Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Психологическое сопровождение о


Минюст России подписал приказ о подготовке с января 2016 года в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) сотрудников по защите прав и интересов арестованных и осужденных инвалидов. Акцент в подготовке будет сделан на человеческий фактор: правозащитники смогут помочь таким заключенным перенести неволю, подготовить их к жизни на гражданке и воспитать из них законопослушных граждан. Помимо психологии, они освоят нюансы профильного законодательства, оформления социальных пособий и документов, чтобы у инвалидов не было проблем на воле. Уже в колонии зэки смогут восстановить утраченные документы, а также узнают, какие права и социальные гарантии им положены. Общественные правозащитники считают, что их новые коллеги из ФСИН не смогут полноценно отстаивать права заключенных, потому что слишком зависимы от внутриведомственных интересов.

Приказ Минюста «Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами» утвержден 6 октября. Он разрабатывался во исполнение федерального закона № 46 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», который вступил в силу в России 3 мая 2012 года.

Сейчас в исправительных учреждениях ФСИН содержится 22,4 тыс. инвалидов, в том числе 558 человек - первой группы, 9725 человек - второй группы, 12 143 человека - третьей группы. ФСИН учитывает эту категорию заключенных.

Для осужденных инвалидов созданы условия для участия в общественной, культурной жизни и физического развития, - сообщили «Известиям» в пресс-центре ФСИН. - В исправительных учреждениях есть пандусы, одноярусные кровати, а также специальные туалеты и душевые. Кроме того, эта категория заключенных находится под постоянным медконтролем.

Так, слепым и слабовидящим заключенным предоставляют литературу и документы на специальных носителях информации: «говорящая книга», книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), крупношрифтовые книги и плоскопечатные издания.

Тем не менее прокуроры находят в колониях нарушения прав инвалидов. Например, в апреле 2015 года начальник бурятской колонии-поселения № 3 получил предупреждение от местного прокурора за нарушение уголовно-исполнительного законодательства. Выяснилось, что заключенные-инвалиды, которым было сложно передвигаться самостоятельно, не имели полноценного доступа в столовую, медчасть, спортзал и баню. Все эти здания не были оборудованы пандусами; не было создано отдельной душевой кабинки для них, не обеспечен нормальный доступ в туалеты. На тот момент в колонии № 3 было семь инвалидов с различными группами инвалидности.

Защитой прав заключенных в местах лишения свободы, в том числе и инвалидов, активно занимаются прокуратура и различные общественные организации, но теперь к ним присоединятся и представители ФСИН. Для этого они пройдут курс обучения, разбитый на два основных блока с подпрограммами.

Первый блок называется «Психологическая подготовка» и содержит лекции по психологическому сопровождению, конфликтологии и по «технике психической саморегуляции». Конфликтология изучает причины возникновения конфликтов и определяет пути их преодоления.

Сотрудники ФСИН изучат понятие психологии конфликта, методику работы по разрешению спорных ситуаций между заключенными и персоналом, - рассказал «Известиям» источник, близкий к разработке приказа. - Большое внимание будет уделено профилактике психологических срывов: арестантов, осужденных и состоящих на учете в уголовно-исправительных инспекциях будут сопровождать, чтобы предотвратить их скатывание в депрессию, агрессию или пагубную зависимость.

А чтобы сами психологи ФСИН, пропуская через себя тяжелые жизненные истории инвалидов, их проблемы и переживания, не получали от этого стресс, их и научат психической саморегуляции, добавил источник.

Психическая саморегуляция - воздействие человека на самого себя через убеждение, слова и мысленные образы, для того чтобы не поддаваться негативным эмоциям, а также способы их преодоления. Подобные навыки обычно полезны для силовиков и людей, чья профессия связана со стрессом.

Второй блок под названием «Социальная защита» касается не внутреннего мира инвалидов, а способов их взаимодействия с внешним миром, к которым они будут прибегать после освобождения. Известно, что зачастую инвалиды сознательно отгораживаются от внешнего мира и сводят к минимуму общение с другими людьми. Также фсиновцев научат азам профессии социального работника - объяснят, какие документы необходимы инвалиду для жизни на воле, как восстанавливать утраченные справки и оформлять пенсии и льготы по инвалидности.

На лекциях из второго раздела сотрудникам расскажут и о том, как приобщить инвалида к ведению здорового образа жизни, заставить его отказаться от вредных привычек.

В каждом разделе тематического плана лекций, с которым ознакомились «Известия», содержатся указания, что программа касается не только осужденных, но и подозреваемых и обвиняемых инвалидов. Кроме того, речь идет и о несовершеннолетних. Значит, новая служба будет работать не только в колониях, но и в СИЗО, и в других типах пенитенциарных учреждений, подведомственных ФСИН (так называемые крытые зоны, спецшколы и ПТУ, а также центры временной изоляции для несовершеннолетних).

Приказ начнет действовать 1 января 2016 года, соответственно, готовить новые кадры во ФСИН начнут уже после новогодних праздников.

Общественные правозащитники пока скептически относятся к идее Минюста.

Правозащитная служба во ФСИН никакая, и мы имели возможность в этом убедиться при всех начальниках службы; тамошние правозащитники никогда не вступали в конфронтацию даже с региональным руководством, - считает правозащитник и член консультативного совета при Генпрокуратуре Валерий Борщев. - Я не думаю, что при таком кадровом составе они смогут организовать эффективную работу в отношении такой группы осужденных, как инвалиды.

Эксперты считают, что акцент при обучении правозащитников необходимо делать на психологии.

Заключенные с ограниченными физическими возможностями в тюремной неформальной иерархии обычно занимают низкие позиции, поэтому они нуждаются в психологической помощи, - рассказал «Известиям» член Общероссийского совета по психотерапии, психотерапевт Марк Сандомирский. - С одной стороны, инвалиды не могут за себя постоять, на них могут оказывать давление, эксплуатировать, отнимать у них посылки с воли. С другой стороны, они сами могут проявлять агрессию, пытаясь что-то доказать окружающим о себе.

