Зрение детей - возрастные особенности проблемы. Возрастные особенности органа зрения у детей Функции зрения возрастные особенности метод исследования


Возрастные особенности зрения у детей.

Гигиена зрения

Подготовила:

Лебедева Светлана Анатольевна

МБДОУ детский сад

компенсирующего вида № 93

Московского района

г. Нижнего Новгорода

Введение

  1. Устройство и работа глаза
  1. Принцип действия глаза
  1. Гигиена зрения

3.1. Глаза и чтение

3.2. Глаза и компьютер

3.3. Зрение и телевизор

3.4. Требования к освещению

Заключение

Список литературы

Введение

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Максимилиан Волошин

Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения.

Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире по сравнению с другими органами чувств.

Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов».

Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза. Прошли века, пока был решен принципиальный вопрос, как формируется изображение внешнего мира на сетчатку глаза. Глаз посылает в мозг информацию, которая через сетчатку и зрительный нерв трансформируется в зрительный образ в головном мозге. Зрительный акт всегда был загадочным и таинственным для человека.

Обо всем этом более подробно я расскажу в данной контрольной работе.

Для меня работа над материалом по данной теме была полезна и познавательна: я разобралась в строении глаза, в возрастных особенностях зрения у детей, профилактике зрительных расстройств. В конце работы в приложении представила комплекс упражнений для снятия усталости с глаз, многофункциональные упражнения для глаз и зрительную гимнастику для детей.

  1. Устройство и работа глаза

Зрительный анализатор дает возможность человеку ориентироваться в окружающей обстановке, сопоставляя и анализируя различные ее ситуации.

Глаз человека имеет форму почти правильного шара (диаметром около 25 мм). Наружная (белковая) оболочка глаза именуется склерой, имеет толщину около 1 мм и состоит из упругой хряще-подобной непрозрачной ткани белого цвета. При этом передняя (немного выпуклая) часть склеры (роговица) прозрачна для световых лучей (представляет собой нечто вроде круглого "окна"). Склера в целом представляет собой своего рода поверхностный скелет глаза, сохраняющий его сферическую форму и одновременно обеспечивающий светопропускание внутрь глаза через роговицу.

Внутренняя поверхность непрозрачной части склеры покрыта сосудистой оболочкой, состоящей из сети мелких кровеносных сосудов. В свою очередь сосудистая оболочка глаза как бы выстлана светочувствительной сетчатой оболочкой, состоящей из светочувствительных нервных окончаний.

Таким образом, склера, сосудистая оболочка и сетчатая оболочка образуют своеобразную трехслойную наружную оболочку, в которой заключены все оптические элементы глаза: хрусталик, стекловидное тело, глазная жидкость, заполняющая переднюю и заднюю камеры, а также радужная оболочка. Снаружи справа и слева у глаза имеются прямые мышцы, осуществляющие поворот глаза в вертикальной плоскости. Действуя одновременно обеими парами прямых мышц, можно повернуть глаз в любой плоскости. Все нервные волокна, выходя от сетчатой оболочки, объединяются в один зрительный нерв, идущий к соответствующей зрительной зоне коры головного мозга. В центре выхода зрительного нерва имеется слепое пятно, не чувствительное к свету.

Особо следует остановиться на таком важном элементе глаза, как хрусталик, изменением формы которого в большой степени определяется работа глаза. Если бы хрусталик в процессе работы глаза не мог изменять свою форму, то изображение рассматриваемого объекта иногда строилось бы перед сетчатой оболочкой, а иногда за ней. Лишь в отдельных случаях оно попадало бы на сетчатую оболочку. В действительности же изображение рассматриваемого объекта всегда (в нормальном глазу) попадает именно на сетчатую оболочку. Это достигается благодаря тому, что хрусталик обладает свойством принимать форму, соответствующую расстоянию, на котором находится рассматриваемый объект. Так, например, когда рассматриваемый объект находится близко от глаза, мускул настолько сжимает хрусталик, что его форма становится более выпуклой. Благодаря этому изображение рассматриваемого объекта попадает именно на сетчатую оболочку и становится максимально четким.

