администрации были гибче и доброжелательные по отношению к родителям и детям, если бы пореже звучали реплики про «русских оккупантов и колонизаторов», а также настоятельные рекомендации ехать в Рязань, то, может быть, до прокурорских проверок бы не дошло».

И уж совсем немногие отважились бы добавить: «и если бы учитывали потребности особых деток».

Самые незащищенные

Самыми незащищенными в языковых баталиях оказались русскоязычные дети с проблемами здоровья и интеллекта. Ни со стороны прокуратуры, ни со стороны общественников пока не нашлось явных защитников их образовательных интересов в языковой сфере.

«Для особых детей нужны особые учебники и методики, и это касалось всех предметов, кроме башкирского языка. Но объяснить недопустимость преподавания больным детям предметов по непроверенным, а то и несуществующим программам родители не решались. Каждый год классы в особых, коррекционных школах становились всё меньше и меньше, и никто из родителей не хотел, чтобы из школы был «высажен» именно его ребёнок. Все всё понимали, но боялись», — поделилась мама одного из выросших аутистов.

По ее словам, наиболее трудно было добиться обучения в школе детям с психологическими и интеллектуальными проблемами. Таких детей не так уж и мало, только в Уфе для них открыто несколько коррекционных школ-интернатов восьмого вида, для детей с менее выраженными проблемами есть другие коррекционные школы. Ребенок, признанный медико-психологической комиссией необучаемым, не допускался даже в школы восьмого вида и оставался за бортом образования навсегда. Но и попав в школу, по итогам учебного года он мог быть признан необучаемым, переведен на домашнее обучение или вовсе остаться без обучения. Выводы комиссия делала на основе рекомендаций школы, поэтому портить отношения со школьной администрацией родители опасались.

«Это здоровые или считающиеся здоровыми дети могут переходить из одной школы в другую, наши дети такой возможности лишены начисто», — объясняют свое смирение родители.

Для таких детей в течение десятилетий были созданы соответствующие программы и учебники, если в обычной школе на «Букварь» у первоклашек угодило полгода, то дети из школ восьмого вида изучали алфавит два года, и к концу первого класса останавливались на букве «в». Некоторые из этих детей имели серьезные проблемы с речью. Иностранный язык изучали далеко не все учащиеся школ восьмого вида, и не со второго, и даже не с пятого класса.

И вот эти дети, не усвоившие до конца родной русский язык, вынуждены были изучать башкирский язык.

«Их сверстники в других регионах России изучали русский язык или занимались с дефектологами и логопедами, а наши дети в это время сидели на уроках башкирского и ничего не понимали, теряя драгоценное время», — с болью вспоминают родители особых детей.

«Для чего вам нужно, чтобы башкирский язык учили городские русскоязычные дети с проблемами речи и интеллекта? Дети, большая часть из которых без гигантской помощи семьи и языковой среды семьи никогда не выучит более доступные для них иностранные языки? Какая вам радость с того, что будет создана видимость изучения ими башкирского за счет небезразмерного учебного времени, ведь большинство этих проблемных детей рано или поздно будет признано необучаемыми и не сможет пойти даже в десятый класс?» — спрашивали иногда общественники у башкирских националистов, настаивающих на всеобщем изучении башкирского языка каждым школьником Башкирии. Внятного ответа так и не последовало.

Нельзя сказать, что тяжесть ситуации непонятна всем тем, кто должен разбираться в потребностях «особых детей». Один из представителей Башкирского института развития образования (БИРО) порекомендовал родителям этих детей искать сочувствующих специалистов и уже в сопровождении их обращаться в различные инстанции.

Есть ли аттестат без башкирского?

Вскоре после введения, казалось бы, обязательного изучения башкирского языка в 2006 году в республике стали появляться дети, не изучавшие башкирский. Некоторые из них делали это абсолютно официально, они обучались в частных школах, где обязательна была только инвариативная, одинаковая для всей России часть, а все остальное изучалось по совместному выбору родителей и педагогов. Среди них были и дети с некоторыми проблемами развития, и, напротив, высокоодаренные дети, дети-спортсмены, а также часто болеющие дети. Все они в свое время получали аттестаты о среднем образования общероссийского образца.

Но даже учащиеся общеобразовательных школ могли не учить башкирский вполне официально: это дети, находящиеся на домашнем обучении, дети, обучающиеся по индивидуальным учебным планам и по системе экстерната.

Часть детей-отказников не изучала башкирский «на свой страх и риск». Трудно определить, от кого исходила инициатива не изучать башкирский язык, от родителей или от самих детей. Поборники обязательного изучения башкирского уверяют, что это «зашоренные» родители-башкирофобы запрещали своим детям учить башкирский, но известны факты, когда матери и отцы были за изучение башкирского, но их дети-старшеклассники вопреки просьбам родителей «уступить и быть гибче» не изучали башкирский по собственной воле. Все они получили аттестаты, а несколько из них были удостоены золотой медали, и это полностью опровергает тезис, что башкирский язык не хотят изучать «только лодыри и бездари».

Мотивы отказа от изучения башкирского разные, но так или иначе связаны между собой: «это не нужно, не пригодится», «всё равно уедем, так для чего?», «жалко времени».

Таких родителей, возможно, было бы больше, если бы на родителей не оказывалось давление со стороны школьной администрации.

Как давили и давят на родителей

Все методы «работы с родителями-отказниками» сводились ко лжи и запугиванию. Самым главным доводом было лживое утверждение, что «иначе ваш ребенок не будет переведен в следующий класс». В Башкирии не зафиксировано ни одного случая, чтобы школьник остался на второй год, не будучи аттестован только по предмету «башкирский язык». Также лживым было утверждение, что «без башкирского не выдадут аттестат». Еще один метод — внушать, что без изучения башкирского языка не будет сдан обязательный ЕГЭ по башкирскому языку. Как отмечают родители-отказники, «это наглая ложь, в России единое образовательное пространство, и обязательные ЕГЭ должны быть одинаковыми на всей территории страны». В одной из уфимских школ была отмечена устная угроза не взять ребёнка в 10-й класс.

Несколько тоньше психологическое давление, когда репрессии школьной администрации могли коснуться не самих детей-отказников, но кого-то другого. Детьми из начальной школы и родителями тяжело воспринималась угроза «отнять у класса учительницу». В начальной школе роль учителя — классного руководителя достаточна велика, так как он ведет большинство уроков, замена учителя может послужить причиной стресса для младшеклассников.

На этом арсенал давления не исчерпывается. В единичных случаях школьная администрация может вмешаться в судебные и иные разбирательства между родителями и принять сторону того из них, кто более лояльно относится к преподаванию башкирского языка. Некоторым родителям угрожали «сообщить на работу о неуважении к башкирскому языку». Одной из новаций стало написание нелестных характеристик. В качестве образца одна из мам продемонстрировала характеристику из школы-гимназии №39, где, по ее словам, директор Ирина Киекбаева и социальный педагог Анна Гибадуллина , выходя за рамки своих компетенций, касаются сторон ее характера и делают весьма спорные и подчас взаимоисключающие выводы о её «деструктивной деятельности», «авторитарности», «подверженности чужому влиянию».

«На войне как на войне. Что интересно, социальный педагог даже не разговаривала ни со мной, ни с моими детьми. Пошла бы она на нарушение профессиональной и человеческой этики, если бы не мое особое отношение к изучению моими детьми башкирского языка?» — сомневается уфимка, обладательница грамоты «за значительный вклад в развитие гимназии», проработавшая пять лет председателем родительского комитета.

