Гордимся прошлым, живем настоящим, строим будущее. Краткая история развития психиатрии Жуткие методы лечения


ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ (ПСИХИАТРИИ)

ГЛАВА 1

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ

История развития общей психиатрии

Первые сведения о душевных болезнях встречаются в египетских папирусах и в древнеиндусской книге – «Веды», относящейся к XV–XIV вв. до н. э. Однако расцвет медицины связывают с именем Гиппократа, который жил и работал в V в. до н. э. Ему принадлежит ряд важных положений, сохранивших свое значение до настоящего времени.

Гиппократ создал свод законов, именуемых «клятвой Гиппократа», которую дают врачи при окончании медицинского института. Некоторые положения из «клятвы Гиппократа» необходимо знать воспитателям и педагогам, работающим в дошкольных и школьных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Одним из положений является первый тезис «не разглашай врачебную тайну». «Врачебная тайна» – это сведения, которые дают родители врачу и рассказывают воспитателям о своих детях и домашней обстановке. Полученные сведения не подлежат огласке и обсуждению с посторонними, так как могут оказаться известными родственникам и вызвать у них негативную реакцию. Вторым тезисом, с которым должны быть знакомы воспитатели и педагоги, «не навреди», является очень важным, так как ребенок должен получить своевременную и квалифицированную медицинскую и педагогическую помощь, доброе и хорошее отношение к нему.

Занимаясь изучением и лечением судорожных состояний, которые назывались «священной болезнью», Гиппократ сумел выделить понятие «судорожный синдром», при котором судорожные состояния возникают на фоне какого‑либо соматического или инфекционного заболевания, и «судорожную болезнь», при которой судорожные состояния являются основным признаком болезни. Это различие в понятиях «судорожный синдром» и «судорожная болезнь» сохраняется и до настоящего времени.

С именем Гиппократа связано понятие «темперамент». Положив в основу преобладание жидких сред организма: крови, слизи, светлой и темной желчи, Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвинический («сангвис» – кровь), флегматический («флегма» – слизь), холерический («холе» – светлая желчь), меланхолический («мелане холе» – черная желчь). Каждой выделенной группе соответствовали личностные особенности, которые проявлялись в течение всей жизни человека. Понятие о четырех типах темперамента сохраняется до настоящего времени. И.П. Павлов, на основании физиологических исследований, выделил четыре типа высшей нервной деятельности, сопоставил их с четырьмя типами темпераментов по Гиппократу и доказал их обоснованность.

В IV–III вв. до н. э. большую роль в изучении соматических и психических расстройств сыграли работы Платона. ВI в. н. э. римский энциклопедист и врач Цельс предложил одну из первых систематик душевных болезней.

Начиная с III–IV вв. н. э., уровень греко‑римской культуры начинает неуклонно падать. Растущее господство религиозного фанатизма подготовило путь средневековью. В этот период в Европейских странах значительно замедлилось развитие естественных наук, медицина была уничтожена, отношение к душевнобольным стало жестоким. Согласно церковной концепции считалось, что в этих людей «вселился злой дух», которого нужно уничтожить. Поэтому больных людей избивали, сжигали на кострах, изгоняли из селений или содержали в цепях в так называемых «лечебницах».

В эпоху средневековья, когда в Европе медицина пришла в упадок, в арабских странах отмечается значительный подъем естественных наук, формируется благоприятное отношение к больным людям. В XI в. арабский врач и философ Абу‑Али Ибн Сина (Авиценна) организовал специальную больницу, в которой врачи наблюдали и лечили больных, страдающих судорожными состояниями. Авиценна ввел термин «эпиламвано», что обозначало «схватываю», один из заметных симптомов при судорожном состоянии, возникающем при напряжении мышц. От термина «эпиламвано» образовался термин «эпилепсия», который используется и в настоящее время.

Начиная с XVI–XVII вв. в Европе активизируются естественные науки. В 1633 г. Рене Декарт, естествоиспытатель и физик, в поисках «души» у одушевленных живых существ, проводит опыты на лягушках. Раздражая кожу лапки лягушки раствором соляной кислоты, Декарт наблюдал сокращение мышц как ответную реакцию, определив это явление термином «рефлекс» – «отражение», перенеся это понятие из физики. Термин «рефлекс» и в настоящее время широко используется в медицине, физиологии и психологии для объяснения ответной реакции на раздражение. Вся наша психическая деятельность является рефлекторной (отражательной).

Ко времени Великой французской революции (вторая половина XVII в.) и в первые десятилетия после нее французская психиатрия переживала чрезвычайный подъем. Революционный подъем в психиатрии совершил Ф. Пинель. В 1792 г. он добился снятия цепей с душевнобольных, что определило коренную перестройку организационных форм помощи, переход от «сумасшедших» домов к психиатрическим лечебницам.

Один из учеников Пинеля, доктор Ж. Эскироль (1838), обогатил французскую и мировую психиатрию многими клиническими открытиями, в том числе он выделил форму глубоких интеллектуальных нарушений, отмечавшихся с раннего детского возраста, обозначив такое состояние как «малоумие», в отличие от распада психической деятельности после перенесенных заболеваний как «слабоумие». Для ясности высказывания был использован афоризм: «малоумие» – это бедняк от рождения, «слабоумие» – разорившийся богач. Расцвет французской психиатрии приходился на XIX–XX вв., когда публиковалось большое количество научных работ по различным формам психических расстройств, открывались специализированные клиники.

И. Вуазен – ученик Ж. Эскироля, изучавший клинику «идиотизма» (малоумие), пришел к выводу о необходимости и возможности совершенствовать те стороны дефектной психики, которые еще доступны развитию. За счет этого можно добиться уменьшения степени интеллектуальной недостаточности больных, т. е. терапевтического успеха.

