Тимьян магические свойства. Чабрец


В Челябинск приехали практикующие шаманы из Тывы.

Мне удалось побывать на обряде. Съемный дом, просторные комнаты, шаманские атрибуты, атмосфера таинственности и чего-то мистического. Меня знакомят с шаманами - Экер Довуу и Елена Хулер-ооловна Отсур. Я была приятно удивлена молодостью шамана Экера. Всегда казалось, что шаман – это обязательно пожилой человек, а ему еще нет тридцати. Гости рассказывают, что практиковать шаманизм некоторые начинают с детства. Шаман – это человек избранный духами, не важно, когда тебя позовут, важно потребность помогать людям.

Обряд
Узнав, что в Челябинск приезжают шаманы, многие знакомые заинтересовались. При мне проводили обряд девушке по имени Евгения. Шаман готовится к обряду – на столе разложены различные магические атрибуты, стоят лампадки, камушки. Никому нельзя трогать вещи шамана, это закон - их охраняют духи. Шаман облачается в свой костюм – это яркий плащ, с различными ленточками, шкурками разных зверьков. На шее у шамана висит зеркало – он им защищается от злых духов. Рядом подвешены косточки мелких животных – это духи-помощники. И самое интересное – на голову шаман надевает шаманскую корону – это своеобразная шапка из птичьих перьев. Выглядит очень необычно.

Обряд проводил Экер. Евгения села напротив. Девушку интересовала ее судьба. Шаман зажег артыш – можжевельник, он отгоняет злых духов, это обязательный ритуал. Шаман вынул из мешочка разноцветные камушки. «Это хуванаак» – подсказывает мне Елена. Она стоит рядом. Обычно они принимают отдельно, но сегодня нужна ее помощь. Она комментирует происходящее, рассказывает, что непонятно. Хуванаак (хуван"ак - ударение на последнем слоге) – это камушки, которые раскладывает шаман и гадает по ним. Экер протягивает камни Евгении, выбирай любой. Она выбрала. Он заговаривает камушки, потом бросает их на мягкую материю на столе, смотрит, как упали, задумчиво вглядывается.

Мы переглядываемся. Я первый раз на таком обряде. Неужели можно что-то увидеть в обычных камнях? Потом он раскладывает камушки на кучки, всматривается и начинает говорить. Все, что было сказано шаманом, было правдой. Удивительно. Евгения в шоке. Мы пытаемся не вникать. Сами уже мечтаем побывать на ее месте. Дальше шаман начинает говорить про будущее…. Я не верю, что такое возможно. Откуда он может знать будущее? Но то, что он сказал ранее, было именно так.

Еще интересный момент – в какой-то момент, когда шаман раскладывал камни, мне стало плохо – хотелось прислониться к стене и посидеть так некоторое время. Силы покинули меня, я погрузилась в себя. Может это духи пришли? Не знаю. Хотелось закрыться от всех.

Потом мы переместились в другую комнату – там Евгении предстояло пройти обряд Очищения. Ее усадили на стул в центр комнаты. Шаман взял бубен. Наконец-то мы увидели главный шаманский атрибут. Ужасно хочется прикоснуться к нему, постучать, но нельзя. Шаман начинает стучать колотушкой в бубен, комнату огласил звонкий и в тоже время глухой ритмичный стук. Шаман ходил вокруг Евгении. Экер начал петь. Меня заворожили эти звуки – ритм ударов бубна и горловое пение.

Повторилось то странное состояние – меня начали покидать силы, закружилась голова. Я прислонилась к стене, я не чувствовала под собой почвы, и словно проваливалась куда-то. Я долго падала вниз, это как спускаться на лифте. А шаман пел и пел, звуки бубна становились звонче. Я не могла открыть глаза. Поплыли картинки перед глазами – в центре комнаты сидит Евгения, а вокруг нее, как бы из ниоткуда ее окружают тени – они подходят к ней, толпятся, их много. Я понимаю, что это пришли духи рода Евгении. Это все те, кто ее охраняют. Потом звучание шаманского бубна изменилось, я начала постепенно приходить в себя, духи начали уходить от Евгении, когда я открыла глаза, шаман совершал заключительные свои удары. Обряд подходил к концу. Это был обряд очищения. Шаман просил ее духов об очищении - камлал для рода Евгении.

О шаманизме
Я спросила, почему мне было так плохо. На что шаманы ответили, что подобного рода явлении не редкость на обрядах, что я чувствительная, почувствовала духов.

Потом, за чашечкой чая шаманы рассказали мне о своей жизни. Ребята состоят в обществе шаманов «Дунгур», что в переводе с тувинского означает «Бубен».

Интервью с Экером
- Как вы пришли к шаманизму?

Шаманом тяжело быть. Шаманы не хотят, чтобы их дети становились шаманами, оберегают.

Экер практикует шаманизм уже 9-й год. В 2000 году его начали призывать духи. Они сделали так, что он не смог отказаться от этого, некуда было деваться. Он начал видеть духов, они с ним разговаривали, он пришел в организацию шаманов, там рассказали, что он - шаман и начали учить. «Сам я не хотел, время пришло, оно само меня выбрало».