Еще одним видом психологического давления на родителей является пренебрежение, выказываемое как руководством школы, так и управлениями (отделами) образования в администрациях муниципальных районов. Как рассказала ИА REGNUM уфимка Алла Терехова, пытаясь добиться индивидуального учебного плана (ИУП) для своего сына-второклассника, она получила приглашение явиться в приемную начальнику управления по гуманитарным вопросам и образованию Ларисы Бочкаревой со своей оргтехникой и расходными материалами:

«У меня дважды проверили документы, но женщина, у которой была папка с материалами для снятия копий, отказалась назвать себя и свою должность. В папке отсутствовал какой-либо намек на список документов и материалов. Под конец вышеозначенное лицо пыталось заставить меня написать текст, не соответствовавший действительности, и подписать его. Давление прекратилось только после того, как мой муж заявил, что вызовет полицию. Ксерокс нам пришлось поставить на пол, беспрестанно входили и выходили посетители, когда я в согнутом виде меняла бумагу и вставляла документы, и всё это под нотации «Раз вы живёте в Калининском районе, извольте уважать администрацию этого района».

Все эти нюансы складываются у меня в один большой вопрос о профессиональной пригодности как начальника управления, так и его подчиненных. Как еще назвать такую организацию работы, кроме как полный бардак? И если такое творится в самом управлении, то разве удивительно, что тот же стиль перекочевывает в образование. И чему такие специалисты от образования научат наших детей? «

Что происходит сейчас, или кто кого подставляет?

По словам родителей, всеобщая прокурорская проверка всех школ республики на предмет добровольности изучения башкирского языка предстоит в сентябре. В августе в прокуратуру приглашались и приглашаются педагоги, родители, администрация школ, представители учащихся которых уже сообщили о фактах нарушения образовательных прав школьников. Администрация школ поспешно собирает от родителей заявления с согласием изучать родные и башкирский как государственный языки.

Местные СМИ уже поведали, как это происходило на примере рассказа одной из жительниц Дёмского района о том, как ей предлагали заполнить эти заявления. Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM уфимка Ольга Комлева, её попросили подойти к директору, и она подошла, так как хотела выяснить, «как там с утверждением учебного плана и что делать, если мы не хотим изучать башкирский». По словам активистки, инициатором заполнения уже напечатанных бланков явился городской отдел образования. Главное нарушение состоит в том, что учебные планы уже подписаны директорами школ, а заявления родителей, которые требуются по закону (ст 44 ФЗ), не собирались, поэтому прокуратура может опротестовывать эти учебные планы.

«А директора школ крайние сейчас окажутся. Минобразования РБ или ГУНО, или кто там еще, им отправляют учебные планы, которые они вряд ли будут менять, кто ж на такое отважится, и подставляют их под проверки прокуратуры, так как подпись ставит директор школы и он отвечает», — сопереживает директорам школ собеседница агентства.

«Конечно, мы живем в Башкирии, но это не значит, что федеральный закон об образовании должен нарушаться. Написано в законе — уроки в вариативной части только с согласия родителей — значит, так и должно быть. Башкирия всегда была спокойным регионом в национальном плане, и только после навязывания изучения языка в школах пошли споры. Пожалуйста, чиновники от образования, прекратите все это. Не подставляйте директоров школ, и если вы в школы спустили учебные планы с башкирским языком без учета мнения родителей, направьте в прокуратуру разъяснение. Директора школ не должны за вашу политику отвечать. Нам еще учиться 10 лет», — призывает чиновников Ольга Комлева и просит директоров школ «не вестись на указания ГУНО о том, что согласие родителей не требуется на изучение башкирского языка».

Несколько иного мнения придерживается Алла Терехова:

«Не стоит воспринимать директоров школ как бессловесные декорации, от которых ничего не зависит. В одних школах по инициативе директоров к детям, не изучающим башкирский, относятся предельно жестко, в других, так же по воле администрации, их оставляют в покое. В одних школах башкирский язык в 10 и 11 классах изучается добровольно, в других — навязывается. От личности директора тоже кое-что зависит, и порой они подставляют сами себя».

