Министр народного просвещения и д делянов. Делянов, Иван Давыдович: биография


Годы жизни:1818-1897

Из биографии :

  • Иван Давыдович Делянов – министр народного просвещения в 1882-1897 г.
  • Занимал важные посты: директор Публичной библиотекой в 1861-1882,член Государственного совета с 1874. Однако стал широко известен именно в правление Александра III, когда И.Д.Делянов занимал пост министра народного просвещения.

Основные направления деятельности И.Д.Делянова их результаты

  • В области народного просвещения проводил политику контрреформ
  • Приняты новые уставы гимназий(1881), реальных училищ (1882)
  • Принято положение о народных училищах (1874)
  • Ограничение автономии университетов
  • Принятие «циркуля о кухаркиных детях», ограничивающего поступление в средние учебные заведения детей «низшего сословия»
  • Прекращён приём на Бестужевские курсы с 1886 (вновь открыты лишь в 1889)
  • 1888- открыт университет в Томске
  • 1890- пересмотр программ классических гимназий, увеличено количество часов русского языка за счёт сокращения изучения древних языков.
  • Считал, что школы должны иметь клерикальный характер, поэтому был инициатором принятия закона о передаче церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Синода
  • Уделялось большое внимание техническому образованию: в 1885 году был открыт Харьковский технологический институт, в 1887 г. — изменён устав Петербургского технологического института, создавались новые реальные училища, а в 1888 был пересмотрен их устав.

Таким образом , деятельность И.Д.Делянова на посту министра народного просвещения не была однозначной.

С одной стороны , было многое сделано для развития технического образования в России, открыты новые университеты, в ряде городов открылись промышленные, пересмотрены планы классических гимназий, большое внимание уделялось изучению русского языка.

С другой стороны , его деятельность отражала курс контрреформ Александра III: был придан церковный характер начальному образованию в церковно-приходских школах, ограничена автономия университетов,затруднено поступление в гимназии и университеты людям низших сословий, ограничено поступление в вузы евреев.

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно- следственные связи
Эпоха Александра III

(1881-1894)

Политика в области народного просвещения.

Причины :

  • Необходимость повышения образовательного уровня народа, его грамотности
  • Подчинение образования интересам укреплению самодержавия

Следствие:

  • Появились новые училища, университеты, гимназии, что привело в повышению количества грамотных людей
  • Сохранился сословный характер образования, был ограничен приём в гимназии и университеты детей низшего сословия и некоторых национальностей.
  • Процесс образования соответствовал общему духу проводимых контрреформ
  • Однако в университетах распространялся дух свободомыслия.

Министром народного просвещения в период правления Александра III был И.Д.Делянов . Именно он проводил в жизнь намеченное императором.

Данный материал можно использовать, готовясь к задания № 25 по эпохе Александра III.

На сайте можно найти материл и пример

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Делянов Иван Давыдович (30.11.1818-29.12.1897), граф, армянин по происхождению. Сын генерал-майора Д. А. Делянова и Марии Иоакимовны, урожденной Лазаревой. Родился в Москве, учился в Лазаревском институте восточных языков, окончил юридический факультет Московского университета. Поступив на службу во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, обратил на себя внимание главноуправляющего отделением гр. Д.Н. Блудова , под руководством которого принял участие в составлении нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

В 1846 Делянов был назначен членом комиссии по делу о снятии таможенной линии между империей и Царством Польским. В 1848 получил должность старшего чиновника II отделения той же канцелярии. В 1854 управлял делами секретного комитета о раскольниках. В 1858 был назначен попечителем Петербургского учебного округа; с этого времени начинается служба Делянова в ведомстве Министерства народного просвещения. В 1860 он занял место члена совета Главного управления цензуры, в 1861 - директора департамента Министерства народного просвещения и в следующем году, после недолгого пребывания в отставке (во время министерства гр. Е.В. Путятина ), - директора Петербургской публичной библиотеки, а затем снова попечителя учебного округа. В 1865 был назначен присутствующим в Сенате на правах товарища министра, в 1866 получил звание статс-секретаря. С 1871 он являлся членом совета Павловского института по учебной части, в 1873 был назначен членом Главного совета женских учебных заведений и в 1874 - почетным опекуном учреждений имп. Марии. В том же году он стал членом Государственного Совета. Следующие восемь лет Делянов одновременно занимал пост директора Публичной библиотеки, был членом Государственного Совета и служил по ведомству имп. Марии, а с 1880 возглавлял его. В 1882 он был назначен министром народного просвещения и в этом звании оставался до самой смерти.