Он считает, что знание основ психологической саморегуляции важно не только для сотрудников ФСИН, но и для самих инвалидов.

Как раз инвалидам нужны основы саморегуляции - это очень простые занятия, направленные на то, чтобы преодолевать отрицательные эмоции, давать им безопасный выход, разрядку эмоциональную, - сообщил Сандомирский. - Особенно это касается агрессивных эмоций, таких как гнев.

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
  • ЗАБОЛЕВАНИЕ
  • ИНВАЛИД
  • ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ОСУЖДЕННЫЙ
  • ПСИХОЛОГИЯ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ

В статье рассмотрены основные аспекты характеристики осужденных инвалидов по психологическим критериям. Показаны некоторые проблемы осужденных инвалидов, содержащихся в исправительных учреждениях пенитенциарной системы.

  • Медико-психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами
  • Характеристика осужденных инвалидов по психологическим критериям
  • Изменение личности осужденных наркоманов участников группы
  • Некоторые аспекты организации психопрофилактической работы с больными наркоманией осужденными

Медико-психологическое сопровождение осужденных инвалидов в пенитенциарных учреждениях современной России активно развивается как особый вид деятельности по оказанию медико-санитарной и социально-психологической помощи и поддержки данной категории осужденных. Для этого в исправительных учреждениях созданы и функционируют медико-санитарные части, психологические лаборатории, отделы социально-психологической работы, группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных.

Осужденные-инвалиды имеют гарантированное государством право на оказание квалифицированной медико-социальной помощи, осуществление различного рода восстановительных и реабилитационных мероприятий медицинского характера, в том числе посредством проведения врачебной и медико-социальной экспертизы. Законодательство обеспечивает инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Меры и формы поддержки инвалидов распространяются на все категории граждан, включая осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. При этом особый характер исполнения лишения свободы (то есть организация специального уголовно-исполнительного процесса, включая стадию освобождения и постпенитенциарной ресоциализации) и подготовки к освобождению определяется признаком инвалидности физического лица, отбывающего уголовное наказание.

Деятельность по оказанию осужденным медико-психологической помощи, поддержки, защиты в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения – является приоритетной в работе в исправительном учреждении, особенно с такой категорией, как осужденные инвалиды

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых в 1955 г., отмечается, что «законодателю следует принять меры к тому, чтобы осужденные во время и после отбывания наказания сохраняли бы максимум прав в области социального обеспечения, социальных льгот и иных гражданских интересов». Сохранение максимума прав в области обеспечения осужденных инвалидов, как это рекомендуется в основополагающих международных документах, является выражением принципов гуманизма и социальной справедливости в уголовно-исполнительном праве в части, касающейся социального обеспечения. К числу важнейших законов, имеющих значение для работы в уголовно-исполнительной системе с осужденными инвалидами, в первую очередь можно отнести Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996), в котором фиксируется в качестве задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ наряду с другими: «оказание помощи осужденным в социальной адаптации». Эта норма права имеет отношение ко всей массе осужденных, отбывающих уголовные наказания, в том числе к осужденным инвалидам.

Нельзя оставить без внимания и такой аспект социальной работы, как медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья.

Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы - одно из неотъемлемых составляющих условий отбывания наказания. Оно организуется в соответствии со ст. 101 УИК РФ и Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, Минюста России и Минздравсоцразвития России. Медико-санитарное обеспечение осужденных инвалидов подразумевает наружный осмотр медицинским работником по прибытию их в исправительное учреждение, с целью выявления телесных повреждений. Затем вновь прибывшие осужденные инвалиды проходят комплексную санитарную обработку и размещаются в карантинном помещении, где в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. При выявлении в этот период инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинской части или больнице, а в учреждении проводится комплекс противоэпидемических мероприятий. Осужденные инвалиды в карантинных отделениях проходят обязательное медицинское обследование, включающее в себя осмотр врачами-специалистами, рентгено-флюорографическое и лабораторное исследование. Результаты обследования регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного инвалида и учитываются при распределении их по отрядам и видам работ.

В процессе исполнения наказания медико-санитарное обслуживание осужденных инвалидов включает в себя: амбулаторное и стационарное лечение, медикаментозное обеспечение и санитарный надзор.

Амбулаторное лечение осужденных инвалидов осуществляется в медицинских частях исправительных учреждений. Прием осужденных инвалидов в них производится по предварительной записи и по назначению медперсонала в соответствии с режимом работы медицинской части. В структуру медицинской части входят, как правило: аптека, амбулатория, стационар с диагностической лабораторией, зубоврачебным, терапевтическим и другими кабинетами, инфекционный изолятор и т.п. Прием осужденными инвалидами медицинских препаратов, полученных от родственников, осуществляется строго по медицинским показаниям и только под контролем медперсонала.

Стационарное лечение осужденных инвалидов производится в лечебно-профилактических (межобластные и областные больницы для осужденных, специализированные туберкулезные больницы) и лечебных исправительных учреждениях (лечебные исправительные колонии для осужденных больных туберкулезом). Они имеют соответствующее оборудование, штат врачей и статус колонии на правах лечебного заведения. В случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, а также в экстренных случаях осужденные инвалиды могут быть направлены, при условии соблюдения требований охраны и надзора, в территориальные лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения.

Кроме того, осужденные инвалиды, по их желанию, могут получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оказываемую специалистами органов здравоохранения в условиях лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений. Оплата дополнительной лечебно-профилактической помощи осуществляется путем почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного инвалида в адрес медицинского учреждения либо медицинского специалиста, ее оказавшего.

В исправительных учреждениях обеспечивается строгое выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. За выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных инвалидов, несет ответственность администрация исправительных учреждений.

Появившиеся случаи отказа осужденных инвалидов от приема пищи, подвергающего опасности их жизнь, обусловили закрепление в ст. 101 УИК РФ положения о принудительном питании осужденного инвалида по медицинским показаниям.

Во всех видах исправительных учреждений, за исключением исправительной колонии особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы и тюрем, где все осужденные содержатся в камерах, осужденные инвалиды содержатся в обычных жилых помещениях, где они размещаются по отрядам или бригадам. Осужденным инвалидам I и II групп создаются улучшенные жилищно-бытовые условия. Как правило, это могут быть отдельные помещения, где размещаются осужденные инвалиды.

В исправительных учреждениях находятся инвалиды по зрению, слуху, с ампутированными конечностями, по общим и профессиональным заболеваниям. Они имеют возможность регулярно получать медицинскую помощь в исправительном учреждении, могут быть помещены в стационар медицинской части колонии, а также в специальную больницу или лечебное исправительное учреждение. Содержание этой категории осужденных в местах лишения свободы требует создания определенных условий, надлежащего ухода за ними, а также материальных затрат.

Инвалиды I и II групп, отбывающие наказание, могут дополнительно по медицинским заключениям получать посылки (передачи), бандероли, а также приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, в количестве одного установленного минимального размера оплаты труда с учетом надбавок, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Отдельные осужденные привлекаются для оказания содействия инвалидам в уходе за ними.

Работающим осужденным-инвалидам I и II групп, а также осужденным престарелого возраста уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:

  1. увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;
  2. привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;
  3. увеличение размера гарантированного минимума до 50 % от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания наказания в виде лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Осужденные инвалиды, как и все осужденные, имеют возможность общаться между собой и с другими осужденными, персоналом, посещать все информационно-разъяснительные, социальные, культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые администрацией ИУ. Они имеют возможность посещать библиотеку, а также в отведенное время по распорядку дня просматривать телепередачи.

В каждом исправительном учреждении для всех осужденных, в том числе и для инвалидов, имеется возможность получения основного общего образования, среднего образования, профессионального образования, а также создаются возможности дистанционного обучения в колледжах и вузах.

Немало положительных примеров из деятельности УИС можно привести, когда осужденные инвалиды проявляют сами активное участие в проведении досуговых культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, а также в деятельности общественных самодеятельных формирований по оказанию помощи администрациям ИУ в различных направлениях деятельности.

Питание осужденных - инвалидов I и II групп осуществляется бесплатно по повышенным, установленным Правительством РФ нормам (общее, диетическое) и организуется в зависимости от возможностей их передвижения в столовой исправительного учреждения либо в отведенном месте в помещениях для проживания. Одежда осужденным-инвалидам I и II групп также предоставляется бесплатно. Уход за осужденными инвалидами может осуществляться специально закрепленными администрацией ИУ для этого людьми из числа самих осужденных. Они помогают таким осужденным во всех вопросам, связанных с необходимостью соблюдения личной гигиены и общественной санитарии. Осужденные инвалиды имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение. Выплата пенсий им осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения ИУ путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

При подготовке к освобождению, необходимо учитывать особенности таких категорий осужденных, как инвалидов I и II группы, престарелых, беременных женщин с детьми, а также иностранных граждан.

Так в соответствии со статьей 180 УИК РФ, по просьбе освобождаемых из мест отбывания лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами I и II группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет, которые до осуждения не имели постоянного места жительства, и осужденных женщин старше 55 лет, администрацией ИУ направляются запросы в органы социальной защиты для помещения их в дома инвалидов и престарелых. Лица, не имеющие детей, следующие в дома инвалидов или престарелых, обеспечиваются билетами до места нахождения учреждения.

Таким образом, нельзя отделить социальную работу от медико-психологического сопровождения при работе с осужденными инвалидами, а всё вышеизложенное, подтверждает наличие правовых норм в УИК РФ закрепляющих основы работы с осужденными инвалидами в УИС Минюста России, которые отражены в: Конституции Российской Федерации; нормативных актах Минюста России, регулирующих вопросы социальной работы; нормативных актах Федеральной службы исполнения наказаний, ее главных управлений и отделов; локальных нормативных актах, принимаемых администрацией исправительных учреждений УИС по вопросам медико-санитарного и социально-психологического сопровождения осужденных.

