Как избавиться от дрожания голоса при пении. Естественное и неестественное дрожание голоса во время пения


Звуки человеческого голоса при пении обычно не тянутся ровно, а разлагаются на ряд отдельных частей, каждой из которых сопутствует пульсирующее усиление. Следуя быстро друг за другом, они вызывают то явление в звучании, которое называется вибрацией голоса. В меру имеющиеся вибрации в певческом голосе придают ему красоту, смягчая порой имеющиеся недостатки. Благодаря этому и той положительной роли, какую играет вибрация в полноценном звукообразовании, ее можно считать необходимым и важным условием певческого звука. Но у ряда певцов вибрация подменяется отрицательным явлением в подаче певческого звука, которое носит название «тремолирование» голоса. Те же голоса, где вибрация имеется либо с очень большой или мелкой амплитудой колебания, считаются не заслуживающими в исполнительском отношении внимания.

В то время, как физиологически законная вибрация голоса является, в зависимости от качества вибрации, тем явлением, которое в значительной степени украшает голос, тремолирование голоса является чрезвычайным и крайне тягостным для певца недостатком. Чаще наблюдается тремолирование при пении у вокалистов, приближающихся к концу своей певческой работы; но нередко можно встретиться с этим явлением у молодежи, только вступающей на путь вокальной деятельности. С акустической точки зрения тремолирование голоса является теми же пульсаторными толчками звука, которые следуют один за другим, но эти взрывные толчки получаются грубыми, без плавного перехода один в другой.

Вибрация и тремолирование голоса — это явления одного и того же порядка, но с совершенно противоположным образом воздействия и восприятия ухом другого человека. Насколько, как уже было выше сказано, вибрация украшает качество певческого голоса, который при отсутствии вибрации является вялым и скучным, настолько любое тремолирование певческого голоса резко его ухудшает. Чем более равномерно совершается вибрация голоса, тем это лучше отражается на его качестве. Самым лучшим для звучания считают не менее шести вибраций в секунду. Частота вибраций менее четырех в секунду делает голос уже неприятным.

Было высказано много догадок об истинных причинах тремолирования голоса. Говорили о том, что сущность тремолирования заключается в колебаниях поднятия и опускания звука с одновременным усилением и ослаблением его. Вибрации от тремолирования отличаются меньшими колебаниями в высоте и силе звука. Полагали, что тремолирование зависит от неравномерности работы голосовых связок.

Можно констатировать тот факт, что тремолирование голоса является пороком довольно распространенным среди вокалистов, а если тремолирование голоса велико, то оно может явиться роковым для данного лица, так как бесцельно заниматься при таких условиях пением, которое у слушателя будет вызывать отрицательную реакцию. Представляет ли собой тремолирование голоса болезнь или просто дефект вокальной школы, до сих пор не вынесено окончательного решения. Надо сказать, что в тех редких случаях, когда врачу или педагогу удается добиться уменьшения или исчезновения тремолирования, результат большей частью не бывает длительным вследствие постоянных возвратов к такой манере звукоизвлечения. Явление, носящее название «интерференция звука», можно считать применимым для объяснения того, что собой представляет вибрация и тремолирование голоса. В пояснение и доказательство приводятся следующие данные.

Для того, чтобы одновременное звучание двух колеблющихся тел дало непрерывное течение звука, необходимо, чтобы эти два тела были абсолютно точно в унисон настроены. Тем самым они должны в определенное время давать абсолютно точно совпадающее по числу количество колебательных движений. При самом незначительном отклонении от этого требования в ту или иную сторону обязательно должна появиться интерференция, а в конечном результате — дрожание.

Наблюдение над величиной и строением голосовых связок, как над другими парными органами человеческого тела, очень часто обнаруживает их неодинаковую величину и расположение. Небольшие отступления встречаются более часто, чем полное их совпадение. Этого свойства не избегли и голосовые связки, которые зачастую бывают различны как по своей длине, так и по толщине. Все органы наших чувств не вполне одинаковы справа и слева. При внимательном обследовании можно всегда выявить некоторую разницу в точности, силе восприятия и функционировании органов обеих сторон. Это явление полностью относится и к функциям голосовых связок и несомненной разности в одновременной работе их обеих.

Совершенно одинаковыми обе голосовые связки бывают далеко не всегда. В большинстве случаев мы встречаемся, хотя и с мало заметным, но все же с неполным совпадением по величине и толщине голосовых связок. В результате получается отставание одной из них и неполное звучание в унисон.

Закон акустики гласит, что при совместном звучании двух тел отставание одного из них на одно колебание в секунду дает одно дрожание в секунду, на два колебания — два дрожания. Вот почему совместное звучание двух не полностью симметричных голосовых связок должно давать дрожание звука. Эти заслуживающие полного внимания предположения доктора Ле- видова были подтверждены стробоскопическими наблюдениями. В том случае, если подвергнуть стробоскопическому исследованию во время их вибрации два тела, которые отличаются друг от друга очень незначительным числом колебаний, то, когда одно из них будет представляться совершенно неподвижным, другое будет казаться медленно двигающимся. Далее, если одно тело будет казаться медленно колеблющимся, другое может в это время казаться находящимся в полной неподвижности.

Особенно доказательным объяснение тремолирования голоса оказалось тогда, когда при естественной вибрации стробоскопически не удалось установить неравномерную работу голосовых связок. Определенно закономерные результаты получились при обследовании лиц, обладавших тремолирующими голосами. В этих случаях ясно обнаруживалось значительное расхождение между колебаниями обеих голосовых ■связок.

Еще более рельефно проявлялась эта картина у тех певцов, где, кроме явлений тремолирования, имелись на одной или на обеих голосовых связках узелки.

Доктор Левидов доказал свое предположение тем, что во время пения он производил фарадизацию гортани. Тогда при издавании певческих звуков изменялся характер тремолирования голоса и он начинал походить на вибрацию. Тогда становилось ясным, что при явлениях тремолирования связки колеблются не в одинаковом периоде. Тремолирование может явиться результатом, неодинакового натяжения голосовых связок.

Все эти исследования и наблюдения над истинной причиной тремолирования голоса дают довольно веское основание полагать, что тремолирование голоса можно рассматривать как настоящее функциональное заболевание, требующее специального лечения. Так что взгляд на то, что тремолирование голоса есть один из видов неправильной постановки, является не совсем обоснованным.

