Исидор севильский этимологии. Святой Исидор - официальный покровитель Интернета


Исидор – Исидор Севильский, святой католической церкви, плодовитый писатель, составивший «Хронику» от «сотворения мира» до 626 г., автор «Этимологии».

Исидор Севильский (ок. 570-636). Родившийся в Севилье, брат архиепископа Леандро Севильского, которого он заменил в 600 году, Исидор получил превосходное классическое образование и специализацию в области права. Опираясь на вестготских королей, он выработал для Испании политическую и религиозную систему, которая нашла свое полное выражение во время Четвертого толедского собора в 633 году. Участник длительной переписки с королем Сисебутом и архиепископом Сарагосским, он заложил основы истории Испании в своей «Истории готов, вандалов и свевов», «Книге известных людей» и хрониках, а также многочисленных духовных и научных произведениях. Он является автором «Этимологии», своеобразной энциклопедии раннего христианского Средневековья.

Рюкуа А. Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. – М., Вече, 2014, с. 230.

Исидор Севильский - святой, архиепископ Севильи, ученый, латинский писатель VI-VII вв. Родился в Картахене, в состоятельной семье около 570 г., умер в 636 г. Около 600 г. занял архиепископскую кафедру в Севилье. Исидору Севильскому принадлежат многочисленные естественно-научные, грамматические, исторические и богословские сочинения. В частности, он создал целую энциклопедию научных знаний своего времени «Начала» («Origines») в 20 книгах, а также проготскую «Истории готов, вандалов и свевов», рассказывающую о столкновении готов и византийцев с IV по VII в. и особенно подробно об их соперничестве за Южную Испанию. Описываемые в «Истории» события датированы по годам провинциального летоисчисления и по годам правления византийских императоров. В последней части хроники Исидора описываются события в Византии в период правления от императора Юстина II (565-578) до императора Ираклия I (610-641), включая нападения авар, напряженные отношения цирковых партий и вторжение славян в Грецию. В сборнике литературных биографий «Знаменитые мужи» Исидор запечатлел жизнь латинских авторов византийской Испании, императора Юстиниана I , Иоанна Бикларского , константинопольского патриарха Иоанна IV .

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 432.

Исидор Севильский (lsidorus Hispalensis) (ок. 560 - 4 апреля 636) - учитель Церкви, энциклопедист, выдающийся представитель «визиготского возрождения». Один из самых популярных авторов раннего средневековья, давший законченную картину христианского космоса. Автор «Этимологии» - энциклопедического словаря-справочника в 20 книгах (сохранилось более 1000 манускриптов). Исходя из параллелизма структур языка и физической реальности, Исидор при описании явлений ограничивается рассмотрением этимологии их именований: напр., важны не причины движения небесного тела, но отчего оно так называется (qua ex causa ita vocetur). Трактат «О природе вещей» (612) содержит символическое и аллегорическое истолкование видимой вселенной. Цель экзегетических и литургических сочинений Исидора - просвещение клира. В важнейшей из догматических работ - «Сентенциях» - утверждается примат церковной власти над светской. Исторические работы: «История готов», «Всемирная история», «О замечательных мужах».

В. В. Петров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 156-157.

Исидор Севильский (Isidorus Hispalensis) (ок. 560 - 4.IV.636) - средневековый испанский церковный деятель и ученый. С 599 года - епископ Севильский. Был широко образованным для своего времени человеком (им цитируется не менее 160 христианских и классических авторов, в том числе Аристотель, сочинения которого Исидор Севильский использует одним из первых); у Исидора Севильского мы встречаем разграничение наук на тривиум и квадривиум. Из многочисленных работ Исидора Севильского для истории имеют определенное значение "Этимологии" ("Ethymologiarum sive originum libri XX") - своеобразная энциклопедия раннего средневековья, дающая немало интересного материала (например, по агротехнике), но представляющая собой механическому компиляцию из античных источников, "История королей готов, вандалов и свевов" ("Historia de regibus gothorum, wandalorum et suevorum"). Писания Исидора Севильского дают отчетливое представление об уровне образованности того времени. Авторитет Исидора Севильского католическая церковь стремилась использовать для обоснования папских притязаний на светское господство; в 1598 году провозгласила его святым.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Сочинения: PL, v. 81-84; Отрывки из "Этимологии", в кн.: Агрикультура в памятниках Зап. Средневековья, М.-Л., 1936, с. 1-40.