Список литературы

  1. Кузнецов М. И., Ананьев О. Г. Социальная работа с осужденными в ИУ: учеб. пособие для начинающих специалистов по социальной работе УИС – Рязань, 2006.
  2. Лузгин С.А. Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными как отечественная модель организации их исправления и ресоциализации в исправительных колониях: Учеб.пособие. – Рязань, 2004.
  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ.
  4. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ.
  5. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ.
  6. перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун - т. - Н. Новгород, 2008. - С. 286 - 287 (0,1 п.л.).
  7. Подписано в печать ІЗ. 09.20/2 Формат 60x90 1/16 Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ.л. /, 56 Тираж 100 экз. Заказ №_
  8. Полиграфический центр Гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, 603022, г. Н.Новгород, Тимирязева, 31
  9. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учеб.пособие / под ред. А.Я. Гришко, М.И. Кузнецова, В.Н. Казанцева. – М., 2008.
  10. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб пособие/С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.; Под общ. ред Ю.И. Калинина. - 2-е изд., испр. – Рязань, 2006.
  11. Социальная работа с осужденными: Учеб.пособие / под ред. В.И. Жукова, М.А. Галагузовой. – М., 2002.
  12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (1997).
  13. Уголовный кодекс РФ (1996).
  14. Халак М. Е., Использование арт-терапии и музыкотерапии в реабилитации лиц с психосоматическими заболеваниями /М. Е. Халак, А. И. Протасова //Актуальные вопросы реабилитации и пути их решения: Материалы всероссийской науч. - практ. конф. с междунар. участием / Волго-Вятская академия гос. службы. - Н. Новгород, 2006. - С. 95 - 96 (0,1 п.л., 50 % личного вклада).
  15. Халак, М. Е. Актуальные проблемы подростков с ограниченными возможностями / М. Е. Халак // Психологическая наука и практика: проблемы и
  16. Халак, М. Е. Влияние уровня личностной тревожности на психологический реабилитационный потенциал людей пожилого возраста / М. Е. Халак // III Международный конгресс «Нейрореабилитации - 2011»: материалы конгресса -М„ 2011,-С. 186- 187 (0,1 п.л.).
  17. Халак, М. Е. Определение уровня психологического потенциала у лиц с ограниченными возможностями / М. Е. Халак // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). -ART 12131.-0,5 п. л. - URL: http://wwvv.covenok.rii/koncept/2012/12131 .htm
  18. Халак, М. Е. Психологическая реабилитация лиц с ментальными нарушениями / М. Е. Халак // Реабилитация лиц с ментальными нарушениями. Проблемы, пути решения: материалы Второй Российско - Германской конференции / ННГУ им. Н. И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2004. - С. 40 (0,1 п.л.).
  19. Халак, М. Е. Психологические особенности инвалидов с артериальной гипертонией. Направления психокоррекционной работы /М. Е. Халак, Е. А. Уханова // Вопросы реабилитации больных артериальной гипертонией. Проблемы профилактики сердечно - сосудистых осложнений: информационно-психологическое письмо под ред. Н. Н. Селивановой, Н. В. Стариковой. - Н. Новгород, 2005. - С. 80 - 91 (0,63 п.л., 50 % личного вклада).
  20. Халак, М. Е. Психологический реабилитационный потенциал больных с ТБСМ / М. Е. Халак // II Международный конгресс «Нейрореабилитации - 2010»: материалы конгресса. - М., 2010, - С. 167 (0,1 п.л.).
  21. Халак, М. Е. Психологическое сопровождение восстановительного лечения лиц с ограниченными возможностями с недостаточным уровнем психологического реабилитационного потенциала / М. Е. Халак // Приволжский научный журнал. - Н. Новгород, ННГАСУ - 2012 - № 1. - С. 238 - 242 (0,26 пл.).
  22. Халак, М. Е. Роль уровня психологического реабилитационного потенциала инвалида в процессе психологического сопровождения / М. Е. Халак // Актуальные вопросы восстановительной медицины и реабилитации больных с двигательными нарушениями: материалы Межрегион, науч.-практ. конф. -Н.Новгород, 2009.-С. 182-183 (0,1 п.л.).
  23. Халак, М. Е. Социально-психологическая реабилитация людей с ограниченными возможностями / М. Е. Халак // Социально-психологическая реабилитация инвалидов: информационно - методическое письмо под.ред. Н. Н. Прониной. - Н. Новгород, 2007. - Авторский текст глава 5, С. 72 - 76 (0,47 п.л.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Медико-психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами

Психологические науки

Ковачев Олег Владимирович, кандидат наук, доцент Академия ФСИН России

В исправительных учреждениях ФСИН России в 2014 году содержалось более 20 тысяч инвалидов, в том числе около 10 тысяч инвалидов 1 группы.

Одной из основных целей «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» является «гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов» . Поэтому в исправительных учреждениях Российской Федерации необходимо уделить достаточное внимание соблюдению законных прав осужденных инвалидов .

Нами проводится работа по совершенствование форм и методов медико-психологической работы с осужденными инвалидами.

Целью данной работы является вооружение сотрудников уголовно-исполнительной системы знаниями по важнейшим проблемам медицинского и психологического сопровождения осужденных, являющихся инвалидами.

В ней рассматриваются направления и формы медикаментозной, психокоррекционной и психотерапевтической помощи и поддержки инвалидов, особенности обслуживания этой категории осужденных.

В статье рассмотрены некоторые аспекты медико-психологического обеспечения осужденных инвалидов. Изучены социальные связи осужденных.

Актуальность проведения: теоретические исследования и практический опыт убеждают в том, что сформированная в исправительных учреждениях под воздействием системы современных педагогических, психологических, психотерапевтических и иных технологий позитивная установка, происходящие личностные перемены крайне редко выдерживают экзамен на прочность, сталкиваясь с деформирующим влиянием неблагоприятных факторов. Помощь сотрудников в решении этой проблемы носит бессистемный, эпизодический, часто непрофессиональный характер. Все это в значительной степени обусловливает рецидив и другие негативные социальные проявления постпенитенциарного характера .

Известно, что личность, попавшая в сферу влияния исправительного учреждения, временно изолированная от общества и ограниченная в связях, значительно ухудшает свой медицинский, социальный и психологический статус, не имея реальной возможности самостоятельно отстаивать свои интересы и достоинство, удовлетворять минимальные потребности на всех этапах изоляции от общества, начиная от предварительного заключения (содержания под стражей) до последнего дня пребывания в исправительном учреждении .

Анализ социальных связей осужденных инвалидов с родственниками показал, что поддерживают социальные связи с родственниками в исправительных учреждениях общего режима 56,4 % осужденных, а в исправительных учреждениях строго режима только 42,3 % осужденных инвалидов. осужденный инвалид психологический сопровождение

Получение посылок и передач. 19,3 % осужденных инвалидов в исправительных учреждениях общего режима получают посылки и передачи более одного раза, что почто на 8 % меньше, чем в исправительных учреждениях строго режима. 19,5 % осужденных в исправительных учреждениях общего режима и 17,6 % в исправительных учреждениях строго режима не получают посылок и передач вообще.

Право на свидания с родственниками и иными лицами. В течение года 53,1 % осужденных инвалидов в исправительных учреждениях общего режима и 57,1 % в исправительных учреждениях строгого режима не имели краткосрочных свиданий. 15,2 % осужденных инвалидов в исправительных учреждениях общего режима и 21,2% в исправительных учреждениях строгого режима имели только одно краткосрочное свидание. Большая часть осужденных в исправительных учреждениях обоих видов режима содержания не имели длительных свиданий, а именно 63,2 % осужденных инвалидов в исправительных учреждениях общего режима и 54,5 % осужденных в исправительных учреждениях строгого режима. Право на телефонные переговоры. В течение года воспользовались правом на телефонные переговоры более 4 раз в исправительных учреждениях общего режима 18,7 % осужденных и в исправительных учреждениях строгого режима 22,5 % осужденных. Большая часть осужденных инвалидов не изъявляла желания звонить. В исправительных учреждениях общего режима таких осужденных было 54,5 % и в исправительных учреждениях строгого режима 45,6 %.

Право на получение и отправление писем. В исправительных учреждениях общего режима регулярно ведут переписку 63,9 % осужденных инвалидов, от случая к случаю 24,2 % и не ведут переписку 11,9 % осужденных. В исправительных учреждениях строгого режима регулярно ведут переписку 56,1 % осужденных, от случая к случаю 20,4 % и не ведут переписку 23,5 % осужденных инвалидов.

Мы считаем, что медико-психологическое сопровождение осужденных инвалидов необходимо проводить во всех видах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Механизмы реализации этой задачи, опыт строительства подобной системы реально представляют собой предмет дальнейших исследований.

Данная работа является попыткой представить в системном виде новое направление практической деятельности исправительных учреждений, а также еще только разрабатываемую отрасль пенитенциарной науки и специализацию новой учебной дисциплины.

В ранее опубликованных работах были освещены лишь некоторые теоретические и практические проблемы медико-психологической работы с осужденными . Между тем значимость ее возрастает и требует глубокого систематизированного изучения .

Можно отметить, что осужденные инвалиды нуждаются в различных видах постоянной помощи, поддержке и защите. Медико-социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением медицинских работников, психологов, социальных работников, работников воспитательных служб, представителей органов социальной защиты населения и неправительственных общественных организаций .

Предполагаемые формы и методы внедрения исследования. Полученные результаты исследования будут использованы практическими работниками при выполнении своих служебных обязанностей. Предполагается также использование результатов научных исследований в системе профессиональной и служебной подготовки личного состава и в учебном процессе Академии ФСИН России.

Список литературы

1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.

2. Воронин Р.М., Датий А.В. Медико-социальная работа с мужчинами-инвалидами, содержащимися в исправительных колониях общего режима // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 67-74.

3. Датий А.В. Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-санитарного обеспечения осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9. С. 16-21.

4. Датий А.В. Проблемы медицинского обеспечения осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 52-60.

5. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 100-107.

6. Датий А.В., Бовин Б.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.

7. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.

8. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.

9. Датий А.В., Ганишина И.С., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 2 (13). С. 21-25.

10. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 181-182.

11. Датий А.В., Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общей редакцией доктора психологических наук Д.В. Сочивко) // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 193.

12. Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 216-218.

13. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин в колониях общего режима // Вестник Кузбасского института. 2014. № 3 (20). С. 66-74.

14. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин в колониях общего режима // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 3 (14). С. 11-15.

15. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика осужденных с социально значимыми заболеваниями // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 3. С. 21-32.

16. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.

17. Датий А.В., Павленко А.А., Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 178-179.

18. Датий А.В., Селиванов С.Б., Панфилов Н.В. Опыт создания информационно-аналитической базы социально-гигиенического мониторинга в системе Минюста России // Гигиена и санитария. 2004. № 5. С. 23.

19. Датий А., Тенета Е. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных в учреждениях ФСИН России // Закон и право. 2006. № 12. С. 40-41.

20. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.

21. Датий А.В., Федосеев А.А. Криминологические и психологические особенности больных социально значимыми заболеваниями осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 2 (5). С. 69-79.

22. Датий А.В., Федосеев А.А. Характеристика больных туберкулезом осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 1. С. 16-27.

23. Датий А.В., Федосеев А.А. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 35-45.

24. Датий А., Хохлов И. Проблема оказания противотуберкулезной помощи осужденным в учреждениях ФСИН России // Закон и право. 2006. № 11. С. 23-24.

25. Датий А.В., Юсуфов Р.Ш., Ермолаева Т.В. Роль клинико-диагностических лабораторных исследований в диагностике туберкулеза // Клиническая лабораторная диагностика. 2010. № 9. С. 35.

26. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.

27. Мачкасов А.И. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2010.

28. Пинтяшин Е.В., Полянин Н.А. Проблемы, возникающие у осужденных, в зависимости от их неформального социального статуса // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.

29. Смирнов Д.А., Селиванов Б.С., Датий А.В. Некоторые аспекты медико-санитарного обеспечения осужденных в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 20-21.

30. Рахмаев Э.С. Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - 15 лет // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. С. 15-17.

31. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.

32. Тенета Е.Л., Датий А.В. Некоторые аспекты характеристики ВИЧ-инфицированных осужденных в учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2. С. 32-34.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Cоздание цивилизованных условий содержания осужденных в условиях отбывания наказания. Порядок предоставления медико и санитарно-профилактической помощи. Особенности размещения и условия содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2010

    Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ. Обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной системы. Правовой статус осужденных, отбывающих наказания в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах и тюрьмах.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2015

    Особенности развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан. Социально-правовое положение осужденных в пенитенциарных учреждениях РК. Характеристика прав и обязанностей осужденных, меры воздействия, средства защиты в местах лишения свободы.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2015

    Медицинские услуги лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Оказание медицинских услуг отдельным категориям осужденных. Порядок оказания медицинской помощи осуждённым. Совершенствование оказания медицинских услуг в отношении осуждённых.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2017

    Предмет и задачи пенитенциарной виктимологии. Профилактика пенитенциарных преступлений. Состояние преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Факторы, обусловливающие уровень пенитенциарной виктимизации осужденных.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2015

    Назначение караулов подразделений по конвоированию осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их состав и численность. Подготовка нарядов к несению службы. Назначение и виды топографических условных знаков и основные требования к ним.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2013

    Изучение практики исправительных учреждений (ИУ). Средства мобилизации осужденных, активизации их установок, привычек, психических состояний. Виды, формы и методы психологической подготовки осужденных и ее необходимость. Средства ресоциализации.

    реферат , добавлен 04.12.2008

    Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных за умышленные преступления. Состояние законности в современных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Ответственность осужденных к обязательным работам.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2017

    Понятие режима в исправительных учреждениях. Статус, правовое положение лиц, отбывающих наказание. Виды исправительных учреждений в России. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Социальная защита и реабилитация осужденных.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2016

    История становления системы образования осужденных к лишению свободы. Российский и международный опыт нормативно-правового регулирования образования осужденных. Особенности организации получения общего и профессионального образования осужденными.

Одной из наиболее социально-незащищенных категорий в исправительном учреждении являются осужденные пожилого возраста и инвалиды. Они имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите.

Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей органов социальной защиты населения.

Среди осужденных пожилого возраста редко встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности, что называется нормальной старостью. естественно стареющие осужденные характеризуются физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, высокой способностью к трудовой деятельности.

Нередко в исправительном учреждении отбывают наказание осужденные, у которых проявляются существенные патологические отклонения в процессе старения, связанные с различными заболеваниями, нарушением компенсаторных и адаптационных механизмов, дисгармонией жизненных процессов и их проявлений. Происходящая при старении перестройка механизмов высшей нервной деятельности составляет основу возрастных изменений психической деятельности и поведений человека. Прежде всего, это касается такого сложного явления, как интеллект. В старости важнейшей становится способность к решению задач, связанных с использованием уже накопленного опыта и информации. В эмоциональной сфере наблюдается неконтролируемая склонность к враждебности и агрессивности по отношению к окружающим, ослабляется прогнозирование последствий своих поступков и действий других лиц. Среди психологических процессов, на которых в наибольшей степени отражаются возрастные изменения, является ослабление памяти. Возрастные изменения способны существенно изменить психический склад человека, его личность. Среди характеристик, считающихся типичными для пожилого возраста, - консерватизм, стремление к нравоучениям, обидчивость, эгоцентризм, уход в воспоминания, самоуглубленность, что усугубляется лишением свободы.

Престарелые осужденные неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общего времени, проведенного в местах лишения свободы. Большинство из них не имеют достаточного трудового стажа, права на получение пенсии по старости. Все это вызывает у них неуверенность в своем будущем, а также боязнь старости и неприязненное отношение к ней, которая особенно усугубляется у одиноких, а также больных, физически немощных.


Специалист по социальной работе должен учитывать общие черты и особенности престарелых осужденных и осуществлять к ним индивидуальный подход при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности престарелого.

Наряду с престарелыми осужденными, в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. Большое число осужденных инвалидов часто болеют или имеют хронические заболевания, половина из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, не могут обойтись без посторонней помощи. Внушительная часть рассматриваемой категории осужденных не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей. При этом необходимо учитывать, что главную из всех социальных проблем личностного уровня – инвалидность, по объективным причинам разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

В учреждениях исполнения наказаний, в той или иной мере, затрудняют проведение социальной работы с осужденными инвалидами их социальные ограничения, которые необходимо учитывать социальному работнику:

1. Физическое ограничение, или изоляция инвалида. Это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые ему мешают самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве.

2. Трудовая сегрегация, или изоляция. Из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его совсем.

3. Малообеспеченность. Эти люди вынуждены существовать либо на невысокую зарплату, либо на пособие, которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида.

4. Пространственно-средовой барьер. Сама организация жилой среды пока не является дружественной по отношению к инвалиду.

5. Информационный барьер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей значение непосредственно для них.

6. Эмоциональный барьер. Непродуктивные эмоциональные реакции окружающих по поводу инвалида. (сноска: Кузнецов М.И., Ананьев О.Г. Социальная работа с осужденными в ИУ.– Рязань. 2006. – С. 61-62.)

Осужденные, являющиеся инвалидами, отбывают наказание в исправительных учреждениях различных видов и режимов. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы, получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья. Но есть и такая категория осужденных, которые стали инвалидами в процессе пресечения совершаемых ими уголовных преступлений и в период исполнения уголовного наказания. Освидетельствование последних производится в процессе отбывания наказания территориальными экспертно-врачебными комиссиями по месту дислокации исправительных учреждений.

Медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы МСЭ.

Заявление осужденного, направление на МСЭ лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы и другие медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья, направляются администрацией учреждения, где содержится осужденный, в территориальные учреждения государственной службы МСЭ. Для составления индивидуальной программы реабилитации инвалида освидетельствование осужденных в учреждениях государственной службы МСЭ осуществляется в присутствии представителя администрации ИУ, где отбывают наказание осужденные, направленные на экспертизу.

При признании осужденного инвалидом, справка МСЭ установленной формы направляется в ИУ и хранится в личном деле осужденного.

Выписка из акта освидетельствования учреждения государственной службы МСЭ осужденного, признанного инвалидом, а также о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности, нуждаемости в дополнительных видах помощи, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения ИУ, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии. В случае освобождения из ИУ осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭ выдается ему на руки.

В своей деятельности с осужденными пожилого возраста и инвалидами специалист по социальной работе делает упор на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т. п.), чтобы нейтрализовать отрицательные особенности процесса старения или хронического заболевания. Этого можно достичь, если сделать их жизнь деятельной. Поэтому особое внимание следует уделять организации свободного времени этой категории осужденных, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов. Для поддержания определенного уровня функционирования интеллекта имеет значение вовлечение этих осужденных в работу по самообразованию. Сохранение психофизических функций достигается посильной деятельностью и трудотерапией, развитием интеллектуальных интересов, постоянным расширением эрудиции.

Значительное место в работе с осужденными пожилого возраста и инвалидами в исправительном учреждении занимает организация и проведение с ними оздоровительно-профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера, также и меры социально-психологические и социально-педагогические.

Санитарно-просветительная работа проводится с использованием различных форм и методов: лекции, беседы, консультации, громкое чтение литературы и радиовещание, выпуск санитарных бюллетеней, стенных газет, памяток, использование плакатов лозунгов, диапозитивов, диафильмов, фотовыставок, демонстрация кинофильмов и др.

Согласно ст. 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Поэтому, при вовлечении этой категории осужденных в производительный труд необходимо учитывать физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания). Работающим осужденным-инвалидам первой и второй группы, а также осужденным пожилого возраста уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:

увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;

привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;

увеличение размера гарантированного минимума до 50% от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

Особое внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ.

Деятельность по подготовке осужденных к освобождению включает несколько этапов:

1. Учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;

2. Основным элементом подготовки осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ является документирование. Это обеспечение осужденных, освобождающихся из ИУ всеми необходимыми документами. Основным из них, без которого невозможно решение ни одного вопроса, связанного с ресоциализацией осужденного, является паспорт гражданина РФ. Вопросы получения паспортов актуальны для всех категорий утративших его по различным причинам;

3. Восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;

4. Проведение индивидуальных бесед с каждым освобождающимся, в процессе которых выясняются жизненные планы на будущее. Кроме того, разъясняются порядок трудоустройства, права и обязанности граждан во время поиска работы, проясняются вопросы бытового устройства и др.;

5. Оформление социальных карт на каждого осужденного с обязательной выдачей ее при освобождении на руки. В составлении социальной карты участвуют как специалисты администрации учреждения исполняющего наказание, так и других служб. Карты составляются с целью обеспечения полного учета лиц, освобождающихся из учреждения, для представления в органы местного самоуправления, учреждения занятости населения, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения и организации по месту жительства;

6. Оплата проезда осужденного до места следования при освобождении. При необходимости обеспечивается сопровождение до поезда и приобретение проездных документов;

7. Разработка методических материалов, содержащих необходимую для освобождающихся информацию по вопросам социального обслуживания, медицинского обеспечения, оформления документов (паспорта, инвалидности, регистрации по месту жительства), трудоустройства, социальной поддержки. Данный методический материал позволяет освобождающемуся из учреждения исполняющего наказание сформировать определенные знания о социальной действительности.

9. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. Пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий по инвалидности: трудовые пенсии; пенсии по государственному пенсионному обеспечению. После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

Основные документы, которые необходимо подготовить специалисту по социальной работе для назначения пенсий:

Заявление осужденного;

Паспорт осужденного;

Справки, подтверждающие место пребывания или фактического проживания гражданина на территории РФ;

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

Документы о трудовой деятельности - трудовая книжка; справка о среднемесячном заработке за периоды деятельности для начисления размера пенсионного обеспечения;

Документы об установлении инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности;

Сведения о нетрудоспособных членах семьи, смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; что умершая являлась одинокой матерью; о смерти другого родителя.

Специалист по социальной работе оформляет необходимые документы и направляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, осуществляет контроль над своевременным перечислением пенсии и принимает меры по устранению недостатков. При отсутствии у осужденного трудовой книжки и других документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, направляются запросы по розыску указанных документов. Если трудовой стаж подтвердить не удается или трудового стажа нет, назначается государственная социальная пенсия по достижении 65-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин либо государственная социальная пенсия по инвалидности.

Каждый осужденный пожилого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести. Немощные лица, инвалиды не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, сопровождаются сотрудниками медицинской службы. С лицами, не имеющими семьи и родственников, проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Важно разъяснить, что в учреждениях данного типа установлен постоянный контроль над соблюдением порядка передвижения подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции.

В отношении тех, кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ.

Важным формальным элементом, направленным на успешную ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных пенсионного возраста, инвалидов и престарелых, освобождающихся из ИУ, является подготовка и выдача на руки «Памятки освобождающемуся». Ее структура может включать: советы психолога; права и обязанности освобождающихся граждан; информацию о процедуре освобождения; информацию о службе занятости; о пенсионном обеспечении; об обращении в суд; о предоставлении возможной медицинской помощи; полезная информация (о бесплатных столовых, домах ночного пребывания, службах социальной помощи, диспансеры, телефоны доверия, паспортные службы и т.п.)

Таким образом, оказание социальной помощи осужденным пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми в исправительных учреждениях представляет собой логично выстроенную систему мероприятий социального характера. При этом большое значение имеет практическая подготовленность данной категории к освобождению. Ее результативность имеет существенное значение в решении вопросов социально-бытовой, трудовой реабилитации и социальной адаптации их к жизни на свободе.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях.

2.Охарактеризуйте специфику социальной работы с несовершеннолетними осужденными.

3.Выделите основные формы социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях.

4.Каково основное содержание социальной работы с осужденными пожилого возраста и инвалидами в исправительных учреждениях?

Кузнецов М. И., Ананьев О. Г. Социальная работа с осужденными в ИУ: учеб. пособие для начинающих специалистов по социальной работе УИС –Рязань, 2006.

Положение «О группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» от 30 декабря 2005 года N 262

Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб пособие/С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.; Под общ. ред Ю.И. Калинина. - 2-е изд., испр. – Рязань, 2006.

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / Под редакцией проф. А.Н.Сухова. – М., 2007. - 300 с.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (1997).

Уголовный кодекс РФ (1996).

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка...

