Наиболее крупные гетто. Гетто и их типы


2. Гетто и их типы. Общий план строения гетто

Гетто(от итал. Getto) - часть города, выделенная в средние века в странах Западной и Центральной Европы для изолированной жизни евреев. Иногда термин использовался для обозначения района города, где жило дискредитированное население. Во время второй мировой войны- концлагерь, созданные гитлеровцами для уничтожения еврейского населения, являлось частью оккупационного режима политики геноцида и расизма .

Современные исследования выделяют два основных типа гетто: «открытое» и «закрытое». Характерными признаками первого являются наличие еврейского совета (юденрата) и его отделов, регистрации и идентификации евреев соответствующего населенного пункта, выполнение еврейской общиной трудовых функций, организация сбора контрибуций. Его отличие от гетто «закрытого» типа состоит в отсутствии специально отведенного для проживания еврейского квартала, огороженного проволокой или каменной стеной от остального мира. Для первого типа характерно обособление евреев от остального мира, для второго - их полная изоляция . Гетто «закрытого» типа кроме внутренней охраны (еврейская служба охраны или еврейская полиция), имело так же внешнюю охрану (немецкие войска). «Закрытый тип» гетто также называли еще «транзитным». Его можно рассматривать, как удобное место перед уничтожением. Если до начала войны преобладали гетто «открытого типа», то после - стали лидировать «гетто закрытого типа», так как второй тип был удобнее как транзитное место перед уничтожением. Не удивительно, что на оккупированной территории СССР существовали гетто только закрытого типа. Немецкий историк Хельмут Краузник (Helmut Krausnick) писал: «Не вызывает сомнения, что по мере того, как разрабатывалась идея Гитлера об уничтожении России, его последнего противника на континенте, его все более и более захватывала мысль, которую он издавна формулировал как "окончательное решение", истребление евреев захваченных территорий. В марте 1941 г. (самое позднее) он впервые открыто заявил о намерении расстреливать политических комиссаров Красной Армии и тогда же издал приказ об уничтожении всех евреев, который хотя и не был когда-либо записан, упоминается неоднократно при различных обстоятельствах .»

Во-вторых, в гетто закрытого типа появлялась возможность увеличить продолжительность рабочего дня, организуя производство на территории, полностью, исключая контакт с внешним миром и местным населением; так же отпадала необходимость доставки узников к новому месту работы .

Как правило, гетто состояло из нескольких десятков улиц и переулков (крупные гетто; гетто создаваемые в районных центрах, как правило, состояли из 2-5 улиц и 4-6 переулков) с площадью. Иногда гетто огораживали так, чтобы в центре оказывалось еврейское кладбище, если же план местности не позволял так сделать, тогда гетто отгораживалось от кладбища полностью). В конце улицы (как правило, центральной) находились центральные ворота, которые охранялись немецкими солдатами и еврейской полицией. Со временем в ограде могли быть проделаны еще несколько проходов для евреев, работающих за пределами гетто. В связи с планом строения гетто, можно выделить одну особенность: если гетто помимо центральных ворот, имелись боковые, а так же еврейское кладбище и огромную площадь, о гетто, как правило, существовала больше полугода, если же в гетто были только одни ворота, не было еврейского кладбища, то гетто, как правило, не существовало больше полугода. Например: смолевическое гетто- состояло из 3 улиц и 3 переулков, было огорожено колючей проволокой, имело только центральные ворота, не имело кладбища и большой площади-- просуществовало около 3 недель; ковенское гетто--состояло из нескольких десятков улиц с площадью и еврейским кладбищем посередине, также имелся огромный пустырь в северной чести гетто- просуществовало больше года.

200 лет со дня Бородинского сражения

Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 2 500 человек...

Анализ исторического прошлого города Ярославля на основе его технических достижений

Древнерусские металлические замки изготавливались двух типов: 1) Врезные замки для дверей, сундуков, ларцов и т.п.; 2) Висячие замки разнообразных систем. Колчин Б.А. Техника обработки металла в Древней Руси, М.,1953 - с...

Высшее образование в России XIX века

26 июля 1835 г. Николай I утвердил Общий устав императорских российских университетов. Руководство ими осуществлял министр народного просвещения через попечителей соответствующих учебных округов...

Значение фресок древнего Крита

Искусство Крита, расцвет которого совпадает с утверждением и высоким подъемом Нового царства в Египте, в целом близко к искусству стран Древнего Востока; однако оно не монументально, асимметрично, беспокойно, в нем нет строгости и каноничности...

Индия в ранее средневековье

Преобладающим типом феодальных владений в раннее средневековье было наследственное, обеспеченное иммунитетными правами служебное держание. Обычным условием такого держания была военная вассальная служба сеньору...

Исторический портрет Уинстона Черчилля

Черчилль не возражал против американских баз, но он чувствовал себя униженным из-за того, что это выглядело, как торговля. В телефонном разговоре через Атлантику с министром юстициии США Робертом Джексоном он заметил: Империи не торгуются...

Некоторые аспекты проблемы Холокоста

Сохранившиеся документы и воспоминания позволяют реконструировать модель жизни в гетто. Помимо евреев данного населенного пункта, в гетто помещались так же евреи из соседних населенных пунктов, а так же смешенные семьи...

Оккупационный режим и политика геноцида на территории Беларуси

Гетто в Белоруссии в период Холокоста (297 мест) -- это жилые зоны на оккупированной немецкими нацистами территории БССР, куда насильственно перемещали евреев (или отделяли их другими способами) в целях изоляции от нееврейского населения...

Понятие цивилизации в истории

XIII тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть...

Рецензия на книгу В.Н. Балязина "Неофициальная история России. Тайная жизнь Александра I"

Александр I (Благословенный) - старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским...

Россия на рубеже XVI–XVII вв.: кризис общества и государства

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих...

Трагедия евреев на Беларуси во время фашистской оккупации (1941-1944 гг.)

Становление оккупационного режима осуществлялось германским органами в ходе административно-правовой политики по выявлению и изоляции прежде всего бывших военнослужащих, евреев, цыган и др...

Формулярный процесс в Древнем Риме

Гибкость формулы позволяет магистрату заниматься значительными нововведениями в области гражданского права посредством введения новых исков (называемых honorariae как раз по той причине...

Холокост и церковь

Предметы культа, здания синагог и еврейских религиозных учебных заведений стали особыми объектами ненависти нацистов и их пособников. Почти повсеместно разрушались синагоги; оккупанты открыто издевались над верующими...

На оккупированных немцами территориях, входящих ныне в РФ, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и во многих других местах.

Охрану гетто несли, как правило, местные полицаи, они же, при полном одобрении местного населения, захватившего еврейское имущество, проводили массовые убийства евреев.

Гетто на территории РФ были относительно немногочисленны. В оккупированной немцами Калуге осталось 155 евреев, из них 64 мужчины и 91 женщина. 8 ноября 1941 г. приказом № 8 Калужской Городской управы "Об организации прав жидов" на берегу р. Ока в Кооперативном поселке Калуги было создано еврейское гетто. Из городских квартир туда выселили 155 евреев. Ежедневно под конвоем полицейских свыше 100 евреев, в том числе дети и старики, работали на уборке трупов, очистке общественных туалетов и мусорных ям, расчистке улиц и завалов (Калужская энциклопедия: Сборник материалов. Вып. 3. - Калуга. 1977. с. 61).

На оккупированной территории России наиболее крупное гетто было образовано в Смоленске. Полная изоляция гетто обеспечивалась русской полицией, набранной из местного населения.

15 июля 1942 года Смоленское гетто было ликвидировано. Этой акцией руководил заместитель бургомистра Г.Я. Гандзюк. 1200 человек (по другим данным 2000) были уничтожены различными способами — расстреляны, забиты насмерть, отравлены газами.

Детей сажали в автомашины отдельно от родителей и увозили, применяя к ним газы. Взрослых отвозили в деревню Магаленщина Смоленского района, где заранее были вырыты ямы. Людей в них толкали живыми, там их и пристреливали. Наибольшую активность при этом проявлял полицейский Тимофей Тищенко. Он возил узников гетто на расстрел, снимал с них одежду и распределял её среди своих работников. За одежду, снятую с убитых, получал водку и продукты. Через месяц газета "Новый путь" поместила о нем материал "Образцовый страж порядка" (Ковалёв Б.Н. "Нацистский оккупационный режим и коллаборационизм в России (1941-1944 гг.) / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001).

Обычно до создания гетто не доходило — массовые убийства евреев начинались с первых дней оккупации, как правило, руками местного населения.

Так, в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ейске, Пятигорске, Воронеже, в Ленинградской обл. и во многих других местах, тысячи евреев были зверски замучены в первые дни оккупации.

Особо надо отметить убийства евреев в станицах и городах Северного Кавказа, куда в рамках эвакуации населения из блокадного Ленинграда были вывезены многие ленинградские предприятия, учебные заведения, среди эвакуированных было много и евреев...

Собранные сведения говорят о том, что в окрестностях станицы Калниболотской есть захоронение 48 евреев, а на окраине станицы Новопокровской в безымянной могиле покоятся 28 человек. Самым крупным захоронением казненных евреев оказался могильник вблизи города Белая Глина, где в "братской могиле" похоронены около трех тысяч евреев.

Евреев помогали истреблять местные предатели. Например, архивные документы рассказывают о том, как калниболотский атаман Георгий Рыков издал предписание, в соответствие с которым всем старостам необходимо было доставлять евреев в управу Калниболотского района. Атаману помогал начальник полиции Герасим Прокопенко. Результатом их "работы" стала казнь 48 беженцев-евреев.