Литература: Fontaine J., Isidore de Séville et la culture classique dans l"Espagne wisigothique, v. 1-2, P., 1959.

Далее читайте:

Здоровье и медицина в средневековой Франции (о роли Исидора Севильского).

Ро-дил-ся в Кар-та-хене. Отец Ис-и-до-ра, Се-ве-ри-ан, был, ви-ди-мо, рим-ля-ни-ном, но слу-жил при дво-ре ви-зи-гот-ских ко-ро-лей. У Ис-и-до-ра бы-ло два бра-та, Ле-андр и Фуль-ген-ций, и сест-ра Фло-рен-ти-на.

Ле-андр, быв-ший на-мно-го стар-ше Ис-и-до-ра, за-ни-мал-ся его вос-пи-та-ни-ем и де-лал это до-воль-но су-ро-во. По пре-да-нию, Ис-и-дор в кон-це кон-цов убе-жал из до-му, по-даль-ше от упре-ков и зуб-реж-ки, ка-зав-шей-ся неподъ-ем-ной. Ока-зав-шись на сво-бо-де, маль-чик при-сел по-смот-реть на то, как рав-но-мер-но па-да-ю-щие кап-ли вы-би-ва-ют в камне лун-ку. И вдруг ему при-шло в го-ло-ву, что че-ло-век дол-жен по-хо-дить на эти кап-ли, так же со-сре-до-то-чен-но бить в од-ну цель. Ис-и-дор вер-нул-ся до-мой, пол-ный ре-ши-мо-сти про-дол-жать уче-ние. Ле-андр, од-на-ко, при-нял ме-ры, чтобы маль-чик впредь физи-че-ски не мог убе-жать.

Брат его был епи-ско-пом Се-ви-льи, и, ве-ро-ят-но, Ис-и-дор по-мо-гал ему управ-лять епар-хи-ей. По-сле смер-ти бра-та Ис-и-дор стал его пре-ем-ни-ком и воз-глав-лял ка-фед-ру 37 лет, за-вер-шив об-ра-ще-ние ви-зи-го-тов из ари-ан-ства. Пе-ре-ве-дён-ные на их язык бо-го-слу-жеб-ные тек-сты со-ста-ви-ли ос-но-ву для Мо-за-раб-ско-го об-ря-да.

Он про-сла-вил-ся как один из са-мых уче-ных лю-дей сво-ей эпо-хи - на со-бо-рах его да-же са-жа-ли вы-ше ар-хи-епи-ско-па То-ле-до, ис-клю-чи-тель-но в си-лу его лич-ных за-слуг. По на-сто-я-нию Ис-и-до-ра в каж-дой епар-хии Ис-па-нии ор-га-ни-зо-ва-ли шко-лу при епи-скоп-ском со-бо-ре, при-чем круг пред-ме-тов вклю-чал в се-бя гре-че-ский, сво-бод-ные ис-кус-ства, ме-ди-ци-ну, пра-во, изу-че-ние Ари-сто-те-ля.

Епи-скоп со-ста-вил зна-ме-ни-тую в Сред-ние ве-ка эн-цик-ло-пе-дию «Эти-мо-ло-гии» («Ис-то-ки»), сло-варь си-но-ни-мов, трак-та-ты по аст-ро-но-мии, гео-гра-фии, сбор-ник био-гра-фий ве-ли-ких лю-дей, ис-то-рию го-тов. До са-мой смер-ти в воз-расте по-чти 80 лет он не остав-лял ас-ке-ти-че-ских по-дви-гов, а в по-след-ние пол-го-да жиз-ни стал раз-да-вать ми-ло-сты-ню так щед-ро, что день и ночь в до-ме тол-пи-лись бед-ня-ки со всей стра-ны.

Рим-ско-ка-то-ли-че-ской цер-ко-вью он был ка-но-ни-зи-ро-ван при па-пе Рим-ском Кли-мен-те VIII в 1598 и объ-яв-лен учи-те-лем церк-ви при па-пе Ин-но-кен-тии XIII в 1722. С на-ча-ла 2000-х гг. сре-ди ка-то-ли-ков рас-про-стра-ни-лось по-чи-та-ние св. Ис-и-до-ра как по-кро-ви-те-ля поль-зо-ва-те-лей се-ти Ин-тернет.

