Зачем зайцу большие уши. Почему у зайца, кролика длинные уши


Сборник сказок для детей и их родителей. Хотелось, чтобы после прочтения этих сказок дети поняли, что такое доброта, взаимовыручка, вера в невозможное, аккуратность к своим вещам и все то, что воспитывалось в советские времена.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки на ночь. Сборник добрых сказок (Олег Акатьев) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Олег Акатьев, 2016

© Александр Возненко, иллюстрации, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Почему у зайца уши длинные

Много-много лет назад, когда деревья были большими и высокими, и от этого в лесу всегда был полумрак, ведь свет не мог пробиться сквозь плотные заросли деревьев. Когда все звери на Земле жили дружно, жил-был заяц. В те далекие времена он был не таким, какой он сейчас. Раньше он был с маленькими ушками и маленькими задними лапками. И раньше он так быстро не бегал, как сейчас, ведь у него не было врагов, а поэтому убегать было не от кого. Но зато он был таким же хвастунишкой, как и сейчас.


По поводу и без повода он всегда хвастался перед каждой зверюшкой:

– Я все могу! Я все умею! Я самый быстрый и ловкий!

Но все звери привыкли к его хвастовству и смотрели на него так же, как сейчас люди смотрят на будильник, то есть прозвенел он, вспомнили о нем, выключили и забыли про него.

В том лесу, где жил заяц было большое и топкое болото. Его все обходили стороной, потому что еще никому не удавалось пройти по нему. А тех, кто пытался это сделать, болото забирало к себе, под мутную, тёмную воду. После чего по всему лесу раздавался страшный стон:

Это болото радовалось тому, что проглотило очередную жертву. Услышав этот стон, все звери замирали от страха на месте и оставались в таком состоянии до тех пор, пока стон не прекращался.

В один прекрасный день заяц решил похвастаться, что он перейдет через это болото. Все звери, конечно, знали его как хвастуна, но чтобы на такое решиться! Поэтому, когда заяц сказал:

– Завтра, можете все собраться и посмотреть, как я буду переходить через это пустяковое болотце!

Всем зверям стало интересно, неужели и в самом деле он сможет пройти это страшное болото?

На следующий день все звери, за исключением медведя и волка, самых сильных в лесу, собрались возле болота и стали ждать зайца. Через некоторое время появился и сам косой. Заяц увидел, что собралось так много зверей, и от этого вдруг очень испугался, но отступать было уже поздно. Одно дело хвастаться перед одним ежиком или двумя белками, и совсем другое, когда почти все лесные жители собрались посмотреть на то, как ты будешь переходить это страшное болото. И хоть заяц и был труслив, но тут решил, что всем докажет какой он смелый.

И вот заяц сделал первый шаг по болоту, все звери замерли. Потом он сделал второй шаг… Несмотря на то, что все звери находились рядом, по тишине, которая была вокруг, можно было подумать, что здесь никого нет, так все затаили свое дыхание. Сделав третий шаг, заяц почувствовал, что проваливается. От сильного волнения он еще не успел понять, что с ним происходит, но на всякий случай, когда уже провалился в болото по колено, что было сил, крикнул:

– Помогите!… Тону!

И этот крик зайца вернул из оцепенения всех зверей. Все звери забегали. Белки запрыгали по деревьям, птицы залетали, захлопали крыльями. Но до зайца никто не мог дотянуться, чтобы схватить его и вытащить из болота.

А заяц ушел в трясину уже по пояс. Тут кто-то пронзительно закричал:

– Медведь! Волк! Помогите, заяц в болоте тонет!

А заяц уже по горло в болоте увяз. И тут все услышали, как оно застонало, затягивая к себе очередную жертву:

Заяц уже весь ушел в болото, остались только маленькие ушки. И вдруг, из кустов выбежал волк. Видя, что тут происходит, волк сразу схватил маленькие заячьи ушки зубами, и что было сил начал тянуть. И вот заяц уже появляется над болотом – вот голова, вот передние лапы, вот он уже по пояс в воде… Но тут, то ли волк ослаб, то ли болото еще крепче начало тянуть к себе зайца, только заяц выскользнул и снова стал погружаться в болото. Волк, увидев жалобные глаза зайца, с новой силой ухватился за уши бедняги. На этот раз волк уже не выпускал из своих зубов уши зайца, так и вытянул его из болота.