Шаманом может стать не каждый. Тяжелый путь. Экер – родовой шаман, это значит, что у него в роду были шаманы, родовой шаман очень сильный. Таких людей называют Небесными шаманами, они призваны Небом, духами. Их призвание – думать о людях, а не о себе. Когда рождается ребенок, по нему сразу видно – будет он шаманом или нет – по тому как он себя ведет. Он может вдруг начать разговаривать с невидимыми друзьями – это верный признак необычности ребенка.

Среди шаманов есть такое понятие, как шаманская болезнь. У кого-то она проходит быстро и безболезненно, кто-то долго мучается, годами. Шаманом стать не выбирают, человек не может захотеть стать шаманом – его обязательно выбирают сами духи. И уж, если они выбрали, что дадут знать. Когда будущего шамана начинают призывать духи, есть два пути – отказаться шаманить и принять этот дар. Иной раз, когда человек отказывается – он умирает, духи злятся на него.

Мне стало интересно, сейчас много шаманов по всему миру, каждый сохраняет свои традиции. А какие именно тувинские шаманы?

Шаманы одинаковые, нет отличий внешних, у каждого свой мир, у каждого свои методы, поэтому никто не рассказывает своих секретов. Шаманы закрыты друг от друга. А внешне между нами нет разницы. Шаманом нельзя стать. Нас учат духи во сне. Именно во сне нам дают ответы, показывают прошлое и будущее.

Сейчас много школ, где предлагают раскрыть третий глаз, способности. Есть экстрасенсы, медиумы, видящие, которые тоже взаимодействуют с духами. Но они при этом не шаманы, но у них открыт третий глаз, получается, что они тоже видят прошлое и будущее? Вы говорите, что шаманом нужно родиться, но при этом третий глаз можно открыть. Не совсем понимаю это.

Есть люди, которые видят, но при этом у них не открыт третий глаз. Это знаешь, как вода. Когда человек видит – он видит только поверхность воды и тот берег, а когда у человека открыт третий глаз – он видит и дно реки! Третий глаз нельзя открыть самому, его открывает только верховный шаман. Ты будешь видеть всё, назад дороги не будет.

Вы говорите, что шаманом быть очень тяжело, а как быть с семьей, детьми? Или, может, жена обязательно тоже должна быть шаманкой?

Жена может быть не шаманкой, главное, чтобы понимала. У шаманов постоянно меняется настроение. Это из-за духов. То улыбается, радостный ходит, то злой и ворчит на всех. Шаманы меняются, как погода. С этим нужно уживаться и понимать.

У вас есть какой-нибудь бытовой совет для обычных людей, не шаманов, чтобы можно было бы им пользоваться в мирской жизни? Например, говорят, что в доме всегда живет домовой, как с ним общаться?

Всегда вежливо и уважительно обращайся к нему. Вежливо здоровайся, когда заходишь в дом. Не забывай кормить. Когда уезжаешь, предупреди домового, что уходишь. Вот и все. И он будет вам помогать.

Так незаметно пролетел целый день в компании шаманов. Можно много говорить об этом. Если кто-то спросит, что такое для меня шаманизм – я не смогу ответить. Это все. Там душа, там я. Сегодня произошло еще одно погружение в мир непознанного, попытка понять механизм, попытка осмыслить себя. Шаманизм – архаическая техника. Он появился еще тогда, когда люди верили в духов, когда природные явления объяснялись волей богов. Может, им жилось проще, никто не претендовал на научную обоснованность явлений и неопровержимость фактов. Не было гонки технологий, люди были ближе к природе, они были слиты с ней, как одно единое целое. Нынешнее поколение утратило связь с природой, может, отсюда все наши проблемы? Мы не слышим ее просьб о помощи….

Марьям-Тэнгэр Абдрахманова

Каким должен быть шаман - обязательно в обрядовых одеждах и с бубном? Или тот, кто разговаривает с духами, может работать рядовым строителем?

В современном мире шамана можно встретить даже в кафе, и при этом отличить его от обычного посетителя будет сложно. Среди таких простых людей - и родовой шаман Амаш из Таштагола, с которым пообщались корреспонденты VSE42.Ru .

Как в наши дни становятся шаманами? Кто обучает этому искусству?

Шаманами становятся по крови: в роду шаманы обязательно должны быть. У меня это мама. Сколько поколений всего, мы не знаем. Мама помнит, что у неё дядя и тётя были шаманами. Кто до них - неизвестно. Искусство каждого очень индивидуально: у всех есть свои секреты. Шаман получает знания только от другого шамана - надо искать себе наставника, который показывает и учит. Нужно долго наблюдать, слушать подсказки, ведь самостоятельно этому не обучиться. Мой учитель - верховный шаман Тувы - Кара-Оол Тюлюшевич.

Когда у вас появилась уверенность, что будете этим заниматься?

Есть люди, у которых в детстве проявляются особые способности. Они начинают видеть картинки, слышать голоса. Тогда им наставники говорят, что у них есть дар, но в юном возрасте становиться шаманом не советуют: мол, такие люди долго не живут. Рекомендуют начинать практиковать после 40 лет, ведь раньше у человека другие задачи: нужно детей вначале поднять. Для женщин дождаться определённого возраста - обязательное условие.