Известно, что бывают случаи, когда опытным преподавателям пения удается после длительных и тщательных занятий голосом добиться некоторых удовлетворительных результатов в вопросе уменьшения или ослабления этого порока. Очень редко удается достичь полного прекращения тремолирования. Такие явления бывают лишь тогда, когда форма тремолирования очень мала и легка. Тогда она может поддаваться воздействиям педагогического характера.

Всем известно, что некоторые расстройства деятельности голосового аппарата могут проходить после того, как начинаются методические занятия по правильной постановке голоса.

Также известно, что многие расстройства функций голосового аппарата являются следствием нарушения элементарных установок, требующихся при занятиях пением. Это, с одной стороны, а с другой,—они могут появляться при неумелом преподавании и неправильном подходе к тем или иным склонностям и голосовому материалу данного ученика. Если удается EJ некоторых случаях путем усердных и правильных вокальных занятий уменьшить «ли совсем уничтожить тремолирование голоса, то никоим образом не удается изменить характер физиологической вибрации голоса. Все попытки в этом направлении, как правило, получаются отрицательные, и даже занятия этим являются ненужным насилием над голосом. Они могут принести большой, а иногда непоправимый вред тому, над кем будут проделываться эти бесцельные эксперименты.

Небезинтересным представляется следующий факт. По- существу вибрация и тремолирование голоса являются различными проявлениями одного и того же акустического явления. Почему же они производят на слух диаметрально противоположное впечатление? Приятное воздействие вибрации на слух основывается на положительном восприятии прерывистого раздражения. Наоборот, непрерывное раздражение утомляет орган слуха и этим притупляет его восприимчивость. Когда частота дрожаний становится очень значительной, то ухо не успевает следить за каждым из них в отдельности. Звук становится неприятным, приобретая пронзительную и резкую грубость.

При сравнении вибрации и тремолирования оказалось, что последнее происходит в более медленном темпе. Возможно, что в этом свойстве вибрации лежит главная причина неприятного воздейстия такого тремолирующего голоса на слушателя.

Как говорилось раньше, вибрация от тремолирования отличается не только количественно, но и качественно. При тремолировании переход от одной пульсации к другой происходит без постепенности и мягкости, которая имеется при вибрации. Переход этот совершается резко, толчками. Звук не вибрирует, а качается.

Если бросить холя бы поверхностный взгляд на историю развития сольного пения в Европе, то мы увидим, что истоки его берут начало в Италии.

Каждая эпоха выдвигает новые требования, по-новому ставит вопросы методики преподавания пения, — выдающиеся деятели вокального искусства различных стран Европы каждый по-своему разрешают эти вопросы.

Не останавливаясь на различных этапах развития сольного пения, мы перейдем к практическим вопросам, связанным о вокальной педагогикой.

В этом выпуске хочу порекомендовать Вам фильм «Король Говорит»! Я считаю, этот фильм обязателен к просмотру для всех, кто хочет развивать свой голос. А особенно остро этот фильм необходим тем, кто испытывает проблемы с голосом (заикание, усталость, тихо невнятно звучит, ломается).

В фильме показан уникальный специалист по голосу – Лайонел Лог, методика которого во многом схожа с методикой Школы Природного Голоса. И самое интересное, что этот фильм основан на реальных событиях!

Герцог много раз пытался заниматься постановкой голоса у дипломированных специалистов, но все безрезультатно. Пока не встретил уникального человека – Лайонелла Лога, с принципиально другим подходом к развитию голоса!

В чем заключалось основное отличие подход Лайонела Лога к работе над голосом от всех остальных, дипломированных специалистов?

Почему подход Лайонела давал быстрые результаты, а долгие годы занятий Герцога у дипломированных специалистов были потрачены впустую?

Потому что Лайонел знал основную причину голосовых проблем. И он работал именно над устранением этой причины, а не занимался «накачкой», «постановкой» или «тренировкой» голоса. 🙂

Главная причина – это СТРАХ! Страх Выразить Себя (Своё Я) или совершить ошибку.

У кого этого страха меньше – тот становится более успешным во взрослой жизни, и обладает более свободным и полнозвучным голосом. У кого страха больше – тот менее успешен, и имеет более сдавленный и зажатый голос.

Чтобы избавиться от этого страха – следует выражать себя через звук. Выражать себя через свой голос.

Как только Вы избавитесь от этого страха – у Вас сразу пойдут в гору дела, где требуется самовыражение! А именно – бизнес, переговоры, карьерный рост, взаимоотношения с противоположным полом, творчество. Ведь все основные проблемы и в бизнесе, и в отношениях – из-за СТРАХА выразить себя, проявить себя.

Но, согласитесь, что объективно это более долгие пути. Через звучание, через голос – убрать этот страх можно за несколько дней! 40 дней на Интернет-курсе дается с запасом! 🙂

А когда Вы уже свободно выражаете себя, то и бизнес, и отношения и все остальное у Вас получается легко и с удовольствием! 🙂

Кстати! Обратили внимание, как Лайонел в фильме «Король говорит» быстро и легко снимает этот страх у Герцога на несколько секунд? 🙂

Он просто одевает ему наушники с громкой музыкой. Герцог не слышит сам себя, и как следствие – не боится совершить ошибку и выразить себя, не занимается самоконтролем и самооценкой.

Кстати, мы еще задолго до этого фильма проводили подобный опыт с певцами, у которых были проблемы с голосом или интонацией. Включали громко в наушники фонограмму (без голоса певца) и ставили перед певцом микрофон. Человек пел, абсолютно не слыша свой голос! В наушниках была ТОЛЬКО фонограмма. Певец знал об этом заранее – поэтому полностью расслаблялся и пел «как получится».

И что Вы думаете? В этом случае – голос певца звучал гораздо свободнее и интонационно ЧИЩЕ, чем когда певец слышал сам себя и старался спеть чисто. Просто громкая музыка в ушах – отключали его СТРАХ совершить ошибку, сфальшивить или не спеть какую-то ноту. И в результате – у него все получалось гораздо лучше.

Поэтому, когда будете выполнять любые упражнения для голоса или петь песни – не бойтесь сделать ошибку, спеть что-то не то! Делайте все упражнения и пойте все песни свободно, с ЖЕЛАНИЕМ, задорно и по-настоящему! Не оценивайте себя при этом.