Бедный заяц сидел на траве ни живой, ни мертвый. Все звери обрадовались тому, что волк спас этого, всеми любимого хвастунишку! Только все они, теперь смотрели на него почему-то, как на незнакомца. Незнакомца, потому, что это был уже другой заяц. У него появились длинные уши и длинные задние ноги. Заяц, заметив удивленные взгляды своих друзей, осмотрел себя. Его взгляд задержался на задних лапах, они почему-то вытянулись… А потрогав свои уши, он понял, что и с ними произошло то же самое. И тут вместо слов благодарности заяц начал кричать на волка:

– Ты что со мною сделал, серое зубастое существо! Кто тебя просил меня за уши вытаскивать, ты, зверь невиданный! Чтоб у тебя язык такой же длинный стал и в пасть не помещался? Пугало ты, а не волк!

После таких слов у волка заблестели глаза, горя ненавистью. Он оскалил свои острые зубы и направился прямо на зайца. Заяц видя, что сейчас может произойти крайне неприятная ситуация, попятился назад. И когда волк прыгнул на него, то заяц задал такого, стрекоча, что когда бежал, подумал: «Как оказывается хорошо, когда у тебя есть такие длинные задние ноги!»

Так и по сей день, волк гоняется за зайцем и не может его догнать. Потому что с такими длинными ногами, как у зайца, не так-то просто его поймать!


Заяц белый, куда бегал?

Все помнят ответ? А что именно помогает зайцу бегать?

Конечно – лапы! К зиме лапы зайца обрастают плотной шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатый мех, а на ушах шерсть становится плотнее и похожа на бархат.

А уши-то тут причём? Да тоже, что бы бегать!

А бегать косому приходится часто и много. То сучок треснет, то снег под чьими-то лапами заскрипит, а у зайца уже и душа в пятки ушла: опять бежать надо?!

Слух у серенького (а зимой – беленького) отменный. Это, конечно, заслуга его больших длинных ушей. Удобные уши у зайца; поставил их торчком, покрутил туда-сюда, настроил свои локаторы и получай все лесные новости без опоздания! Бегать опять-таки удобно: заложил уши на спину, прижал поплотнее и мчись себе в любом густом подлеске, ни по чём сложенные в трубочку уши не повредишь! А надо – остановился, опять поднял свои звукоуловители и слушаешь: далеко ли погоня? Заодно и *остываешь* от бега.

Такие уши не просто уши, а природные радиаторы охлаждения. Не может наш зайчик потеть при беге, потовых желез у него почти нет, бережёт его организм воду, не даёт ей бездумно испаряться. Как быть? Если лишнее тепло от тела не отводить, то сварится наш косой в собственном соку.

Пожалела Мать-Природа зайчишку, подарила ему уши с толстыми жгутами-венами, которые проходят прямо под кожей на ушах, а сосудов в них видимо-невидимо, и просвет которых регулируется *в широком диапазоне*. Когда серенькому надо тепло «сбросить», сосуды расширяются на полную мощь, а когда поберечь – сужаются. Не грозит нашему зайчику ни головная боль от перегрева, но и замёрзнуть той головушке тоже не грозит.

Такие ушки на макушке позволяют жить зайцам не только в суровых русских лесах, но и в засушливых пустынях. Охлаждение за счёт теплообмена, знаете ли, очень выгодный подарок от Матери-Природы!

Чем жарче климат, тем больше тепла нужно рассеять, по сему, самые ушастые ушастики - это южные и пустынные зайцы. У последних длина их ушей составляет половину длинны тела!

Это заметил ещё в 1877 году Д. Аллен и написал целое экографическое правило, назвав его своим именем. И гласит оно, примерно, следующее: среди родственных форм теплокровных животных те, которые обитают в более холодном климате, имеют меньшие выступающие части тела (уши, ноги, хвост). А те, которые живут в жарком климате – наоборот.

Сравните фото среднестатистического русского зайца и *пустынника*. У-у-у, какие уши!!! А славная лисичка фенёк у-у-у как отличается своими ушками от привычной нам лисички-сестрички! Работает это правило по отношению ко всем животным, и для человека подходит на все 100%!

А вот сравнивать уши зайца и кролика мы не будем. Хотя они и относятся к одному отряду заицеобразных, но кролики всё же не зайцы. Это два самостоятельных вида. Между собой зайцы с кроликами не скрещиваются и детей у них не бывает!

