Берн Эрик: трансактный анализ как метод психотерапии. Что означают результаты теста 'Определение типа поведения в обычной жизни'


Эго-состояния человека

Одним из чрезвычайно интересных и прагматичных направлений в современной психологии является трансактный анализ (общепринятое сокращение ТА). Его основоположником является американский психотерапевт Эрик Берн. Общепризнанной особенностью трансактного анализа является его доступность. Изучение и самое важное использование этой теории в практической деятельности не требует базовой психологической подготовки. Эта теория имеет очень широкий диапазон применения.

Название этого направления происходит от слова трансакция (взаимодействие) – это обращение одного человека к другому (стимул) и ответ на него (реакция). Трансакции между людьми осуществляются при помощи вербальных и невербальных средств общения: слов, жестов, мимики, взгляда и т.д.

Одним из центральных положений трансактного анализа является представление об эго-состояниях личности, которые представляют собой особые наборы чувств, переживаний и элементов поведения человека. Э.Берн выделил три таких состояния – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Названия состояний традиционно пишутся с большой буквы, чтобы не путать с привычными значениями этих слов. На схемах эти состояния обозначаются заглавными буквами – Р, В, Д. Эти состояния личности не имеют ни какого отношения к возрасту в привычном смысле этого слова.

Согласно транзактному анализу, каждый человек ежеминутно реализует в совсем поведении одну из трех ролей: Взрослого, Родителя (Критикующего или Заботливого), Ребенка (Естественного или Адаптивного).

Находясь в Родительском эго-состоянии , человек воспроизводит поведение своих реальных родителей или других значимых взрослых, которые в детстве произвели на него большое влияние. Он может воспроизводить суждения, предписания, оценки, эмоциональные реакции. В этом состоянии человек проявляет родительский гнев, критику, нравоучения, родительскую заботу, опеку.

Различают две разновидности этого состояния: ограничивающий Родитель и поддерживающий Родитель . Ограничивающий Родитель критикует, запрещает, предписывает, обязывает, требует. Например: «Прекрати сейчас же!», «Как тебе не стыдно!», «Ты должен…». В этом состоянии человек заставляет других испытывать чувство вины, чувствовать, что с ними не всё в порядке.

В состоянии поддерживающего Родителя человек ограждает других от опасности, успокаивает, проявляет заботу, поддержку. Например: «Ты это сможешь!», «Давай я тебе помогу», «Будь внимательным!». Несмотря на то, что поддерживающий Родитель может ограничивать и направлять поведение другого человека, это не подавляет и не создает ощущения дискомфорта.

Такая роль обусловлена обдуманными поступками, и выражается в критическом отношении к окружению.

В целом же исследователи отмечают, что Родительское состояние позволяет поддерживать добрые отношения с другими людьми, играя роль совести. Оно снабжает нас важными жизненными ориентирами: позволяет отличать «хорошее» от «плохого», "Родительское" состояние напоминает о социальных (моральных) нормах, дает предписания, которые играют важную роль в формировании жизненного сценария.

Находясь в эго-состоянии Ребёнок (Дитя) , человек воспроизводит ощущения, переживания, суждения, поведение, характерные для него в детском возрасте. Поведение в этом состоянии очень отличается от поведения, вызванного состоянием Взрослого. Такое поведение чаще всего является реакцией на непосредственные стимулы, оно осознанно не контролируемо.

В состояние «ребенка» человек следует самым простым нуждам и потребностям. При этом, решения им принимаются спонтанно, беззаботно, порой импульсивно.

В эго-состоянии Взрослый человек находится в максимальном контакте с реальностью. Его чувства, мысли и поведение непосредственно связаны с важными аспектами текущей ситуации. Взрослый принимает и перерабатывает информацию, передает её другим, принимает решения, планирует и целесообразно действует.

Состояние «взрослого» вовсе не зависимо от физического возраста человека. Проявляется в организованности, хорошем уровне адаптивности, критичной оценке, строгой рассудительности и самоконтроле.

Берн утверждает «Хотя мы не можем непосредственно наблюдать эти состояния, но мы можем наблюдать поведение и на основе этого делать выводы, какое из состояний является текущим».

Трансактный анализ есть не что иное, как осмысленное понимание элементов поведения. Это психологическая модель, которая служит для подробного рассмотрения поступков индивидуума и группы людей.

Ролевые взаимоотношения и взгляд на мир

На практике межличностных отношений мы взаимодействуем с помощью ролей и образов, от начала до конца их проигрываем. Наш партнер или собеседник делает в точности то же самое. Порой, мы заранее «надеваем» на собеседника нужную нам роль. И часто он вполне природным образом ее принимает.

Например, руководитель компании входит в эго-состояние Родителя и, по правилам принятой роли, обращается к своему подчиненному с указанием на совершенную им ошибку в работе. Следовательно, подчиненному ничего больше не остается, как взять на себя роль «ребенка», выслушать указания и приняться за решение возникших вопросов.

Когда собеседник принимает навязанную ему роль, контакт проходит благополучно.


Отношение к миру и к себе согласно трансактному анализу

Конфликт возникает там, где прямой стимул обращен от Взрослого к Взрослому («Где отчет за сегодня?»), а реакция поступает из эго-состояния Ребенка («Опять именно я во всем виноват!»). В этом случае мы видим, так называемую, «перекрестную трансакцию », которая, обычно, является началом скандала.

Но есть и вариант «скрытых трансакций », при которых говорится что-то определенное, но имеется ввиду совершенно другое. При этом, жесты, мимика лица и тон голоса часто не совпадают с тем, что говорит человек.