А что делают те, у кого способности проявляются гораздо раньше?

Детям родители должны объяснять, что это нормально. В раннем возрасте сложно принять, что ты не такой, как все. Проявлений необычных способностей начинают бояться, ведут детей к врачам. Это неправильно, поэтому поддержка и понимание старших очень важны.

Когда вы начали практиковать?

В 40 лет начал готовиться. Полтора года практикую. Сейчас мне 43. Моя специализация - стихия огня и воды. Взаимодействую, разговариваю, чищу людей.

Можно ли сказать, что отчасти вы работаете как психолог?

Да, конечно. Я помогаю справиться с трудностями, найти свой жизненный путь, но образования психолога у меня нет, я не планирую его получать. Я даже не знаю принципов их работы. Есть те, кто видит поле событий человека, его характер, что он делает плохого. Я работаю на уровне энергии. Общаюсь с человеком и вижу его нутро. Мне не нужно какую-то информацию вытаскивать из человека.

А что для этого нужно делать? Как проходит встреча с вами?

Ничего особенного. Мы просто разговариваем. Никакой особой обстановки для этого не требуется. Можем даже в кафе за чашкой кофе побеседовать. Общаемся, человек рассказывает о своей проблеме, я вопросы задаю и постепенно начинаю его направлять.

А если человек, например, православный, скажет вам, что каждую неделю ходит в церковь. Будете с ним работать?

Да, конечно. Тут нельзя разделять людей по религиозным убеждениям или по другим принципам. Если человек обратился, обязательно постараюсь помочь.

Не за "спасибо", наверное? Сколько стоят услуги современного шамана?

Всё зависит от желания самого человека. Кто хочет, тот платит. Никакого прайса у меня нет.

А как вы зарабатываете на жизнь? Неужели можно совмещать шаманство и обычную работу?

Конечно, можно, хотя сложности в этом плане есть. Многим приходится работать, быть специалистами в разных областях. Я наёмный работник в строительной бригаде. Мы строим дома, кроем крыши, клиентам подсказываем, где лучше дом поставить. Правда, эта услуга не очень востребована. Чаще всего заказывают только работу строителя, но если уж мы строим дом, то в нём будет только благо.

Расскажите о вашей семье.

У меня есть жена, трое детей. Старшему сыну уже 21 год, младшей дочери - шесть лет.

Дети будут продолжать ваше дело?



У них никаких способностей пока не видно. А просто взять и выучиться на шамана нельзя. Да и это ведь очень большая ответственность. Шаман - хранитель рода. Если случается что-то плохое, то нужно искать причины, избавляться от них.

А если всё же кто-то из них проявит к этому интерес?

Одного желания мало! Шаман - это человек, у которого есть бестелесные помощники. Мало кому это дано.

Как определить, настоящий ли перед тобой шаман?

На улице невозможно отличить от обычного человека. Хотя есть люди, которые это чувствуют. Мы сами друг друга видим, конечно.

Значит, в обрядовых одеждах по улице вы не ходите. Но какие-то атрибуты должны быть? Мы все представляем вас как минимум с бубном в руках.

Это не всем надо. Есть шаманы, которым, чтобы войти в состояние транса, достаточно щёлкнуть пальцами, но, для того чтобы проводить обряды, атрибуты обязательны. Одно дело пообщаться с человеком, посмотреть его поле событий, другое - почистить помещение, например. Тут без атрибутов не обойтись. Нужны огонь, дымокур и трава (чабрец, можжевельник). С бубном, кстати, не все работают. Я в их число не вхожу. У меня и бубен, и посох.

В Кузбассе много шаманов?

Много. Не только шорские, кстати. Есть татары, алтайцы... А вообще, делят шаманов не по национальности, а по роду. Я - шаман из рода Шор, от которого и пошли шорцы. Всего у нашего народа 17 родов.

Общаетесь с ними?

Если собираемся, то только на праздники - для совершения больших обрядов (в Туве и Бурятии такие проходят). Я пока мало где участвовал: работы и в Таштаголе хватает.

Различные виды тимьяна встречаются практически повсеместно в Евразии, Северной Америке и даже Гренландии. В нашей стране насчитывается более 170 разновидностей этого растения.

Русское название «тимьян» происходит от слова «фимиам», что подчеркивает его особенную душистость. Очень часто используется и менее благозвучное название чабрец.

Магические свойства тимьяна (чабреца)

Со времен язычества растение находилось в большом почете у колдунов и знахарей. Тимьян считался магическим растением, способным, не только исцелить, но даже и воскресить человека. Засушенные веточки тимьяна часто бросали в ритуальные костры. Считалось, что его аромат способен ублажить любого бога славянского пантеона. А в странах Средиземноморья с античных времен принято окуривать тимьяном помещения, дабы защитить его жителей от зла и болезней. Кроме того, римляне верили, что перед ответственным сражением необходимо искупаться в отваре тимьяна, это придает небывалую бодрость и силы.

В древности тимьян использовали в судебных тяжбах, для того, чтобы выяснить, говорит ли человек правду. Для этого пучок сушеной травы бросали в костер, если дым стелился по земле, значит, человек лжет, а если поднимался вверх, его слова - чистая правда.

