Аутоагрессия – патологическая склонность к саморазрушению. Синдром саморазрушения: почему мы себя не любим Аутоагрессия тест


Название теста

Тест "Склонность к саморазрушению"

Есть версия он-лайн

Предназначение

Тест предназначен для самотестирования. Диагностирует наличие или отсутствие синдрома саморазрушения, то есть склонности к саморазрушению, самоагрессии, самотравматизму.

Оцениваемые качества

Склонность к саморазрушению

Возрастная категория

16+

Инструкция

Вдумчиво прочитайте каждое из следующих утверждений. Ответы должны быть "да" (ставьте плюс) или "нет"(минус). Если Вы не поставите никакой знак, то это будет означать, что Вы ответили "нет".

Задания

1. За последний год я хотя бы раз привлекался к уголовной или административной ответственности.

2. По сравнению с моими коллегами я значительно чаще них вступаю в разного рода конфликты на работе.

3. Хотя бы раз в неделю у меня в семье происходят серьёзные конфликты.

4. За последний год я хотя бы раз получил перелом, серьёзный ушиб, вывих или подобную травму.

5. Как минимум два раза в неделю я пью спиртное (пиво и другие слабоалкогольные тоже учитываются).

6. Иногда моя гордость мне сильно мешает.

7. За последний год хотя бы раз близкие мне люди восторгались моей смелостью или же наоборот сильно огорчались моим безрассудством.

8. Иногда я поражаю других своей ловкостью, а иногда ощущаю себя как слон в посудной лавке.

9. За последний год хотя бы раз меня посещали мысли о самоубийстве как решении всех проблем.

10. Иногда я впадаю в состояние запальчивости, и в этом состоянии могу пообещать все, что угодно.

Обработка результатов

Человек, склонный к саморазрушению, самотравматизму, стремится получить от жизни максимум удовольствий и впечатлений. Выражается в частом получении физических травм (переломы, ушибы, вывихи и т.д.), импульсивности и решительности, излишней смелости, гордости. Людей, склонных к саморазрушению, часто называют "мятежниками", "фрондёрами", они стремятся преобразовать все вокруг, не имея достаточной воли и объективных возможностей. Травматизм таким образом выступает в качестве искупления вины перед самим собой и окружающими людьми за слабоволие. Средства саморазрушения могут быть разными. Например, алкоголизм и другие виды аддикций, делинквентное поведение, нарочитые конфликты на работе и в других местах.

Посчитайте количество утвердительных ответов.

0 - 2 балла . Низкий уровень саморазрушения. Синдром саморазрушения полностью отсутствует.

3 - 6 баллов . Средний уровень саморазрушения. Синдром саморазрушения возникает у вас изредка, в кризисных ситуациях.

7 - 8 баллов . Высокий уровень саморазрушения. Синдром саморазрушения практически не покидает вас, проявляясь постоянно.

9 - 10 баллов . Катастрофический уровень саморазрушения. Похоже, что синдром саморазрушения стал хроническим. И уже при малейшей неудаче вы стремитесь сознательно и подсознательно травмировать себя. Вам срочно следует обратиться к психологу, психотерапевту.

Год разработки теста

2009

Номер версии

1.0

Постоянная ссылка

Библиографическая ссылка

1. Тест "Склонность к саморазрушению" [Электронный ресурс] // А. Я.. 27.06.2009..html (27.06.2009).

Разработчик

Лаборатория сайт

Лицензия

Текстовое содержимое доступно в соответствии с

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя. Явно или неявно, часто или редко, но большинство людей занимается саморазрушением: мы сверлим себя укорами по ночам, напоминаем себе об ошибках прошлого и в сотый раз обвиняем себя. Мы считаем себя недостаточно умными, недостаточно красивыми или успешными. Мы сами становимся себе врагами. Может хватит? В этой статье мы рассмотрим виды, причины аутоагрессии и способы борьбы с ней.

Виды и классификация аутоагрессии

Аутоагрессия – это саморазрушительное поведение: самоедство, самоуничижение, самобичевание, самообвинение, «поворот против себя». Это осознанное или неосознанное причинение физического или психического вреда самому себе.

Существует обширная классификация аутоагрессии. Мы рассмотрим самые важные способы классифицирования и основные формы проявления.

По сфере влияния:

  • физические;
  • духовные;
  • психологические;
  • социальные.

По степени произвольности:

  • осознанные;
  • неосознанные.

По способу реализации:

  • опосредованные;
  • непосредственные;
  • трансагрессивные;
  • расширенные.

Основные формы проявления:

  1. Суицидальное поведение.
  2. Пищевая зависимость.
  3. Аутическое поведение (замкнутость, человек «живёт в своём мире»).
  4. Занятия экстремальными видами спорта.
  5. Фанатическое поведение (деструктивные культы, организации, религиозные секты и прочие объединения того же рода).
  6. Самоповреждение.
  7. Химическая зависимость (алкоголь, наркотики и т.п.).

