Образ сергия радонежского в изобразительном искусстве.


В русской истории есть имена, которые переросли хронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода знаком, символом. «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее», - замечает священник Павел Флоренский. Имя Сергия Радонежского носит созданная им Троице-Сергиева Лавра. Сергий воспитал целое поколение замечательных подвижников. Он благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

В память о Сергии Андрей Рублев написал «Троицу» - икону, ставшую символом русской духовности. Сергий (в миру Варфоломей) родился в 1314 году в селе Варницы близ Ростова, в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В начале 1330-х годов родители Сергия переехали в Радонеж, расположенный на северо-восточной окраине Московского княжества. Около 1337 года двадцатитрехлетний Варфоломей принимает монашество под именем Сергий и недалеко от Радонежа создает обитель, посвящая ее Живоначальной Троице.

В Троицком монастыре Сергий провел большую часть своей жизни. Здесь он прославился как выдающийся христианский подвижник. То состояние духовной сосредоточенности и общественного братства, которое существовало в монастыре, «незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века». В условиях постоянных татарских набегов и княжеских междоусобиц «примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее», - писал В.О.Ключевский. Это было началом нравственного, а затем и политического возрождения русского народа.

Не случайно, оценивая вклад Сергия в отечественную культуру, отец Павел Флоренский называет его «духовным родоначальником Московской Руси». Умер Сергий 8 октября 1392 года. По свидетельству «Жития Сергия», последние слова троицкого игумена были обращены к ученикам, которым он «единомыслие друг к другу хранити завеща, имети же чистоту душевну и телесну и любовь нелицемерну». В 1442 году Сергий был причислен к лику святых. На выставке, посвященной памяти Преподобного Сергия Радонежского, особое место занимает мемориальный раздел.

Здесь представлены немногие сохранившиеся памятники, связанные с именем троицкого игумена. Это священническое облачение Сергия - фелонь из коричневой крашенины и золотой крест-мощевик, по преданию, присланный радонежскому подвижнику константинопольским патриархом Филофеем. «Житие Сергия» сообщает, что однажды в Троицкую обитель явились «греки от Константин града от патриарха посланы к святому». Константинопольские послы передали игумену Сергию благословение византийского патриарха и патриаршие дары - грамоту, крест и схиму.

Ученику и преемнику Сергия, второму игумену «святой Троицы», преподобному Никону, принадлежала фелонь из белой итальянской камки и серебряная панагия «Вознесение». Наряду с мемориальными памятниками на выставке представле­ны произведения различных видов изобразительного и прикладного искусства с изображением Сергия Радонежского и его учеников. Это иконы, гравюры, памятники лицевого шитья, мелкая пластика (металл, дерево, кость, перламутр) , живописные эмали. Большая часть произведений из фондов Сергиево­Посадского музея-заповедника экспонируется впервые.

Образ Сергия Радонежского начинает складываться в русском искусстве с начала XV века. Наиболее ранним изображением троицкого игу­мена считается надгробный покров, шитый в 20-е годы XV века и, по преданию, подаренный Троице-Сергиеву монастырю сыном Дмитрия Донского великим московским князем Василием Дмитриевичем в 1424 году. Постоянное обращение к образам национальных святых, развитие старых и складывание новых культов - характерная черта русской сред­невековой культуры. В XV-XVI веках складывается единый общерусский пантеон святых, имевший важное значение для развития российской государственности.

Пользующийся высоким духовным авторитетом, Сергий Радонежский становится одним из наиболее почитаемых в этом ряду. Собрание иконописи в Сергиево-Посадском музее, основная часть которого происходит из Троице-Сергиева монастыря, включает немало живописных произведений с изображением Сергия. Самый ранний памятник, представленный на выставке, датируется началом XVI века. Это храмовая икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Она могла быть написана для местного ряда иконостаса надвратной церкви Сергия, построенной в 1512 году (разобрана в 1692 г.). В иконе используется типичный для памятников конца XV и XVI веков подбор житийных клейм. Плохая сохранность живописи не позволяет достаточно определенно говорить о художественных достоинствах произведения.

Однако иконографический тип, геометрически четкие, почти округлые очертания композиций клейм и средника, плавность линий свидетельствуют о принадлежности памятника искусству Москвы времени Дионисия. К XVI столетию относится небольшая по размерам икона с поясным изображением преподобного Пафнутия Боровского, ученика Сергия Радонежского. Образ Пафнутия тихий, кроткий, но не лишенный внутренней строгости и духовной дисциплинированности. Моделировка лика мягкая, плавная, объем минимальный, рисунок четкий, письмо тонкое и прозрачное, как бы сплавленное и малозаметное. Розово-коричневая гамма тонов, продуманная ясность рисунка, некрупные черты лика - эти признаки характерны для значительной группы московских икон середины XVI века.

Значительная часть представленных на выставке произведений связана с иконописной традицией Троице-Сергиева монастыря. Иконописание известно в Троицком монастыре с XV столетия В XVI-XVII веках иконы писали не только в самой обители, но и в специальной Иконной слободе. В работах местных иконописцев сложился определенный круг наи­более часто встречающихся иконографических сюжетов. Прежде всего это изображения радонежских чудотворцев: Сергия и Никона, Кирилла Белозерского, Саввы Звенигородского, Пафнутия Боровского, Стефана Махрищского, Максима Грека, различных вариантов «Собора радонежских святых». Памятники монастырского происхождения отличаются аскетич­ностью и суровостью письма, сдержанностью и отрешенностью образов.

Колорит произведений обычно определяется оливковым цветом фонов и коричне­выми, густо-красными, зелеными оттенками одежд со светящимися желтыми, светло-зелеными, белыми и черными пятнами. Желтовато-охристые лики пи­шутся плотно, почти без высветлений. Подчеркнутая тонкость и графичность рисунка, строгость и приглу­шенность колорита характерны для памятников монастырского письма второй половины XVI века. В 1591 году келарем Троицкой обители Евстафием Головки­ным написана икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Икона выполнена на доске от гроба Сергия Радонежского. В ней изначально была заложена идея чудотворности.

Серебряный оклад иконы сохранил надпись: «Лет 7099 (1591) го сий образ писан на чудотворцове раке на Сергиеве, а писал и окладывал троецкой Сергиева монастыря келарь Еустафьище Головкин... моляся... Троице и преподобному чюдотворцу Сергию о гсдре цре великом князе Федоре Ивановиче всея Руси и о его благоверной црце великой княгине Ирине и о их црском многолетном здравие и о их царском благородном чадородии». Подбор житийных клейм, их композиционное построение восходят к иконе «Препо­добный Сергий с житием» конца XV века из иконостаса Троицкого собора. В памятниках монастырского письма XVII века явно прослеживаются черты искусства предшествующего столетия. Ясностью замысла, просто­той и тщательностью исполнения отличаются небольшие моленные иконы, такие, как «Преподобный Сергий Радонежский, предстоящий Богоматери», «Преподобный Никон Радонежский, предстоящий Богоматери». Одним из ярких образов работы местных мастеров конца XVII века является икона «Преподобный Сергий Радонежский с учениками».

Она отличается миниатюрностью форм, тонкостью рисунка, ритмичностью построения. В трехчастной иконе троицкий игумен и его ученики изображены в рост, в молитвенных позах предстоящие Троице, написанной в верхнем поле иконы. В отличие от иконописи русское изобразительное (лицевое) шитье представлено на выставке в основном памятниками московского происхождения. Произведения царицыных светлиц, княжеских и боярских мастерских попадали в Троице-Сергиев монастырь в качестве вкладов «Святой Троице и Преподобно­му Сергию» по различным политическим, религиозным или личным мотивам. Предметы лицевого шитья - покровы, пелены, хоругви, покров­цы - являлись неотъемлемой частью православного богослужения и имели строго определенное назначение.

Этот вид искусства, тесно связанный с ико­нописью, пришел на Русь из Византии, но получил в русской средневековой культуре совершенно самостоятельное развитие. Шитые произведения испол­няли шелковыми, золотными, серебряными нитями, украшали жемчугом, самоцветами, золотыми и серебряными пластинами, в качестве фона использовали драгоценные западноевропейские или восточные ткани. Это такая тка­ная основа, благодаря которой поверхность изделий меняется в зависимости от освещения, переливается и мерцает, приобретает особую трепетную воздуш­ность, придает шитым произведениям черты неповторимости.

Покров «Преподобный Сергий Радонежский» был подарен в Тро­ице-Сергиев монастырь в 1525 году великим московским князем Василием III и его женой Соломонией Сабуровой. Изображение шито по синей камке шелками песочного, коричневого и голубого тонов. Кондак и тропарь святому на полях, вкладная надпись шиты жемчугом, напоминая изящный орнамент. Образ Сергия поражает красотой и величием. Во всем облике - полнейшее спокойст­вие, отсутствие малейших эмоциональных движений, отрешенность состояния и прямота взора. Он полон внутренней сосредоточенности и умиротворенности.

