Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон). Купидон в культуре Купидон в наше время


Культ бога любви, которого римляне называли Амуром (Купидоном), а греки Эротом , существовал уже в глубокой древности, его считали одним из старейших божеств. Он олицетворяет ту могущественную силу, которая влечет одно живое существо к другому и благодаря которой рождается все живущее и продолжается род человеческий. Он не только бог любви между различными полами, но он и бог дружбы между мужчинами и юношами. Во многих мужских гимнасиях (школы борцов) его изображение стояло рядом со статуями Гермеса (Меркурия) и Геракла .

По древним сказаниям, его происхождение неизвестно, и никто не знает, кто его отец, но позднейшие поэты и художники стали признавать Венеру и Марса за его родителей. Рождение Амура, или Эрота, послужило сюжетом для многих картин, из них одной из лучших считается картина Лезюэра, изображающая Венеру, окруженную тремя грациями; одна из них подает ей прелестного ребенка.

Эрот-Амур всегда изображался под видом мальчика, едва достигшего юношеского возраста. Венера, видя, что ее сын почти не растет, спросила у Фетиды , какая тому причина. Та ответила, что ребенок вырастет, когда у него будет товарищ, который будет его любить. Венера тогда дала ему в товарищи Антерота («разделенная любовь»); когда они вместе – Эрот растет, но вновь становится маленьким, лишь только Антерот покидает его. Смысл этой аллегории заключается в том, что любовь или дружба должны быть разделяемы другим человеком, для того чтобы расти и развиваться.

Воспитание Амура Венерой очень часто изображалось на камеях и гравированных камнях. Мать играет с ним, отнимает у него лук или стрелы, дразнит его и резвится с ним. Но шаловливый ребенок не остается в долгу у матери, и она не раз испытывает на себе действие его стрел.

Амур, по мифологии, является цивилизатором, сумевшим смягчить грубость первобытных нравов. Искусство воспользовалось этой идеей и, желая выказать непреодолимую силу Амура, стало изображать его укротителем диких и свирепых зверей. На многих камеях и гравированных камнях Амур изображен верхом на льве, которого он укротил и превратил в ручного зверя. Часто изображается он на колеснице, в которую впряжены дикие звери.

Амур страшен не только людям, но и богам. Юпитер , предвидя уже пред самым рождением его все беды, которые он натворит, приказал Венере умертвить его, но богиня спрятала сына в лесу, где дикие звери вскормили его. Поэты и писатели постоянно твердят о жестокости Амура, о том, что он не знает жалости, что он наносит неизлечимые раны, заставляет людей совершать самые безрассудные поступки и доводит до преступления.

Амур Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

У Анакреона есть несколько прелестных стихотворений на эту тему; вот одно из них: «Посреди ночи, в тот час, когда все смертные спят крепким сном, является Амур и стучит в мою дверь. "Кто там стучит? – восклицаю я. – Кто прерывает мои сны, полные очарования?" – "Отвори! – отвечает мне Амур. – Не бойся, я мал, я весь промок от дождя, луна куда-то скрылась, и я потерял дорогу в ночной темноте". Услышав его слова, мне становится жалко бедняги, я зажигаю мой светильник, открываю дверь и вижу перед собою дитя; у него крылья, лук, колчан и стрелы; я подвожу его к моему очагу, согреваю его холодные пальчики в своих руках, вытираю его мокрые волосы. Но едва успел он немного оправиться, как берется за лук и стрелы. "Я хочу, – говорит он, – посмотреть, не отсырела ли тетива". Он натягивает ее, пронзает мне сердце стрелой и говорит мне, заливаясь звонким смехом: "Мой гостеприимный хозяин, радуйся; мой лук совершенно здоров, но зато сердце твое больное"».

В искусстве у Амура два совсем различных типа: он изображается то под видом прелестного крылатого ребенка, играющего с матерью, то под видом юноши. В Пио-Клементинском музее находится прекрасный тип Амура-юноши. К сожалению, сохранились только голова и плечи.

Пракситель первый дал идеальный тип Амура, послуживший прототипом для всех последующих статуй этого бога. Этот знаменитый скульптор был большим поклонником прекрасной гетеры Фрины, которая просила его подарить ей самое лучшее из его произведений. Пракситель согласился исполнить ее просьбу, но все не мог решиться указать, которую из своих статуй он считает лучшей. Тогда Фрина прибегла к следующей хитрости: она велела одному из ее рабов прийти сказать Праксителю, что его мастерская объята пламенем; встревоженный художник кинулся к двери, крича, что все плоды его долголетних трудов пропали, если пламя не пощадит его двух статуй – Сатира и Амура. Фрина успокоила его, сказав, что это было только испытание и что теперь она знает, какие произведения он считает лучшими, и выбрала себе Амура. Она принесла в дар статую родному своему городу Феспии, только что опустошенному Александром Великим . Статую поставили в храм, посвященный богу любви, и туда стали приезжать из разных стран только для того, чтобы любоваться этим великим произведением искусства. «Феспия, – говорит по этому поводу Цицерон , – была превращена Александром в ничто, но в ней появился «Купидон» Праксителя, и нет путешественника, который не завернул бы в этот город, чтобы посмотреть на эту прекрасную статую». Калигула перенес ее в Рим, а Клавдий возвратил ее феспийцам, Нерон ее вновь отнял, и она погибла при пожаре, уничтожившем большую часть Рима.