Геноцид еврейского населения был тотальным во всех оккупированных районах России. В "Локотской республике", созданной русскими нацистами на территории оккупированной Брянской обл. было истреблено поголовно все еврейское население тех мест.

Чуев в книге "Проклятые солдаты" пишет: "Расстрелами евреев "увлекался" начальник полиции Суземского района Прудников. Определенную подпитку антисемитских настроений осуществлял печатный орган Локотского округа самоуправления — газета "Голос народа" (с. 116 - 117).

Берем монографию лучшего отечественного специалиста по Холокосту Ильи Альтмана "Жертвы ненависти" и смотрим, что произошло в Суземке:

"В Суземке еврейскую женщину сначала заставили произносить те слова, которые она не могла выговорить без акцента, затем догола раздели и расстреляли". Всего же здесь убиты 223 человека (с. 263).

То есть понятно, что делали это не немцы, а местная сволочь — не на немецком же "без акцента" несчастную заставляли говорить. У Альтмана находим еще один населенный пункт, входивший в "республику":

"Последний зафиксированный в документах массовый расстрел евреев на Брянщине был проведен в августе 1942 г. — в п. Навля погибло 39 евреев" (там же).

При уничтожении евреев в России, кажется, впервые были использованы передвижные душегубки, построенные на шасси грузовых автомобилей. Людей забивали в кузов, а потом пускали газ... Этот метод убийства зафиксирован в Ейске. Экипаж душегубки-газенвагена состоял из немца-начальника и русских полицаев. Подробности массовых убийств евреев в Ейске есть в книге Л.Гинзбурга "Бездна".

Всего на территории РФ в годы оккупации было уничтожено около 400 000 советских евреев. На территории СССР было уничтожено до 3 миллионов евреев. Это 60% еврейского населения СССР. На оккупированных территориях СССР размах геноцида еврейского народа достиг невиданных масштабов даже для других стран, оккупированных нацистами - На оккупированных территориях СССР было зверски замучено до 97% евреев.

Свидетельство Adam Sniper:

Ростов-на-Дону был оккупирован дважды. Первая оккупация была очень непродолжительная - 21-29 ноября 1941, после чего город был освобожден до конца июля 1942. Потом снова оккупирован на полгода — до середины февраля 43. В преддверии первой сдачи города большая часть населения эвакуировалась, но после довольно быстрого освобождения многие (в том числе евреев) вернулись в город. Они-то и попали под вторую волну оккупации.

Несколько десятков тысяч из них в течение короткого времени в августе 42 были свезены и уничтожены в Змиевской Балке. Акции проводились немцами поначалу довольно халатно: многим евреям удалось сбежать по дороге на Змиевку, некоторым даже прямо из ямы. Наивности и доверчивости людей нет границ - многие из таких возвращались в свои дома в надежде на помощь друзей-соседей.

Я знаю из рассказов очевидцев (у меня много родни из Ростова), как многих таких "беглецов" бывшие соседи, которые к этому времени уже примерили на себя их квартиры, сдавали немцам назад. Поиском и частично расстрелами евреев в Змиевской Балке занимались ростовчане-полицаи. В первый день акции немцы не справлялись с потоком, ростовчане-полицаи помогали - 15 тысяч были уничтожены за первый только день. Детей не расстреливали, а травили, прыская из парикмахерского пульверизатора в лицо ядом - по слухам, новаторство ростовского умельца.

А одна добрая женщина, жившая по соседству с семьей моих дедов, сдала своего избежавшего уничтожения еврейского мужа, что не помешало ей дожить в одиночестве до глубокой старости, оставить себе еврейскую фамилию при том, что ее историю знала вся улица и окрестности, и общения с ней избегали даже самые отпетые антисемиты.

У евреев не было шансов выжить и спастись — те, кому чудом удавалось избежать расстрельных ям и душегубок и пытался бежать — становились жертвами расправ местных жителей, в т.ч. и "партизан".

Вот что рассказал в своем отчете в апреле 1943 года руководитель могилевского подполья Казимир Мэттэ:

"В первые месяцы оккупации немцы физически уничтожили всех евреев. Этот факт вызвал много различных рассуждений. Самая реакционная часть населения, сравнительно небольшая, полностью оправдывала это зверство и содействовала им в этом.

Основная обывательская часть не соглашалась с такой жестокой расправой, но утверждала, что евреи сами виноваты в том, что их все ненавидят, однако было бы достаточно их ограничить экономически и политически, а расстрелять только некоторых, занимавших ответственные должности.

Общий же вывод у населения получился таков: как бы немец не рассчитался со всеми так, как с евреями. Это заставило многих призадуматься, внесло недоверие к немцам...

Учитывая настроение населения, невозможно было в агитационной работе открыто и прямо защищать евреев, так как это, безусловно, могло вызвать отрицательное отношение к нашим листовкам даже со стороны наших, советски настроенных людей или людей, близких нам.