Как многие произведения великокняжеской мастерской, покров отличается вы­соким качеством исполнения и изысканной утонченностью. По стилистическим признакам к работам великокняжеской мастер­ской шитья первой трети XVI века следует отнести покров «Преподобный Никон Радонежский». Он является одним из наиболее ранних памятников с изображением этого святого (Никон умер в 1427 г., канонизирован в 1547-м). Произведение отличается удивительной гармонией цвета. Его колорит строится на сочетании теплых золотисто-песочно-коричневых тонов.

Во второй половине XVI века кремлевские светлицы находи­лись в ведении Ирины Федоровны Годуновой, жены царевича Федора Иоан­новича. В музее хранится несколько первоклассных произведений царицыных мастерских этого времени. На выставке представлен покров с изображением Сергия Радонежского, который по поздним монастырским описям считается вкладом в Троицкий монастырь царя Василия Шуйского. Однако по техническим и стилистическим признакам памятник можно отнести к работам мастерской Ирины Годуновой 60-80-х годов XVI века. Образ Сергия на покрове ясный, уравновешенный, без психологической характерности и ду­ховной углубленности. Он отличается откровенной красотой художественного воплощения и совершенством исполнения.

Покров сохранился до настоящего времени в прекрасном состоянии, почти без утрат шитья. Царским вкладом является покров «Преподобный Никон Радо­нежский» 1633 года. Он был подарен в Троицкий монастырь родоначаль­ником династии Романовых царем Михаилом Федоровичем и «его государева отца великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича».Четкость рисунка, тщательность шитья, разнообразие узоров, драгоценность материалов - характерные черты памятников работы царских мастерских XVII века. В произведении своеобразно сочетаются «таусинная» и голубая камка фона, песоч­ного цвета шитье лика с резкими притенениями и разноцветные шелка одежд, выполненные швом «вприкреп» и подражающие шитью золотом и серебром.

Из произведений царицыных светлиц середины XVII века боль­шой интерес представляет шитая по вишневой тафте двусторонняя хоругвь «Явление Богоматери Преподобному Сергию». Лики выполнены ат­ласным швом темными, почти коричневыми шелками без притенений, одеж­ды шиты пряденым золотом (шелковые нити, обвитые серебряной позолочен­ной проволокой). На кайме - надпись, шитая серебром, о вкладе хоругви в 9 1650 году повелением царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильинич­ны с молением о здоровье новорожденного сына Дмитрия. На выставке представлены также произведения XVI-XVII ве­ков, происходящие из разных мастерских шитья.

Покров «Явление Богомате­ри Преподобному Сергию» был подарен в Троице-Сергиев монастырь в 1524 году Матреной Вепревой, женой Федора Васильевича Вепрева, проис­ходящего из рода смоленских князей. Шитье теплыми по цвету шелками выполнено по хорошему рисунку с большим вкусом и мастерством. Первона­чальный фон покрова не сохранился, в XVIII-XIX веках шитье было перело­жено на бархат вишневого цвета. Прекрасным памятником второй половины XVII века является подвесная пелена «Преподобные Сергий и Никон, предстоящие Троице». Яркий малиновый атлас фона в сочетании с подчеркнуто усложненной техникой шитья золотными и серебряными нитями, низанием жемчугом со­здают общее впечатление нарядной изысканности, характерной для строга­новских произведений этого времени.

Палица «Явление Богоматери Преподобному Сергию» является ра­ботой мастерской «именитых людей» Строгановых. Опись Троице-Сер­гиева монастыря 1701 года сообщает: «Палица «Видение великого чудотворца Сергия». Шито золотом и серебром по червчатому атласу. Дача дмитриевския жены Строганова вдовы Анны и сына ея Григория» По особой тщательности отделки, виртуозной технике шитья, мастерски выполненному рисунку произве­дение близко работам строгановской мастерской 70-80-х годов XVII века. Представленная на выставке коллекция русского средневекового искусства включает не только хорошо известные памятники, но и совершенно неизученные произведения древнерусской иконописи и шитья.

Изображения Преподобного Сергия Радонежского в произведе­ниях прикладного искусства имеют свою самостоятельную историю. Коллек­ция Сергиево-Посадского государственного историко-художественного му­зея-заповедника, не обладая исчерпывающей полнотой, все же дает возмож­ность проследить основные этапы. В средневековой мелкой пластике, связанной происхождением с Троице-Сергиевым монастырем, образ его основателя чаще встречается на резных деревянных иконах и крестах. Эта традиция была заложена выдаю­щимся резчиком XV века Амвросием, впервые включившим сюжет «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» в композицию напрестоль­ного креста. Ее характерные стилистические варианты прослеживаются на иконах-складнях XVI-XVII веков.

На одном из них, вкладе старца Вассиана, сохранены особенности резьбы XV века с удлиненными пропорция­ми фигур, лаконизмом композиции, восходящие к специфике иконописного искусства. На складне вклада Василия Аврамова доминирует другая линия средневековой пластики, связанная с городской ремесленной средой. Более насыщенная композиция заполняет все поле иконы, пропорции фигур утяжеленные, с большими головами и кистями рук. Традиция наивного, почти лубочного примитива существовала параллельно с профессиональным элитарным искусством столицы и крупных монастырских мастерских. В этом процессе заметны влияния растущего поса­да и все увеличивающийся спрос на культовые предметы: кресты,панагии, складни. Их в обилии изготавливали троицкие мастерские в XVI-XVII веках.

Как правило, произведения окаймлялись плоским сканым орнаментом, выигрышно подчеркивающим резной рельеф. Таковы наперсные кресты с Рас­пятием и поясными фигурами Преподобного Сергия и Никона Радонежского среди избранных святых. Духовенство Троице-Сергиева монастыря заботилось о качест­ве изделий и профессиональной подготовке мастеров. В середине XVIII века «для обучения художествам» в Академию наук в Петербург были посланы ученики, в том числе для обучения резному мастерству - Михаил Иванов, столярному - Яков Васильев, токарному - Игнатий Матвеев. Видимо, троицким мастером резана небольшая овальная икона «Троица», копирующая иллюстрацию из Библии Пискатора.

Пластической разработ­кой композиции, ее отдельных деталей икона напоминает средник напре­стольного евангелия 1754 года, выполненного троицким эмальером. Секуляризация 1764 года оказала отрицательное воздействие на монастырскую художественную школу. Из огромного числа живописцев и мастеровых в штате Лавры были оставлены лишь единицы. Но к концу XVIII столетия наблюдается оживление в творчестве художников-прикладников. В середине XIX века в Троице-Сергиевой Лавре работал талант­ливый резчик и гравер монах Иона (Иван Ильин). В музее хранится целый ряд его работ.

Особенно интересен резной костяной складень с изображением Преподобного Сергия Радонежского с житием. Это произведение побывало в 1867 году на Всемирной Парижской выставке и возвращено с почетным отзывом. Иван Ильин был также резчиком по дереву, поэтому виртуозно исполненная костяная вещь все же несет на себе приемы резьбы по дереву, типичной для круга посадских мастеров XIX века: четкий, чуть сухо­ватый абрис фигур, высокий рельеф резьбы, строгий ритм вертикальных ли­ний, как бы послушных текстуре дерева.

В Сергиевом Посаде резьбой по дереву занимались целые семьи, изве­стнейшие из которых - Хрустачевы и Цирульниковы. Они сотнями поставляли в Троице-Сергиеву Лавру кипарисовые иконки, панагии, кресты. Несколько превос­ходных образцов, запечатлевших образ Преподобного Сергия, свидетельствуют о высоком уровне профессионального мастерства резчиков. Для Троицкой Лавры закупались, а также исполнялись лаврскими и посадскими мастерами в основном иконки с местными сюжетами: изображени­ями основателя и «Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому», именуемое для краткости в монастырских документах как «Посещение». Неизвестно точное происхождение большой перламутровой пла­стины XIX века, которая могла быть выполнена в Сергиевом Посаде.

Архивные документы хранят сведения о том, что посадские мастера работали с перламутром, писали по нему эмалями. Но перламутровые иконки, кресты, четки в Лавру привозили также из Москвы, Тамбова, Вятской губернии и даже из далекой Палестины. В среднике пластины - рельефная фигура Преподобного Сергия Радонежского, окаймленная тончайшим прорезным цветочным орнаментом. Ажурный узор подчеркивает хрупкость мерцающего полупрозрачного мате­риала, создает ощущение драгоценности и изящества. Необычайно близка стилистическая трактовка образа святого на перламутре и дереве, она вновь ориентирована, как в древности, на живописную культуру в стремлении к детальной проработке черт лица, волос, одежды, архи­тектурного фона.