Знаменитый скульптор Лисипп тоже изваял статую Амура; она была помещена в том же храме, где находилось произведение Праксителя. В храме Венеры в Афинах находилась знаменитая картина Зевксида, изображавшая бога любви, увенчанного розами. До римского владычества Амура продолжали изображать юношей, статным и изящным по формам, и только после этой эпохи является он на памятниках искусства в виде крылатого и здорового ребенка. Его отличительные признаки – крылья, лук, колчан со стрелами.

Новейшее искусство очень часто изображало Амура. В одной из комнат Ватикана Рафаэль написал его на колеснице, везомой бабочками и лебедями; почти во всех музеях находятся картины этого художника с изображением маленького бога любви и Венеры. Корреджо и Тициан писали Купидона в различных позах и видах, но никто так часто не изображал бога любви, как Рубенс : почти во всех картинных галереях можно встретить его толстеньких, румяных и веселых купидонов.

Во французской школе Пуссен , Лезюэр, а в особенности Буше , являются художниками – специалистами изображать амуров, прелестных и веселых, но ничем не напоминающих идеального типа Праксителя. Художник Виен написал интересную картину, сюжет которой заимствовал с античной картины, – называется она «Торговка амурами». Прюдон оставил также много картин, сюжетами для которых послужили различные похождения Амура.

Этот божок часто наудачу, подобно слепцу, не видящему цели, пускает свои стрелы, и вот почему поэты называют любовь слепою. Корреджо и Тициан, желая олицетворить эту идею, изобразили Венеру, надевающую повязку на глаза сыну.

Рождение бога Эрота (Купидона). - Воспитание Эрота. - Тип и отличительные признаки бога Эрота. - Миф о красоте Психеи и ревности богини Венеры. - Психея, похищенная Зефиром. - Амур и Психея: капля масла. - Ящик Персефоны и свадьба Амура и Психеи. - Миф об Амуре и Психее - миф о человеческой душе.

Рождение бога Эрота (Купидона)

Культ Эрота, бога любви, существовал уже в глубокой древности у греков. Эрота считали одним из старейших богов. Бог Эрот (в римской мифологии - бог Купидон ) олицетворяет ту могущественную силу, которая влечет одно живое существо к другому и благодаря которой рождается все живущее и продолжается род человеческий.

Эрот не только бог любви между различными полами, но Эрот и бог дружбы между мужчинами и юношами. Во многих греческих мужских гимнасиях (школах борцов) изображение бога Эрота (Купидона) стояло рядом со статуями бога Гермеса (Меркурия) и полубога Геракла (Геркулеса).

Согласно мифам древней Греции, происхождение бога Эрота неизвестно, и никто не знает, кто его отец, но позднеантичные поэты и художники стали признавать богиню Афродиту (Венеру) и бога Ареса (Марса) за родителей бога Эрота.

Рождение бога Эрота-Купидона [в русской традиции этот античный бог называется также Амур ] послужило сюжетом для многих картин. Из них одной из лучших считается картина Лезюэра, изображающая богиню Венеру, окруженную тремя Грациями . Одна из Граций подает Венере прелестного ребенка - бога Купидона.

Бог Эрот всегда изображался под видом мальчика, едва достигшего юношеского возраста. Богиня Афродита (Венера), видя, что ее сын почти не растет, спросила у богини Фетиды, какая тому причина. Фетида ответила, что ребенок Эрот вырастет, когда у него будет товарищ, который будет его любить. Афродита тогда дала Эроту в товарищи Антэрота (в переводе с древнегреческого языка - «разделенная, взаимная любовь»). Когда они вместе - бог Эрот растет, но вновь становится маленьким, лишь только Антэрот покидает его. Смысл этой античной аллегории заключается в том, что любовь или дружба должны быть разделяемы другим человеком, для того чтобы расти и развиваться.

Воспитание Эрота

Воспитание бога Эрота богиней Афродитой (Венерой) очень часто в античности изображалось на камеях и гравированных камнях. Мать Афродита играет с Эротом, отнимает у него лук или стрелы, дразнит Эрота и резвится с ним. Но шаловливый ребенок Эрот не остается в долгу у матери, и богиня Афродита не раз испытывает на себе действие стрел бога Эрота.

Эрот, по античной мифологии, является цивилизатором, сумевшим смягчить грубость первобытных нравов. Античное искусство воспользовалось этой идеей и, желая выказать непреодолимую силу бога Эрота (Купидона), стало изображать Эрота укротителем диких и свирепых зверей.

На многих камеях и гравированных камнях античности бог Эрот изображен верхом на льве, которого он укротил и превратил в ручного зверя. Часто изображается Эрот на колеснице, в которую впряжены дикие звери.

Бог Эрот (Купидон) страшен не только людям, но и богам. Зевс (Юпитер), предвидя уже перед самым рождением Эрота все беды, которые он натворит, приказал богине Афродите (Венере) умертвить Эрота, но Афродита спрятала сына в лесу, где дикие звери вскормили его.