Во второй половине XIX в. в Парижском университете открылась первая кафедра неврологии под руководством Ж. Шарко и клиника для неврологических больных. В это же время организовалась психиатрическая клиника, в которой предпринималась попытка выявления причин возникновения психоза (психического расстройства). Большое значение приобрели работы 3. Фрейда (1895), использовавшего метод психоанализа для выявления причин психических расстройств.

Развитие немецкой психиатрической школы проходило во второй половине XIX в. Формированию основных исследовательских направлений в немецкой психиатрии предшествовал 30‑летний спор между материалистами и идеалистами, оказавших влияние на подход и понимание психических расстройств. В психиатрии обозначались представители двух противоположных направлений: «психиков» и «соматиков». Школа «психиков» рассматривала психозы как результат дисгармонии страстей. Избирая в условиях свободы воли между добром и злом, человек тем самым якобы определял линию своей жизни и судьбы. Вследствие дисгармонии страстей возникали не только душевные, но и соматические расстройства. Школа «соматиков» утверждала, что сохранность психики предопределена телесным здоровьем. Общий принцип «соматиков» состоял в утверждении того, что все психические болезни являются болезнями всего организма. Соматики провозгласили лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Позднее В. Гризингер (1860) выправил недостаток лозунга «соматиков», заменив его более передовым: «душевные болезни – болезни мозга».

В Англии Г. Модзли (1867) явился основателем английской классической клинической школы и опубликовал свою монографию «Физиология и патология души», впервые творчески развил учение Ч. Дарвина применительно к клинической (эволюционной) психиатрии.

Развитие психиатрии в России шло своим путем. В Древней Руси отношение к душевно больным было гуманным, их называли «юродивыми», «блаженными» и старались приютить в монастырях (по указу Ивана Грозного). В XVI–XVII вв. в городах строятся богадельни для «прокаженных и престарившихся и не могущих нигде головы преклонить». В 30‑40‑е годы XIX столетия были опубликованы первые научные труды русских врачей И.Е. Дядьковского и Т.С. Иллинского, в которых описывались психические расстройства на фоне инфекционных заболеваний.

Во второй половине XIX в. начали открываться земские психиатрические больницы, в организации которых принимали участие М.П. Литвинов, В.Н. Яковенко, В.П. Кащенко. В 1870 г. в Петербурге при военно‑медицинской академии была открыта первая кафедра психиатрии, которую возглавил И.М. Балинский (1857). На этой кафедре работали И.П. Мержеевский (1872), В.Х. Кандинский (1890), оказавшие большое влияние на развитие психиатрии в России.

В 1880 г. при Московском университете была открыта кафедра нервных и душевных болезней, которую возглавил замечательный врач, ученый и педагог А.Я. Кожевников, ближайшим учеником и продолжателем дела которого стал С.С. Корсаков (1889), основавший первую психиатрическую клинику. Пациентами клиники стали люди, проживавшие на улице «Божедомка» в так называемых «божьих домиках» при церкви. Жили они на подаяния прихожан, не имея ни семьи, ни работы. В стационаре проводилось соматическое и психоневрологическое обследование, выявлялись основные причины, вынудившие людей жить в таких условиях. С.С. Корсаков придерживался нозологического («нозология» – описание и изучение заболевания в целом, а не только отдельных признаков) направления в диагностике психических заболеваний, основал журнал «Невропатология и психиатрия», который существует и до настоящего времени.

Для развития отечественной неврологии и психиатрии большое значение сыграли работы по физиологии И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др., проведенные на рубеже XIX–XX вв., разрешившие раскрыть механизм многих психических расстройств.

Таким образом, в XIX–XX вв. во многих странах происходит значительная активизация медицинских наук и в частности невропатологии и психиатрии. В России эти науки были тесно связаны с работами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оказавших большое влияние на понимание этиологии (причины) и патогенеза (механизма) развития психических заболеваний, а также на использование различных лечебных мероприятий.

В настоящее время существуют и активно функционируют кафедры общей и детской психиатрии, институты психиатрии и специализированные клиники, диспансерные отделения, в которых проводится профилактическая, лечебная и консультативная помощь больным с различными отклонениями в психическом состоянии.

