Римский папа Урбан II. Папа Урбан II – Вдохновитель крестовых походов


История соперничества Востока и Запада, мусульманской и христианской цивилизаций, насчитывает сотни лет. В ней были разные периоды — и чрезвычайно кровавые, и относительно мирные. Но и сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман незримо влияют события, начало которым было положено более 900 лет назад — события, вошедшие историю под названием «эпоха крестовых походов».

В XI веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в Передней Азии. К 1085 году они взяли под контроль большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, отняли у византийцев всю Малую Азию, овладели Антиохией.

Положение Византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен Констанинополя. Военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император Алексей I Комнин обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II .

Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.

На самом деле это было правдой лишь отчасти. Действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. Спасать необходимо было не веру, а Византийскую империю.

До Алексея I Комнина византийские императоры обращались за помощью в Рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «Великая схизма». Западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора Византии было крайней мерой.

Мирские заботы церковного владыки

Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В миру он носил имя Одо де Шатильон де Лажери , и был представителем знатного, но не очень богатого французского рода из Шампани.

В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть. Побочным явлением этого стало появление у Папы Римского конкурента — антипапы Климента II I, который досаждал не только Урбану II, но и двум его предшественникам, а также одному преемнику.

Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд.

Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств.

Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.

«Мир здесь, война — там!»

Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский , он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.

Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.

В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.

Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.

Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.

Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.

Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

Как сутану понтифика порвали на кресты

Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.

Папа Римский обращался прежде всего к рыцарям, и они его услышали. Но одновременно услышали и представители низших классов. Люди, ни разу не державшие в руках оружия, садились в телеги и отправлялись освобождать Иерусалим, рассчитывая обменять свою нынешнюю тяжелую жизнь на «молоко и мед» Святой Земли.

Отправлявшиеся в поход крестьяне не имели никакого представления о расстоянии до Иерусалима. Вскоре у стен городов Европы стали появляться странные люди с красными крестами на одежде, пугавшие встречных вопросами: «Скажи, не этот ли город Иерусалим?»

Всего, по разным оценкам, в поход на Иерусалим двинулось от 100 до 300 тысяч простолюдинов, не имевших, как правило, никаких припасов, ни малейшего понятия об организации и дисциплине.

Возглавили это, с позволения сказать, «воинство», Петр Пустынник и французский рыцарь Вальтер Голяк , прозванный так за крайнюю бедность.

Массы голодных и обездоленных людей на пути своего движения отметились еврейскими погромами, грабежами и насилием в Восточной Европе, прежде всего, в Болгарии и Венгрии. Местные жители вынуждены были оказывать им сопротивление, отчего ряды первых крестоносцев заметно поредели.

Обреченные на заклание

К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей.

Император понимал, что ничего хорошего из дальнейшего похода этого «войска» на Иерусалим не выйдет, и предлагал Петру Пустыннику дождаться подхода отрядов рыцарей.

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина. Фото: Public Domain

Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют.

Алексей I Комнин понял, что должен спасать собственную столицу от подобных «освободителей Гроба Господня».

Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.

Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою.

Союзником мусульман стал тиф

Катастрофа, постигшая крестоносцев-крестьян, никоим образом не повлияла на намерения рыцарства. Знать отправилась в поход в сроки, заранее определенные Урбаном II — 15 августа 1096 года.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским , епископом Ле-Пюи , повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред . Братья Готфрид Булонский , Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский , Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего , короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I , короля Франции).

Несмотря на все сложности, споры между вождями похода за первенство, отсутствие нормального снабжения войска, вылившееся опять-таки в грабежи местного населения, рыцари в своем начинании были куда более успешны.

В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Осенью того же года войско подошло к Антиохии, и 21 октября осадило ее. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года, крестоносцы ворвались в город. Началась настоящая резня. Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен.

Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня, когда была захвачена цитадель на юге города.

Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. К тем, кто погиб в сражениях, добавились и те, кто умер в результате эпидемии тифа, разразившейся уже после овладения городом. Поход к Иерусалиму был отложен на полгода.