С XV века в монастыре практиковалось искусство литья, но произ­ведения с изображением основателя монастыря не сохранились. Существуют сведения, что в Троице-Сергиеву Лавру во второй половине XIX века через купцов города Ростова поставлялись бронзовые образки, выполненные, видимо, в технике литья, а также бронзовые кресты и образки из московских лавок. Образ Преподобного Сергия Радонежского, запечатленный в литье XIX века, имеет средневековые изводы. Унаследовав тра­диции средневековой мелкой пластики, художники и литейщики XIX века обогатили искусство новыми формами, способами обработки. Лучшие изделия отличаются тонкостью моделировки пластин, дополнительно проработанных резьбой и чеканкой.

Особую оригинальность литым иконам придают яркие цветные эмали. Изделия из драгоценных металлов XVIII-XIX веков с изображе­ниями Преподобного Сергия Радонежского характеризуют местную троиц­кую школу. Искусство златокузнечного мастерства восходит в Троице-Серги­евом монастыре к XV веку, о чем свидетельствуют монастырские синодики и писцовые книги. Непрерывность традиции обеспечила высокий художествен­ный уровень произведений нового времени. К началу XVIII века относится кресте мощами Преподобного Сергия Радонежского и гравированным изобра­жением чудотворца на оборотной стороне. Изяществом и нарядно­стью крест близко соотносится с изделиями стиля барокко московских масте­ров петровского времени.

Архивные документы выявляют несколько десятков имен лаврских серебряников. Но атрибуция их произведений сильно затруднена, так как вещи, выполненные для «домашнего» пользования, клеймению не подлежали. Поэтому изображения преподобных Сергия и Никона Радонежских в некоторой степени служат определяющим фактором, как, например, на золоченой дарохранитель­нице с шатровым завершением первой половины XVIII столетия. О высоком профессиональном уровне троицких мастеров можно судить по чеканен­ному стакану второй половины XIX века со сценой благословения Преподобным Сергием Дмитрия Донского, где виртуозно проработаны фигуры, лики, антураж, орнаменты. Наиболее полно представлена в музее группа живописных эмале­вых образков с изображением святого.

Основным производителем живопис­ных эмалей в XIX веке был город Ростов. Он снабжал своими изделиями почти всю Россию. Огромные партии образков поставлялись в Троице-Сергиеву Лавру. Известны имена эмальеров-поставщиков XVIII-XIX веков: В.Г.Гвоздарева, А.А.Усачева, А.П.Тарасова, Н.И. Шапошникова и других. Само название - образок - предполагает назначение предмета как подвесной нагрудной иконки и определяет ее миниатюрный размер. На примере иконок с изображениями Преподобного Сергия стилистические осо­бенности ростовских эмалей раскрываются достаточно ярко. Образ святого выявлялся обобщенно, без детализации, что соответствовало прикладному назначению предмета, создавало его специфику в отличие от станковой мини­атюры.

Локальная разработка цвета также способствовала созданию образа­знака, понятного широким слоям российского населения. Предпочтение отда­валось голубому, красному, синему, зеленому. Несмотря на стилистическую общность, пластины свидетельству­ют о разнообразии художественного видения. Даже в рамках одного иконо­графического извода, например поясного изображения Сергия Радонежского, наблюдается индивидуальная самобытность авторских почерков. Однако се­рийность производства, редкость подписных изделий сближают живописную эмаль с народными художественными промыслами.

Необычайно популярные живописные образки-иконки произво­дились также в Москве, Петербурге, Воронеже, городах Сибири и других местах. В Троице-Сергиевой Лавре живопись на эмали практиковалась с XVIII века. В середине XVIII века здесь работали художники, обученные иеромонахом Павлом Казановичем. Среди них талантом выделялся Сидор Андреевич Леньков, о чем существуют свидетельства в мемуарной литературе того времени. Работой троицкого мастера следует считать двустороннюю панагию с изображениями Преподобных Сергия и Никона Радонежских. Как по живописным достоинствам, так и по технологии исполнения это первоклассное художественное произведение. Эмальер блестяще владеет ком­позицией, пунктирной техникой, тонко и умело подбирает цветовую гамму.

В XIX веке в Лавре продолжались традиции эмальерной живопи­си, известны имена мастеров, например монаха Игнатия, живописца «по финифту» Палицина, полуштатного служителя Николая Никулина. Лаврские серебря­ники делали на эмалевые пластины оправы для продажи иконок в часовнях. Под­писные лаврские эмали XIX века неизвестны, их невозможно выделить среди огромной массы сохранившихся пластин. Видимо, термин «ростовская эмаль» при­обрел в это время не только региональное, но и стилистическое значение. На выставке, посвященной 600-летию памяти Преподобного Сер­гия Радонежского, произведения прикладного искусства нового времени, со­седствуя с древним шитьем и иконами, не меркнут в тени блестящих достиже­ний средневековья.

Напротив, наряду с глубокими традициями они демонст­рируют самостоятельность художественных решений и высокое исполнитель­ское мастерство. Интересен и иконографический аспект темы, впервые собравший воедино данные произведения мелкой пластики, миниатюры и позволивший наглядно проследить творческие пути местной художественной школы. Мемориальная тема «Преподобный Сергий Радонежский» за­нимала одно из первых мест в работе лаврской литографской мастерской, существовавшей в 1843-1910 годах.

Уже в первый, организационный год деятельности нового заведения были подготовлены к изданию листы с изо­бражением личных вещей Преподобного Сергия Радонежского, хранив­шихся в монастырской ризнице: ковчега для креста, ризы, поручей, санда­лий, посоха, ложки и ножа, потира, тарели, дискоса, аналава. К этой серии были присоединены литографии с изображением личных вещей преподоб­ного Никона Радонежского - потира, дискоса и тарели, ризы, кадила, евангелия и служебника. Все вместе несколько позже они составили часть альбома «Древности Троице-Сергиевой Лавры», но выпу­скались и отдельными листами.

В коллекции музея находятся как тираж­ные экземпляры, так и первые цензорские оттиски 1843 года, за исключе­нием листов с изображением аналава Преподобного Сергия, священных сосудов, кадила и евангелия преподобного Никона. К 1849 году были изда­ны точные литографированные копии икон, связанных с памятью о Сергии: его келейные «Богоматерь Одигитрия» и «Святитель Николай», поясная и житийная иконы «Преподобный Сергий», икона «Явление Богоматери Преподобному Сергию» XVI века. В 1852-1853 годах была отлитографирована и издана копия лицевой рукописной книги «Житие Преподобного Сергия Радонежского» конца XVI - начала XVII века. Миниатюры древней рукописи переводил в рисунки для литографий мастер монастырской живописной мастерской Сергей Матвеевич Никулин.

Шесть экземпляров небольшого тиража книги были иллюминированы и представляли факсимиле лаврской редкости. Одновременно началось создание литографированных икон, для которых создавались новые рисунки во вкусах и понятиях иконности XIX века с включением элементов действительности. В 1845 году была подготовлена икона «Святые и Преподобные отцы, почивающие в Троице-Сергиевой Лав­ре», в которой фигурки святых помещены над изображением вида монастыря в XIX веке. В 50-60-е годы XIX века несколько раз предпринима­лось издание литографированной иконы «Житие и чудеса Преподобного Сер­гия», существовавшей в двух вариантах, отличающихся рисунком клейм, де­коративным строем и набором сюжетов. Главное место среди литографий о Сергии, созданных в Троице­Сергиевой Лавре, принадлежит сериям картин «Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского».

Первые четыре житийных листа были подготовлены и выпущены в 1850-1854 годах. В 1850 году издавались литографии «Моление Преподобного Сергия Радонежского» , «Преподобный Сергий священ­нодействует» и «Видение птиц Преподобному Сергию». Последняя из этих картин подписана Михаилом Гадаловым, служившим рисовальщиком на камне в лаврской мастерской с 1850 по 1861 год. В 1854 году выпустили еще одну картину - «Преподобный Сергий кормит медведя». Тираж первых листов продолжался и в последующие несколько лет. Житийные картины решались в традициях бытового жанра с введением элементов натуральной жизни.

Эти начальные литографии отличались наивностью трактовки сюжетов и своего рода назидательностью отдельных деталей. В 1858 году началась подготовка новой серии, которая была заду­мана более широко, она включала помимо сюжетов жития и чудеса Преподобного Сергия. Первая часть литографий была закончена в 1862 году.