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения полностью совпадала с общим направлением внутренней политики царствования Александра III и, в частности, распадалась на четыре рода мероприятий: мероприятия, касающиеся преобразования системы высшего и среднего общего образования, касающиеся русификации средних и низших школ на окраинах, относящиеся к возможному подъему технического образования и, наконец, имеющие целью повышение уровня грамотности в России.

К мероприятиям первого рода относятся следующие: в 1884 старый университетский устав 1863 был заменен новым, значительно ограничившим свободу учения и преподавания. В 1887 был издан циркуляр, стеснявший прием в средние учебные заведения детей из низших классов населения; сильно ограничен процент евреев, допускаемых в высшие и средние учебные заведения. В 1890 были пересмотрены учебные планы классических гимназий, результатом чего явилось расширение преподавания русского языка за счет древних языков. Преобразован устав Юрьевского (прежде Дерптского) университета в духе нового общеуниверситетского устава 1884. В 1886 были закрыты высшие женские курсы, открытые вновь лишь в 1889 на значительно измененных началах и только в столице. Был открыт университет в Томске и пересмотрено положение об учительских семинариях.

Ряд мероприятий, относящихся к русификации населения окраин, заключался в следующем. К ведомству Министерства народного просвещения был присоединен Кавказский учебный округ с кавказским музеем, тифлисской публичной библиотекой, тифлисской физической обсерваторией и горскими школами Терской обл. Издано новое Положение (1887) о городских училищах Варшавского учебного округа. Из Министерства внутренних дел было передано в Министерство народного просвещения до 2000 сельских школ в Прибалтийском крае; для управления ими была образована дирекция и несколько инспекций и выработаны временные правила для заведования этими училищами. Там же были открыты вновь и преобразованы до 20 городских училищ; открыты русское реальное училище в Риге и русская прогимназия в Полангене; введено обязательное преподавание на русском языке в тех средних учебных заведениях, которые пользовались правами казенных училищ. Ведению Министерства народного просвещения были переданы все иноверческие школы Юго-Западного края и училища, существовавшие при протестантских церквах в округах Петербургской и Московской лютеранских консисторий, в Закавказском крае и в селении Сарепте, а также Колпанская лютеранская учительская семинария.

Делянов (Иван Давыдович) - граф, министр народного просвещения; сын генерал-майора, род. в 1818 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету; поступил на службу во II-ое отделение собственной Е. И. В. канцелярии, где участвовал в работах по составлению уложения о наказаниях. В 1854 г. назначен управляющим делами секретного комитета о раскольниках, в 1858 г. - попечителем Спб. учебного округа, в 1860 г. - членом главного цензурного управления, в 1861 г. - директором департамента Министерства народного просвещения и в том же году, после непродолжительного пребывания в отставке (во время министерства гр. Путятина), занял пост директора Имп. Публичн. библиотеки и вновь сделался попечителем Спб. учебного округа. В 1865 г. назначен сенатором; в 1866 г. занял пост товарища министра народного просвещения, оставаясь директором Публичной библиотеки. Кроме того, в 1871 г. Д. был назначен членом совета Павловского института по учебной части. Статс-секретарь с 1867 г., Д. в 1874 г. назначен был членом Государственного совета. Стоял одно время во главе Учреждений имп. Марии, заведуя ими на правах главноуправляющего. 16 марта 1882 г. Д. был назначен на занимаемый им ныне пост министра народного просвещения. Ко времени управления его этим министерством относятся следующие главные мероприятия: 1) Составлен новый устав российских университетов 1884 г., введенный в семи университетах. 2) Открыт университет в Томске. 3) Пересмотрены в 1890 г. учебные планы классических гимназий, причем главные перемены коснулись древних языков, на счет которых расширено преподавание русского языка. 4) Ограничен циркуляром 1887 г. прием детей из недостаточных классов населения в среднеучебные заведения. 5) Ограничен процент евреев, допускаемых в высшие и средние учебные заведения. 6) Обращено большее внимание на техническое и промышленное образование, вследствие чего открыт Харьковский технологический институт; изменен устав Спб. технологического института; утвержден устав коммерческого училища в Харькове; расширены и организованы: Комиссаровское техническое училище в Москве, Красноуфимское реальное училище, приспособленное к сельскохозяйственным потребностям, Иркутское техническое училище; пересмотрен устав реальных училищ (1888); выработано положение о средних и низших технических и промышленных училищах и образована особая комиссия для дальнейшего направления этого дела (1888); открыто несколько таких училищ (в Казани, Екатеринославе, Петрозаводске, Златоусте, Брянске, в посадах Павлове и Клинцах и др.). 7) Закрыты в 1886 г. Высшие женские курсы, вновь открытые (1889) только в СПб., на измененных основаниях. 8) Пересмотрено положение об учительских семинариях. 9) В видах объединения окраин с иноверным населением в ведомство министерства народного просвещения принято из министерства внутренних дел до 2000 сельских школ в Прибалтийских губерниях; для управления ими образована дирекция и несколько инспекций, и в 1887 г. выработаны временные правила для заведования этими училищами; в этих же губерниях преобразованы и открыты вновь свыше 20 городских училищ; открыты русская прогимназия в Полангене и русское реальное училище в Риге; введено обязательное преподавание на русском языке в средних учебных заведениях, пользующихся правами казенных училищ, и, наконец, в том же духе произведены значительные преобразования в Юрьевском (прежде Дерптском) унив. Ведомству министерства народного просвещения подчинены школы, существующие при протестантских церквях в округах Спб. и Моск. лютеранских консисторий, в Закавказском крае и в селении Сарепте, также Колпанская лютеранская учительская семинария, а равно все иноверческие школы Юго-Зап. края. Издано новое положение о городских училищах Варшавского учебного округа (1887). Присоединены к ведомству министерства народного просвещения Кавказский учебный округ, Кавказский музей, Тифлисская Публичная библиотека, Тифлисская физическая обсерватория, горские школы Терской обл. В 1888 г., по случаю 50-летнего юбилея государственной службы Д., он был возведен в графское Российской империи достоинство.