Трансактный анализ в бизнесе

Ситуация: руководитель обратился с деловой просьбой к своим подчиненным:

Кейс 1

Маша, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

Стоило бы предупредить меня заранее! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что - сразу «Маша!»…

Кейс 2

Коля, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

Как мы видим, в одной ситуации получились разные диалоги. Почему сотрудники отреагировали по-разному? С чем это связано?

Табл.1 Как распознать эго-состояния

Эго-состояние

Язык тела

Типичные выражения

Родитель

Контролирующий Родитель директивный, властный, ищет провалы, оценивает, обвиняет, воспитывает, советует

Заботливый Родитель

покровительствует, подбадривает, советует, заботится, утешает, помогает

Уверенная позиция, ноги широко расставлены, руки скрещены или «руки в боки», возможны резкие жесты, указывающие движения рук, корпус прямой или откинут назад, губы сжаты, лоб нахмурен

Открытая поза, открытые руки, возможно дотрагиваться до партнера похлопывать по плечу, корпус наклонен вперед, внимательный взгляд, невербальное сопровождение диалога (кивки головой, «да, я понимаю», «ага»

Твердая, с нажимом, может быть как громкая, так и тихая, повелительная, насмешливая

Сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая, теплая

«Так нельзя!», «Следует сделать так», «До каких пор?», «Кто должен был это сделать?», «Это неправильно»

«Я тебе помогу», «С каждым может такое произойти», «Ты можешь обращаться ко мне с вопросами», «Молодец, хорошо справился с заданием»

Взрослый

Открытая поза, открытые руки, жесты и выражение лица иллюстрируют, подкрепляют мысли. Корпус прямой, слегка наклонен к собеседнику

Спокойная, безэмоциональная

«Я думаю так, а как думаешь ты?», «Если сравнить.»
Много вопросов: «Как?», «Что?», «Почему?»
«Расскажи мне ход своих мыслей»

Ребёнок

Адаптивный (приспособившийся) Ребенок
Возможны два варианта адаптации:
1) бунт - протестует, обижается, злится.

2) пассивность - боится, не проявляет инициативу, подавлен, соглашается, не уверен в себе

Свободный Ребенок
Предлагает идеи, энергичен, открыт для творчества, не боится рисковать, раскован, делится мыслями, эмоционален

1. Поза напряженная, руки сжаты или наоборот активная жестикуляция, голова опущена, выражение лица упрямое.

2. Поза напряженная, плечи опущены, спина согнута, голова втянута в плечи, выражение лица копирует проявления других, может закусывать губу, теребить руки и пр.

Поза свободная, жесты энергичные, блеск в глазах, воодушевленное выражение лица, любопытство

1. Гневная, громкая, упрямая

2. Нерешительная, покорная, нудная

Громкая, быстрая, эмоциональная, непринужденная

1. «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «Посмотрите на других», «Почему им можно, а мне нельзя?»

2. «Я попробую», «Я постараюсь», «Я хотел бы», «Я, наверное, не смогу», «Что же мне теперь делать?»

«Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Ужасно!»

Проанализировав основные поведенческие индикаторы героев кейса, вы легко можете определить, что руководитель обращается к своим подчиненным из «Взрослого», четко озвучивает просьбу и предлагает варианты.

Маша функционирует как «Контролирующий Родитель», она упрекает и подчеркивает свою значимость.

Руководитель Маша

КР - функция «Контролирующий Родитель»
ЗР - функция «Заботливый Родитель»
В - функция «Взрослый»
АД - функция «Адаптивный Ребенок»
СД - функция «Свободный Ребенок»

А Коля, наоборот, «Адаптивный Ребенок», перекладывает ответственность за свое решение.

Руководитель Коля

А как бы отреагировал «Взрослый»?

Кейс 3

Петя, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

Я не против, но у меня уже запланированы выходные. Есть предложение задержаться в четверг и пятницу. Как тебе такой вариант?

Договорились.

Руководитель Петя

При этом каждое функциональное состояние может проявляться позитивно и негативно, т. е. помогать коммуникации либо усложнять ее (табл. 2 ).

Позитивные проявления

Негативные проявления

«Контролирующий Родитель»

Структурирующий стиль
Посылы и директивы искренне направлены на защиту и поддержку. Критика конструктивна: «Сделал ошибку - исправляй»
Уместно в условиях ограниченных ресурсов, времени, условиях неопределенности, опасности

Критикующий стиль
Посылы с позиции превосходства. Игнорирует успехи и достижения

«Заботливый Родитель»

Воспитывающий стиль
Забота, помощь, обращение к ресурсам человека. Вера в силы собеседника

Зефирный (потакающий) стиль
Сверх прощение непоследовательность. Неверие в способности другого человека. Не дает возможности собеседнику самому принимать решения

«Адаптивный/Приспособившийся Ребенок»

«Свободный Ребенок»

Кооперативный стиль
Общительный, самоуверенный, тактичный. Придерживается установленных правил. Готов договариваться

Спонтанный стиль
Креативный, выразительный

Уступчивый/ сопротивляющийся стиль
Не говорит прямо о своих чувствах, не выражает открыто свое мнение, замыкается, обижается. Либо наоборот бунтует, игнорирует, не предлагая вариантов решения

Незрелый стиль
Эгоцентричный, самовлюбленный, опрометчивый

Наблюдая за собой и окружающими, вы также заметите, что у каждого есть «любимые» функции, например, люди могут со всеми послушно соглашаться как «Адаптивный Ребенок», или, наоборот, не выходить из «Заботливого Родителя», раздавая налево и направо советы. Взаимодействуя друг с другом, мы можем находиться в разных функциональных эго-состояниях, это делает наше общение интересным и разнообразным.

Неэффективной коммуникация становится, если:

1) привычной, ригидной является только одна модель поведения;

2) функции свойственны только негативные проявления;

3) функции собеседников не совпадают: например «Взрослый» решил обсудить с коллегой важный вопрос, а натолкнулся на «Свободного Ребенка» и не смог с ним договориться.