Но в одном все матери и отцы единодушны: если мы сами не будем защищать права своих детей, никто за нас это не сделает.

© Екатерина Некрасова

По последним данным, в нескольких школах республики родителей просят заполнить бланки заявлений с графой о согласии или несогласии изучения их ребенком башкирского языка как государственного во внеурочное время. Фотографии бланков в распоряжении редакции. В одной из школ, расположенной на границе с Татарией, по словам родительских активистов, принят школьный учебный план без изучения башкирского языка.

Как сообщил ИА REGNUM источник, до 20 сентября у директоров школ будет возможность принять учебные планы с учетом мнений родителей и подписанием всех необходимых заявлений и документов. Добиваться преследования педагогов и директоров в прокуратуре не хотят, но и нарушать законодательство им тоже не позволят. Какой вывод сделают и родители, и педагоги, зависит только от них самих.

27.10.2017, 17:54

Вслед за массовыми представлениями от прокуратуры за преподавание татарского языка, по школам прокатилась волна родительских собраний. В Набережных Челнах родителям учеников дали чистый лист, чтобы отразить свое добровольное согласие или отказ от уроков «родного языка». Статистику голосования ни школы, ни управление образования не озвучивает. Но, судя по отзывам в соцсетях, отказавшихся от татарского много, причем, в оппозицию к языку встали родители гимназистов. Сейчас школьники разошлись на каникулы, а уже со второй четверти их ждет новая программа преподавания, сути которой никто не объясняет. Один из главных вопросов: чем займут детей, у которых освободятся часы? Управление образования уже несколько дней готовит официальный ответ, а директора отказываются комментировать со словами «уже тошнит».

«КОНКРЕТНО В НАШЕМ КЛАССЕ ПРИСУТСТВОВАЛО 26 ЧЕЛОВЕК, И ВСЕ ВЫСКАЗАЛИСЬ «ПРОТИВ» ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»

Молниеносно, за три дня, в школах автограда прошли родительские собрания по татарскому языку. Вопрос стремились закрыть до каникул и окончания проверки Рособрнадзора. Не исключено, что поводом для экстренных собраний стали прокурорские предписания. Сами руководители отвечают уклончиво: по требованию силовых структур.

Явка на собрания была обязательной. Подчеркивалось, что должны прийти только родители. Строго-настрого запретили доступ журналистам. Родителям учеников предложили письменно проголосовать за отказ или согласие на изучение предмета по новой программе, определенной учебным заведением. Социальные сети заполнены различными комментариями родителей. Многие из них, недоумевают: «Для чего все делается?».

«Здравствуйте! Гимназия №76 г. Набережные Челны. Вчера у нас прошло собрание. Директор сказала, что собрание только по теме «за изучение татарского языка или против». Никакого выбора учебного плана, т.к. родители не имеют права выбирать учебный план. Родителям предложено было написать собственноручно заявление с таким текстом: «.... даю/ не даю согласие на изучение татарского языка в рамках предметной области «Родной язык»». На просьбу родителей предоставить прозрачность подсчетов голосов, директором был дан отказ, ничем не мотивированный, - пишет анонимный пользователь в «ВКонтакте». – В результате мы, родители, решили сами в каждом классе подсчитать голоса «за» и «против», внести это в протоколы собраний и сфотографировать. Конкретно в нашем классе присутствовало 26 человек, и все высказались «против» изучения татарского языка. Правда, большинство из нас не стало писать в заявлениях «в рамках предмета «Родной язык»». Теперь ждем развития событий».

Накал ситуации таков, что родители школьников и в личных беседах просят не называть их имена.