Русская Православная Церковь почитает его как писателя и историка, но не святого из-за того, что он был сторонником «Filioque». Однако ему посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 году. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке в чине святителя.

Свя-то-го Ис-и-до-ра изо-бра-жа-ют как по-жи-ло-го епи-ско-па с прин-цем у его ног. Его так-же иной раз изо-бра-жа-ют с пе-ром и кни-гой, за-ча-стую с его "Эти-мо-ло-ги-ей", с пчё-ла-ми, под-чёр-ки-вая его ора-тор-ский дар, с бра-тья-ми и сест-рой.

При-ме-ча-ние

Не вклю-чён в совре-мен-ный Ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

Исидор Севильский Портрет работы Бартоломе Эстебана Мурильо, между 1628 и 1682 годами

Годы жизни:

Жизнь

Родился в г. Картахена на юго-востоке Испании. По отцовской линии происходил из знатной римской семьи, по материнской линии - вестгот. Рано лишился родителей и воспитывался при попечении своего старшего брата - Леандра. Получил риторическое образование.. Его родной(?) брат Леандр - личность весьма известная. Ярый противник арианства, друг Григория I (“Диалоги” Григория открываются посвящением Леандру Поддерживал централизованную политику вестготских королей. Около 600 года Исидор сменяет своего брата на посту епископа Севильи (тогда Гиспалис). Председательствовал на II соборе в Севилье 13 декабря 619 года и участвовал на IV соборе в Толедо 5 декабря 633 года (возможно председательствовал), на котором говорил о важности и реформе образования. Вёл активную переписку. Был наставником вестготского короля Сисебута (612-621). Был дружен с сарагосским епископом Браулио Сарагосским, который закончил после смерти Исидора его «Этимологии». Умер 4 апреля 636 года.

Канонизирован папой Климентом VIII в 1598 года. Отцом церкви признан в 1722 году. С XIII века распространяются различные жизнеописания Исидора не имеющие, впрочем, фактической ценности. Во время Реконкисты, использующей в идеологии славное прошлое страны, стал довольно воинственным, как и многие другие вестготские святые или например св. Иаков (Сантьяго). На знамени Баэза, принесшем победу над арабами в XIII веке и почитающимся как реликвия, которое хранится в севильской сокровищнице Сан-Исидоро изображён Исидор. Наш епископ в полном церковном облачении и даже с митрой на голове несётся на белом коне, сжимая в правой руке крест, а в левой - меч. Надо думать крестить неверных. Святой Исидор считался покровителем кастильских королей. В 1999 году на Всемирном католическом форуме обсуждался вопрос о том чтобы считать Исидора покровителем программистов и Интернета.

Историография

Исидор - один из самых почитаемых и известных деятелей культуры в Средние века. Несмотря на его позднюю канонизацию его жития известны с XIII века. Ещё ранее, в IX веке ему были приписаны т.н. «Исидоровы декреталии» - корпус документов созданный в Германии в кон. VIII века, на основании которых церковь обосновывала свои притязания на светскую власть. Этот замечательный факт свидетельствует о громадной силе авторитета севильского епископа уже в такое раннее время. Исидору приписали множество посланий, авторство множество церковных гимнов. Их атрибуция, кроме немногочисленных писем, неверна. «Этимологии» Исидора - одно из самых популярных произведений Средневековья, хотя точное количество рукописей «Этимологий» неизвестно. Предположительно, количество рукописей «Этимологий» уступает только Вульгате. «Этимологии» не только одно из самых читаемых, но и одно из самых цитируемых в Средние века сочинений. Активно использовать Исидора начинают практически сразу, причём часто не просто его цитируя или на него ссылаясь, а переписывая целые куски. Такова судьба многих произведений энциклопедического характера Средневековья - на них не ссылаются, и это часто затрудняет их оценку. Энциклопедия тогда хоть и имела автора, но на деле была как бы анонимной.. Но в случае с Исидором можно быть вполне уверенным, что именно его «Этимологии», а не его более поздние компиляторы, были источником для множества средневековых произведений. В XIII веке появляются огромные энциклопедии которые во всеохватности могут заменить труд Исидора - это энциклопедии Винцентия из Бове и Бартоломея Английского. Появляется значительное количество частных энциклопедий освещающих отдельные отрасли знания, но «Этимологии» сохраняли до известной степени своё значение ещё в XV в., чему способствовала например ясность и некоторая даже утончённость языка, благодаря чему гуманисты и величали Исидора «последним филологом античности».