ДЕЛЯНОВ Иван Давыдович , граф (1888), российский государственный деятель, действительный тайный советник (1873), почётный член Петербургской Академии Наук (1859). Дворянин.

Окончил юридический факультет Московского университета (1838). Служил во 2-м отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1838-1858). В 1858-61 и в 1862-66 годах попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, в 1860-61 член совета Главного управления цензуры Министерства народного просвещения (МНП). В 1861-82 директор Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (ИПБ, ныне РНБ). Организовал книгообмен с рядом крупных иностранных библиотек. В 1867 году добился права для ИПБ получать все произведения печати, которые подлежали уничтожению по приговорам суда, в 1874 - права получать все книги из-за границы без цензуры. В 1870-80-х годах по правилам, принятым Деляновым, за читателями был установлен политический надзор. Сенатор (1865). Товарищ министр народного просвещения (1866-1874). Статс-секретарь (1867). Член Государственного совета (с 1874). Министр народного просвещения . По ходатайствам Делянова перед императором Александром III преподавание большинства учебных предметов переведено на русский язык в начальных школах Царства Польского (1885) и в тех средних учебных заведениях Прибалтийских губерний, выпускники которых получали государственный аттестат (1887). Под руководством Делянова выработаны Основные положения о промышленных училищах (утверждены в 1888), в результате стала развиваться сеть средних и низших технических училищ, а также ремесленных училищ. Сторонник сохранения системы классического среднего образования. В то же время уделял внимание развитию профессионального образования: по предложению Делянова, ряд мужских гимназий преобразован в реальные и промышленные училища.

Чтобы превратить университеты из «рассадников политической агитации в рассадники науки», Делянов продолжил начатую ранее разработку нового устава российских университетов (принят в 1884, ликвидировал университетскую автономию). Делянов способствовал открытию Харьковского технологического института (1885), Томского университета (1888; в 1889 передал ему в дар 200 томов редких изданий), Женского медицинского института в Санкт-Петербурге (1897).

Был убеждён, что слушательницы Высших женских курсов легко подпадают под влияние «политических неблагонадёжных лиц». По представлению Делянова, в 1886 году Высшие женские курсы временно закрыты (кроме Бестужевских курсов, приём на которые был до 1889 приостановлен).

Полагая, что ученики иудейского вероисповедания являются главным образом детьми бедных родителей и поэтому «вносят в училище привычки необузданности и вседозволенности», в 1887 году ввёл так называемую процентную норму для их приёма в вузы, мужские гимназии и прогимназии (в черте оседлости - не более 10% всех учащихся, в Москве и Санкт-Петербурге - 3%, в других местностях - 5%). Тогда же Делянов предписал прекратить приём в мужские гимназии и прогимназии детей (за исключением наиболее одарённых) «кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» (считал, что их «вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»), а также увеличил плату за учение в университетах.