Причины

Основная задача человека – жить. Поэтому аутоагрессию следует считать неестественным поведением, противоречащим природе человека. Есть два подхода к объяснению этого явления:

Психоаналитический подход. Аутоагрессия – защитный механизм психики. Человек перенаправляет агрессию, обращенную на внешний объект, на себя.

Особенно часто это случается, когда нет возможности выместить агрессию на другой внешний объект (это осуждается, неприемлемо, человек не может себе позволить это ввиду воспитания и т.д.). Ему не остаётся ничего, кроме того, чтобы направить агрессию на себя – других вариантов нет.

Внешняя обусловленность. Г. Я. Пилягина высказывает мнение, что для возникновения аутоагрессии нужны три компонента:

  1. человек, у которого уже формируется внутренний конфликт, и который подавляет свою агрессию (ещё не по отношению конкретно к себе), вместе с этим отрицая свои социальные интроекты. Интроекты – взгляды, установки других людей, которые человек воспринимает как свои собственные.
  2. Психотравмирующая ситуация, в которой будет происходить реализация защитных механизмов поведения.
  3. Обратная отрицательная связь – несбывшиеся ожидания по отношению к объекту, нужда в разрешении внутриличностного конфликта и агрессивность субъекта.

Механизм самоуничижения основан на отношении родителей к ребёнку. Отношение к собственной личности копируется с модели отношения родителей. Если ребёнка хвалят за успехи, но и указывают на промахи, помогая развиваться, он растёт с объективным взглядом на мир и самого себя.

Если же ребёнок находится в системе оценки достижений и зачастую не оправдывает возложенные на него надежды, он быстро приходит к самоуничижению. Наверняка вы видели детей, из которых родители хотят сделать юных гениев. Как только такой ребёнок занимает второе место или не достигает заведомо невозможного результата, он начинает считать себя глупым и ни на что не годным.

Нужно поощрять победы, но помнить, что ребёнку не удастся быть лучшим во всём. Хвалите за старание, за труд, за тягу к знаниям и упорство на тренировках, порицайте лень. Тогда ребёнок вырастет с правильным отношением к себе и миру.

Перфекционизм. Люди ставят себе невыполнимые задачи и, естественно, не справляются с ними. В итоге обрекают себя на самоедство и самоуничижение.

Внутренняя структура аутоагрессии

А. А. Реан утверждает, что аутоагрессия – сложный личностый комплекс, который проявляется на четырёх уровнях. Он выделяет следующие суббллоки:

  1. Характерологический субблок. Уровень аутоагрессии коррелирует с интроверсией, депрессивностью, педантизмом и невротичностью.
  2. Самооценочный субблок. Между уровнем и уровнем аутоагрессии существует обратная зависимость.
  3. Интерактивный субблок. Уровень аутоагрессии зависит от способности к социальной адаптации и от успешности межличностного взаимодействия. Существует положительная корреляция с застенчивостью и отрицательная с общительностью.
  4. Социально-перцептивный субблок. Аутоагрессия почти не связана с негативизацией восприятия других людей, наоборот, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивным восприятием других людей.

Способы борьбы с аутоагрессией

Работайте над своей самооценкой. Учитесь трезво оценивать себя, принимать своё несовершенство, но видеть в себе не только недостатки.

Вымещайте злость. Не накапливайте в себе желчь и гнев. Напишите письмо, в котором отразится весь ваш негатив, а потом сожгите его или побейте грушу. Дайте волю эмоциям.

Во-первых, нельзя подавить только некоторые эмоции. Вместе с отказом от негатива идёт и отказ от позитива.

Во-вторых, гнев – это нормально. Вопрос в том, как вы с ним .

Избавьтесь от перфекционизма и завышенных требований. Да, цели должны быть сложными, а планка высокой. Но если вы ставите себе изначально труднодостижимую задачу, вы должны уметь потом принять неудачу и идти дальше.

Вы не сможете всё сделать идеально. Вы добьётесь всего, о чём мечтаете, потому что мечты будут расти с каждым достижением. Вы много раз оступитесь, промахнётесь и проиграете. Это нормально. Примите и идите дальше.

Помните, что саморазрушение иррационально. Не тратьте своё время на укоры и самообвинения. Проанализируйте ошибки, дайте себе адекватную критику – и впёред, к новым целям.

Зацаринина Виолетта

В работе даётся определение аутоагрессии, причины её возникновения, диагностика этого состояния. Памятка родителям по профилактике аутоагрессии подростков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная конференция «Шаг в будущее»

Исследовательская работа на тему: « Аутоагрессия подростка »

Работу выполнила:

Ученица 10 «А» класса МОУ-сош №3 Зацаринина Виолетта

Руководитель:

Учитель биологии

Л.Г. Ягина

2016г.