– Особой агитации на собрании не было, мы просто написали заявления о том, согласны либо не согласны на изучение татарского языка, – рассказала сайт мама ученика школы №12. – Просто нам сказали, что количество часов татарского уменьшат, а вместо них добавят русский язык. Сказали, что программа татарского языка будет полегче, ее пересмотрели. В нашем классе татар большинство, естественно, мы все подписались за изучение татарского языка. Мы живем в Татарстане и должны знать свой государственный язык, он нужен для ребенка. Не понимаю, почему пошла такая волна против татарского.

Собрания в школах шли по одному сценарию: чистый лист, ручка и шаблон заявления. Хотя, ранее в соцсетях и мессенджерах бурно обсуждалось, что пап и мам будут знакомить с разными вариантами учебного плана и разрешат совместно выбрать удовлетворяющий всех вариант:

«На этом собрании нам предложат «на выбор» учебный план. А точнее дадут на подпись третий вариант из примерных учебных планов. Это вариант с обязательным изучением родного языка. Но на самом деле есть три варианта учебных планов».

«Третий вариант – обязательное изучение родного языка + уменьшено число математики и литературы. Дело в том, что родной язык – это любой язык, кроме русского. Он даже в базисном учебном плане называется: Родной (нерусский) язык и литература. Требуйте именно первый вариант по базисному учебному плану или 1-2 по примерному (без обязательного родного языка)».

Но в итоге вариантов на выбор не предложили.

«СОШ 44. Написали заявление о согласии или несогласии изучать татарский язык. Это первый этап по сбору статистических данных, пояснил директор. Об учебных планах пока разговора даже не было. С ноября пообещали изменения в расписании».

«58 школа. Сказали, что в случае отказа дети будут предоставлены сами себе, так как урок татарского может быть в середине учебного дня и учителя ответственности не несут».

«ПОКА ЭТИ ЗАЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НИ К ЧЕМУ ИХ НЕ ОБЯЗЫВАЮТ. ДАЛЬШЕ МОЖНО БУДЕТ ПЕРЕПИСАТЬ»

Активист из Набережных Челнов Раушан Валиуллин, учитель истории и классный руководитель школы №24, рассказал сайт о том, как сам проводил собрание.

– Как таковой отдельной темы в повестке дня не значилось, – говорит Валиуллин. – Родительские собрания у нас проводятся в конце каждой четверти: какие оценки, сколько пропусков, у кого какие похвалы и к кому какие претензии. Родители сами затронули вопрос о татарском языке, поскольку он на слуху у всех. Естественно, нас, учителей, заранее администрация проинструктировала. Собственно, что просила передать администрация, то я примерно и озвучил. Сейчас в связи с предписаниями прокуратуры, известным заявлением президента Владимира Путина, со следующей четверти планируется принять такой учебный план, что изучение татарского языка будет сокращено до трех часов. Родителям предложили написать заявление о том, согласны или не согласны они с такой позицией. Я раздал им чистые листочки и попросил написать их позицию по татарскому языку. Единственное – «шапочку» им продиктовал и все.

Педагог утверждает, что в его классе только один из родителей написал отказ от предмета.

– 14 человек согласны, чтобы татарский язык был. Из них восемь дали согласие на то, чтобы оставить три часа. Шесть – категорически против сокращений, просят сохранить все, как было. 10 человек вообще воздержались от каких-либо высказываний. Для чего это делалось? Я считаю, что это опять-таки неокончательное решение. Сейчас, собирая вот эти согласия и несогласия, как бы зондируют почву, пытаются просчитать. Своеобразный социологический опрос проводят. В интересной форме, руками учителей. Вообще, насколько эта критичная масса имеется, каково число лояльных, согласных, то есть это пока неоднозначный вариант. Нам и администрация это говорила. Пока эти заявления родителей ни к чему их не обязывают. Дальше родители могут подумать, посмотреть, как расписание пойдет во второй четверти, и прийти переписать свое заявление.

Открытым для Валиуллина остается вопрос и по поводу того, чем будут заниматься во время уроков татарского отказавшиеся ученики.