Античные поэты и писатели постоянно твердят о жестокости бога Эрота, о том, что Эрот не знает жалости, что Эрот наносит неизлечимые раны, заставляет людей совершать самые безрассудные поступки и доводит до преступления.

У древнегреческого поэта Анакреона есть несколько прелестных стихотворений на эту тему. Вот одно из них: «Посреди ночи, в тот час, когда все смертные спят крепким сном, является бог Эрот и стучит в мою дверь. “Кто там стучит? - восклицаю я. - Кто прерывает мои сны, полные очарования?” - “Отвори! - отвечает мне бог Эрот. - Не бойся, я мал, я весь промок от дождя, луна куда-то скрылась, и я потерял дорогу в ночной темноте”. Услышав слова Эрота, мне становится жалко бедняги, я зажигаю мой светильник, открываю дверь и вижу перед собою дитя; у него крылья, лук, колчан и стрелы; я подвожу его к моему очагу, согреваю его холодные пальчики в своих руках, вытираю его мокрые волосы. Но едва успел бог Эрот немного оправиться, как берется за лук и стрелы. “Я хочу, - говорит Эрот, - посмотреть, не отсырела ли тетива”. Бог Эрот натягивает ее, пронзает мне сердце стрелой и говорит мне, заливаясь звонким смехом: “Мой гостеприимный хозяин, радуйся; мой лук совершенно здоров, но зато сердце твое больное”».

Тип и отличительные признаки бога Эрота

В искусстве у бога Эрота два совсем различных типа: Эрот изображается то под видом прелестного крылатого ребенка, играющего с матерью, то под видом юноши.

В музее Пио-Клементинском находится прекрасный тип Эрота-юноши. К сожалению, сохранились только голова и плечи.

Древнегреческий скульптор Пракситель первый дал идеальный тип бога Эрота, послуживший прототипом для всех последующих статуй этого бога.

Пракситель был большим поклонником прекрасной гетеры Фрины, которая просила Праксителя подарить ей самое лучшее из его произведений. Пракситель согласился исполнить просьбу гетеры Фрины, но все не мог решиться указать, которую из своих статуй он считает лучшей. Тогда гетера Фрина прибегла к следующей хитрости. Фрина велела одному из ее рабов прийти сказать Праксителю, что его мастерская объята пламенем; встревоженный художник кинулся к двери, крича, что все плоды его долголетних трудов пропали, если пламя не пощадит его двух статуй - Сатира и бога Эрота. Гетера Фрина успокоила Праксителя, сказав, что это было только испытание и что теперь она знает, какие произведения Пракситель считает лучшими. Фрина выбрала себе статую Эрота.

Гетера Фрина принесла в дар статую бога Эрота работы Праксителя родному своему городу Феспии, только что опустошенному Александром Македонским. Статую Эрота поставили в храм, посвященный богу любви, и туда стали приезжать из разных стран только для того, чтобы любоваться этим великим произведением искусства. «Феспия, - говорит по этому поводу Цицерон, - превращена теперь Александром в ничто, но в ней появился бог Купидон Праксителя, и нет путешественника, который не завернул бы в этот город, чтобы посмотреть на эту прекрасную статую».

Римский император Калигула перенес статую Эрота Праксителя в Рим, а император Клавдий возвратил ее феспийцам, император Нерон ее вновь отнял, и она погибла при пожаре, уничтожившем большую часть Рима.

Знаменитый греческий скульптор Лисипп изваял также статую бога Эрота. Статуя Эрота работы Лисиппа была помещена в том же храме, где находилось произведение Праксителя.

В храме богини Афродиты в Афинах находилась знаменитая картина Зевксида, изображавшая бога любви Эрота, увенчанного розами.

До римского владычества бога Эрота продолжали изображать юношей, статным и изящным по формам. Только в эту эпоху является бог Эрот на памятниках античного искусства в виде крылатого и здорового ребенка. Отличительные признаки Эрота-ребенка - крылья, лук, колчан со стрелами.

Новейшее искусство очень часто изображало бога Амура. В одной из комнат Ватикана Рафаэль написал Амура на колеснице, везомой бабочками и лебедями. Почти во всех музеях находятся картины Рафаэля с изображением маленького бога любви и богини Венеры.

Корреджо и Тициан писали бога Купидона в различных позах и видах, но никто так часто не изображал бога любви, как Рубенс: почти во всех картинных галереях можно встретить его толстеньких, румяных и веселых Купидонов.

Во французской школе Пуссен, Лезюэр, а в особенности Буше, являются художниками - специалистами Амуров, прелестных и веселых, но ничем не напоминающих идеального типа Праксителя.

Художник Виен написал интересную картину, сюжет которой заимствовал с античной картины, - называется она «Торговка Амурами».

Прюдон оставил также много картин, сюжетами для которых послужили различные похождения бога Амура. Этот божок часто наудачу, подобно слепцу, не видящему цели, пускает свои стрелы, и вот почему поэты называют любовь слепою. Корреджо и Тициан, желая олицетворить эту идею, изобразили богиню Венеру, надевающую повязку на глаза своему сыну.