Долгое время и зайцев, и кроликов считали грызунами, но и это оказалось в корне неверно. Они вовсе не грызуны, они – зайцеобразные!

И куда там кролику догнать нашего зайца! Разве может он разогнаться до 70 км. в час, как наш ушастый? Нет, не пара кроль зайцу, не пара!!!

И обходились же как-то наши прабабушки и прадедушки без кроликов на подворье. Как? Да зайцами и обходились! В Архангельской губернии, где мороз под 40* не редкость, очень любят тёплые вязаные вещи. А ещё живёт там заяц-беляк, который летом шкурку носит серенькую, зимой – шубку беленькую. Одной шкурки зайца на хорошие рукавицы не хватит, а хотелось бы ещё и шапочку. Есть выход! Шкурку зайца надо просто… ощипать. Сам по себе заячий мех очень недолгоноский, зато, благодаря обилию лёгкого пуха зимой – самый тёплый из всех *пухов*. Остевых волос на зимней шкурке почти нет, а вот пуха – предостаточно. Вещи из заячьего пуха получаются на диво тёплые и удобные.

Хочешь, чтобы твои уши не замёрзли? Вперёд, за зайцем! Поиграй с ним в «Попробуй – догони!».

Это было давно-предавно. Когда не было ни мультфильмов, ни кино. Ни даже компьютера в первобытной пещере. А на Земле жили первые звери: первый еж, первый волк, первый медведь, первый енот. Но рассказ не о них, а о зайце. Так вот…

Больше всего на свете заяц мечтал вырасти. Как слон. Или хотя бы как лось. Что он только ни делал: и витаминную заячью капусту ел, и полезную морковку грыз, и зарядку по утрам делал, и на ветке висел…

И все напрасно.

Однажды заяц решил отпраздновать День рождения. Гости пришли с капустно-морковными букетами. А сосед-еж вынес на поляну именинный пирог с одной свечкой.

– Дуй на свечку и загадывай желание, – сказал еж. – И тогда твое желание обязательно сбудется…

Заяц дунул что есть силы – свеча погасла.

– Ну и что ты загадал? – заинтересовались все.

– Я хочу вырасти большим, – сказал заяц.

– Отличное желание, – сказал енот и, подойдя к имениннику, стал тянуть его за уши. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

– Ой, ты что делаешь?! – закричал заяц.

– Исполняю твое желание, – ответил енот.

– Дай-ка и я помогу, – обрадовалась лиса и тоже стала тянуть зайца за уши. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

– Ай-ай-ай, у меня уши оторвутся, – закричал заяц.

– Терпи, иначе не вырастешь, – сказала лиса.

– Смотрите, кажется, он немного подрос, – прищурился еж.

– Точно, точно, – зашумели гости. – Расти, заяц, большой-пребольшой!

Конечно, заяц ни на сантиметр не подрос, только уши чуть-чуть вытянулись.

– Дайте-ка мне, – волк схватил зайца за уши и поднял над землей. – Смотри, заяц! Сейчас Москву увидишь!

Уши у зайца еще больше оттянулись.

– Расти, заяц, большой-пребольшой, – дружно закричали гости.

Позже всех пришел медведь.

– Что это вы делаете? – удивился он.

– Помогаем зайцу расти, – закричали все радостно.

– Сейчас и я помогу, – сказал медведь. Но так как уши были заняты, медведь схватил зайца за хвост и стал тянуть в другую сторону. Все тянут за уши – а медведь за хвост.

– Ай-ай-ай, – закричал именинник. – Ой-ой-ой!

И тут заячий хвост не выдержал и оторвался. Все повалились в одну сторону, медведь – с хвостом – в другую…

А именинник выскочил из кучи-малы и бросился наутек – в третью.

С тех пор на свой День рождения заяц гостей больше не приглашал.

Теперь вы понимаете, почему у зайца такие длинные уши и такой короткий хвост? И почему, завидев лису, волка или медведя, он сразу дает стрекача?

Зачем зайцу длинные уши?

Кому хватило терпенья понаблюдать, как настораживает уши собака, услышав незнакомый звук, или тревожно поводит ушами лошадь, вопрос о заячьих ушах покажется наивным. Многие животные, обладающие изощренным слухом, имеют большие подвижные ушные раковины. Даже чемпионы по слуху среди птиц - совы и филины вынуждены были обзавестись специальным сооружением из перьев и пуха, имити­рующим ушную раковину.

