Активизация работы мозга. Как улучшить память и работу мозга? — Упражнения, народные средства, препараты


Важно на какую волну ты настроишь свой мозг после пробуждения.

Перед тем, как перейти к конкретным действиям по активации мозга, давай узнаем его главную особенность. Твой мозг адаптируется под окружающую среду, под ту конкретную ситуацию, в которой ты находишься. Когда ты слушаешь музыку, мозг настраивается на прием информации. Занимаешься спортом — мозг начинает преодолевать трудности и укреплять силу воли. Занимаешься обучением — в твоей голове включается процесс по запоминанию информации и генерация новых идей. К каждой ситуации мозг подстраивается и делает это довольно быстро. Это твой огромный плюс, но незнание того, что происходит дальше, может стать губительным.

Мозг довольно быстро настраивается после пробуждения (в первый час дня), но перестроить мозг на другую деятельность довольно сложно. Для этого необходимо перезагрузиться, в прямом смысле этого слова. Для твоего мозга перезагрузкой является полноценный 7-9 часовой сон. Конечно, есть много других способов настроить себя на рабочий лад, но они требуют серьёзных усилий и как минимум потери 6 часов на перестройку. Давай смотреть вглубь проблемы и работать с ее корнями. Я тебе гарантирую, если ты сделаешь то, что написано дальше, твой день станет одним из самых продуктивных за весь год.

Корень проблемы в утренней настройке мозга. Как ты его настроишь, с тем ты и будешь жить на протяжение всего дня. Утренний просмотр телевизора/видеороликов настроит мозг на прием информации. Все, что ты сможешь делать на протяжение всего дня — плыть по течению и наслаждаться, как твоим днем управляют другие генераторы идей (другие люди). Думаю, тебя не устроит данная ситуация. Есть еще один важный момент — утренний прием пищи. Это важная составляющая полноценного утра, но, к сожалению, она настраивает твой мозг на пребывание в спящем состоянии на протяжение всего дня. Лучше отложить прием пищи на 45 минут и активировать свой мозг на генерацию идей.

Как активировать свой мозг после пробуждения?

У тебя есть всего один час. От того, как ты им воспользуешься, зависит то, как ты проведешь весь день.

1. Самый простой способ – читать обучающую книгу на протяжении 45 минут. Эффект придет не сразу, возможно, первые пару дней ты будешь бороться со сном и укреплять силу воли, преодолевая соблазн поспать еще 30 минут. Через неделю твоя мозговая активность увеличится в разы, ты будешь идти по улице и в твою голову будут приходить новые идеи, мысли. Ты будешь действовать и не откладывать дела, так как первый час своего дня ты тратишь на настройку своего мозга с точной последовательностью:

1) Брать и делать – ты берешь и читаешь книгу, не откладывая на потом.
2) Генерирование информации в твоей голове – в момент чтения мозг активно работает.
3) Генерация новых идей – в момент чтения приходят новые идеи по твоей сфере деятельности, которые ты сразу же будешь применять на практике. ВАЖНО: необходимо читать обучающую литературу.

2. Вести «внутренний диалог» на протяжении 20 минут. Это позволит активировать мозг на генерацию новых идей, улучшит силу воли и концентрацию на протяжение всего дня. ВАЖНО: у внутреннего диалога должна быть конкретная цель, которую ставишь себе ты.

3. Утренняя пробежка на протяжении 10-15 минут. Первые пару дней будет сложно, но через недели две ты будешь генератором энергии и позитива. Твоя сила воли укрепится, и каждый твой день будет начинаться с навыка «брать и делать», плевать, что хочу спать, я встал и побежал. ВАЖНО: Запрещено прослушивание музыки во время пробежки, это настроит мозг на прием информации. В момент пробежки постарайтесь мысленно сконцентрироваться на вопросе «Каким будет мой идеальный сегодняшний день?»

4. Делать хоть что-нибудь полезное, что потребует включить мозг на генерацию идей и мыслей.

Выше приведены 3 примера. 3 рабочих примера, которые уже протестировали более 360 человек на тренинге «Результативное мышление». Ты можешь придумать что-то свое, но можешь использовать то, что уже помогло многим

Без мозга человеческий вид никогда бы не достиг своего адаптивного успеха. Это самая сложная структура, созданная природой. Тем не менее, есть также способы улучшить работу мозга. В чем они заключаются?

Что улучшает работу мозга – общие сведения

Первый выпуск журнала «Newsweek» с 2011 года на страницах, посвященных науке, опубликовал отличный критический текст Шарон Бегли и Айена Яретта, направленный на средства и методы, использующиеся с убеждением, что они способствуют улучшению деятельности головного мозга человека.

Со ссылкой на оценку Национального института здоровья, авторы заявляют, что большинство действий, воспринимаемых, как «гарантированные», по меньшей мере сомнительны. Речь идет о витаминах B6, B12, E, β-каротине, фолиевой кислоте, флавоноидных антиоксидантах.

Некоторые преимущества могут (возможно) принести омега-3-жирные кислоты. Средиземноморская диета связана со снижением риска возникновения когнитивных дефектов в пожилом возрасте, но неясно, является ли ее успех в поддержке интеллекта результатом воздействия содержащихся продуктов (оливковое масло, рыба, овощи, вино) или отказа от вредной пищи (красное мясо, рафинированные сахара, животные жиры). Аналогично сомнительно использование статинов, эстрогенов, аспирина (ацетилсалициловой кислоты) и подобных веществ.

Проблематичное вещество, улучшающее умственные характеристики, – это никотин, который связывается с рецептором ацетилхолина. Другим веществом, но связываемым с дофаминовым рецептором, является стимулятор метилфенидат. Однако их недостатком является снижение эффективности после повторного применения и развитие зависимости.

Авторы обращают внимание на то, что только всесторонние обзоры исследований и их метаанализ, проверка новых данных дают надежные доказательства воздействия различных веществ и методов на мозговую производительность. Они указывают, что нельзя полагаться на отдельные работы с четко оптимистичными выводами, представленные авторитетными журналами, т.к. они предпочитают публиковать позитивные, нежели «плохие» отчеты.

Повторная специфическая активность вызывает образование новых нейронов, что в конечном итоге приводит к заметному увеличению соответствующей области мозга. Однако необходимо точно знать, какая конкретная деятельность влияет на соответствующие центры.

Самое удивительное достижение последнего десятилетия, которое долгое время противоречило мифу о постоянном отмирании нейронов, – это открытие нейропластичности (неогенеза), факта появления новых нейронов в течение жизни.

Итак, к какому выводу пришли ученые? Как улучшить работу мозга? Какие методы повышают скорость формирования новых нейронов, предотвращают снижение когнитивных способностей в старости?

Изучайте языки и будьте физически активными

Человек, разгадывающий кроссворды, тренирует лишь определенные области. Эта деятельность не гарантирует, что он не забудет, что хотел купить в гипермаркете. Методы, способные развивать несколько мозговых областей, включают обучение новым вещам, например, изучение нового танца, иностранных языков.

В современной научной литературе представлена информация о том, что нейрогенез и, следовательно, умственные способности поддерживает среда, изучение новых навыков, физическая активность, сохранение и культивирование социальных контактов и, как это ни парадоксально, часто осуждаемый электрошок.

Из недавних и популярных изобретений для развития деятельности мозга рекомендуются компьютерные игры, способствующие активизации внимания, памяти, пространственного воображения, мелкой моторики.

Наоборот, нейроны разрушают травматические занятия (например, бокс), чрезмерный стресс, алкоголь и (особенно до 16-летнего возраста) каннабис и другие токсичные вещества, приводящие к психическим расстройствам, депрессии.

Методы улучшения мозговой функции

Стимулировать деятельность мозга, улучшить память желает каждый взрослый человек. Мозг обладает удивительной способностью – пластичностью, позволяющей улучшить умственные способности. Пластичность предполагает (и это неоднократно демонстрировалось в ходе исследований), что стимулирование и тренировка некоторых мозговых центров может улучшить активность существующих функций.

Корректировка рациона питания

Повседневное питание (казалось бы, банальное дело) влияет на активность мозга, его способности. Состояние этого важного органа зависит от достаточного количества глюкозы. Основа правильного питания – завтрак; его исключение приводит к худшей концентрации в течение дня. Кроме того, хорошо употреблять достаточное количество антиоксидантов, защищающих ткани от повреждения свободными радикалами, улучшающих способность к обучению. Обеспечить организму антиоксиданты можно путем употребления фруктов и овощей. Важны для функционирования мозга также продукты, содержащие холин. Холин ускоряет образование ацетилхолина, важного передатчика нервных импульсов. Его недостаток связан с и другими нарушениями памяти. Самое большое количество холина содержат:

  • яичные желтки;
  • печень;
  • бобовые;
  • арахис;
  • зерновые культуры;
  • листовые овощи;
  • дрожжи.

Ростки зерновых являются также хорошим источником лецитина – не менее важного для мозга вещества.

Следующие продукты для улучшения мозговой функции:

  • Черника. Она не только улучшает зрение, но также регулирует уровень сахара в крови, улучшает концентрацию, деятельность мозга. По словам ученых, всего 200 г черники повысят функцию мозга на целых 20%.
  • Нежареные какао-бобы. Какао-бобы содержат теобромин и кофеин. Теобромин – это вещество, стимулирующее ЦНС, улучшающее концентрацию, снижающее артериальное давление. В какао содержатся также важные нейротрансмиттеры или их предшественники – допамин, анандамид, аргинин, триптофан, фенилэтиламин. Это вещества, создающие хорошее настроение, связанные с чувством счастья.