Первое издание «Этимологий» вышло в 1470 году. Всего среди инкунабул известно 14 изданий «Этимологий» Исидора (1470-1509), что прекрасно характеризирует тот факт, что и в конце XV века его труд оставался востребованным. Первое полное собрание сочинений Исидора вышло в 1580 году в Париже. Лучшим собранием сочинений является издание Фаустино Аревало 1797-1803 годов в 8 частях. Его перепечатал Минь в своей знаменитой Patrologia Latina (Vol. 81-83). Классическим изданием «Этимологий» считается издание Линдсея в 1911 году.

Разумеется позитивистская историография отбросила тот пиетет с которым относились к Исидору раньше. Тот просвещённый взгляд, которым тешилось самолюбие позитивистов, позволял им объявить произведения Исидора не более чем скопищем нелепостей. Тейлор в 1911 году писал о «Этимологиях»: «Сухость его труда и скудость мысли, превосходят только нелепость его этимологий» (Taylor Medieval Mind. 4th ed. - Cambridge (Mass), p.51 цит по Isidore of Seville The Medical writings p.19). Немецкая историография вообще поставила вопрос, который одному советскому исследователю показался до крайности неприличным, а именно: «До какой степени и почему Исидор был глупцом?». Но позитивизм в истории, как и всё, закончился, и отношение к Исидору стало выравниваться. Исидор довольно часто в XX веке привлекал внимание исследователей, а особенно продуктивными стали 50-60-е годы, когда в связи с празднованием 1400-летнего юбилея Исидора появилось довольно много статей ему посвящённых. В 1959 году вышла монография Жака Фонтена « Исидор Севильский и классическая культура в вестготской Испании» (Isidore de Seville et la culture classique dans l’spagne wisigothique» - P., 1959), в которой был дан обобщающий обзор его жизни, творчества, культурного наследия и функционирования этого наследия в последующие века. Оценки «Этимологий» стали гораздо более взвешенными, творчество Исидора рассматривалось исходя из его культурно-исторического его окружения, его возможностей и тех задач которые он перед собой ставил. Например издатель частей «Этимологий» посвящённых медицине, Шарп, подобным образом характеризовал труд Исидора: «Среди волнений своего беспокойного епископства, он нашёл время для учёной деятельности впечатляющей своим качеством не менее чем количеством, и учитывая интеллектуальный уровень его эпохи, «Этимологии» - удивительное достижение» (Isidore of Seville The medical writings p.7).

В советской историографии Исидору практически не уделялось внимания. Кроме небольшой статьи в БСЭ и переводов незначительных фрагментов «Этимологий», «Сентенций» и «Истории готов, свевов и вандалов». Первым исследователем Исидора в советское время стала Уколова В.И. с начала 80-х годов регулярно публикуя посвящённые ему и различным аспектам его творчества статьи.

Издания и переводы

Уколова В.И. Исидор Севильский и его сочинение "О природе вещей" // Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова в средние века - М.: ИВИ АН СССР, 1985

S. Isidoris Hispalensis. Opera omnia / Rec. F. Arevalo // PL.Vol. 81-83, P., 1850

S. Isidorus Hispalensis. Chronica maiora // MGH.AA.B., 1894. T. XI, pt 2.

S. Isidorus Hispalensis. Historia Gothorum, Wandalorum, Sueborum/Ed. Th. Mommsen // MGH.AA.B., 1894. T. XI. - Chronica minora, saec. IV-VII. - Vol II.

S. Isidorus Hispalensis. Origines sive Etimologiae / Ed. W.W. Lindsay. Oxford: Clarendon press, 1911. Vol. 1-2.

Isidore de Seville. Sententiarum libri tres / Ed. Robles Carcedo. Montreal, 1959-1960

Isidoro de Sevilla. El. "De vires illustrubus" / Ed. crit. Codomer Merino. Salamanca: Inst. "Antonio de Nebrija". 1964

Isidore of Seville. History of the kings of the goths, vandals and svevs. Leiden: Brill, 1966

S. Isidore of Seville. The Letters / Ed. Ford (Gordon B., Sr) Cartanc: Univ., 1966

Isidore of Seville. The medical writings / Ed. W.D. Sharpe. Philadelphia: Trans, of APS, 1964