Миф о красоте Психеи и ревности богини Венеры

В позднейшие времена античности бога Эрота (Купидона) соединяли с Психеей, олицетворяющей человеческую душу и изображавшейся под видом прелестной нежной девушки с крыльями бабочки. [В русской традиции передачи имен античной мифологии бога Эрота (Купидона) в сюжетах, связанных с Психеей, устойчиво называют Амур , а всю совокупность таких мифологических сюжетов - миф об Амуре и Психее или сказка об Амуре и Психее .]

Латинский писатель Апулей в своем романе «Метаморфозы, или Золотой осел» соединил разнообразные элементы мифа об Амуре и Психее в одно поэтическое целое.

По словам Апулея, у одного царя было три дочери, все красивые, но если для описания двух старших можно было подобрать на человеческом языке подходящие выражения и похвалы, то для младшей по имени Психея этого было недостаточно. Красота Психеи была так совершенна, что не поддавалась никакому описанию простого смертного.

Жители страны и чужестранцы являлись целыми толпами, привлеченные слухами об ее красоте, и, увидав Психею, они преклоняли колени перед ней и воздавали ей такие почести, как будто перед ними была сама богиня Венера.

Наконец, распространился слух, что Психея - это сама богиня Венера, сошедшая на землю с вершин Олимпа. Никто не стал больше ездить в Книд, никто не посещал островов Кипра и Киферы, храмы богини Венеры оставались пустыми, на алтарях не приносили больше жертв. Только когда появлялась Психея, народ принимал ее за Венеру, преклонялся перед Психеей, осыпал Психею цветами, возносил к Психее свои мольбы и приносил Психее жертвы.

Это благоговение перед красотой, так соответствовавшее духу греческого народа, прекрасно выражено в одной из обширных композиций Рафаэля на мифологическую тему об Амуре и Психее.

Возмущенная богиня Венера, мучимая завистью к своей счастливой сопернице, решила наказать Психню. Венера призвала сына - Амура (Эрота, Купидона), крылатого бога любви, и поручила Амуру отомстить за нее той, которая осмелилась оспаривать у нее первенство красоты. Богиня Венера просила Амура внушить Психее любовь к человеку, недостойному Психеи, к самому последнему из смертных.

Психея, похищенная Зефиром

Античные мифы в русской поэзии: знаменитое стихотворение О.Э. Мандельштама «Когда Психея-жизнь спускается к теням …» (1920, 1937 гг.). О Психее как символе души человека см.: .

Осип Мандельштам

Когда Психея-жизнь спускается к теням

В полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,

Слепая ласточка бросается к ногам

С стигийской нежностью и веткою зеленой.

Навстречу беженке спешит толпа теней,

Товарку новую встречая причитаньем,

И руки слабые ломают перед ней

С недоумением и робким упованьем.

Кто держит зеркальце, кто баночку духов, -

Душа ведь женщина, ей нравятся безделки,

Сухие жалобы кропят, как дождик мелкий.

И в нежной сутолке, не зная, как ей быть,

Душа не узнает ни веса, ни объема,

Дохнет на зеркало, - и медлит уплатить

Лепешку медную хозяину парома.

Обе сестры Психеи вышли замуж за царей. Одна только Психея, окруженная толпами поклонников, не находила себе супруга. Отец Психеи, пораженный этим, спросил у оракула бога Аполлона, что тому причиной. В ответ отец Психеи получил приказание оракула выставить дочь на скале, где Психея должна ожидать брачного союза. Оракул Аполлона сообщил, что супругом Психеи будет бессмертный, что у него крылья, как у хищной птицы, и он подобно этой птице жесток и коварен, внушает страх не только людям, но и богам, и покоряет их.

Повинуясь оракулу, отец отвел Психею на скалу и оставил ее там ожидать таинственного супруга. Дрожа от ужаса, красавица Психея заливалась слезами, как вдруг нежный Зефир приподнял Психею и понес на своих крыльях в прекрасную долину, где опустил Психею на мягкую траву.

Миф о похищении Психеи Зефиром послужил сюжетом для многих картин.

Психея увидала себя в прекрасной долине. Прозрачная река омывала берега, покрытые прекрасной растительностью; у самой реки стоял великолепный дворец.

Психея отважилась переступить порог этого чертога; в нем нет и признака живого существа. Психея обходит дворец, и везде все пусто. Только голоса невидимых существ говорят Психее, и - чего бы Психея ни пожелала - все к ее услугам.

И действительно, невидимые руки прислуживают Психее за столом, покрытым яствами и напитками. Невидимые музыканты играют и поют, услаждая слух Психеи.

Так проходит несколько дней; по ночам посещает Психею ее таинственный супруг - Амур. Но Психея Амура не видит и только слышит его нежный голос. Амур просит Психею не стараться узнавать, кто он: лишь только Психея это узнает, наступит конец их блаженству.

В Лувре находится прекрасная картина Жерара «Амур целует Психею».

По временам Психея, вспоминая предсказание оракула Аполлона, с ужасом думает о том, что, несмотря на нежный голос, ее супруг может быть каким- нибудь ужасным страшилищем.