Она включала семнадцать листов:

  1. «Преподобный Сергий в молении»,
  2. «Видение отроку Варфоломею»,
  3. «Преподобный Сергий священнодействует»,
  4. «Препо­добный Сергий изгоняет злых духов»,
  5. «Преподобный Сергий кормит медве­дя»,
  6. «Преподобный Сергий строит кельи»,
  7. «Преподобный Сергий источает воду молитвами»,
  8. «Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмит­рия Донского на битву»,
  9. «Преподобный Сергий воскрешает отрока»,
  10. «Видение птиц Преподобному Сергию»,
  11. «Приобщение Святых Тайн Преподобным Сер­гием»,
  12. «Обретение мощей Преподобного Сергия»,
  13. «Преподобный Сергий ис­целяет бесноватого»,
  14. «Исцеление отрока от глазной болезни»,
  15. «Исцеление Симеона Литониева»,
  16. «Явление Преподобного Сергия с хлебами в Москве»,
  17. «Спасение утопающего молитвами Преподобному Сергию».

В 1865 году были добавлены еще два листа - «Труды Преподобного Сергия в хлебопекарне» и «Преподобный Сергий перед гробом родителей». В следующие три года были выполнены картины «Труды Преподобного Сергия с братией в портной», «Яв­ление Преподобного Сергия Великой княгине Софии под стенами монастыря», «Отречение Преподобного Сергия от святительской кафедры», «Явление Бо­гоматери Преподобному Сергию». В создании подготовитель­ных рисунков принимали участие мастера живописной мастерской Троице­Сергиевой Лавры, в том числе Иван Болдырев и Петр Михайлов.

В таком составе серия из 23 картин выходила до конца 80-х годов XIX века, пока качество работы литографской мастерской сохранялось на профессиональном уровне. По мере спечатывания литографских камней создавались новые ри­сунки начиная с конца 1860-х и в 1870-е годы. Так, например, рисунки лито­графий «Преподобный Сергий прогоняет злых духов» и «Преподобный Сергий исцеляет бесноватого» менялись дважды: первого в 1866 и 1872 годах, второго в 1868 и 1873 годах. Тиражи всех изданий колебались от нескольких десятков до 300-400 экземпляров и продавались в черно-белом и раскрашенном аква­релью вариантах в лавках и часовнях Лавры.

В музейной коллекции хранятся листы разных лет издания и разных вариантов рисунка. В литографиях этой серии художники, отказавшись от иконности в трактовке сюжета, попытались создать исторические картины на темы жи­тия Преподобного Сергия Радонежского. Реальность происходящего свойст­венна и житийным событиям и сценам чудес Преподобного. Трактовка сюжета скорее вневремённа, чем конкретна и соответственна XIV веку. Одеяния, архитектура, труд, молитва как бы неизменны и существуют в любом времен­ном отрезке.

Вневременность восприятия чудес позволяла, видимо, включать в композицию литографии и вид монастыря, и пейзаж, и епископский портрет XIX века в интерьере комнаты. Зрительная информация листов дополнена текстами, сопровождающими каждую картину и комментирующими смысл изображенного. В музейной коллекции хранятся литографии, происходящие из литографской мастерской Троице-Сергиевой Лавры. После закрытия мона­стырского заведения в 1910 году все оставшиеся листы, цензорские, тиражные и подготовительные рисунки были перенесены в шкафы Иконописной мастер­ской, где их обнаружили члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры и передали в музей.

VII Межрегиональные Мартыновские чтения

Исследовательская работа:

« Образ Сергия Радонежского в искусстве»

Выполнила: Козлова Ксения,

обучающаяся 4 « А » класса

МБОУ СОШ № 3

г. Красноармейска

Саратовской области

Руководитель:

Карандина Галина Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 3 г. Красноармейска

Саратовской области

2015-2016 уч.год

I Введение …………………………………………………..с.3

Тема исследования. Цель. Задачи. Гипотеза. Методы исследования. Этапы исследования.

II Основная часть ……………………………………………с.3- 6

3. Формулирование вывода.

III. Заключение ……………………………………………..с.6

IV. Литература ………………………………………………с.6

V Приложение …………………………………………….c.7-10

I. Вступление

Тема моего исследования:

« Образ Сергия Радонежского в искусстве »

Цель:

  1. Узнать, как представлен образ Сергия Радонежского в живописи

М.В. Нестерова.

  1. Открыть для себя Сергия Радонежского.

Задачи:

1) Рассмотреть картины М.В. Нестерова.

2) Понять, почему художник изображает святого.

3) Прийти к выводу, к какому идеалу человека мы должны стремиться.

Объект исследования: Сергий Радонежский.

Предмет исследования: произведения живописи (картины М.В. Нестерова).

Я предположила, что образ Сергия Радонежского представлен в изобразительном искусстве неслучайно.

Я выбрала следующие методы исследования:

Изучение теоретического материала.

Рассматривание произведений живописи.

Анализ результатов исследования.

Выводы.

Этапы исследования:

1. Изучение теоретических данных.

2. Рассматривание и анализ картин М.В.Нестерова.

2. Анализ результатов исследования.

3. Формулирование вывода.

II. Основная часть.

Меня зовут Козлова Ксения. Я ученица четвертого класса. Тема моей работы «Образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве». Вместе с руководителем работы мы решили познакомиться с творчеством М.В. Нестерова.

Михаил Васильевич Нестеров – один из интереснейших людей и художников конца 19 начала 20 века. Он был верующим человеком и в своих произведениях старался изобразить «скромный пейзаж, человека живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки – природы», поэтому одной из главных тем художника тема русской святости.

«Святость» - сущностная характеристика Бога, а также людей, установлений и предметов, запечатлевших в себе присутствие Божества. (Современный толковый словарь)

«Святой» - тот, кто провел жизнь в служении Богу, и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих. (Значение слова по Ефремовой)

Художник изображает жизнь русских святых, потому что уважает, почитает этих людей. Для него они являются примером для подражания, образцом поведения, они святые. Это и Преподобный («преподобный» -святой, праведник, угодник) Пафнутий Боровский, и князь Александр Невский, и старец Авраамий, и Святой Преподобный Сергий Радонежский.

Вместе с руководителем исследования я рассмотрела картины М.В. Нестерова:

  1. «Видение отроку Варфоломею» 1890;
  2. «Юность Преподобного Сергия» 1897;
  3. «Труды Преподобного Сергия Радонежского»;
  4. «Преподобный Сергий Радонежский» 1899.

(Приложение 1)

И ответила на вопросы: какое впечатление они произвели на меня; что я могу сказать о Сергии Радонежском, рассматривая эти картины; почему М.В. Нестеров изображает Сергия Радонежского.

Мои ответы были такие: мне было спокойно и грустно смотреть на эти картины; Сергий Радонежский – это человек, который живёт не для себя, а для Бога и людей. Он носит простую одежду, ограничивает себя в пище, а все время посвящает думе о Боге, молитве, труду.

Мы обратили внимание, что художник изображает Сергия Радонежского на фоне русской природы, в природе. Сергий Радонежский и природа – это как бы единое целое. Преподобный Сергий Радонежский скромен и прост, как неброская русская природа.

Остановлюсь на этих произведениях искусства более подробно.

Первая картина называется «Видение отроку Варфоломею». Она написана в 1890 году. Сюжет картины М.В.Нестеров взял из Жития Преподобного Сергия Радонежского. На картине - подросток Варфоломей (будущий Сергий) и незнакомый ему старец. Который по просьбе мальчика просит Бога о помощи в учении и дает ему кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к учению и просветлению.

Вторая картина показывает юность Сергия Радонежского, она так и называется «Юность преподобного Сергия».

Мы узнали, что отрок всегда хотел стать монахом. И в двадцать лет он ушел в дикие леса, где основал Троицкий монастырь, ныне Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

На картине показана жизнь Сергия в лесу. Дикие звери находились около жилья. На картине показан медведь, который пришел к жилью Сергия и не напал на него.

Сила молитвы усмиряет даже дикого зверя, делает его кротким и послушным.

Сергий не боялся никакой работы. В монастыре он делал все: строил, шил одежду, готовил еду для братьев-монахов, катал свечи, работал на огороде.

Художник показывает труды Преподобного Сергия Радонежского.

Мы видим Сергия с монахами, строящего монастырь.

Я узнала, что всю жизнь Сергий Радонежский провел в этом монастыре. Троицкий монастырь неслучайно называется Свято- Троицкая Сергиева Лавра.

Картина «Преподобный Сергий Радонежский» - это итог жизни Сергия. Здесь мы видим Святого Сергия Радонежского.

Я узнала, что Сергий Радонежский много сделал для Руси. Он был примером правильной жизни и многие люди, видя это, обращались к Богу.

Его просили о помощи, и он помогал молитвой, потому что искренне верил в Бога.

III. Заключение:

В ходе исследования я пришла к выводу:

1) образ Сергия Радонежского интересно представлен в картинах М.В. Нестерова;

2) М.В. Нестеров показывает Сергия Радонежского как простого человека, со своими бедами, проблемами (как отрок Варфоломей), со своими трудностями, лишениями (как монах Сергий). Но за этим простым образом мы видим образ верующего человека, ищущего и нашедшего Бога.

В своей работе мне захотелось простым языком рассказать о Преподобном С. Радонежском, потому что, если бы он был жив, то не одобрил не только громкие, хвалебные речи о себе, но и просто упоминание о себе. Это был простой человек, живущий с Верой и Любовью к Богу.

Сергий Радонежский стал для меня примером правильного поведения.

IV. Литература:

1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Гл. 8. Преподобный Сергий Радонежский. – М., «Моск. рабочий», 1990.

Приложение 1:

Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею 1890

Нестеров М.В. Юность Преподобного Сергия. 1897

Нестеров М.В. Труды Преподобного Сергия Радонежского

Нестеров М.В. Преподобный Сергий Радонежский. 1899

Муниципальная казенная специальная коррекционная образовательное учреждение III - IV вида «Якшур-Бодьинская школа-интернат» УР

Исследовательская работа

Тема: «Образ Сергия Радонежского в иконописи»

Выполнил: Богатырев Иван, ученик 6 класса МКСКОУ III - IV вида Якшур-Бодьинская школа-интернат

Руководитель работы: Докучаева Татьяна Ремовна

библиотекарь

с.Якшур-Бодья

2013г

Содержание.

    Введение

    Что значит слово «икона».

    Как делали икону.

    Описание икон с изображением Преподобного Сергия

    Заключение

Введение

Что влечет нас к Преподобному Сергию, как ни к кому другому? Разве мало было постников и чудотворцев на нашей земле?! Разве мало было молитвенников? Но наше сердце неизменно и особо влечется к Преподобному Сергию. Это потому, что Преподобный Сергий, сын радости (Варфоломей при крещении), стал тем особым печальником земли Русской, молитвами которого стоят города. Он – то святое семя, ради которого хранится десницей Божией русский народ. Он – духовный вождь и Ангел-хранитель России. Он – наш отец, воистину духовный отец, от которого мы рождаемся не телесно, но духовно.

Мне нравится изучать историю России ее храмы, культуру.

И очень заинтересовала тема о святом Сергии Радонежском, о его житие, а также изображение на иконах. Я поставил перед собой задачу изучить материал хотя бы о нескольких иконах с изображением Сергия.

Цель моей работы: Увидеть в иконе не только духовный и культурный памятник, но и отражение событий прошлого. Углубить свои знания о преподобном Сергии Радонежском.

Задачи:

    Изучить житие и описание нескольких икон.

    Сравнить и найти отличие икон от картин на примере М.В.Нестерова «Явление отрока Варфоломею»

Что значит слово «икона».

Русское слово «икона» - греческого происхождения. Дословно оно обозначает «изображение», «образ». Как искусствоведческий термин слово «икона» имеет два значения. В узком понимании «икона» - произведение иконописи, один из видов средневекового культового искусства. В более широком смысле «икона» - культовое изображение святых христианской религии: Богоматери, Иисуса Христа и других. Церковь рассматривает икону как символ таинственной связи верующего с божеством; через эту мистическую связь, по учению церкви, икона способна приобщить божества человека. Эта мысль прекрасно выражена в древней христианской легенде. Необходимо помнить, что икона – это произведение искусства. Культ почитания христианских икон зародился в эпоху раннего христианства во II веке. Древнейшие вошедшие до нас памятники иконописания созданы в VI веке. На Русь икона пришла в X веке из Византии с принятием христианства.

Как делали икону.

Классическую эпоху русского средневековья икону с самого начала до полного завершения делал один мастер. Этим искусством, как правило, занимались монахи. Чернецами были Андрей Рублев, Даниил Черный, Прохор с Городца. Имена многих так и остались неизвестны: писали иконы не ради личной славы, а ради служения Богу, что, в представлении средневекового человека, неотделимо от служения Родине и своему народу.

В XVI столетии, во времена Ивана Грозного, появляются первые признаки «обмирщения» иконописи. Не случайно именно в это время писанием икон занимаются не только монахи, но и «миряне» - светские люди. Среди них великий Дионисий; бок о бок с ним работали и многие другие. Одни «кормились» при дворе; кормовые иконописцы, как их называли, выполняли царские заказы. «Городовые иконники» жили тем, что писали иконы для продажи в городе.

Иконописание наряду с высоким искусством постепенно становится и ремеслом. К концу XVII века и особенно в XVIII столетии труд иконописца разделился на «личника» и «доличника».

Иконы писали на деревянных досках, использовали древесину разных сортов, но обязательно в сухую. Поэтому материал готовили зимой.

Для того чтобы предохранить живопись от трещин и разрывов, на доску клеили ткань – поволоку. Иногда использовали старый, но еще крепкий лен.

Главное изображение художник помещал в ковчеге, на полях иконы писал поясняющие тексты или избранных святых. Золочение всегда было характерной чертой иконописи. Золото не только украшало икону, но имело определенный символический смысл – божественного света, сияния.

Для золочения брали сусальное золото, цвет его зависел от количества примесей меди и серебра. Золото выковывали до тончайших листов, которыми пользовались в работе. Золотили нимбы, фон иконы; иногда золотом покрывали всю поверхность иконы и писали по нему красками. Живопись по золоту имела вид драгоценной эмали. После золочения художник приступал к работе красками. Иконы на Руси писали яичной темперой (в качестве связующего использовали яичный желток). В XVII веке итальянские мастера, которых принято было называть « фрязинами», знакомят русских художников с масляной живописью. Под влиянием их искусства развивается так называемое «фряжское письмо», в котором сочетается темперная и масляная живопись. Комбинированная техника давала возможность иконописцу более объемно передавать форму. Однако классической техникой русского иконописания принято считать яичную темперу. Для окончательного завершения иконы, ее нужно было проолифить. Олифа готовилась из чистого льняного масла.

Угол в доме увешанный иконами, называли «красным» и украшался покрывалами.

Итак, "икона является для зрения тем, чем является слово для слуха", - писал святой Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке. Поистине, через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Русь, Россию. Иконы живут по своим законам, без проникновения в которые её нельзя понять.

Описание икон

Самым ранним и широко известным по репродукциям памятником иконографии преподобного Сергия является вышитый надгробный покров, датируемый обычно 1422–1424 гг. Этот покров, относящийся ко времени, последовавшему вскоре после канонизации Сергия, очень ярко выделяется индивидуальной трактовкой образа святого. Преподобный Сергий изображен в полный рост в темно-коричневой мантии, одетой поверх светло-бежевого одеяния и бледно-лиловой епитрахили. Его открытая голова украшена светлым нимбом, сложенная на плечах схима подчеркивает его высокую, слегка сгорбленную фигуру, правая ладонь простерта поверх одежд, в левой руке находится свернутый свиток. С первого взгляда бросаются в глаза индивидуальные черты облика преподобного: лик обрамлен прядями каштановых волос, образующих на высоком челе заостренный угол; темные прямые брови, широкие скулы, впалые ланиты, тонкий удлиненный нос и близко сходящиеся глаза с глубоким, кротким и немного раскосым взглядом создают неизгладимое впечатление. Усы и большая, несколько асимметричная борода дополняют обрамление лика, исполненного внутренним миром, душевной теплотой и задумчивостью, означающей погруженность в постоянное созерцание. Сквозь общую статичность образа выступает сдержанно переданная динамичность: правая нога выдвинута вперед, виден носок сандалия, образующего небольшую складку у нижнего края одежды. В еще большей степени динамичность подчеркивается несколько асимметричным положением головы, рельефно выделенными контурами ушей, как бы обращенных для восприятия мольбы о помощи и заступничестве, и, наконец, чистым и проницательным взглядом умных и живых глаз. Статика и динамика, природная оригинальность и духовная преображенность всего облика преподобного находят свое единство в неповторимости его личности.

30 лет, отделяющие преставление Сергия от его церковного прославления, не исключают, по мнению исследователей, возможности передачи в этом древнейшем памятнике портретной конкретности его образа. Предполагается, что в первой четверти XV в. еще живы были в сознании младших современников преподобного Сергия воспоминания о его внешнем облике. Вовсе не исключено, что знаменщиком покрова мог быть племянник Сергия – Феодор, архимандрит Симонова монастыря, а затем архиепископ Ростовский, который, по преданию, написал образ преподобного Сергия еще при его жизни. Наконец, есть основания предполагать, что сама вышивальщица покрова, передавшая образ преподобного Сергия со столь редким и удивительным реализмом, видела его в последние годы его жизни. Если за отсутствием памятников иконографии письма архиепископа Феодора Ростовского поставить под сомнение известное не ранее XVII в. предание о нем как знаменщике покрова преподобного Сергия, то все же остается тот факт, что облик преподобного Сергия имел те характерные и неповторимые черты, которые в памяти его младших современников и последователей не могло стереть не столь отдаленное с момента его преставления время.

Первый покров с изображением преподобного Сергия представляет величайшую историческую ценность, обусловленную предполагаемым портретным сходством этого изображения с внешним обликом святого.

Следует иметь в виду, что иконы преподобного Сергия XV–XVII вв. можно рассматривать как определенный художественный ордер, где исторический реализм, знаковая символика и преображенность в трактовке образа составляют стройную целостную систему. Наиболее яркое отражение эти основные принципы художественного ордера находят в иконах «Сергий с житием». Одну из таких икон мы видим в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Икона датируется концом XV в. и относится к школе Дионисия. Известно, что время Дионисия составляет новую ступень в развитии русской живописи. По замечанию М.В. Алпатова, зависимость Дионисия от рублевских традиций не подлежит сомнению. Тем более представляется вероятным предположить, что «Сергий с житием» в иконостасе Троицкого собора написан самим Дионисием. В композиционном строе иконы обнаруживается много общих черт с иконой «Димитрий Прилуцкий в житии», написанной этим иконописцем. Кроме того, характер живописи этой иконы близок к иконам Дионисия с изображениями московских митрополитов Петра и Алексия в житии. Сам Дионисий был таким же гением, как и Рублев, его искусство такое же возвышенное и идеальное.

На среднике иконы «Сергий с житием» преподобный изображен анфас с благословляющей правой рукой и со свернутым свитком в левой руке. Его лицо отражает печать одухотворенности и вместе с тем аскетической отрешенности. Он изображен в монашеском одеянии – темно-коричневой мантии, из-под которой видна песочного цвета исподняя одежда. Его голова открыта, голубые куколь и параманд изображены в традиционном для иконографии Преподобного Сергия стиле. Золотой фон иконы почти полностью утрачен. Вокруг центрального изображения размещены по квадратному периметру 19 клейм жития: рождение Сергия (Варфоломея), явление отроку Варфоломею Ангела в виде старца-схимника, посещение старцем-схимником родителей преподобного, пострижение в монашество, борьба Сергия в пустынном уединении с бесами, поставление Сергия в игумены, молитва об умершем отроке, изведение источника, беседа преподобного с крестьянином, воскрешение отрока, явление преподобному Сергию Пресвятой Богородицы, благословение от Константинопольского Патриарха Филофея, видения огня во время литургии, исцеление слепого епископа, погребение Сергия, обретение святых мощей Сергия, два посмертных явления преподобного Сергия, исцеление слепца у святого гроба преподобного Сергия. Живопись клейм отличается колоритным красочным характером. Архитектурные фоны написаны в неярких светлых тонах. Фигуры выполнены в стиле, характерном для Дионисия, – несколько вытянуты и изящны. Красота здесь проявляется не в классической ясности, как у преподобного Андрея Рублева, а в сложности и богатстве красок и форм. В композиции клейм нет драматизма, преобладает эпически спокойное отношение к повествованию. Цикл клейм представляет богатую иллюстрацию событий жития преподобного Сергия.

Икона "Сергий Радонежский" XVIIIв. Место изготовления: Россия, Москва Материал: дерево, левкас Техника: темпера яичная Размеры: 137,0 х 62,0 см. Сергий Радонежский (1314-25.09.1392), святой преподобный, преобразователь монашества на Руси, величайший русский подвижник. В святом крещении получил имя Варфоломея. Родители его были небогатые ростовские бояре Кирилл и Мария, жившие раньше в Ростовском княжестве, а затем переселившиеся в городок Радонеж, находившийся в уделе сына Иоанна Калиты - Андрея. В житии св. Сергия рассказывается, что, еще находясь в материнской утробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал крик. И родители, и приходский священник поняли это необычайное явление как знак, что младенец прославит своею жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменование имело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своего отца, он увидел таинственного странника, который благословил его и предрек, что он прославит Бога своею жизнью.

А вот как пишет об иконе "Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы" из собрания Ростовского музея-заповедника Л. Вахрина.

Икона "Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы" поступила в музей в 1924 г. из церкви Богоявления, построенной в 1806 г. на месте деревянной, села Уславцево Вощажниковской волости Ростовского уезда. Икона неоднократно публиковалась, участвовала в выставках как памятник конца XV - нач. XVI вв. Эту датировку, принятую всеми исследователями, ввел реставратор Н. Брягин в 1926г. Между тем, изучение иконографической программы произведения как богословско-символической системы, а также внимательное рассмотрение стилистических особенностей позволяют уточнить некоторые моменты в его атрибуции.

На иконе изображены Сергий Радонежский и покровители града Ростова: епископы Игнатий, Леонтий, Исайя и преп. Авраамий. На полях помещены образы юродивых Максима Московского и Исидора Ростовского.

При изучении иконологической программы памятника в первую очередь необходимо проследить, когда и где жили, как выстраивались в истории эти святые, существуют ли их изображения ранее времени написания этой иконы.

Игумен земли Русской Сергий (1314 - 1392) является одним из самых чтимых на Руси монахов-подвижников. Ко времени написания рассматриваемой иконы его изображение имеет уже устойчивую иконографию (начиная с надгробного покрова 1422 - 1424 гг. он изображается уже более ста лет).

Изображенный рядом с Сергием епископ Игнатий - святой XIII в., живший в тяжкие для Руси годы татарского ига, он всегда стремился предотвратить распри князей, ездил в Орду с ходатайством за Церковь. Сразу после смерти в 1288 г. ему установлено местное празднование, а общецерковное - между 1474 и 1480 гг. Нам неизвестны его изображения ранее времени создания этой иконы.

Епископ Леонтий, стоящий в центре группы святых, жил на рубеже Х - ХI вв. Это первый епископ, причисленный к лику святых в Ростове и один из первых на Руси. Его трудам принадлежит распространение христианства в языческом Ростовском крае. Мощи Леонтия обретены в 1164 г., и от ХII-го же века известна служба епископу. Ко времени создания этой иконы уже существовала своя иконографическая традиция изображений Леонтия.

Его преемник на ростовской кафедре епископ Исайя (ум, около 1090 г.) также посвятил жизнь просвещению деятелей этого края. Местное празднование ему было установлено Вассианом Рыло в 1474 г. До XVI в. нам известна одна икона с изображением Исайи: "Никола, Леонтий и Исайя с лентяем Николы" второй половины XIV в.

Изображенный рядом преп. Авраамий - родоначальник ростовского монашества, основатель первого монастыря в северо-восточной Руси, возникшего чуть позже, чем Киево-Печерская Лавра. По житию святой был современником епископа Исайи и, можно сказать, завершил христианизацию и воцерковление Ростовского края. Общецерковное празднование Авраамию было установлено в конце XV - нач. XVI вв. Но уже в середине XV века была составлена служба святому, при исследовании которой учеными было обнаружено, что она "списана" со службы преп. Сергию Радонежскому. Ко времени создания этой иконы ранних изображений Авраамия до нас не дошло.

Помещенные на полях иконы юродивые жили в XV в. О них сохранилось немного сведений. Максим Московский погребен в 1434 г. в церкви Бориса и Глеба в Москве. В 1547 г. были обретены его мощи и тогда же на Московском соборе установлено ему празднование.

Исидор Ростовский был родом из Германии, обошел многие земли и города, когда прибыл в Россию. Здесь он принял православную веру и поселился в Ростове. Местное почитание его началось вскоре после смерти в 1474 г., а общерусским Исидор объявлен между 1547 и 1549 г. Изображений этих святых ранее данной иконы мы не имеем.

Таким образом, в произведении изображена вся история ростовской Церкви, духовная история города. Можно сказать, что икона являет нам собирательный образ Ростова в лице его покровителей со своей символикой и иерархией.

Символическая сущность иконы заставляет нас говорить о первенстве преп. Сергия. Здесь надо отметить повторяющуюся много лет ошибку в названии иконы, которое встречается в литературе, в каталогах выставок: "Ростовские святые и Сергий Радонежский". Это название не соответствует семантике расположения святых на поле иконной доски.

Составитель программы иконы помнил, что Сергий родился близ Ростова: вместе с ростовскими святыми он молится за Ростовскую землю. Интересно отметить, что в надписи над его нимбом нет слова "Радонежский", а лишь "Сергей чудотворец".

В изображении трех святителей подчеркивается идея их равноапостольного служения. Они стоят, словно стена, это основание ростовской Церкви. Обрамляют эту группу епископов основатели монастырей, два столпа: Сергий и Авраамий. Как видим, расположение фигур не следует хронологическому порядку времени жизни и деятельности святых, а следует иерархии вертикалей: первенство Сергия, параллельность ему Авраамия и центральность Леонтия.

