Вредные производственные факторы медицинских работников. Факторы риска в работе медсестры


Основные вредные производственные факторы условий труда

На работающих в учреждениях здравоохранения влияют те же факторы, что и в любой другой отрасли промышленности -- заболеваемость, условия и характер труда и т.д. Однако на медицинский персонал больше чем в других отраслях, влияют особенности профессиональной деятельности. Труд медицинских работников сложно сравнивать с трудом других специалистов. Медики испытывают большую интеллектуальную нагрузку, несут ответственность за жизнь и здоровье других людей, ежедневно вступают контакт с большим разнообразием человеческих характеров, эта профессия требует срочного принятия решений, самодисциплины, умение сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, высокой стрессо- и помехоустойчивости. Нередко лечебно-диагностические, реанимационные мероприятия, оперативные вмешательства проводятся в ночное время, что значительно утяжеляет труд медицинского персонала.

Некоторые группы медицинских работников в процессе профессиональной деятельности могут подвергаться воздействию многих факторов, опасных для здоровья. Среди физических факторов, которые могут существенно повлиять на состояние здоровья медицинского персонала, одно из первых мест занимает ионизирующее излучение. В нашей стране десятки тысяч медицинских работников профессионально связаны с воздействием этого фактора. В диагностических и лечебных манипуляциях под контролем рентгеновского излучения наряду с рентгенологами принимают участие хирурги, анестезиологи, травматологи, реаниматологи и средний медицинский персонал. Уровни облучения на рабочих местах этих специалистов, а также дозы рентгеновского излучения, получаемые ими, в отдельных случаях превышают дозы, получаемые рентгенологами и лаборантами. Большое распространение в медицине получили приборы и оборудование, генерирующие неионизирующие излучения и ультразвук. Они широко применяются в физиотерапевтической практике, хирургии и офтальмологии при использовании лазеров, в процессе ультразвуковой диагностики у пациентов хирургических, гинекологических и акушерских отделений. Труд многих медицинских работников связан с напряжением зрения, поэтому соблюдение требований к освещению рабочих помещений и рабочих мест персонала является важным элементом рациональной организации труда. Соотношение общего и местного освещения играет большую роль в предупреждении утомления и исключения расстройств зрения, связанных с излишне ярким светом. Использование в качестве дополнительного освещения волоконной оптики приводит к возникновению проблем, связанных с нестабильностью работы оборудования и возможностью преобразования света в тепло непосредственно в освещаемых тканях. Также для медперсонала достаточно высок риск инфицирования вирусными гепатитами, ВИЧ инфекцией. Сестринский персонал испытывает большие интеллектуальные и психологические нагрузки, ежедневно сталкиваясь с разнообразием человеческих характеров, с проявлением боли, страданиями.

Химические вредности. Дезинфектанты. Лекарственные препараты. Физические факторы

Основные профессиональные вредности могут быть по своей природе: химическими, физическими, биологическими, нервно-эмоциональными и эргономическими. Способствуют возникновению заболеваний повышенная чувствительность организма работника, отсутствие или неэффективность средств индивидуальной защиты, контакт с инфицированными пациентами, несовершенство инструментария и оборудования. Медицинский персонал подвержен действию множества физических факторов, к которым относятся (вибрация, шум, ультразвук, электромагнитное и ультрафиолетовое излучение и др.), химических факторов (лекарственные препараты, дезинфектанты, антисептики, пломбировочные материалы и др.). Большую часть работы приходиться выполнять, используя технические средства, поэтому высока возможность травматизма. Контакт персонала с потенциально опасными химическими веществами, используемыми в учреждениях здравоохранения, может представлять опасность для здоровья. Среди этих веществ наиболее важную роль играют ингаляционные анестетики, которые могут присутствовать в воздухе не только операционных, но и помещений для вводного наркоза, реанимационных палат, родовых залов и кабинетов хирургической стоматологии. Одной из особенностей профессиональной деятельности медицинских работников многих специальностей является контакт с инфицированными пациентами. Так, туберкулез как заболевание, характерное для медицинских работников противотуберкулезных учреждений, описан во многих странах.

  • Автоматизация определения оценки кредитоспособности заемщика и определения степени риска его кредитования
  • Алгоритм действия мед. Сестры при проведении УВЧ терапии.
  • Алгоритм действия медсестры при проведении УВЧ терапии.
  • Амбулатория (лат. ambulatorius подвижной, ходячий) - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания врачебной внебольничной медицинской помощи населению.
  • Одной из важнейших задач успешной работы медицинских работников является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). Можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние здоровья персонала:

    I. Физические факторы риска:

    · физическое взаимодействие с пациентом;

    · воздействие высоких и низких температур;

    · действие различных видов излучений;

    · нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

    Физическое взаимодействие с пациентом . В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза прежде всего у медицинских сестер.

    Воздействие высоких и низких температур . Данному фактору подвержены врачи и медсестры, работающие с жидким азотом, медсестры, работающие с парафином в отделениях физиотерапии, в стерилизационных отделениях, фармацевты при изготовлении лекарственных препаратов. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.

    Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей, нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, приборы сцинтиграфии, электронные микроскопы и др. Данному фактору подвержены прежде всего рентгенлаборанты и врачи рентгенологи.

    Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправностью. При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

    II. Химические факторы риска:

    Риск работы в ЛПУ для медицинских работников заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах. Данному фактору подвержены как санитарки, так и врачи с медсестрами, работающие практически в любой отрасли медицины. У медсестер наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктивную функцию.



    III. Биологические факторы риска:

    К биологическим факторам следует отнести опасность заражения внутрибольничной инфекцией (ВБИ). Данному фактору подвержены практически все медицинские работники, работающие практически в любой отрасли медицины, непосредственно контактирующие с пациентом и его выделениями. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности медперсонала достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отработанною материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих и генеральных уборок.



    IV. Психологические факторы риска.

    Данный фактор играет особенно большую роль в работе медицинских работников. Если для врача психологически большее влияние оказывает уровень ответственности за формирование диагноза и тактики лечения пациента, то в работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медицинской сестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

    Психоэмоциональное напряжение . Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

    Стресс и нервное истощение . Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

    Физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

    Эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;

    Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.

    Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:

    1) четкое знание своих служебных обязанностей;

    2) планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

    3) понимание важности и значимости своей профессии;

    4) оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

    5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

    6) рациональное питание;

    7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Влияние вредных факторов риска на здоровье медицинского работника среднего звена

    Введение

    лечебный риск здоровье персонал

    Актуальность предложенной темы исследования «Влияние факторов риска на здоровье медицинского работника среднего звена», на наш взгляд, совершенно очевидна и продиктована, с одной стороны, жизненной потребностью в самоактуализации, с другой стороны, потребностью снизить уровень профессиональных заболеваний у медицинских работников среднего звена.

    Известно, что медицинский работник, вне зависимости от его специализации и компетентности, в течение всей его профессиональной деятельности, подвергается действию огромного множества факторов риска. Влияние этих факторов, к сожалению, непрерывно и не предотвратимо, но в современную организацию здравоохранения вводятся все более новые инновации, направленные на снижение пагубного влияния факторов риска, которые оказывают деструктивное воздействие, как на психологическое, так и на физическое благополучие медицинского работника.

    Цель теоритического и практического исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у МРСЗ.

    Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье среднего медицинского персонала

    Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений

    Задачи исследования:

    1. Провести практическое исследование

    2. Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал разных отделений

    3. Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал

    4. Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты

    5. Анализ полученных результатов.

    Методы исследования - аналитический обзор первоисточников, тестирование, опрос.

    Предполагаемая значимость работы заключаетсяв установлении факта влияния вредных факторов на развитие заболеваний у медицинских работников среднего звена.

    В ходе работы мы планируем посетить подразделения различных лечебно-профилактических учреждений и выявить факторы риска, характерные для определенных отделений, а также факторы риска, которым подвержен каждый медицинский работник.

    В процессе исследовательской деятельности, мы сделаем акцент на такие группы медицинского персонала, как:

    Работники Станции переливания крови

    Работники Онкологического диспансера

    Работники инфекционных отделений и центра СПИД

    Работники Детской инфекционной больницы

    Работники Кожно-венерологического диспансера

    Работники Противотуберкулёзного диспансера

    Работники реанимационных отделений

    1. Т еоретическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена

    Вредные и опасные условия труда среднего медперсонала связаны, прежде всего, с прямым контактом с инфекционными агентами, неблагоприятным воздействием на организм лекарственных препаратов, химически агрессивных веществ и стрессовым воздействием на нервную систему.

    В процессе работы медицинским сестрам приходится постоянно контактировать с целым комплексом фармацевтических агентов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья представительниц данной профессии. Лекарства попадают на кожу, в виде аэрозолей и паров нередко оказываются в зоне дыхания медсестры, вызывая различные заболевания профессионального характера, а так же бесплодие, выкидыши и аномалии развития плода.

    Кроме того, в условиях нехватки персонала в больницах и поликлиниках медицинские сестры часто подрабатывают санитарками. В этом случае они неизбежно контактируют с такими вредными факторами, как хлорамин, перекись водорода, аммиак и другими веществами, способными вызывать отравления, различные заболевания органов дыхания, в том числе и аллергического характера.

    Вредные условия труда в здравоохранении подразумевают наличие стрессовых факторов. Врачи и медицинские сестры постоянно общаются с тяжелобольными пациентами, видят их страдания, являются свидетелями смертельных случаев. Это вызывает хроническое эмоциональное напряжение, депрессии, тяжелые неврозы.

    Состояние здоровья сестринского персонала неизбежно отражается на качестве оказания профессиональной помощи населению.

    1.1 Факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ

    Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

    1) физические факторы риска;

    2) химические факторы риска;

    3) биологические факторы риска;

    4) психологические факторы риска.

    Физические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры:

    1) физическое взаимодействие с пациентом;

    2) воздействие высоких и низких температур;

    3) действие различных видов излучений;

    Физическое взаимодействие с пациентом.

    В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

    Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму.

    Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

    В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:

    * сверхвысокочастотные;

    * ультрафиолетовые и инфракрасные;

    * магнитные и электромагнитные;

    * световые и лазерные.

    Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

    В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами.

    Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

    Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.

    Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.

    Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры

    К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности медперсонала достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, то есть имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и так далее.). Работа в этих функциональных подразделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом

    Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

    В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

    Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

    В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медицинской сестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

    Психоэмоциональное напряжение.

    Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (тревожные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

    Стресс и нервное истощение.

    Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

    * физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

    * эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;

    * психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность

    2. Практическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медици нских работников среднего звена

    Цель исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у медицинских работников среднего звена.

    Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье медицинского работника среднего звена.

    Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений.

    Исходя из цели практического исследования, определены задачи:

    1. Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал различных структурных подразделений

    2. Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал

    3. Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты

    Методы исследования - тестирование, опрос.

    Базой исследования явились группы штатных сотрудников различных функциональных подразделений лечебных учреждений города в количестве 174 человека.

    2.1 Процедура и методики исследования

    Описание, бланки и ключи методик исследования представлены в приложении (Прил. 1)

    В исследовании приняли участие 174 человека в возрасте от 20 до 70 лет.

    Таблица 1. Сводная таблица по стажу работы

    Согласно плану исследования на первом этапе были разработаны анкетные опросники, с последующим проведением практического исследования.

    На втором этапе полученные результаты подверглись количественному и качественному анализу.

    2.2 Анализ результатов исследования

    Исследование началось с работников станции переливания крови .

    Проведя исследование, мы выяснили, что в Камчатской станции переливания крови для сотрудников созданы все условия, предусматривающие практически стопроцентную защиту медицинского работника от заражения заболеваний, специфических для данной профессии. Было обследовано 22 сотрудника станции переливания крови. Исходя из результатов опроса, нами было выявлено, что работники станции, следуя инструкции по ТБ на протяжении всей профессиональной деятельности не сталкивались со случаем возникновения аварии с биологическими материалами.

    Большинство опрошенных оценили свои условия труда как удовлетворительные, степень тяжести как среднюю.

    Но угрозу для сотрудника представляет не только контакт с кровью, но и эмоциональное напряжение. Поэтому вторым этапом исследования медицинских работников стало определение степени развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

    Результаты показали, что некоторые сотрудники имеют СЭВ в начальной стадии.

    Результаты исследования:

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 0,2%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0,01%

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 0,5%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 1,9%

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 1,6%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 2,6%

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 2%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 3,5%

    Следующим подразделением стало инфекционное отделение Камчатской Краевой больницы .