Природа - экономный конструктор. Создав рупор для улавливания звуковых волн, она постаралась извлечь из него как можно больше пользы. Для живущих в тропиках животных остро стоит вопрос о перегревании организма - и ушные раковины заодно приняли на себя функцию охладительных устройств.

В центральных районах Сахары и в Аравийских пустынях обитают маленькие симпатичные лисички - феннеки. Ранней весной в их норах появляются четыре-пять щенят. Жители оазисов, если им посчастливится выследить феннеков, раскапывают нору и приносят домой очаровательных малышей с крохотным хвостиком и маленькими круглыми ушами. Зверята быстро прибывают в весе, но еще быстрее растут их уши. Когда животные подрастут настолько, что уже годятся в суп (выращивают феннеков отнюдь не для забавы), они, как остроумно заметил американский физиолог К. Шмидт-Нильсен, состоят главным образом из ушей.

Многие относительно небольшие животные пустынь имеют большие уши. Это сразу бросается в глаза, особенно при сравнении с их родичами из умеренных или северных районов планеты. Ушастый еж, обитающий на юге нашей родины (от Ставропольского края до пустынь Средней Азии), обладает необычайно крупными ушными раковинами с точки зрения его северных собратьев. У рыжебокого зайца, широко распространенного в Африке от мыса Доброй Надежды до Алжира, уши несравненно более длинные, чем у нашего беляка или русака. Еще крупнее уши у другого африканца - капского зайца. Весьма длинноухи зайцы из Северной Америки - чернобурый и мексиканский. Уши калифорнийского зайца, распространенного не ахти в каких жарких районах планеты, не очень длинны, зато чрезвычайно широки. Но особенно длинноух американский заяц, или, как его называют по-английски, кожаный кролик. Уши кролика больше самого хозяина.

Среди исполинов наиболее большеухи слоны. Африканские слоны любят бродить в сухих жарких саваннах, и не меньше мелюзги заинтересованы в подручных средствах для охлаждения.

Ученые долго не понимали причин большеухости пустынных животных. Логично предположить, что большие уши, значительно увеличивая площадь кожной поверхности, должны способствовать перегреву животных. На деле же оказалось, что это не так. Все перечисленные выше существа, за исключением слонов, могут обходиться совершенно без воды. Необходимую влагу они получают с кормом, с зелеными растениями, их корневищами и плодами, с поедаемыми насекомы­ми, ящерицами, мелкими птицами и млекопитающими. Поэтому им приходится быть с водой особенно экономными. Они не могут позволить себе потеть, охлаждая тело с помощью испарения воды, как это делает подавляющее большинство млекопитающих нашей планеты. Как же спасаются они от жары? Днем животные держатся в тени высохших пучков травы, кустов, камней и скал. Если нет ветра, температура воздуха и почвы в тени несколько меньше, чем на солнце. Уши, богато снабженные сосудами и благодаря достаточно редкому волосяному покрову, особенно с внутренней стороны, не имеющие надежной теплоизоляции, отдают путем радиации в первую очередь нёбу, а также окружающим предметам накапливающееся в организме тепло. Как-никак температура северного сектора неба над пустыней даже в полдень не бывает больше +13° (Радиация - излучение (лучеиспускание), отдача телом в про­странство в виде электромагнитных волн заключенной в нем энергии. При тепловом излучении, способном возникать даже при низких температурах, излучаются невидимые лучи большой длины. Измерение радиации часто производят с помощью приборов, превращающих лу­чистую энергию в тепловую. Лучистая энергия, излучаемая северным сектором неба над пустыней, переведенная в тепловую, не превы­шает 13 °С ). Радиационный обмен позволяет легко освободиться от излишков тепла, а ушные раковины выполняют функцию излучателей. Вот, оказывается, почему уши бывают такими длинными.

Терморегуляция - только вспомогательная функция ушей. Главная же, безусловно, слуховая. Ушные раковины - пер­вый аппарат в длинной цепи приспособлений для улавливания звуковой волны и анализа принесенной ею информации. У млекопитающих они имеют форму воронки. Такая воронка-ловушка обеспечивает лучшее восприятие звуковых волн, иду­щих с определенного направления. У кошек, собак, лошадей, антилоп уши обладают большой подвижностью - они способ­ны повернуться навстречу звуковой волне, навстречу источнику звука. Благодаря этому животным удается избавиться от помех и даже слабые далекие звуки расслышать лучше, чем близкие и громкие.