Член РГО (1861), помощник председателя Русского археологического общества (1879-85). По завещанию Делянова, книги его библиотеки переданы Санкт-Петербургскому университету и ряду гимназий, а редкие издания - ИПБ (около 1,7 тысяч томов), Румянцевскому музею и его библиотеке (около 2,5 тысяч томов).

Награждён орденами Святого Александра Невского (1865, алмазными знаками к нему - 1870), Святого Владимира 1-й степени (1877), Святого Андрея Первозванного (1883, алмазными знаками к нему - 1894) и др.

Лит.: Хрущов И. П. Памяти графа И. Д. Делянова. СПб., 1898; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902; Михеева Г. В. 1861-1882. И. Д. Делянов // История Библиотеки в биографиях ее директоров. СПб., 2006.

Орден_Белого_Орла.JPG

Орден_Св._Александра_Невского.jpg

Орден_Св._Анны_II_степени.jpg

Орден_Св._Анны_I_степени.jpg

Орден_Св._Владимира_III_степени.jpg

Орден_Св._Владимира_II_степени.jpg

Орден_Св._Владимира_IV_степени.jpg

Орден_Св._Владимира_I_степени.JPG

Орден_Св._Станислава_II_степени.JPG

Орден_Св._Станислава_I_степени.JPG

Орден_Св._апостола_Андрея_Первозванного.JPG

Биография

В 1838 - окончил юридический факультет Московского университета.

В 1838-1858 - служил во II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, где участвовал в составлении Уложения о наказаниях (1845-1846).

В 1846 - назначен членом комиссии по делу о снятии таможенной линии между империей и Царством Польским.

В 1857 - управляющий делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия.

С 1858 - в Министерстве народного просвещения: попечитель Петербургского учебного округа (1858-1861, 1862-1866).

В 1860 - занял место члена совета Главного управления цензуры, в 1861 - директора департамента Министерства народного просвещения, директора Петербургской Императорской публичной библиотеки (ныне библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) (1861-1882).

В 1865 - назначен присутствующим в Сенате на правах товарища министра народного просвещения.

С 1871 - являлся членом совета Павловского института по учебной части, в 1873 был назначен членом Главного совета женских учебных заведений.

С 1874 - член Государственного совета.

При его содействии разработаны и приняты новые уставы гимназий (1871), реальных училищ (1872), Положение о начальных народных училищах (1874).

В 1874-1882 - член Опекунского совета Ведомства учреждений императрицы Марии.

В 1875-1880 - председатель Комиссии по пересмотру университетского устава 1863, подготовившей и представившей в Государственный совет проект нового устава (1880), который предусматривал введение в высших учебных заведениях государственных экзаменов, упразднение университетского суда, усиление власти попечителя и министра в отношении университетов и др.

В 1882-1897 - министр народного просвещения.

Сочинения

  • Проект Устава Имп. Публичной библиотеки. СПб., 1863
  • Материалы для нового Устава Имп. Публичной библиотеки и Московского публичного музея // Журнал Министерства народного просвещения. 1865. Ч. 125. Отд. 4
  • Письмо Крылова к М. П. Сумароковой / Сообщ. И. Д. Деляновым // Русский архив. 1865. № 8
  • Речь на юбилее 50-летней гос. служебной деятельности М. А. Корфа // Сев. почта. 1867. 14 июня

Достижения

  • сенатор (1865)
  • статс-секретарь (1867)
  • действительный тайный советник (1873)
  • член Государственного совета (1874)
  • граф (1888)

Награды

  • Орден Св. Владимира IV степени (1842)
  • Орден Св. Станислава II степени (1843)
  • Орден Св. Анны II степени (1845) и императорская корона к нему (1847)
  • Орден Св. Владимира III степени (1853)
  • Орден Св. Станислава I степени (1855)
  • Орден Св. Анны I степени (1856)
  • Орден Св. Владимира II степени (1861)
  • Орден Белого Орла (1862)
  • Орден Св. Александра Невского (1865) и алмазные знаки к этому ордену (1870)
  • Орден Св. Владимира I степени (1877)
  • Орден Св. апостола Андрея Первозванного (1883) и алмазные знаки к нему (1894)
  • Темно-бронзовая медаль в память войны 1853–1856 гг. (1857)
  • Знак РОКК (1879)
  • Сердечная признательность Их Императорских Величеств (1878, 1879)
  • Серебряная медаль в память царствования императора Александра III
  • Серебряная медаль в память Священного Коронования императора Николая II (1896)

Иностранные награды

  • Прусский орден Красного Орла I степени (1874)
  • Ольденбургский орден Петра-Фридриха-Людвига I степени (1878)
  • Черногорский орден князя Даниила I степени (1879)
  • Бухарская Золотая Звезда I степени с алмазами (1883)

Почетные звания

  • Почетный член Императорской Академии наук (1859)
  • Почетный член Императорского Томского университета (1892)
  • Почетный член многих научных и благотворительных обществ, музеев и пр.