    В ходе исследования методом анкетирования было выявлено, что каждый сотрудник инфекционного отделения сталкивался с аварийной ситуацией на работе с биоматериалами, но этому способствовало не халатное отношение к работе, а большое психоэмоциональное напряжение (Прил. 2).

    Результаты исследования:

    Работники, имеющие стаж работы до 5 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами -8%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -10%

    Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами -10%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -15%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 3%

    Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами - 12%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 25%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 5%

    Работники, имеющие стаж работы более 15 лет

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 0%

    Так же было проведено исследование в онкологическом диспансере . Соблюдение правил техники безопасности сотрудниками этого подразделения помогло свести случаи аварий практически к минимуму. У большинства сотрудников выявлен синдром эмоционального выгорания в фазе прогрессирования. Некоторые сотрудники в процессе своей профессиональной деятельности приобрели хронические заболевания, но как показало исследование, это не связанно с их спецификой работы (Прил. 2).

    Результаты исследований:

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -70%

    Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами -1%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 85%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 4%

    Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами - 5%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -97%

    v Приобрели заболевания в течение своей профессиональной деятельности - 7%

    Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами - 2%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 100%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0%

    Следующим подразделением, принявшим участие в исследовании, стал кожно-венерологический диспансер . Старшая медицинская сестра кожно-венерологического диспансера рассказала нам, что действительно каждый медицинский работник подвержен множеству факторов риска. Из них она выделила самые приоритетные:

    Большая психо-эмоциональная нагрузка

    Риск инфицирования

    Обработав полученные данные, мы пришли к выводу, что у сотрудников кожно-венерологического диспансера, имеющих небольшой стаж работы в данном учреждении преобладает страх передачи заболеваний от пациентов, чего не скажешь о более опытных сотрудниках. Большинство работников вполне удовлетворены существующими средствами индивидуальной защиты.

    Результаты исследований:

    Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

    v Страх передачи заболеваний о пациентов -95%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -1%

    Работники, имеющие стаж работы более 6 лет.

    v Страх передачи заболеваний о пациентов -10%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -6%

    Большой интерес с нашей стороны был проявлен к сотрудникам детской инфекционной больницы . Ведь кто как ни они ежедневно сталкиваются с огромным множеством трудностей. Работая с детьми, они не могут получить информацию о состоянии пациента в полной мере. Проведя исследование и опросив работников детской инфекционной больницы, мы пришли к выводу, что работа с инфекционно-больными детьми, несет в себе тяжелейшую эмоциональную нагрузку. Эта работа требует максимального сосредоточения и ответственности.

    Результаты опроса показали: сотрудники детской инфекционной больницы в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию. Средства индивидуальной и массовой защиты свели случаи аварий с биоматериалами к минимуму.

    На основании полученных данных мы также выяснили, что стрессовые ситуации, возникающие в работе с таким контингентом пациентов, приводят к развитию таких заболеваний как:

    Артериальная гипертензия

    Ишемическая болезнь сердца

    Мигрень

    Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

    Из всего этого списка у сотрудников данного учреждения преобладает артериальная гипертензия.

    Результаты исследований:

    Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -7%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности -0%

    v Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -13%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0%

    Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами -0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 15%

    v Приобрели заболевания в течение своей профессиональной деятельности - 25%

    Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 10%

    v Приобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 57%

    Основной проблемой сотрудников противотуберкулёзного диспансера является обсемененность отделения микобактериями туберкулёза. Итог исследования показал, что современные средства индивидуальной защиты вполне удовлетворяют сотрудников противотуберкулёзного диспансера. Соблюдение правил техники безопасности практически полностью оградили сотрудников противотуберкулёзного диспансера от случаев аварий с биожидкостями. Некоторые из сот рудников, имеющих относительно длительный стаж работы, имеют синдром эмоционального выгорания в начальной стадии.

    Результаты исследований:

    Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами - 7%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -0%

    v Удовлетворённость средствами индивидуальной защиты - 90%

    Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -8%

    v Удовлетворённость средствами индивидуальной защиты -100%

    Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами -0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания - 12%

    Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

    v Случаи аварий с биоматериалами - 0%

    v Развитие синдрома эмоционального выгорания -16%

    v Удовлетворённость средствами индивидуальной защиты - 100%

    Последним подразделением, которое мы посетили стали реанимационные отделения .

    Результаты опроса показали, что преобладающим фактором риска в реанимационном отделении является хроническая усталость и постоянное эмоциональное напряжение.

    Результаты исследований:

    Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

    v Распространённость хронической усталости- 16%

    Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

    v Распространённость хронической усталости -29%

    Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

    v Распространённость хронической усталости - 32%

    Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

    v Распространённость хронической усталости - 86%

    Заключение

    Цель, задачи практического исследования влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена достигнуты и решены:

    Выводы:

    · На основе обзора первоисточников определено понятие «вредные факторы»

    · Провели практическое исследование сотрудников различных функциональных подразделений.

    · Проанализировали результаты и сделали выводы:

    o Снизив психоэмоциональную нагрузку можно улучшить качество работы, а также снизить риск возникновения аварийных ситуаций и заражения медицинского работника профессиональными заболеваниями.

    o Значимому изменения психологической картины мед. работника способствуют:

    § Высокая смертность пациентов;

    § Страдания пациентов;

    § Увеличившийся за последнее за последнее время «молодой» контингент пациентов;

    § «Мрачный» психологический микроклимат в отделении;

    § Тяжелая психо-эмоциональная нагрузка при выполнении манипуляций с пациентами;

    § Постоянный контакт с неизлечимо больными пациентами и оказание паллиативной помощи;

    o Сотрудники онкологического диспансера в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию

    В ходе практического исследования появилась необходимость расширить его границы и охватить дополнительные отделения.

    Практическая значимость работы состоит в том, что проведена индивидуальная работа с сотрудниками отделений, установлены факторы риска развития профессиональных заболеваний.

    Таким образом, сделанный нами вывод указывает на особую роль профилактики влияния вредных факторов на возникновение и развитие профессиональных заболеваний средних медицинских работников.

    В связи с этим нами были разработаны следующие практические рекомендации.

    o С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:

    1) четкое знание своих служебных обязанностей;

    2) планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

    3) понимание важности и значимости своей профессии;

    4) оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

    5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

    6) рациональное питание;

    7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

    o При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

    o Для снижения риска возникновения аварийных ситуаций с биоматериалами при работе следует строго придерживаться ОСT 42.21.2.85

    o Совместно с научным руководителем была разработана памятка, содержащая информацию о способах борьбы психоэмоциональным перенапряжением.