Приходилось затрагивать этот вопрос косвенно, указывая на зверскую ненависть фашизма к другим нациям и стремление к уничтожению этих наций, на натравливание фашистами одной нации на другую, на то, что под лозунгом борьбы с евреями и коммунистами хотят уничтожить нашу Родину и т. д." (РГАСПИ, ф. 625, оп. 1, д. 25, л. 401-418).

Такое отношение к евреям было характерно отнюдь не только для "обывательской части населения" — его придерживались и советские руководители высокого ранга.

Начальник Центрального Штаба партизанского движения, Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии П.К.Пономаренко направил осенью 1942 года командирам партизанских формирований радиограмму, запрещавшую принимать в отряды евреев, бежавших из гетто, якобы, потому, что среди них могут оказаться немецкие шпионы. Для тех командиров, которые и раньше не принимали евреев, радиограмма П.К.Пономаренко стала не только директивой, но и официальной «индульгенцией». Объективности ради нужно сказать, что среди партизанских командиров были и трезвомыслящие, порядочные люди, которые игнорировали это указание и всё-таки продолжали принимать евреев в отряды.

Герой Советского Союза подполковник госбезопасности Кирилл Орловский, командовавший партизанским отрядом имени Берия в Белоруссии, в сентябре 1943 года рассказывал сотрудникам Института истории Белорусской компартии: "Организовал я отряд имени Кирова исключительно из евреев, убежавших от гитлеровского расстрела. Я знал, что передо мной стоят невероятные трудности, но я не боялся этих трудностей, пошел на это лишь только потому, что все окружающие нас партизанские отряды и партизанские соединения Барановичской и Пинской областей отказывались от этих людей.

Были случаи убийства их. Например, партизаны-антисемиты отряда Цыганкова убили 11 человек евреев, крестьяне деревни Раджаловичи Пинской области убили 17 человек евреев, партизаны отряда им. Щорса убили 7 человек евреев. Когда я впервые прибыл к этим людям, то застал их невооруженными, босыми и голодными. Они заявили мне: "Мы хотим мстить Гитлеру, но не имеем возможности"... Эти люди, желая мстить немецким извергам за пролитую народную кровь, под моим руководством за 2,5 месяца провели не менее 15 боевых операций, повседневно уничтожали телеграфно-телефонную связь противника, убивали гитлеровцев, полицейских и предателей нашей родины" (РГАСПИ, ф. 625, оп. 1, д. 22, л. 1186-1187).

Гетто(от итал. Getto) - часть города, выделенная в средние века в странах Западной и Центральной Европы для изолированной жизни евреев. Иногда термин использовался для обозначения района города, где жило дискредитированное население. Во время второй мировой войны– концлагерь, созданные гитлеровцами для уничтожения еврейского населения, являлось частью оккупационного режима политики геноцида и расизма .

Современные исследования выделяют два основных типа гетто: «открытое» и «закрытое». Характерными признаками первого являются наличие еврейского совета (юденрата) и его отделов, регистрации и идентификации евреев соответствующего населенного пункта, выполнение еврейской общиной трудовых функций, организация сбора контрибуций. Его отличие от гетто «закрытого» типа состоит в отсутствии специально отведенного для проживания еврейского квартала, огороженного проволокой или каменной стеной от остального мира. Для первого типа характерно обособление евреев от остального мира, для второго – их полная изоляция . Гетто «закрытого» типа кроме внутренней охраны (еврейская служба охраны или еврейская полиция), имело так же внешнюю охрану (немецкие войска). «Закрытый тип» гетто также называли еще «транзитным». Его можно рассматривать, как удобное место перед уничтожением. Если до начала войны преобладали гетто «открытого типа», то после – стали лидировать «гетто закрытого типа», так как второй тип был удобнее как транзитное место перед уничтожением. Не удивительно, что на оккупированной территории СССР существовали гетто только закрытого типа. Немецкий историк Хельмут Краузник (Helmut Krausnick) писал: «Не вызывает сомнения, что по мере того, как разрабатывалась идея Гитлера об уничтожении России, его последнего противника на континенте, его все более и более захватывала мысль, которую он издавна формулировал как "окончательное решение", истребление евреев захваченных территорий. В марте 1941 г. (самое позднее) он впервые открыто заявил о намерении расстреливать политических комиссаров Красной Армии и тогда же издал приказ об уничтожении всех евреев, который хотя и не был когда-либо записан, упоминается неоднократно при различных обстоятельствах .»

Во-вторых, в гетто закрытого типа появлялась возможность увеличить продолжительность рабочего дня, организуя производство на территории, полностью, исключая контакт с внешним миром и местным населением; так же отпадала необходимость доставки узников к новому месту работы .