В развитии научной и практической психиатрии в России во второй половине XIX века важную роль сыграло открытие кафедр психиатрии, первая из которых была организована в 1857 году при Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. Возглавил кафедру профессор И.М. Балинский. Им была разработана учебная программа по психиатрии, по его инициативе построена новая клиника для душевнобольных. В 1857 - 1859 годах И.М. Балинским написаны лекции по психиатрии. Ему принадлежит приоритет в создании учения о психопатиях, им предложен термин «навязчивые идеи». Видный учёный был первым председателем первого в России общества психиатров. Профессору удалось за довольно короткий срок подготовить квалифицированные научно-педагогические кадры для преподавания психиатрии на других вновь организованных кафедрах, а также большое число врачей-психиатров для работы в практической психиатрии. В 1877 году И.М. Балинского сменил его ученик И.П. Мержеевский, уделивший большое внимание изучению психических расстройств при соматических заболеваниях. Работы Мержеевского и его учеников способствовали сближению психиатрии с соматической медициной. В 1882 году учёный разработал отдельные программы по преподаванию психиатрии и нервных болезней. Им были описаны патолого-анатомические особенности олигофрении. Кроме того, Мержеевский предпринял первые шаги по изучению психических заболеваний у детей. Балинский и Мержеевский являются основателями Санкт-Петербургской психиатрической школы. В 1893 году руководство указанной кафедрой было возложено на В.М. Бехтерева - психиатра-невролога. В 1908 г. он организовал психоневрологический институт. В 1905 г. под названием «бред гипнотического очарования» Бехтерев дал яркое описание психопоталогических феноменов синдрома психического автоматизма. Он внёс большой вклад в развитие неврологии, оставив более 600 научных трудов. Среди психиатров второй половины XIX столетия особое место занимает видный представитель Санкт-Петербургской психиатрической школы - В.Х. Кандинский. Будучи тонким психопатологом, обладая умением чётко разграничить черты сходства и отличия между разнообразными психопатологическими явлениями, он научно обосновал разделение галлюцинаций на истинные и ложные; впервые описал все психопатологические феномены синдрома психического автоматизма; сделал попытку физического толкования сущности галлюцинаций; выделил идеофрению в качестве самостоятельной формы психического заболевания; разработал классификацию психических заболеваний, принятую первым съездом русских психиатров. В Москве чтение психиатрии как самостоятельного курса было начато значительно позже, чем в Санкт-Петербурге. В1887 году в Московском университете была организована первая психиатрическая клиника, руководство которой было поручено С.С. Корсакову. Он создал подлинно самобытную отечественную психиатрическую школу, являясь одним из новоположников нозологического направления в психиатрии. Корсаков своими клиническими наблюдениями и описаниями обогатил нозологическую систематику психозов. В 1889 году он выступил с докладом об алкогольном полиневритическом психозе на Международном медицинском конгрессе в Вене, а в 1897 году - на XII Международном медицинском конгрессе в Москве этот психоз был назван его именем. Корсаковым создана классификация психических заболеваний, отличавшаяся от других чётким переходом от симптомологии к нозологии. Под названием «дизнойя» учёный описал группу острых психических расстройств, некоторые из которых могут быть отнесены к шизофрении с острым течением. Корсаков обосновал необходимость создания общегосударственной системы психиатрической помощи больным, которую понимал не только как обязанность обеспечить лечение, но и как устройство больного в жизни, в быту, в профессиональной деятельности.

П.Б. Ганнушкин - ученик Корсакова, развивая его идеи, оставил большое наследие в различных областях психиатрии. По выражению одного из талантливых учеников О.В. Кербикова, в историю отечественной психиатрии Ганнушкин вошёл главным образом как основоположник «малой» или «пограничной» психиатрии. «Малой» - в смысле невыраженности нарушений психики, но очень «большой» - в смысле частоты и сложности наблюдаемых явлений. Его монография «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» (1933) до настоящего времени не потеряла своего значения. Ганнушкин воспитал большую плеяду талантливых учеников(О.В. Кербиков, В.М. Морозов, С.Г. Жислин, Н.И. Озерецкий, Ф.Ф. Детенгов, А.Я. Левинсон и др.).

В истории психиатрии важное место принадлежит В.А. Гиляровскому, в течение многих лет возглавлявшему кафедру психиатрии 2-го Московского медицинского института. Он был организатором Института психиатрии; ныне это Всероссийский научный центр психического здоровья Российской АМН. Гиляровскому принадлежат научные работы, посвящённые изучению психических расстройств при сыпном тифе. Большое место в его исследованиях занимали проблемы пограничных состояний, травмы головы, шизофрении. Широкую известность получили работы Гиляровского в области галлюцинаций. Он является автором ряда учебников психиатрии.

Значительный вклад в развитии психиатрии в последующие годы внесли А.В. Снежневский, О.В. Кербиков, Г.В. Морозов. Снежневский одним из первых исследовал затяжные соматогенные психозы, изучал динамику сенильных заболеваний. Он является основателем оригинального направления, суть которого - выявление закономерностей динамики психопатологических явлений и раскрытия их взаимозаменяемости в процессе течения психоза. Эти исследования позволили Снежневскому по-новому осветить вопросы о формах и особенностях течения шизофрении, о закономерностях смены синдромов в процессе развития болезни, о нозологической специфичности психопатологических синдромов. Изданное в 1983 г. по инициативе и под руководством Снежневского двухтомное «Руководство по психиатрии» является в настоящее время настольной книгой психиатров. О.В. Кербиков подробно осветил проблему острой шизофрении. Он впервые показал становление различных форм, так называемых «краевых» психопатий, обосновал пути и условия их формирования. Глубокая эрудиция психиатра-клинициста нашла отражение в его лекциях по психиатрии, изданных в 1955 г. Г.В. Морозов внёс большой вклад в разработку проблем психогенного ступора, невменяемости и недееспособности, профилактики общественно опасных действий психически больных. С участием Г.В. Морозова и под его редакцией выпущены руководства по судебной психиатрии и алкоголизму, учебник судебной психиатрии. По инициативе учёного и под его редакцией в 1988 г. издано пользующееся большой популярностью двухтомник «Руководство по психиатрии», составленный при участии зарубежных психиатров. Важнейшим событием начала и середины XX века в психиатрии следует считать создание внебольничной психиатрической службы, представленной психоневрологическими диспансерами и психиатрическими кабинетами. Они сыграли большую роль в осуществлении наблюдения за больными, оказания им лечебной и социальной помощи. С 20-х годов начинает развиваться биологическая терапия психических заболеваний, направленная на болезнь как на биологический процесс и на организм больного как на биологический объект. Первоначальными разновидностями биологической терапии являлись маляриятерапия прогрессирующего паралича, инсулиношоковая терапия шизофрении и электросудорожная терапия маниакально-депрессивного психоза. На развитие психиатрии оказало огромное влияние внедрение в психиатрическую практику, начиная с пятидесятых годов, психофармакологических средств. Их положительное влияние на клинические особенности и течение психических заболеваний проявляется не только в обратном развитии вплоть до полного исчезновения продуктивных психопатологических расстройств, но и нередко в ослаблении негативных расстройств, считавшихся ранее необратимыми. Кроме того, в результате широкого применения психофармакологических средств в последние годы перестали встречаться и проявляются лишь в рудиментарной форме такие тяжёлые психические расстройства, как кататонические и парафренные состояния, с одновременным увеличением удельного веса психических болезней с неврозоподобными, психопатоподобными и стёртыми аффективными расстройствами.

Процесс развития психиатрии тесно связан с динамикой общественного сознания, поэтому можно выделить следующие этапы в развитии психиатрии:

  • Магический период

Ранние психологические знания относятся к магическому периоду, когда были распространены представления о неразрывном единстве человека с природными явлениями. В то время отсутствовало чёткое противопоставление психической болезни и здоровья. Странности поведения рассматривались как результат вмешательства духов и божеств, что включалось в мистическое сознание человека того времени. Человек, который в более поздние времена был бы определён как психически больной, в ранних культурах наделялся одновременно качествами и «культурного героя», и сумасшедшего. Больной человек воспринимался обществом как целитель или пророк. В этот период психиатрия еще не рассматривалась как научное направление, а человек с психическими нарушениями не считался больным.

  • Древнегреческий период

Новая веха в познании нормы и патологии относится к древнегреческому периоду психиатрии. С развитием материалистического мировоззрения врачи выделили случаи явного помешательства: эпилепсию, меланхолию, манию, паранойю. С именем Гиппократа связано представление о душевных заболеваниях как состояниях, вызванных неправильным соотношением четырёх основных жидкостей организма. Уровень содержания в организме крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи, по мнению врачей Древней Греции, приводит к болезням мозга и помешательству. Появляются первые попытки лечения больных с душевным недугом.

  • Средневековый период

Примерно с III века н.э. начинается период средневековья, когда сумасшедшие оказываются за рамками медицины и за пределами социальной и медицинской помощи. В этот период человечество погрязло в средневековом религиозном догматизме. В 1487 г. была написана книга «Молот ведьм», описывающая способы распознания людей, одержимых дьяволом. Они считались чуждыми миру христиан. Пропасть между умалишёнными и здоровыми людьми всё больше увеличивалась. Таких людей католическая церковь подвергала пыткам и уничтожала как ведьм и колдунов.

Развитие психиатрии как клинической дисциплины

  • Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения интенсивно накапливались научные знания, гуманистические идеи овладели умами людей. Конец XVIII в. является одним из самых ярких периодов в истории пси­хиатрии. Он был связан с серьёзными политическими преобразованиями во Франции. Правительство времен Великой французской революции издало ряд декретов о создании психиатрических учреждений. Умалишённые, которые ранее содержались в нечеловеческих условиях, получили статус больных. Это явилось основой для формирования современной модели психических болезней. С именем Ф. Пинеля, который по праву считается отцом современной психиатрии, связаны первые попытки внедрения системы нестеснения психически больных и освобождение их от тюремных цепей.



Несмотря на преобладание гуманистических тенденций, в психиатрии в этот период присутствовало стремление к длительной изоляции и, по сути, вытеснению психически больных из социума. По-видимому, это было связано со страхом общества перед безрассудством. Врач-психиатр в данном случае выступал как наблюдатель, т.к. иных способов воздействия на психические расстройства не было. Психические заболевания и начинались, и входили в период ремиссии спонтанно.

  • Естественно-научный период

Данный период характеризуется главенством материалистических тенденций в медицине. Он соответствует 30–50-м гг. XIX столетия. В этот период доминирует соматическая школа. Естественно-научные тенденции активно начали формироваться в Германии. В 1845 г. В. Гризингер основал нейрофизиологическое направление, которое далее успешно развивалось также в России. Его основоположниками в России были И.М. Сеченов и И.П. Павлов, которые поддерживали рефлекторную природу психозов.

  • Нозологический период

Этот период соответствует 90-м гг. XIX в. Основоположником его явился Эмиль Крепелин.Его заслугой стало рассмотрение отдельных психических нарушений как единой нозологической системы. Э. Крепелин считал, что диагностика определяет структуру психоза, развитие патологического процесса. Было сформулировано представление о чётком разграничении нозологических единиц между собой и утвердилось жёсткое разделение нормы и патологии. Высказывалось мнение, что даже для истерии будет когда-нибудь найдена гистопатологическая основа, а всякие занятия психологией истерии будут непроизводительной тратой времени.



Нозологическое учение предполагает установление нозологических единиц, биологическая основа которых предопределяет течение и исход болезни. Это привело к упрощённому пониманию взаимоотношений между здоровьем и болезнью.

Современный этап

Этот этап можно рассматривать с конца XIX в. по настоящее время. В этот период психиатрия от описательного принципа перешла к объяснительному, выдвинув социальный фактор как причину развития ряда заболеваний, которые позже стали называться психогенными. Предметом изучения становится психология душевнобольных и психопатологических вариаций нормальных психологических процессов. Э. Блейлер первым создал наиболее обоснованное учение о проявлениях шизофрении. Он же выделил так называемые функциональные психозы в противовес органическим болезням. Блейлер считал, что в психозе нормальные психологические функции искажаются до неузнаваемости за счёт их рассогласования и утраты единства. Таким образом, появилось блейлеровское понятие «схизофрении» – расщепления души.

Основоположником современного психодинамического направления в середине XX в. явился создатель психоанализа З. Фрейд. Особое внимание он уделил сфере бессознательного: сновидениям, сексуальности, защитным механизмам. Огромным вкладом З. Фрейда явилось признание роли семьи в развитии личности в целом, а также тех психических нарушений, которые могут развиваться в результате ее влияния в процессе формировании личности.

Современный период характеризуется разносторонними подходами к психическим расстройствам. В своей практике психиатрия использует клинические и экспериментальные, психодинамические и биологические методы и признаёт значение каждого направления. Сущность психиатрии в её многообразии. Всё, что может иметь терапевтическое применение и приносить пользу больному, врач должен использовать для адаптации больного в обществе.

Тот самый Бедлам глазами художника

История психиатрии, пожалуй, самая занимательная из всех остальных историй наук, тем более медицинских.

Веселее, разве что, история философии.

Хистори

Начало душевных наук было положено в Древней Греции, где великие философы и врачи начали исследовать душу человека, как более интересный, нежели тело, объект. Первые записи о душевных расстройствах датируются 5 веком до нашей эры, и тогда всё сводилось к сверхъестественным явлениям . Последователями древних греков, помимо врачей, можно считать средневековых инкивизиторов, чьи увлечения экзорцизмом были направлены на спасение бессмертной души от дьявола, правда, не сильно заботясь о качестве жизни вообще. Гайдом по лечению был «Молот ведьм» .

В арабском мире первой психбольницей с санитарами и исследованиями считают Багдадскую (705 год), в которой лечили всё подряд: невроз, депрессию, психоз (Kutrib), манию (Dual-Kulb) и даже нестояние (Nafkhae Malikholia), причём более приятными методами вроде ванн, лечилок и трудотерапии.

Первейшим широко известным европейским дурдомом был Вифлеемский Королевский Госпиталь в Лондоне, который внезапно назывался «бедламом» в просторечии (от «Bethlehem» - Вифлеем), и был как помойка для подозрительных на душевнобольных людей, которых подвергали избиениям, сажали в клетки и даже за деньги показывали посетителям. До лечения было всё ещё далеко, шёл тяжёлый XIV век, а врачи имели своё обоснование подобным мерам по отношению к больным - мол, «изгнание болезни с помощью ужасов-с». Позже аналогичный способ с такой же отмазкой использовал Вильям Бетти, построивший в восемнадцатом веке целую сеть весьма прибыльных больниц, уверяя всех, что его методы излечивают пациентов. Конечно, никого так и не вылечили.

В девятнадцатом веке подобное отношение привело к необъяснимо резкому увеличению количества психиатрических пациентов с нескольких сотен на Францию и Англию до сотен тысяч к концу века, и пришлось строить кучу клиник, в которых даже не пытались лечить пациентов, просто стараясь хоть как-то держать их изолированными от общества. Это весьма сильно снизило рейтинг психиатрии в глазах остальной медицины, который достиг исторического минимума.

Так как в те годы и врачом, и психиатром мог назвать себя практически любой проходимец, то они этим и занимались в поисках прибыли. Разрабатывались дикие методики вроде избиения или окатывания холодной водой, кровопускание и прочие. Укреплению здоровья больных это никак не способствовало, что ставило под угрозу вообще всё существование психиатрии. В двадцатом веке американец Генри Коттон исцелял больных путём ампутации частей тела, претендуя на революцию в медицине.

Ближе к началу двадцатого века один немец предположил, что заболевания внутри головы не так уж сильно связаны с телом, тем самым отойдя от идеалистической философии, выдвинув теорию о том, что психология человека завязана в первую очередь на реакциях в самом мозгу. Манфред Шакел спустя 30 лет предложил теорию о существовании в голове вредных и полезных клеток, первые из которых он пытался убивать дикими дозами инсулина. Это уже начало давать хоть какой-то видимый эффект и его поддержало множество клиник. Затем инсулин заменили на схожий по действию Метразол (не Метрозол/Метронидазол!) и пациенты продолжили дальше трястись в конвульсиях, привязанные к кроватям.

В те же годы два психиатра из Италии, подглядев метод при забое скота (свиньям перед убиением, чтоб не буянили, на голову накладывают электроды от обычной розетки), изобрели электрошок, который стали широко использовать.

Наконец, психиатры посмели говорить о каком-то успехе в лечении, правда, ценой автопереломов костей, позвоночника, вывихов суставов и раскрошенных зубов .

Оттуда-то и повелось, что психически здоровый человек должен быть тих, жалок и запуган, но социален и управляем.

Психофармакология

Антипсихиатрия атакует

Существует подозрение, что если дать психиатрам волю, то они могут взять человечество под тоталитарный контроль, разделяя по собственному разумению норму и отклонения. В Советском союзе к этой идее присмотрелись и попробовали притянуть психиатров к полицейскому контролю над государством - не те политвзгляды или мелкие культурные особенности предоставляли скидку на билет в жёлтый дом («Как, вы думаете, что социалистический строй СССР упадочный? Да вы - псих, не иначе!» ). Подробности в основной статье.

Ложка дёгтя в цифрах

Поговаривают, что:

  • 40% американских психиатров привлекались к гражданской или уголовной ответственности.
  • 69% психиатров привлекались судом за кражу и мошенничество, 16% - за сексуальные преступления по отношению к своим пациентам.
  • В той же Америке государственная комиссия выявила, что у 66% психиатров есть психические отклонения.
  • Психиатры делят первое место среди людей, совершивших суицид.
  • 5% психиатров в неизвестной стране в 1953 году были осуждены за убийство или попытку совершения его (но эти случаи совсем неоднозначны).

Ещё

Примечания

Клиническое (феноменологическое, дискриптивное) направление психиатрии имеет свои истоки в глубокой древности. В частности, описание помешательства можно встретить в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, эпосах «Махабхарата», «Младшая Эдда» и «Калевала». Их можно найти также в священных текстах Библии, Корана и Талмуда. Метафизический опыт человека связан с религиозными практиками, случайным и направленным использованием психоактивных веществ, а также опытом переживания утрат, греха, боли, умирания. Он позволил почти 4000 лет назад установить границы души и тела, определить степень конечности существования и динамику душевных состояний. Теории структуры души различаются в иудаистской, буддистской, христианской, мусульманской и других религиозных традициях. Однако все они подчеркивают неотделимость психических явлений от окружающего мира, а также разделяют индивидуальный и коллективный духовный опыт.

Подробное описание психических расстройств, особенно эпилепсии и истерии, принадлежит Гиппократу (460-370 до н.э.), который придал некоторым мифологическим образам свойства, характерные для психических расстройств, - например, он описал манию, меланхолию. Им же выделено четыре основных темперамента, связанных с преобладанием одной из четырех жидкостей - крови, флегмы, черной или желтой желчи. Гиппократом показана зависимость психических расстройств от соотношения «жидкостей», в частности, меланхолию он связывал с черной желчью, он также утверждал, что истерия связана с блужданием матки. Это воззрение сохранялось вплоть до XIX века. Им описана типология эпилепсии и предложено диетическое лечение этого заболевания. Платон (427-347 до н.э.) выделял два типа безумия - одно, связанное с воздействием богов, другое - связанное с нарушением рациональной души. В платонической и неоплатонической традициях была введена классификация негативных и позитивных душ человека. Аристотель (384-322 до н.э.) описал основные эмоции, включающие страх, тревогу, и выделил понятие сверхсильной эмоции - аффекта. Гален из Пергама, живший в римский период, считал, что депрессия обусловлена избытком черной желчи. Св. Августин (354-430 н.э.) в своих посланиях из Северной Африки впервые ввел метод внутреннего психологического наблюдения переживаний (интроспекция). Описание переживания, по Св. Августину, позволяет понять его окружающим, разделить, сопереживать.

Его описания по праву можно считать первыми психологическими трактатами. Авиценна (980-1037 н.э.) в «Каноне врачебной науки» описывает две причины психических расстройств: глупость и любовь. Он также впервые описал состояние одержимости, связанное с превращением человека в животных и птиц и подражанием их поведению. А также описал особое поведение врача при беседе с психически больным пациентом.

В средневековой Европе состояния одержимости были описаны в многочисленных трактатах схоластов. Классификация расстройств носила демонологический характер в зависимости от стилистики поведения психически больного. Тем не менее период средневековья позволил подойти к классификации духовных феноменов. Парацельс (1493-1547) отрицал связь психозов с наследственностью, считая, что существует связь между минералом, звездой, болезнью и характером, он предложил лечение психических расстройств химическими препаратами. В эпоху Возрождения появились описания типологии эмоций при психических расстройствах, в частности, Леонардо да Винчи и Микеланджело принадлежат серии рисунков, иллюстрирующих изменение мимики и поведения при психических и физических страданиях. Уже Т. Bright (1551-1615) считал, что депрессия может быть вызвана психологическими факторами и страдание прямо связано с расстройством психики.

Первая классификация психических расстройств принадлежит F. Platter (1536-1614), который описал 23 психоза в 4 классах, связанных с внешними и внутренними причинами, в частности - воображением и памятью, а также сознанием. Он был первым исследователем, который отделил медицину от философии и отнес ее к естественным наукам. W. Harvey (1578-1637) считал, что психические эмоциональные расстройства связаны с работой сердца. Эта «кардиоцентрическая» теория эмоций в целом осталась центральной также для христианской теологии. P. Zacchia (1584-1659) предложил классификацию психических расстройств, включающую 3 класса, 15 видов и 14 разновидностей заболеваний, он также является основоположником судебной психиатрии. В. de Sauvages (1706 - 1767) все психические расстройства, всего 27 видов, описал в 3 разделах, в основу классификации им был положен симптоматический принцип, аналогичный соматической медицине.

Интерес к классификациям в психиатрии и медицине шел параллельно со стремлением к дескриптивному подходу естественной истории, вершиной которого была классификация Карла Линнея. Родоначальником американской психиатрии является В. Rush (1745- 1813), один из авторов «Декларации Независимости», который в 1812 году опубликовал первый учебник психиатрии. Т. Sutton в 1813 году описал алкогольный делирий, A R. Gooch в 1829 году - послеродовые психозы. В 1882 году A. Beuel выделил прогрессивный паралич, который был первым самостоятельным психическим заболеванием, имеющим определенную этиологию и патогенез, то есть соответствующим принципу нозологии в медицине. R. Krafft-Ebing (1840-1902) описал гомосексуализм и аномалии сексуального поведения. С.С. Корсаков в 1890 году выделил психоз при хроническом алкоголизме, сопровождавшийся полиневритом с расстройствами памяти.

В конце XIX - начале XX века Е. Kraepelin в классификации психических расстройств выделяет олигофрению, раннее слабоумие, которое в 1911 году Е. Bleuler названо шизофренией. Он также впервые описывает маниакально-депрессивный психоз и парафрению. В начале XX века Е. Kraepelin заинтересовался этническими оттенками психозов, характерные для представителей различных народов. В дальнейшем его работы становятся предпосылкой этнической психиатрии.