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами


В соответствии с (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2964; 1998, N 16, ст.1796, N 30, ст.3613; 2000, N 26, ст.2730; 2001, N 11, ст.1002; 2002, N 52 (ч.1), ст.5132; 2003, N 50, ст.4847, N 52 (ч.1), ст.5038; 2004, N 10, ст.832, N 27, ст.2711, N 35, ст.3607; 2007, N 7, ст.831, N 24, ст.2834, N 26, ст.3077; 2008, N 52 (ч.1), ст.6232; 2009, N 1, ст.17, N 11, ст.1261, N 39, ст.4537, N 48, ст.5717; 2010, N 15, ст.1742, N 27, ст.3416, N 45, ст.5745; 2011, N 7, ст.901, N 45, ст.6328, N 49 (ч.5), ст.7056; 2012, N 14, ст.1551, N 53 (ч.1), ст.7608; 2013, N 14, ст.1645, N 27, ст.3477, N 44, ст.5633, N 48, ст.6165; 2014, N 14, ст.1550, N 49 (ч.6), 6928; 2015, N 14, ст.2016, N 17 (ч.4), ст.2478), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4108; 2005, N 44, ст.4535, N 52 (ч.3), ст.5690; 2006, N 12, ст.1284, N 19, ст.2070, N 23, ст.2452, N 38, ст.3975, N 39, ст.4039; 2007, N 13, ст.1530, N 20, ст.2390; 2008, N 10 (ч.2), ст.909, N 29 (ч.1), ст.3473, N 43, ст.4921; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300; 2011, N 21, ст.2927, ст.2930, N 29, ст.4420; 2012, N 8, ст.990, N 18, ст.2166, N 22, ст.2759, N 38, ст.5070, N 47, ст.6459, N 53 (ч.2), ст.7866; 2013, N 26, ст.3314, N 49 (ч.7), ст.6396, N 52 (ч.2), ст.7137; 2014, N 26 (ч.2), ст.3515, N 50, ст.7054; 2015, N 14, ст.2108, N 19, ст.2806), а также в целях совершенствования профессиональной подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы

приказываю:

1. Утвердить:

программу прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - программа) (приложение N 1);

порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - порядок) (приложение N 2).

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А.Корниенко) обеспечить реализацию программы и порядка.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д.Алханова.

Министр
А.В.Коновалов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 октября 2015 года,
регистрационный N 39104

Приложение N 1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Приложение N 1
к приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации

1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее - Программа), подготовлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых им для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, по обеспечению соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, предназначено для освоения:

основ психологии лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, способов применения психологических знаний для оказания им помощи в реализации своих прав и законных интересов;

положений законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении инвалидов, способов оказания консультационной помощи для решения вопросов социальной защищенности.

3. Программа рассчитана на 10 учебных часов и состоит из двух разделов:

1) психологическая подготовка;

2) подготовка в области социальной защиты.

4. Реализация Программы осуществляется в соответствии с примерным учебно-тематическим планом прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (приложение).

Приложение к программе. Примерный учебно-тематический план прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, ...

Приложение
к программе прохождения подготовки
сотрудниками учреждений
уголовно-исполнительной системы
в целях обеспечения соблюдения
прав, свобод и законных интересов
подозреваемых, обвиняемых и
осужденных, являющихся инвалидами

Примерный учебно-тематический план прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Наименование тем разделов

В том числе

теоре-
тических занятий

практи-
ческих занятий

Раздел I. Психологическая подготовка

Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

ВСЕГО:

Раздел I. Психологическая подготовка

Тема 1.1. Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами.

Психопрофилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами, состоящими на профилактическом учете.

Психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

Тема 1.2. Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

Психология конфликта. Понятие и методика работы.

Понятие психической саморегуляции. Техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами. Схема проведения психической саморегуляции.

Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

Тема 2.1. Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях

Приобщение к ведению здорового образа жизни и восстановление социально-полезных связей в социальной работе с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология восстановления в исправительных учреждениях утраченных документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом, и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий.

Оформление лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях, инвалидности, пенсий, льгот.

Технология социального сопровождения осужденных, являющихся инвалидами, в период их пребывания в исправительных учреждениях.

Технология подготовки к освобождению и оформления лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

Тема 2.2. Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях

Основные элементы организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Принципы и сущность планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Технология планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях социальному паспорту исправительных учреждений и наличию социальных проблем.

Примерное содержание специального плана работы группы социальной защиты с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Согласование плана социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами с другими планами, существующими в исправительных учреждениях (планы воспитательной работы, трудовой адаптации).

Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты осужденных с другими отделами и службами исправительных учреждений при осуществлении социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Отечественный опыт организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Тема 2.3. Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

Физиологические, психологические, социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Создание улучшенных условий для проживания осужденным, являющимся инвалидами, в исправительных учреждениях - задача, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством.

Профилактика социальной дезадаптации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях.

Критерии оценки состояния осужденных, являющихся инвалидами, включая оценку их профессиональных потенциальных возможностей с учетом имеющихся у них функциональных нарушений.

Система профессиональной ориентации как средство профессиональной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами.

Особенности использования ресоциализации для социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами в исправительных учреждениях различных видов режимов.

Формы привлечения государственных органов и общественности к решению проблем социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, освобождающихся из исправительных учреждений.

Приложение N 2. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Приложение N 2
к приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 сентября 2015 года N 221

1. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Подготовка в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в отношении сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, непосредственно работающих с осужденными и лицами, заключенными под стражу, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и являющимися инвалидами.

3. Содержание подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, определяется программой прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

4. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в рамках служебной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.08.2012 N 169 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2012, регистрационный N 25452).

5. Непосредственное руководство, а также контроль за организацией и состоянием прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляет начальник учреждения уголовно-исполнительной системы и его заместители.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 06.10.2015,
N 0001201510060033

Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Название документа: Об утверждении программы прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, и порядка прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами
Номер документа: 221
Вид документа: Приказ Минюста России
Принявший орган: Минюст России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060033
Дата принятия: 22 сентября 2015
Дата начала действия: 01 января 2016