И именно поэтому, на первом этапе на пути к «Возрождению Природного Голоса» мы даем максимально простые упражнения, которые просто невозможно сделать неправильно!

Просто звучите и всё! И пойте простые песни.

Когда Вы почувствуете, что Вы свободны, звучание идет легко и приятно – можно переходить к более сложным упражнениям, песням и заданиям.


Звучание человеческого голоса при пении обычно сопровождается своеобразными периодически пульсирующими толчками, в результате чего непрерывное течение звука представляется распадающимся на отдельные, с той или иной быстротой следующие друг за другом, звуковые отрезки. Это - так называемая вибрация голоса.

Термин вибрация, в применении к рассматриваемому явлению, акустически не точно выражает его сущность. Под вибрацией в акустическом смысле понимается правильное периодическое колебательное движение в определенных границах частоты, обусловливающее образование сплошного, беспрерывного течения звука, имеющего определенную высоту. Нарушение этих условий в части периодичности и количественного минимума превращает музыкальное звуковое явление в шумовое. То же явление, которое в голосе именуется вибрацией, представляет собою нарушение акустической вибрации со стороны ее сплошного непрерывного течения при неизмененном почти сохранении прочих характерных для музыкального звука условий - высоты, силы и тембра. Если, таким образом, понятие вибрация с точки зрения правильности акустической терминологии охватывает необходимые условия для возникновения и непрерывного течения звука, то термин вибрация, примененный к человеческому голосу, определяет частный случай вибрационного периодическое звукового движения. Являясь органическим элементом певческого звука, вибрация придает голосу особую красоту, выразительность и способность большого эмоционального воздействия.

Характер вибрации индивидуален у каждого голоса и в некоторой мере определяет его качество. Таким образом, вибрация может быть в известной степени рассматриваема даже как некий элемент тембра голоса.

Характер вибрации определяется с детства и в неизмененном виде остается на всю жизнь. Только в преклонном возрасте у многих певцов вибрация меняется в своем характере и часто переходит в так называемое тремолирование голоса (качание звука).

Голоса, имеющие некрасивую вибрацию (слишком крупную или, наоборот, слишком мелкую - так называемый козлиный голос), или такие, у которых вибрация отсутствует или слабо выражена, считаются не имеющими художественной ценности. И, наоборот, голоса, которым вибрация придает особую красоту, являются полноценными.

Лица, обладающие некрасивой вибрацией голоса, прибегают иногда к искусственным приемам, дающим возможность изменить ее характер. Достигается это при помощи периодических дрожательных движений руки или пальца, приложенных к гортани. Путем систематических упражнений некоторым удается создать искусственную вибрацию голоса настолько удовлетворительную, что ее трудно отличить от естественной. Полную иллюзию естественной вибрации голоса, вызванной вышеописанным способом, мне приходилось наблюдать у служителей культа (канторов) у евреев: благодаря употреблявшемуся при богослужении покрывалу (талес), облекающему все тело, они искусно скрывали дрожательные движения руки, вызывающие вибрацию звука. Вибрация представляет собою настолько ценный элемент человеческого голоса, что, надо полагать, именно в подражание ему вибрация стала применяться при игре на разных музыкальных инструментах (например, на скрипке, виолончели, некоторых духовых инструментах).

Но, в то время как для искусственных музыкальных инструментов вибрация является все же лишь некоторой механической примесью к первичной звукооснове, в человеческом голосе вибрация неразрывно связана со звуком и отделена от него быть не может.

Освободить звук от вибрации или изменить ее характер применением волевого импульса не удается без значительного насилия над голосом, но и это возможно лишь на некоторые короткие моменты.

Если естественная (физиологическая) вибрация голоса является чрезвычайно ценным его украшением, то нередко встречается и другой вид вибрации, но уже патологической (неестественной, ненормальной). Это - так называемое тремолирование (качание) голоса, производящее крайне тягостное впечатление на слух.

Тремолирование звука встречается обычно у певцов, вступивших в преклонный возраст, но нередко наблюдается и у субъектов, находящихся в расцвете сил, а иногда даже и у молодежи, только начинающей петь или обучаться пению.

Тремолирование голоса тоже представляет собою периодически следующие друг за другом толчки звука, но толчки эти являются более резкими, грубыми, без постепенности перехода один в другой; они обычно совершаются с более длинным, нежели при естественной вибрации, периодом следования друг за другом.

Если в общем виде графически вибрация может быть изображена в виде кривой с постепенно и плавно убывающей и возрастающей амплитудой (рис. 10.1), то тремолирование характеризуется внезапными толчками, которые могут быть изображены в виде, например, кривой, показанной на рис. 10.2.

Рис. 10.2

Рис. 10.1

Таким образом, вибрация и тремолирование голоса, хотя в известной степени и сходны между собою по своему внешнему акустическому характеру, - в смысле физиологического воздействия на слух являются диаметрально противоположными.

Вопрос об акустической и физиологической сущности вибрации голоса мало изучен. Как ни странно, но вопрос этот до последних лет находится как бы совершенно вне поля зрения исследователей.

В настоящее время уже имеются кое-какие данные о вибрации в певческом звуке. Ржевкин и Казанский установили в кривой записи голоса певцов наличие пульсаций, характеризуемых постепенным нарастанием и падением амплитуды в группах вибраций, следующих друг за другом. Без этих пульсаций голос приобретает безжизненный характер.

О происхождении вибрации и причин, ее вызывающих, эти авторы ничего не говорят.

Бартоломью 1 выяснил, что наличие вибраций в темпе 6-7 раз в секунду придает голосу особую звучность, которую слушатель обычно оценивает скорее как тембральную характеристику, а не как вибрацию. За период вибрации спектр гласной сильно меняется, максимум энергии перемещается, например, для тона 2600 кол/с из области 10-й гармоники в область 4-й и обратно.

  • Bartolomew. Journ. Acoust. Soc., 6, p. 15. 1934.
  • Wolf, Stanley, Sette. Journ. Acoust. Soc., 1934.
  • Левидов И. И. К вопросу о механо-акустической природе вибрации и тремолирования голоса. Доклад в Ленинградском отоларингологическом обществе в 1931 г.

«Как мне научиться красиво петь?» – таким вопросом задаётся, наверно, каждый начинающий вокалист.