Как правило, гетто состояло из нескольких десятков улиц и переулков (крупные гетто; гетто создаваемые в районных центрах, как правило, состояли из 2-5 улиц и 4-6 переулков) с площадью. Иногда гетто огораживали так, чтобы в центре оказывалось еврейское кладбище, если же план местности не позволял так сделать, тогда гетто отгораживалось от кладбища полностью). В конце улицы (как правило, центральной) находились центральные ворота, которые охранялись немецкими солдатами и еврейской полицией. Со временем в ограде могли быть проделаны еще несколько проходов для евреев, работающих за пределами гетто. В связи с планом строения гетто, можно выделить одну особенность: если гетто помимо центральных ворот, имелись боковые, а так же еврейское кладбище и огромную площадь, о гетто, как правило, существовала больше полугода, если же в гетто были только одни ворота, не было еврейского кладбища, то гетто, как правило, не существовало больше полугода. Например: смолевическое гетто- состояло из 3 улиц и 3 переулков, было огорожено колючей проволокой, имело только центральные ворота, не имело кладбища и большой площади- просуществовало около 3 недель; ковенское гетто-состояло из нескольких десятков улиц с площадью и еврейским кладбищем посередине, также имелся огромный пустырь в северной чести гетто- просуществовало больше года.

Развитие научных знаний
Славу и известность сунской культуре обеспечила не в послед­нюю очередь ее глубокая органичная приверженность древней культурной традиции, зачастую по-новому осмысленной. В част­ности, это ярко проявилось в трех культурных нововведениях сунского времени - изобретении пороха, компаса и ксилографии (печатание с резных досок). Принципиальн...

Петр 1 и духовенство
Наиболее сложным образом складывались отношения Петра с духовенством. Рассматривая их необходимо, прежде всего, обратиться к существу русской православной традиции. Первоначально организация русской церкви начала формироваться вскоре после крещения Руси. Сначала это была митрополия константинопольская патриарха. В Древнерусском госуда...

Крупные мероприятия Ставки Верховного Главнокомандующего по обороне столицы
К началу наступления немецко-фашистских войск под Мо­сквой на дальних подступах к столице оборонялись три наших фронта: Западный (командующий генерал-полковник И. С. Ко­нев), Резервный (командующий Маршал Советского Союза С, М. Буденный) и Брянский (командующий генерал-лейтенант А.И.Еременко). Всего в их составе в конце сентября насчиты...

Чтобы объяснить, что такое гетто, нужно обратиться к истории. В Европе и мусульманском мире к евреям относились весьма предвзято. Ещё с XIII века они были обязаны жить в отведённых для этого местах, но впервые название «гетто» у таких зон появилось в Венеции в 1516 году, и сохранилось до наших дней

Гетто - что это?

С того момента и до ХХ века значение слово гетто было таково: отгороженная часть города, в которой обязаны жить евреи. В ХХ веке значение расширилось и стало допускать возможность обособленного проживания любой этнической, религиозной или культурной группы. Основная черта любого гетто - бедность, законы жизни в таком отделённом месте могут вступать в противоречие с законами государства, на территории которого оно расположено.

Гетто во время Второй мировой войны

Первоначально эпоха, допускавшая еврейское гетто, закончилась в Европе с началом Наполеоновских завоеваний. В каждом покорённом государстве император утверждал гражданские права и свободы, делавшие невозможной идею расовой сегрегации. Но это понятие возродил Гитлер. В Третьем Рейхе гетто начали появляться с 1939 года в Польше. Понятие «лагерь смерти, гетто» появилось не сразу, изначально эти выделенные зоны в городах оставались местами для обособленного проживания евреев. Но эти городские гетто являлись первой ступенькой подготовки массовых убийств, так как позволяли:

  • сконцентрировать в одном месте всех, подлежащих уничтожению;
  • упростить организацию массовых убийств;
  • избежать возможности побегов или сопротивления;
  • эксплуатировать жителей гетто как рабочую силу.

Всего во время Второй мировой войны насчитывалось более тысячи гетто, в которых проживало около одного миллиона евреев. Самыми крупными из них были Варшавское и Лодзинское, в совокупности там находилось больше половины всех изолированных евреев. Узниками гетто становились не только жители города и прилегающих территорий, туда свозились пленные, появлявшиеся по мере захвата нацистами новых областей.

Современные гетто

С поражением Гитлера гетто не исчезли с лица планеты. Для США характерно такое понятие, как цветное, зачастую афроамериканское, гетто. Облик современных обособленных городских районов начал складываться в 70-80-х годах прошлого века, когда белые жители Америки начали переезжать из городов в пригороды, чтобы избежать проживания рядом с афроамериканцами. Покупка загородных домов для большей части негритянского населения была недоступна и они оставались в городах, формируя целые этнические районы.

Исследователи расходятся во мнениях о том, что значит гетто в современном мире, по каким законам оно формируется. Есть две основные теории.

