Порядок разбора сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор сложного предложения


§ 1 Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Цель этого урока - закрепить понятие о сложносочиненном предложении, научиться выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненных предложений.

Как Вам известно, синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.

Предложение представляет собой грамматически организованное сочетание слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение. Предложение выступает как отдельное высказывание, характеризуется интонационной и смысловой законченностью и имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов - подлежащего и сказуемого или одного из них.

Например:

Помимо главных членов, в предложении могут быть и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

По наличию или отсутствию второстепенных членов, предложения являются распространенными:

и нераспространенными:

В современном синтаксисе используется следующая классификация предложений:

По цели высказывания предложения делятся на:

1. Повествовательные (сообщают о каком-либо событии), например:

Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами;

2. Побудительные (побуждают к действию, содержат просьбу или приказ), такие как:

Давайте говорить друг другу комплименты!

3. Вопросительные, которые содержат вопрос. Например:

С чего начинается Родина?

По эмоциональной окраске каждое из предложений этих групп может стать восклицательным, выражающим особую восклицательную интонацию.

По характеру грамматической основы предложения бывают:

1. Односоставные, когда из главных членов в наличии либо только состав подлежащего, либо только состав сказуемого, например:

2. Двусоставные, когда в наличии есть состав и подлежащего, и сказуемого:

По наличию или отсутствию всех необходимых для понимания членов, предложения могут быть:

1. Полными, например:

2. Неполными:

Кроме того, в современном синтаксисе различают два основных структурных типа предложения - простое и сложное.

Сложное предложение можно представить как сочетание нескольких простых предложений (двух или более), в котором каждая из частей не обладает всеми свойствами простого предложения. В частности, они не имеют смысловой и интонационной законченности, а интонация конца предложения присуща только сложному предложению в целом. Все составляющие части сложного предложения образуют в совокупности смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие).

Сложные предложения имеют две или более грамматические основы.

Разнообразны смысловые отношения между частями сложного предложения.

Например:

[Налетает ветер]1, и [через минуту-другую все скрывается в темноте]2.

В этом примере вторая часть сложного предложения добавляет значение следствия к содержанию первой части.

Части сложного предложения связываются между собой посредством интонации или союзов, а разделяются на письме знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире, называемыми знаками разделения или выделения.

В зависимости от средств связи простых предложений в составе сложного, они делятся на союзные и бессоюзные, а союзные, в свою очередь, на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Нам известно, что сложносочиненное предложение - это такое сложное предложение, в котором части предложения равноправны между собой и связаны сочинительными союзами и интонацией.

Например:

[Весна начинается медленно], и[осень незаметно подкрадывается].

Схема , и .

Смысловая связь между частями сложносочиненного предложения определяется теми союзами, которыми они связаны.

Группы этих союзов нам известны:

Соединительные (и, да (в значении и), ни…ни, тоже, также, не только…но и, как …так и;

Разделительные (то…то, не то…не то, или, либо);

Противительные (а, но, да(в значении но), однако, зато).

Например:

[Молодые листья лепетали], да [птицы пели].

В этом сложносочиненном предложении выражается одновременность действий, передаваемая с помощью сочинительного соединительного союза да (в значении и).

То [туман все заволакивал], то[начинал идти дождь].

В это сложносочиненное предложение сочинительный разделительный союз то…то вносит значение чередования событий.

[Месяца не было], но [звезды ярко светили в черном небе].

В это сложносочиненное предложение сочинительный противительный союз но вносит значение противопоставления одного действия другому.

Завершающим этапом при изучении сложносочиненных предложений является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все знания о предложении как простом, так и сложном.

Можно представить следующий план синтаксического разбора сложносочиненного предложения:

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

2. Установить простые предложения в составе сложного, указать их количество и выделить их грамматические основы.

3. Указать Вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).

4. Если союзная связь между частями, то отметить, какое предложение - сложносочиненное или сложноподчиненное.