«Как улучшить качество пения учеников?» – вопрос, волнующий педагогов.
Идеальные голоса, без дефектов, лично в моей практике встречаются редко. В основном наблюдаются следующие недостатки звучания голоса:

  • качание и тремоляция;
  • гнусавость;
  • фальшивая интонация;
  • тихий звук.

Хорошая новость, что благодаря ежедневной, планомерной, систематической работе можно либо полностью устранить эти недостатки, либо значительно улучшить качество пения.

Каким образом? Разберем каждый случай в отдельности.

Качание голоса и тремоляция.

Такой недостаток чаще всего встречается у певцов в возрасте, но может возникнуть и у детей, и у молодых вокалистов. Голос льётся не ровно и гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует.
По природе своей это вибрация .

Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона.
Скорость – это частота колебаний в секунду.

Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется ВИБРАТО.
Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность.

Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7 колебаний – это уже недостаток, требующий исправления.
При скорости вибрации больше 6-7 колебаний появляется тремоляция («барашек»), а при меньшей скорости – неустойчивая интонация, качание звука .

Причины возникновения этих недостатков могут быть самые различные: это и заболевания голосового аппарата, и органические недостатки (возрастные изменения).

Но если здоровье в порядке, то основными причинами возникновения качания и тремоляции, на мой взгляд, являются:

  • неправильная постановка голоса;
  • отсутствие навыка певческого дыхания;
  • постоянное форсирование звука.

Каковы же методы исправления?

1) Прежде всего, необходимо научиться правильно дышать при пении. Вдох должен быть активным, бесшумным и глубоким, а выдох ровный и продолжительный. Для тренировки можно использовать различные упражнения дыхательной гимнастики.

2) Петь упражнения с закрытым ртом на согласный «м», тренировать ровный, без толчков, выдох.

3) Петь упражнения с открытым ртом, хорошо прикрытым звуком. Самые лучшие гласные для устранения тремоляции – это «у» и «о».

Пение должно быть негромким, максимум mf, без форсирования, так как при громком пении вибрация увеличивается. Упражнения должны быть построены на ряде последовательных тонов в пределах квинты, не больше. Темп небыстрый, максимально позволяющий снять качание.

Усложнять упражнения и прибавлять темп следует постепенно, по мере выравнивания звука.

Гнусавость голоса.

Пение в нос – часто встречающийся недостаток.

Гнусавость может возникнуть в результате заболевания (простуда, заложенность носа). В этом случае нужно обратиться к врачу, пройти лечение.

Вторая причина – отсутствие певческого навыка, вялая нёбная занавеска. Вместо того, чтобы находиться в приподнятом положении, она провисает. В результате звук в основном проходит через нос, и возникает гнусавый оттенок голоса.

Исправление – пение на гласные «у» или «о», так как при их исполнении нёбная занавеска значительно сокращается. При этом губы должны быть очень активными, а рот должен достаточно широко раскрываться.

Также хорошо помогает пение и говорение с зажатым носом. Подробнее читайте и слушайте

Фальшивая интонация.

Опять же причины возникновения могут быть самыми различными. Сначала выясняем причину, потом принимаем меры по её устранению.

Фальшивое пение может быть результатом простудного заболевания, болезни горла, заложенности носа. Понятное дело, что в таком состоянии не нужно петь, а нужно лечиться.

Физическая слабость, переутомление, мутация тоже могут стать причиной неточного интонирования в пении. Что нужно делать? Укреплять своё здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.

Другие причины, которые можно исправить в процессе обучения:

  • неразвитость музыкального слуха, отсутствие координации между слухом и голосом;
  • неправильное формирование звука, пение в низкой позиции;
  • небрежное исполнение, когда певец не старается петь идеально чисто.

Методы исправления.

  • Развивать общую музыкальность, музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении.
  • Развивать музыкальный слух: мелодический, гармонический, внутренний.
  • Учиться анализировать своё пение, контролировать, опираясь на свои внутренние ощущения, возникающие при пении.
  • Петь упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации).
  • Петь упражнения сначала с постоянным сопровождением инструмента (очень важно, чтобы инструмент был настроен!), затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella, т. е. без поддержки инструмента.

Только при пении a cappella можно научиться петь чисто, держаться в тональности. Этот приём развивает музыкальный слух и самоконтроль певца.

Тихое пение.

Тихий, вялый и слабый звук может возникнуть по следующим причинам:

  • плохое дыхание;
  • особенности характера – робость, скованность, стеснительность, неуверенность в себе.

Исправление в плане работы над вокалом:

  • использование твёрдой атаки звука;
  • пение упражнений на стаккато, затем на чередование стаккато и легато;
  • пение упражнений и произведений в быстром темпе и с острым ритмом.

Что же касается воспитания характера, то для получения быстрого результата я рекомендую обратиться к специалисту, найти хорошего психолога, коучера, пройти тренинг личностного роста.

Важно всегда петь эмоционально, чувствовать себя свободно, раскованно. Внутреннее чувство свободы, уверенность в себе — залог успеха в любой деятельности. Но об этом — в одной из следующих статей.

постоянно беспокоятся о том, что о них подумают другие или что с ними может

психотропные средства для поддержания настроения, поэтому так важно быть

внимательным и не путать тех, кто нервничает, с теми, кто просто принимает

лекарства.

принимать решения, потому что слишком беспокоятся из-за последствий любого

поступка. Они могут быть неврастениками и без конца переживать из-за того, что

кто-то кому-то сказал, и в страхе ожидать, что же теперь будет. Слишком

озабоченные своим будущим, они лишают себя настоящего и пасуют перед сюрпризами,

которые преподносит им жизнь. Они не чувствуют у себя под ногами твердой почвы,

многочисленные жизненные невзгоды.

Когда такой человек попадает в сложное положение, его лицо нередко покрывается

дрожать. Им овладевает страх, и он отчаянно хочет угодить и снискать одобрение.

С моей клиенткой Челси мы много работали над ее психологическими проблемами. Она

нуждалась в одобрении других, и это было вызвано тем, что ее отец никогда не

одобрял ничего из того, что она делала. Перестав зацикливаться на мнении о ней

других, Челси впервые сумела расслабить мышцы горла, в том числе и голосовые, и

стала говорить совершенно спокойно. Добившись этого результата, она заметила,

что люди стали общаться с ней гораздо охотнее и им стало больше нравиться ее

общество. Люди начали улыбаться Челси и больше не выглядели такими напряженными.