При рассматривании удаленного объекта мускул, наоборот, растягивает хрусталик, что приводит к созданию четкого изображения удаленного объекта и помещению его на сетчатую оболочку. Свойство хрусталика создавать на сетчатке четкое изображение рассматриваемого объекта, находящегося на разных расстояниях от глаза, называется аккомодацией.

  1. Принцип действия глаза

При рассматривании объекта радужная оболочка глаза (зрачок) открывается настолько широко, чтобы проходящий через него поток света был достаточен для создания на сетчатой оболочке освещенности, необходимой для уверенной работы глаза. Если сразу этого не получилось, то последует уточнение наведения глаза на объект поворотом при помощи прямых мышц и одновременно произойдет наводка хрусталика на резкость при помощи циллиарной мышцы.

В обыденной жизни этот процесс «поднастройки» глаза при переходе от рассмотрения одного объекта к другому происходит непрерывно в течение дня, причем автоматически, и происходит он вслед за тем, как мы переводим свой взгляд с объекта на объект.

Наш зрительный анализатор способен различать объекты размером до десятых долей мм, различать цвета в диапазоне от 411 до 650 млк с большой точностью, а также различать бесконечное множество образов.

Около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор. Какие же условия необходимы для того, чтобы человек видел без затруднения?

Человек видит хорошо только в том случае, если лучи от предмета пересекаются в главном фокусе, расположенном на сетчатке. Такой глаз, как правило, имеет нормальное зрение и называется эмметропическим. Если пересечение лучей происходит позади сетчатки, то это дальнозоркий (гиперметропический) глаз, а при пересечении лучей ближе сетчатки - глаз близорукий (миопический).

  1. Возрастные особенности органа зрения

Зрение ребенка, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе становления и совершенствования.

С первых дней жизни ребенок видит окружающий его мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что он видит. Параллельно с ростом и развитием всего организма наблюдается и большая изменчивость всех элементов глаза, формирование его оптической системы. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий в период между годом и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.

У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у взрослого– 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 месяцам жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3–4 месяц жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

Слезная жидкость имеет важное защитное значение, так как увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 месяцам во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 недели она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 недели после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 минуты. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

  1. Возрастные особенности цветовосприятия

Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 месяцев. Именно к 6 месяцам жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета . Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.

  1. Возрастные особенности оптической системы глаза

Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации – принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет – 8 см, 20 – 9 см, в 22 лет –10 см, в 25 лет– 12 см, в 30 лет – 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

В 6 – 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

  1. Острота зрения у детей разного возраста

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 месяцам она увеличивается и составляет 0,1, в 12 месяцев – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних – у 55 %, в девятилетнем – у 66 %, у 12 – 13-летних – 90 %, у подростков 14 –16 лет – острота зрения, как у взрослого.

Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6–8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5–6 лет.

В раннем возрасте, между 6–9-м месяцем, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.

Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1–3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза. К 7–12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30–40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость.

Следует отметить, что среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.

  1. Гигиена зрения

Одной из причин, приводящих к ухудшению здоровья человека, в том числе его зрения, стал научно – технический прогресс. Книги, газеты и журналы, а теперь еще и компьютер, без которого жизнь уже и представить невозможно, стали причиной снижения двигательной активности и привели к чрезмерным нагрузкам на центральную нервную систему, а также на зрение. Изменились и среда обитания, и питание, причем и то, и другое не в лучшую сторону. Неудивительно, что число людей, страдающих патологией зрения, неуклонно увеличивается, а многие офтальмологические заболевания значительно помолодели.

В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические взгляды на причину нарушения зрения в дошкольном возрасте. Изучению этиологии зрительных расстройств и особенно формированию близорукости у детей на протяжении многих лет уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий в детском саду, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более что установленная длительность занятий - 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.

Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему – либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.

Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним - однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой .

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте - читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.

Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

  1. Глаза и чтение

Чтение дает серьезную нагрузку на органы зрения, особенно у детей. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Чаще всего такие остановки, не имея достаточных навыков чтения, делают дошкольники – им приходится даже возвращаться к уже прочтенному тексту. В такие моменты нагрузка на зрение достигает максимума.