    Список литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 декабря

    2004 г., №49, ст. 4916.

    2. Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: Учебник/ Артамонова В.Г, Мухин Н.А. - М.: Медицина, 2004.

    3. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебник. - М.: Академия, 2007.

    4. Марченко Д.В. Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Оценка риска для здоровья человека. Характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов окружающей среды на группу людей. Передача информации о риске. Анализ продолжительности воздействия факторов риска на человека.

      презентация , добавлен 01.10.2014

      Оценка возникновения факторов риска неинфекционных заболеваний. Система медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды. Индивидуальная и общественная профилактика.

      контрольная работа , добавлен 17.03.2014

      Характеристика профессиональной деятельности медицинской сестры в ряду медицинских работников. Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Профессиональные факторы риска для медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях.

      курсовая работа , добавлен 29.12.2013

      Характеристика микробного загрязнения воздуха стоматологических кабинетов. Комплексная оценка условий труда стоматологов. Психофизические показатели организма медицинских работников в начале и конце рабочего дня. Оценка факторов риска для здоровья врачей.

      реферат , добавлен 22.12.2015

      Влияние загрязненного воздуха, питьевой воды, шума и радиации на показатели заболеваемости. Основные понятия и этапы оценки риска воздействия химических факторов окружающей среды на здоровье населения. Управление риском и распространение информации о нем.

      реферат , добавлен 20.01.2014

      Понятие риска для здоровья и гигиенического нормирования вредных факторов окружающей среды. Обоснование основных принципов: этапности и пороговости. Биологический закон субъективной количественной оценки влияния раздражителя на жизнь и здоровье человека.

      презентация , добавлен 30.09.2014

      Инфицирование медицинского работника в учреждении здравоохранения. Анализ риска заражения при проколе кожи инфицированной иглой. Устойчивость вируса иммунодефицита человека в окружающей среде. Действия медицинского персонала в случае аварийных ситуаций.

      презентация , добавлен 20.04.2016

      Анализ здоровья населения и состояния системы здравоохранения. Основные направления национального проекта "Здоровье". Укрепление первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы). Цели и задачи введения родовых сертификатов.

      реферат , добавлен 14.11.2010

      Состав медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Уровень заболеваемости острыми и хроническими инфекциями медицинских работников. Риск инфицирования медицинского персонала. Стандартная иммунизация медработников против инфекции ВГВ.

      презентация , добавлен 25.05.2014

      Показатели продолжительности жизни в Украине и странах Европы, влияние некоторых факторов на нее. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и пути их корректировки. Оценка риска развития коронарной болезни сердца. Модель двигательной активности.

    Факторы риска для медицинской сестры.

    § Профессиональные:

    1. Физические

    2. химические

    3. Биологические

    4. психологические

    Физические факторы риска

    1. Физическое взаимодействие с пациентом

    2. Воздействие высоких и низких температур

    3. Действие различных видов излучения

    4. Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

    (подробности на эргономике)

    } Избежать воздействие высоких и низких температур возможно в связи со строгим выполнением манипуляций по алгоритму.

    } Чтобы защититься от вредных излучений, крайне важно как можно дальше находиться от их источников, носить индивидуальные средства защиты., манипуляции выполнять быстро

    Излучения, неблагополучно влияющие на здоровье медперсонала:

    } Сверхвысокочастотные

    } Ультрафиолетовые и инфракрасные

    } Магнитные и электромагнитные

    } Световые и лазерные

    Для профилактики их повреждающего

    действия на человеческий организм

    крайне важно соблюдать технику безопасности

    при работе с соответствующими приборами!.

    } В своей работе медсестра часто пользуется электроприборами. Поражение электротоком связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправностью. Необходимо изучить правила безопасности перед эксплуатацией электрооборудования и соблюдать правила безопасности.

    Химические факторы риска.

    } В ЛПУ сестринский персонал подвергается

    воздействию разных групп токсичных

    моющих средствах, лекарственных препаратах

    Токсическое воздействие на организм:

    § Профессиональный дерматит

    § Органы дыхания

    § Пищеварения

    § Кроветворения

    § Репродуктивную функцию

    § Аллергические реакции(отек Квинке, бронхиальная астма и т.д.)

    Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздействия токсических веществ!

    Биологические факторы риска.

    § ВБИ, крайне важно неукоснительно соблюдать и выполнять СЭР

    § Работа в функциональных помещениях с высоким риском инфицирования (лаборатории, перевязочные и т.д.) – крайне важно соблюдение правил техники безопасности и использование мер индивидуальной противоинфекционной защиты, обязательной дезинфекцией перчаток, отработанного материала, использование одноразового инструментария, белья, их утилизация, проведение текущих и генеральных уборок.

    Три важных требования

    1. сведение к минимуму возможности заноса инфекции

    2. Исключение внутригоспитальных заражений

    3. Исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ

    Психологические факторы риска приводят к:

    } Психоэмоциональному напряжению(опасение профессионального заражения, обеспокоенные пациенты, требовательные родственники и т.д.)

    } Стрессам, нервному истощению,(головная боль, снижение работоспособности, бессоница, сонливость, депрессия, раздражительность, замкнутость, рассеянность т.д.)

    } Синдрому профессионального выгорания.

    Профилактика отрицательного воздействия стрессовых ситуаций:

    1. Четкое знание своих служебных обязанностей.

    2. Планирование своего дня, определяют цели и приоритеты, используя характеристики ʼʼсрочноʼʼ и ʼʼважноʼʼ

    3. Понимание важности и значимости своей профессии.

    4. Оптимизм- умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успех.

    5. Соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабиться, ʼʼпереключатьсяʼʼ

    6. Рациональное питание

    7. Соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

    Синдром профессионального выгорания- это сложный психологический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.

    Факторы риска для медицинской сестры. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Факторы риска для медицинской сестры." 2017, 2018.

    Одной из важнейших задач при создании безопасной больнич­ной среды является определение, выявление и устранение раз­личных факторов риска для медицинского персонала. В деятель­ности медицинской сестры можно выделить четыре группы про-156


    фессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

    1) физические;

    2) химические;

    3) биологические;

    4) психологические.