Крестное шествие с последующим штурмом

Часть крестоносцев вернулась на родину, не добравшись до главной цели похода. Были образованы два государства крестоносцев, Эдесское графство и княжество Антиохия, чьи новые властители, Балдуин I Булонский и Боэмунд I Тарентский, отказались от участия в дальнейшем походе.

Лишь в январе 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, которого достигли 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф.

Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не был настроен воинственно — его посольство предложило крестоносцам беспрепятственное паломничество к святым местам, но небольшими группами и без оружия. В ответ крестоносцы заявили — они пришли ради освобождения Гроба Господня и добьются этой цели любыми способами.

Началась осада, затрудненная отсутствием продовольствия и воды — колодцы вокруг были заблаговременно отравлены мусульманами.

13 июня первая попытка штурма была отбита. К тому же появились сведения, что на помощь Иерусалиму из Египта идет фатимидская армия.

8 июля крестоносцы шокировали осажденных — босые рыцари устроили крестное шествие вокруг стен Иерусалима. Вдохновившись таким образом, на рассвете 14 июля они пошли на новый штурм. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, но город держался. Ночь обе стороны провели без сна, а утром начался новый этап штурма. Крестоносцам удалось частично засыпать ров вокруг города и подвести к его стенам осадные башни. Рыцарей охватил невероятный религиозный экстаз, в котором они ринулись на штурм городских стен. Защитники не выдержали давления и стали отступать.

Кровь за кровь

Ворвавшиеся в город крестоносцы не знали пощады. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан, и поэтому рыцари не считали нужным кого-либо щадить. В частности, была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Всего при взятии Иерусалима 15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Рыцари не только совершили массу убийств, но и полностью разграбили Иерусалим.

После взятия Иерусалима было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.

Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращались в Европу, где для них по-прежнему не было места. Вновь созданные государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без помощи извне.

Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами, буднично совершавшиеся христианскими рыцарями во время похода, вызвали ответную реакцию со стороны мусульман, которые теперь рвались мстить за братьев по вере, не различая правых и виноватых. И глядя на современный Ближний Восток, становится понятно, что то, что началось 900 лет назад, не закончилось и по сей день.

А главный вдохновитель крестового похода Папа Римский Урбан II умер 29 июля 1099 года, спустя две недели после взятия Иерусалима. Но во времена, когда не было телеграфа, телефона, радио и интернета, двух недель для передачи новостей из Иерусалима в Рим оказалось недостаточно — об «освобождении Гроба Господня» узнал уже новый понтифик.

The First Crusade Proclaimed by Pope Urban II

Церковь могла получить существенную выгоду от крестового похода против турок-сельджуков, поскольку Урбан II сознавал потенциально значимые выгоды от помощи византийцам.

П апа Римский Урбан II объявил Первый Крестовый поход 27 ноября 1095 года на церковном Соборе во французском городе Клермон. Освященная церковью попытка изгнания людей «порабощенных демонами» послужила бы многим целям: турки-сельджуки успешно заняли Святую землю, бывшую в то время частью Византийской Империи. Со времен понтификата Григория VII и рокового сражения при Манцикерте, в котором силы Византии были побеждены, восточные императоры посылали обращения к Риму о помощи. Теперь Папа Римский мог действовать, пользуясь благоприятной возможностью, которая дала бы ему повод сделать гораздо больше, чем просто отправить некоторое количество конных рыцарей.

Цели и задачи Первого Крестового похода

Европа была полем битвы, местом непрерывных конфликтов и бесконечной войны. Объединение феодальных фракций против общего врага уменьшило бы вероятность дальнейших войн и направило бы их ресурсы и энергию против мусульман. “Позвольте тем, кто приучен вести расточительно частные войны даже против Верных, идти в дальнейшем против Неверных в сражении, достойном быть предпринятым, …” Папа Римский Урбан II объявил первую в своем роде безоговорочную индульгенцию тем, кто “борется против язычников” . Для средневекового человека, боявшегося огня чистилища, это отпущение грехов было весьма убедительным.

Успешный Крестовый поход весьма бы увеличил престиж папства и, возможно, положил бы конец расколу, произошедшему между восточной и западной христианскими церквями. И хотя император Алексей I Комнин просил сравнительно небольшое количество профессиональных солдат – конных рыцарей, Урбан призвал всех христиан : рыцарей, лакеев, “богатых и бедных “ , и даже “грабителей” . Несмотря на мощь, эту армию не смог возглавить ни один из достойных внимания королей; и Филипп I Французский , и Генрих IV Германский были отлучены от церкви.