недружелюбными и склонными к соперничеству. Агрессивный характер их стиля

общения проявляется в периодическом повышении голоса во время разговора. Это

выглядит так, как будто их постоянно охватывает враждебность и они ведут по

собеседнику пулеметный огонь ненависти или гнева. Эти неуместные, внезапные

вскрики нервируют их собеседника, который расценивает эти неистовые голосовые

атаки как не соответствующие обсуждаемому предмету.

обсуждения вопроса - например, о том, чем люди занимались в выходные, - создает

впечатление, что он в эти дни находился на поле боя и пережил бог знает что,

хотя на самом деле отлично отдохнул. Однако раздражение и враждебность,

переполняющие этих людей, наложили свой отпечаток и на их тон.

Они постоянно видят в других соперников и всегда, даже в самом простом

разговоре, ищут способ "побить" оппонента (каковым может оказаться любой, с кем

они разговаривают). Поэтому для того, чтобы их услышали, они обязательно должны

первыми словесно атаковать собеседника. Тем самым они получают ощущение, что

сумели добиться победного преимущества.

3. Гнусавые нытики, которые двигают челюстями

Зачастую их несправедливо характеризуют как не слишком умных и не считающихся с

теми, кто их окружает. Из-за своего действующего на нервы голоса они кажутся

несносными и постоянно на что-то жалующимися - впрочем, в большинстве случаев

проведенный службой Гэллапа, показал, что эта особенность голоса относится к

одной из семи самых раздражающих: почти 70 процентов респондентов нашли ее

просто отталкивающей.

Гнусавые нытики разговаривают так, словно им от вас что-то нужно или что-то, по

их мнению, делается неправильно. Часто они становятся объектом насмешек

окружающих, поэтому в разговоре обычно обороняются и нападают безо всякой

необходимости или, если научились смеяться над собой, обыгрывают особенность

семью") и Фрэн Дрешер ("Монашка") сделали карьеру именно на своем гнусавом

Нытики обычно вызывают у других смех. Я сама сначала смеялась, когда в мой офис

пришла Фрэн Дрешер и попросила, чтобы я помогла ей избавиться от ее ярко

выраженного говора жительницы Куинз. Я даже решила, что меня кто-то разыгрывает

и именно с этой целью подослал ко мне даму с уморительным голосом. В середине

нашего занятия я попросила Фрэн перестать наконец притворяться и признаться, кто

же ее послал. В ответ она сообщила мне, что это ее обычная манера разговаривать

и ее послала менеджер Элейн Рич.

Мы с Фрэн долго трудились над ее говором и наконец добились успеха. Вся беда

была в том, что со своим новым, неноющим голосом она не смогла получить в

Голливуде никакой работы, поэтому снова вернулась к своему гнусавому

произношению и, снимаясь в сериалах, заработала миллионы.

Однажды вечером на светском приеме я услышала, как мужчина разговаривает очень

с ним наверняка нелегко иметь дело. Позже я узнала, что это был очень тяжелый

человек, которого никто не любил. Мне довелось услышать, как несколько его

коллег рассказывали о нем довольно неприятные истории. По всей видимости, это

был раздражительный хулиган, который всегда настаивает на своем. Понятно,

сказала я себе. Это грубиян и невежа, агрессивный, властный и деспотичный.

В жизни Дианн появился новый мужчина, и она хотела, чтобы я послушала сообщение,

которое он оставил ей на автоответчике. Он приглашал Дианн на свидание, но у нее

появились по его поводу некоторые сомнения. Она не знала, что именно ее

беспокоит, просто возникало какое-то странное ощущение. Услышав его голос, я

использовал разные ласкательные словечки, такие, как "дорогуша" и "детка", но

слушать его все равно было очень неприятно. Дианн спросила, какое он производит

на меня впечатление.

Я ответила, что судя по тому, как мужчина говорит, он очень раздражителен и

скорее всего это властный, деспотичный тип и хулиган. "Ну конечно! - воскликнула

Дианн. - Так оно и есть! Именно поэтому мне и не хочется его видеть. Он невежа.

Грубит официантам, своим детям и даже мне. Он легко раздражается и без конца

жалуется на своего партнера, бывшую жену и детей. Честно говоря, я сыта им по

горло. И потом, он всегда должен быть прав! И его хлебом не корми, только дай

кем-нибудь поруководить".

В голове Дианн все прояснилось. Она поняла, что этот мужчина ей совсем не

подходит.

Подобный тип характера формируется еще в детстве. Неформальное исследование,

проведенное в нескольких дошкольных учреждениях и начальных школах, показало,

что детей, разговаривающих грубо и бесцеремонно, учителя считают очень

раздражительными и смотрят на них как на хулиганов, которые терроризируют весь

класс. Также выяснилось, что именно таких детей сверстники больше всего не

Когда люди говорят таким нарочито сексуальным и с особым придыханием голосом,

соблазнительно мурлычут, будьте уверены: они просто с вами играют, и это

особенно неприятно, если вы слышите, что, закончив разговор с вами, они тут же

обращаются в подобной манере к другим людям. Все это выглядит неискренне,

оскорбительно и свидетельствует о желании манипулировать собеседниками. Эти люди

полагают, что могут "соблазнить" другого человека и заставить его сделать все,

что они пожелают. Они слишком высокого мнения о себе и считают возможным играть

другими. Тех, кто говорит с придыханием, не принимают всерьез. Сьюзен Хейден

Элджин, преподаватель лингвистики университета города Сан-Диего, пишет, что их

считают людьми, не заслуживающими доверия.

Вы сразу почувствуете фальшь в этих столь сексуально разговаривающих личностях,

когда услышите, что они сохранили свой тон, даже поняв, что не имеют успеха у

того, кого пытались соблазнить. Понаблюдайте, как их голос сразу же становится

нормальным, как только они поймут, что не способны добиться желаемой реакции ни

Мой знакомый дантист нанял женщину с таким чувственным голосом на работу в свою

приемную. Он надеялся, что своим присутствием она будет способствовать улучшению

его имиджа, но на деле женщина ему только повредила. Новая служащая совсем не

понравилась его пациентам. Они просто не верили в ее компетентность и старались

записываться на прием к врачу не у нее. Не верили они и в то, что она умеет

правильно обращаться с их страховыми документами и счетами.