Isidore, Traité de la nature ed. J. Fontaine, Bordeaux 1960

The letters of St. Isidore ed. G. B. Ford, Amsterdam 1970

Избранная библиография

История королей готов, вандалов и свевов

О рождении и смерти отцов

О сиятельных мужах

О порядке творений

О природе вещей

Различия

Сентенции

Синонимы

Некоторые аллегории Священного писания

Книга чисел

Этимологии или Начала (Etymologiae sive origines)

Исидор Севильский

Среди писателей VI–VII вв. севильскому епископу Исидору (570–638 гг.) принадлежит особое место, сопоставимое с местом Августина в культуре IV–V вв. Деятельность Исидора непосредственно связана с той политикой укрепления испанской государственности, которую проводило вестготское королевство после отказа короля Реккареда от арианства (587 г.) и принятия вестготами римско-католического исповедания. Эта политика требовала идеологической консолидации общества, и епископ Севильи взял на себя задачу систематизации всего известного тогда знания и изложения его в понятной для современников форме. Его труд приобрел огромное историческое значение для всего позднего средневековья, став главным источником образованности для ряда поколений и тем самым во многом определив интеллектуальный кругозор средневекового человека и методы его мышления.

Сообразуясь с общим стремлением толедского двора встать вровень с «ромейской» империей, для чего проводилась и редакция законов, и чеканка монет с королевским изображением, Исидор предпринял своеобразную «реставрацию» латинской культуры IV–V вв., использовав для этого еще не угасшую в Испании и в соседней с ней Африке античную и христианскую традицию. В распоряжении Исидора, как это удается установить, были позднеантичные комментарии к школьным авторам, схолии, справочные пособия типа грамматик и словарей, а также произведения латинской патристики и некоторых классических писателей, что позволило ему осуществить работу, завещанную еще Августином в сочинении «О христианской науке».

Сжато и упрощенно, в небольших хрониках («Хроника», «История царей готов»), изложениях Библии («О рождении и смерти отцов»), в аллегорических толкованиях («Некоторые аллегории Священного Писаная») и морально-назидательных сборниках («Сентенции»), а также в естественно-научных трактатах («О порядке творений», «О природе вещей») и, наконец, в огромной толковой энциклопедии («Этимологии, или Начала») Исидор знакомил своих современников с историей, географией, космологией, антропологией, теологией, грамматикой, предлагая читателю собранные им отовсюду знания как твердую норму, оправданную авторитетом христианской и античной традиции. Отбирая сведения у тех и других писателей без предвзятой вражды к языческой литературе, Исидор стремился установить конечную, бесспорную истину о каждом предмете. При этом не только многие определения и факты, но и сами методы подхода к материалу оказывались взятыми из античной науки. Двумя такими методами были аналогия и этимология, разработанные эллинистическими грамматиками и превращенные Исидором в универсальный инструмент научного анализа. Этимология как поиск первооснов дала ему возможность представить все знание как сумму первоэлементов, а аналогия позволила установить связь между макро-и микромиром. Трактаты Исидора приняли вид терминологических исследований, разъясняющих смысл и содержание главнейших понятий, которыми оперировал средневековый человек. Широкое использование в них греко-римских источников не означало, конечно, возврата к античному миропредставлению, но определяло тем не менее качества того материала, из которого потом синтезировалась европейская культура. Оно наложило отпечаток и на духовный облик самого Исидора, которому стала ближе статическая безмятежность стоической морали, чем мистика Григория Великого или взволнованная динамика Августина: свой опыт самоанализа, составленный в форме риторического увещания («Синонимы»), Исидор заканчивает заимствованным у Цицерона гимном разуму и фактически не оставляет места христианской аскезе. Призыв «познай свою природу» для него важнее призыва «переделай ее».

Потомки ценили Исидора не только как ученого, но и как стилиста, называя «исидоровским» возвышенный слог риторической молитвенной прозы. В «Божественной Комедии» его имя названо рядом с Бедой Достопочтенным:

За ним пылают, продолжая круг,

Исидор, Беда и Рикард с ним рядом,

Нечеловек в превысшей из наук.