Также, благодаря магическим свойствам тимьяна (чабреца), из него часто создают различные талисманы и обереги . Их можно носить для улучшения общего самочувствия, привлечения любви или удачи. А куст этого растения, посаженный в саду, принесет удачу и благоденствие всему дому.

Почитают тимьян и христиане, его ароматными ветвями украшают по праздникам иконы Богородицы.

В Древнем Египте тимьян был обязательным компонентом бальзамирующего состава. По мнению ученых, об идеальных антисептических свойствах этого растения египтяне узнали от еще более ранней шумерской цивилизации.

Очень полезен для мужского здоровья. Тимьян - незаменимое средство при простатите и импотенции. В его листьях содержится цинк и целый ряд других полезных микроэлементов, оказывающих благотворное влияние на организм мужчины, увеличивая его силу и способность к оплодотворению.

Тимьян способен улучшать настроение, вызывая положительные эмоции, а потому часто используется психотерапевтами.

Ванны из тимьяна полезны при целом ряде различных заболеваний, от ревматизма и подагры, до кожной сыпи.

Эфирное масло растения широко применяется в косметологии как средство для оздоровления волос и кожи головы. Также масло тимьяна благотворно влияет на ногти.

Тимьян хорошее мочегонное средство, и именно поэтому его нужно с осторожностью применять людям с больными почками.

На этом целебные свойства тимьяна (чабреца) не заканчиваются, ведь он полезен и при простуде, так как обладает прекрасными отхаркивающими свойствами. Знаменитая детская микстура «Пектуссин», также, содержит в своем составе тимьян.

Тимьян - универсальная приправа, он прекрасно подходит к мясным, рыбным или овощным блюдам, нередко его добавляют в десерты и алкогольные напитки.

Замечательным ароматом отличаются сыры с добавлением тимьяна, а среди напитков по аромату и полезным свойствам лидирует чай, приправленный тимьяном.

Сушеные листья тимьяна обладают более острым и насыщенным ароматом, чем свежие, а потому, для пряных вторых блюд они будут предпочтительнее.

Растение превосходно сочетается с орегано, петрушкой и лавровым листом , и очень часто входит в состав различных пряных смесей.

На тимьяне очень хорошо настаивать масло, а потом заправлять им салаты из свежих овощей. Листики растения можно добавлять и в слегка растопленное сливочное масло.

С астрологической точки зрения, тимьян относится к стихии Воды, а потому, особенно полезен представителям водных знаков Зодиака - Рака , Скорпиона и Рыб . Планетой-покровительницей этого растения считается Венера , влияние которой позволяет тимьяну служить мощным средством для сохранения женской красоты и привлечения любви. Все обереги и талисманы приобретают особенно мощный эффект в дни полнолуния.

Чабрец или Тимьян (Thymus) . Происхождение названия «тимьян» имеет несколько версий. По одной – оно произошло от греческого «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как дыхание жизни, дух. По третьей версии оно связано с греческим «thyo» - «совершать жертвоприношение». По четвёртой - название тимьяна происходит от греческого же «thymiama» (фимиам).

Этимология русского названия «чабрец» до сих пор не выяснена. Большинство исследователей считают его производным от общеславянского «чабер», того же корня, что чемерица. На Руси ему было дано множество народных наименований: чабер, чебрец, богородская трава, боровой перчик, дикая мята, лимонный душок, мухопал, фимиамник, тимьян (русифицированное тимус).

Тимьян или чабрец еще со времен язычества считался культовым, божественным растением, которое могло не только вылечить, но и оживить человека. Название «богородская трава» связывают с обычаем украшать его букетиками церкви в праздник Успения Богородицы, который бывает в конце августа. Его часто использовали (а кое-где и сейчас используют) во время церковных служб как благовонную траву вместо ладана, особенно в деревнях, где достать ладан было гораздо сложнее, он являлся одним из ингредиентов миро. По библейской легенде дева Мария родила Иисуса на подстилке из тимьяна.

В народной культуре чабрец является символом воинской доблести, мужской силы. Во многих странах его считают символом плодородия и плодовитости, поэтому венки из чабреца надевали невестам.

Пожалуй, главным признаком чабреца является его неповторимый аромат с характерной горчинкой. Есть языческая легенда. Когда лесной бог создал лес, он увидел, что слишком уж всё красиво и приторно сладко, и тогда он создал для равновесия горькие травы. Даже высушенный, чабрец способен долго сохранять свой запах. На Украине это растение издавна является символом Родины. Его брали с собой, уезжая на чужбину, как память о родном крае. Есть много легенд о чабреце, в основном – казацких. Это и понятно, в старину именно они чаще всего охраняли родные места от набегов чужеземцев.

В легенде Петра Гуреева рассказывается, что собирая сына в дальний путь, положила мать ему за складочку вещмешка пучок сухого чабреца. На чужбине встретил он девицу-красу и остался там жить. Долго горевала его мать, но так и смирилась, что не удастся ей увидеть и понянчить своих внуков.