Введение……………………………………………………….стр.3

Основная часть:

Глава 1. ………………………………………………………..стр.4

Глава 2. ………………………………………………………..стр.5-6

Глава 3. …………….................................................................стр.7-10

Глава 4…………………………………………………………стр.11

Глава 5…………………………………………………………стр.12-13

Заключение. …………………………………………………..стр.14-15

Список используемой литературы.………………………….стр.16

Приложение…………………………………………………...стр.17-18

Введение

В последние годы отмечается увеличение показателей агрессии связанной с собой: жестокостью, вандализмом, глумлением. Это социально опасное явление, обусловлено как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами и вызывают серьезное беспокойство. Повседневностью стало многочисленное самоуничтожение, которое нередко превращается в физическое насилие. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, – «научают» действовать аутоагрессивно. Внедрение западной модели культуры привело в России к деградации личности и традиционных духовных ценностей.Данная тема очень актуальна и представляет особый интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, в последнее время, притягивая к себе все более пристальное внимание исследователей.

Актуальность: Обилие музыкальных стилей, детективов, боевиков, фильмов ужасов, компьютерных игр с депрессивной тематикой провоцируют аутоагрессивное поведение. Влияние западной культуры привело к культу насилия, наркотиков, распущенности. Причины аутоагрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно тяжелое положение в неблагополучныхи проблемных семьях.

Проблема: В чем причина возникновения аутоагрессии?

Гипотеза: Аутоагрессивное поведение обусловлено определенным видом и темпом психического развития, или его можно предотвратить беседами с подростком.

Цель : Выявить основные механизмы возникновения аутоагрессивного поведения и способов его профилактики.

Задачи:

  1. Узнать сущность аутоагрессивного поведения.
  2. Опросить учащихся МОУ – сош №3 с 7 по 11 классы и провести в них классные часы на тему: «Знакомство с понятием «Аутоагрессия»».
  3. Взять интервью у школьного психолога, социального педагога, а также районного психиатра.
  4. Вместе с психологами составить памятку для родителей: «Как общаться с аутоагрессивным подростком», а также альбом на тему: «Профилактика аутоагрессивного поведения подростков».

Глава I.Результаты исследования

Бывают такие случаи, когда после ссоры с родителями ребенок уходит из дома и идет, куда глаза глядят и «нечаянно» попадает под машину, или в порыве эмоций ввязывается в драку, что становится причиной серьезного происшествия. И в литературе, и на экране, и в жизни мы встречаемся с явлением аутоагрессии. Анна Каренина бросается под поезд, герой Василия Шукшина Егор в фильме «Калина Красная» называет себя «последней скотиной» после визита в дом своей матери. Более незаметные проявления аутоагрессии – когда мы как бы «нечаянно» спотыкаемся и падаем, рвем на себе одежду, раним себя ножом при чистке овощей или обжигаемся утюгом. Примеров можно привести много.

Я, заинтересовавшись этим вопрос, решила провести социологический опрос среди учащихся в четырёх параллелях МОУ – сош №3: 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классах (201 учащийся) с целью узнать, знакомы ли ученики с аутоагрессией, а также бывает ли у них состояние депрессии и желание самоуничтожения. Проанализировав диаграммы (см. приложение 1), сопоставив данные, пришла к следующим выводам:

  • Процент учащихся знающих об аутоагрессии заметно ниже от всего количества.
  • Чуть меньше чем у половины учащихся бывают ситуации, в которых они себя винят.
  • При этом практически все ученики не впадают в депрессивное состояние.

Таким образом, всего лишь 25% учащихся нашей школы склонны к аутоагрессивному поведению при, том, что 75% находятся в здоровом психическом состоянии. Эти данные порадовали меня, но факт того, что практически никто из учеников не знает, о такой актуально проблеме как аутоагрессия огорчил.

Глава II. Что такое аутоагрессия?

Аутоагрессивное поведение является одной из форм агрессивного поведения. Аутоагрессивное поведение – это действия, направленные субъектом на самого себя с целью нанесения какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Проявляется в самообвинении, самоунижении, самобичевании , в нанесении себе тяжелых повреждений (выдергивание волос, удары головой о твердые предметы, порезы, ушибы, отравление и т.д.), в особо тяжелых случаях – в попытке или совершении суицида. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии не должен сводиться только к клинической мазохистской интерпретации. Аутоагрессия представляет интерес именно для нормальной психологии личности.

Своего рода аутоагрессивное поведение представляет собой изолированную личностную черту, и имеет конкретную особенность. Кроме того, аутоагрессия является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях. Уровень аутоагрессии положительно связан с депрессивностью, невротичностью и отрицательно с демонстративностью личности.

Самооценке и самоотношению в структуре личности принадлежит центральное место. Уровень аутоагрессии личности отрицательно связан как с уровнем общей самооценки личности, так и с отдельными ее частичными составляющими. Чем выше Аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей (память, мышление), ниже самооценка тела («физическое Я»), ниже самооценка собственной способности к деятельности, автономности поведения и деятельности.

Аутоагрессия взаимосвязана со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации личности, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействию в микросоциуме. Уровень аутоагрессии отрицательно связан с общительностью и положительно – с застенчивостью.

Так как аутоагрессия представляет собой низкую самооценку и неприятие себя, это вполне достаточные основания для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Что собственно и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и низких показателях общительности.

Аутоагрессия также связана с особенностями восприятия других людей. И такие связи являются своего рода парадоксальными. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Уровень аутоагрессии соотносится с позитивностью восприятия других и отрицательно связан с представлением о том, каким человека (аутоагрессора) видят другие. Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности.

Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели аутоагрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая аутоагрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в средствах массовой информации, многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобное может повысить у детей склонность к агрессивному поведению.

Глава III. Причины и классификация аутоагрессивного поведения

Человеку, как и любому живому существу, в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя, так как это противоречит его основной задаче - жить. Различные исследователи по-разному понимают причины возникновения саморазрушительного поведения.

В психоанализе аутоагрессия, или «поворот против себя» рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда . Считается, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В случаях, когда от этого внешнего объекта (или от существования этого внешнего объекта) зависит благополучие человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект (вымещение), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Аутоагрессия может обуславливаться два способами внешне и внутренне:

Галина Яковлевна Пилягина считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

Данная теоретическая модель делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии.

С точки зрения Андрея Владимировича Ипатова аутодеструкция представляет собой аномальное состояние личности, выражающееся в стремлении индивида к саморазрушению вследствие нарушения процесса его социализации. По его мнению, эта социально-психологическая дезадаптация возникает на фоне личностного конфликта, и вызывается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе наличие в один и тот же момент и жизненно важной потребности и то, что препятствует её удовлетворению.

Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

  1. Характерологический субблок - уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией , педантичностью , демонстративностью , а также с депрессивностью и невротичностью .
  2. Самооценочныйсубблок - связь аутоагрессии и самооценки . Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.
  3. Интерактивный субблок - связь аутоагрессии личности со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно - с застенчивостью .
  4. Социально-перцептивный субблок - наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

При шкалировании агрессии по основным существующим методикам, аутоагрессия не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии, что подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии.

Саморазрушительные действия можно классифицировать следующим образом:

  • По влиянию на область человеческого бытия:
  1. Физические
  2. Психические
  3. Социальные
  4. Духовные
  • По структурным характеристикам:
  1. Уровневые проявления:
  1. Идеаторный
  2. Аффективный
  3. Внешнеповеденческий
  1. По способу реализации:
  1. Непосредственные,
  2. Расширенные,
  3. Опосредованные,
  4. Трансагрессивные;
  1. По степени произвольности:
  1. Осознанные,
  2. Неосознанные
  • По динамическим характеристикам:
  1. По темпу формирования:
  1. Острые,
  2. Подострые,
  3. Хронические
  1. По временным показателям:
  1. Транзиторные,
  2. Рецидивирующие,
  3. Персистирующие
  1. По типу развития:
  1. Стационарные,
  2. Прогрессирующие,
  3. Регрессирующие,
  4. Трансформирующиеся;
  • По связи с заболеванием или его обострением :
  1. Морбидные
  2. Внеморбидные (пре- и постморбидные);
  • По влиянию на течение болезни:
  1. Условно-негативные
  2. Условно-позитивные
  3. Условно-нейтральные.
  • По форме проявления:
  1. Суицидальное поведение .
  2. Пищевая зависимость .
  3. Химическая зависимость - наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  4. Фанатическое поведение - участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.
  5. Аутическое поведение .
  6. Виктимное поведение .
  7. Занятия экстремальными видами спорта .
  8. Самоповреждение .

Глава IV. Интервью со специалистом

Проблема аутоагрессивного поведения в современной психологии встает все отчетливее в связи с тем, что агрессивность является отражением тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Неуклонно возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия, либо в силу каких-то неприязненных отношений друг к другу, семьи легко распадаются, дети все чаще страдают от проявления дисгармоничного воспитания в семье.

Изучение данной проблематики в детском возрасте актуально в связи с тем, что во взрослом возрасте, «укоренившаяся» с детства аутоагрессия, трансформируется в куда более разрушительные для личности модули, такие как самобичевание, самоунижение, невротические расстройства и в крайних вариантах суицидные действия.

Я заинтересовалась этим вопросом и решила узнать о том, какая работа проводиться с подростками нашей школы и района, у которых наблюдается данная проблема. Для начала взяла интервью у школьных психологов и социального педагога. Были заданы следующие вопросы:

  1. Сталкиваетесь ли вы с аутоагрессией подростков?
  2. Какие методики используются для определения этого явления?