(«Рай», X, 130–132; перевод М. Лозинского)

Из книги Расстрелянная разведка автора Антонов Владимир Сергеевич

Из книги Диверсанты Сталина: НКВД в тылу врага автора Попов Алексей Юрьевич

Маклярский Михаил (Исидор) Борисович 1909–1978. Полковник ГБ (1943). Еврей. Родился в Одессе в семье портного. С 1924 г. в погранвойсках ОГПУ. С 1927 г. в органах ОГПУ. В 1932 окончил Среднеазиатский университет в Ташкенте. С 1934 г. в СПО, КРО ГУГБ НКВД СССР.1.05.1937 арестован по обвинению в

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Гильтер Исидор Альбертович (1902–1973) В 1927 г. окончил архитектурный факультет Ленинградской академии художеств. Был членом ленинградской группы архитекторов-урбанистов. В 1928 г. совместно с А.К. Барутчевым работал над проектом Среднеазиатского музея революции в Ташкенте. В

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна Из книги Антикоррупционный комитет Сталина автора Север Александр

Торговые представители Яков Ганецкий и Исидор Гуковский Среди тех, кто хранил свои сбережения за границей, был Яков Ганецкий, с августа 1920 года по декабрь 1921 года - полномочный и торговый представитель РСФСР в Латвии. Полномочным представителем РСФСР в Эстонии в то же

4 апреля - День святого Исидора, которого Ватикан официально объявил покровителем Интернета и компьютеров. В последние годы именины этого святого отмечают компьютерщики не только католических стран: многим исследователям Интернета других религиозных конфессий приятно иметь своего покровителя.

Католический cвятой Исидор, епископ Севильский (560-636), получил известность благодаря любви к наукам. Происходил он из семьи знатного римлянина и дочери вестготского короля, в юности получил блестящее риторическое образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, наследовал епископскую кафедру в испанском городе Севилье.

Епископ Исидор был одним из самых плодовитых писателей раннего Средневековья. Ему принадлежит несколько десятков сочинений, среди которых исторические произведения "История королей готов, вандалов и свевов", "О рождении и смерти отцов", "О сиятельных мужах"; трактаты естественнонаучного характера "О порядке творений", "О природе вещей"; назидательные сборники "Сентенции", "Синонимы", "Некоторые аллегории Священного писания", "Книга чисел", церковные и монастырские правила, обширная переписка с современниками.

Особое место не только в наследии епископа Севильского, но и в средневековой культуре вообще занимают его "Этимологии" в 20 книгах - первая всеобъемлющая энциклопедия Средневековья, содержащая сведения, которые должен был знать каждый образованный человек. Это грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, право и другие науки. В течение многих веков эта энциклопедия была для Европы сводом программных знаний, поэтому святой Исидор издавна считается покровителем учеников и студентов.

В 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета. Епископ был выдвинут в качестве соискателя на эту должность наряду со святой Теклой и святым Педро Регаладо, также выходцем из Испании.

Святой Педро Регаладо, живший в XV столетии, прославился тем, что якобы сумел появиться в одно и то же время в двух разных монастырях, удаленных друг от друга на 77 километров. Суть этого чуда во многом схожа с тем, как сейчас один человек может практически мгновенно "появиться" в любой точке мира с помощью Интернета.

Сторонники избрания покровителем Интернета каталонки святой Теклы считают, что молитвы о разрешении всех компьютерных проблем, ниспосланные именно ей, чрезвычайно действенны. Она особо милостива к приносящим покаяние злостным спамерам и любителям ворованного софта.

Однако защитником виртуальной реальности был избран Исидор Сивильский. Теперь его именины отмечают не только компьютерщики католических стран: многим исследователям Интернета и знатокам компьютеров других религиозных конфессий приятно иметь своего покровителя.

Ватикан впервые приобщился к Интернету в 1996 году, тогда был создан сайт vatican.va. Веб-серверы этого сайта работают на трех компьютерах, названных в честь архангелов Рафаила, Михаила и Гавриила.

Помимо официального заступника, католики имеют также и специальную "Молитву перед выходом в Интернет". Не так давно на католическом ресурсе www.catholic.org появился ее текст:

Всемогущий и вечный Боже,

Кто создал нас по Своему подобию

И повелел нам искать всего, что есть благого, истинного и прекрасного,

Наипаче в божественном образе

Твоего Единородного Сына, Господа нашего, Иисуса Христа,

Позволь нам молить Тебя

Через заступничество Святого Исидора, епископа и доктора,

Чтобы в наших странствиях по Интернету

Мы устремляли бы наши руки и глаза

Лишь к тому, что угодно Тебе,

И проявляли бы доброжелательность и терпение

Ко всем душам, кого ни встретим.

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, аминь.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников