Когда нужно обращаться к невропатологу ребенку 1.6. Кто такой детский невролог, чем он занимается и что лечит? Кто такой невролог


Детский невролог(невропатолог)

К наиболее часто встречающимся патологиям центральной нервной системы у детей до года относится так называемая перинатальная энцефалопатия . Выявлением отклонений и патологий нервной системы ребенка занимается детский невролог (невропатолог) . Развитие перинатальной энцефалопатии у младенца может спровоцировать обвитие шеи плода пуповиной во время беременности,преждевременная от слойка плаценты, затяжные или преждевременные роды,общий наркоз во время родов. Многие патологии нервной системы ребенка связаны с гипоксией головного мозга,возникшей из-за внешних или внутренних неблагоприятных факторов в последний месяц беременности - токсикозы,прием сильнодействующих лекарств,курение,развитие острых инфекционных заболеваний,угроза выкидыша и т. д.

К различным патологиям центральной и периферической нервной системы ребенка надо относиться со всей серьезностью. Своевременно обратившись к детскому неврологу при малейших признаках нарушения нервной системы у ребенка,можно избежать тяжелых последствий в развитии. Если детский невропатолог вовремя не диагностирует и не назначит курс лечения для ребенка с теми или иными нарушениями нервной системы,то бездействие может привести как минимум к задержке речевого и психомоторного аппарата. Патологии нервной системы могут также привести к синдрому дефицита внимания,к нарушениям поведения,эмоциональной неустойчивости,к нарушению формирования навыков чтения,письма,счета.

Детский невролог должен обязательно обследовать ребенка при появлении первых признаков патологии нервной системы,к которым относятся следующие симптомы (могут проявится уже сразу после рождения или спустя несколько месяцев):
1. Сильно трясутся ручки и подбородок при малейшем возбуждении,плаче и даже иногда в спокойном состоянии;
2. Очень поверхностный,беспокойный сон у младенца. Малыш трудно засыпает и часто просыпается;
3. Частые и обильные срыгивания у младенца;
4. Судороги (подергивания) во время увеличения температуры тела;
5. При опоре на стопу или на "цыпочки" сильно поджимаются пальцы

Как отмечают детские невропатологи ,тяжелые поражения нервной системы легко диагностируются и встречаются гораздо реже легких (особенно в первый год с момента рождения ребенка). Небольшие патологии нервной системы гораздо труднее диагностируются,но именно раннее выявление нарушений центральной или периферической нервной системы и последующий комплекс лечения позволяют избежать опасных последствий перинатального поражения головного мозга ребенка. Крайне важно,чтобы в течение первых нескольких недель после рождения,ребенка осмотрел специалист - детский невролог .

По статистике последних лет, более 50% детской инвалидности связано именно с патологиями нервной системы,70% из которых появляются в период беременности и в первый месяц с момента рождения ребенка (перинатальный период). Патологии нервной системы в перинатальный период вызывают развитие перинатальной энцефалопатии , синдром минимальной мозговой дисфункции (в последнее время именуемый как СДВГ). Несвоевременное лечение этих нарушений нервной системы может привести к чрезмерной раздражительности,импульсивности ребенка, плохой успеваемости в школе. Позже поражения центральной и периферической нервной системы могут привести к различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, моторной неловкости, сильным головным болям, синдрому вегетативной дисфункции.

В процессе осмотра,детский невролог собирает особенности развития и перенесенные заболевания ребенка с момента рождения. Специалист анализирует также информацию о том,как протекали последние недели беременности,как проходили роды , какие заболевания перенесла мамочка в последний месяц беременности. При обнаружении любых признаков и симптомов нарушения нервной системы у ребенка,детский невропатолог назначает дополнительные исследования - УЗИ (НСГ),осмотр глазного дна, ЭЭГ, УЗДГ (допплер), методика стволовых слуховых вызванных потенциалов, МРТ(в редких случаях). После анализа результатов исследований,невропатолог назначает и контролирует определенное лечение.

В первый месяц жизни ребенка происходит интенсивное созревание и развитие структур головного мозга,психических и моторных функций. Чем раньше будет выявлена патология нервной системы и назначен соответствующий курс лечения,тем выше вероятность избежать опасных последствий для здоровья ребенка.Сегодня в арсенале детского невролога существует множество различных методов лечения как тяжелых,так и легких патологий нервной системы. Это и физические методы воздействия (лечебная физкультура для детей,массаж,физиотерапия), и лекарственные препараты с исследованной клинической эффективностью, и новейшие методы неврологической реабилитации (специализированные компьютерные речевые программы,методики совершенствования мозжечковой стимуляции).

Многие современные медицинские центры оснащены новейшим оборудованием для диагностики заболеваний нервной системы, разрабатывают и применяют эффективные техники мануальной и эмоциональной терапии, чтобы по возможности избегать применения химиопрепаратов,имеющих побочные действия.
Вот некоторые методики,которыми владеют мануальные терапевты и детские остеопаты для лечения патологий нервной системы у детей:
1. Висцеральная мануальная терапия.
Восстановление подвижности и нормального функционирования органов.
2. Вертеброневрология (мягкая техника детской мануальной терапии).
Эта техника основана на работе со связками и мышцами в медленном темпе с растяжением спазмированных,напряженных участков.
3. Краниосакральная терапия. Нормализация,выравнивание работы костей черепа ребенка.
При смещении или нарушении движения костей черепа нарушается движение мозговой жидкости,кровоток и как следствие - ухудшается работа головного мозга,увеличивается внутричерепное давление,расширяются желудочки мозга (водянка головного мозга),усиливаются головные боли. Эта методика очень актуальна для деток раннего возраста.
4. Эмоциональные техники.
Очень актуальны при поведенческих нарушениях,различных неврозах у детей. Эмоциональные техники связаны с воздействием на канально-меридианальные и стрессовые точки,с эмоциональным состоянием.
5. Работа с мышцами для их релаксации.
Как известно,мышцы связаны с внутренними органами,костями,позвонками. Техника направлена на мышечно–связочное расслабление,пост изометрическую релаксацию (удержание специальной позы,а потом - расслабление)

Детский невролог также занимается диагностированием и лечением травматических и инфекционных поражений нервной системы, опухолей,детских церебральных параличей,заболеваний вегетативной нервной системы, судорожных состояний (например-эпилепсия у детей),хромосомных и наследственных заболеваний нервной системы, смежными с нервными болезнями (эндокринологические,ортопедические,психиатрические болезни).

В более старшем возрасте к детскому невропатологу следует обращаться при следующих симптомах:
1. Частая головная боль
2. Пронизывающая боль в спине
3. Проблемы памяти и внимания
4. Нарушения функций позвоночника на разных уровнях
5. Снижение концентрации внимания
6. Панические атаки
7. Задержка темпов речевого развития,письма,звуко-произношения
8. Заболевания периферических нервов (невропатии,невралгии)
9. Быстрая утомляемость

Плановый осмотр ребенка у детского невролога :
В три месяца
В шесть месяцев
В девять месяцев
В 1 год
После года - обязательный ежегодный осмотр у невропатолога .

Различают следующие детские неврологические поражения:
1. В следствие токсических нарушений
2. Наследственные,генетические
3. Инфекционные
4. Гипоксические поражения
5. В следствие травматических поражений
6. Эпилепсия (посттравматическая и наследственная)
7. Специфические синдромы (в т.ч. - комбинации вышеперечисленных поражений нервной системы)

02.11.2018

Каждый ребенок должен развиваться правильно, многое зависит от особенностей и состояния нервной системы.

Родители должны обращаться к детскому неврологу для контроля состояния малыша. Изначально детский невролог на дом приходит. По мере взросления ребенка обязательным будет прохождение диагностики в больнице.

Особенности детской нервной системы

Нервная система детей меняется с момента рождения. Изначально она будет незрелой. Потребуется время для ее формирования, укрепления. Интенсивные изменения приходятся на первый год жизни. Начинающий врач знает, как развиваются дети при отсутствии отклонений. Учитывают, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, мальчик , как себя ведет и успешно ли справляется с задачами. Выявление отклонений нужно осуществлять в первый год жизни, когда определяются функции нервной системы.

Какие методы диагностики использует?

Врачи выслушивают жалобы родителей маленького пациента, проводят осмотр. Все жалобы нужно описать детскому неврологу для последующего эффективного лечения.

Для подтверждения предполагаемого диагноза требуются уточнения. Малыш проходит дополнительное обследование. Иногда требуется консультация специалистов, о чем родители ребенка будут проинформированы.

Врачи собирают анамнез, уточняют у родителей маленького пациента особенности развития, реагирование на окружающие факторы. Родители проявляют обеспокоенность развитием ребенка.

При проведении обследования учитывают проявления рефлексов, реакций на окружающий мир, это взаимосвязано с нервной системой. Дополнительно дети проходят УЗИ, лабораторные исследования. Результаты обследований указываются в медицинской карте ребенка.

Методики лечения нервных расстройств у детей

Невролог в два года также, как и на первом году жизни, может помочь ребенку в устранении отклонений неврологической системы. Стремительное развитие медицины позволило создать основу для лечения заболеваний. Препараты назначают при необходимости. Процедуры являются основой лечения.

  1. Мануальная терапия. Лечение помогает восстановить функционирование органов. Мануальная терапия требуется при нарушениях двигательной функции у детей. Врачи используют технику, основанную на работе со связками и мышечными волокнами. Задача – снятие мышечных спазмов, расслабление, действия должны быть осторожными.
  2. Краниосакральная техника. Основная задача – выравнивание костей черепа для восстановления кровообращения, улучшения движения мозговой жидкости, снижения внутричерепного давления. Метод помогает в улучшении работы мозга, важен для развития нервной системы.
  3. Эмоциональные техники. Такое лечение подходит при неврозах.
  4. Мышечная релаксация. Метод включают в программу лечения. Мышечная релаксация основана на техниках, каждая способствует расслаблению волокон. Гарантируется положительное влияние на состояние костей, позвонков, внутренних органов.

При выявлении заболеваний и отклонений требуется лечение. Врач выявляет связь патологий у ребенка с поражениями нервной системы. От этого зависит результат лечебных процедур и медикаментозной терапии.

Синдром Клиппеля - Фейля - аномалия позвоночника

У детей выявляют патологические процессы, заболевания, отклонения нервной системы. Среди аномалий позвоночника, являющихся опасными для организма, значится синдром Клиппеля-Фейля.

Два невролога из Франции, М. Клиппель и А. Фейль, дали определение синдрому. Это событие произошло в 1912 году. Сейчас аномалия встречается 1 раз на 42 тысячи новорожденных.

Синдром проявляется в трех формах и каждая обладает симптоматикой.

  1. При первой форме уменьшается количество сегментов шейного отдела из-за их сращивания. В результате шея становится короткой. При такой патологии движение головой затрудняется.
  2. Синостоз шейного отдела и сращение с костью затылка. Больной не может поворачивать голову, патология является одной из тяжелых.
  3. Третья форма включает первые две. Отмечается синостоз поясничного отдела и нижнего сегмента груди.

Причины появления определенной формы невозможно объяснить.

Методы лечения синдрома Клиппеля - Фейля

Синдром обнаружен у новорожденного. Родители отмечают, что младенцу сложно поворачивать голову. Невропатолог определяет короткую шею. В результате постановка диагноза упрощается.

Синдром Клиппеля-Фейля является врожденным, полное излечение невозможно. Удается остановить развитие, предотвратить появление осложнений. Иногда невролог для подростка остается важным специалистом.

Консервативные способы (массаж, лечебная физкультура) являются малоэффективными. Больной страдает от болевых ощущений из-за ущемления нерва позвонками. В этой ситуации требуется медикаментозная терапия, во время которой принимают обезболивающие, противовоспалительные препараты.

Хирургическое вмешательство может быть эффективным. Больному удаляют ребра, надкостницу. Основная задача – улучшение состояния позвоночника, предотвращение давления на внутренние органы и сердце. Оперативное вмешательство проводится поэтапно, так как обязателен период восстановления между операциями. После хирургического лечения и реабилитации становится возможной жизнь.

Отсутствие лечения приводит к заболеваниям внутренних органов, полной парализации шеи, конечностей, атрофируются мышцы. Терапия и лечебные процедуры обязательны.

С учетом причин обращения к детскому неврологу определяются консультации со специалистом. Выявление отклонений нервной системы, заболеваний гарантирует проведение лечения.

В первый раз невролог осмотрит новорожденного ребенка в роддоме, затем еще несколько раз на протяжение первого года во время плановых осмотров специалистов. Время младенчества считается в неврологии периодом адаптации к окружающей среде. Правильное и своевременное созревание центральной нервной системы напрямую влияет на формирование и развитие речевых и физиологических навыков. Работа невролога с ребенком до года сводится к оценке состояния ЦНС, ее развития и зрелости, влиянию на нее неблагоприятных факторов. Мы решили рассмотреть список наиболее актуальных вопросов к неврологу от родителей младенца.

Зачем нужен плановый осмотр?

Вопрос: Если роды прошли нормально и мой малыш родился без патологий, родовых травм и с хорошей оценкой по шкале Апгар, нужно ли показывать ребенка неврологу?

По существующим правилам абсолютно здоровому малышу необходимы четыре плановых осмотра у невролога в первый год жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. У малышей, даже получивших при рождении хорошую оценку по шкале Апгар, в процессе роста и развития могут проявляться нарушения центральной нервной системы (ЦНС). Важно выявить их как можно раньше, чтобы эффективно помочь крохе.

Спокойный сон – залог гармоничного развития


Вопрос: одним вопросом здесь не ограничишься. Самые частые: Почему ребенок не может долго заснуть? Почему ребенок всегда плачет перед засыпанием? Почему ребенок чрезвычайно возбужден перед сном и его невозможно уложить в течение долгого времени? Ребенок вдруг начал плакать и кричать по ночам. Как наладить сон малыша без лекарств?

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав - но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии.

Прием у детского невролога. Мамина школа

В наш век стрессов и скоростей многие взрослые люди, особенно жители крупных городов, периодически ощущают те или иные симптомы неблагополучия со стороны нервной системы. Это головная боль и утомляемость, нарушения сна, раздражительность, снижение внимания и работоспособности. Многие из нас привыкли к этим ощущениям и не обращаются к врачам, некоторые напротив встревожены и регулярно посещают специалистов неврологов . Но в том или ином случае большинство из заболеваний нервной системы, которыми наши пациенты страдают во взрослом возрасте, берут свое начало из детства.

Ни для кого не секрет, что в современном мире дети подвергаются не меньшему, если не большему воздействию зачастую не слишком дружелюбной внешней среды. Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит шум, хоть и приглушенно, ощущает вибрацию транспорта и многое другое. На его состояние оказывают влияние: стрессовые состояния, а также заболевания его мамы. Поэтому, все негативные воздействия ребенок получает еще находясь в утробе. Следующий важнейший этап, через который ребенку необходимо пройти в определенный момент развития - это сложнейший процесс родов. Природа предусмотрела специальные защитные механизмы, оберегающие ребенка в этот период. С помощью них ребенок нужным образом группируется, проходя через родовые пути, делает свой первый вдох, и только полностью родившись на свет, может закричать, совершать сосательные движения. Различные структуры головного и спинного мозга, ответственны за формирование специальных врожденных безусловных рефлексов новорожденных. По мере взросления ребенка на первом году жизни эти рефлексы постепенно исчезают.