Мнения специалистов были солидарны. С аутоагрессией в школе они сталкиваются, но редко и в основном это касается детей из неблагополучных семей. С проблемой поведения такого плана борются беседами с подростком, различными тренингами, например: «Школа без агрессии» , «Управляем аутоагрессией» и др. А что бы избежать этого явления психолог использует методики такие как: «Тест руки Вагнера», «Опросник Басса-Дарки», «Опросник Г. Айзенка».

Также я взяла интервью у врача-психиатра Областной клинической психиатрической больницы Святой Софии Никулин М.В. Вопросы были заданы аналогичные. Михаил Владимирович сказал, что аутоагрессия встречается в нашем районе не так часто, в основном это дети с компьютерной зависимостью или же с неблагополучных семей. С такими детьми ведутся ежемесячные беседы и психологические тренинги. Это способствует снижению показателей агрессивности, направленной на себя.

Глава V.Меры профилактики аутоагрессивного поведения

В переходном возрасте мир делится на черное и белое, хорошее и плохое. Если искать смысл жизни – то, играя со смертью, если любить – то до гроба. Аутоагрессия, как говорилось выше, это причинение вреда себе, своему психологическому или физическому здоровью. Крайней формой аутоагрессии является суицид.

Считается, что аутоагрессия – проявление отклоняющегося поведения, т.е. своего рода причиняют себе вред и лишают себя жизни только психически больные люди. Однако не стоит вешать клеймо на самоубийц и ставить психиатрический диагноз. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел. На вопрос о смысле жизни однозначного ответа нет – потому что этих смыслов жизни огромное количество. И для каждого может найтись свой, причем не один!

Если бы подросток умел решать свои проблемы, он бы не стал причинять себе вред. Взросление неизбежно связано с переоценкой подростком тех ценностей, которые родители прививали ему с рождения. Иногда эти явления переходят разумные границы. Подросток проявляет негативизм в любых мелочах, рассуждает о никчемности и бессмысленности жизни, жестокости мира и смерти как способе избавления от несправедливых страданий. Кто-то доказывает теорию, согласно которой истинно свободный человек имеет право на самоуничтожение. Некоторые подростки находят красивые аллегории для определения жизни и смерти. Например, что жизнь – это шахматная доска, в которой природа всегда выигрывает. Но, ни один уважающий себя шахматист не станет доигрывать партию, если поймет, что она заведомо проигрышная. А значит, до старости могут доживать только «любители», «профессионалы» должны уходить из жизни раньше. Меры профилактики покушений несовершеннолетних на свою жизнь и здоровье носят глобальный характер. В России почти каждый год в основном жертвами суицида становятся около 2,5 тысяч подростков подростки.

Если говорить о государстве, то во многих городах, районных центрах, тем более деревнях, снижена организация досуга молодежи. Более того, необходимо усиливать контроль над результативностью деятельности психологических служб, психологов в образовательных учреждениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды. Особое внимание уделять детям из неблагополучных семей. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у подростков способности к адекватной самооценке и критической оценке деятельности. Установлено, что в большей степени на жизнь и здоровье подростков оказывает влияние семья.

Аутоагрессорами, в целом, руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же время надеются на спасение. Часто желания за и против нанесения себе вреда или лишение жизни настолько уравновешенны, что, если близкие в эту минуту проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут наклониться в сторону выбора жизни и поиска ее смысла. Кто, как не родители проявят заботу, вовремя заметят неладное, помогут, остановят своего ребенка? Однако знать и уметь действовать, если ребенок причиняет себе вред, необходимо. Ребенок должен знать, что он всегда может рассчитывать на помощь своих родителей, и чувствовать, что он им нужен, что он любим его родными и близкими, что они не отругают и не проигнорируют его. Тактильный контакт (поглаживания, объятия, поцелуи) иногда заменяют слова.

Подросток часто паникует из-за своей внешности. Поэтому воспитывать в нем уважение к себе и давать понять, что человек красив не только внешне, но и внутренне, необходимо с раннего детства. С детьми надо честно делиться своим подростковыми проблемами и переживаниями, тем самым дать понять, что время все ставит на свои места. Ребенок должен чувствовать, что родители ему доверяют, переживают, уважают и что самое страшное для них – это потеря своего чада.

Часто аутоагрессия несовершеннолетнего происходит напоказ, тем самым ребенок пытается напомнить о себе. Но родителям не стоит пугаться подобных ситуаций, ведь если ребенок начал пить, курить, принимать наркотические вещества, то это не значит, что все потеряно. Необходимо поговорить об этом с ребенком серьезно и предложить вместе обратиться к врачу или психологу. Таким образом, взрослые дают понять, что безвыходных ситуаций нет. Не стоит игнорировать угрозы, шантажи, это своего рода предсуицидальный синдром. Ребенку следует помочь и выяснить суть его проблемы.