Стимулы для участия в Первом Крестовом походе

Тем участникам Похода, которые имели в собственности землю, Церковь гарантировала свою защиту и поручительство, дабы в то время, пока лорды находятся в дальних землях, сражаясь за Христа, нарушители не смогли бы ими завладеть. Тем, которые поднимают крест, простили их долги. Так как ростовщичество было запрещено, многие из этих долгов были понесены через еврейских кредиторов.

Однако европейских евреев не приняли в расчет даже тогда, когда участники Похода начали беспощадно убивать их по всей Европе. Для них не было разницы между евреями и так называемыми Неверными, с которыми они должны были скоро столкнуться за рубежами Константинополя. Евреи обратились за помощью к Церкви. Некоторые храбрые епископы открыли свои ворота для евреев, ищущих убежища, но многие другие остались глухи к их просьбам.

Город Никея был освобожден от мусульманского контроля в 1097 году, а в 1099 году армия Крестового Похода была уже у ворот Иерусалима . Завершающее сражение стало кровавой баней: были казнены тысячи. Фульхерий Шартрский пишет, что, “Если бы вы были там, то ваши ноги погрузились бы до лодыжек в кровь убиенных. Ни одного из них не оставили в живых. Они не щадили ни женщин ни детей” .

Наследие Первого Крестового похода

В марте 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II принес извинения за грехи, совершенные во имя Церкви, в том числе и за Крестовые походы. Первый Крестовый поход привел приблизительно к 150 годам крестовопоходной активности, как официальной, так и неофициальной. Крестьянский Крестовый поход , во главе с Петром Пустынником , закончился полномасштабной резней за пределами Константинополя, в то время как дурно родившийся Крестовый Поход детей закончился тем, что капитаны судов переправили молодежь в Северную Африку вместо Ближнего Востока, чтобы продать их там в рабство.

Крестовый поход не стал окончанием церковного раскола, также он не прекратил “частные войны” в Европе. Тем не менее, он стал стимулом для нового века коммерции и торговли, той существенной выгодой, которая смогла проложить путь к процветанию городов-государств, появившихся в Италии.

В конце XI века нестабильной была не только церковная жизнь в Западной Европе. Этот регион представлял собой еще не вполне сложившийся комплекс государств. К тому же наступило время неурожаев. Европа . Начались . Шли разговоры о скором конце света.

Ужас и отчаяние усугублялись и тем, что в X веке в основном сложился принцип майората. Все имущество крупного землевладельца после его смерти доставалось старшему сыну. Эта система была создана, чтобы защитить крупные поместья от раздробления. Но она породила новую проблему.

Что делать средним и младшим сыновьям, лишенным наследства? Пахать землю они все равно не пойдут – не то воспитание. Рыцарь – это человек с оружием. А человек с оружием, оставшийся без средств к существованию, превращается в разбойника. Рыцарский разбой на дорогах сделался одним из самых страшных бедствий эпохи.

Рыцарский разбой на дорогах Европы

И многие взывали к Папе римскому, умоляя умиротворить Европу. В воздухе носилась тень некоего великого деяния во имя Господа. В XI веке стало больше паломничеств к святым местам. Нередко к Гробу Господню отправлялись знатные люди, совершившие преступления. Считалось, что на Святой Земле возможно Господне прощение даже за самые чудовищные злодеяния.

Заботясь о своей безопасности, паломники окружали себя воинами. Так зародились воинственные духовно‑рыцарские ордена. Возникла идея вооруженного паломничества. Термина «Крестовые походы» еще не было. Он возник лишь в XVII веке, в труде придворного историка Людовика XIV иезуита Луи Мэмбура, но замысел носился в воздухе.

Для этого исторического момента Урбан II с его немыслимой активностью и преданностью учению Григория VII оказался самой подходящей фигурой. Он понял, каким должно быть то великое деяние, которое возвысит Католическую церковь, очистит ее от былых грехов, покажет ее мощь в соперничестве с православием, а заодно умиротворит Западную Европу.