5. В сложносочиненном предложении указать сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), соединяющие простые предложения.

6. Назвать смысловые отношения между частями предложения (одновременность действий, последовательность, чередование, противопоставление).

7. Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения по наличию второстепенных членов, двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное).

8. Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

Рассмотрим следующий пример.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске - невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.

Первая грамматическая основа - лодка колыхалась, вторая - оно играло.

Связь между предложениями - союзная, сочинительная, значит предложение в целом - сложносочиненное.

Средством связи выступает противительный союз а, выражающий противопоставление.

Первое простое предложение Лодка колыхалась на волнах моря - распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Второе простое предложение оно играло под бликами солнца - распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Схема: , а .

§ 2 Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой - пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении.

В современном языкознании существует и пунктуационный разбор, который предполагает «разбор имеющихся в предложении знаков препинания, объяснение каждого случая постановки или отсутствия знака соответствующими правилами».

Можно представить следующий план пунктуационного разбора сложносочиненного предложения:

1. Знаки завершения.

2. Знаки разделения между простыми предложениями - частями сложносочиненного предложения.

3. Знаки препинания на уровне простого предложения, входящего в сложносочиненное.

Рассмотрим следующий пример.

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между первым простым предложением «Воздух дышит весенним ароматом» и вторым «вся природа оживляется» перед союзом иставится запятая - знак разделения между простыми предложениями в составе сложносочиненного.

В конце можно сделать вывод, что любое сложное предложение не является механической суммой двух или более простых предложений, так как возникает дополнительная информация, которая намного богаче той, что передается с помощью простых предложений. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится разнообразнее, полнее и выразительнее.

Список использованной литературы:

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977.- 316с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  4. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.

С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.

Деление по значению союзов сложносочинённого предложения

  1. Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
  2. Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
  3. Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.

Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:

  1. Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
  2. Пояснительные: а именно, то есть;
  3. Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.

Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.

Сложносочинённые предложения: примеры и схемы

После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.

Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.

Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.

Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.

Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.

Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.

Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.

Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.

Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.

Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.

Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.

Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .

Пунктуация в сложносочинённых предложениях

В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.

Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:

Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.

Схема: (), а ().

Или я приду завтра, или ты приходи.

Схема: или (), или ().

Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:

Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .

Схема: (); а ().

Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:

У меня такое мнение, а у тебя другое; и каждый из нас прав по-своему.

Схема: (), а (); и ().

Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:

Зал на секунду замер и тут же раздались дикие овации.

Схема: () – и ().

Когда не ставятся знаки препинания

Части ССП являются:

  1. Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
  2. Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
  3. Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
  4. Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
  5. Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;

б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .

в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)

То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток , но [он слишком де ятельного характера ] (Л. Толстой) - не то что , но ; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели , заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только , но и .

5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Схема разбора сложносочинённого предложения

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Образец разбора сложносочинённого предложения

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).

То , то .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

И , и .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.

v синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)

План разбора:

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему ССП.

  • по типу сложного предложения – сложносочинённое (ССП);
  • указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного;

1[Ты опоздал на много лет], но 2[всё-таки тебе я рада] (А. Ахматова)

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом НО со значением противопоставления; запятая ставится перед союзом но.

v синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему СПП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – сложноподчинённое (СПП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать, каким союзом или союзным словом соединены простые предложения в составе сложного;
  • вид придаточного предложения – изъяснительное, определительное, обстоятельственное (с подвидами);
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:



1[Мальчишки глядели вслед грузовику], 2(пока тот не отъехал за перекресток).

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, состоит из двух простых предложений, первое простое является главным; простые предложения в составе сложного соединены союзным словом ПОКА, это СПП с придаточным обстоятельственным меры и степени. Между первым и вторым простыми предложениями стоит запятая.

v синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему БСП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – бессоюзное (БСП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать средство связи простых предложений в составе сложного – смысловая или интонационная связь;
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений, связанных между собой по смыслу; в предложении ставится двоеточие, так как вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.