Ухо человека потеряло способность активно двигаться в поисках источника звука. Даже у человекообразных обезьян уши относительно неподвижны. Однако было бы неправильно думать, что они совершенно бесполезны и являются лишь весьма сомнительным украшением человеческой головы. Хотя пока не совсем ясно, насколько ушная раковина эффективна - как воронка, собирающая энергию звуковой волны, ее участие в определении направления звука не вызывает сомнений. В этом можно убедиться самому. Попробуйте резко изменить фирму ушной раковины - смять ее рукой, и вы сразу почувствуете, что определять направление звуков, особенно слабых, становится труднее. Хрящевые бугорки внутри ушных раковин задерживают звук. Величина этой задержки меняется в зависимости от того, с какой стороны он приходит. Мозг использует эту задержку, чтобы повысить точность локализации источника звука.

Наружное ухо выполняет и еще одну задачу - усиливает звук. Оно представляет собой резонатор. Если частота звука близка к собственной частоте колебаний резонатора, давление воздуха в слуховом проходе, воздействующее на барабан­ную перепонку, становится больше давления пришедшей зву­ковой волны.

Для развитой эхолокации необходим изощренный слух. Казалось бы, все звенья слуховой системы китообразных должны быть развиты лучше, чем у прочих обитателей пла­неты. В общем, это так и есть, но самое первое звено - улавливающий рупор - полностью отсутствует. Бесполезно искать на гладкой лоснящейся коже дельфинов каких-нибудь, пусть самых скромных, остатков ушей. Их нет. Внимательно рассмотрев голову афалины, можно заметить с каждой стороны по крохотной дырочке диаметром в 1-2 мм. Как и все на голове дельфина, эти отверстия расположены несимметрично. Одно отверстие находится ближе к носу, чем другое. Они являются началом слуховых проходов.

У хорошо слышащих наземных животных слуховой проход никогда не бывает столь узким. Почти сразу же за наружным отверстием он резко сужается и приобретает вид тонюсенькой щели с просветом. 360*36 мкм, а у дельфина белобочки - 330*32 мкм. Чуть дальше слуховой канал полностью зарастает, превращаясь в тонкий шнурочек. Когда шнурок минует толстый жировой слой и добирается до мышц, в нем снова появляется просвет, заполненный воздухом и даже более широкий, чем был вначале: у афалин - 2250*1305 мкм, а у белобочки - 1620*810 мкм. И все-таки трудно поверить, что это устройство имеет какое-то отношение к восприятию звуков. Отсутствие слухового прохода связано с жизнью в океане. Если бы он соединял барабанную перепонку с наружной средой, как это обычно бывает у наземных животных, дельфины подвергались бы постоянной опасности. При погружении на каждые 10 м давление возрастает примерно на 1 атм. Все мле­копитающие имеют приспособление для выравнивания давле­ния за барабанной перепонкой, но аквалангисты отлично знают, как ненадежно оно работает, выходя из строя при малейшей простуде или легком насморке. В этом случае при первой же попытке нырнуть барабанная перепонка была бы прорвана водой. Огромное наружное давление, не встречая изнутри равного сопротивления, без особого труда сокрушило бы тонкую преграду. Итак, среднее ухо дельфина укрыто кожей, толстым слоем жира и мышц и никак не соединяется с внешней средой.

Проведено немало исследовании для обнаружения звуковода, позволяющего акустическим волнам добираться до звуковоспринимающих рецепторов. Но по сей день вопрос о его местоположении окончательно не решен, и продолжает вызывать жгучие дискуссии.

https://www.t-design.ru/podderzhka-sajtov/ обслуживание и техподдержка сайта.

Светлана Жук
Экологический проект «Почему у зайца длинные уши»

Т ип: краткосрочный, исследовательский, тематический.

Педагогические цели:

приблизить родителей к проблемам воспитания и развития детей, повысить педагогическую культуру родителей; развитие интеллектуальной и нравственной сфер у детей, создать условия для ознакомления с жизнью зайцев, назначением ушей, формировать у детей активную жизненную позицию, приобщать к природоохранной деятельности.