    Физические факторы риска. К этим факторам относятся:

    Физическое взаимодействие с пациентом;

    Воздействие высоких и низких температур;

    Действие различных видов излучений;

    Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

    Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подра­зумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и пе­ремещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

    Выделяют следующие правила поднимания и перемещения тяжестей:

    1) одежда должна быть свободной;

    2) обувь должна плотно облегать ногу, подошва - минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной хлопчатобумажной ткани с широким каблуком высотой не бо­лее 4 - 5 см;

    3) нельзя поднимать тяжести и работать, наклоняя туловище вперед. Нагрузка (давление на межпозвоночные диски) с увели­чением угла наклона возрастает в 10 - 20 раз. Это значит, что при поднятии или перенесении предмета массой 10 кг при наклоне туловища вперед человек подвергается нагрузке 100 - 200 кг;

    4) при поднимании тяжелого груза его располагают как можно ближе к груди и только на согнутых и максимально прижатых к груди руках. Чем дальше человек отстраняет предмет от себя, тем большая нагрузка ложится на позвоночник;

    5) нагрузку на руки распределяют равномерно, спину всегда
    держат прямо;

    6) если нужно поднять предмет из низкого положения, например с пола, присаживаются рядом с предметом, сохраняя прямое поло­жение спины, берут его в руки и прижимают к туловищу, а затем встают, сохраняя прямую спину;

    7) если нужно помочь больному, лежащему в кровати, напри­мер передвинуть его или помочь принять сидячее положение, допустимо не склоняться над ним и не тянуться к нему к дальне­му краю кровати, а встать на край кровати на одно колено и, крепко упираясь па него, помочь больному;

    8) ноги ставят на ширине плеч, стопы - параллельно друг другу;

    9) если поднятый груз необходимо сместить в сторону, повора­чиваются не только верхней частью тела (плечами и руками, со­храняя ноги в прежнем положении), а всем корпусом;


    10) следует всегда искать возможность облегчить нагрузку:
    пользоваться помощью пациента (его возможность подтянуться,
    оттолкнуться, опереться и т.п.) и окружающих;

    11) необходимо использовать специальные приспособления для
    облегчения работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги,
    подъемники для больных и т.п.

    Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблаго­приятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алго­ритму действий.

    Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных же­лез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппара­ты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лу­чевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, при­меняемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

    Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить ин­дивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источ­ником излучения все манипуляции нужно выполнять по возмож­ности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сест­ры является противопоказанием для подобного рода услуг.

    В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и дру­гие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицин­ского персонала:

    Сверхвысокочастотные;

    Ультрафиолетовые и инфракрасные;

    Магнитные и электромагнитные;

    Световые и лазерные.

    Для профилактики их повреждающего действия на человече­ский организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.

    Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправно­стью.

    При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.


    1. Технические средства защиты от короткого замыкания (ав­томатические или пробочные предохранители) в электросети долж­ны находиться в исправном состоянии. Категорически запреща­ется использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, «жучки»).

    2. Перед использованием электроприбора нужно изучить ин­струкцию по его эксплуатации.

    3. Электроприборы необходимо содержать в исправном состо­янии и своевременно ремонтировать. Их ремонт должны осущест­влять только специалисты.

    4. Следует применять только заземленное оборудование.

    5. Под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих эле­ментов электросети.

    6. Элементы электросети, электрооборудование и электропри­боры можно ремонтировать и заменять после их обесточивания.

    7. Нельзя допускать запутывания проводов. Перед использова­нием убеждаются в их целостности.

    8. Прибор включают в электросеть в следующем порядке: сна­чала шнур подключают к электроприбору, а лишь затем к сети. Отключают его в обратном порядке. Нельзя выдергивать штеп­сель, потянув за шнур.

    9. Электроприборы должны использоваться в помещениях с
    непроводящими электрический ток полами. Их не следует экс­
    плуатировать во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или
    на открытом воздухе.

    10. Нельзя допускать сетевой перегрузки, т.е. включать в одну
    розетку несколько электроприборов.

    Химические факторы риска. В ЛПУ сестринский персонал под­вергается воздействию разных групп токсичных веществ, содер­жащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах.

    Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него ток­сичные вещества вызывают повреждение других органов и систем. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктив­ную функцию. Особенно часты различные аллергические реак­ции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

    Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздей­ствия токсичных веществ.

    1. Следует получить полное представление о применяемых пре­паратах: химическое название, фармакологическое действие, по­бочные эффекты, правила хранения и применения.


    2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, облада­ющие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящи­ми средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы. 3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если рези­новые перчатки у людей с повышенной чувствительностью прово­цируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвини­ловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химически­ми веществами.

    3. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.

    4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств долж­но осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

    5. Не следует применять препараты местного действия незащи­щенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.

    6. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажня­ющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических ве­ществ.

    7. При несчастных случаях, если препарат попал:

    В глаза - немедленно промывают их большим количеством холодной воды;

    Рот - сразу же промывают его водой;

    На кожу - его немедленно смывают;

    Одежду - ее меняют.

    Биологические факторы риска. К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования дости­гается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работа­ющего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциштьно инфицированным биологическим мате­риалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функцио­нальных помещениях и отделениях требует индивидуальной противо-инфекционной защиты и соблюдения правил техники безопас-160


    ности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отрабо­танною материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности про­ведения текущих и генеральных уборок.

    В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важ­нейших требования:

    1) сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

    2) исключение внутригоспитальных заражений;

    3) исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреж­дения.

    Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

    В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: орга­низатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Еже­дневное неукоснительное выполнение требований санитарно-ги­гиенического и противоэпидемического режима в ходе исполне­ния своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ,

    Следует помнить следующие основные моменты, способству­ющие поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпиде-миологического режима:

    Сопротивляться воздействию инфекции могут только чистая здоровая кожа и слизистые оболочки;

    Около 99% возбудителей инфекционных заболеваний можно удалить с поверхности кожи с помощью мытья рук обычным мы­лом;

    Следует ежедневно принимать после окончания работы с боль­ным гигиенический душ;

    Даже незначительные повреждения на коже рук (царапины, ссадины, заусенцы) надо обрабатывать бриллиантовым зеленым и заклеивать водонепроницаемым пластырем;

    Оказывая помощь пациенту, медицинская сестра должна ис­пользовать индивидуальные средства защиты согласно действу­ющим правилам;

    Убирать помещение, где находится больной, следует в рези- * новых перчатках;

    Ручки умывальных кранов, дверей, выключатели и трубки телефона как наиболее часто используемые предметы необходимо ежедневно мыть и протирать дезинфицирующими растворами;

    Прежде чем закрыть умывальный кран после мытья рук. его необходимо вымыть так же, как и руки;

    Если у пациента имеется инфекционное заболевание, переда­ющееся воздушным путем, необходимо работать в маске; <


    В О Д Н О Й маске нельзя работать более 4 ч, если соблюдать молчание, и более 1 ч, если приходится говорить в маске:

    При оправлении постели больного не следует взбивать по­душки и встряхивать простыни - это способствует поднятию и перемещению пыли, а вместе с ней микробов и вирусов;

    Пищу принимают в специально отведенном помещении и обязательно снимают при этом рабочую спецодежду (халат);

    При уходе за больным с инфекционным заболеванием, на­пример туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, необходимо делать профилактические прививки.