Слушайте Моцарта

Музыка в некоторых случаях может способствовать поддержке функций мозга. Прослушивание композиций Моцарта вызывает активность 3-х мозговых генов, участвующих в передаче нервных импульсов. Точный эффект прослушивания музыки неизвестен, и улучшение не обязательно должен испытать каждый человек. Но исследования показывают, что прослушивание гармоничной музыки помогает расслабиться, отдохнуть, следовательно, развивать мышление.

Тренируйте рабочую память

Рабочая память – это часть памяти, которая позволяет хранить информацию в течение очень короткого времени, полезная для формирования мыслей. Рабочую память можно расширить с помощью правильной тренировки.

Тренировка рабочей памяти не только важна, но и приятна. Она способствует высвобождению дофамина, отвечающего за чувство благополучия, достаток энергии. Проверенные и традиционные методы тренировки памяти включают игру на музыкальном инструменте, письмо, игру в шахматы.

Регенерация и отдых

Правильный питьевой режим – один из важнейших принципов достижения максимального функционирования организма и нервной системы. При дегидратации возникает усталость, плохое настроение, трудности с обучением. Употребление достаточного количества воды имеет решающее значение для работы всего тела, в т.ч. мозга.

Достаточный сон – это следующий принцип улучшения нервной деятельности, мыслительной способности. Ученые обнаружили, что одна ночь без хорошего сна может вызвать длительный дисбаланс тела. Позволяя телу страдать от недостатка сна в долгосрочной перспективе, нельзя рассчитывать на хорошие функции мозга. Кроме производства гормонов стресса отсутствие сна повышает риск развития таких цивилизационных болезней, как диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

Физическое состояние

Физические упражнения благотворно влияют не только на тело, но и на мозг. Получасовая ходьба 3 раза в неделю значительно улучшает концентрацию, обучение, навыки абстрактного мышления. Причина улучшения – повышение запаса кислорода в мозгу, расширение сосудов, улучшение кровообращения. Физическая активность также поддерживает рост новых нейронов.

Укрепление связи между полушариями мозга

Упражнения для улучшения работы мозга – это, прежде всего, сотрудничество левого и правого полушарий. Это поможет значительно улучшить творческие способности и концентрацию внимания, память, увеличить мозговой потенциал.

Одно из популярных и развлекательных упражнений по увеличению количества связей между областями в мозге – это жонглирование. Креативным триггером для творческих процессов в мозгу являются любые изменения в регулярных действиях. Попытайтесь изменить обычный маршрут на работу, поменяйте действия, предпринимаемые в свободное время, устраните любые стереотипы (например, при чистке зубов используйте не доминантную руку).

Гимнастика для связи полушарий использует простые символы, содержащие скрещивание (как в теле, где правое полушарие контролирует левую половину тела, левое – правую). Речь идет о лежащей восьмерке или букве X, которые можно рисовать на бумаге, в воздухе. Движения должны сопровождаться глазами или поворачиваниями глаз в форме восьмерки. Это стимулирует не только ум, но и устраняет усталость глаз, появляющуюся от долгой работы за компьютером.

Пейте кофе или чай

Следующий фактор, влияющий на деятельность мозга, – кофеин. Его можно поставить в организм с помощью кофе, чая, таблеток, продающихся в аптеках. Преимуществом является эффективность при нервной деятельности. Но есть и недостаток: если этот стимулятор используется регулярно, организм привыкает к нему, следовательно, вещество становится менее эффективным.

Можно попробовать гуарану – естественный источник кофеина. Положительный аспект ее применения заключается в большей эффективности, долгосрочном воздействии. Гуарана содержит больше кофеина, чем кофе.

Кофеина следует избегать людям, подверженным риску сердечно-сосудистых заболеваний, страдающим нарушениями сна.

Употребляйте белок

Потребление высококачественного белка – важный фактор полноценной функции мозга. Протеин содержит аминокислоту тирозин, способствующую образованию нервных переносчиков – дофамина, норадреналина, адреналина.

Тирозин также является частью безрецептурных препаратов, но их применение следует уточнить у доктора, поскольку они могут повлиять на производство гормонов щитовидной железы.

Однако у сложных белков этот риск отсутствует, поэтому качественные протеины целесообразно потреблять не только для роста и поддержки мышечной массы, но и для стимулирования мозговой деятельности.

Препараты, влияющие на функцию мозга (ноотропы)

Ноотропы положительно влияют на заболевания ЦНС, при которых на первый план выходит недостаточное количество кислорода и глюкозы. Эти препараты нормализуют функции нервных клеток за счет улучшения питания и снабжения их кислородом. Кроме того, лекарства этой группы избавляют клетки от свободных радикалов, улучшают картину крови. Ноотропы используются при расстройствах, проявляющихся нарушением внимания, памяти.

Из безрецептурных ноотропов доступны Пирацетам и Пиритинол. Легкие ноотропные эффекты имеет и известное народное средство – экстракт листьев гинкго билоба.

Подобная группа – это когнитивные препараты, действие которых направлено на улучшение познавательных способностей, памяти, обучения. Основное использование средств – лечение деменции, болезни Альцгеймера. Среди безрецептурных лекарств когнитивным эффектом обладает, главным образом, упомянутый экстракт гинкго билоба. Но ноотропные и когнитивные эффекты в той или иной степени выражены во всех препаратах, относящихся к этим группам.

Эффективность (как ноотропов, так и когнитивных препаратов) сильно зависит от дозы средства. Обычно эффективны относительно высокие дозы: 300-600 мг Пиритинола, 2,4 г Пирацетама.

Случаи, с которыми следует обратиться к врачу:

  • регулярное применение препаратов не приводит к устранению проблем в течение 3 месяцев;
  • эпилепсия и другие серьезные заболевания ЦНС;
  • возможность применения ребенком;
  • использование при беременности, грудном вскармливании.

Упражнения, стимулирующие активность мозга

Предлагаемые упражнения могут показаться необычными. Однако, при регулярной тренировке уже через 2 недели вы почувствуете позитивные изменения. Каждое упражнение приносит пользу организму, улучшая кровообращение, расслабляя мышцы, обеспечивая им гибкость. Для занятий не надо посещать курсы йоги, упражнения легко делать в домашних условиях.

Монах

Занятие подходит для релаксации тела, мозга после напряженного рабочего дня. Выполняйте его в любом положении. Соедините кончики пальцев, как будто держите мяч. Запястья – на уровне груди. Лицо – прямо, взгляд – вниз. Удержитесь в этом положении 3 минуты, не двигайтесь.

Одновременно делайте дыхательную гимнастику – дыхание должно быть глубоким, спокойным.

Это упражнение необычайно успокаивает, активизирует деятельность мозга, поддерживает память, концентрацию внимания. Вы будете спокойны, а ваш мозг активен, как никогда.

Ухо-нос

Это несложное занятие подходит для всех возрастов. Левой рукой прикоснитесь к правому уху, правой – к носу. Отпустите, хлопните в ладони, поменяв руки, повторите. Тренируетесь ежедневно. Занятие улучшит сосредоточение, мозговую деятельность, память.

Крючки

Следующее упражнение призвано снять напряжение, восстановить психический и эмоциональный баланс (в индийской философии это называется «находить себя»). Сядьте, скрестите конечности.

Скрещивание проводится определенным образом: лодыжка левой ноги расположена перед лодыжкой правой, запястье правой руки – на запястье левой. Переплетите пальцы, поверните соединенные руки «наружу». Удерживайте эту позицию 3-5 минут. Лицо – прямо, взгляд – вверх.

Делать упражнение можно не только сидя, но и лежа, стоя.

По словам кинезиологов, скрещивание рук и ног стимулирует чувствительные и двигательные центры обоих мозговых полушарий. Это улучшает мыслительные навыки, фокусировку внимания, способность к обучению.

Восьмерка

Как и все предыдущие занятия, это одна из самых захватывающих и эффективных тренировок разума. Она улучшает сосредоточенность, устанавливает баланс между разумом и телом. Эксперты утверждают, что это упражнение расширяет мозговые функции, помогает человеку раскрыть способности.

Наклоните голову максимально влево. Правой рукой, вытянутой вперед, визуально рисуйте цифру 8. Движение руки сопровождайте глазами. После повторений (3-5 раз), поменяйте руки, наклоните голову на другую сторону. Повторите 3-5 раз.

Энергетизатор

Результат длительной работы за компьютером – ригидные мышцы шейного отдела позвоночника, которые нужно расслабить.

Сядьте за стол, скрестите руки, поместите их перед собой на столе. Подбородок максимально наклоните к груди. Ощутите релаксацию в области шеи, плеч, спины. Оставайтесь в этом положении 20 секунд, вздохните, поднимите голову, откиньте ее назад. Ощутите релаксацию в спине и груди.

Протокол выступления академика Г.Л. Рогачевского на Международном Московском Форуме Общероссийского общественного движения «Одарённые дети – будущее России»

Современный мир – мир потрясений, изменений и кризисов. Условия жизни человека в современном обществе, наряду с другими важными составляющими, характеризуются высоким уровнем, объемом и скоростью поступления информации, экстремальными условиями труда и жизнедеятельности.
Успешность современного человека, во многом зависит от адаптационных резервов организма в целом и эффективности поведенческих стратегий, используемых в различных неопределенных ситуациях, когда восприятие и успешная переработка информации является одной из главных определяющих. И, думается, не столько успешности, сколько общего уровня психического и физического здоровья.

ФИЛОСОФИЯ ПРОЕКТА

Самым интересным предметом любого исследования нами жизни является наша собственная душа и её симфонические взаимодействия с ничуть не менее драгоценными душами близких и ближних. До сих пор общераспространённым оказывается мнение о том, что никакие компьютерные алгоритмы не в состоянии помочь нам прояснить собственные душевные глубины. Вспомнить хотя бы пресловутое Пушкинское – «Как алгеброй гармонию поверить»?!

ЦПС–технология предлагает вниманию действительно интересующихся своей удивительной внутренней жизнью, которая обычно находится за гранью осознаваемой доступности, реальную возможность встретиться с самим собой.

Великий российский историк В.О. Ключевский писал: «Психология, изначально была призвана стать наукой о душе, некоим загадочным образом превратилась в науку об её отсутствии». Современный мир болезненно переполнен всевозможными академическими и прикладными «школами психологии», которые сохраняют право на существование как культурные феномены, но при этом непримиримо противоречат друг другу. Поэтому создатели психопрофилактической ЦПС–технологии даже не пытаются заявить об открытии ими чего-то радикально нового и кардинально необычного. ЦПС–технология на самом деле является аппаратно-компьютерной реализацией извечно истинных принципов и подходов, которые лежали в основании всех известных в истории школ здравосозидания и человекопроизводства, будь то индийская, китайская, индейская, эллинская или арийская.

ЦПС–технология лишь при её конечном использовании, кажется простой, удобной и понятной. Для того чтобы хотя бы вкратце представить все те психодиагностические биокибернетические и психотехнологические подходы, которые в удивительном мозаичном сочетании реализованы в ЦПС, не хватит и сотни страниц.
ЦПС–технология, возможно, на сегодняшний день одна из совсем немногих, которая не ищет оправданий и «научно-экспериментальных удостоверений» для того, чтобы гарантированно подтвердить собственную прикладную состоятельность. ЦПС–технология предлагается всем тем, кто желает её изучить и апробировать как самостоятельно доказывающую собственную эффективность.

Для того чтобы по достоинству оценить вкус и добротность высококачественного молока, вовсе не обязательно оценивать зоометрические данные подарившей его коровы или проводить многочисленные лабораторные анализы всевозможных биохимических показателей. Мудрый человек после первого глотка неоспоримо убеждается в том, что молоко – настоящее и истинное, а значит полезное.

Креативная команда НИИЦ ЕАЕН, многие годы функционирующая как единый согласованный групповой разум, убеждена в том, что все непредубеждённые, интенсивно развивающиеся и творческие натуры по достоинству оценят и оздоровительные, и стрессозащитные, и гармонизирующие возможности, предоставляемые ЦПС–технологией. Мы всегда открыты всем Вашим мнениям и любым Вашим пожеланиям, так как нашей главной задачей, в конечном счёте, является добросовестное совершенствование инструмента, призванного стать воистину незаменимым помощником на путях развития каждого из нас!

Наукой установлена функциональная асимметрия головного мозга. В человеке живут как бы две личности: художник при доминировании правого полушария и мыслитель при доминировании левого полушария головного мозга. Важно, чтобы эти два направления в жизни не мешали, а взаимно дополняли друг друга. Нормальное состояние сознания определяется активностью обоих полушарий головного мозга. Чем выше активность – тем здоровей и успешней человек. Без специальных методик активации ресурса мозга человек обречен на вымирание, т.к. левое полушарие весьма энергоемкое и расходует большие количества жизненной энергии. Правое полушарие энерго­информационное. Как показали многолетние исследования профессора Л.М. Брагинцевой, оно связано с «центром здоровья». Правое полушарие обеспечивает и регулирует энергоинформационные процессы всего организма, т.к. по своей при­роде связано с висцеральными (внутренними) системами. А энергетическая система головного мозга человека бездействует потому, что у основной части человеческого общества доминирует левое полушарие. Исключение составляют лица китайского происхождения - у них преобладает образное мышление (правое полушарие). В этом плане, лица китайского происхождения имеют преимущества перед всем цивилизованным человечеством, т.к. они являются правополушарной цивилизацией. У каждого человека своя пропускная способность переработки объема информации правым полушарием мозга. Используя наши методы активации правого полушария, мы можем увеличить энергопропускную способность в несколько раз. В лабораторных исследованиях были разработаны способы последовательной активации работы правого полушария, затем левого методом индуктивного переноса энергии из правого полушария и далее сложного взаимодействия обоих полушарий головного мозга. Для решения задачи по активации мозговой деятельности, из известных нам и заслуживающих внимания, существуют две методики, созданные независимо друг от друга - фармацевтами и психологами. Это программа для индивидуального использования «Цветопсихосоматика» и биологически активная добавка к пище – грибная субстанция Флоралид. Каждая методика, сама по себе – мощное средство активации и нормализации головного мозга человека. Оба метода сертифицированы и разрешены к применению. И если их объединить в одну методику? И применить их в школе. Ведь используются же они в медицине и довольно успешно…

Испытания программы «Цветопсихосоматика», проведенные в Омской Медицинской Академии, Западно-сибирском институте МВД и др., а также нейропсихофизиологические исследования воздействия субстанции - Флоралида ЦТ, полученной по специальной технологии на мозг человека - показали весьма впечатляющие результаты. Они таковы, что при комплексном приеме цветокоррекций и субстанции в течение двух месяцев, у всех исследуемых улучшаются способности оперирования вербальной (сло­весной) и невербальной информацией, что ведет к значительному ускоре­нию обучения, например, иностранному языку, математике или другим дисциплинам.