В марте 1095 года Папа проводил Церковный собор в Пьяченце. Туда прибыл посол императора Византии Алексея I Комнина с просьбой помочь Восточной Римской империи в борьбе против неверных. Настоящий подарок для деятельного Урбана! Папа добился, чтобы Собор принял документ, разрешающий христианам воевать за веру. До этого церковь теоретически осуждала любое кровопролитие. И вот запрет был снят. Война против неверных признана богоугодной.

Следующий Собор Урбан II организовал в Клермоне – центре исторической области Овернь во Франции. Там было много гордого, независимого, жаждавшего подвигов рыцарства. Ради великого дела уже не юный Урбан II перебрался через Альпы.

Он широко оповестил знать, что хочет помочь восточным братьям‑христианам. Папа объехал клюнийские монастыри, делясь планами возможной войны, совершил дипломатические визиты, в том числе в город Пюи, где встретился с епископом Адемаром Монтейским и попросил его возглавить предстоящий поход.

Призыв к войне состоялся 26 ноября 1095 года. Именно тогда прозвучали самая знаменитая речь, навсегда прославившая Урбана II .

Папа Урбан II призывает к Крестовому походу

Речь была произнесена в чистом поле, на обширной равнине за чертой города. Для выступления Папы был построен специальный помост. Слушать его собрались тысячи людей. Текст сохранился в изложении пяти хронистов. И все пять вариантов перекликаются в главном.

Сначала папа описал страдания христиан на Востоке. Это было сделано так убедительно, что над полем стояли громкие рыдания. Затем Урбан II перешел к практической части:

«Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алчущие, ведете войны, наносите смертельные раны... Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе».

Кто прежде всего услышал речь Папы? Тот, кто был по‑настоящему горестен и беден. Сам он потом многократно повторял, что имел в виду только бедствующих рыцарей! А приняли его слова близко к сердцу истинно бедные – крестьяне. И уже весной 1096 года рванулись в Крестовый поход – безоружными, не умеющими воевать. Урбан II пытался их остановить – бесполезно. Всем тем, кто выступает с пламенными речами, надо помнить, что остановить начавшееся движение невозможно. А последствия бывают просто чудовищными.


Крестовый поход бедноты

Крестовые походы – это гибель сотен тысяч людей. В ХХ веке Папа римский Иоанн Павел II , личность, достойная глубочайшего уважения, принес человечеству извинения за эти кровавые страницы европейской истории. Конечно, крестоносное движение нельзя оценить однозначно. В нем участвовали и искренне веровавшие люди. Но наряду с верой был и расчет, на который так ловко намекнул Урбан II .

Сам Папа и после Клермонской речи продолжал мобилизовать рыцарей. Он объехал множество городов, освещал церкви, произносил проповеди, рассылал письма знати и правителям.

Бедняки, двинувшиеся в поход весной 1096 года, почти все погибли. Осенью в Святую Землю отправились рыцари. И только в 1099‑м, после многих жертв, страданий, сражений, удач и неудач, крестоносцы взяли Иерусалим. Это произошло 15 июля. А ровно через две недели, 29 июля 1099 года, Папа Урбан II умер. Известие о взятии Иерусалима он получить не успел.


Рыцари - участники Первого крестового похода

В Урбане II сочетались искренняя вера – непременное качество средневекового человека, огромное властолюбие и глубокое заблуждение, которое он сам осознал слишком поздно.

Любое массовое движение чем‑то напоминает сходящую с гор лавину. Всегда есть много причин, по которым она вдруг обрушивается вниз. Но всегда есть и некий камешек, который сдвигает эту громаду. Таким камешком была Клермонская речь Урбана II .

Урбан II – автор самой яркой речи в западноевропейской истории. Ее произнесение стало, вне всякого сомнения, его звездным часом. Но был ли это и звездный час человечества? О случившемся в далеком XI веке важно поразмышлять в наше время – эпоху пылких речей! Те, кто и сегодня готов призвать народные массы в некий «крестовый поход», должны помнить, как это может сработать.


Urban), в миру - Одон де Лажри (Odon de Lagery) или Эд де Шатийон (Eudes de Ch?tillon) (ок. 1042 - 29.VII.1099) - рим. папа с 1088. До 1078 был монахом Клюнийского монастыря, затем епископом Остийским и кардиналом. В 1084-1085 - легат в Германии. У. II продолжал церк.-политич. курс папы Григория VII (1073-85). В Италии вел успешную борьбу против имп. Генриха IV и его ставленника - антипапы Климента III (1084-1100). Окончательно утвердился на папском престоле в Риме в 1094, изгнав из города Климента III. С целью расширения сферы влияния папства добивался установления унии католич. церкви с византийской (православной), но не имел успеха. На Клермонском соборе 1095 провозгласил 1-й крестовый поход. Лит.: Заборов M. A., Папство и крестовые походы, М., 1960; Raulot L., Un pape fran?ais, Urbain II, P., 1903; Fournier P., Bonizo de Sutri, Urbain II et la comtesse Mathilde, (P.), 1915, p. 265-98 (Bibl. de l´Ecole des chartes, t. 76). M. A. Заборов. Москва.

Урбан II

Урбан II.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Урбан II (около 1035-1099 гг.). Его имя в миру было Эд (или Одон) де Шатийон. До поступления в Клюни он был учеником святого Бруно в Реймсе. Его заметил и пригласил к себе на службу сначала епископом, затем кардиналом в Остию (в 1078 году) и, наконец, легатом в Германию Папа Григорий VII . Избранный папой в 1088 году, Урбан II рьяно продолжил воплощать в жизнь григорианскую реформу, встречая на своем пути сопротивление и трудности: на какой-то период он был изгнан из Рима антипапой Клементом III , которого поддерживал император Генрих IV . В 1095 году Урбан II созвал церковный собор в Пьяченце и в том же году провозгласил в Клермоне Первый крестовый поход .

Совершив объезд всего королевства, он много сделал, чтобы привлечь сеньоров и их вассалов-рыцарей к участию в этом военном мероприятии. Урбан II умер в 1099 году в Риме.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 357-358.

Урбан II (Urban), в миру - Одон де Лажри (Odon de Lagery) или Эд де Шатийон (Eudes de Châtillon) (ок. 1042 - 29.VII.1099) - римский папа с 1088 года. До 1078 года был монахом Клюнийского монастыря, затем епископом Остийским и кардиналом. В 1084-1085 годы - легат в Германии. Урбан II продолжал церковно-политический курс папы Григория VII (1073-1085). В Италии вел успешную борьбу против императора Генриха IV и его ставленника - антипапы Климента III (1084-1100). Окончательно утвердился на папском престоле в Риме в 1094 году, изгнав из города Климента III. С целью расширения сферы влияния папства добивался установления унии католической церкви с византийской (православной), но не имел успеха. На Клермонском соборе 1095 года провозгласил 1-й крестовый поход.

M. A. Заборов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Урбан II (Эд де Шатийон), 1088.III.12-1099.VII.29

Урбан II (Urban) (ок. 1042-1099), римский папа с 1088 (окончательно с 1094, когда он изгнал антипапу Климента III). В 1095 провозгласил 1-й крестовый поход.

Блаженный Урбан II, Папа Римский
Urbanus Secundus
Мирское имя: Одо де Ланжери
Происхождение: Лажери (Шампань, Франция)
Годы жизни: 1042 - 29 июля 1099
Годы понтификата: 12 марта 1088 - 29 июля 1099

Одо происходил из знатного шампанского рода. Его учителем был святой Бруно, будущий основатель ордена картезианцев. В Реймсе Одо получил сан каноника, а затем архидьякона. Около 1070 г. он удалился в знаменитый монастырь Клюни. Одо был в числе тех монахов, что ушли в Рим вместе с аббатом Гуго, чтобы помочь Григорию VII в проведении реформ . В 1078 г. Одо был назначен кардинал-епископом Остии, а затем на протяжении трех лет был папским легатом во Франции и Германии. Однажды император Генрих IV даже посадил его в тюрьму, но вскоре освободил. В 1085 г. Одо организовал в Кведлинбурге собор немецких епископов-реформаторов, на котором был проклят антипапа Климент III. После смерти Григория VII Одо рассматривался на выборах как конкурент Дезидерию, но кардиналы отдали большинство голосов аббату Монте-Кассино. Однако понтификат Виктора III (Дезидерия) длился недолго, и перед смертью он сообщил, что хотел бы видеть Одо своим преемником на Святом Престоле. Виктор умер в своем монастыре 16 сентября 1087 г. Рим в это время находился под властью антипапы. Сторонники григорианской реформы собрались в Террачине и 12 марта 1088 г. единодушно избрали Одо папой. Он взял имя Урбана II.

Первым решением Урбана было установление мира и призыв к князьям и епископам-реформаторам поддержать нового папу. Положение Урбана было крайне тяжелым. Рим находился в руках врагов. Норманнов, верных союзников папства, раздирали междоусобицы, и Урбан предпринял все усилия, чтобы примирить их лидеров, Роже и Боэмунда. Наконец в 1088 г. Урбан вошел в Рим, но большая часть города была в руках Климента, и Урбан был вынужден укрыться на острове святого Варфоломея. Отчаянное сражение между войсками папы и антипапы длилось три дня. Климент III был разбит, и Урбан триумфально вошел в собор Святого Петра. Осенью 1089 г. он провел синод в Мельфи, на котором в очередной раз были осуждены симония и половая распущенность священников, заключил длительный мир между Роже и Боэмундом и попытался вернуться в Рим. Но там горожане вновь приняли Климента III, и Урбану оставалось только посылать проклятья в адрес антипапы из-за городских стен.

Последующие три года Урбан II провел, скитаясь по Южной Италии и проводя там синоды. Тем временем на севере Италии в войне между Генрихом IV Немецким, Матильдой Тосканской и ее юным мужем Вельфом IV Баварским чаша весов стала склоняться на сторону последних. Принц Конрад, возмущенный развратностью отца-императора перешел на сторону итальянцев и был коронован в Милане королем Италии. Теперь Урбан вновь мог вернуться в Рим, где, впрочем, еще оставался антипапа. Урбан остановился в замке семейства Франьипани близ Палатина. Вскоре ему поступило предложение от управляющего Латеранского дворца, который предложил сдать его папе за деньги. Урбан и без того находился по горло в долгах. Его выручил французский аббат Григорий Вандомский, продавший часть имущества своего монастыря. Так или иначе, через шесть лет после своего избрания, папа Урбан II вступил в Латеранский дворец.

В 1095 г. византийский император Алексей I Комнин направил в Рим посольство с просьбой о помощи против турок-сельджуков, угрожавших Константинополю. В ноябре того же года Урбан созвал в Клермоне собор, на котором впервые прозвучал призыв к Крестовому походу против мусульман. Вскоре после собора тысячи рыцарей собрались, чтобы обсудить предстоящий поход. Тем, кто поддержит "призыв Христа", папа клятвенно обещал "силой, полученной им от св. Петра", дать полное отпущение грехов. Так впервые прозвучало слово "индульгенция" - "отпущение грехов", которым впоследствии изобиловали папские документы. Урбан путешествовал из города в город, проповедуя идею похода и всеми возможными способами воодушевлял людей идти освобождать гроб Господень от неверных.

В марте 1096 г. на синоде в Туре Урбан отлучил короля Франции Филиппа I за незаконное сожительство с Бертрадой де Монфор. Филипп был вынужден формально развестись с ней, но, тем не менее, продолжал жить с ней. В 1097 г. при поддержке Гуго Вермандуа Урбан в очередной раз изгнал Климента III из Рима. Его положение было достаточно крепко. Северная Италия оказалась полностью под властью Матильды и Конрада, и император был вынужден отступить. Под властью Климента III оставалась лишь Равеннская митрополия, и он не представлял большой опасности. В 1098 г. Урбан назначил предводителя норманнов Роже своим легатом на Сицилии, где церковь была практически полностью уничтожена сарацинами.

Raulot L., Un pape français, Urbain II, P., 1903;

Fournier P., Bonizo de Sutri, Urbain II et la comtesse Mathilde, (P.), 1915, p. 265-98 (Bibl. de l"Ecole des chartes, t. 76).