Амур и Психея: капля масла

Сестры, оплакивая печальную судьбу Психеи, искали ее повсюду и, наконец, пришли в ту долину, где Психея живет.

Психея встречает своих сестер и показывает им дворец и все сокровища, заключающиеся в нем. С завистью смотрят сестры Психеи на всю эту роскошь и начинают осыпать Психею вопросами об ее супруге, но Психея должна была признаться, что она его никогда не видала.


Психея показывает свои богатства сестрам. Жан Оноре Фрагонар, 1797 г.

Сестры принимаются убеждать Психею зажечь ночью светильник и посмотреть на супруга, уверяя Психею, что это, наверное, какой-нибудь страшный дракон.

Психея решается последовать советам сестер. Ночью подкрадывается Психея с зажженным светильником в руке к ложу, на котором покоится ничего не подозревающий бог любви Амур. Психея при виде Амура приходит в восторг. Любовь Психеи к Амуру все растет. Психея наклоняется к Амуру, целует его, и горячая капля масла падает со светильника на плечо Амура.

Проснувшись от боли, Амур тотчас же улетает, оставив Психею предаваться своему горю.

Эта мифологическая сцена из сказки об Амуре и Психее очень часто воспроизводится художниками новейшей эпохи. Большой известностью пользуется картина Пико на эту тему.

Психея в отчаянии бежит за Амуром, но напрасно. Психея не может догнать Амура. Он уже на Олимпе, и богиня Венера перевязывает Амуру раненое плечо.

Ящик Персефоны и свадьба Амура и Психеи

Мстительная богиня Венера, желая наказать Психею, ищет ее по всей земле. Наконец находит и заставляет Психею исполнять разные работы. Богиня Венера посылает Психею в царство мертвых к богине Персефоне принести ей от нее ящик с красотой.

Психея отправляется в путь. По дороге Психее попадается старая богиня, которая обладает даром слова. Старая богиня дает советы Психее, как попасть в жилище Плутона. Она также предупреждает Психею не поддаваться больше любопытству, уже раз оказавшемуся столь губительным для нее, и не открывать ящика, который Психея получит от Персефоны.

Психея переправляется через реку мертвых в лодке Харона . Следуя совету старой богини, Психея усмиряет Цербера, дав ему пирог с медом, и получает, наконец, ящик от Персефоны.

Вернувшись на землю, Психея позабывает все советы и, желая воспользоваться красотой для себя, открывает ящик Персефоны. Вместо красоты из него поднимается пар, который усыпляет любопытную Психею. Но Амур успел уже улететь от матери. Амур находит Психею, будит ее стрелой и посылает скорее отнести ящик Персефоны к богине Венере. Сам же Амур отправляется к Юпитеру и умоляет его вступиться перед Венерой за его возлюбленную. Юпитер дарует Психее бессмертие и приглашает богов на свадебный пир.

Прекрасная скульптурная группа Антонио Кановы, находящаяся в Лувре, изображает пробуждение Психеи от поцелуя Амура.

Рафаэль на одном из своих декоративных панно изобразил свадебный пир Психеи и Амура.

Сохранилось много античных камей с изображением Психеи и Амура; эти камеи дарились обыкновенно молодым супругам как свадебные подарки.

От союза Психеи с богом любви Амуром родилась дочь Блаженство (Счастье).

Миф об Амуре и Психее - миф о человеческой душе

Весь миф об Амуре и Психее изображает вечное стремление человеческой души ко всему возвышенному и красоте, дающей человеку высшее счастье и блаженство.

Психея есть символ человеческой души, которая, по мнению греческих философов, до сошествия своего на землю живет в тесном общении с добром и красотой.

Наказанная за свое любопытство (=низменный инстинкт), Психея (=душа человека) бродит по земле, но в ней не заглохли стремления к возвышенному, добру и красоте. Психея повсюду ищет их, исполняет всевозможные работы, проходит через целый ряд испытаний, которые подобно огню очищают Психею (=душу человека). Наконец, Психея (=душа человека) спускается в жилище смерти и, очищенная от зла, обретает бессмертие и вечно живет среди богов, «потому что, - говорит Цицерон, - то, что мы называем жизнью, есть в действительности смерть; наша душа начинает жить только тогда, когда освобождается от бренного тела; только сбросив эти тягостные оковы, обретает душа бессмертие, и мы видим, что бессмертные боги посылают всегда смерть своим любимцам как высшую награду!».

Искусство изображает Психею всегда в виде нежной молодой девы, с крыльями бабочки на плечах. Очень часто на античных камеях подле Психеи лежит зеркало, в котором душа, до своей земной жизни, видит отражение обманчивых, но привлекательных картин этой земной жизни.

Как в античном, так и в новом искусстве существует много художественных произведений, изображающих этот поэтичный и философский миф о Психее.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

КУПИДОН

Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως, также Эрос, Амур, у римлян Купидон) - бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Эрот и Психея

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
- Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
- По Алкею, сын Зефира и Ириды.
- По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
- По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
- По Акусилаю, сын Эреба и Нюкты.
- По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
- По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
- По Пармениду, создание Афродиты.
- По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
- По Павсанию, сын Илифии.
- У Платона - сын Пороса и Пении.
- Сын Хаоса.
- По некоей версии, сын Геи.
- Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

Согласно речи Котты, их было три:
- Сын Гермеса и первой Артемиды.
- Сын Гермеса и второй Афродиты.
- Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
- Согласно Нонну, родился у города Берои.