Принято считать, что у современного человека нейроны мозга ис­пользуются только на 3-6%, то совместное применение цветокоррекций и субстанции является средством, глобально активирующим мозг и повышающим его активность до 8% от общего числа нейронов. Исследования проводились методом электроэнцефалографии (ЭЭГ), с компьютерной обработкой результатов в цифровую и визуальную форму - цветное графическое изображение. Исследования показали, что субстанция и цветовое воздействие активируют работу пра­вого полушария и подпитывают энергией левое полушарие, выводя его на новый ранее недоступный уровень обеспечения энергией.
Наша система, рекомендации по использованию субстанции и метода световолновой фотохромотерапии (программа ЦПС), позволяют притормозить, а может быть и остановить деградацию лиц левополушарной цивилизации в условиях информационного бума.

Официальные прогнозы о распространении заболевания депрессией, поражающей, наряду со взрослым, подростковое и юношеское население левополушарной части земли, сообщают о том, что самоубийство-суицид выйдет в 2020 году на второе место по смертности после сердечнососудистых заболеваний во всем мире. Следует отметить, что в России в настоящее время число психических заболеваний среди детей и подростков более, чем в два раза превышает число забо­левших взрослых.

Вместе с тем, интеллектуальный и творческий потенциал у современных подростков (15-18 лет) заметно превосхо­дит уровень 80-х годов, но для развития этого потенциала требуются новейшие технологии обучения, учитывающие специализацию полушарий головного мозга. Процессы, происходящие в клетках головного мозга хорошо изучены специалистами Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и специалистами научных институтов РАН и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В научных разработках участвовали около 30 человек; академиков, профессоров, докторов наук и кандидатов биологических, фармацевтических, химических, психологических и физико- математических наук. В освоении технологии в заводских условиях принимали участие до 80 человек инженерно-технического состава.

Физиологический механизм действия

Имеют место два аспекта механизма:
- подключение запасных капилляров головного мозга, которые у нас бездействуют и составляют до 70 % от общего числа капилляров;
- нормализация биосинтетических процессов цикла Кребса в печени, «подтягивание» эндогенного синтеза янтарной кислоты до нормы, что обеспечивает, в свою очередь, нормализацию биосинтеза гормонов коры надпочечников - (адреналина, альдостерона, гидрокортизона, и др.).

Обнадеживают результаты использования метода по актива­ции мозговой деятельности лиц, не получивших в детстве необходи­мого развития головного мозга, проблемных подростков, а так же лиц с патологией гипертрофированного развития левого полушария и по­сле травматического поражения мозга, в том числе ДЦП.

Интересно, что стойкий очаг раздражения в мозге - доминанта, который сформирован вербально (звуковой речью), например, что у ребенка, подростка, человека якобы снижены когнитивные свойства (способность к обучению) или другие способности и поэтому достаточный уровень знаний и положение, на которое претендует человек в социуме ему недоступно.

Сформированная таким образом доминанта психологически кодирует человека или ребенка на неуспех.
С использованием программы «ЦПС» доминантна в мозге - кодировка на неуспех (упрощенно) - стирается и восстанавливается частота, данная нам от природы.

При патологии органов, тканей или суставов имеется стойкий очаг раздражения в соответствующем участке мозга. Это состояние мозга характеризуется либо повышенной, либо пониженной энергетикой по сравнению с нормой. При воздействии цветом на болезненный участок или проекцию его на кожу в отдел мозга поступает световой импульс-сигнал. Сигнал равен норме здорового участка или органа. В мозге начинает превалировать норма над патологией.

Улучшение способности мозга оперировать информацией под действием фотохромотерапии с использованием биологически активной субстанции открывает качественно новые возможности использования головного мозга. Это реальное улучшение обучаемости, памяти и активности головного мозга.

25.12.2009

АКТИВАТОРЫ МОЗГА

Не нужно никаких социологических опросов и статистических данных, чтобы утверждать: большинство взрослого населения крупных городов (да и не только крупных) заняты умственным трудом. Прибавьте к этому целую армию школьников и студентов, которым это само собой положено. Иными словами, и на работе, и в ходе учебы основная нагрузка ложится на мозг. В состоянии ли мы помочь ему справляться с ней? С этого вопроса началось интервью с кандидатом медицинских наук Сергеем Алешиным.