Ряд исследований показал, что речь с придыханием звучит неубедительно и не

вызывает доверия. Это стало еще одной причиной того, почему женщина в приемной

дантиста производила на всех такое плохое впечатление.

6. Манера говорить, как буйнопомешанный

Элис произносит сто слов в минуту, просто строчит как пулемет. Она доводит

собеседника до полного изнеможения и всегда находится в состоянии душевного

кризиса. Жизнь для нее - сплошные американские горки. То у нее потерялась кошка,

то Элис дожидается вас, потому что не может поймать такси, то потеряла чековую

книжку, а то оставила в банке важные документы.

С ней всегда что-нибудь случается, и Элис сообщает вам об этом, стараясь сразить

информацией наповал. Поначалу она кажется прелестной и милой, интересной и

привлекательной; возможно, вы даже предвкушаете, что переживете вместе с ней

немало приключений в стране чудес. Но эта неизменная манера общения "в упор"

быстро приедается тому, кто находится "на другом конце провода" и одновременно

раскрывает всю подноготную того, кто так с ним говорит.

Этот тип людей любит подавлять собеседника, контролировать и всегда владеть его

вниманием. Боже сохрани вас когда-нибудь попытаться перевести разговор на себя и

обсудить хоть какую-нибудь из ваших собственных проблем. Не сомневайтесь, что

она не проявит к вам и доли того участия, которое вы проявили к ней, и скорее

всего произойдет одно из двух: Элис снова заговорит о своих проблемах или, если

вы будете упорно продолжать говорить о своем, обрушится на вас с упреками. Ваши

дела, по ее мнению, не могут интересовать никого.

переживаниями по поводу того, что муж бросил ее ради своей секретарши. Обсуждать

это с Элис оказалось бесполезно - та принялась подробно рассказывать Донне обо

всех обидах, которые она когда-либо перенесла от всех мужчин, которые "плохо с

ней поступили".

Элис не выказала Донне никакого сочувствия и едва позволила ей что-либо сказать.

Это вывело Донну из себя, и она дала волю эмоциям. Произошла ужасная ссора, во

время которой Элис обвинила Донну в том, что она эгоистка и думает только о

себе, в то время как она, Элис, "так старалась ей помочь".

Эти люди обычно неуправляемы, любят манипулировать другими и очень эгоистичны.

Когда речь идет не о них, их ничто не трогает. Отношения на равных они не

признают. И весьма вероятно, что у них имеются серьезные психологические и

психические проблемы, по поводу которых им следует проконсультироваться у

специалиста.

такой скоростью обычно находятся в состоянии раздр"ажения. Они постоянно ведут

себя так, словно их кто-то расстроил или они с кем-то конфликтуют. Их боевая

манера строчить как пулемет также может быть связана с феноменом "спрессованной"

речи, который часто наблюдается у людей с биполярным нарушением в случае, если

это нарушение не компенсированное. Поэтому необходимо понимать, что в организме

людей, которые разговаривают подобным образом, возможно, нарушен баланс

химических веществ.

Сказанное не означает, что все говорящие без умолку страдают биполярным

нарушением. Положительной стороной такой манеры речи является то, что с ее

помощью человек легко увлекает своих слушателей. Он заставляет их поддержать его

проект или принять в нем участие. Такие люди способны зажечь публику и пробудить

у нее интерес практически к любой затее. За ними всегда очень любопытно

наблюдать, потому что они будто обладают неиссякаемой энергией и испытывают

энтузиазм по поводу всего, что делают.

Проблема заключается в следующем: они не разбираются в том, что говорят, и

строят планы, которые могут быть вам и не по душе, и не по карману. Поэтому

будьте внимательны и остерегайтесь, чтобы вас не втянули в то, что вам не нужно.

7. Манера говорить слишком быстро

Это люди очень нервные, беспокойные, а может быть, и раздражительные.

Исследования показали, что обычно они не уверены в себе и страдают от низкой

самооценки. Вот почему они подсознательно склонны торопиться и стараются

высказать все, что у них накопилось, быстрее. В основном это связано с тем, что

они считают, будто людям неинтересно то, о чем они хотят сказать. А если бы у

них было больше самоуважения, то они делали бы паузы и другие лучше осознали бы

значение того, что они сообщили. "Тараторки" могут также по своему характеру

относиться к типу "А", то есть быть людьми напористыми и амбициозными, которые

обычно разговаривают быстро и агрессивно.

Слишком высокий темп речи - одна из восьми самых раздражающих речевых привычек;

свыше 65 процентов респондентов, охваченных опросом службы Гэллапа, ощущали в

присутствии людей, которые говорят слишком быстро, большую неловкость. А по

данным психологов д-ра Маттью Маккея и д-ра Марты Дэвид из Калифорнийского

университета в Сан-Франциско, обычно такие люди заставляют окружающих ощущать

беспокойство.

Многие слишком быстро разговаривающие люди воспитывались в больших семьях. В

этом они похожи на тех, кто говорит слишком громко и кому также нужно было

перекрикивать своих братьев и сестер. Люди с быстрым темпом речи стараются

успеть высказать все до того, как их прервут.

Исследования также показали, что люди говорят быстрее, когда сердятся. Высокая

конкуренция между людьми в больших семьях и крупных городах, возможно, и

приводит к тому, что они чаще испытывают стресс и раздражение, а это сказывается

Дело не в том, что вы говорите, а как. Попросите любезным тоном кого-нибудь

сделать для вас что-либо, и, как правило, он это сделает. Но если вы проявите в

своем тоне некое, вполне определенное к человеку отношение, то почти наверняка

заставите его взбунтоваться и вызовете словесную перепалку или, что еще хуже,

драку. Как сказано в Библии, "вся сила слова - в языке". Но сила слова и в тоне,

которым человек разговаривает.

готовы к драке и нарываются на неприятности. Всегда готовые указать пальцем на

кого-нибудь другого, они вечно чувствуют себя жертвами, которых все обижают, и

ищут, кого бы еще обвинить.

тоном они как бы говорят им: "Ну, погоди! Вот только тронь меня, и я тебе

покажу!" или "Вот только скажи то, что мне не понравится, и я так тебя

припечатаю, что ты и не пикнешь!" Подобный тон обычно вызывает у людей ответное

возмущение, ведь они чувствуют, что на них нападают безо всяких оснований.

