Философия Абеляра – концептуализм. Средневековый концептуализм Философия эпохи Возрождения как переходный тип


Одно из направлений схоластической философии. Согласно этой доктрине, проявление познания приходит вместе с опытом, однако не исходит из полученного опыта. Концептуализм также можно представить как синтез рационализма с эмпиризмом. Этот термин происходит от латинского слова conceptus, что означает мысль, понятие. Несмотря на то что это оно также является культурным направлением, возникшим в 20 веке.

Представители концептуализма

Два Иоанна - и Солсберийский, Иоанн Дунс, Джон Локк - всех этих философов объединяет концептуализм. Это те философы, которые считают, что идеи, общие для всех, проявляются во время приобретения опыта частным лицом. То есть пока мы не столкнемся с тем или иным явлением, мы не поймем суть той или иной общечеловеческой проблемы. Например, пока мы не испытаем на себе несправедливость, мы не поймем саму суть справедливости. Кстати, эта теория получила широкое распространение и в творческой среде - концептуализм в искусстве, в частности в живописи. Самым ярким его представителем среди художников является Джозеф Кошут, а среди музыкантов - Генри Флинт.

Концептуальное искусство

Джозеф Кошут объяснял значение данной теории в полном переосмыслении функционирования произведений искусства и вообще культуры в целом. Он утверждал, что искусство является силой идеи, но ни в коем случае не материала. Его композиция “Один человек и три стула”, которую он закончил в 1965 году, стала классическим примером концептуализма. Концептуализм в живописи обращается не к духовно-эмоциональному восприятию того, что изображено, а к постижению увиденного посредством интеллекта. В концептуальном искусстве концепция художественных произведений, будь то картина или книга, или же музыкальное творение, важнее, чем его физическое выражение. Это означает, что основная цель искусства состоит именно в передаче мысли, идеи. Кстати, концептуальными объектами могут быть более современные виды произведений, например, фотографии, видео- или аудиоматериалы и т. д.

Концептуализм в живописи

Как уже было отмечено, одним из самых идейных представителей данного течения является художник Марсель Дюшан (Франция). Он долго подготавливал «почву» для концептуалистов, создавая реди-мейды. Самым знаменитым из них был созданный художником в 1917 году «Фонтан»-писсуар. Кстати, он был представлен на выставке, организованной для независимых художников в Нью-Йорке. Что же хотел показать своим произведением Дюшан? Писсуар - обычный предмет, используемый в санитарно-гигиенических целях. Если он производится на фабрике, то он, естественно, не может считаться произведением искусства. Однако если в его создании участвовал творец, художник, то писсуар перестает быть обыкновенным предметом обихода, потому что он уникален, обладает эстетическими достоинствами и для его создания была использована мысль. Одним словом, концептуализм - это торжество идеи над эмоциями. Это и делает ценным то или иное произведение.

Российский концептуализм

Это философско-художественное течение также имело место в России, в частности в Москве. Оно началось в неофициальном искусстве Советского Союза еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Однако термин московский концептуализм возник чуть позже, в 1979 году с легкой руки Бориса Гройса, опубликовавшего в журнале “От А до Я” статью под названием «Романтический московский концептуализм». Он имеет две ветви: литературоцентричную и аналитическую.

Примеры концептуального искусства

Первой значимой работой в данном направлении, выставленной в 1953 году, является произведение Роберта Раушенберга “Стертый рисунок Куинга”. Признайтесь, странное название для художественного образца. К тому же встает вопрос: кто же все-таки автор этого произведения - Раушенберг или Куинг? Все дело в том, что через какое-то время после создания данного рисунка Robert Milton Ernest Rauschenberg стер его и представил за свою работу. Суть его поступка была продиктована желанием бросить вызов идее традиционного искусства. Он был сторонником реди-мейда - концептуального течения в живописи, согласно которому не важно, кто является первоначальным автором, важен конечный результат, то есть идея, которая вложена в созданное произведение. Самым наглядным примером реди-мейда являются коллажи, собранные из фрагментов разных произведений. Другой представитель данного течения Ив Клейн стал автором "Аэростатической скульптуры Парижа". Для этого ему понадобилось 1001 воздушных шариков и разместил их в небе над Парижем. Это было сделано для рекламы выставки над Ле Вайд.

Заключение

Итак, основоположником этого течения считается Марсель Дюшан. Именно он предложил определение, что в искусстве важен не предмет, а идея. Не важен конечный результат, его эстетика, а важно, кто является автором и в чем заключался смысл его задумки. Одним словом, концептуализм - это такое течение в живописи, литературе, музыке, в искусстве в целом, в котором произведения по большому счету непонятны зрителю, читателю, слушателю или же они воспринимаются каждым по-особенному.

одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий, полагающее, что общее существует в вещах и обнаруживается мышлением и в речи. В искусстве концептуализм – крупное авангардистское движение, где совершается переход от конкретно-чувственного восприятия к интеллектуальному осмыслению (например, экспонируются сам стул, его фотография и словесное описание из словаря).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

лат. conceptus - понятие) - умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К. идеи впервые были высказаны еще в рамках стоицизма; в качестве особого направления философской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика: основоположник - Петр Абеляр; наиболее последовательный представитель - Иоанн Солсберийский. К. Абеляра оформляется под воздействием взглядов двух его учителей - Росцелина и Гийома из Шампо, т.е. наиболее радикальных выразителей позиций номинализма и - соответственно - реализма. Преодолевая крайности последних, Петр Абеляр полагает невозможным считать универсалии ни субстанциальными сущностями вещей (ибо в этом случае необходимо было бы выводить альтернативные акциденции из единой субстанции: например, телесность и духовность из сущности человека), ни только звучанием голоса, flatus vocis (ибо даже имена представляют собой не просто звук, vox, но семантически наполненное слово - sermo). Таким образом, универсалии не воплощены в вещь субстанциально, но в последней присутствуют признаки, выражающие не только истинную сущность вещи, но и частные ее проявления, - именно эти признаки позволяют отнести вещь к тому или иному множеству, выражаемому универсалией как именем. По Петру Абеляру, универсалия как общее понятие есть результат деятельности человеческого ума, обобщающего реальные свойства (признаки) вещей, характеризуемых одним и тем же "состоянием" (status), и при анализе процесса возникновения универсалий Петр Абеляр делает акцент на чувственном опыте, не выделяя его, однако, из общесинкретической познавательной процедуры в качестве самостоятельного этапа или - тем более - акта: непосредственно в сенсорном процессе ум отвлекается от сугубо индивидуальных и неповторяемых свойств объекта, адсорбируя интегральные признаки, позволяющие объединять вещи в тот или иной status. Иначе говоря, универсалии оформляются в чувственном опыте посредством абстрагирования. В отличие от Петра Абеляра, Иоанн Солсберийский, чьи взгляды оформились во многом под воздействием Цицерона и античного скептицизма, проанализировав все представленные в схоластике варианты решения проблемы универсалий, высказывает мнение о ней как об основополагающей для философии, а потому не имеющей финального решения. Полагая модель К. наиболее приемлемым вариантом ее интерпретации, Иоанн Солсберийский придерживался именно ее, не считая, однако, вопрос закрытым и допуская возможность плюрализма иных его решений. Предполагая наличие трех источников достоверного знания (чувства, разум и вера), он дифференцирует в рамках К. предложенный Петром Абеляром когнитивный синкретизм, фиксируя не только специфические познавательные функции как чувственно-опытного, так и рационально-логического ("диалектического") познания, но и необходимую взаимодополняемость эмпирических и рационально-теоретических источников знания: "если диалектика облегчает изучение других наук, то, оставшись наедине с собой, она становится бессильной и бесплодной. Ибо если нужно оплодотворить душу для того, чтобы принести плоды философии, она должна зачать извне". Этот значимый для разворачивания гносеологической проблематики импульс дифференциации сохраняется и в философии Нового времени. К. не только был развит новоевропейской философией (Локк, Гельвеции, Кондильяк), но и послужил также основой становления гносеологической программы синтеза уже концептуально конституировавшихся эмпиризма и рационализма, предусматривающей сенсорный способ получения исходных данных опыта и их последующую комбинаторику и обобщение рациональным путем. Таким образом, универсалии являются в контексте данной парадигмы результатом деятельности "разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним именами" (Локк). В этой проекции К. может быть оценен не только как умеренный вариант номинализма, но и как парадигмальная установка, объективно задающая перспективу снятия альтернативы реализм - номинализм, задавая более конструктивный синтетический метод решения проблемы общих понятий. (См. также Универсалии, Номинализм.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Концептуализм, концептуальное искусство это искусство идеи, когда художник создает и демонстрирует не столько художественное произведение, сколько определенную художественную стратегию, концепцию, которая, в принципе, может репрезентироваться любым артефактом или просто артистическим жестом, «акцией». Корни концептуализма - в творчестве ряда авангардистских групп 10-20-х: футуристов, дадаистов, ОБЭРИУ. Классическое произведение концептуализма - «скульптура» Марселя Дюшана «Фонтан» (1917), представляющая собой выставленный на всеобщее обозрение писсуар.