Аутоагрессия несовершеннолетних проявляется в наиболее жестоких формах (наркомания, токсикомания, курение, суицид, телесные порезы, экстремальные виды спорта, алкоголизм, и многое другое). Однако прежде чем обвинять семью в случившемся, и подсчитывать количество совершенных суицидов, государству следует задуматься о том, что оно само сделало, чтобы людям жилось лучше. Порой проблемные семьи, малообеспеченные, голодные, холодные, неблагополучные так и остаются без внимания. Только когда государство научится думать о своем народе, прислушиваться к нему и слышать, видеть и замечать, семьям будет гораздо проще, у детей появится больше шансов на благополучие.

Насколько это видно из всего вышесказанного, существование и функционирование семьи в социальном плане зависит от отлаженной системы руководства и деятельности населенного пункта. Ведь если родитель сам не в состоянии помочь своему ребенку, то должно быть такое место и те люди, которые помогут в свою очередь родителю. До тех пор, СМИ на всю страну демонстрируют убийства, беспощадность, пока производители рекламируют, чье пиво, сигареты лучше, пока остаются безнаказанными те люди, которые ломают жизнь, здоровье и психику ребенка, пока родители заняты своими делами или бросают своих детей на произвол судьбы, дети будут расти злыми, у них не будет никаких ценностей, а значит и смысла жизни. А значит, что единственным выходом из сложной ситуации – это алкоголь, наркотики, петля. Конечно, человек сам должен являться хозяином своей жизни. Но это не значит, что его, же руками нужно подвести беззащитного к смерти. Ведь пока еще не известно ни одного случая, когда бы несовершеннолетний без причины причинял себе вред.

Заключение

Итак, проблема аутоагрессивного поведения оказывается самой трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством проблем. Согласно статистическим данным, за последние сто лет аутоагрессия унесла намного больше людских жизней, чем все войны и эпидемии за всю историю человечества. Аутоагрессивность ограничивает возможности человека, является причиной внутриличностных и межличностных конфликтов, а также заболеваний души и тела.

Аутоагрессия – это извращенный инстинкт самозащиты в форме причинения себе боли, нанесения повреждения. Наиболее уязвимой социально-демографической группой населения, представляющей категорию социально-психологического риска являются несовершеннолетние, так как на данной стадии развития происходит поиск смысла жизни.

В современном обществе, в работе с молодым поколением, необходима профилактика и коррекция аутоагрессивного поведения, а это: снятие психологического напряжения с психотравмирующей ситуации, формирование адекватного отношения к жизни и смерти, мобилизация скрытых психологических возможностей, снижение аутоагрессивного поведения, налаживание эмоциональных контактов.

В нашем районе проблемы слабой психики подростков, как и во всем мире, также актуальны и аутоагрессия, безусловно, входит в их число. Что бы ребенок ни остался один в тяжелой ситуации в городе существует и активно ведет свою работу районная Психологическая служба на базе ДДТ куда может обратиться каждый подросток. Так же школьный психолог проводит активную работу с разным контингентом учащихся. Школьники могут позвонить в единую социально-психологическую службу Саратовской области по телефону 8-800-2000-122 , номер которой всегда есть на стендах в любой школе. Его сотрудники всегда выслушают и помогут решить проблему.

Таким образом, в ходе работы над темой «Аутоагрессия подростка» я изучила различную литературу по проблемам аутоагрессии, познакомилась с её классификацией, причинами, влияющими на её протекание, методами борьбы с ней. Я с помощью социологического опроса убедилась в том, что подростки – это самая уязвимая группа людей, склонная к депрессивному состоянию. Составленный мною альбом и памятка помогут подросткам справиться с негативным отношением к себе. Теперь я знаю, что постоянные упреки по отношению к самому себе – это первый шаг к аутоагрессии. Каждый ребенок должен знать – любую проблему можно решить, обратившись к родителям, специалистам, в службу поддержки.

– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

– форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся враждебными действиями, направленными на себя. Возникает в ситуациях переноса агрессии с внешнего социально либо физически недоступного объекта. Проявляется на ментальном уровне – самообвинением, самоуничижением, навязчивыми мыслями, и на уровне действий – причинением физического вреда напрямую и косвенно (порезы, суицидальные попытки, пирсинг, анорексия). Методы диагностики аутоагресии – беседа с психиатром, психологическое исследование эмоционально-личностной сферы. Специфическое лечение включает когнитивно-бихевиоральную и групповую психотерапию.