Как действовать в таких ситуациях? Во-первых, важно различать собственные функции, чтобы уметь ими управлять и переключаться, а во-вторых, необходимо определить позицию, из которой коммуницирует ваш собеседник, это поможет вам перестроить свое общение и предотвратить конфликт.

Если ваш собеседник общается из функции «Родителя», признайте авторитет собеседника, после чего обратитесь к реальности: фактам, цифрам. Общайтесь на равных, из Взрослого, т. к. часто посылы из детской функции провоцируют собеседника «включить» родительскую.

Тебе стоило бы предупредить раньше! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что, сразу «Маша!»…

Маша, ты важный член команды, без тебя нам действительно было бы непросто. Я как руководитель готов дополнительно обсудить твою нагрузку и скорректировать ее, если это необходимо. Но проект сейчас «горит» и важно, чтобы ты подключилась.

Если ваш собеседник общается из функции «Ребенка», обращайтесь к его опыту, статусу, предложите ему подумать, как это могло бы быть, порассуждать над вариантами.

Что же мне теперь делать, я же обещал семье выехать за город?

Как ты думаешь, возможны ли другие варианты ускорить работу? Ты - менеджер проекта, это ответственная позиция, уверен, что ты сможешь найти выход.

О’кей, я подумаю.

Для построения «взрослой» коммуникации важно:

  1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.
  2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.
  3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.
  4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.
  5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.

Человеческое общение ценно тем, что мы можем давать множество посланий из разных функций. При этом в бизнес среде наиболее предпочтительной является позиция Взрослый-Взрослый. И если вдруг в своем офисе встретите Родителей или Ребенка, теперь вы знаете, как найти к ним подход.

Как распознать свои состояния

Мы находимся в Контролирующем Родителе , когда даем качественные характеристики, такие как: глупый, умный, послушный, капризный, лгун, честный.
Состояние «Контролирующий Родитель» может проявляться позитивно или негативно. Например, когда человек в позитивном Родителе , то его директивы направлены на искреннюю помощь и поддер¬жку другим людям, на сохранение их здоровья и благополучия.
Негативный Контролирующий - Карающий Родитель , наоборот, игнорирует другого человека, его способности и успехи. Например, «Ты опять допустил ошибку! Бездарь. У тебя никогда ничего не получится!». Контролирующий Родитель может направлять свою энергию также и на поддержку или критику своего внутреннего Ребенка. Самоедство и самобичевание, активность внутреннего критика - негативного Контролирующего (Карающего) Родителя. Его задача состоит в ослаблении самооценки, в создании позиции неблагополучия (Я не благополучен). «Слабак! Неудачник! Бесполезно тебе что-либо поручать, завалишь» - звучит голос Карающего Родителя, и взрослый человек теряет свой ресурс и ощущает себя вновь беззащитным и беспомощным ребенком.
Критика позитивного Контролирующего Родителя конструктивна, она поддерживает позицию «Я благополучен». «Сделал ошибку - исправляй!»

Когда я в позитивном Заботливом Родителе , то я забочусь и помогаю, поддерживаю и подбадриваю. Я верю в успех человека, о котором забочусь. В основе отношений лежит уважение, доверие, открытость. Поощряется экзистенциальная позиция «Я благополучен - Вы благополучны». Те же принципы и в отношении внутреннего Ребенка - «Давай, дерзай, у тебя все получится!». Когда мы создаем банк поглаживаний, то используем состояние Поощряющего Родителя, любящего и уважающего.
Когда человек в негативном Заботливом Опекающем Родителе , то он демонстрирует гиперопеку, гиперпротекцию по отношению к другому.
Часто мы стараемся сделать, что-то за другого, не позволяем ему самому принять решение. В основе поведения негативного Заботливого Родителя лежит неверие в способности другого человека и в способности своего внутреннего Ребенка быть успешным. «Ты неблагополучен. Я благополучен. И я спасу тебя, как бы ты ни сопротивлялся!» - девиз негативного Заботливого Родителя.
Карающий Родитель охотно, с удовольствием и в любое время готов применять по полной программе свои карательные возможности и неохотно, вяло и малозаметно использует поощрения. То есть он очень настроен раздавать пинки. И совсем не настроен на поглаживания. Эта часть родительского воспитания реализуется путем Родительских запретов. Запреты на поглаживания исходят от негативного Родителя.
Заботливый Родитель награждает, балует, потворствует. Его часть воспитания реализуется путем Родительских разрешений в том числе и на поглаживания: «Бери! Раздавай! Проси! Получай удовольствие! Мир так прекрасен! Ты можешь все! Живи! Будь счастливым!».

Детское состояние также неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Свободный Ребенок и Воспитанный Ребенок.
Спонтанное состояние - это природный Ребенок во всем его естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет - он находится в Естественном Ребенке. При этом он не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен. Он плачет, когда ему больно или грустно. Он смеется, когда ему весело и хорошо. Природный Ребенок придает теплоту и обаяние личности человека. Он боязлив. Им владеет первичный страх неожиданного нападения и страх оказаться покинутым. Природный Ребенок часто скрыт и проявляется в фантазиях человека.

Запреты бывают и ценными, оберегающими жизнь, здоровье. Пренебрежение ценными запретами характерно для поведения негативного Спонтанного Ребенка . Например, лихачество на дороге, любое злоупотребление пищей, алкоголем, наркотическими веществами, сексом. «Хочу! Мне нравится! Сейчас!»- традиционные слова. Стимулами для поведения являются удовольствие и наслаждение. Важной характеристикой негативного спонтанного Ребенка является отсутствие интереса к последствиям и невозможность переноса или оттягивание удовольствия во времени.
Спонтанный ребенок раним и беззащитен. Кроме того, он пакостлив и безрассуден.

Адаптивный, Воспитанный Ребенок прошел через социализацию, различные формы воспитания и представляет собой продукт социальных воздействий.
Воспитанный Ребенок проходит от рождения до 6-7 лет под руководством родителей. Ребенок приспосабливается к требованиям отца, матери, бабушки и дедушки, возможно, няни, братьев и сестер. Все коммуникации сводятся к взаимодействию внутри семьи, внутри дома, внутри замкнутого, ограниченного пространства.
Следующий этап от 7 до 12 лет. Это период социализации. Ребенок начинает осваивать пространство вне дома. Здесь формируется «персона» (Э. Берн) ребенка. «Персона»- способ представить себя другим людям.
«Персону» можно обозначить прилагательными: общительный, угрюмый, послушный, остроумный, высокомерный, упрямый. Человек может использовать «персону» в неизменном виде всю жизнь. А может изменять по мере приобретения опыта, в ходе взросления.
Воспитанный Ребенок может быть позитивным и негативным.
Негативный Воспитанный ребенок ярче всего проявляется, когда мы бунтуем, восстаем против правил и ожиданий, которые родители или социум навязывают. Вместо того, чтобы найти иной способ адаптации или выражения своего несогласия, мы выбираем бунт и стараемся все делать наоборот.
Порой взрослый человек проигрывает детские паттерны поведения, которые не соответствуют реальной ситуации. Если в детстве бунт приводил к желанному результату, то и во взрослой жизни он может часто встречаться в поведении.
Все мы бываем в состоянии негативного Ребенка, кричим, бунтуем или дуемся и обижаемся. А проблема остается нерешенной.

Подробные описания Эго-состояний

Эго-состояние Родителя

Позиция «Родителя» формируется в семье в первые 5 лет жизни и отражает чувства родителей, их поведение, отношения и реакции. У «Родителя» есть всё: наказания, правила, тысячи «нельзя», а также: похвала, восхищение, суждения, позиции и отношения, которые определяют как можно и как нельзя что-либо делать. «Родитель» действует двумя способами: помогая и ухаживая, и – критикуя и контролируя. «Критикующий Родитель» оценивает, морализирует, создает чувство вины и стыда, все знает, соблюдает порядок, наказывает, поучает, не терпит несогласия с собственной точкой зрения. «Заботливый родитель» помогает, сочувствует, понимает, утешает, успокаивает, поддерживает, вдохновляет, хвалит.

У всех людей без исключения есть опыт общения со старшим авторитетным человеком. Такие люди интегрируются в нашу психику под видом значимых других. Опыт, полученный от общения с этими людьми, формирует состояние Родителя. В зависимости от того, какие послания и в какой форме мы получали от вербального и невербального восприятия значимых других, структура Родителя может иметь вид равносильного сосуществования Контролирующего и Заботливого Родителя, либо же преобладать в виде одного или другого.

Если давать определение Родительскому эго-состоянию, то это интегрированный в личность опыт значимых других, в виде предписаний, запретов и разрешений. Человек получает эти послания в течение всей жизни, но наиболее сильно влияют на поведение те интегрированные послания, которые были получены в детском возрасте.

Образы и опыт значимых других, интегрированных психику называется интроектом. Таких интроектов в нашей личности будет столько, сколько важных и авторитетных для нас людей было воспринято в течение жизни.

Если говорить о структурных частях Родительского эго-состояния, то стоит отметить их значимость и пользу. Разница между Контролирующим Родителем (КР) и Заботливым (ЗР) заключается в той форме послания, которая была подана как попытка позаботиться о безопасности.

Например, внутренний монолог Контролирующего Родителя относительно проделанной работы, мог бы звучать таким образом: "Ты всё сделал неправильно, качество работы отвратительное. Ты ничего не стоишь, нужно всё переделать. Так нельзя».

В то же время, Заботливый Родитель проявился бы таким образом: "А теперь давай подумаем о том, как бы можно было улучшить эту часть работы. Вот здесь работа сделана очень хорошо, а вот тут можно ещё подумать. Ты приложил очень много усилий и можешь отдохнуть, чтобы потом взяться за работу с новыми силами». В обоих случаях речь идёт о том, чтобы улучшить сделанную работу и устранить недочеты. Однако если у человека очень развитый внутренний Контролирующий Родитель, будет активироваться внутренняя деструктивная критика. С одной стороны, такие люди обычно очень хорошие сотрудники и начальники, они перфекционисты и умеют выполнять работу качественно. С другой же, у них никогда нет ощущения хорошо выполненной работы и достаточного результата, ни по отношению к себе, ни в отношении других людей. Это грозит понижением мотивации и ухудшением результатов.

Если же опыт общения со значимыми людьми заключался в получении любви и заботы, внутренняя критика будет конструктивно направлена на то, чтобы достичь лучшего результата С обязательным условием сохранение структуры личности и физического благополучия.

Оздоровление Родительского эго-состояния заключается в том, чтобы уравновесить внутренние ощущения «должен», внутренний опыт унижения и ожидание неизбежного наказания за выполненные или невыполненные задания.

Эго состояние Ребенка

Наиболее ярким и творческим является Внутренний Ребенок. Как и предыдущие эго-состояния, Ребенок является интегрированным опытом. Разница Ребенка и Родителя заключается в том, что в структуру личности Ребенка интегрируется не чужой опыт (родительские предписания типа «Не плачь, ты не девочка»), а собственный детский опыт индивида. В каждом человеке, в его Детском состоянии эго находится ребенок конкретного возраста в эмоционально значимых ситуациях. И в определенные моменты жизни, в ситуациях, напоминающих детский опыт, человек «проваливается» в то детское состояние, которое сформировалось когда-то.

В структуре Внутреннего Ребенка выделяют три эго-состояния:

Свободный Ребенок.

Бунтующий Ребенок.

Адаптивный Ребенок.

Свободный Ребенок представляет собой творческую часть личности, способную идти вслед за своими желаниями, проявлять свои чувства, заявлять о своих потребностях и делать это снова и снова. В этом состоянии индивид является счастливым, хоть и не конструктивным человеком. Такое эго-состояние развивается у людей, чье творческое начало не подавляли и поощряли здоровый эгоизм.

Бунтующий Ребенок - это результат конфликта между реально существующим Контролирующим родителем или же его интроектом, и потребностями, желаниями, эмоциями личности. При подавлении поведение Внутреннего Ребенка становится противоположным тому, что диктует внешний или интроецированный Родитель (своего рода бунт).

Следующей составляющей Ребенка является Адаптивный Ребенок. Он формируется тогда, когда бунт является опасным и личность выбирает не бороться с подавлением, а подчиняться ему. Это состояние довольно пассивное, лишенное энергии. В нем человек выбирает самую безопасную для своей личности форму сосуществования с агрессивной реальностью.

«Адаптивный ребенок» приспосабливается к окружающему миру и внутренним требованиям. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен.

Вербальными проявлениями Ребенка являются всевозможные эмоциональные отклики, протест или выявление актуальных желаний. Невербально ребенок проявляет демонстративность и свободу эмоций.

Эго-состояния «Родителя» и «Ребенка» – это эмоционально окрашенные роли, проигрывание которых направлено на удовлетворение эмоциональных потребностей. Например, если руководитель кричит на подчиненного, то делает это не для того, чтобы получить от последнего рациональное объяснение случившемуся, а для того, чтобы выразить эмоцию гнева. Задача подчиненного – дать ему возможность это сделать.

Единственным рациональным эго-состоянием является эго-состояние «Взрослого». Он самостоятельно собирает информацию, обосновывает свой выбор и оценивает свою деятельность, оперирует исключительно фактами, устанавливает причинно-следственные связи, планирует. «Взрослый» разумен, логичен, холоден, объективен, свободен от предрассудков. Все выше перечисленное является основанием для адекватной оценки человеком возникающих ситуаций, способности подбирать конструктивные стратегии их разрешения и дальнейшего прогнозирования возможных последствий.

Эго-состояние Взрослого

Взрослая часть – это та часть личности, которая способна максимально объективно осознавать ситуацию здесь и сейчас и принимать решения на основании той ситуации, которая сложилась на данный момент, учитывая при этом прошлый опыт, но не опираясь на него полностью.

В этой части находится внутренняя гармония между тем что человек может, на что он способен, и что ему действительно нужно.

Внутренний взрослый формируется тогда, когда человек имеет возможность получать опыт и принимать решения, анализировать и сопоставлять факты. Самостоятельно эта часть личности, конечно, не функционирует. Без интереса и эмоциональности Ребенка и разумного контроля со стороны Родителя, Взрослый является сухим и прагматичным логиком.

Активация Взрослого эго-состояния позволяет ускорить адаптацию к нестандартным жизненным ситуациям, не впадать в острые эмоциональные переживания и рассчитывать ситуацию наперед.

Взрослый проявляется в уверенной позе тела, подвижной, но прямой, в открытых жестах, свободном зрительном контакте и спокойных интонациях. Вербально Взрослый звучит аргументированно и взвешено, спокойно и лаконично.

Однако даже такое конструктивное эго-состояние, при доминировании в личности, может сослужить плохую службу. Например, в отношениях. Сухое, логичное и безэмоциональное, оно может вызывать недоумение там, где ожидают ответного проявления эмоций или же определенной разумной критики (например, в детско-родительских отношениях).

Психотерапия Взрослого состояния заключается в уравновешивании трех эго-состояний и в формировании внутреннего разрешения на эмоциональный отклик.

Это состояние обычно формируется в соприкосновении приобретенного в Детстве опыта и Родительских установок - это та модель, которая может развиться при подавлении эмоциональных реакций и воспитании рационального мышления в раннем возрасте.

У развитой личности между Родителем и Ребенком стоит Взрослый. Он посредничает между ними.
Взрослое состояние развивается в течение всей жизни.
Компетентное Взрослое состояние принимает решения, изучив ситуацию, осмыслив полученную им информацию и сведения, содержащиеся в Родительском и Детском состоянии. И качество решений зависит от того, насколько хорошо информирован Взрослый и насколько он способен выбирать и анализировать информацию, предоставляемую Родителем и Ребенком.
Сегодня особенно важна адаптивность и гибкость личности. Осознанная адаптивность - функция, в основном, Взрослого состояния. Она требует осторожности, дипломатичности, терпимости. Гибкость - это способность пожертвовать частью своих ожиданий, довольствоваться менее полным их удовлетворением.
Адаптивный и гибкий человек достигает своих целей, принимая взвешенные решения и планируя будущее, обдуманно и точно делая в настоящем то, что нужно для реализации своих планов. Он может позволить себе быть мягким и терпеливым. Он умеет вовремя реагировать на внезапные изменения ситуации. Он знает свои возможности и осознанно использует ресурсы всех своих эго-состояний.


Границы и патологии эго-состояний


Представление о границах эго-состояний очень полезно для психотерапевтической практики. Эрик Берн предлагал считать границы полупрозрачными, как мембраны, через которые психическая энергия может из одного эго-состояния перетекать в другое. Эта метафора предполагает, что при жестких границах психическая энергия замыкается в этих границах, капсулируется и ограничивается, таким образом, лишь одним состоянием, а при слабых границах - непрерывно перемещается из одного эго-состояния в другое. Также возможны перекрывания областей и нарушение границ. Все эти варианты описывают патологию эго-состояний, структурную патологию.

Слабые границы эго-состояний. Личность со слабыми границами ведет себя непредсказуемо и нелогично, реагируя на незначительные стимулы, имеет низкий уровень Взрослого контроля. Такой личности трудно действовать в реальном мире, и она нуждается в серьезной психической помощи.
Жесткие границы эго-состояний. Психическая энергия удерживается в рамках одного эго-состояния, исключая два других. Люди, имеющие жесткие границы Я, стремятся реагировать на большинство воздействий только из одного эго-состояния. Такой человек постоянно находится только в одном эго-состояний. Например, всегда в Родительском, либо всегда во Взрослом или в Детском эго-состояний.

Постоянный Родитель
Личность, которая действует преимущественно с позиции Родителя, часто воспринимает окружающих как неразумных малых детей. Существует два наибо¬лее ярких варианта постоянного Родителя. Один с преобладанием Карающего Родителя , другой - Поощряющего Родителя .
Постоянный Карающий Родитель - критик, моралист, он не способен плакать и смеяться в состоянии Ребенка и быть объективным и благоразумным в состоянии Взрослого. Он знает ответы на все вопросы, манипулирует окружающими, часто обладает сильным чувством долга.
Постоянно заботливый Поощряющий Родитель - это вечная нянька или Спасатель-Спаситель. Диапазон ролей здесь широк - от великодушного диктатора до святого, посвятившего себя помощи другим.

Постоянный Взрослый
Поведение человека с постоянным Взрослым эго-состоянием характеризуется беспристрастностью, сосредоточенностью на фактах и логике.

Постоянный Ребенок
Личность, предпочитающая эго-состояние Ребенка, является вечным мальчиком или девочкой. Постоянный Ребенок не берет на себя ответственности за собственные поступки. Не испытывает угрызений совести и часто привязывается к тем, кто заботится о нем. Для брака Постоянный Ребенок ищет партнера - Постоянного Родителя.

При исключении одного эго-состояния возможны следующие варианты:

    исключенный Родитель,
    исключенный Взрослый и
    исключенный Ребенок.
Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать согласно готовым жизненным принципам. Каждый раз они создают для себя новые стратегии и принципы, используя интуицию и объективную информацию о положении вещей. Считается, что из таких личностей могут складываться заправилы и воротилы бизнеса, преступного мира и политики.
При исключении Взрослого слышится только внутренняя борьба Родителя и Ребенка. Нет действующего аппарата тестирования и оценки действительности. Поступки такого человека могут быть столь странными, что высока вероятность постановки ему психиатрического диагноза.
При исключении Ребенка человек отличается хо¬лодным, неэмоциональным поведением. На вопрос: «Какое у Вас было детство?» ответ - «Я не знаю, ничего не помню».

Еще одной патологией эго-состояний является контаминация - засорение, заражение Взрослого эго-состояния Родительским или Детским, либо одновременно обоими этими эго-состояниями.
Контаминация происходит, когда во Взрослое эго-состояние проникают в качестве непреложных истин предубеждения Родительского эго-состояния или фантазии и страхи Детского. Находясь во Взрослом эго-состоянии, человек оправдывает их и дает им рациональное объяснение. Результат контаминации - искаженное видение действительности и, соответственно, непродуктивные, ошибочные стратегии поведения.
Контаминация Родительским эго-состоянием приводит к грубым нарушениям обработки информации о себе и внешнем мире. Наиболее распространенный вариант - это предрассудки- ложные взгляды, которые стали привычными и поэтому не подвергаются объектив¬ному анализу и воспринимаются с детства как акси¬омы.
Контаминация Взрослого эго-состояния Детским - это принятие детских иллюзий, заблуждений, представлений и страхов. Например, «Я хуже других», «Я не такой как все», «Я не нравлюсь людям». Если контаминация связана с ранними детскими травмами, то иллюзии могут быть и такими: «Мама полюбит меня, если я умру. Вот посмотрю, как они все будут плакать и жалеть, что обидели меня». Наиболее распространенные заблуждения - это иллюзия собственного величия или никчемности; ощущения преследования, страхи смерти. Существуют фантастические проекты о том, что будет после того, как... Такой человек верит, что все произойдет само собой, по щучьему велению.

По материалам открытых источников

Теория эго-состояний Э. Берна, на которой основан данный тест, опирается на три элементарных положения.

Каждый человек был когда-то ребенком.
- Каждый человек имел родителей или заменивших их воспитывающих взрослых.
- Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую реальность.

Из этих положений вытекает представление о личности человека, содержащей три компонента, три особые функциональные структуры - эго-состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый.

Эго-состояние Ребенок - это чувства, поведение и мысли человека, которые были у него прежде, в детстве. Это эго-состояние характеризуется интенсивными эмоциями, причем как свободно выраженными, так и сдерживаемыми, переживаемыми внутри. Поэтому мы говорим о двух типах эго-состояния Ребенок - Естественном, или Свободном, Ребенке и Адаптированном Ребенке.

Естественный Ребенок - это состояние спонтанное, творческое, игривое, независимое и самопотворствующее. Для него характерны естественный выход энергии, естественность самовыражения, непосредственность побуждений, импульсивность, поиск приключений, острых переживаний, риска.

Воздействие воспитывающих взрослых, ограничивающих самовыражение ребенка, вводящих поведение ребенка в рамки социальных требований, формирует Адаптированного Ребенка . Такого рода адаптация может привести к потере способности к внутренне достоверным чувствам, проявлениям любознательности, способности испытывать и вызывать любовь, к замене собственных чувств и мыслей человека на ожидаемые от него чувства и мысли.

Формой несогласия с родительскими требованиями может быть бунт, открытое противостояние родительским предписаниям (Бунтующий Ребенок ). Такая форма поведения выражается в негативизме, неприятии любых правил и норм, чувстве гнева и возмущения. Во всех своих вариантах Адаптированный Ребенок функционирует в ответ на воздействие внутреннего Родителя. Рамки, вносимые Родителем, навязаны, далеко не всегда рациональны и нередко мешают нормальному функционированию.

Эго-состояние Родитель - сохраненные внутри нас, внутри нашей психики значимые другие люди. Наиболее значимы для большинства людей родители, отсюда название этого эго-состояния. Причем эго-состояние Родитель "содержит" не просто воспоминания, образы значимых других, это как бы вложенные в нас другие люди со своим голосом, обликом, поведением, характерными жестами и словами, как они воспринимались тогда, в детстве.

Эго-состояние Родитель - это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле они "внесены" извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель - наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.

Точно так же, как фиксируются разные состояния в Ребенке, в эго-состояние Родитель значимые для нас люди "вкладываются" в различном состоянии. Воспитывающие взрослые проявляют по отношению к ребенку две основные формы поведения: жесткие указания, запреты и т. д.; проявление заботы, доброты, покровительства, воспитание по типу рекомендаций.

Первое формирует Контролирующего Родителя , второе - Заботящегося Родителя.

Контролирующий Родитель характеризуется низкой эмпатией, неспособностью сочувствовать, сопереживать другому, догматичностью, нетерпимостью и критичностью. Человек, проявляющий эту форму поведения, видит причину неудач исключительно вне себя, перекладывает ответственность на других, но одновременно требует следования жестким нормам и от самого себя (направляет собственного Адаптированного Ребенка).

Заботящийся Родитель защищает, заботится и беспокоится о других, поддерживает и успокаивает окружающих ("Не надо волноваться"), утешает и ободряет их. Но в обеих этих формах Родитель предполагает позицию сверху: и Контролирующий, и Заботящийся Родитель требуют от другого быть Ребенком.

Наконец, третье эго-состояние - Взрослый - отвечает за рациональное восприятие жизни, объективную оценку реальности, что характеризует взрослого человека; отсюда название этого эго-состояния. Взрослый принимает решения с опорой на мыслительную деятельность и используя прошлый опыт, исходя из конкретной ситуации в данный момент, "здесь" и "теперь".
Это эго-состояние воплощает объективность, организацию, приведение всего в систему, достоверность, опору на факты. Взрослый действует наподобие компьютера, исследуя и оценивая имеющиеся вероятности и альтернативы, и принимает осознанное рациональное решение, целесообразное в настоящее время, в данной ситуации.

В этом отличие Взрослого от Родителя и Ребенка, обращенных в прошлое, воспроизводящих ситуацию, которая переживалась особенно ярко (Ребенок), или фигуру воспитывающего взрослого (Родитель).
Еще одна функция эго-состояния Взрослый - проверка заложенного в Родителе и Ребенке, сопоставление этого с фактами (проверка реальностью). Эго-состояние Взрослый называют менеджером личности.

Таким образом, существует взаимосвязь между предпочитаемыми эго-состояниями и характерным поведением человека.

Эго-состояние

Тип поведения

Контролирующий родитель (КР)

Воспитывающий родитель (ВР)

Взрослый (В)

Демократичный (как в общении, так и в принятии решений), ориентируется на информацию. Всегда деловит.

Свободное дитя (СД)

Демократичный в общении, но может быть непоследовательным в принятии решений или не доводить их до реализации (внезапно отказаться от контакта, - «сбежать», и т.п.).

Бунтующее дитя (БД)

Эмоциональный, изменчивый, непоследовательный (его стиль зависит от его настроения). Может «взорваться».

Адаптивное дитя (АД)

Либеральный стиль (мягкость, непоследовательность, неумение настоять на своем, ориентируется на мнение окружающих).

Однако, как же интерпретировать результаты теста?

Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний друг с другом. Хотя очевидно, что не существует "единственно правильного" варианта распределения, тем не менее, ряд исследователей считают, что оптимальны 2 варианта.

В первом случае соотношение эго-состояний на эгограмме представляет собой ситуацию, когда наиболее выражено Взрослое состояние, затем идут Свободный Ребенок и Воспитывающий Родитель. Наименьшим весом обладают Адаптивный и Бунтующий Ребенок, а также Контролирующий Взрослый. Во втором случае все состояния выражены приблизительно в одинаковой степени.

Если наиболее силен Ребенок, то существует вероятность, что в этом случае в личности преобладают инфантильные качества. Такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо напротив - гиперответственнен), этических норм (если при этом Родитель выражен слабо).

Если наиболее силен Родитель, то велика вероятность, что такой человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

Работа над собой позволяет существенно изменить характер распределения эго-состояний в структуре нашей личности.

Эго- состояние

Хранимые записи

Примеры поведения

Родитель

* все наставления, правила и законы, которые ребенок слышал от своих родителей и видел в их образе жизни; * восприятие родительского отношения в самом раннем возрасте; * тысячи «нет» и «нельзя»; * образы счастливых или нестчастных родителей; * сдерживание, принуждение, разрешение, запрещение - «многотомное собрание информации, существенное для выживания человека в группе людей.

Физические признаки: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, «грозный вид», топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п. Слова и выражения: «Всегда», «Никогда», «Сколько раз я тебе говорил», «Запомни раз и навсегда», «Я бы на твоем месте..», слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо.