Центральную группу святителей фланкируют два преподобных. При первом же взгляде на икону заметна их "одноликость". Они похожи по характерной форме головы, широкой окладистой бороде, у них одинаковы высокие лбы, постановка глаз близко к переносице. Художник словно стремится передать идеал преподобного в едином облике. Это изображение идет не от той характеристики облика святых на надгробных покровах (которые являются источником иконографии святого), художник словно пренебрегает ею для создания образа абстрактного, лишенного черт индивидуальности, но наполненного той духовной возвышенностью, которая создает эту "похожесть" ликов преподобных. Изображая Авраамия, мастер шел по пути его подобия и равночестия Сергию. Авраамий здесь духовно уподоблен Сергию. Это подобие строили сначала через службу, а затем это литургическое подобие проецируется на подобие чисто внешнее (в данной иконе), которое фиксирует и иконописный подлинник. Первые преподобные Московской и Ростовской земель духовно родственны. Московский святой был уже давно прославлен всей Церковью, а Авраамий долго оставался местночтимым. И после канонизации он, вопреки исторической хронологии, является неким подобием Сергия Радонежского. Метафора, раскрывающая для нас духовную сущность святого, распространяется и на его иконографию.

Изображенный на левом поле иконы московский святой Максим составляет с Сергием Радонежским единую группу московских святых. То есть явно выстраивается московская часть и ростовская. Чем же вызвано такое сопоставление святых Москвы и Ростова? Возможно, в иконографической программе произведения заложена идея духовной истории двух центров? Обратимся к историческим обстоятельствам, происходившим в Ростове и Москве в то время, каким датируется икона - в конце XV - начале XVI в.

Это был период широкой канонизации святых, которые теперь ставились в один ряд вместе с московскими святыми.

Спокойное достоинство святых выражено в постановке фигур с опорой на одну ногу, в ритме спадающих складок мантий и святительских фелоней, в вертикалях их омофоров и парамандов. Посредством легкого рисунка художник особо акцентирует изысканность пропорций фигур, их изящество и утонченность. Выразительны жесты святых: пальцы правых рук не просто сложены в именословном благословении, создавая ясный ритм в общей композиции иконы, но этим жестом они указывают на свиток или Евангелие в левой руке.

Светоносные звучные краски развивают целую мелодию из золотистых, зеленых, розовых и светлых тонов. Необычайно выразительна по цвету группа святителей в центре. Тонко подобраны сочетания одежд епископа Леонтия - розового испода и зеленой фелони, а его белый клобук сочетается с преобладающими светлыми цветами одежд Игнатия и Исайи. Ярким акцентом всей иконы вспыхивает киноварный корешок Евангелия стоящего в центре епископа. Эту светлую группу замыкают фигуры преподобных в темно-коричневых мантиях и золотистых подрясниках. Цвета их одежд, а также позема достаточно плотны, что придает особую легкость фигурам епископов.

Над удлиненными торсами высятся небольшие лики святых с развернутыми лбами, шапками волос, с длинноватыми бородами. Графичность некоторых деталей (выделенные контуры век и подглазных теней) придают взглядам особую остроту.

Эта сумма характерных стилистических признаков иконы являет во времени рубеж ХV - ХVI вв. Достаточно сравнить это произведение с таким памятником рубежа веков, как иконой "Кирилл Белозерский" вышедшей из мастерское Дионисия, чтобы увидеть их общность в особой одухотворенност в необычайно светлом регистре, колорите. Их роднит между собой единство линейного и цветового ритмов, тонкое сопоставление изящных форм, певучих линий легкость рисунка. Эти качества особенно ярко читаются при сравнении фигуры Кирилла Белозерского с обликами преподобных на рассматриваемой иконе. У них одинакова применяемая многослойная моделировка ликов, трактовка одежд, когда художник добивается переливчатости цвета; ткани выглядят словно шелка, меняющие свой цвет при том или ином повороте. Выше мы говорили об "одноликости" образов преподобных. Этот изобразительный принцип является также одним из признаков искусства эпохи Дионисия, когда художник стремится передать не характерность облика святого, что можно видеть в искусстве середины - второй половины XVI в., а создает некий обобщенный идеализированный образ преподобного. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в нашей иконе нет той пластичности фигур, их нарочитой хрупкости, того письма тончайшими плавями "яко дым", которое отличает в целом искусство конца XV - нач. XVI вв. В строго симметричной композиции есть что-то статичное, отметим некую упрощенность живописи, большую плотность ликов, их тоновую лепку, а не подчеркнутую силуэтность искусства рубежа веков. Кроме того, в иконе можно наблюдать отход от образа созерцательного к образу динамическому и конкретному. Эти особенности характерны для икон более позднего времени, чем рубеж ХV - ХVI вв. Отметим особую заостренность образов святых, что является также признаком искусства переходного от дионисиевского к искусству грозненского времени.

Признаком для атрибуции памятника в данном случае выступают не только художественные особенности иконы, но и ее иконографическая программа, о которой уже говорилось. Изображенные на полях юродивые Максим и Исидор были канонизированы к общецерковному празднованию лишь в середине XVI в.: Максим - на соборе 1547 г., а Исидор - между 1547 и 1549 гг.30 (по Когану - между 1552 и 1563 гг.31). Стиль живописи фигурок этих святых не позволяет считать их приписными. У них те же вытянутые пропорции, плавные движения. Их роднит с ликами святых в середине мягкая моделировка охрами по светло-оливковому санкирю, применяемый метод мягких плавей, одинаковое расположение белильных движков. И не случайно художник разместил их на полях, как бы в другой иерархии: это - изображение только что канонизированных святых времени их прославления. Трудно предположить, что в таком серьезном по своему иконографическому составу памятнике изображались бы местночтимые святые (к тому же Максим местночтимым стал лишь в 1547 г.32 - в год обретения его мощей). Полагать, что в Ростове было такое почитание еще не прославленного московского юродивого также невозможно. Известно, что к канонизации праведника всегда писали его образ - перед нами, видимо, самое раннее изображение этих святых.

Рассмотренный факт является, на наш взгляд, важным моментом, и служит одним из признаков для атрибуции памятника.

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону. В православии воспринимается как святой образ - изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определённой системой приёмов и средств живописи, присутствует некое таинство. Икона создаётся в соответствии с канонами древнерусской живописи.

Главными отличительными особенностями святого Сергия на иконах, стала коричневая монашеская мантия с тёмным платком-парамандом и округлая, средней длины борода. События жизни разворачиваются в боковых клеймах. Только одно из этих событий выделилось в отдельную икону - явление Сергию Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Святой беспокоился о дальнейшей судьбе своей обители, и Богоматерь обещала всегда заботиться о монастыре.

Образ святого Сергия Радонежского близок и нам, живущим в начале третьего тысячелетия.

Один из самых известных святых и чудотворцев - преподобный Сергий Радонежский, чьи мощи хранятся в Троицкой Сергиевой Лавре, основанной им самим, изображается на иконах очень часто. Доподлинно известно, что как при жизни святого, так и сейчас, уже спустя долгие годы после его смерти, многие люди исцеляются от вознесения молитв этому чудотворцу, очищаются духовно, получают силы и укрепляют свой дух. Именно Сергия просят люди защитить их от любых невзгод жизни, желая решить сложную семейную проблему, сдать важный экзамен, защитить своих детей от тлетворного влияния среды. Сергий Радонежский считается усмирителем и самого страшного из семи смертных грехов человека – гордыни. Он выступает и судьей – к нему обращаются, желая выиграть честный судебный процесс. В молитве к нему люди находят долгожданное успокоение и выход эмоций и горечи. Икона Сергия Радонежского, таким образом, является одной из самых высокочтимых икон с изображением святых и мучеников Русской Православной Церкви. Образ Сергия поражает мудростью, добротой – они так и сходят с его лица. Краски, которые иконописцы обычно используют для такой иконы, яркие и чистые, тона смягчают каноническую строгость Лика чудотворца. Согласно Лицевым святцам 17 века, Святого Сергия должно изображать седым человеком, одетым в крестчатую ризу. Вокруг нужно писать отроков и главы церквей – обязательно золотые, а кресты - белые.

Икона Сергия Радонежского - самая частая гостья молитвенных уголков в доме простого человека. Такую икону часто вносят в жилище, где есть маленькие дети – считается, что молитвы родителей перед иконой Сергия помогут их отрокам в учебе и воспитании. При этом воспитание, которое проповедовал Сергий, никогда не было нравоучением.

При изучении данного материала у меня возникло много трудностей и вопросов, так как в библиотеке нашлось не так много книг и других документов. Когда-то в 20 веке наших родителей учили атеизму и не признавали никаких святых, поэтому и мало литературы. Но всё равно кое-что я нашёл. При изучении пришлось также использовать словари и Интернет.

Также я изучил известную картину М. Нестерова "Явление отрока Варфоломею" и постарался понять, чем отличается картина от икон. А отличается тем, что на иконах нет индивидуальных черт, даются лишь внешние указания на то, чтобы узнать облик святого. Главное – в том, о чем говорит икона, зашифрованное в ней послание. В результате мы видим не индивидуальность, и идею, не портрет, а лик.