Эрот - мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее сострелами любви или пылающим факелом. В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество - Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критянеобыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

В искусстве

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.

В астрономии

В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид (763) Купидон (англ.) русск., открытый в 1913 году.

Купидон (франц. Cupidon, от лат. Cupido; Cupiditas - "страсть, влечение, томление") - в древнеримской мифологии - божество любовной страсти, безудержного желания. Этим он отличается от более сдержанного Амура. Купидон - воплощение эротики, его спутник - Йокус, олицетворениенизменной страсти. Амур стремится соединить влюбленных, он не терпит одиночества и отсутствия любви. В средневековом искусстве изображение Купидона, спящего на потухшем факеле любви, символизировало сладострастие, приводящее к пресыщенности. Позднее значение этих персонажей - Амура, Купидона, Эрота и Антэрота - нивелировалось, что искажало и запутывало содержание мифологических сюжетов.
В честь бога любви назван спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.

АМУР


Амур в образе ребёнка (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

Амур (франц. Amour от лат. Amor - "любовь") - в древнеримской мифологии - бог любви. Символизировал не платоническую, а чувственную любовь между мужчиной и женщиной.
Амур был сыном Венеры и Марса.
Изображался в образе крылатого мальчика с луком и стрелами, поражающими сердца.

"Амурчиками" часто называют изображения множества маленьких эротов, с самыми разными атрибутами, музыкальными инструментами, развлекающих себя шалостями. Подобные изображения характерны для искусства эллинистического времени, в частностиалександрийской школы. В эпоху Итальянского Возрождения этот мотив появился снова, но в нем античные эроты (чтобы отличить их от Ангелов) стали изображаться без крыльев и получили новое название: путти, или путто (итал. putto - "младенец").
Позднейшее французское название амура - купидон .

С эротической культурой связано также слово "амуре́тт" (франц. Amourette - "легкая, мимолетная любовь"). Но термином "амуретт" именуют и черное дерево (паслен) и древесину акации, которые применяют для инкрустации (маркетри) мебели. "Аморетто" (итал. Amoretto) - "маленький купидон".
В изобразительном искусстве часто использовался сюжет, сочиненный Апулеем: "Амур (Купидон) и Психея" (ок. 150 г. н. э.; см. Психея).


Амур и Психея. Антонио Канова, 1786-93 г. Париж

Еще одна, итальянская, персонификация этого божества - Амор (от итал. Amore - "любовь"). В представлении итальянских поэтов XIII-XIV вв. Амор - это "молодой сеньор светского обхождения".

"Стрелы Амура" (франц. "flèches d’Amour") - название драгоценного камня, разновидности горного хрусталя и разновидности аметиста.
С образом Амура связана сложная и разнообразная символика куртуазной культуры. Она отражена, в частности, в популярной книге "Избранные эмблемы и символы" («Emblemata et Symbola Selecta"), изданной И. Камерарио в 1668 г. в Майнце, многократно переиздававшейся, в том числе и в России.


Амур с пылающим сердцем в руке - символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту.


Амур, прикрывающий рукой зажженный факел, - если с пренебрежением относиться к любви, которую мы зажгли в сердце другого человека, она может погаснуть.

Амур, как кузнец, ударяющий по сердцу на наковальне, - необходимо усмирять наши страсти, а порывы сердца согласовывать с благими устремлениями.

Амур, улетающий с одним из выбранных сердец, - одного правильно выбранного сердца вполне достаточно.

Амур, удящий рыбу, - проглотив по неосторожности приманку любви, мы слишком легко можем оказаться пойманными сами, что создаст беспокойство и трудности.
Амур с завязанным ртом - символ интимности в любовных делах, любовь должна быть немой, или тайной, но не слепой.
Амур, ухаживающий за деревом, - необходимо заботиться о росте взаимной любви, приносящей плоды.
Амур, оставивший свое оружие в погоне за сердцем, - ради любви к другому мы должны жертвовать всем.
Амур, плачущий у надгробия, - у двух любящих одно сердце, они вместе живут и вместе умирают.
Амур, льющий воду на пылающее сердце, - истинную любовь ничем не погасить.
Амур с луком, но без стрел, - я позаимствую стрелы у глаз прекрасной.
Амур, стреляющий в сердце, расположенное на высокой колонне, - не воображай, что находишься вне досягаемости стрел любви, и не полагайся на собственную силу и власть.
Амур, уносящий сердце прочь от чудовища, - подлинная любовь вопреки зависти и злословию всегда восторжествует.

Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

Все в нашей жизни не имеет особого смысла, если событие не сопровождается хорошими эмоциями. Человек так устроен, что он может радоваться, смеяться, а главное, испытывать чувство любви.