– Видимо, будет деление на подгруппы, – предполагает педагог. – Я так представляю, что совместят с каким-либо другим предметом. Но это вопрос к тем, кто непосредственно будет готовить расписание. Может, вообще дети будут слоняться по коридорам… От этого пользы еще меньше.

«ПРОКУРАТУРА ПО ВСЕМ ФАКТАМ ОТРЕАГИРОВАЛА, ЖДЕМ РЕАКЦИИ ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Вопрос о том, что станет с татарским языком, продолжает висеть в воздухе. Накануне ситуацию впервые прокомментировал президент Татарстана Рустам Минниханов.

– Я тоже по этому вопросу должен высказаться. Мы зашли чересчур далеко. Мы вернулись в 90-е годы, – заявил он на сессии Госсовета РТ. – Как можно сделать так, чтобы общество разделить, когда у нас никаких вопросов по межнациональным отношениям не было, — русский, татарин?.. Но, к сожалению - я очень сожалею - здесь виноватыми оказались директора школ... И я считаю, что это совершенно неправильно. Вина, наверное, есть у всех у нас. Но не у директоров школ! Директора школ выполняли те инструкции, ту систему, которая у нас сложилась. Я уверен, что мы найдем общие точки решения данного вопроса. И нельзя трактовать как кому вздумается. Ну как может быть изучение государственного языка добровольным?

В борьбе за татарский министр образования Татарстана Энгель Фаттахов добрался до Москвы, где предложил компромисс. Какова будет реакция центра, пока остается неизвестным. Однако Фаттахов журналистам заявил однозначно, что татарский язык в школах останется. Также министр заверил, что ни один учитель не останется на улице.

Генпрокуратура и Рособрнадзор продолжают проверки в школах. До 30 ноября они должны отчитаться президенту страны о добровольности изучения родных и государственных языков республик.

Недавно в СМИ появилась информация, что Татарстанская прокуратура потребовала исключить татарский язык из обязательной школьной программы. По сей день надзорное ведомство ситуацию не комментирует. Кратким ответом для сайт ограничился и заместитель прокурора Татарстана Марат Долгов во время приезда в Набережные Челны.

– Идет проверка Рособрнадзора. Прокуратура по всем фактам отреагировала, ждем реакции от исполнительной власти и образовательных учреждений. Работа идет.

Заместитель руководителя исполкома Рамиль Халимов и начальник управления образования и по делам молодежи Винер Харисов также не разъясняют ситуацию с собраниями. Чиновники подчеркивают, что не отказываются комментировать, а готовят официальный ответ, который будет согласован с министерством образования.

Получить комментарии директоров учебных заведений сайт не удалось. Некоторые открещиваются тем, что им запрещено что-либо говорить по «языковому вопросу», а другие отказываются, отмечая, что «уже тошнит от темы».

Фото: Бизнес Online, kommersant.ru, пресс-служба президента РТ

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ: ПРОКУРАТУРА ЗАПРЕЩАЕТ ПРЕПОДАВАТЬ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК БЕЗ СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ Наталия ВАСИЛЬЕВА  О том, что предметы «татарский язык» и «татарская литература» могут преподаваться только с согласия родителей, а преподавание их вопреки согласию не допускается, предупреждает прокуратура директоров школ в Татарстане и требует устранить существующие сейчас нарушения.