Поскольку этот тон бывает еще и ноющим, у вас может также возникнуть

впечатление, что вы этим людям надоели.

В некоторых слоях общества подобная манера речи используется для выражения

определенного настроения, дурного расположения духа. Такие люди своим тоном

постоянно бросают вызов другим и часто вступают с ними в споры. Если кто-то с

ними не согласен, они всегда уверены, что он не прав. В сущности, своим тоном

они хотят сказать: "Никогда не пытайтесь мне возражать - я все знаю лучше всех!

И все будет так, как я сказал, или не будет никак!"

Эти люди постоянно готовы открыть по кому-нибудь словесный огонь. Стоит им

только рассердиться, и они моментально превращаются в огнедышащих драконов и

сжигают изрыгаемым из своей пасти пламенем всех и вся на своем пути. Главное,

что можно посоветовать тем, кому приходится иметь дело с такими людьми, -

могут появиться ожоги третьей степени.

9. Отрывистая, рубленая речь

Так обычно разговаривают чопорные, самодовольные и очень суровые люди, которым

не хватает гибкости. Люди этого типа всегда ставят все точки над i. Они упрямы и

поступают наперекор другим. Им бывает очень трудно изменить свое мнение или

пойти на компромисс.

Чем-то они напоминают учителей начальных классов, которые разговаривают с детьми

короткими простыми предложениями. Заслышав подобную речь, вы часто вспоминаете о

своих первых днях в школе. Конечно, ни один взрослый не захочет, чтобы с ним

разговаривали как с ребенком, но, к несчастью, люди с такой отрывистой, рубленой

речью абсолютно не догадываются о том, что их тон просто оскорбителен для всех,

кому уже больше пяти лет.

Именно с таким человеком довелось пообщаться моему клиенту, весьма

преуспевающему бизнесмену, когда он однажды пришел ко мне на занятие. В моей

приемной он столкнулся еще с одной клиенткой, красавицей актрисой, которая

приехала раньше назначенного времени. Они поболтали немного, пока я не

освободилась и не пригласила бизнесмена к себе в кабинет.

Первое, что он сказал мне по поводу своего разговора с этой актрисой: "Какая

жалость! Такая чопорная особа! Какой контраст между потрясающими внешними

данными и замашками строгой классной дамы! Ей бы пучок на голове и платье с

высоким воротничком, и будет вылитая классная дама! Увидев ее, я был просто

сражен наповал, но послушал, как она говорит, и все как рукой сняло. По-моему,

она разговаривала со мной свысока, как будто я был намного ниже ее".

Его мнение об этой актрисе было абсолютно правильным, и обо всем он догадался по

с ним по-другому. Но я была рада, что актриса успела раскрыться перед ним еще до

того, как между ними что-нибудь произошло. Бизнесмен в ней отлично разобрался.

Она была высокомерной, чопорной и склонной осуждать людей женщиной, и мой клиент

понял это, просто послушав ее отрывистую, рубленую и слишком отчетливую речь.

10. Гнусавые нытики с тризмом (сжатием) челюсти

Такие люди гораздо более раздражительны, склонны осуждать других и любят

жаловаться, чем нытики, у которых нет тризма челюсти. В то время как последние

иногда обладают чувством юмора, у первых оно обычно отсутствует.

Удостоенная ряда наград актриса Нина Фох однажды сказала, что, занимаясь с

актером или актрисой перед съемками, первый вопрос, который она задает, когда

видит у них неподвижную нижнюю челюсть, это: "На кого из своих родителей ты

сердишься и почему?" Молодые люди зачастую бывают шокированы, занимают

оборонительную позицию и отрицают, будто у них что-то не в порядке, но

впоследствии со слезами на глазах признаются, что проблемы все-таки есть. Иногда

они даже начинают рыдать, давая выход годами накапливавшемуся и подавлявшемуся

раздражению и другим эмоциям, которые вызывает у них один из родителей или

какой-нибудь "ядовитый" человек из их ближайшего окружения.

Плотно сжав челюсти, люди цедят слова и говорят в нос, а это производит не

слишком приятное впечатление. Обычно таких людей считают чопорными и

ограниченными, и часто такая оценка оказывается абсолютно верной.

уединение, чопорных и находящихся в подавленном состоянии, и в большинстве

случаев это оказывается не слишком далеким от истины. Часто эти люди переживают

чтобы не подпустить к себе кого-нибудь слишком близко.

страха разоблачения. Они так боятся, что кто-нибудь догадается об их истинном

душевном состоянии, что говорят безразличным тоном, стараясь ничем себя не

Разговаривая с таким апатичным человеком, вы начинаете говорить более энергично,

чтобы добиться от него хоть какого-нибудь отклика, но, как правило, ничего не

получается. Полное отсутствие у человека какой-либо реакции обычно вызывает у

других досаду и разочарование. Невозможность добиться реакции на свои слова

порождает иногда и чувство обиды, и это особенно вероятно, если вы неоднократно

пытались общаться с человеком, и каждый раз безрезультатно. А также она может

создать почву для различных недоразумений, потому что людям, которые говорят

абсолютно эмоционально не окрашенным тоном, зачастую бывает трудно донести до

других свою мысль. Их собеседники просто лишены возможности улавливать тончайшие

нюансы интонации, которые и придают тому или иному сообщению особый смысл.

"Он такой странный. Он мне совсем не нравится. А ты уверен, что он дышит и

вообще не мертвец? Я никогда не знаю, о чем он думает. С ним говорить все равно

что с пустым местом".

Таков был один из отзывов, который Джон случайно подслушал о себе в туалете. Он

являлся владельцем быстро развивающейся компании, и главной его проблемой были

отношения с персоналом. Джон не нравился своим сотрудникам и не понимал почему.

Но этот подслушанный им разговор раскрыл ему глаза, и он осознал, что все дело в

его исключительно занудном тоне.

Люди, которые говорят скучным и безжизненным тоном, обычно раздражают других. Вы

не можете до них достучаться, и они вас лишают сил, потому что с ними нет

никакой обратной связи. В нормальных условиях в процессе разговора каждый что-то

дает и берет. Если же вы тратите силы на ведение беседы и ничего не получаете

взамен, то ощущаете крайнее разочарование и сожалеете о напрасной потере

Находясь в обществе таких людей, вы стараетесь говорить более оживленно, чтобы

добиться от них хоть какой-нибудь реакции. Но если этого так и не происходит, вы

обычно чувствуете особую опустошенность, переживаете, что вас отвергли, и очень

сердитесь.