По результатам исследований выяснилось, что умственное переутомление замедляет скорость чтения и восприятие текста, что увеличивает частоту возвратных движений глаз. Еще сильнее гигиену зрения у детей нарушают неправильные «зрительные стереотипы» – сутулость во время чтения, недостаточное или слишком яркое освещение, привычка читать лежа, на ходу или во время движения транспорта (в машине или метро).

При сильном наклоне головы вперед изгиб шейных позвонков сдавливает сонную артерию, сужая ее просвет. Это приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга и органов зрения, а вместе с недостаточным кровотоком наступает кислородное голодание тканей.

Оптимальные условия для глаз при чтении – зональное освещение в виде лампы, установленной слева от ребенка и направленной на книгу. Чтение при рассеянном и отраженном свете вызывает перенапряжение зрения и, соответственно, утомление глаз.

Качество шрифта также немаловажно: предпочтительно выбирать печатные издания с четким шрифтом на белой бумаге.

Следует избегать чтения во время вибрации и движения, когда дистанция между глазами и книгой постоянно сокращается и увеличивается.

Даже при соблюдении всех условий гигиены зрения нужно делать перерыв каждые 45–50 минут и на 10–15 минут менять вид деятельности – прогуливаясь, делать гимнастику для глаз. Такой же схемы должны придерживаться дети во время учебы – это обеспечит отдых их глазам и соблюдение правильной гигиены зрения школьника.

  1. Глаза и компьютер

При работе за компьютером общее освещение и тональность помещения играют важную роль для зрения взрослых и детей.

Следить за тем, чтобы между источниками света не было значительных перепадов яркости: все лампы и светильники должны иметь примерно одинаковую яркость. При этом мощность ламп не должна быть слишком сильной – яркий свет раздражает глаза в той же мере, что и недостаточное освещение.

Для соблюдения гигиены зрения взрослых и детей покрытие стен, потолка и предметов меблировки в рабочем кабинете или комнате ребенка должно иметь низкий коэффициент отражения, чтобы не создавать бликов. Блестящим поверхностям не место в помещении, в котором взрослые или дети проводят значительную часть времени.

При ярком солнце затенять окна шторами или жалюзи – для предупреждения нарушений зрения лучше использовать более устойчивое искусственное освещение.

Рабочий стол – свой или стол школьника – расположить так, чтобы угол между окном и столом был не менее 50 градусов. Недопустимо размещать стол прямо перед окном или так, чтобы свет был направлен в спину человека, сидящего за столом. Освещение рабочего стола у детей должно быть примерно в 3–5 раз выше, чем общая освещенность помещения.

Настольную лампу следует располагать слева для правшей и справа – для левшей.

Эти правила касаются как организации рабочего кабинета, так и комнаты для детей.

  1. Зрение и телевизор

Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Насколько долго и часто взрослому нужно смотреть телевизор – исключительно его решение. Но нужно помнить, что слишком продолжительный просмотр телепередач вызывает чрезмерное напряжение аккомодации и может привести к постепенному ухудшению зрения. Особенно опасно неконтролируемое времяпровождение перед телевизором для зрения детей.

Регулярно делать перерывы, во время которых заниматься гимнастикой для глаз, а также не реже 1 раза в 2 года проходить осмотр у офтальмолога.

Гигиена зрения у детей, а также остальных членов семьи включает соблюдение правил установки телевизора.

  • Минимальное расстояние до экрана телевизора можно рассчитать по следующей формуле: для экранов HD (высокой четкости) диагональ в дюймах разделить на 26,4. Полученное число будет означать минимальное расстояние в метрах. Для обычного ТВ диагональ в дюймах следует разделить на 26,4 и полученное число умножить на 1,8.
  • Сесть на диван напротив телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже, не создавая дискомфортного угла зрения.
  • Расположить источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран.
  • Не смотреть ТВ в полной темноте, держать включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор.

3.4. Требование к освещению

При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается естественное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

Наша полноценная и интересная жизнь до глубокой старости во многом зависит от зрения. Хорошее зрение – это то, о чем одни люди могут только мечтать, а другие просто не придают ему значения, потому что оно у них есть. Впрочем, пренебрегая определенными правилами, общими для всех, зрение можно и потерять…

Заключение

Первоначальное накопление необходимой информации и дальнейшее ее пополнение осуществляется с помощью органов чувств, среди которых роль зрения является, безусловно, ведущей. Недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», подчеркивая тем самым существенно бóльшую информативность зрения по сравнению с другими органами чувств. Поэтому наряду со многими вопросами воспитания и обучения детей важную роль играет охрана их зрения.

Для охраны зрения важны не только правильная организация обязательных занятий, но и режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности - бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание - вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развития как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма.

Список литературы

  1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. Для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи. – М.: Присвещение, 1987. – 143 с.: ил.

    Зрение каждого человека способно изменяться, зачастую это зависит от возраста. Коррекция зрения и возраст имеют прямую взаимосвязь, самые значительные изменения параметров зрения у человека происходят в младенчестве, подростковом возрасте и старости. Рассмотрим особенности каждого периода.

    Зрение детей от рождения до шести лет

    В период до трех месяцев младенец видит предметы исключительно на расстоянии от 40 до 50 сантиметров. Часто родителям кажется, что его глаза немного косят. На самом деле у ребенка происходит окончательное формирование глазного яблока, его зрение в этот период обладает дальнозоркостью. Только в 6 месяцев специалист может поставить диагноз того или иного нарушение зрения, если таковое имеется. По истечении 3,5-4 месяцев зрение малыша значительно улучшается, он может фокусировать взгляд на определенном предмете и брать его в руки. Развивать зрение ребенка можно с самого рождения, соблюдая простые правила:

    • Ставьте кроватку в хорошо освещенную комнату, где будет скомбинирован дневной и электрический свет, это поспособствует активному движению глаз.
    • Оформляйте комнату в мягких спокойных тонах, чтобы не раздражать глаза малыша.
    • Расстояние между игрушками и кроватью должно быть минимум 30 сантиметров. Вешайте разные по цвету и форме предметы.
    • Не стоит с младенчества приучать ребенка к просмотру подвижных картинок на телевизоре или планшете, это увеличивает нагрузку на его глаза.

    От одного до двух лет у малыша формируется острота зрения, которая определяется способностью видеть две точки сразу, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Норма этого показателя у взрослого человека равна единице, у ребенка до двух лет она варьируется от 0.3 до 0.5.

    Ребенок старше 2 лет уже способен воспринимать речь взрослых и реагировать на их мимику и жесты. Если зрение малыша развивается правильно, то и его речь будет улучшаться. В ином случае, при нарушении развития органов зрения, он будет плохо реагировать на артикуляцию речи родителя, в связи с чем у ребенка возникнут проблемы с навыками воспроизведения речи. В три года необходимо проверить остроту зрения малыша у специалиста. Как правило, для этого врачи используют таблицу Орловой, состоящую из десяти рядов различных изображений. Данный показатель определяется порядковым номером строки в таблице. К четырем годам норма параметра составляет 0.7-0.8. Часто в этом возрасте дети начинают щуриться, это может быть признаком миопии (близорукости), в данном случае офтальмолог может назначить ношение очков и процедуры гимнастики для глаз.

    Зрение детей дошкольного возраста продолжает формироваться, поэтому родителям ребенка важно следить за его развитием и посещать плановые осмотры. В 5-6 лет органы зрения детей подвергаются большой нагрузке, так как дошкольники начинают посещать различные кружки и секции. В этот период важно давать глазам ребенка отдохнуть: после 30-минутного занятия необходимо делать перерыв не менее, чем 15 минут. Пользоваться телевизором или компьютером стоит не более полутора часов в день.

    Зрение в подростковом возрасте

    Самая большая нагрузка на глаза происходит в период, когда человек достигает полового созревания. Помимо чтения учебников, просмотра телевизора и использования компьютера на зрение влияет гормональная перестройка организма и его активный рост. Эти факторы часто приводят подростка к такому зрительному отклонению, как близорукость. В данный период родителям важно следить за изменениями параметров зрения своего ребенка, посещая кабинет офтальмолога хотя бы раз в полгода. В таком возрастном промежутке врачи рекомендуют использовать . Они помогут не только скорректировать зрение, но и избавят ребенка от комплексов. Ведь в отличие от очков они совершенно не видны на глазах. Еще одним преимуществом линз для глаз является высокое качество изображения и более эффективное улучшение зрения, чем при использовании очков. Однако перед тем, как позволить носить подростку такие оптические изделия, ознакомьте его с правилами их эксплуатации, ведь линзы требуют тщательного ухода и соблюдения норм гигиены.