Копия представления врио прокуратура Вахитовского района А. Абуталипова на имя директора школы №51 взбудоражила минувшей ночью соцсети. Как сообщают источники «Вечерней Казани», аналогичные представления получили на этой неделе руководители школ по всему Татарстану по итогам массовых прокурорских проверок школ по заявлениям родителей, недовольных обязательными уроками татарского в ущерб урокам русского. Содержание 5-страничного документа вторит июльскому заявлению российского президента Владимира Путина о том, что недопустимо заставлять граждан учить неродной для них язык и снижать часы преподавания русского. Напомним, министр образования РТ Энгель Фаттахов заявил, что слова российского президента не про Татарстан. Такой же позиции до недавнего времени придерживалась и прокуратура Татарстана, в отличие от прокуратуры Башкортостана, где сразу сказали, что заставлять детей учить башкирский язык без согласия родителей нельзя. И вот позиция нашей прокуратуры кардинально поменялась. В прокурорском представлении на имя директора 51-й школы Казани говорится, что «преподавание родных языков, в том числе татарского языка, без согласия родителей (законных представителей) учащихся не допускается», тем не менее, как выяснила прокуратура, татарский в школе преподается всем в обязательном порядке. При этом «из объяснения директора СОШ следует, что татарский является государственным и обязателен для изучения. Отдельного письменного согласия на изучение предметов учебного плана от родителей не запрашивалось». По требованию прокуратуры директор школы должна устранить нарушения и привлечь к дисциплинарной ответственности виновных. Виновными же в нарушении требований федерального законодательства, как установила прокуратура, являются… завучи по учебной работе и национальным вопросам, которые ненадлежащим образом относились к возложенным на них обязанностям.

Примечательно, что предписание Вахитовской прокуратуры появилось на свет 2 октября, как раз в тот день, когда эта же прокуратура потребовала у директоров школ срочно предоставить учебные планы, расписания уроков и объяснительные по «языковому вопросу». - По моим сведениям, текст данного представления был составлен сразу после приезда в Казань 27 сентября Генпрокурора РФ Юрия Чайки и этот шаблонный документ разослали по всем районным прокуратурам, - рассказала «Вечерней Казани» активист сообщества «Русский язык в школах национальных республик» Екатерина Беляева. В свою очередь в «Комитете русскоязычных родителей Татарии», ссылаясь на свои источники в прокуратуре, сообщили, что аналогичные предписания об устранении нарушений с преподаванием татарского и русского языков получили директора многих школ Татарстана. По сведениям родителей, приезд в нашу республику представителей Генпрокуратуры, которые по поручению Путина проверят добровольность изучения языков в школах, ожидается через неделю.

«Это у нас получилось недоразумение. В этом вопросе мы уже разобрались. Это соцсети, понимаете? Кто что хочет – то и пишет. Это неправильно. Если бы было официальное заявление куда-либо, тогда я бы дала комментарий. А так, чтобы поддерживать слухи какие-то, я не собираюсь. Официального заявления мне не было, ни в какие органы заявлений не было. Это очень неправильно. Ко мне как к директору школы никто не обращался с тем, что мы делаем что-то неправильно. А что в соцсетях обсуждают – это право каждого. Извините», - сказала она.

4 октября "ВКонтакте" жительница Казани Ольга Янголисина опубликовала пост, сообщив, что родителям учеников школы №119 раздали заявления на углубленное изучение татарского языка. Отказы от заполнения, было написано, «не принимаются». Аналогичную информацию опубликовал Telegram-канал «Неудаща».

Несколькими часами ранее «Неудаща» , что прокуратура республики по заданию Генпрокуратуры проводит проверку добровольности изучения нацязыков. Было опубликовано письмо на бланке прокуратуры Вахитовского района, поступившее, согласно сообщению, в образовательные учреждения. В нем сообщается, что региональная прокуратура дала задание «о проверке соблюдения федерального законодательства об обеспечении прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе РФ».

Согласно письму, до 2 октября школы должны были предоставить учебные планы, расписание занятий на неделю, утвержденное директором образовательного учреждение положение о госязыке. Директорам надлежало отписать в прокуратуру, какие изучаются госязыки, количество часов отведено для русского, татарского и родного языков, а также учитывается ли мнение родителей школьников "на выбор языка, языков образования, в том числе при принятии учебных планов", есть ли письменное согласие родителей на изучение родного и татарского языков, сколько детей обучаются отдельно в татарских и русских группах.