- Сергей Валентинович, известно именно сила ума определяет успехи в учебе, работе и вообще в жизни. Не случайно, составляя лишь 2% от общего веса организма, мозг потребляет 25% всей энергии! Значит, и пища ему нужна соответствующая?

– Мозг крайне чувствителен к особенностям питания. Мозгу нужны активаторы и витамины, а если более точно, то специальные биологически активные вещества. Прежде чем рассказать о них, небольшое отступление. Упрощенно психическую деятельность мозга можно разделить на две сферы:

1. Интеллект – память, внимание, мышление и др.

2. Эмоции – чувства, воля, мужество, настроение, уровень тревожности и др.

Протекание и интеллектуальных, и эмоциональных процессов зависит от специальных химических веществ в головном мозге – нейромедиаторов. Нервные клетки (нейроны) обмениваются между собой сигналами. По отросткам нейронов, как по проводам, эти сигналы передаются в виде электрического возбуждения. Стыки же между нервными клетками преодолеваются с помощью тех самых нейромедиаторов. Так вот здоровье мозга и его работоспособность зависит от баланса различных нейромедитаров. Когда он нарушается, возникают нарушения интеллекта и эмоций. Избавиться от дефицита нейромедиаторов в структурах мозга можно с помощью употребления продуктов, из которых они и образуются.

– Какие это продукты? Видимо, речь о привычных хлебе, молоке или мясе?

– Вы правы. Если речь идет об умственных силах мозга и мощи интеллекта, то мы в первую очередь имеем в виду лецитин и аргинин. Значение первого из них определяется его ролью в строительстве мембран нервных клеток и выработке ацетилхолина – важнейшего нейромедиатора, с помощью которого осуществляется передача сигналов между нервными клетками. Стоит подчеркнуть, что лецитин – это не одно вещество, а смесь, куда входят: холин, инозитол, фосфолипиды, фосфатидилинозитол, полиненасыщенные жирные кислоты и др. К примеру, студенты Массачусетского технологического института принимали по 3 г холина в день. У них было отмечено существенное улучшение результатов теста на запоминание и воспроизведения словарного списка.

Аргинин более известен своими сексуальными свойствами. Радости от секса действительно больше, т. к. этот продукт является источником оксида азота или окиси азота (NO). Он в свою очередь расширяет сосуды, что способствует кровенаполнению мужских и женских половых органов. Но оксид азота и важный нейромедиатор для протекания интеллектуальных процессов в структурах мозга. Он особенно важен для долговременной памяти – основы интеллекта. Это доказательно установили еще в 1991 году четыре независимые группы исследователей: Т. О’ Делл и О. Орансио из Колумбийского университета, Э. Шуман и Д. Мадисон из Станфордского университета, П. Чапман и сотрудники Миннесотского университета, Г. Беме с коллегами из Франции.

– Но почему все же возникают проблемы: истощение, заторможенность, усталость и вялость мозга? Видимые причины на поверхности: большие умственные и эмоциональные нагрузки в период работы и учебы. А каков сам механизм происходящих в организме процессов?

– Существуют две аминокислоты, которые могут сильно воздействовать на состояние мозга «вялость – бодрость». Это тирозин и фенилаланин. Именно из тирозина (или L-тирозина) образуются хорошо известные адреналин и норадреналин. Это нейромедиаторы, которые, в частности, оказывают тонизирующее влияние на мозг. Именно при нехватке адреналина и норадреналина возникают ощущения умственной усталости, заторможенности, вялости и т. д. В частности, при стрессе норадреналин используется быстрее, чем он образуется в организме. В конце концов, человек испытывает полное истощение, не только физическое, но и интеллектуальное и эмоциональное. Фенилаланин (в форме DL-фенилаланина) вызывает ощущение бодрости, прилива сил, эмоционального подъема. При этом, в отличие от наркотиков, не вызывает привыкания. Если кофе истощает запасы норадреналина и после 5-10 чашек в день приводит человека в состояние опустошенности и раздражения, то аминокислота фенилаланин помогает находиться на пике возможностей и успешно справляться со стрессом, опасностью и возбуждением. При этом эмоциональный подъем важен не только сам по себе, а еще и потому, что эмоции – двигатель интеллекта.

– Можно ли также влиять на прямо противоположные состояния – грусти и тоски, которые иногда заедают настолько, что, кажется, выхода нет – работоспособность при этом близка к нулю. Отчего такое происходит?

– Просто в структурах мозга нет серотонина. Точнее речь о 5-гидрокситриптофане (5-HTP) – аминокислоте, которая происходит из триптофана – предшественника серотонина. Серотонин и есть тот самый нейромедиатор счастья, удовлетворения и спокойствия. Вот почему 5-гидрокситриптофан, способствующий выработке серотонина, – лучшее натуральное средство от депрессии и тревожности. По силе он не уступает синтетическим антидепрессантам. Причем из 5-HTP образуется и мелатонин. Этот гормон регулирует цикл «сон-Бодрствование», обеспечивает естественное засыпание и является лучшим натуральным снотворным.