Разное

  • Сын генерал-майора Д.А. Делянова и Марии Иоакимовны, урожденной Лазаревой .
  • Армяно-григорианского исповедания. Армянин.
  • Деятельность Делянова И.Д. на посту министра народного просвещения не была однозначной. С одной стороны, при нем было обращено особое внимание на техническое образование: открыт Харьковский технологический институт и Томский институт, в ряде городов открыты технические и промышленные училища, пересмотрены учебные планы классических гимназий, где за счет древних языков расширено преподавание русского языка. С другой стороны, введен новый устав российских ун-тов, который ограничил их автономию, в 1886 закрыты Высшие жен. курсы, которые были вновь открыты через три года с новой программой. В 1887 Делянов издал знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях», в котором предписывалось не принимать в гимназию «детей кучеров, прачек, мелких лавочников». Была введена процентная норма приема евреев в высшие учебные заведения.
  • В 1883 - по разрешению императора на средства сотрудников Петербургской Императорской публичной библиотеки в XIV зале, в котором находились исторические сочинения (ныне читальный зал общественно-политической литературы) был вывешен портрет Делянова работы художника Н. Т. Богацкого.
  • Похоронен в Воскресенской церкви - усыпальнице на армянском Смоленском кладбище в Петербурге.
  • По завещанию Делянова книги его библиотеки передавались Петербургскому университету и гимназиям, а редкие издания - Петербургскому и Московскому Публичному и Румянцевскому музею.

Происхождение рода Деляновых

  • Род графов Деляновых происходит от Артемия Делянова, жившего в середине XVIII столетия. Именным высочайшим указом от 23 ноября 1883 г. статс-секретарь, министр народного просвещения, сенатор, почетный опекун, действительный тайный советник Иван Давидович Делянов возведен в графское Российской империи достоинство. Род пресекся. (Армянские титулованные роды в Российской империи // Любимов С.В. Титулованные роды Российской империи: Опыт подробного перечисления всех титулованных российских дворянских фамилий, с указанием происхождения каждой фамилии, а также времени получения титула и утверждения в нем / Гос. публ. ист. б-ка России. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 368 с.: ил. С. 104 – 105).

Изображения

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.62, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Տիգրան Հայազն, Գարեգին Ղազարյան: 1000 հայազգի գեներալներ,ծովակալներ.-Ե.,Հեղինակային հրատարակություն, 2009 թ.,էջ 607: ISBN 978-9939-53-105-2
  • Голубева О. Д. Автографы заговорили... М., 1991. С. 335-98
  • Журнал Министерства народного просвещения, 1898. Ч. 315, янв., отд. I; Ч. 260, дек.
  • Исторический вестник. 1889. Т. 35, янв. Т. 71, февр.
  • Императорская Публичная библиотека в эпоху перехода в ведомство Министерства народного просвещения: Краткий очерк ее прошедшего и настоящего. СПб., 1863
  • Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск. 1998
  • Мильшевский О. В. Несколько заметок на пользу Императорской публичной библиотеке // КВ. 1864. № 6
  • Никитенко А. В. Моя повесть о самом себе и о том, "чему свидетель в жизни был": Зап. и дневник (1804-1877). 2-е изд. СПб., 1904
  • Памяти графа И. Д. Делянова. Рига. 1898
  • Пятидесятилетие служебной деятельности министра народного просвещения графа И. Д. Делянова // БВед. 1888. 20 авг., 24 нояб.
  • Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 годов. СПб., 1902
  • Савельев А.Я., Момот А.И., Хотеенков В.Ф. и др. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. М., 1995
  • Саркисян С. Т. Энциклопедия Арцах-Карабаха. Спб., 2005. - 312 с.: ил. ISBN 5-9676-0034-5
  • Хрущев И. П. Памяти графа И. Д. Делянова: [Очерк с прил. двух речей Делянова]. СПб., 1898
  • Энциклопедический словарь: В 86 т. Репр. воспр. изд. «Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». СПб., 1993-1998. 26 см ISBN 5-900741-01-X

Архивы

  • Архив РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1861, № 50
  • ОР РНБ, Ф. 244
  • РГИА, ф. 1604, 793 ед. хр., 1783-1917
  • РНБ, ф. 244, 1 карт., 1850-1897