    Особенности зрения в пожилом возрасте

    После того, как человеческий организм полностью сформировался, при отсутствии врожденных и приобретенных нарушений зрения офтальмологи рекомендуют обследоваться один раз в год.

    Установлено, что с возрастом падает зрение. Когда человек минует сорокалетний рубеж, может возникнуть такое заболевание как пресбиопия. Это вполне естественное ухудшение, которое характеризуется ослаблением фокусировки зрения, человек с трудом видит предметы вблизи, ему сложно читать книги и пользоваться мобильным телефоном без средств, корректирующих зрение. Пожилой возраст часто является причиной и более серьезных заболеваний: катаракты, глаукомы, дегенерации желтого пятна и диабетической ретинопатии. Как правило, такие отклонения возникают уже в более зрелом периоде, после 60-65 лет.

    Появление возрастной катаракты связывают с нарушением окислительных процессов в хрусталике, это происходит из-за недостатка в организме аскорбиновой кислоты либо витамина B2. В этом случае, специалисты назначают эти компоненты для приема во внутрь или капли для глаз с содержанием рибофлавина. При тяжелой степени катаракты может потребоваться хирургическое вмешательство.

    Повышение внутриглазного давления, или глаукома поражает зрительный нерв. Это заболевание обычно сложно обнаружить самостоятельно, так как ему нехарактерны ярко выраженные симптомы. Его несвоевременное выявление может привести к слепоте. Для лечения глаукомы необходима нормализация давления с помощью глазных капель или трабекулопластики — лазерной терапии.

    Дегенерация желтого пятна возникает, когда атрофируется самая чувствительная область сетчатки — макула, она отвечает за восприятие глазом мелких деталей и предметов. У человека с данным заболеванием резко снижается острота зрения, он лишается возможности водить машину, читать или совершать иные привычные повседневные действия. Иногда пациент не различает цвета. Для предотвращения дальнейшего развития болезни необходимо носить контактные линзы или очки и принимать нужные препараты, однако самым эффективным способом является лазерная терапия. Огромный риск приобрести дегенерацию желтого пятна несет курение.

    Диабетическая ретинопатия — это последствие тяжелой стадии сахарного диабета, который способен вызвать аномальные изменения кровеносных сосудов сетчатки глаза. За счет их истончения происходят кровоизлияния в разные области зрительных органов, после чего сосуды отслаиваются и отмирают. Именно поэтому при данной болезни человек видит мутную картинку. Ретинопатии характерны болезненные ощущения в глазах, а порой и потеря зрения. Полного излечения этого отклонения не существует, но лазерная хирургия поможет пациенту остаться зрячим, операция должна быть сделана до повреждения сетчатки глаза.

    Одна из особенностей всех вышеперечисленных заболеваний — наследственная предрасположенность к ним. Поэтому с детства необходимо уделять особое внимание зрению.

    В любом возрасте важно следить за состоянием глаз, посещая плановые осмотры у врача и выполняя его рекомендации. Интернет-магазин контактных линз представляет Вашему вниманию все необходимые продукты для поддержания здоровья зрения. На сайте можно заказать линзы и средства по уходу за ними. Купить товар можно в любое удобное время по выгодной цене.

    Основные зрительные функции, особенности их развития у детей. Центральное зрение: характеристика и методы исследования.Периферическое зрение:
    характеристика и методы
    исследования.
    Выполнила: Суздалева А.И.

    Зрение

    Зрение - ощущение (сенсорное чувство),
    способность воспринимать свет, цвет и
    пространственное расположение объектов в
    виде изображения (образа).

    Основные зрительные функции

    центральное;
    периферическое зрение(поле зрения);
    светоощущение;
    стереоскопическое (бинокулярное) зрение;
    цветоощущение.

    Особенности развития зрительных функций у детей

    Зрение только родившегося ребенка
    сформировано не полностью, поэтому он
    видит мир несколько иначе, чем его взрослые
    родители.
    Ребенок рождается с морфологически
    сформировавшимся глазным яблоком,
    которое в процессе роста совершенствуется.
    В то же время зрительные функции получают
    развитие после рождения ребенка.

    Особенности развития центрального зрения у детей

    Центральное зрение появляется у
    ребенка только на 2–З-ем месяце
    жизни. В дальнейшем происходит
    его постепенное
    совершенствование - от
    способности обнаруживать
    предмет до способности его
    различать и распознавать.

    Особенности развития периферического зрения у детей

    Границы поля зрения у детей
    дошкольного возраста
    примерно на 10% уже, чем у
    взрослых. К школьному
    возрасту они достигают
    нормальных величин.
    Размеры слепого пятна по
    вертикали и горизонтали,
    определенные при
    исследовании с расстояния 1
    м у детей в среднем на 2–3
    см больше, чем у взрослых.

    Особенности развития светоощущения у детей

    Световая чувствительность
    появляется сразу после
    рождения. С самых первых дней
    жизни ребенка свет оказывает
    стимулирующее действие на
    развитие зрительной системы в
    целом и служит основой
    формирования всех ее функций.
    Однако, под действием света у
    новорожденного не возникает
    зрительный образ, а вызываются,
    в основном, защитные реакции.

    Особенности развития стереоскопическое (бинокулярное) зрения у детей

    В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает
    осваивать ближнее пространство.
    На 4-ом месяце у детей развивается
    хватательный рефлекс
    Со второго полугодия жизни начинается
    освоение дальнего пространства.
    Значительные качественные изменения в
    пространственном восприятии происходят в
    возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью
    и у него развивается абстрактное мышление.

    Центральное зрение

    Центральное зрение - это способность
    человека различать не только форму и цвет
    рассматриваемых предметов, но и их
    мелкие детали, что обеспечивается
    центральной ямкой желтого пятна сетчатки.
    Основная характеристика центрального
    зрения – это острота зрения.

    Методы исследования центрального зрения

    Исследование центрального
    зрения преимущественно
    осуществляется с помощью
    таблиц Сивцева-Головина.
    Объективный способ
    определения остроты зрения,
    основанный на
    оптокинетическом нистагме

    Периферическое зрение

    Возможность зрительной работы
    определяется не только состоянием остроты
    зрения вдаль и на близком расстоянии от
    глаз. Большую роль в жизни человека
    играет периферическое зрение. Оно
    обеспечивается периферическими отделами
    сетчатки и определяется величиной и
    конфигурацией поля зрения -
    пространства, которое воспринимается
    глазом при неподвижном взоре.

    Методы исследования периферического зрения

    а) контрольный метод
    б) кампиметрия
    в) периметрия

    Вывод

    Все перечисленные функции и особенности
    развития органа зрения очень важны для
    полноценного существования человека, поскольку
    визуальное восприятие человеком окружающего
    пространства требует повышенного внимания.
    ЗРЕНИЕ ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ МИРА

    В развитии зрительного анализаторапосле рождения выделяют 5 периодов:

    1) формирование области жёлтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого

    полугодия жизни – из 10 слоёв сетчатки остаются 4 (зрительные клетки, их ядра и пограничные

    мембраны);,

    2) увеличение функциональной мобильности зрительных путей и их формирование в течение

    первого полугодия жизни;

    3) совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в

    течение первых 2-ух лет жизни;

    4) формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими органами в

    течение первых лет жизни;

    5) морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые 2-4 мес. жизни.

    Зрениеноворожденного характеризуется диффузным светоощущением. В результате недоразвития коры большого мозга оно является подкорковым (гипоталамическим), примитивным (протопатическим). Поэтому наличие зрения у новорожденного исследуется проверкой вызывания в каждом глазу реакции зрачков (прямой и содружественной) на освещение светом и общей двигательной реакции (рефлекса Пейпера – «с глаза на шею» т.е. откидывание головки ребёнка кзади, нередко до степени опистотонуса).

    По мере совершенствования корковых процессов и черепной иннервации развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденного вреакции слежения вначале в течение секунд (взор «дрейфует» в направления предмета или против, когда он останавливается даже).

    Со 2-ой недели появляется кратковременная фиксация (средняя острота зрения - в пределах 0,002-0,02).

    Ко 2-ому мес. появляется синхронная(бинокулярная) фиксация (острота зрения = 0,01-0,04 - появляетсяформенное предметное зрение и ребёнок живо реагирует на мать).

    К 6-8 мес. дети различают простые геометрические фигуры (острота зрения = 0,1-0,3).

    С 1 года – дети различают рисунки (острота зрения = 0,3-0,6) .

    С 3 лет – острота зрения = 0,6-0,9 (у 5-10% детей = 1,0).

    В 5 лет – острота зрения = 0,8-1,0.

    В 7 -15 лет – острота зрения = 0,9-1,5.

    Параллельноостроте зрения развивается цветовое зрение, но судить о его наличии удаётся значительно позже. Первая более или менее отчётливая реакция на яркие красные, жёлтые и зелёные цвета появляется у ребёнка к первому полугодию жизни. Для правильного развития цветового зрения необходимо создание детям условий хорошей освещённости и привлечения внимания к ярким игрушкам на расстоянии 50 см и больше, меняя их цвета. Детские гирлянды для новорожденного должны иметь в центре жёлтые, оранжевые, красные и зелёные шары (поскольку центральная ямка более всего чувствительна к жёлто-зелёной и оранжевой части спектра), а шары синего, белого цвета и тёмные – помещать по краям.

    Бинокулярное зрениие является высшей формой зрительного восприятия. Характер зрения у новорожденного вначале монокулярный т.к. он не фиксирует взглядом предметы, а движения его глаз не координированные. Затем он становится монокулярнным альтернирующим. При возникновении к 2-ум мес. рефлекса фиксации предмета развивается одновременное зрение. На 4-ом мес.- дети устойчиво фиксируют осязаемые ими предметы т.е. возникает т.н.плоскостное бинокулярное зрение . Кроме того, возникает сужение зрачка, фиксация близких предметов т.е. аккомодация, а к 6 мес. - появляются содружественные движения глаз, конвергенция. Когда дети начинают ползать, они сопоставляя перемещение своего тела с пространственным расположением и отстоянием окружающих предметов от их глаз, изменением их величины, постепенно развивают пространственное, глубинное бинокулярное зрение. Необходимыми условиями его развития являются достаточно высокая острота зрения в обоих глазах (при visusе в одном глазу = 1,0, на другом – не меньше 0,3-0,4); нормальная иннервация глазодвигательных мышц,отсутствие патологии проводящих путей и высших зрительных центров. Стереоскопическое бинокулярное зрение развивается у ребёнка уже в 6-летнем возрасте, но полноценное глубинное бинокулярное зрение (наивысшая степень развития бинокулярного зрения) устанавливается к 9-15 годам.

    Поле зрения у новорожденного, по мнению большинства авторов, развивается от центра к периферии, постепенно , в течение первых 6 мес. жизни. Область жёлтого пятна (вне центральной ямки) достаточно хорошо развита морфологически и функционально уже в раннем возрасте. Это подтверждается тем, чтозащитный рефлекс смыкания век ребёнка при быстром приближении предмета к глазу в направлении зрительной линии т.е. к центру сетчатки развивается раньше всего - на 8-ой неделе. Тот же рефлекс при движении объекта сбоку, с периферии выявляется значительно позже - лишь на 5-ом мес. жизни. В раннем возрасте поле зрения имеет узкий трубкообразный характер.

    Некоторое представление о поле зрения у детей первых лет жизни можно получить лишь на основании их ориентации при движениях и ходьбе, по поворотам головы и глаз в сторону передвигающихся на различных расстояниях и различной величины и цвета предметов, игрушек.

    У детей дошкольного возраста границы поля зрения примерно на 10% уже, чем у взрослых .

    Тема: ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИКА, РЕФРАКЦИЯ, АККОМОДАЦИЯ И ИХ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ АНОМАЛИЙ РЕФРАКЦИИ

    Учебная цель : дать понятие об оптической системе глаза, рефракции, аккомодации и их патологических состояниях; а также об их возрастных особенностях.

    Учебное время : 45 мин.

    Метод и место проведения занятия : групповое теоретическое занятие в аудитории.

    Наглядные пособия :

    1.Таблицы:Разрез глазного яблока, рисунки и схемы, 3 типа

    клинической рефракции, их коррекция; изменения глаза

    при прогрессирующей осложненной близорукости. Кривая

    2) Цветные слайды по теме - Офтальмология, часть 1-11.

    3) Учебные видеоматериалы по теме.

    План лекции

    Содержание лекции Время (в мин.)
    1. Введение, значение данных проблем в практике врачей любой специальности. .Возрастная характеристика удельного веса различных видов рефракции
    2. Физическая и клиническая рефракция (статическая) - понятие.
    3. Клиническая характеристика эмметропии, миопии, гиперметропии. Методы и принципы коррекции аметропий. Корригирующие линзы (сферические, цилиндрические, собирательные, рассеивающие). Методы определения клинической рефракции.
    4. Методы определения прогрессирования близорукости
    5. Динамическая рефракция (аккомодация) – понятие, механизм, изменения в глазу при аккомодации; конвергенция и её роль в аккомодации; возрастные изменения аккомодации; принципы коррекции пресбиопии. Нарушения аккомодации – спазм (ложная миопия), паралич - этиопатогенез, диагностика, клиника, лечение,профилактика.
    6. Карты прямой и обратной связи и ответы на вопросы

    Зрительные функции - это комплекс отдельных компонентов зрительного акта, позволяющих ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном расстоянии при ярком свете и в сумерках.

    Принято различать пять основных зрительных функций: центральное или форменное зрение, периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение и бинокулярное зрение.

    Центральное зрение.

    Центральное зрение осуществляется колбочковым аппаратом сетчатки. Важной его особенностью является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция называется форменным зрением.

    Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

    Острота зрения

    Остроту зрения определяет способность глаза воспринимать мелкие детали на большом расстоянии или различать две точки, расположенные на минимальном расстоянии друг от друга. Чем меньше деталь, которую различает глаз, или чем больше расстояние, с которого видна эта деталь, тем выше острота зрения и, наоборот, чем больше деталь и меньше расстояние, тем она ниже.

    Для исследования остроты зрения применяют таблицы, содержащие несколько рядов специально подобранных знаков, которые называются оптотипами. В качестве оптотипов используют буквы, цифры, крючки, полосы и рисунки и т.п.

    Для обследования грамотных и неграмотных людей разных национальностей Ландольт предложил использовать в качестве оптотипа незамкнутые кольца разной величины. В 1909 г. на XI Международном конгрессе офтальмологов кольца Ландольта были приняты в качестве интернационального оптотипа. Они входят в большинство современных таблиц.

    В нашей стране наиболее распространена таблица Головина - Сивцева.

    При более низкой остроте зрения предлагают различить пальцы или движения руки исследующего. Различение их с расстояния 30 см соответствует остроте зрения, равной 0,001.

    Когда зрение так мало, что глаз не различает предметов, а воспринимает только свет, остроту зрения считают равной светоощущению.

    Если исследуемый не ощущает даже света, то его острота зрения равна нулю.

    Острота зрения у детей претерпевает определенную эволюцию и достигает максимума к 6 - 7 годам.

    Степень понижения остроты зрения является одним из основных признаков, по которому дети направляются в дошкольные учреждения и школы для слабовидящих или слепых.

    Наряду с таблицами для исследования остроты зрения используют и другие устройства, в т.ч. переносные. К ним относят:

    · транспарантные приборы, в которых тестовые знаки, нанесенные на полупрозрачную пластину, освещаются расположенным внутри прибора источником света;

    · проекционные приборы (проекторы), с помощью которых тестовые знаки проецируются с диапозитивов на отражающий экран;

    · коллиматорные приборы, которые содержат тестовые знаки на диапозитивах и специальную оптическую систему, создающую их изображение в бесконечности, что позволяет располагать предъявляемые знаки в непосредственной близости к исследуемому глазу.

    При помутнениях оптических сред глаза определяют ретинальную остроту зрения. С этой целью используют интерференционные ретинометры, например лазерные. С помощью когерентного источника света на сетчатке глаза вызывают изображение решетки, образованной чередующимися светлыми и темными полосами, ширину которых можно произвольно менять. По минимальному расстоянию между полосами судят о состоянии зрения. Этот метод позволяет определить остроту зрения в пределах 0,03 - 1,33.