    Психологические факторы риска. В работе медицинской сест­ры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом ta больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напря­жения. Психологические факторы риска в работе медсестры мо­гут приводить к различным видам нарушения психоэмоциональ­ного состояния.

    Психоэмоциональное напряжение. Психоэмоциональное напря­жение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями су­точных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человечески­ми страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие дру­гих людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологиче­ским факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами об­щения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: не­удовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эф­фективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

    Стресс и нервное истощение. Постоянный стресс ведет к нерв­ному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное исто­щение характеризуется следующими признаками:

    Физическое истощение: частые головные боли, боли в пояс­нице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, пробле­мы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

    Эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспо­мощности, раздражительность, замкнутость;

    Психическое напряжение: негативное отношение к себе, ра­боте, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассе­янность.


    Начинать проводить меры по профилактике развития нервно­го истощения Необходимо как можно раньше.

    С целью профилактики отрицательного воздействия стрессо­вых ситуаций Медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на Следующие принципы:

    1) четкое з н а н и е своих служебных обязанностей;

    2) планироа анИ е своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

    3) понимание важности и значимости своей профессии;

    4) оптимизм _ умение сосредоточиться на том положитель­ном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

    5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

    6) рациональное питание;

    7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

    Синдром прс*ф есС1Ю нального выгорания. Это сложный психоло­гический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.

    Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально на­сыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми паци­енты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начи­нает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

    Профессиональное выгорание - это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хроническо­го стресса, выз иаН ного межличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания по­вышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если рабо­та является убежищем от остальных сторон жизни и профессио­нальная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельно­сти медицинской сестры, которые повышают риск выгорания.

    В и н а перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.

    С т ы д за то ч что результат работы не такой, как хотелось.

    О б и д а на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской Пестры.

    С т р а х тог 0 , что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут Не понять коллеги и пациенты.

    Синдром профессионального выгорания - это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые и м е ю т сущест­венные индивидуальные различия у каждого конкретного чело­века. Выгорание является очень индивидуальным пропессом, по-163


    HOMV 1- с симптомы появляются неодновременно и с разной сте­пенью выраженности. Среди ранних симптомов можно выделить Общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопреде-

    |.МНОГО чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры раз­вивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

    Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаи­моотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведен­ного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании рабо­ты она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами ме­дицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угро­зы распада семьи.

    Выгорание - это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распо­знать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессио­нального выгорания.

    На первой стадии выгорания человек истощен эмоцио­нально и физически и может жаловаться на головные боли и об­щее недомогание.

    Для второй стадии выгорания у медицинской сестры мо­жет развиться отрицательное и обезличенное отношение к лю­дям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негатив­ные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разби­тости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.

    Заключительная, третья стадия (полное выгорание), ко­торая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным от­вращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляе­мой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосре­доточиться.

    Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касает­ся не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою про­фессиональную деятельность, также подвержены этому синдро-


    му. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеали­зированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожида­ний и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможно­стей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собст­венными реальными достижениями.

    Профилактика развития синдрома профессионального выго­рания достигается использованием методов мышечной релакса­ции и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тре­нировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим при­емам желательно проводить под руководством специалиста-пси­холога в кабинете психологической разгрузки.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Л It I о | 1-1
    И.Х.Аббясов; СИ.Двойников; I I Карл i/ В.Коннова С.Н.Лавровский; Л.А.Шншарвва н и Смирнов 14- и с н ю н Iы зам. директора но

    История развития сестринского дела в России
    На Руси благотворительная лечебная помощь появилась в XI в., когда при монастырях начали создаваться богадельни и убежища-кельи. Так, в 1070 г. в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня (

    Особенности философии сестринского дела
    Философия (от греч.ркИ- любовь, зорЫа - мудрость; в более точном понимании - стремление к истине) как система обоб­щенных и целостных представлений о мире является самой древ­ней наук

    Этические принципы сестринского дела
    Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом - это опреде

    Типы медицинских сестер
    Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особен­ности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны. Сестра-рутинер (робот).

    Сущность общения
    Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, ста­новится осознанным и опосредованным речью. Общение - это многогранный и

    Структура и уровни общения
    Структура общения.В общении выделяют три взаимосвязан­ные стороны. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном об­мене информацией между собеседниками, пере

    Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
    Взгляд и сопутствующее движение Трактовка Необходимое действие Подъем головы и взгляд вверх

    Влияние различных факторов на процесс общения
    Существенно улучшить и оптимизировать свои.отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения мож­но, развивая такие качества, как аггракция, эмпатия и рефлексия. Аттр

    Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения
    В процессе человеческого общения со всей наглядностью про­является различие двух близких понятий: «слушать» и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное с

    Рекомендации по общению с пациентом
    Существуют правила эффективного общения, применение ко­торых помогает установить взаимоотношения между медицин­ским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и

    Обучение как функция сестринского дела
    Медицинские сестры должны владеть навыками сбора инфор­мации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особен­ности пациента, оце

    Мотивации обучения
    3)передаче знаний пациенту; 4) выработке умений у пациента; 5) формировании у пациента устойчивых навыков. Кроме того, медицинская с

    Задачи и сферы обучения всестринском деле
    Задачами обучения являются пропаганда здорового образа жиз­ни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни. Обучение, как пра

    Условия эффективного обучения
    Для того чтобы обучение пациента или его близких было мак­симально эффективным, медицинской сестре необходимо учиты­вать множество факторов. В первую очередь ей требуется правильно оценить потребно

    Принципы обучения пациентов и членов их семей
    Обучение пациента и/или ею близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает зна­чимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит

    Основные положения и эволюция моделей сестринского дела
    Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль ме­дицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей

    Добавочно-дополняющая модель В.Хендерсон
    Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует вни­мание сестринского персонала на физиологических, психологи­ческих, социальных потребностях, которые могут быть удовле­творены благодаря сест

    Модель сестринского ухода Н.Роупер
    Н. Роупер в 1976 г. предложила модель сестринского ухода. Так же, как и В.Хендерсон, она использовала определенный перечень потребностей, присущих всем людям. Пациент.Расс

    Модель дефицита самоухода Д. Орэм
    Д.Орэм придаст большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья. Модель основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм опре­деляет как деятельность

    Модель, направленная на изменение поведения пациента (модель Д.Джонсон)
    В отличие от В.Хендерсон и Н.Роупер Д.Джонсон (1968) пред­лагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не н

    Адаптационная модель К. Рой
    Пациент.Адаптационная (эволюнионно-адаптационная) модель рассматривает пациента как личность с учетом его индивидуаль-81 ных и социальных особенностей. Согласно этой

    Модель, направленная на укрепление здоровья (модель М.Аллен)
    М.Аллен предложила свою модель в начале 1970-х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ори­ентированы больше на здоро

    Общая характеристика сестринского процесса
    В конце 1940-х гг. американский ученый Э.Деминг, которого часто называют отцом японского экономического чуда, разрабо­тал собственный вариант теории управления качеством любого технологического про

    Задачи медицинской сестры и пациента при их взаимодействии
    Задачи пациента Задачи медицинской сестры 1. Создаватьатмосферу доверия 2. Способствовать сохранению и разви

    Сестринское обследование
    Цель сестринского обследования - это выявление нарушен­ных потребностей пациента. Оно заключается в сборе информа­ции о состоянии его здоровья, личности больного, образе жизни и отражении полученны

    Определение проблем пациента
    На втором этапе сестринского процесса медицинская сестра определяет проблемы пациента. Этот этап также может называться с е с т р и н с к и м диаг

    Планирование сестринского вмешательства
    На третьем этапе сестринского процесса медицинская сестра составляет план сестринского ухода за пациентом с мотивацией своих действий. Обобщенная модель плана ухода представлена на рис. 8.5.

    Проблема пациента
    Существующая Потенцшольная №

    Реализация плана сестринского вмешательства. Виды вмешательств
    Целью этапа реализации плана является выполнение медицин­ской сестрой действий и их документирование. Для этого медицин­ская сестра использует все типы вмешательств, представленных на рис. 8.6. Она

    Оценка эффективности ухода. Коррекция плана сестринского вмешательства
    R соответствии с концепцией непрерывного улучшения каче­ства Деминга основной задачей пятого этапа сестринского про­цесса является оценка качества рсатизованного плана ухода за пациентом и при необ


    В настоящее время ВБИ являются одной из основных причин тболеваемости и смертности госпитализированных больных. При­соединение ВБИ к основному заболеванию нередко сводит на нет результаты лечения,

    Профилактика внутрибольничной инфекции
    Профилактические меры при ВБИ делятся на четыре группы. Мероприятия, направленные на создание системы эпидемиоло­гического надзора.Непрерывно действующая система эпидемио­

    Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи
    В данной группе выделяют три вида мероприятии. Архитектурно-планировочные мероприятия в соответствии с С а н Пи Н 51-79-S0 « С а н и т а р н ы е правила устройства, оборудования, эк

    Персонала
    С кровью и другими жидкими средами организма больного (слюна, моча, желчь) передаются вирусы гепатита В, иммуноде­фицита человека и другие инфекционные агенты. Все эти пато-кчшые микроорганизмы мог

    Дезинфекция изделий медицинского назначения
    Метод дезин­фекции Дезинфициру­ющий агент Режим Назначение Условие проведения Оборудование

    Центральное стерилизационное отделение. Общая характеристика стерилизации
    Центральное стерилизационное отделение ЛПУ предназначе­но для стерилизации операционного белья после его обработки и праЧечИОЙ-, перевязочного материала из аптечного склада, хи­рургических инструме

    Предстерилизационная очистка
    Предстерилизационной очистке должны подвергаться все из­делия с целью удаления белковых, жировых и механических за­грязнений, а также лекарственных препаратов. Разъемные изде­лия подвергают предсте

    Последовательность проведения предстерилизационной очистки ручным способом
    Процесс Режим Оборудование Темпе­ратура раствори, "С Время, мин

    Приготовление моющих растворов для предстерилизационной очистки
    Компонент Количество для приго­товления I л моюшего раствора Использование Моющее средство «Биолот» Вода

    Методы стерилизации
    Воздушный метод.Воздушный метод стерилизации (в сухожа-ровом шкафу) рекомендуется применять для сухих изделий из металла, стекла и силиконовой резины. Стерилизацию проводят в упако

    Лечебно-охранительный режим лечебно-профилактических учреждений
    Лечебно-охранительный режим в ЛПУ предусматривает созда­ние благоприятных условий для эффективного лечения, психи­ческого покоя, уверенности больных в быстрейшем и полном выздоровлении. Это комплек

    Подготовка кперемещению пациента
    Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограни­ченного режима двигательной активности, предотвратить повреж­дения органов и тканей при осуществлении различных переме­щений больного, а так

    Перемещения пациента в постели
    Перемещение пациента в постели осуществляется поэтапно. 1. Медицинская сестра оценивает способность пациента к уча­стию в процедуре, а именно: его подвижность, мышечную силу, адекватную ре

    Транспортировка пациента с кровати на стул, со стула, на инвалидную коляску
    Поднятие с помощьюплеча. Способ применяется для передви­жения пациента, который в состоянии сидеть. Стул или сиденье для судна располагают близко к кровати. Помогают пацие

    Перемещения во время купания и ходьбы
    Поднимание из ванны.Поднимают пациента из ванны вручную только в экстренных случаях, если ему становится плохо, он теряет способность двигаться или при других обстоятельствах. Из-з

    Правила транспортировки больных
    Вид транспортировки больного определяет врач. Больные в удовлетворительном состоянии передвигаются самостоятельно в сопровождении медицинского работника. В ряде случаев целесо­образно доставлять бо

    Положения пациента в постели
    При высоком риске развития пролежней, гипостатической пнев­монии, спастичности, контрактур необходимо часто менять положе­ние пациента в кровати. После некоторых операций, диагностических процедур