Однако в некоторых случаях эти механизмы могут по каким-то причинам «ломаться» и тогда, родившись на свет, младенец будет нуждаться в специальной помощи врачей-неонатологов, а затем и детских неврологов. Такими причинами могут быть различные заболевания матери во время беременности, а так же курение, прием алкоголя, некоторых видов лекарственных средств, скрытые внутриутробные инфекции, наследственные причины и преждевременные или чрезмерно долгие роды. Кроме того, все младенцы, родившиеся на свет путем оперативных родов (кесарево сечение), также нуждаются в наблюдении детского невролога на протяжении первых трех лет жизни.

По современным стандартам осмотр детского невролога обязателен при диспансерном наблюдении всех групп детей первого года жизни. Чтобы быть спокойным за развитие малыша в первый год его жизни, родителям желательно посетить детского невролога, как минимум 3 раза - в возрасте 1 месяц, в 6 месяцев и в 1 год. Данные возрастные периоды важны для того, чтобы четко оценить темпы развития ребенка, выявить проблемы первого года жизни и, если они возникли, скорректировать эти проблемы уже на раннем этапе. Кроме того, консультации невролога зачастую нужны для решения вопроса о начале и графике проведения профилактической вакцинации ребенка.

Следующий «критический» период, в который Вам и Вашему ребенку может понадобится консультация специалиста-невролога, это возраст 3 лет. К этому моменту многие дети начинают или готовятся посещать детские дошкольные учреждения. В этот возрастной период у многих детей появляются страхи, нарушения сна, а так же в этом возрасте, у некоторых детей могут возникать различные невротические состояния. Многие из этих состояний носят возрастной характер и самостоятельно проходит без лечения, однако в ряде случаев ребенку может понадобиться помощь грамотных психологов или медикаментозная поддержка.

Анализ жалоб при обращении к детскому неврологу ясно показывает, что проблема головной боли у детей также значительно «помолодела». Зачастую дети еще не могут подробно описать свои ощущения, однако при этом они уже переживают весь комплекс симптомов, который характерен для головной боли у взрослых людей. Длительное скрытое течение болевого синдрома у детей может сказаться на их развитии, такие дети начинают избегать шумных игр со сверстниками, испытывают эмоциональные проблемы. Если у родителей возникает подозрение, что их ребенок страдает головной болью, консультация невролога в этом случае необходима.

К возрасту 4-5 лет часто на первый план выходят поведенческие проблемы, нарушения речевого развития и координации. В этом случае детский невролог работает в тесном контакте с педагогами, логопедами, детскими психологами, специалистами по развитию движения. Крайне важно выявить проблемы развития и начать помогать ребенку до того момента, как он начнет посещать школу. В школьном возрасте эти нарушения могут проявиться в виде трудностей чтения, счета и письма. Также, частой причиной обращения к врачу в этом возрасте является проблема энуреза. Лечение данного состояния требует совместной работы педиатра, уролога , невролога, а также активного участия родителей и самого ребенка в процессе лечения.

В школьном возрасте, помимо проблем с обучением, вновь актуальными становятся трудности адаптации к возрастающим нагрузкам, эмоционально-волевые нарушения, зачастую могут возникать нарушения сна, тики, заикания и другие невротические расстройства. Вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящим к смене школы или надомному обучению.

В подростковом возрасте в период бурного роста и гормональных «перестроек» организма, могут обостряться хронические состояния, связанные с вегетативной нервной системой (головные боли, головокружения, предобморочные состояния, повышенная утомляемость). В этот период подрастающий пациент особенно нуждается в пристальном внимании специалистов - подросткового врача-педиатра, невролога.

Таким образом, внимательное отношение к развитию ребенка, его жалобам, поведению, сну, особенностям речи, а также периодическое посещение детских специалистов - педиатра и детского невролога, дадут Вам возможность своевременно и максимально эффективно выявить и решить проблемы, возникающие на пути вашего ребенка.

Пусть наши дети растут здоровыми и счастливыми!

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого? Благодаря статье вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете лучше понять ситуацию.

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог - лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга - это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

  1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей - правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
  2. Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

  • Афазии
  • Дизартрии
  • Алалии

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители - это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи - не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.