  1. Цветные (преимущественно негритянские) гетто - продукт целенаправленной расовой сегрегации, призванной разделить национальные меньшинства и белое население по уровню доступных возможностей и месту проживания. Сторонники этой теории считают, что у этнического большинства страны есть инструменты, позволяющие обходить закон 1968 года «О запрещении дискриминации в сфере жилья».
  2. Некоторые исследователи отвечают на вопрос, что означает гетто, с точки социального, а не расового разделения. Они говорят о том, что после 1968 года чёрный средний класс, имевший возможность жить в респектабельных районах, переселился, а представители низшего класса оказались изолированы как от всех белых, так и от более обеспеченных чёрных. Теория Оскара Льюиса говорит о том, что, после долгого пребывания за чертой бедности, возможности социально-экономического успеха значительно снижаются. Поэтому обстановка в гетто со временем только ухудшается.

Типы гетто

Современные гетто подразделяются только по своему этническому составу. Во время Второй мировой войны существовали следующие типы гетто:

  1. Открытая зона гетто характеризовалась обособлением евреев от прочего населения. На её территории действовал Judenrat (еврейский совет) или другие органы еврейского самоуправления, жители обязаны были зарегистрироваться и не менять место проживания. Также действовали трудовые обязательства. Формально у жителей такого гетто не было запрета на общение с нееврейским населением.
  2. Закрытое гетто - охраняемый жилой район, отгороженный от остального города. Выход за пределы этого гетто был ограничен и осуществлялся только через КПП, в дальнейшем жителям запретили покидать место проживания. Еврейское население перемещалось в такой район после того, как уже было приговорено к уничтожению.
  3. Гетто за партами . Ещё до начала Второй мировой войны, в 1935 году, в Польских учебных заведениях появилась инициатива о создании для представителей национальных меньшинств выделенных зон в классах и аудиториях. С 1937 года эта мера стала обязательной.

Правила гетто

Жизнь в гетто эпохи Второй мировой войны протекала по следующим правилам:

  • запрет на покупку и продажу чего-либо;
  • невозможность пользоваться общественным транспортом, учреждениями культуры и досуга, религиозными зданиями и сооружениями;
  • ношение идентифицирующих повязок (лат);
  • запрет на передвижение по крупным улицам.

Книги о гетто

Таким процессам, как создание гетто и жизнь в нём, было посвящено множество книг. Вот некоторые из них:

  1. «Продай твою мать» Эфраим Севела . История эмигрировавшего в Германию мальчика из каунассокого гетто, чью мать убили фашисты.
  2. «Отдайте мне ваших детей!» Стив Сем-Сандберг . Рассказ о том, что такое гетто, через историю главы его юденрата.
  3. «Рождённая в гетто» Ариела Сеф . История еврейской девочки, чудом спасшейся из каунасского гетто.

Сериалы про гетто

Гетто и концлагеря вдохновляли и на создание сериалов:

  1. «Гетто/Ghetto» . История о семье афроамериканцев, переехавших в белый район.
  2. «Щит и меч» . Двухсерийный фильм, главный герой которого - русский разведчик, работающий в нацистской Германии

|
Перейти к: навигация, поиск Гетто и массовые депортации в оккупированной нацистами Европе

Жилые зоны на подконтрольных немецким нацистам и их союзникам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Эта изоляция была частью политики так называемого «окончательного решения еврейского вопроса», в рамках которой было уничтожено около 6 миллионов евреев.

  • 1 История
  • 2 Цели и порядок создания
  • 3 Описание и классификация
  • 4 Сопротивление
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

История

В древности еврейские общины в диаспоре самостоятельно селились вместе. Однако в 1239 году в Арагоне был издан указ, предписывающий всем евреям жить исключительно в специально отведённом для них квартале. Сам термин гетто берёт начало в 1516 году в Венеции (итал. Ghetto di Venezia), где на изолированном каналами участке земли в районе Каннареджо предписывалось жить венецианским евреям.

В дальнейшем еврейские гетто появились в Германии, Франции, Швейцарии и Италии. России как таковое еврейское гетто отсутствовало, но подобное ограничение появилось в XVIII веке (т. н. «черта еврейской оседлости»).

Цели и порядок создания

Создавая места принудительного изолированного содержания евреев, нацисты преследовали следующие цели:

  • Облегчение предстоящей ликвидации евреев.
  • Предотвращение потенциального сопротивления.
  • Получение бесплатной рабочей силы.
  • Приобретение симпатий остального населения.

Идея концентрации евреев в гетто была выдвинута Адольфом Гитлером в 1939 году. Первые гетто начали создаваться на территории оккупированной немцами Польши. Концентрация евреев из маленьких местечек и деревень в крупные города началась с 21 сентября 1939 года. Первое гетто было создано в городе Пётркув-Трыбунальский в октябре 1939 года, затем в Пулавах и Радомско - в декабре 1939 года, в Лодзи - 8 февраля 1940 и в Енджеюве - в марте 1940.