В 1893 году была введена первая Международная статистическая классификация причин смерти МКБ (ICD) 1, последовательно в 1910, 1920, 1929 годах были введены МКБ 2-4, в 1938 - МКБ 5, в 1948, 1955 - МКБ 6-7. К началу XX века до 70-х годов можно было выделить три основные школы клинической феноменологии, хотя существовали оттенки различных школ психопатологии. Немецкая школа характеризовалась акцентом на нозологические единицы, которые включали синдромы и симптомы. Этой же точки зрения придерживались русские, а затем и советские психиатры. Французская школа, опиралась преимущественно на уровень симптомов и синдромов. Американская школа основное внимание уделяла реакциям, в том числе реакциям адаптации.

В 1952 году в США была введена оригинальная национальная классификация Diagnostic System Manual Mental Disorders (DSM I), которая отличалась от европейских классификаций тем, что наряду с осью клинических признаков выделялась ось социального функционирования и реакции на стресс. В 1968 году введена DSM II, в 1987 - DSM IIIR, в 1993 - DSM IV, в 2000 - DSM IVR.

В 1965, 1975 годах соответственно в Европе были введены МКБ (ICD) 8 и 9, а в 1989 - МКБ 10, ввод в практику которой государствами - членами ВОЗ произошел в 1994 году. В Украине переход на МКБ 10 произошел с 1999 года. Тем не менее наряду со стремлением к созданию единых между Европой и США клинических воззрений и намерениями объединить ICD и DSM, существуют противоположные попытки противопоставить единой системе классификации национальные школы.

Биологическое направление психиатрии основано на исследованиях связи между физиологией и биохимией мозга, генетикой с основными психическими расстройствами. G. Moreu de Tour в 1845 году описал на себе экспериментальный психоз с применением гашиша. G.T. Fechner в 1860 году обнаружил связь между интенсивностью стимула и сенсорной реакцией, которая легла в основу изучения восприятия в норме и патологии. В. Morel в конце XIX века причиной помешательства считал наследственную дегенерацию, которая усиливается от поколения к поколению от степени аномалии личности к психозу и слабоумию. Ch. Lombroso в это же время описал связь между гениальностью и помешательством, предполагая, что это звенья одной цепи. Ch. Darwin утверждал, что поведение, в частности выражения эмоций у психически больных и особенно лиц с умственной отсталостью (микроцефалов), являются одним из доказательств происхождения человека. Дегеротипы пациентов ему предоставил H. Maudsley. Этой же точки зрения придерживался нейроморфолог К. Vogt. W.R. White (1870-1937) показал, что при описании психоза необходимо интегрировать неврологические, психиатрические и психоаналитические концепции. Е. Kretschmer в 1924 году в работе «Строение тела и характер» устанавливает связь астенической конституции и шизофрении, а также пикнической конституции и маниакально-депрессивного психоза. В 1917 году J.W. Wager-Jauregg получил Нобелевскую премию за применение моляротерапии прогрессивного паралича. Это первая и единственная за всю историю науки премия, полученная за работы в области терапии психических заболеваний. В начале XX века И.П. Павлов в серии работ экскурса физиологии в психиатрию выявил связь между условными рефлексами и формированием патологического мышления. Им разработана оригинальная психофизиологическая классификация типов личности и первая физиологическая теория психодинамики. В результате развития его идей G. В. Watson создал бихевиоральное направление, а в дальнейшем бихевиоральную терапию психических расстройств. F. Kallman (1938) создал первую системную генетическую теорию развития шизофрении на основании изучения сходства болезни у близнецов и близких родственников. G. Delay и P. Deniker в 1952 году в результате развития идей искусственной гибернации синтезировали первый нейролептик хлорпромазин, с которого началась психофармакологическая эра в психиатрии. В 1981 году R. Sperry получил Нобелевскую премию за серию работ 60-80-х годов XX века, которые, в том числе, показали значение межполушарных взаимодействий в развитии психических расстройств. G. Bowlby (1907-1990) открывает зависимость психических расстройств у детей от факторов сепарации и депривации материнской любви. В дальнейшем его работы легли в основу описания нормы и феноменологии любви. Е. Kandel в 80-х годах создает синтетическую теорию связи между психиатрией и нейробиологией, изучая простые модели воздействия процесса обучения на изменение нейрональной архитектоники. N. Tinbergen , один из основоположников этологии, в своей Нобелевской речи в 1973 году приводит первые данные о связи биологии поведения (этологии) с системой доминантности и территориальности. В качестве одной из моделей он берет детский аутизм. В 1977 году N.Mc. Guire вводит теоретическую модель этологической психиатрии.

История психоаналитического направления связана с именем S. Freud (1856-1939), который ввел психоаналитический метод лечения психических расстройств, а также обосновал значение структуры сознания и детской сексуальности для диагностики и терапии неврозов. P. Janet создает концепцию психастении, а также психологической диссоциации, которую применил для объяснения обсессивно-компульсивного и диссоциативного расстройств. A. Adler (1870- 1937) в своих теориях («жизненного стиля», «комплекса неполноценности» и «мужского протеста») описывает индивидуально-психологические причины развития психических расстройств. C. Horney психоаналитически обосновывает развитие неврозов как результат социального окружения. М. Klein и A. Freud в 30-х годах создают систему психоанализа детского возраста. Е. Erikson описывает жизненные циклы как кризисы идентичности и вводит их в практику психоанализа и психотерапии. Н. Sullivan (1892-1949) создает интерперсональную теорию, согласно которой реализация бессознательных структур возникает в результате межперсональной коммуникации. С.G. Jung (1975-1961) основывает школу глубинной психологии, при описании психологических типов (интроверт, экстраверт) он интерпретирует аномалии личности и неврозы. Психоз им объясняется как результат нарушения индивидуации и искажение осознания архетипа. J. Lacan (1901-1981) вводит в психоанализ изучение структуры языка и метафор, указывая на то, что язык является моделью сознания и его искажения могут быть интерпретированы аналитическим методом.

Социальная психиатрия описывает системы отношения общества к психически больным, реабилитацию и эпидемиологию психических расстройств. Отношение к психическим расстройствам зависит от типа культуры. В архаической культуре аномальное поведение вызывало страх, священный трепет, отторжение или дискриминацию. В ряде культур лица с аномальным поведением становились шаманами, и сами производили ритуальные воздействия на других больных. Первым социальным обрядом воздействия на соматические и психические расстройства является trance-dance бушменов Калахари, в котором воздействие на аномальное поведение осуществлялось ритмическим пением и танцами. В Индии и юго-восточной Азии, а также в странах Африки всегда была высокая толерантность к аномальному поведению, в то время как в Европе в период средневековья принимались жесткие дисциплинирующие меры по отношению к психически больным. В частности, группы больных помещались на «корабли дураков», которые сплавлялись по рекам Европы. Пациенты подвергались пыткам инквизиции и сжигались на кострах, а первые психиатрические клиники напоминали тюрьмы, в которых больные содержались в кандалах. P. Pinel (1745-1826) первым указал на необходимость распространения принципов гуманизма на содержание и лечение психически больных. G. Conolly (1794-1866) ввел в психиатрию «принцип нестеснения» (nonrestrain).

В нацистской Германии в значительной мере под влиянием неверно интерпретированных генетических исследований психически больные подвергались систематическому уничтожению. А с середины XX века психиатрия стала применяться в политических целях для контроля инакомыслия. Реакцией на использование психиатрии как аппарата насилия государства над личностью стали работы Н.G. Marcuse и F. Szasz, которые создали антипсихиатрическое направление. Антипсихиатры считали, что психиатрический диагноз является формой дискриминации свободы личности. Они призывали к открытию дверей психиатрических больниц для активизации революционного процесса. Под влиянием антипсихиатрии в большинстве стран мира были введены демократические законы о психиатрии.

Психиатрическая школа СССР того времени ближе всего стояла к немецкой школе психопатологии и была представлена двумя основными группами исследователей: московская группа занималась большими психозами, как эндогенными, так и экзогенными. Ленинградская школа - пограничными психическими расстройствами. Основоположником московской школы можно считать М.О. Гуревича, к которой относились также В.П. Осипов и В.А. Гиляровский, а ленинградской - В.М. Бехтерев. В результате «Павловской сессии» 1952 года произошло разрушение указанных школ по политическим мотивам в связи с обвинением в «космополитизме». В результате в последующем новая московская школа оказалась тесно связана с политической системой, а в дальнейшем - с дискриминацией инакомыслящих.

Тем не менее отечественная психиатрия имеет свое оригинальное содержание и историю, в целом наполненную гуманистическим содержанием. Первое руководство по психиатрии и использование термина «психиатрия», предложенного немецким врачом Johann Reil (1803), в России опубликовал П.А. Бухановский в 1834 году. Оно называлось «Душевные болезни, изложенные сообразно началам настоящего учения психиатрии в общем, частном и практическом изложении». Вероятно именно П.А. Бухановский (1801-1844) был также родоначальником нозологического направления. Кроме того, он первым в России начал преподавание психиатрии в Харьковском университете с 1834 по 1844 годы на кафедре хирургии и душевных болезней. В дальнейшем руководства по психиатрии в России были опубликованы П.П. Малиновским (1843). Позже, в 1867 году И.М. Балинским создана отдельная кафедра психиатрии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, а в 1887 году А.Я. Кожевниковым - клиника психиатрии при МГУ. В 1887 году С.С. Корсаков описал алкогольный психоз с полиневритом (корсаковский психоз), который стал одной из первых нозологических единиц в психиатрии. В 20- 30-х годах XX века П.Б. Ганнушкин систематизирует динамику психопатий, а В.М. Бехтерев вводит понятие психофизики массовых психических явлений. Эти данные предвосхитил в своей диссертации «Физические факторы исторического процесса» (1917) А.Л. Чижевский при описании психических эпидемий на протяжении 2000 лет. Значительным явлением был выпуск в 1923 году учебника В.П. Осипова и нейрогенетические исследования 30-40-х годов С.Н. Давиденкова. Клинические и аналитические исследования расстройств мышления Е.А. Шевалева в 20-30-х годах превосходили лучшие образцы мировой науки того времени. Работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, а в дальнейшем В.В. Зейгарник и Е.Ю. Артемьевой позволили создать оригинальную отечественную патопсихологию, которая значительно повлияла на диагностический процесс в психиатрии. В период второй мировой войны исследования М.О. Гуревича и А.С. Шмарьяна уточнили связь органических поражений и психопатологических расстройств и создали «мозговую» психиатрию, основанную на функциональной и органической морфологии. В клинике Корсакова и психиатрической клинике Казанского университета в конце 40-х - начале 50-х годов были проведены одни из первых психохирургических операций при шизофрении, в которых принимал участие А.Н. Корнетов. Основоположниками отечественной детской психиатрии считаются Г.Е. Сухарева и В.В. Ковалев, сексопатологии - А.М. Свядощ и Г.С. Васильченко, а психотерапии - Б.Д. Карвасарский.