Жена все порывалась выбросить старый вещмешок, но казака что-то удерживало. Наконец, уговорила, но он не дал ей сделать это самой, а принялся проверять, не выбросит ли заодно с ним нужную вещь? И вдруг - что за диво? Рука его нащупала за складкой то, что не им туда было положено. Чабрец за все годы, что пролежал в вещмешке, не утратил своего запаха, а тут так разлился, что потянуло казака домой, туда, где растет его множество.

Очень красива кубанская легенда о казаке Иване Чегоде. Как горячий ветер-суховей, налетели на родной хутор турецкие орды. Вспыхнули казацкие мазанки, засверкали кривые сабли. Увидел Иван Чегода, что все казаки легли под турецкими саблями, попытался пробиться на север. Но когда целая сотня турок преградила ему путь, он повернул своего коня и поскакал на юг, к далеким горам. Далеко позади осталась родная Кубань. Придержал Иван Чегода коня, нагнулся с седла и сорвал кустик степного чабреца – низкой скромной травки с алыми цветочками и сладким запахом. Такой же чабрец рос у родного хутора, и мать-старуха часто посыпала им чистый глиняный пол хаты. Понюхал казак траву, бережно положил ее за пазуху и въехал в лес. И начало казаться Ивану, что и великаны-дубы, и скромная травка шепчут одно и то же:

– Казак! Негоже оставлять родную землю. Почему ты здесь, а не с товарищами. Трус!

– Я не трус! – закричал казак. – Смотри: моя сабля в турецкой крови! В пороховнице не осталось пороху, я его в бою с врагами извел!

Но дубрава шептала:

– Негоже бросать родную землю врагу! Трус!

Замолчал казак, низко к гриве коня опустил свою голову, и тоска жесткой рукой сжала его сердце.

Так всю ночь ехал он по лесам и ущельям, поднимаясь все выше в горы. А утром встретил воинов в бурках и черных, как ночь, папахах. Впереди ехал седой длинноусый старик, дорогая сабля билась о стремена.

– Кто ты? – крикнул старик Ивану.

Ничего не ответил казак. Тогда выехали вперед два рослых воина и, выхватив шашки, закричали:

– Кто ты? Отвечай нашему полководцу или сейчас твоя голова скатится с плеч!

Молчал казак. Черная тоска сковала его тело, и все равно было ему – жить или умереть.

– Кто ты?! Отвечай, о трус, от страха растерявший слова! – снова крикнули воины.

– Я не трус! – простонал казак и, выхватив саблю, пришпорил коня.

Скрестились и засверкали сабли. Долго звенели, скрещиваясь, клинки. Но вот широко взмахнул саблей казак, выбил оружие из рук воина и остановил коня – мрачный и могучий, как горная гроза. Закричали от негодования остальные воины в бурках, сверкнули десятки клинков, но старик засмеялся и велел спрятать сабли.

– Добрый воин! – сказал он Ивану. – Мне нужны острые сабли и крепкие руки, чтобы бить турок. Спрячь саблю, пришелец, и садись с нами на ковер!

Иван Чегода слез с усталого коня и присел на мягкий ковер.– Может быть, теперь, за дружеской трапезой, ты поведаешь нам, кто ты и откуда? – ласково спросил старик.

– Я – кубанский казак Иван Чегода. Была у меня земля родная, любимая, была мать-старушка, была дивчина кареглазая, а сейчас ничего нет, бобыль я! Сожгли мое счастье проклятые турки!

– У нас общая дорога и одни враги, – сказал старик. – Русские воины и воины солнечной Картли не один раз плечом к плечу стояли против турок. Езжай с нами в Картли, там собирается войско на борьбу с турками…

Как янтарные зерна в четках, один к одному вязались дни. И вскоре далеко по турецкой земле гремело грозное имя Ивана Чегоды. Самые отважные турецкие воины бледнели и поворачивали назад коней, когда на них мчался хмурый, светлоусый воин в богатой одежде и золоченом шлеме. Много побед одержал молодой сотник грузинского войска. Он первый несся на коне в атаку, и никто не мог остановить его. Богатые одежды, лихих арабских скакунов, дворец подарил герою-кубанцу грузинский полководец. Но никогда не улыбался Иван Чегода, всегда холодны и страшны были его ледяные глаза. И слуги не раз видели, как богатырь, уединившись в дальней комнате своего дворца, открывал золотой ларец, доставал оттуда пучок сухой, невиданной в этих краях травы, шептал тихие, ласковые слова о кубанской земле и плакал над сухим кустиком:

– Почему он не пахнет? Куда девался его степной медвяный запах?

И не могли понять люди: зачем было нужно нюхать сухую траву, когда кругом столько ярких, пахучих цветов! Опять луна и солнце отсчитывали сутки и месяцы. Однажды в тихий весенний вечер Иван Чегода, запершись в дальней комнате своего дворца, снова открыл золотой ларец. Оттуда пахнуло крепким, густым, горячим запахом весенней кубанской степи. И тут впервые заметили слуги радостную улыбку на лице грозного Ивана Чегоды. Они широко раскрыли глаза от удивления, когда любимец старого князя сорвал с себя драгоценные одежды, надел синие выцветшие шаровары, рубашку, расшитую скромным узором, и заломленную назад старую шапку. Потом он снял со стены шашку в черных потертых кожаных ножнах, взял длинное ружье, палочку свинца и рог, полный пороха. Веселый, улыбающийся, он сам пошел в конюшни и, пройдя мимо дорогих арабских скакунов, заседлал кубанского косматого коня. А когда Иван Чегода выехал за ворота дворца, слуги услышали, что он поет громкую песню, широкую и бурную, как горная река.

Вот и опушка дубравы. Вековые дубы шепчут молодыми листьями что-то ласковое и приветное. Яркая, зеленая, усыпанная цветами, дымится под солнцем весенняя степь. Жадно всматривается в нее казак, нагибается с коня. Но нигде не видно низкой пахучей травки-чабреца. Только старый сухой кустик шелестит под рубахой у сердца и дарит пьянящий аромат.

У степной балки навстречу казаку выехало трое людей в оборванных свитках и облысевших папахах.

– Куда едешь, хлопец?! Там турки! – угрюмо сказали они.

– Еду на Кубань, на родную землю. Зовет она нас, чтобы освободили мы ее от врага, – ответил Иван. Все новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов.

– Куда путь держите? – спрашивают они.

– Отбивать родную землю идем!

Вечер махнул синим крылом, когда почуяли казацкие кони сладкую кубанскую воду. Впереди на берегу забелели шатры турецкого войска.

– Не отдохнуть ли перед боем, Иван? – спросил один из казаков. – Кони шли целый день и устали!

– Нет! Кони чуют кубанскую воду и рвутся вперед!

– Не отдохнуть ли нам, Иван? – спросил другой. – Притомились казаки, ведь целый день под солнцем ехали!

– Нет! Прохладный ветер кубанский освежит нас!

– Не остановиться ли нам, Иван? Темнеет уже! – сказал третий.

– Нет! Скоро месяц взойдет, и Кубань, как зеркало, его лучи на берег отразит!

Загудели трубы в турецком лагере. Выбежали янычары, замелькали факелы. Грозой налетела казачья лава. – Чегода-паша! – закричали турки, увидев переднего всадника, и сабли начали падать у них из рук.

– Вперед! С нами аллах! – вскричал турецкий паша и с отборными воинами ринулся на казаков.

Казалось, еще один момент – и прорвет паша смертоносное кольцо казачьих сабель. Но вдруг вырос на его пути хмурый всадник с обнаженной шашкой.

– Вперед, казаки! С нами Родина! – громким голосом крикнул всадник, и турок узнал в нем Ивана Чегоду.

– Вот тебе, гяур! – взвизгнул паша и опустил кривую саблю. Но Чегода ловко отвел удар, размахнулся и срубил турецкому паше голову. Завыли турки от отчаяния, повернули назад и стали бросаться в Кубань…

В ту ночь тысячи их навсегда полегли на кубанской земле, а остальные потонули в бурных водах реки.

После боя усталые казаки сладко уснули на зеленой траве, у родной Кубани. А утром, когда горячее солнце начало пить росу и умылось в холодной реке, они проснулись от медвяного запаха. Тысячи кустиков невысокой травки с красноватыми мелкими цветочками расцвели вокруг них. С тех пор, отправляясь в поход, всегда берут с собой казаки сухие пахучие веточки родного чабреца.

А это – донской сказ. Случилось одному казаку, Ивану Бесстрашному, мимо татарской заставы ехать. Ехал он без всякой опаски, потому что в это время татары с казаками мирно жили. Увидели татары казака, руками машут, к себе его в гости кличут. Приостановил своего коня казак, слез с него и к татарам подошел. Забыл Иван Бесстрашный, что против старых врагов всегда нужно опаску да осторожность иметь. Вошел он в палатку, сел и начал вместе с ними вино пить. Татары ему в ковш вина подливают - и вина не простого, а с наговорным зельем. С таким наговорным зельем, что кто с ним вина отведает, тот своих верных друзей-товарищей и родных отца с матерью навеки забудет. Захмелел казак, спать повалился. Наутро поднялся, в татарскую одежду нарядился и сам татарином стал. Служил он татарскому царю прилежно, стал большим начальником. Узнали об этом казаки и решили послать к Ивану Бесстрашному гонцов. Приехали они к нему и говорят:

Не стыдно ли не дурно ли тебе, Иван, старых друзей-товарищей забывать? А тот им в ответ: - Вот у меня теперь друзья-товарищи! - и сам на татар указывает.

Во второй раз приехали гонцы к Ивану Бесстрашному и говорят: - Кланялись тебе родимый батюшка и родимая матушка, кличут тебя к себе на тихий Дон - домой. А он им в ответ:

Вот тут у меня и дом, а вот эти люди, - сам на татар указывает, - для меня отца с матерью милее. Больше не дал он гонцам и слова вымолвить, от себя сразу вон выпроводил. Так ни с чем гонцы опять домой и воротились.