Если кто-то из ваших знакомых раньше всегда разговаривал с воодушевлением и

него что-то не в порядке. И скорее всего этот человек расстроен из-за вас или

из-за того, что с ним случилось, или же он просто переживает депрессию.

Ваше общение со скучным, вялым занудой, как правило, имеет тайный подтекст

враждебности, поскольку такие люди вызывают у других раздражение. Обычно они

бывают очень пассивно-агрессивными, потому что скрывают какую-то информацию и не

до конца откровенны.

Людей, которые разговаривают скучным и безжизненным голосом, сплошь и рядом

неправильно понимают, ведь они не способны донести до собеседника истинный смысл

своих слов, а иногда их даже считают подлыми и нечестными.

Лора всегда была такой приторно-сладкой, что запросто могла довести человека до

инсулинового шока всякий раз, как открывала рот. Своим медоточивым голоском с

тягучими интонациями она непрерывно говорила окружающим ласковые льстивые слова.

Лора делала вид, что усердно трудится в компании, специализирующейся на связях с

общественностью, и не упускала ни единой возможности вонзить нож в спину своим

коллегам. Они ее терпеть не могли и без конца жаловались на нее начальнику, а

тот всегда охотно принимал ее сторону до тех пор, пока однажды наконец не

прозрел. В тот раз Лора умудрилась подставить подножку самому шефу, уведя у него

лучшего клиента, пообещав тому сделать работу лучше и за меньшую цену. Потом она

ушла из компании, стала работать у этого важного клиента, но тот вскоре понял,

что Лора манипулирует людьми, и уволил ее.

Тем, кто все время разговаривает так сладко, трудно доверять. Повышающиеся

испытывают недовольство. Достаточно повидав подобных людей за свою практику и

получив печальный опыт общения с ними как с деловыми партнерами, я имею теперь

полное право утверждать, что они действительно очень раздражительны.

Это тип пассивно-агрессивных людей, которые могут напасть на вас без

предупреждения. Им нельзя доверять, потому что они, образно говоря, не

настоящие. Нормальный человек не может всегда быть таким жизнерадостным,

довольным и дружелюбным. Люди переживают широкий спектр эмоций и не могут всегда

звучать в одном ключе, даже если это и нравится окружающим.

Не смогла этого и Лора, которая в конце концов перестала лебезить перед

начальником, чтобы заручиться его поддержкой. Она стала выполнять минимум работы

и, не переставая притворяться лояльным сотрудником, мешала его бизнесу и

отбивала самых ценных клиентов.

В общем, как только услышите приторно-сладкий тон, держите ухо востро - этот

чайник готов закипеть. Постарайтесь вовремя уловить фальшь в словах и поступках.

Одно дело, что человек обещает, и совсем другое - что он действительно сделает.

Приготовьтесь к тому, что вас ожидают неприятности.

Такая манера речи создает впечатление, что человек всегда задает вопросы, о чем

бы он ни говорил. Даже когда такие люди просто сообщают, как их зовут, они как

будто задают вам вопрос: "Привет! Я - Мэри Джонс? Я из Канзаса?" Женщины чаще,

чем мужчины, прибегают к интонации, указывающей на то, что они колеблются и не

уверены в том, о чем хотят сказать. Интонация неопровержимо доказывает, что им

не хватает уверенности в себе.

У меня была клиентка, которая проработала в одной компании двенадцать лет, но ее

всегда обходили с повышением, и она не понимала почему. В конце концов кто-то

направил ее ко мне, и уж я-то сразу догадалась, в чем дело. Даже несмотря на то

что женщина знала вдоль и поперек свою компанию и то, что потребовалось бы от

нее в новой должности, она разговаривала так, словно работает первый день.

Практически все фразы, слетавшие с ее уст, звучали так, как будто она просила у

кого-нибудь разрешения или задавала вопрос. Однажды женщина вдруг проговорилась,

что на самом деле вовсе не уверена, сможет ли справиться со всеми своими новыми

обязанностями и тратить на работу гораздо больше времени. Ей нравилась ее

компания, и она хотела зарабатывать больше, но сомневалась, хватит ли у нее на

Женщина воспитывала детей без мужа, и возможность увеличения нагрузки ее пугала.

свидетельствовали о том, что, думая о новой работе, она сомневалась в себе.

Когда на наших занятиях мы стали работать над повышением ее самооценки, высота

чувствовать себя более уверенно. Она не разговаривала больше вопросительным

тоном, перестала бояться ноеого назначения и связанной с ним дополнительной

ответственности и наняла помощницу для присмотра за детьми.

страдают от низкой самооценки. Некоторые из них могли просто выработать у себя

манеру разговаривать, типичную для подростков и молодых людей, которые хотят

лучше вписаться в среду своих сверстников. Страшного в этом ничего нет, это все

равно что говорить на специфическом "крутом" языке, который дает молодым людям

ощущение своей принадлежности к особому кругу. Но если вы говорите на нем за

пределами этого круга, то у вас могут появиться проблемы.

Если у вас есть дети, вам лучше посоветовать им не говорить с такими интонация

дома или в школе. Если это станет для них привычным и они будут разговаривать

так в повседневной жизни, это может плохо повлиять на то, как их будут

воспринимать взрослые, и отрицательно сказаться на их будущем как наемных

работников или бизнесменов.

14. Манера говорить слишком медленно

Как и те, кто говорит слишком быстро, люди, говорящие слишком медленно, часто не

понимают чувств других, потому что страдают низкой самооценкой. Их

медлительность и неторопливость связаны с боязнью наделать ошибок, но в то же

время они высокомерны, самонадеянны и четко выговаривают слова, чтобы наверняка

И даже если они заметят, что вы скучаете и у вас слипаются глаза, то просто это

проигнорируют и будут по-прежнему жужжать у вас над ухом. Вы для них просто не

существуете. Они слишком эгоистичны и озабочены тем, чтобы навеки запечатлеть у

вас в голове свою мысль, и поэтому не хотят обратить внимание на вас, ваше

выражение лица или позу. Это своего рода силовой прием - откровенно грубый

способ игнорировать реакцию человека - и акт ничем не прикрытой враждебности.

Иногда эти люди испытывают уныние и поглощены собой. Исследования взаимосвязи