Взрослый

Информация, приобретенная путем исследования и проверки

Физические признаки: Поза – прямая, мерцание глаз- 3-6 раз в минуту. Слова и выражения: почему, что, когда, кто и как, каким образом, относительный, сравнительный, верно/неверно, вероятно, возможно, неизвестно, я думаю, я вижу, это мое мнение и т.п.

Ребенок

Поскольку маленькая личность не владеет словарем во время наиболее критических из ее ранний переживаний, то большинство реакций проявляется в чувствах.

    негативные данные о самом себе: «Это моя вина», «Опять!», «И так всегда»;

    созидание, любознательность, желание исследовать и узнать, стремление потрогать, почувствовать, испытать, а также записи чудесных чувств первых открытий.

Физические признаки: слезы, дрожание губ, вспыльчивость, раздражительность, пожимание плечами, потупленный взор, поддразнивание, восхищение и восторг, поднятие руки, чтобы получить разрешение говорить, привычка грызть ногти, ковыряние пальцем в носу, ерзание, хихиканье. Слова и выражения: я хочу, не знаю, мне все равно, мне кажется, когда я вырасту

Структурная модель применяется при анализе внутреннего состояния.

Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека, как композиции трех состояний «Я»:

    Родитель;

    Взрослый;

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе контакта ребенка с родителями, он получает от них образы и пример поведения, принимает сценарий, пути его реализации, получает антисценарий.Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве»,

Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

    Параллельные (англ. reciprocal / complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).

    Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

    Скрытые (англ. duplex / covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Тест. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки. 9

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 7

3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь сво­их детей. 6

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. 6

5. Меня провести нелегко. 5

6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 10

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. 4

8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события. 8

9. Каждый должен выполнять свой долг. 9

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 0

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 10

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. 8

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив. 8

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 9

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. 6

16. Я - увлекающийся человек. 8

17. Мой основной критерий оценки человека - объективность. 6

18. Мои взгляды непоколебимы. 8

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 5

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны. 7

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств. 4

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

I (состояние ""ребенок""): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. (9+6+4+0+8+8+5= 40)

II (состояние ""взрослый""): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. (7+5+8+10+9+6+7= 52)

III (состояние ""родитель""): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. (6+10+9+8+6+8+4= 51)

ФОРМУЛА II - III - I или ВРД

Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР то это значит, что вы обладаете чув­ством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и по­учениям.

Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ то для вас характерна категорич­ность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенно­сти при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что ду­маете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I или Д-состояние (""ребенок""), то вы можете про­являть склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Признаки актуализации различных эго-состояний

1. Эго-состояние ребенок

Вербальные признаки : а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Эго-состояние взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки : поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Эго-состояние родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки : указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим. Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве. Многие слова родителей закладывают стереотипное это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое - трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия - это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом "Как дела?" и ответом "Все хорошо!" произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос "Где мои часы?" и ответ "Где бросил, там и доставай!" - трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется "поглаживанием". Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. "Поглаживания" бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки). Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком "+" или "-".

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные "поглаживания" также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть "хорошим", то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик. Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее. В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также "нечестно" манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются "честными", так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры - это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель - человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный - человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. "Не-победитель" - лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, - "Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди") мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве. Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение. Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.

Весьма известна и получила широкое применение схема состояний личности, разработанная Эриком Леннардом Берном – американским психологом и психиатром. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн сосредоточил внимание на "трансакциях" (от англ. trans – приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action – "действие"), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния ("Я"-состояния ): взрослый, родитель и ребенок. Вступая в контакт с окружающими людьми, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по схеме: "Стимул" первого собеседника вызывает "реакцию" второго, который, в свою очередь, направляет "стимул" первому собеседнику, т.е. почти всегда "стимул" одного становится толчком для "реакции" второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для характеристики и анализа поведения человека, – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Характеристика эго-состояний по Берну

1. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Как и все другие эго-состояния, состояние Я-родитель имеет сильные и слабые стороны.

2. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно их рассчитывая.

3. Эго-состояние ребенка содержит побуждения, которые возникают у него естественным образом. Оно также содержит характер ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние ребенка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда человек действует и чувствует подобно тому, как это делали его родители, – он находится в эго-состоянии родителя. Когда он имеем дело с текущей реальностью и ее объективной оценкой – он находится в эго-состоянии взрослого. Когда человек чувствует и ведет себя подобно тому, как он делал это в детстве, – он находится в эго-состоянии ребенка. В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трех эго-состояний. Основные особенности этих состояний представлены в табл. 4.4.

В заключение отметим, что трансактный анализ, основанный Эриком Берном, раскрывает такие рассмотренные нами три эго-состояния, в которых может находиться каждый че-

Таблица 4.4

Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка

Основные характеристики

Родитель

Взрослый

Характерные слова и выражения

"Все знают, что ты не должен никогда..."; "Я не понимаю, как это допускают..."

"Как?"; "Что?"; "Когда?"; "Где?"; "Почему?"; "Возможно..."; "Вероятно..."

"Я сердит на тебя"; "Вот здорово!"; "Отлично!"; "Отвратительно!"

Интонации

Обвиняющие.

Снисходительные.

Критические.

Пресекающие

Связанные с реальностью

Очень эмоциональные

Состояние

Надменное.

Сверхправильное.

Приличное

Внимательность.

Поиск информации

Неуклюжее.

Подавленное.

Угнетенное

Выражение

Нахмуренное.

I ^удовлетворенное Обеспокоенное

Открытые глаза. Максимум внимания

Угнетенность.

Удивление

Руки в бока. Указующий перст.

Руки сложены на груди

Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним

Спонтанная, подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

ловек и которые попеременно, а иногда и вместе определяют характер внешней коммуникации. При этом следует иметь в виду, что все эти эго-состояния являются нормальными психологическими феноменами человеческой личности.