Словом, возможность помочь мозгу, активировать его, существует (подробнее ознакомиться с продуктами, содержащими вышеперечисленные вещества, можно на сайте Сергея Алешина www.ortho.ru ). Нужно лишь грамотно воспользоваться ею.

«PROдукты для мозга»

Аргинином богаты орехи, желатиновые десерты, шоколад, коричневый рис, овсяная крупа, изюм, семечки подсолнуха и кунжута, хлеб из непросеянной муки и все продукты, богатые белком.

Лецитин содержится во многих пищевых продуктах, например, в бобах сои, зерновых культурах, пивных дрожжах, рыбе, в яичном желтке и др. Лецитин присутствует в женском молоке, что обеспечивает нормальное развитие нервной системы младенцев, но в коровьем молоке его нет.

Триптофан находится в буром рисе, мясе, твороге, молоке, рыбе, индейке, бананах, финиках, сыре, арахисе и соевых продуктах.

Фенилаланин поступает в организм с такими пищевыми продуктами, как соевые и хлебобулочные изделия, творог, миндаль, арахис, тыквенные и кунжутные семечки.


Название: Активаторы мозга
Количество показов: 1255

Инструкция

При любом удобном случае тренируйте свою память. К примеру, лото, шахматы, шашки, карты не просто оптимизируют память, но и развивают смекалку и сообразительность. Не менее полезны для тренировки памяти решение ребусов, математических задач и разгадывание кроссвордов. Изучайте иностранные языки - один из сложных, но действенных способов «разбудить» свой мозг. Это влияет , хорошо развивает ассоциативное мышление, улучшает коммуникативные навыки. Впрочем, тренировки по запоминанию можно начать с малого – например, запоминайте номера телефонов, но не только те, что вам необходимы в повседневной жизни, а также те, по которым вы звоните довольно редко. Если вы склонны к образному мышлению, можно попытаться выучить длинную басню или поэму. Чем больше вы будете «загружать» в ваш черепной «компьютер», тем выше будет его производительность и отдача.

Несколько лет назад французский психолог Франциск Рошер сделал , которое в получило «эффект Моцарта». Прослушивание музыкальных произведений великого композитора Моцарта способно улучшить математическое мышление . Опыты проводились на крысах, результаты и научные труды опубликованы на многих языках мира. Так, крысы преодолевали препятствия и лабиринты гораздо быстрее после прослушивания Моцарта, нежели после шумной музыки, к примеру, композитора Филиппа Гласа. Музыка – не только самый гармоничный способ повысить свои умственные способности, убежден ученый, но и поправить здоровье в целом.

Для важна не только интеллектуальная и музыкальная пища, но и полноценное питание изнутри. Употребляя натуральные продукты, вы помогаете своему мозгу обновлять клетки благодаря тому, что кровеносная система постоянно доставлять питательные вещества мозгу. К строительным материалам относятся жирные кислоты растительного происхождения (например, растительное масло, орехи) и минеральные вещества, а именно: фосфор, медь, сера, цинк, кальций, магний, железо. Фосфор, способствующий образованию новых клеток мозга, в избытке содержится в бобовых, цветной капусте, сельдерее, огурцах, редисе, сое. Сера, обеспечивающая насыщение клеток мозга кислородом, присутствует в капусте, чесноке, моркови, инжире, луке и картофеле. Цинк, повышающий умственные способности и улучшающий состав крови, может поставляться в организм проращенной пшеницей и пшеничными отрубями. А кальций и железо, отвечающие за кроветворение, достаточный уровень гемоглобина и состав крови, содержится в яблоках, абрикосах, свекле, капусте, зеленых овощах, помидорах, бобовых, рисе. И, наконец, магний, отвечающий за нормальное функционирование всей нервной системы, поступает в организм вместе с миндалем, мятой, цикорием, оливками, арахисом и цельными зернами пшеницы.

Кислород как нельзя лучше активизирует работу мозга. Достаточно несколько раз глубоко вдохнуть желательно свежий воздух (на улице, не в замкнутом помещении) в тот момент, когда вам требуется «пораскинуть мозгами». Дышать лучше через нос, сидеть следует ровно. Поэкспериментируйте: попробуйте решить в уме несложную математическую задачу, сидя в сутулом положении и с открытым ртом, а затем решите другую задачу, но уже выпрямившись и закрыв рот. Разница будет очевидной. Кстати, легкой зарядки будет достаточно для того, чтобы к мозгу активнее стала поступать кровь. Всего десять приседаний, прыжков и наклонов «разбудят» мозг. Наверняка вы замечали, что во время быстрой ходьбы или пробежки поток мыслей более активный.