Общие сведения

Слово «аутоагрессия» имеет латинское происхождение, переводится как «нападение на самого себя». Данный тип поведения также называют автоагрессией, аутодеструкцией, поворотом против себя. Аутоагрессия является патологическим вариантом реакции при стрессе и угрозе дезадаптации. Разнообразие форм проявления – от самообвиняющих мыслей и увлечения пирсингом до попыток суицида – не позволяет определить эпидемиологию. Статистическому учету подвергаются наиболее опасные формы аутоагрессии: самоубийства (0,02%), наркомании (1,5-1,7%), алкоголизм (4,5-4,8%). Аутоагрессивному поведению, особенно его тяжелым формам, более подвержены мужчины.

Причины аутоагрессии

Стресс активизирует защитные механизмы, позволяющие сохранить равновесие на психическом и физиологическом уровне. Аутоагрессия возникает как критическая реакция, ее развитию способствуют триггеры – ситуационные, часто социальные факторы, изменяющие порог стрессоустойчивости. У взрослых к причинам запуска аутоагрессивного поведения относят:

  • Последствия неправильного воспитания. Аутодеструкция проявляется как закрепившаяся поведенческая реакция после унижений и отсутствия любви родителей. Причиной могут стать завышенные требования, частые обвинения, необоснованная критика, сравнение с успехами других, лишение общения и заботы в качестве наказания.
  • Пережитое насилие. Жертвы насильственных действий совершают аутоагрессивные действия, чтобы снять накапливающееся напряжение, выплеснуть неотреагированные эмоции (ненависть, злобу, гнев). В группе риска люди, подвергавшиеся физическим наказаниям в детстве, побоям супруга, участники боевых действий.
  • Приверженность идеологии. Чрезмерное увлечение религией, философскими и эзотерическими знаниями, системами питания, физическими нагрузками иногда сталкивается с невозможностью соблюдать запреты, выполнять требования. Внутреннее напряжение растет, возникает ненависть к себе, стыд, чувство вины.
  • Неудовлетворенность работой, семьей. Аутодеструктивное поведение формируется при невозможности открытого реагирования на конфликты, запреты, ограничения, неприемлемые требования. Нанесение вреда себе позволяет снять напряжение и сохранить социальные отношения (работу, брак, другое выгодное партнерство).
  • Психические и соматические заболевания. Причиной аутоагрессии становится невыносимая боль, тяжелая депрессия , переживание физической беспомощности. Пациенты совершают попытки самоубийства, самоповреждения.
  • Стремление к манипуляции. Демонстративная аутоагрессия распространена среди подростков и лиц с истероидными чертами характера. Истинной целью является потребность во внимании окружающих, получение выгоды.

Патогенез

Стрессовая ситуация, предшествующая развитию аутоагрессии, возникает на социальной основе – на базе синдрома утраты (потери значимого лица, статуса), отсутствия поддержки социальных институтов (семьи, коллектива), резкого повышения уровня агрессивности в популяции, общественной неопределенности. Компенсаторные механизмы человека истощаются, формируется состояние дезадаптационной готовности. При воздействии триггерного фактора (причины) развивается защитно-приспособительное поведение – аутоагрессия. Она является защитным механизмом, позволяющим сохранить психофизиологическое равновесие.

Происходит перенаправление агрессивных тенденций с объекта на собственную личность. Невозможность открытого вымещения негативных эмоций на другом человеке может быть связана с физической или временной недосягаемостью, потребностью сохранить доброжелательные отношения (конфликты с начальником по работе, женой/мужем). В подобных ситуациях аутоагрессия становится наиболее приемлемым способом реакции на состояние стресса и угрожающую дезадаптацию.

Классификация

Разработано несколько вариантов классификации аутоагрессии. По особенностям проявления она бывает отрытой и косвенной. К первому типу относится суицидальное поведение и самоповреждения. Косвенную форму распознать сложнее, аутодеструктивные действия реализуются в пищевой или химической зависимости, фанатичном, аутическом или виктимном поведении, экстремальных видах спорта, а также в социально приемлемых способах самоповреждения (пирсинг, татуаж). По способам выражения аутоагрессия подразделяется на четыре типа:

  1. Психическая (ментальная). Провоцируется совокупностью психологических особенностей, проявляющихся склонностью или прямой демонстрацией вербальной аутодеструкции. Реализуется через самообвинение, самоуничижение.
  2. Физическая. Сопровождается желанием нанести себе телесные повреждения. Человек совершает физическое насилие над собственным телом – наносит удары, порезы, проколы.
  3. Духовная. Включает наркоманию, алкоголизацию, целенаправленную изоляцию от общества и другие действия, истощающие морально. Данная форма аутоагрессии воздействует на эмоциональное состояние.
  4. Социальная. Основная направленность поведения – отделение себя от общения, желание стать изгоем. Действия не приносят радости от выполнения, удовлетворение появляется в ответ на негативную реакцию общества.