Собрались тут все казаки до единого и в третий раз гонцов к Ивану Бесстрашному посылают. Случилось тут одному старому казаку быть. Сорвал он чабреца, травки степной, душистой и пахучей. Подошел к гонцам и говорит: - Приедете к Ивану Бесстрашному - ничего ему не говорите, ни о чем не просите, а только вот эту степную травку перед ним на стол положите. Так и сделали гонцы, как приехали они к Ивану Бесстрашному. Слова ему не сказали, а перед ним пучок сухого чабреца на стол положили. Запах его сразу учуял Иван Бесстрашный - и тут же гонцов спрашивает:

А чем это пахнет? Они ему в ответ: - Травой чабрецом, какую тебе родина и тихий Дон-батюшка в подарочек прислали. Спали тут с Ивана Бесстрашного татарские чары. Схватил он свою острую шашку, побил стражу, что к нему татарский царь для почета приставил. Побил и ускакал с гонцами на тихий Дон. Не один раз после этого Иван Бесстрашный вместе с другими казаками крепко бил татар и всегда говорил своим верным друзьям-товарищам: - Не верьте никогда врагам. Не ешьте их хлеба и соли, не пейте вина - от этого вам добра не будет, а только одно худо. Всегда помните о верных друзьях-товарищах, о родных отце с матерью, помните и никогда не забывайте о родине, что вас вспоила и вскормила. Спасибо вам, друзья-товарищи, что вы меня навеки от хитрых вражеских чар избавили.

С чабрецом связано много поверий и обычаев. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. Верили, что он охранял от домового, наваливающегося по ночам на спящего человека и пугающего его. В народе бытует поверье, что чабрец в подушке, дает здоровье и долголетие. Букетики чабреца приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро.

Чабрецу приписывали и магические свойства. Например, чтобы узнать говорит ли человек правду, произносили имя этого человека и бросали высушенный чабрец в костёр. Если дым поднимался вверх, значит, говорит правду, если стелился по земле, значит обманывает.

Из него изготавливали напиток, который употребляли на Троицу, когда поминали покойников, а также на Ивана Купалу - от русалок и прочей нечисти. Этим напитком девушки очаровывали ребят, которые остыли к ним. А те, что были «на выданье», смазывали им себя, чтобы злые силы не помешали будущем зачатию. По поверьям, чабрец во многом помогает в любовных делах - вызывает любовное томление у женщин, освобождает их от страха перед постельными утехами, а мужчин наделяет силой, продлевая ночь любви до бесконечности (он действительно содержит в себе вещества, способные восстанавливать мужское здоровье).

Верили, что пучок чабреца в доме помогает женщинам во всех заботах - найти и привлечь суженого, родить и вырастить ребенка, сохранить мир в семье. Отсюда и обычаи, сохранившиеся в некоторых деревнях до сих пор. Девушки ополаскивали волосы отваром чабреца перед свадьбой, вплетали его в венки и носили браслеты из его стеблей для сохранения красоты и здоровья. Его клали под подушку молодоженам, веточки сухого чабреца вешали в доме на счастье и достаток. Верили, что если носить при себе веточку чабреца, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. В дом будет приходить добро гораздо чаще, если перед ним растет чабрец.

Применяли чабрец и в качестве санитарно-гигиенического средства. В языческий период славяне бросали его в костер во время эпидемий, чтобы его целебный дым защитил от чумы, холеры, чахотки. Чабрецом окуривали и коров «после теления», и крынки молока, чтобы снималось больше сливок и сметаны, бочки для засола, и охотничьи и рыболовные снасти «для счастливого лова». В старину он применялся, благодаря своим бактерицидным свойствам, для длительного хранения мясных блюд (это было достаточно ценным свойством в то время, ведь тогда не было холодильников).

О том, что в народе исстари ценили чабрец, говорит факт. о котором сообщила читательница этого сайта Stella. В Армении есть село Урцадзор, примерный перевод его названия означает "лес чабреца".

Интересный факт: чабрец, в отличие от большинства антибиотиков, является одной из немногих трав, к которой современные микробы никак не могут выработать устойчивость.

  • #3

    Спасибо автору за столь развернутую статью! Очень познавательно! У нас в семье моя прабабушка, потом бабушка окуривали нас детей дымом от этой высушенной травы, если ребенок капризничал или беспричинно плакал, они считали, что тем самым снимают "дурной" глаз с нас.

  • #4

    День добрый, Гуля. Большое спасибо за лестный отзыв и интересный рассказ. Быть может Вы помните еще какие-либо семейные традиции, связанные с растениями? Буду благодарна, если Вы напишете.

  • #5
  • Чаще всего чабрец используется при воспалительных процессах. Кроме лечебных свойств, он обладает и магическими.

    Это растение поможет вернуть молодость и красоту, а также поможет женщинам стать более привлекательной для мужчин. Для этого порошок этой травы нужно развести с любой косметической маской и нанести на лицо. Также для поддержания женской привлекательности и сексуальности полезны ванны с добавлением листьев чабреца.

    Чабрец очень сильная трава. Чабрец (по-гречески "thymos"- "вдыхание жизни, дух" или фимиам - этим названием древние целители хотели подчеркнуть лечебную силу растения) известен с древнейших времен и являлся по своему культовым растением.

    Этот цветок был достаточно известен целителям и гадателям Древней Греции. В древнем Египте его добавляли в состав ароматических смесей, применяемых для бальзамирования умерших. Вместе с растением Петров крест его зашивали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов. У этой травы большая предыстория, связанная со святой Русью.

    Чабрецу приписывали лекарственные, и даже магические свойства. Например, чтобы узнать говорит ли человек правду, произносили имя этого человека и бросали высушенный состав из чабреца в костёр. Если дым поднимался вверх, то человек говорит правду, если стелился по земле, то он слукавил.

    Чабрец считался своего рода оберегом от мрачных духов, его носили на шее в специальных ладанках, таким образом, она защищала от сглаза и порчи. Женщины плели из чабреца венок (символ плодородия).

    Используют в составах талисманов для привлечения любви, силы. Особенно сильна в полнолуние. Эту траву сжигают или используют в настоях для исцеления, избавления от порчи, очищения, для нахождения решения сложной проблемы, для связи с подсознанием, получения магической силы. Тимьян традиционно носили с собой для защиты от злых чар, обретения храбрости и силы.

    Куст тимьяна в саду привнесет позитивную энергию в дом. Его также использовали в амулетах для удачи.

    Семена брошенные в огонь домашнего камина, гарантируют отличное самочувствие всем домочадцам. Если же носить семена постоянно при себе - это способствует улучшению самочувствия.

    Курение из чабреца успокаивает нервную систему, позволяет найти решение трудной проблемы, отсекает действие энергетических сексуальных вампиров. Подобным же образом действуют и настои. Умывание и купание в настое чабреца способствуют сохранению женской красоты.
    Очищает ауру, предотвращает ночные кошмары.

    Чабрецу обладает сильным антисептическим и тонизирующим свойством.

    Для улучшения сна и снятия негативной энергии рекомендуется зашить тимьян в подушку. Для этого чабрец следует зашить в белый хлопчатобумажный мешочек белыми нитками и подпоров подушку положить туда этот пучок, зашить. Как говорят знахари лучше это делать в полнолуние со словами:

    «Земная трава, ложись в голова,
    Помоги (имя) во всем,
    Дай пройти по жизни лучшим путем»

    Лучше если на этой подушке будет спать один человек, нельзя её никому одалживать. Свойства чабреца действуют в течение года, потом его следует удалить из подушки, в противном случае негативная энергия начнет возвращаться назад. Использованный чабрец нельзя выбрасывать, его следует закопать.

    Мифы и легенды

    Чабрец - это один из ингредиентов масла для смазывания век, чтобы увидеть Королеву фей!
    Известно, что в Тироле, чтобы увидеть фей, прибегали к такому колдовству: брали веточку руты, прутик из метлы (или ветку ракитника), репейник, папоротник-адиантум и ветку плюща. Эти травы связывали вместе зеленой ниточкой и клали в ладанку, завязав ее зеленой нитью. Считалось, что если носить эту ладанку у сердца, можно увидеть фей. А чтобы увидеть Королеву фей, необходимо было использовать масло.

    Готовилось оно так:

    В маленькую стеклянную банку клали три почки шток-розы розовой, три цветка бархатцев (ноготков), три веточки чабреца, три почки орешника и траву из кольца фей или с “Трона фей”. Заливали эти растения оливковым маслом и настаивали в солнечном месте в течение трех дней. Затем сливали масло в чистую бутылку для хранения и пользовались им по мере надобности. Понятно, что увидеть Королеву можно было только в определенном месте - чаще всего там, где феи проводили свои балы, а это совсем непросто, найти такое место.

    Еще одна любопытная деталь. Цветок чабреца, окруженный пчелами, в средние века изображали как украшение на рыцарских шарфах, ибо, по преданию, он вселяет в сердца мужество и храбрость.

    Тимьян (чабрец) - еще одно ассоциируемое с невидимым миром растение. Если сварить и съесть похлебку из вершков дикого тимьяна, собранного на эльфийском холме, и травы со склона этого же холма, то можно увидеть фейри. Варить похлебку надо на свежем воздухе - дикий тимьян в доме приносит несчастье. Ношение с собой сухого тимьяна (дикого или культивированного) или умащение кожи маслом тимьяна усиливает способность видеть фейри. Посыпьте сухим тимьяном у входной двери, на ступеньки крыльца или на подоконник чтобы пригласить фейри посетить вас. Если лечь спать на вершине холма фей, положив на веки веточки тимьяна, то гарантированно увидишь фейри. Дикий чабрец, собранный на склоне эльфийского холма - мощный ингредиент для любых связанных с фейри обрядов. Если приглядеться к зарослям тимьяна, можно мельком увидеть беззаботно играющих фейри.

    P.S.Все выше изложеное собрано на просторах инета

    На собственном опыте проверенно идеально подходит для любовной магии, хорошо при этом работают восковые свечи с тимьяном, заговоры на мешочек с этой травой, зверобой + чабрец налаживает отношения, решает проблемы в личной жизни.
    Хорошо окуривать помещение для гармонизации пространства,но перед этим всегда использую зверобой, для очищения, а потом уже чабрец.
    Ну и конечно чашка чая с чабрецом, пару слов любви над этой чашкой, сладкая печенюшечка и идеальное приворотное зелья для любимого человека готово