    Факторы риска для пациентов
    Пациент ЛПУ - это страдающий человек с нарушением физи­ческого, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненно

    Порядок получения, хранения, учета, списания и распределения лекарственных средств
    Медикаментозная терапия является одним из важнейших ле­чебных мероприятий. От того насколько умело и грамотно меди­цинская сестра вводит назначенные пациенту лекарственные сред­ства, во многом зави

    Пути и техника введения лекарственных средств
    Медикаментозная терапия является важнейшей составной час­тью лечебного процесса. Лекарственные средства оказывают на организм общее (резорбтивное) и местное действие. Их вводят в организм человека

    Пространство

    Пространство
    Рис. 16.1. Пути введения лекарственных средств Техника выполнения. 1. Придают пациенту удобное положение (усаживают или укладывают). 2. Медицинская сестра моет рук

    Собирание шприцев. Набирание лекарств
    Собирание шприцев многократного применения. Цель. Паренте­ральное введение лекарств. Показания. Подготовка к выполнению инъекции. Противопоказани

    Виды инъекций. Венепункции
    Подкожная инъекция.Цель. Введение лекарств, минуя ЖКТ. Показания. Введение небольших объемов лекарственных средств; введение масляных растворов; выполнение п

    Осложнения лекарственной терапии и тактика медицинской сестры. Анафилактический шок
    Постинъекционные осложнения могут быть местными и об­щими. Местные осложнения. Инфильтрат - это реактивное размно­жение клеток ткани вокруг места механической травмы в резуль­тате п

    Приемник
    в 8. Убрать судно нужно одновременно с клеенкой и. прикрыв его краем клеенки, отправить в санитарную комнату. Там судно освобождают от выделений, промывают проточной водой, дезин­фи

    Катетеризация мочевого пузыря
    Катетеризация у женщин. Катетеризацией называется введение катетера в мочевой пузырь. Для нее можно использовать катетеры многократного (из резины и металла) и однократного примене­ния (из пол

    Зондовые манипуляции: желудочное и дуоденальное зондирование
    К зондовым манипуляциям относится желудочное и дуоденаль­ное зондирование. Многие пациенты плохо переносят введения зонда. Причиной этого являются кашлевой и рвотный рефлексы. В большинстве случаев

    Исследования кала
    Взятие кала для копролотическото исследования.Цель. Опреде­ление переваривающей способности ЖКТ. Показания. Заболевания ЖКТ. Оснащение. Пузыр

    Исследования мокроты
    Взятие мокроты для исследования на общий анализ.Цель. Изу­чение состава мокроты. Показания. Заболевания бронхолегочного аппарата. Противо

    Исследования мочи
    Взятие мочи на общий анализ.Цель. Изучение состава мочи. Показания. Как правило, проводится всем пациентам, посту­пившим на стационарное лечение.

    Исследования микрофлоры
    Взятие мазка из зева.Цель. Определение микрофлоры зева. Показания. Воспалительные заболевания зева. Оснащение. Стерильный шпатель; стерильная

    Рентгенологические исследования
    Методы исследования структуры и функций органов человека нри помощи спепиальной аппаратуры называют инструменталь­ными. Они применяются с целью врачебной диагностики. Ко многим из них пациента необ

    Эндоскопические исследования
    Подготовка к ректороманоскопии.Цель. Целью исследования является осмотр слизистой оболочки прямой и сигмовидной кишки для выявления воспаления, изъязвлений, новообразований.

    Участие медицинской сестры в проведении манипуляций
    Участие медицинской сестры в плевральной пункции. Цель. По­лучение плевральной жидкости с лечебной или диагностической целью. Показания. Скопление жидкости в плевральной поло

    Сердечно-легочная реанимация вне реанимационного отделения
    В проведении сердечно-легочной реанимации фактор времени играет первостепенную роль: при ее немедленном начале успеш­ное оживление достигает 80 - 90%, а при задержке 5 мин падает до 10-20%.

    Восстановление проходимости дыхательных путей (Airway)
    Причинами механического нарушения проходимости верхних дыхательных путей являются западснис языка к задней стенке глотки при бессознательном состоянии (кома); скопление крови, слизи или рвотных мас

    Восстановление дыхания (Breathe)
    Если после восстановления проходимо­сти дыхательных путей спонтанное ды­хание не восстановилось, приступают к ИВЛ, которая проводится экспиратор­ным методом (изо рта в рот или изо рта в нос).

    Сестринский уход за тяжело больным пациентом в стационаре и на дому
    В связи с увеличением числа больных хроническими заболева­ниями (патологией сердечно-сосудистой системы, органов дыха­ния, нарушениями функции опорно-двигательного аппарата), из­менением демографич

    Сестринское вмешательство на различных стадиях горя пациента
    Стадия Сестринское вмешательство Отрицание Выяснение своих чувств по отношению к смерти, так как личное н

    Паллиативная помощь
    В настоящее время достаточно большое количество пациентов имеет неизлечимую или терминальную стадию заболевания, по­этому становится актуальным вопрос об оказании таким пациен­там соответствующей п

    Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного пациента
    Потребность Сестринская помощь В питании Разнообразие меню с учетом пожелания пациента и предписанной вра

    Защитная одежда и порядок ее применения
    Противочумный костюм и комплект индивидуальной защиты «Квари обеспечивают защиту медперсонала от заражения возбудителями чумы, оспы обезьян, натуральной оспы, контагиозных вирусных геморрат ческ

    Последовательность надевания противочумного костюма 1-го типа
    Пижама (комбинезон) - куртка заправляется под брюки; носки (чулки), закрывающие свободный край брюк; резиновые сапоги; фонендоскоп; косынка большая (ка

    Последовательностьснятия противочумного костюма 1-го типа
    Перед снятием противочумного костюма руки в перчатках погружа­ют на 3 - 5 мин в дезинфицирующий раствор (3 % раствор хлорамина при карантинных инфекциях), затем ватой, обильно смоченной соответ­ств

    Карта сестринского ухода
    ФИО пациента Отделение Палата Дата Проблемы Планируемые действия (мероприятия) Цель (

    Расчет нормальной массы тела в зависимости от роста и типа телосложения
    Мужчины Женщины Рост, см Масса тела, кг Рост, см Масса тела, кг

    Зондирование
    Глава 25. Лабораторные методы исследования 25.1. Исследования кала 25.2. Исследования мокроты 25.3. Исследования мочи 25.4. Исследования микрофл