Что-то внутри

Мы порой не можем объяснить, что же именно с нами происходит, но душа словно поет, а в животе «летают бабочки». Это чувство обычно называют влюбленностью или говорят: «В меня попали стрелы Купидона». Мы настолько привыкли к такому выражению, что никогда даже не задумываемся, откуда оно пошло, и какое значение изначально в него вкладывалось. Давайте же с вами вместе немного копнем историю…

Древняя мифология

Еще в древности, как известно, люди поклонялись богам, которых наделяли сверхсилой и невероятным могуществом. Богам приносили жертвы и искали их расположения. С самого детства людей воспитывали с чувством глубокого почитания и преклонения перед богами, ведь если их прогневить, то на человека обрушится их немилость. Во всяком случае, так считали в древности. С особой нежностью девушки относились к Афродите - богине красоты, ведь именно она была олицетворением всего прекрасного на Земле, и от нее зависело, когда придет старость, а человеческое лицо покроется морщинами. А вот Амур, Эрос, или, как его называли древние римляне, Купидон - это божество, во власти которого были любовные обеспечивающие продление жизни на Земле.

Миф о любви

Существует трогательная и нежная история любви между земной девушкой Психеей и богом Купидоном, которая легла в основу легенды. Венера была матерью Купидона, и однажды послала его наказать Психею только за то, что ей пришлась не по душе ее неземная красота. Вместо этого Купидон влюбился в красавицу и стал для нее мужем. Однако, по преданию, люди не могли смотреть на богов, поэтому Психея понятия не имела, как выглядит ее возлюбленный. Купидон - это был возлюбленный, о котором можно только мечтать, настоящее воплощение любви и нежности, и девушка была абсолютно счастлива. Но сестры надоумили ее проследить за мужем и посмотреть на него. Это очень разозлило Купидона, он покинул Психею и наказал за непослушание: следом за ним исчезли их волшебные сады, чудесный замок и все, что было у них ранее.

Девушка осталась совсем одна и горько плакала о любимом. Мучаясь от одиночества, она решилась на отчаянный поступок и отправилась в храм Венеры. Вымаливая помощь у матери Купидона, она согласилась на задания, которые та ей приготовила. Венера, не любившая Психею, решила таким образом избавиться от девушки и погубить ее, поэтому придумала для той невыполнимые задания, которые оказались одно сложнее другого. Однако ничто не смогло сломить влюбленную девушку, ради своего любимого она успешно преодолела все трудности и козни, которые ей уготовила коварная Венера. Последнее задание, которое должна была выполнить Психея, - это доставить в преисподнюю ящик Пандоры, хранивший в себе красоту жены Плутона. Как и положено в таком путешествии, отчаянную девушку ждали разные трудности, но она не должна была ни при каких обстоятельствах открывать заветную посылку. К сожалению, осторожность проиграла любопытству, и Психея заглянула в ящик. Хитрая Венера это предвидела и упрятала туда мертвый сон, который поразил девушку.

Влюбленный Купидон (это был отчаянный и решительный юноша) отыскал свою возлюбленную, которая лежала на земле, снял с нее чары и действие мертвого сна, ведь любовь оказалась сильнее, и он простил ее. Боги были восхищены любовью Психеи и в награду сделали ее богиней.

Купидон в наше время

На сегодняшний день всем известно, что Купидон - это Мы, конечно, не почитаем его, как это делали жители Греции в древности, и не приносим ему жертв, но именно с ним у нас ассоциируются романтические встречи, свидания, первая симпатия. Мы предполагаем, что в сердце попали стрелы Купидона, когда шутим по поводу влюбленности. Считается, что у этого бога любви всегда в руках есть лук и стрелы, которыми он стреляет в сердца, чтобы человека посетила любовь.

Изображение амура

Чаще всего Купидона представляют в виде милого светловолосого мальчика с крылышками, такого чудесного ангелочка. мальчуган летает между людьми и высматривает тех, кого пора поразить стрелами любви. В скульптуре и живописи любимым персонажем и ярким примером, который олицетворяет самые светлые человеческие чувства, был именно Амур. Купидон изображался с улыбкой на лице, в белых и золотых цветах, а в руках у него было «орудие любви» - лук и стрелы.

Лук Купидона

Ассоциация этого персонажа с самыми нежными и трогательными чувствами настолько плотно вошла в нашу жизнь, что в самых различных областях можно встретить названия, так или иначе связанные с этим божеством. Ну, например, женские губы, форма которых имеет четкие границы и напоминает букву «М», получили название «лук Купидона». Опрошенные социологами мужчины заявили о том, что таких женщин они считают невероятно сексуальными, а такая форма верхней губы их очень возбуждает. Действительно, четко очерченные женские губы - это очень красиво, и многие женщины с завистью смотрят на счастливых обладательниц такого чувственного ротика.

День святого Валентина

И хоть среди праздников, которые издавна присутствовали в нашем календаре, нет Дня святого Валентина, в последние годы эта дата приобретает все большую популярность. Молодежь с восторгом приняла идею празднования и теперь каждый год 14 февраля по улицам любого города гуляют а счастливые девушки шагают с букетами цветов. В магазинах появляются разные мигающие и поющие «Я люблю тебя» красные сердечки, всевозможные сувениры и романтические и еще бесконечное множество всевозможных атрибутов для праздника. Не говоря уже о том, что в этот день продавцы шампанского, шоколадных конфет и цветов реализуют невероятное количество своего товара.