Задачи:

1. Развивать элементарные представления о зайцах и кроликах.

2. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зайцах (зайка – заинька - зайчишка);

3. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;

4. Воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;

5. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

6. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

7. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

8. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

9. Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Гипотезы исследования:

1. Предположим, что зайцу нужны уши для защиты от врагов.

2. Что, если, зайцу уши нужны для красоты.

Для подтверждения или опровержения гипотез использовались следующие методы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у взрослых.

3. Позвонить бабушке в деревню

4. Посмотреть книги.

5. Обратиться к компьютеру

6. Понаблюдать

В ходе изучения собранной информации удалось выяснить следующее.

Те зайцы, что живут на природе, серьезно отличаются от кроликов, которых мы себе заводим в качестве домашней живности. Они крупнее, не такие красивые и имеют гораздо более длинные уши. Почему?

Первое, что приходит на ум - что бы лучше слышать. И действительно, чем больше по размеру внешняя часть уха, тем лучше получается улавливать звуковые колебания, включая даже шорохи. Это можно проверить самостоятельно, поднеся ладонь к уху - благодаря увеличенной поверхности ушной раковины ваш слух обострится.

Поскольку заяц ничего не может противопоставить своим врагам, единственное, что ему доступно, так это спасаться бегством. В этом ему помогают длинные уши, так как они способны выхватывать из тишины даже самые тихие звуки, позволяя косому удрать от хищника или охотника.

А почему уши вытянутой формы, а не округлой? При беге заяц прижимает их как можно ближе к туловищу, уменьшая сопротивление воздуха, тем самым позволяет себе увеличить скорость бега. Однако есть и другая особенность, связанная с ушами зайца. Организм человека или любого другого живого существа выделяет какое -то количество тепла, которое сопровождается выводом влаги из организма. Соответственно, животное быстрее устает. В заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что помогает ему, когда он скрывается от преследователей. В холод же, наоборот, он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

Вывод напрашивается простой: длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

Реализация тематического планирования в течение

недели: в формах организации и видах деятельно сти

Рассматривание кролика, зайца (возможно живого)-

«В гости зайка к нам пришел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Зайчиха и зайчата».

Беседа по теме «Зачем зайцу длинные уши».

Исследовательская деятельность «Что любит кушать кролик».

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка».

Знакомство со стихотворением В,Волиной «Зайка серый умывается…».

Отгадывание загадок.

Рисование «Угощение для зайчика».

Лепка «Морковка для кролика».

Конструирование «Заюшкина избушка».

Аппликация «Заюшка».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит…», «Солнечные зайчики», «Заинька, выходи», «Зайка серенький умывается…».

Игра- инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

Просмотр документального фильма про зайца

Подбор наглядного материала (картинок, книжных и журнальных иллюстраций)

Постановка проблемных вопросов.

Использование дидактических игр по теме.

Дидактическая игра «Отгадай животное по описанию».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Организовать деятельность детей, направленную на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о жилище разных животных, выявление взаимосвязи между внешним видом, образом жизни животного и особенностями его «домика».

Дидактическая игра «Найди маму».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения группировать животных по признаку «одна семья животных».

Дидактическая игра

«Накорми животное».

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения находить характерную еду для каждого животного.

Дидактическая игра

«Где чей хвост?"

Организовать деятельность детей, направленную на развитие у детей умения сопоставлять часть и целое.

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Родительское собрание на тему «Формирование проектно-исследовательской деятельности».

Консультация для родителей «Что такое метод проектов?».

Задействовать родителей в организации знакомства с живым кроликом или зайцем.

Подбор информации по вопросу «Зачем зайцу длинные уши?».

Посещение «Зоопарка».

Чтение художественной литературы по теме.

Помощь в организации выставки по теме.

Заключительным этапом является презентация проекта.

Презентация семейной газеты «Зачем зайцу длинные уши?»

Итоговое мероприятие «Угостим зайку морковкой».

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский проект "Почему весной у деревьев лунки?" (6 - 7 лет) Здравствуйте! Представляются: Доронина Таня Волощенко Артём «Центр развития.

Фотоотчет художественного творчества детей. Лепка Тема: «Улитка длинные рожки» Елена Владимирова. Цель: Расширение и уточнение знаний детей.

Задачи: - учить лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и голова, характерные признаки – длинные уши, делить.