На картине нет ничего случайного, ничего лишнего. Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане - это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно - это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа - дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб - будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества. По сути, Нестеров передал на полотне эпизод из жития преподобного Сергия. Передал, не пожертвовав ни единой деталью.

«Видение отроку Варфоломею» не зря считается едва ли не лучшим из произведений Нестерова. Картина настоящая, она словно дышит, на нее завороженно смотришь и не можешь сформулировать словами всю глубину смыслов, в ней сокрытых. Слова лишь выхватывают то тут кусочек, то там - а всей полноты объять не могут. Да и не нужны тут слова, без них всё понятно - картина сама вливается в душу.

Из его картин понимаешь, что художник не только сам был глубоко духовным человеком, но и ему так же был интересен духовный мир окружающих его людей, их смирение, умиротворение, погружение в себя

«Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же страннолюбие и смирение»

Сергий Радонежский.

Литература:

1. Богословские труды №29.- Московская патриархия, 1989.- 336с. – ил.

2. Такташова Л. Русская икона.- Владимирский областной институт усовершенствования учителей.: Владимир, 1993.- 128с.

3. Энциклопедия для детей Т.7. Искусство. Ч.1.- 2-е изд. исп./глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М. : Аванта+, 2000. –681с. – ил.

4. А.Л.Вахрина. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» (Электронный ресурс) w . w . w 1. rostmuseum . ru > publication / historuCulture . (дата обращения 13.11., 16.11. 2013)

5. Википедия (Электронный ресурс) ru . wikipedia org > wiki /Троица(икона Рублёв) images . yandex . ru > история создания иконы «Сергий Радонежский» (дата обращения 13.11, 18.11.2013)

ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Я ИДУ НА УРОК

Нина РОЖАНОВСКАЯ,
гимназия № 24, г. Томск

ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Интегрированный урок в 8-м классе

Литература и мировая художественная культура

Урок проводится как итоговый после изучения по литературе «Жития Сергия Радонежского» и по МХК темы «Икона. Иконография святых».

Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М.Нестерова, Н.Рериха и других художников.

Ход урока

(Звучит колокольный звон.)

Учитель. Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм. Самый большой колокол на колокольне весит десять тонн. Он был подарен монастырю русским царём Борисом Годуновым.

А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры - Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.

Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

Мы с вами прочитали «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Что характерно для жития как жанра древнерусской литературы?

1-й ученик. Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала - святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Герои жития - самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Кто, избрав однажды путь спасения, а не смерти, шёл по нему, поверяя все свои дела евангельскими заповедями, стараясь в пути этом уподобиться Христу.

(Учащиеся вспоминают известных им русских святых: Бориса и Глеба, других, кратко пересказывают их жития.)

2-й ученик. Один из самых почитаемых на Руси святых - Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом. Известна дата его рождения - 3 мая 1314 года. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням - средам и пятницам.

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).

Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Сергий оставил у себя двенадцать человек - в подражание двенадцати апостолам Христа. Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжёлой работы, подавая пример братии. Однажды у него кончился хлеб, и Сергий нанялся прирубить сени к келье одного из монахов. За три дня работы тот дал преподобному краюху хлеба, заплесневевшую настолько, что, когда Сергий приступил к еде, из его рта пошла пыль. Этот эпизод говорит историку не только о смирении Сергия, но и о том, что вначале в обители был принят особножительный устав - каждый жил на свои средства.

Сергий поднял на недосягаемую высоту духовный авторитет своей обители. Он был знаком с византийским богословским учением исихазма - молчальничества, сутью которого была идея внутреннего самосовершенствования. Очистившись от греховных помыслов и сосредоточившись на божественном, по мнению исихастов, можно было достичь соединения с Богом.

Преподобный Сергий, бывший духовником Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю.

Житие Сергия составлено вскоре после его смерти, в 1392 году, монахом Епифанием, лично знавшим святого.

3-й ученик. Внешность Сергия также не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.

(Демонстрируется портрет.)

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону. (Учащиеся вспоминают, что такое икона.) Икона (греч. эйкон - образ, изображение) - символическое изображение святого или события из священной истории. В православии воспринимается как святой образ - изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определённой системой приёмов и средств живописи, присутствует некое таинство. Икона создаётся в соответствии с канонами древнерусской живописи.

(Учащиеся вспоминают эти каноны: обратная перспектива, символическая роль цвета и другие. На доске - репродукция самой известной иконы - «Троица» Андрея Рублёва. Ученик рассказывает об истории её создания.)

На доске - репродукции икон Сергия Радонежского, в том числе и житийная икона. Житийная икона - икона, запечатлевшая житие и чудеса того или иного святого; по её сторонам и в клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого, которому посвящена икона.

Главными отличительными особенностями святого Сергия на иконах стала коричневая монашеская мантия с тёмным платком-парамандом и округлая, средней длины борода. События жизни разворачиваются в боковых клеймах. Только одно из этих событий выделилось в отдельную икону - явление Сергию Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Святой беспокоился о дальнейшей судьбе своей обители, и Богоматерь обещала всегда заботиться о монастыре.

(Ученики сравнивают «Житие», написанное Епифанием, с биографической повестью «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцева.) Мир жития условен, писатель же пытается проникнуть во внутренний мир героя, объяснить его поступки.

Так же и картины художников отличаются от икон, написанных строго по канонам.

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862–1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве.

Самая значительная картина Нестерова, посвящённая Сергию Радонежскому, «Видение отроку Варфоломею», была написана в 90-е годы XIX века. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. “Жить буду не я, - говорил он. - Жить будет «Отрок Варфоломей»”. В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.

Во время размышлений над будущей картиной Нестеров живёт в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещает места, связанные с деятельностью святого Сергия.

Нестеров избирает эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.

Нестеров выставил «Отрока Варфоломея» на XVIII передвижной выставке. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что “нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех. Картина действовала ошеломляюще”. Но были и критики картины. Видный идеолог передвижничества Г.Мясоедов доказывал, что золотой венчик вокруг головы святого надо закрасить: “Ведь это же абсурд даже с точки зрения простой перспективы. Допустим, что вокруг головы святого круг золотой. Но ведь вы видите его вокруг лица, повёрнутого к нам анфас? Как же можете видеть его таким же кругом, когда это лицо повернётся к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо, а вы рисуете его таким же кругом! Если же это не плоский круг, а шаровидное тело, окутывающее голову, то почему же сквозь золото так ясно и отчётливо видна вся голова? Вдумайтесь, и вы увидите, какую написали нелепость”. Столкнулись два века, и каждый говорил на своём языке: упрощённый реализм боролся с символическим видением внутреннего мира человека. Протест вызывали и нимб, и старец. И пейзаж, и бесплотный отрок (по преданию, он писался с “больнушки” - деревенской больной девочки из-под Троице-Сергиевой лавры). К П.М. Третьякову явилась целая депутация художников с требованием отказаться от приобретения «Варфоломея». Третьяков картину купил, и она вошла в пантеон русского искусства.

Окрылённый успехом, живописец решает создать целый картинный цикл, посвящённый Сергию Радонежскому. Триптих - форма весьма редкая в те годы - напрямую восходил к череде иконописных клейм, к деисусному ряду иконостаса. В «Трудах преподобного Сергия» (1896–1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причём разных времён года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, осуждал праздность монахов и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты - создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго. В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого. Он не позирует, а просто живёт среди себе подобных, ничем не выделяясь.

Говоря о другом художнике - Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были «Учители Востока». В картине «Тень учителя» Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге. Среди полотен, посвящённых великим учителям человечества - Будде, Магомету, Христу, - есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отводил роль спасителя России во всех трагических поворотах её истории. Рерих верил в историческую миссию России. Русская тема не уходила из его творчества; с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ святого Сергия. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины.

Образ святого Сергия Радонежского близок и нам, живущим в начале третьего тысячелетия.

Литература

Из «Жития Сергия Радонежского» // Древнерусская литература. Хрестоматия / Сост. О.В. Творогов. М.: Просвещение, 1995.

Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.

Бусева-Давыдова И. Художественная культура Древней Руси. Иконография святых / Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. № 11.

Троице-Сергиева лавра. К 1000-летию Крещения Руси. Изд. Московской Патриархии, 1987.

Ерёмина Т.С. Предания о русских иконах. М.: Владос, 1994.

Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. М.: Владос, 1995.

Алпатов М. Краски древнерусской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1974.

Зотов Б. Душа народа, или Россия глазами живописца Михаила Нестерова // Смена, 1990. № 7. С. 221–227.

Князева В.П. Н.Рерих. М.: Изобразительное искусство, 1968.

Хоничев Н. Памяти Сергия Радонежского // Русский крест: Поэтический сборник, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Совместное издание Томского Благочиния и Томской писательской организации. Томск, 1994.