Симптомы аутоагрессии

В качестве наиболее очевидного проявления аутоагрессивного поведения рассматривается самоповреждение. Существуют его прямые формы – нанесение ушибов (удары кулаком, ногой, головой об стену), порезов, укусов. Косвенными вариантами самоповреждения считаются пристрастие к пирсингу, татуажу, шрамированию , выдавливанию прыщей. Другой очевидной формой аутоагрессии является суицидальная активность – мысли о самоубийстве, планирование, попытки. Пищевая или химическая зависимость реализуется в форме переедания, отказа от еды, наркомании, токсикомании , алкоголизма.

Неприемлемость открытого проявления аутоагрессии приводит к участию в фанатичном поведении. Человек, наказывая себя, вступает в деструктивные религиозные и политические группировки, движения спортивных болельщиков. В их составе он совершает поступки, которые с высокой вероятностью могут принести физический вред и осуждение обществом. При аутическом поведении самонаказание реализуется посредством ограничения потребности в общении, при виктимном – стремлением (сознательным или подсознательным) к ситуациям насилия, опасным для жизни и здоровья. Занятия экстремальным спортом – вождение транспорта по маршруту с препятствиями, на высокой скорости, прыжки с парашютом – являются одним из относительно одобряемых обществом видов аутоагрессии.

Осложнения

При отсутствии психотерапевтической помощи тяжелые варианты аутоагрессии заканчиваются летальным исходом в результате прямых и косвенных суицидальных попыток, интоксикации психотропными веществами, алкоголем. К другим осложнениям относится депрессия, развивающаяся на основе чувства вины и вытесненной агрессии. Существует высокий риск возникновения физических травм, соматических заболеваний. Среди наиболее распространенных – ушибы, переломы позвоночника и конечностей, растяжения мышц и связок, инфекции кожи и слизистых оболочек, тяжелые интоксикации, кома .

Диагностика

Необходимость профессиональной диагностики возникает при тяжелых вариантах аутоагрессивного поведения – алкоголизме, наркомании, анорексии , булимии , суицидальном поведении, самоповреждении. Исследование проводится врачом-психиатром , психотерапевтом , психологом , направлено на выявление аутоагрессии и ее причин. Используются следующие методы:

  • Клинико-анамнестический. Врач выслушивает жалобы, уточняет выраженность и продолжительность симптомов, наличие стрессовых факторов, сопутствующих соматических и психических заболеваний. Вопросы ориентированы на определение особенностей отношений в семье, на работе, обнаружение психологических травм.
  • Опросники. Применяются вопросы для изучения эмоционально-личностных особенностей и узкоспецифические тесты, выявляющие аутоагрессивные тенденции. Набор диагностических методик определяется психологом индивидуально, может включать MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник и его модификации СМИЛ, ММИЛ, мини-мульт), опросник Айзенка, методику диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки.
  • Проективные тесты. Рисуночные и интерпретационные методики используются дополнительно к опросникам, выявляют подсознательную аутоагрессию. Проводится Фрустрационный тест С. Розенцвейга, Тематический апперцептивный тест, пациента просят выполнить Рисунок человека, несуществующего животного.

Лечение аутоагрессии

При аутоагрессивном поведении важен индивидуальный подход при подборе методов лечения. Учитываются механизмы развития расстройства, личностные особенности пациента. Этиотропное направление реализуется различными методами психотерапии , для устранения выраженных дезадаптивных симптомов используются лекарственные препараты. В общую схему лечения включены:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия . Сеансы нацелены на осознание и изменение негативных установок по отношению к самому себе, проявляющихся заниженной самооценкой, комплексом вины, сверхответственностью, неуверенностью и реализующихся через аутоагрессию. На втором этапе повышается уровень самоконтроля, деструктивное поведение заменяется продуктивным – апробируются техники открытого, но безопасного проявления агрессии вовне.
  • Групповые тренинги . В условиях межличностной коммуникации пациенты осваивают навыки компромиссного разрешения конфликтов, безопасного выражения чувств и желаний, отстаивания своей позиции. Через реакции участников тренинга происходит обратная связь, дающая представление об эффективности поведения.
  • . При выраженной аутоагрессии, представляющей опасность для здоровья и жизни пациента, используются лекарства. Врач-психиатр назначает препараты, ориентируясь на доминирующую симптоматику. Могут применяться антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется индивидуально, зависит от формы расстройства, своевременности диагностики и лечения, мотивации пациента к выздоровлению. Профилактика основана на развитии социальных навыков и повышении стрессоустойчивости. Риск аутоагрессии снижается при умении открыто и корректно выражать свои чувства, отстаивать собственное мнение. В ситуации невозможности демонстрации негативных чувств – гнева, злости, агрессии – важно уметь переносить их во времени и перенаправлять на другой объект во внешнем пространстве. Пример: посещать занятия спортом (боксом, борьбой) после рабочего дня. Необходимо научиться анализировать ситуации социального взаимодействия, которые вызывают внутреннюю напряженность, находить время для развлечений, отдыха, занятий творчеством или другим любимым делом.