Концептуализм России

В России концептуализм осознается как особое художественное направление и манифестируется в неофициальном искусстве 1970-х. В поэзии концептуализм связан с творчеством Вс. Некрасова, Яна Сатуновского, Д.А.Пригова, Льва Рубинштейна и Андрея Монастырского (Пригов и Рубинштейн позднее образуют своеобразный дуэт, а Монастырский создаст акционную группу «Коллективные действия»), в прозе - В.Сорокина, в изобразительном искусстве - Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Используя авангардистское стремление к чистоте и самодостаточности выделенной художественной формы, концептуалисты переводят центральную проблематику в иную плоскость, занимаясь уже не формой самой по себе, а условиями ее возникновения, не столько текстом, сколько контекстом. Вс. Некрасов замечает, что концептуализм правильнее было бы назвать «контекстуализмом». Как следствие, меняются отношения между автором и зрителем. За зрителем предполагается существенно более активная позиция. «Художник мажет по холсту. Зритель смотрит. Художник перестает мазать по холсту и начинает мазать по зрителю» (Кабаков). В художественной практике концептуализм переходит от авторского монологизма к множественности равноправных языков. В результате не автор создает художественный язык, а язык, его функциональное многообразие («речь»)-автора. «Не мы владеем языком, а язык - нами», - этот постмодернистский тезис, явившийся в каком-то смысле результатом общего лингвистического поворота в философии 20 века, нашел свое наиболее непосредственное художественное воплощение именно в концептуализме.

Конкретная поэзия, точно так же объективируя и отчуждая язык, тем не менее, использовала его фактуру, стремясь к своеобразной образности и выразительности. Концептуализм, в предельных случаях, вообще отказывается от создания произведения искусства и, соответственно, от любой имманентной выразительности. Оказавшись в драматичной ситуации отчуждения языка, концептуализм обращается с языком, вернее, с множественностью языков, как с «черным ящиком», неорганической материей. В центре оказывается даже не «элементарное, как фундаментальное» (Вс.Некрасов), а пустой объект. Изображение убрано, осталась одна рамка. Вместо изображения - фикция, симулякр. Центра нет. Художник манипулирует краями, рамкой. Изображение в «альбомах» Кабакова, текст в «каталогах» Л.Рубинштейна и «романах» Сорокина - симулякр, видимость изображения и текста. Это подчеркивается появлением в общем ряду собственно пустых объектов - белого листа в альбоме, не заполненной карточки в каталоге, чистых страниц в книге. У них одна природа - красноречивого молчания. Отчасти тут воспроизводится механизм ритуала, в сакральном пространстве которого все действия перекодируются. Только в роли сакрального означаемого в данном случае выступает тоже пустой объект. Серийная техника Кабакова, Рубинштейна, Сорокина, Монастырского и группы «Коллективные действия» - предел художественной редукции, квинтэссенция минимализма. Причем малые формы тут уже не годятся.

Беря пустые объекты, голые структуры, Кабаков, Рубинштейн и Сорокин накапливают художественный эффект по крупицам, «малыми воздействиями», чисто внешними перестановками, формальными, неструктурными вариациями. Для того чтобы молчание стало красноречивым, требуется довольно громоздкий инструментарий. В советской ситуации в окружающем языковом многообразии, разумеется, преобладал язык коммунистической пропаганды и советской мифологии. Концептуальное искусство, работавшее с этим языком, получило название соцарга («социалистическое искусство»). Первые соцартовские произведения появились в конце 1950-х благодаря творчеству лианозовской группы (см. ). В живописи и графике - у Оскара Рабина, в поэзии -у К.Холина, Г.Сапгира, Вс.Некрасова. В 1970-е эту линию продолжил Пригов - уже в рамках общего концептуалистского движения, получившего название «московской школы концептуализма». В 1980-е для нового поэтического поколения (последнего советского) концептуализм - уже почтенная традиция. Проблема отчужденного языка, чужого слова по-прежнему в центре внимания. Цитатность становится непременным элементом лирического стиха (у так называемых «иронистов» - А.Ерёменко, Е.Бунимовича, В.Коркия), а новые соцартисты - Т.Кибиров и М.Сухотин - порой доводят цитатность до центона (особенно Сухотин.) концептуализм и сегодня оказывает заметное влияние на молодых поэтов и художников.

Слово концептуализм произошло от латинского conceptus, что в переводе означает - понятие.