Согласитесь, день Купидона - это лишний повод оказать знак внимания своей любимой и напомнить ей о своих чувствах. Нет ничего плохого в том, что в нашем календаре появился еще один праздник, который хоть и не является красным днем календаря, стал настоящим торжеством, и влюбленные парочки его проводят весело.

Купидон – маленький крылатый хулиган, за спиной которого колчан стрел, поражающих в самое сердце. Его изображение встречается на картинах различных эпох, а легенда бога любви уходит корнями в древнюю мифологию.

История происхождения

У Купидона несколько имен. Божественное существо также называют Амур, в древнегреческом варианте – Эрот. Персонаж древнеримских мифов, он является покровителем любви. Рожденный богиней , малыш предстает в облике озорного ангела, норовящего пронзить стрелой влюбленности сердце первого встречного или неугодного ему героя ради шалости. Его сопровождают важные атрибуты: колчан, лук и стрелы, которыми он поражает, заставляя влюбляться. Стрелам Купидона были подвластны и простые смертные, и боги.

Этот персонаж знаменит трогательной любовной историей, связывающей его с простой земной девушкой по имени . Мать Купидона, богиня Венера, велела сыну наказать не приглянувшуюся ей красавицу. Но сын прельстился Психеей и, влюбившись, стал ей мужем. Девушка не знала, кто стал ее избранником, так как простые смертные не позволяли себе поднимать взор на богов. Семейная идиллия казалась восхитительной до тех пор, пока сестры не спровоцировали Психею подсмотреть за Купидоном. Послушавшись родственниц, девушка привела Купидона в гнев. Он покинул возлюбленную, уничтожив все, чем они жили в браке.

Психея убивалась по супругу и, находясь в отчаянье, отправилась в храм Венеры. Моля свекровь о прощении, она отважилась пройти поставленные перед ней препятствия в виде сложных заданий. Венера думала извести девушку и избавиться от нее, но Психея преодолела трудности с помощью любви.


Финальным испытанием стало перемещение в преисподнюю ящика . Внутри него таилась красота супруги бога Плутона. Важным условием задания был запрет на вскрытие коробки. Психея вновь не устояла перед искушением. Внутри ящика оказался мертвый сон, сразивший красавицу. Купидон отыскал возлюбленную и помог прийти в себя. Герой простил девушку. Боги, увидевшие силу любви молодых людей, сделали Психею богиней.

Древнегреческая мифология раскрывает аналогичный сюжет. Он стал источником вдохновения для деятелей искусства, поэтому образ Купидона, он же Амур, он же Эрот, воспевался в литературе, изобразительном искусстве, скульптуре и архитектуре.


Мифологический персонаж предстает в образе светловолосого ангела, олицетворяющего возвышенные чувства. Личико мальчонки украшают румянец и шаловливая улыбка, вокруг него часто находятся прекрасные цветы пастельных оттенков. Любопытно, что с оружием Купидона нередко сравнивают женские губы из-за схожести форм.

В День образ Купидона пользуется чрезвычайной популярностью, хотя римское божество, равно как греческий бог Эрот, слыли порождением хаоса из-за своего вольнолюбивого нрава. Праздник всех влюбленных сопровождается тематической атрибутикой, на которой принято изображать маленьких ангелочков, выпускающих стрелы в сторону безнадежных скептиков.

Купидон в культуре

Помощник в греческой культуре и сын Венеры в римской не считался ключевой фигурой мифологии. Но он часто воспевался в эпоху эллинизма и во времена Ренессанса. К его изображению прибегали, используя героя в качестве символа. Ему не нужно быть активным действующим лицом, чтобы присутствовать на холсте или в скульптурном ансамбле. Купидона изображали, чтобы намекнуть о наличии любовного лейтмотива в описываемом сюжете.


Юнца часто изображают на картинах, описывающих соблазнение прекрасных дев. Купидон также появляется перед публикой в сюжетах, где взаимодействуют Венера и Адонис. Посланец любви играет с орудиями и дубиной , вызывая ассоциацию с обезоруживающими чувствами.

Разочаровавшиеся в мальчугане строго наказывали его. Так поступали и Минерва, чьи образы олицетворяют целомудрие.


Образ Купидона воспевался в эпоху Возрождения. Изваяния, посвященные ему, часто становились украшениями для надгробий и фамильных склепов. Купидон (или Амур в альтернативной интерпретации) – герой картины художника Лезюэра. На ней изображена Венера в окружении трех Граций, одна из которых протягивает богине малыша Купидона.

По легенде, Эрот не рос до тех пор, пока у него не было друга, способного любить его. Им стал Антэрот, в противовес Эроту отвечающий за взаимную любовь.


Поэт Анакреон посвятил несколько стихотворений популярной легенде о том, что Юпитер приказал убить Купидона его матери. Венера спрятала дитя в лесу, где его воспитали дикие звери. Это предание описано в картинах Прюдона. Он же запечатлел на холсте любовные приключения Купидона.