Всего на оккупированных нацистами землях было создано около 1 150 гетто, в которых содержалось не менее миллиона евреев.

Колонна узников Минского гетто на улице. 1941 год

В гетто, созданные на оккупированных нацистами территориях СССР и стран Восточной Европы принудительно, под угрозой смерти, переселяли всех евреев, в том числе евреев из Западной Европы.

Наиболее крупные гетто находились на территории Польши. Это в первую очередь Варшавское гетто (450 тыс. чел) и Лодзинское гетто (204 тыс. чел.)

На территории СССР крупнейшими гетто были во Львове (100 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минское (около 80 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года). Также было создано крупное гетто в Терезине (Чехия) и Будапеште.

Из гетто вне Европы известно Шанхайское гетто, где японские союзники Германии держали евреев Шанхая и беженцев из Европы.

Описание и классификация

Все гетто, по мнению историков, условно можно разделить на два основных типа: «открытые» и «закрытые». Открытые гетто, без физической изоляции евреев в отдельном охраняемом квартале, существовали только до уничтожения жителей либо их переселения в «закрытые» гетто или депортации в лагеря. таком гетто в обязательном порядке создавались юденраты либо назначались (избирались) старосты. Евреи, жившие в «открытых» гетто, хотя формально и не были изолированы от местного нееврейского населения, но фактически были ограничены в правах в той же степени, как и узники «закрытых» гетто.

Создание «закрытых» гетто осуществлялось с обязательным переселением всех евреев в охраняемое место (квартал, улица, отдельное помещение). Вокруг закрытого гетто силами узников и за их счёт возводилась ограда в виде колючей проволоки или глухих стен и заборов. Вход и выход осуществлялся через контрольно-пропускные пункты, которые охранялись с обеих сторон. Вначале немцы выдавали разрешения на выход из гетто, но с октября 1941 года любой еврей, найденный вне гетто, подлежал смертной казни.

При переселении в гетто евреям разрешалось взять с собой только личные вещи; прочую собственность надлежало оставить. Гетто были страшно перенаселены, жители голодали, страдали от холода и болезней. Попытки пронести в гетто продовольствие извне каралось вплоть до расстрела.

Юденраты (нем. Judenrat - «еврейский совет»), или еврейские комитеты, создавались немецкими оккупационными властями как органы самоуправления еврейских гетто. Юденраты, в отличие от других местных коллаборационистских органов, часто формировались в принудительном порядке.

В полномочия юденрата входило обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств и других контрибуций, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти. Юденрату формально подчинялась еврейская полиция.

Кандидат исторических наук Евгений Розенблат делит еврейских коллаборантов на две большие группы:

  • Сторонники стратегии коллективного выживания.
  • Лица, осуществлявшие стратегию индивидуального выживания.

Первая группа отождествляла себя со всеми остальными жителями гетто и старалась по возможности добиться системы, при которой целому ряду категорий еврейского населения предоставлялись дополнительные шансы на выживание - например, опека юденратов над многодетными семьями, малоимущими, стариками, одинокими людьми и инвалидами. Представители второй группы противопоставляли себя остальным евреям и использовали все средства для личного выживания, в том числе ведущие к ухудшению положения или гибели остальных.

Члены юденратов по-разному относились к сопротивлению и акциям вооружённого подполья в гетто. некоторых случаях они налаживали связь и сотрудничество с подпольем и партизанами, в других - стремились не допустить акций сопротивления, опасаясь, что немцы будут мстить всем жителям гетто. Существовали также активные пособники нацистов. Часть из них была убита подпольщиками и партизанами.

Продолжительность существования различных гетто варьировалась от нескольких дней (Яновичи, Калинковичи) до месяцев (Борисов) и даже лет (Минск, Вильнюс).

Сопротивление

Основная статья: Еврейское сопротивление в период Холокоста

Естественной реакцией на планы нацистов были акции сопротивления узников гетто - коллективные и индивидуальные, спонтанные и спланированные.

Пассивными формами сопротивления были любые ненасильственные действия, которые содействовали выживанию евреев. частности, для противодействия планам массового умерщвления евреев с помощью голода и болезней, в гетто нелегально доставлялись еда и медикаменты, поддерживалось, насколько это было возможно, личная гигиена, создавались медицинские службы. Важную роль играло духовное сопротивление. гетто существовали подпольные школы, профессиональные курсы, проводились культурные и религиозные мероприятия.

Из активных форм сопротивления существовали подготовка организация побегов из гетто, переправка евреев на безопасную территорию нейтральных стран и в партизанские отряды, вооруженные восстания в гетто, диверсии и саботаж на немецких предприятиях. Самым известным и продолжительным стало восстание в Варшавском гетто, которое продолжалось целый месяц. Немцам пришлось применить против восставших танки, артиллерию и авиацию.

Примечания

  1. 1 2 3 Каганович А. Вопросы и задачи исследования мест принудительного содержания евреев на территории Беларуси в 1941-1944 годах // Сост. и ред. Я. З. Басин. Актуальные вопросы изучения Холокоста на территории Беларуси в годы немецко-фашистской оккупации: Сборник научных работ. - Мн.: Ковчег, 2005. - Вып. 1.
  2. Окончательное решение еврейского вопроса и восстания в гетто. Музей истории Катастрофы (Шоа). Яд Вашем. Проверено 21 мая 2012. Архивировано из первоисточника 11 июля 2012.
  3. 1 2 3 Гетто. Энциклопедия Холокоста. Американский мемориальный музей Холокоста. Проверено 9 августа 2009. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  4. "Окончательное решение еврейского вопроса". Обзор. Американский мемориальный музей Холокоста. Проверено 21 мая 2012. Архивировано из первоисточника 11 июля 2012.
  5. Одед Шремер и др. Современный антисемитизм и Катастрофа (конец XIX века - 1945 г.). Курс лекций по истории еврейского народа. Бар-Иланский университет. Проверено 23 мая 2012. Архивировано из первоисточника 11 июля 2012.
  6. Штереншис М. Евреи: история нации. - Герцлия: Исрадон, 2008. - С. 295. - 560 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-94467-064-9.
  7. 1 2 3 4 Повседневная жизнь в гетто. Яд ва-Шем. Проверено 19 июля 2014.
  8. Гетто - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  9. Kazimierz Sobczak. Encyklopedia II wojny światowej. - Wydawn. Ministerstwa Obrony Narodowej, 1975. - P. 153. - 793 p.
  10. Eric Lichtblau. The Holocaust Just Got More Shocking (англ.). The New York Times (March 1, 2013). Проверено 3 марта 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  11. Гетто. Введение
  12. 1 2 Альтман И. А. Глава 3. Нацистский оккупационный режим на территории СССР. § 1. «Новый порядок» // Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР / Под ред. проф. А. Г. Асмолова. - М.: Фонд «Холокост», 2002. - С. 44-54. - 320 с. - ISBN 5-83636-007-7.
  13. Власти ФРГ выплатят жертвам Холокоста миллиард долларов Сайт Совета Федерации России
  14. Эттингер Ш. Часть шестая. Новейший период. Глава шестая. Приход нацистов к власти в Германии и геноцид европейского еврейства в годы Второй мировой войны // История еврейского народа. - Иерусалим: Библиотека «Алия», 2001. - С. 547. - 687 с. - 3000 экз. - ISBN 5-93273-050-1.
  15. 1 2 3 Розенблат Е. С. Юденраты в Беларуси: проблема еврейской коллаборации // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность: Сборник научных работ. - Мн.: Ковчег, 2009. - Вып. 1. - ISBN 978-985-6756-81-1.
  16. Задачи и полномочия юденратов. История антисемитизма и Катастрофа. Открытый университет Израиля. Проверено 8 сентября 2010. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  17. Иоффе Э. Г. Актуальные вопросы изучения Холокоста на территории Советской Белоруссии в годы Второй мировой войны // Сост. Басин Я. З. Актуальные вопросы изучения Холокоста на территории Беларуси в годы немецко-фашистской оккупации: Сборник научных работ. - Мн.: Ковчег, 2006. - Вып. 2.
  18. Альтман И. А. Глава 6. Сопротивление. § 1. Невооруженное сопротивление // Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР / Под ред. проф. А. Г. Асмолова. - М.: Фонд «Холокост», 2002. - С. 216-225. - 320 с. - ISBN 5-83636-007-7.
  19. Levin D. Fighting Back: Lithuanian Jewry"s Armed Resistance to the Nazis, 1941-1945. - New York: Holmes & Meier, 1985. - P. 99-100. - 326 p. - ISBN 978-0-8419-1389-9.
  20. Сопротивление, еврейское. Энциклопедия Катастрофы. Яд ва-Шем. Проверено 4 марта 2012. Архивировано из первоисточника 14 мая 2012.
  21. Еврейское сопротивление и восстания евреев. Яд ва-Шем. Проверено 4 марта 2012. Архивировано из первоисточника 14 мая 2012.
  22. Сопротивление антинацистское - статья из Электронной еврейской энциклопедии

См. также

  • Расовая сегрегация
  • Умшлагплац

Ссылки

  • Гетто во время Второй мировой войны, Яд ва-Шем
  • Ghettos 1939-1945. New Research and Perspectives on Definition, Daily Life, and Survival. Symposium Presentations. USHMM, 2005. PDF-документ, 175 страниц (англ.)
  • Ghettos for Jews in Eastern Europe (англ.). The New York Times (March 1, 2013). - Map, source: United States Holocaust Memorial Museum. Проверено 3 марта 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.

Гетто в период Второй мировой войны Информацию О