Был образованнейшим человеком своего времени; он стоял выше номиналистов и реалистов ; он дискутировал и с теми, и с другими; его не удовлетворял ни Росцеллин, ни Гильом Шампо . Зная глубже Аристотеля , чем кто-нибудь, Абеляр основательно полагал, что и номинализм, и реализм равно развились на его логике. Он старался примирить в своей философии обе эти школы. Универсалии для него не сущности, как для реалистов, не слова, как для номиналистов, но – понятия, концепты ума; свою философскую теорию Абеляр поэтому называет концептуализмом . Оттого так богата событиями жизнь и переменчива судьба Абеляра, что для церкви его концептуализм представлялся то другом, то врагом. Во всяком случае, он был выше схоластов, потому что старался объяснить свою веру знанием, а не выводить само знание из веры; схоластика у Абеляра была самостоятельной и научной. Христианство он старался сблизить с греческой философией, находя, что языческие мыслители были знакомы с догматом о Троице и могли бы уяснить его. Главное философское сочинение Абеляра – Трактат «Да и нет» («Sic et non») – было посвящено диалектике, но начало его утрачено. Толкования Абеляра к сочинениям Порфирия дошли до нас полностью.

Еще больше прогресса видим в его нравственной теории. Он решился стать выше ортодоксальных схоластических богословов, сказав, что грех заключается не в чувственной наклонности ко злу, не в действии, а только в намерении. Смелый философский концептуализм Абеляра, таким образом, далеко опередил современников. Все окружавшее в сфере мысли было ниже его.

Могила Пьера Абеляра и его жены Элоизы на кладбище Пер-Лашез

Пьер Абеляр родился в 1079 г. в городе Пале, недалеко от Нанта. Рыцарским упражнениям он предпочел философию, которой с детства отдался всей душой. Он слушал, одновременно и Росцеллина, и Гильома Шампо. Еще в молодости Абеляр учил по разным городам. В 1101 г. он открыл свои публичные чтения, а вскоре Абеляр сразился с самим Шампо на публичном философском диспуте и победил его. Наградой была кафедра богословия и философии в Париже. Абеляр имел огромный, неслыханный успех; пять тысяч студентов были у его ног. Все удивлялись его красноречию, новизне мысли, ясности речи, широте взглядов. Многие из учеников Абеляра прославились впоследствии, например папа Целестин II и Арнольд Брешианский , известный еретик, что всегда ставили ему в преступление, забывая, что в то же время он дал церкви девятнадцать кардиналов и пятьдесят епископов. Спокойствие Парижа иногда нарушалось торжественной процессией школяров, сопровождавших по улицам молодого философа Абеляра; его приветствовали восторженные крики студентов и народа.

Номинализму, отрицавшему их существование.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОНЦЕПТУАЛИЗМ" в других словарях:

    - (от лат. conceptus понятие) филос. учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая… … Философская энциклопедия

    КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО последнее по времени возникновения (60 80 е гг.) крупное движение авангарда. Один из его основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после философии” (1969) назвал К. “пост филос.… … Энциклопедия культурологии

    Авангардизм Словарь русских синонимов. концептуализм сущ., кол во синонимов: 1 авангардизм (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    Концептуализм - Концептуализм ♦ Conceptualisme Один из трех традиционных способов решения проблемы универсалий. Концептуализм утверждает, что общие идеи существуют только в уме человека (в отличие от реализма, утверждающего, что они существуют сами по себе… … Философский словарь Спонвиля

    КОНЦЕПТУАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии. Смотри Номинализм, Универсалии … Современная энциклопедия

    Направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. conceptus понятие) умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomma) соответствующих объектов, однако… … Новейший философский словарь

    концептуализм - КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. concipio схватываю, собираю, понимаю) философское направление, оформившееся в Средневековье. Оно предполагает существование общего, или универсалии, в вещи (in re). Сама по себе эта позиция может быть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    концептуализм - а, м. conceptualisme m. <, н. лат. conceptualismus <лат. conceptum мысль, представление. Близкое к номинализму направление в средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общего, независимого от отдельных вещей,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Концептуализм - КОНЦЕПТУАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии. Смотри Номинализм, Универсалии. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Чужие? Том 1. Неофициальное искусство. Мифы. Стратегии. Концепции , Екатерина Бобринская , В книге рассматриваются основные тенденции и проблематика советского неофициального искусства 1950-1980-х годов: соц-арт и абстрактная живопись, искусство объекта и московский концептуализм,… Категория: История русского искусства Издатель: Ш. П. Бреус ,
  • Пригов и концептуализм. Сборник статей и материалов , Екатерина Бобринская , Сборник включает в себя материалы III Приговских чтений, состоявшихся в 2012 году в Венеции и Москве по инициативе Фонда Д. А. Пригова и Лаборатории Д. А. Пригова РГГУ. В этом смысле сборник… Категория: Культурология. Искусствоведение Серия: Научная библиотека Издатель: