Святой вячеслав в православии день памяти. Святой князь вячеслав чешский


    Моравский орёл (1459 год) Правители Моравии известны с IX века. В список включены правители феодальных образований, располагавшихся на территории Моравии с IX века, когда Моравия была ядром Великоморавской державы, и до 1611 года, когда Моравия… … Википедия

    Герцогство Каринтия являлось одним из территориальных княжеств Священной Римской империи в 976 1806 г. Его предшественниками были славянское княжество Карантания (VII IX вв.) и Карантанская марка в составе империи Каролингов (IX X вв.).… … Википедия

    Тирольское графство являлось одним из территориальных княжеств Священной Римской империи, образованное в середине XI века и просуществовавшее до 1806 гг. С 1363 г. Тироль перешёл под власть Габсбургов и до 1918 г. являлся одной из наследственных… … Википедия

    Герцогство Штирия являлось одним из территориальных княжеств Священной Римской империи в 970 1806 гг. Возникнув в качестве Карантанской марки в составе герцогства Каринтии, Штирия в 1122 г. получила фактическую незави … Википедия

    Дворец великих герцогов (1572 74) в городе Люксембург. Правители Люксембурга ныне нося … Википедия

    Герб графов Фландрских Графство Фландрия возникло в 862 г., когда король западных франков Карл II Лысый передал область … Википедия

    Содержание 1 Легендарные князья 2 Легендарные и полулегендарные правители привисленских полян … Википедия

Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь – Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава – небесного покровителя чешских земель.

Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь.

Святой Вацлав

28 сентября 2000 г. Чехия впервые отметила День государственной независимости, хотя на эту дату не приходится ни одно событие, так или иначе связанное со становлением чешской государственности. Почему же именно этот день выбран для национального праздника? Согласно католическому церковному календарю 28 сентября – день памяти св. Вацлава. Без малого одиннадцать веков назад “добрый князь Вацлав” был предательски убит по приказу собственного брата Болеслава у врат церкви. Возможно, это покажется странным. Найдется ли еще одна страна в мире, главный государственный праздник которой связан с подобным событием? Чтобы понять, насколько важной фигурой для жителей Чехии является их святой покровитель, обратимся к истории.

“Святой Вацлав, князь земли чешской”, – этими словами начинается прославленный старочешский гимн, “Сватовацлавский хорал”, написанный в конце XII в. Во времена гуситов этот гимн был дополнен следующей строфой: “Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам”… Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях, согласно которой в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари св. Вацлава. Когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав верхом на белом коне.

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых “старовацлавских легенд”, записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав – фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало.

Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу – как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти – младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей – Вацлава и Болеслава – занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим – напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе “Деяний святых” католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как “добрый король Венсеслас” в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам – доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю.

С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу “Птицелов”. Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань – 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита.

Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики – те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности “солунских братьев”, а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу – угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава – по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно – перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен “мартиром” – мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство.

Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью “старовацлавские легенды”. Вот одна из них.

История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем – древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые “Старинные чешские сказания”.

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа.

Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии – соборе святого Вита на Пражском Граде – особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы – статуя Вацлава работы Петра Парлержа – принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о “добром князе Винчеславе” и его благочестивых предках (так называемые “Пражске зломки”), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее.

Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: “Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?”

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие святого Вячеслава, князя Чешского

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1 , и приходился внуком святой мученице Людмиле 2 ; его родители – Вратислав 3 , князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой.


Икона святого Вячеслава, князя Чешского. Галерея икон .

Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: видал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня " (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова Апостола Павла: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием " (Ефес.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай " (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя 5 Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу 6 , но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав, по наущению диавола, выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове, со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

Вячеслав воскликнул:

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника это церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов 7 , так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом 8 .

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже помоги мне грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой. ________________________________________________________________________

1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах – Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.

Правители Чехии, Словакии, Чехословакии...

Чехия (Ceska).

ок. 300 до Р.Х. - 50 Р.Х. племенной союз бойев (кельтов).
ок. 50 - 500 Р.Х. племенные союзы германцев (маркоманны, квады, герулы, лангобарды).
ок. 500 - 900 племенные союзы славян (чехи, лучане, лемузы, литомержичи, хорваты,
мораване и др.).
ок. 830 - 906 к Великоморавскому княжеству.
3.1. Легендарные князья чехов (ок. 600 - 880).
Центр. Чехия. Стол. Вышеград.
1. Чех (Кжех)(ок. 600).
2. Крок (Кракус), сын.
3. Либуше, дочь.
4. Пржемысл I, муж (ок. 720 - 50).
5. Незамысл, сын (ок. 750 - 88).
6. Мната, сын (ок. 780 - 810).
7. Воен, сын (ок. 810 - 30).
8. Внислав, сын (ок. 830 - 35)*
9. Кржесомысл, брат (ок. 835 - 50).
10. Неклан, сын (ок. 850 - 75).
11. Гостивит, сын (ок. 875 - 80).
12. Борживой, сын (князь Чехии ок. 880 - 905).
С ок. 880 Чешское княжество.

Племенные князья.

1. Лучане.
Южн. Чехия. Стол. Жатец.
Властислав (ок. 840 - 70)*
ок. 870 завоевание чехов.

2. Лемузы (Зап. Чехия).
ок. 920 завоевание чехов.

3. Литомержичи (Юго-Вост. Чехия).
ок. 920 завоевание чехов.

4. Билинское княжество.
Юго-Зап. Чехия. Стол. Билин.
1. Касал (ок. 750).
2. Судиправ, сын.
3. Хрута, сын (ок. 830 - 70).
4. Стоймир, сын (ок. 870 - 97, в 895 - 97 князь Чехии).
897 присоединение к Чехии.

5. Либицкое княжество.
Юго-Вост. Чехия. Стол. Либице, с 1040 Литомержице.
1) Славниковичи.
1. Славник (Радислав)(ок. 950 - 81).
2. Собеслав, сын (981 - 95, уб. 1004)*

2) Вршовичи (Вршовцы).
1. Коган (995 - 1040)*
2. Божей, сын (1040 - 83).
3. Мутина, сын (в Литомержице 1083 - 1108)*
4. Божей, брат (в Жатце 1083 - 1108)*
1108 присоединение к Чехии.

3. Князья и короли Чехии (Богемии)(ок. 880 - 1526).
Чехия, с ХI в. Моравия, с ХIV в. Силезия. Стол. Прага.

1. Пржемысловичи (ок. 880 - 1310).

1. Борживой, сын Гостивита (ок. 880 - 95)(898 - 905).
2. Стоймир, князь Билина (985 - 97).
3. Спитигнев, сын 1 (905 - 07, сопр. с 898)*
4. Вратислав I, брат (907 - 916/21)*
5. Вацлав (Венцеслав) I Святой, сын (916/21 - 929/35)*
6. Болеслав I Жестокий, брат (929/35 - 72).
7. Болеслав II Благочестивый, сын (972 - 99).
8. Болеслав III Рыжий, сын (999 - 1002)(1003, ум. 1037).
9. Владивой, сын Мешко I, князя Польши (1002 - 03)*
10. Яромир, сын 8 (1003)(1004 - 12)(1033 - 34)(1034)*
11. Болеслав I Храбрый, король Польши (1003 - 04).
12. Олдржих (Удальрих), сын 8 (1012 - 33)(1034).
13. Бржетислав I, сын (1034 - 55).
14. Спитигнев II, сын (1055 - 61).
15. Вратислав II, брат (1061 - 92, маркграф Моравии 1048 - 61, король Чехии с 1086).
16. Бржетислав II Младший, сын (1092 - 1100)*
17. Борживой II, брат (1101 - 07)(1117 - 20, ум. 1124).
18. Сватоплук, плем. (1107 - 09)*
19. Оттон (Отик) Черный, брат (1109, в Оломоуце 1107 - 26).
20. Владислав I, сын 15 (1109 - 17)(1120 - 25).
21. Собеслав I, брат (1125 - 40, в Брно 1115 - 23).
22. Владислав II, сын 20 (1140 - 73, с 1158 король).
23. Бедржих, брат (1173)(1178 - 79).
24. Собеслав II, сын 21 (1173 - 78)*
25. Фридрих, сын 22 (1179 - 89).
26. Конрад II Ота, внук 20 (1189 - 91, в Зноеме 1150 - 89).
27. Вацлав, сын 21 (1191 - 92)*
28. Пржемысл Отакар I, сын 22 (1192 - 93)(1197 - 1230, с 1198 король).
29. Йиндржих (Генрих) Бржетислав, арх. Праги, брат 26 (1193 - 97)*
30. Владислав Йиндржих, сын 22 (1197, маркграф Моравии с 1186).
31. Вацлав I Одноглазый, сын 28 (1230 - 53).
32. Пржемысл Отакар II, сын (1253 - 78)*
33. Вацлав II, сын (1278 - 1305, король Польши 1300 - 05).
Оттон, маркграф Бранденбурга (опекун 1278 - 83).
Завиш из Фалькенштейна (опекун 1284 - 1305).
34. Вацлав III, сын (1305 - 06, король Венгрии с 1301, король Польши с 1305)*
Елизавета (Рихца), мать (рег. 1305 - 06).
35. Рудольф Габсбург, герцог Австрии, внук 32 (1306 - 07).
36. Йиндржих Хорутанский (Генрих, герцог Каринтии), зять 33 (1307 - 10).

2. Люксембурги (1310 - 1437).
1. Ян (Иоанн) Слепой, граф Люксембурга, зять 33 (король Чехии 1310 - 46)*
2. Карл IV, сын (1346 - 78, император 1346 - 78).
3. Вацлав (Венцель) IV, сын (1378 - 1419, император 1378 - 1400).
4. Сигизмунд, брат (1419 - 37, факт. до 1422, император 1410 - 37,
король Венгрии 1386 - 1437).
София Баварская, вдова 3 (рег. 1419 - 21).
Ченек из Вартемберга (факт. 1419 - 21).
1422 - 1458 власть принадлежала лидерам гуситов (см.).
Альбрехт II Габсбург, герцог Австрии (1437 - 39, император с 1438).
Ладислав Погробек (Посмертный), сын (форм. 1453 - 57, король Венгрии (Ласло V)
1444 - 57).
Йиржи из Подебрад, герцог Опавы (король 1458 - 71, рег. с 1439).
Матьяш Корвин, король Венгрии (прет. 1462 - 78, маркграф Моравии 1468 - 90).

3. Ягеллоны (1471 - 1526).
1. Владислав II Ягеллон, сын Казимира IV Польского (1471 - 1516,
король Венгрии Уласло II 1490 - 1516).
2. Людвик (Лайош II), сын (1516 - 26, сопр. с 1508)*
1526 - 1619 Габсбурги.
Фридрих Пфальцский (Зимний король)(1619 - 20).
Генрих фон Турн (глав. ком. 1618 - 20)*
Вилем из Роупова (в Праге 1618 - 20).
1620 - 1918 Габсбурги.

Моравия.

ок. 600 - 830 племенной союз мораван.
830 - 906 Великоморавское княжество.
906 - 996 венгерское завоевание.
996 - 1029 польское завоевание.
1029 - 1048 к Чехии.

1. Оломоуц (Ольмюц).
1. Вратислав II, сын Бржетислава I (1048 - 61, князь Чехии 1061 - 92).
2. Оттон I Красивый, брат (1061 - 87).
3. Болеслав, сын 1 (1087 - 91).
4. Сватоплук, сын 2 (1092 - 1107, князь Чехии 1107 - 09)*
5. Оттон II (Отик) Черный, брат (1107 - 26, князь Чехии 1109).
6. Оттон III (Генрих), сын (1126 - 60).
1160 - 82 к Чехии.

2. Брно (Брюн).
1. Конрад I, сын Бржетислава I (1048 - 54)(1092).
1054 - 92 к Оломоуцу.
2. Олдржих, сын (1092 - 1100)(1107 - 15).
1100 - 07 к Чехии.
3. Бржетислав, сын (1115, ум. 1156).
4. Собеслав I, сын (1115 - 23, князь Чехии 1125 - 40).
5. Собеслав II, сын (1126 - 73, князь Чехии 1173 - 78)*
1173 к Чехии.

3. Зноем (Зноймо).
1. Оттон I Красивый, сын Бржетислава I (1054 - 55).
1055 - 64 к Оломоуцу.
2. Конрад I, князь Брно (1064 - 92).
3. Лиутольд, сын (1092 - 1112).
4. Конрад II, сын (1112 - 25).
5. Йиндржих, сын Владислава I (1125 - 50).
6. Конрад II Ота, сын (1150 - 89, князь Чехии 1189 - 91).
1189 к Чехии.

4. Маркграфство Моравия (стол. Оломоуц).
1. Конрад II Ота, князь Зноема (1182 - 86).
2. Владислав Йиндржих, сын Владислава II (1186 - 97).
3. Владислав III, сын (1197 - 1222).
4. Владислав IV, сын Пржемысла Отакара I (1222 - 27).
5. Пржемысл, брат (1228 - 39).
6. Владислав V, плем. (1246 - 47).
7. Пржемысл Отакар II, брат (1247 - 78, король Чехии с 1253)*
1253 - 1333 к Чехии.
8. Карл IV (1333 - 55, король Чехии 1346 - 78).
9. Ян Генрик, брат (1355 - 75).
10. Йобст (Йодокус), сын (1375 - 1411).
Прокоп, брат (сопр. 1375 - 1405).
1411 - 22 имперское управление.
11. Альбрехт II Габсбург (1422 - 39, король Чехии с 1437).
12. Ладислав Погробек (1439 - 57, король Чехии с 1453).
13. Йиржи из Подебрад (1458 - 68, король Чехии 1458 - 71).
14. Матьяш Корвин, король Венгрии (1468 - 90).
1490 - 1918 к Австрии (с 1867 к Австро-Венгрии).

Чешская Силезия.

1. Опава (Троппау)(1278 - 1479).

1139 - 1246 к Верхней Силезии.

1246 - 1278 к Чехии.

1. Микулаш I, сын Пржемысла Отакара II (герцог Опавы 1278 - 1318).

2. Микулаш II, сын (1318 - 65).

3. Пржемко, сын (1366 - 1433).

4. Вацлав III, сын (1433 - 48).

5. Ян, сын (1448 - 52).

6. Йиржи из Подебрад (фон Рунштедт)(1452 - 72, король Чехии 1458 - 71).

7. Викторин, сын (1462 - 89, ум. 1500).

8. Ян Корвин фон Кибниц (1489 - 1501).

1501 - 1918 к Австрии.

2. Крнов (Ягерндорф)(1366 - 1523).
1. Ян I, сын Микулаша II (1366 - 1404, ум. 1419).
2. Ян II, сын (1404 - 24).
3. Микулаш IV, сын (1424 - 52).
4. Ян III, сын (1452 - 74, ум. 1483).
1483 - 93 к Чехии.
5. Ян IV фон Шелленберг, плем. 4 (1493 - 1506).
6. Йиржи (Георг), сын (1506 - 23).
1523 - 1623 к Бранденбургу.
1623 - 1918 к Австрии.

3. Тешин (Тессин)(1291 - 1653).
1139 - 1291 к Верхней Силезии.
1. Мешко I, сын Владислава (1291 - 1313/7).
2. Казимир I, сын (1313/7 - 58).
3. Пшемыслав, сын (1358 - 1410).
4. Болеслав I, сын (1410 - 26).
5. Болеслав II, сын (1426 - 68).
6. Казимир II, сын (1468 - 1528).
7. Венцеслав Адам, внук (1528 - 79).
8. Адам Венцеслав, внук (1579 - 1618).
9. Фридрих Вильгельм, сын (1618 - 25).
10. Елизавета Лукреция, дочь (1625 - 53).
+ Гундакар, барон Лихтенштейна (1625 - 58).
1658 - 1918 к Австрии.
1918 к Чехословакии (в 1938 - 39 оккупирован Польшей).

Гуситское движение (1419 - 1471).

1) Гетманы таборитов (в Таборе).
Табориты (крайние гуситы) избирали четырех, с 1424 двух гетманов.
Микулаш из Гуси (1419 - 20).
Ян Жижка из Троцнова (1419 - 24).
Кунеш из Беловице (1419 - 22).
Збынек из Бухова (1419 - 23).
Хвал из Маховице (1420 - 22).
Прокоп Большой (1424 - 34)*
Прокоп Малый (1424 - 34)*
Ян Рогач (в Сионе 1434 - 37)*
1434 табориты разбиты утраквистами.

2) Гетманы пражского ополчения (в Праге).
Ян Желивский (факт. 1419 - 20)*
Ян Гвезда (1420 - 22).
Гашек из Вальдштейна (1422)*

3) Лидеры утраквистов или чашников (умеренных гуситов).
Збынек из Бухова (1423 - 34).
Птачек из Пиркштейна (1434 - 44, правитель 1434 - 37).
Олдржих из Рожмберка (правитель 1437 - 44).
Йиржи из Подебрад (правитель 1452 - 58, факт. с 1444, рег. с 1439, король 1458 - 71).

Австрийские штатгальтеры Чехии

(1526 - 1918).
Рез. Прага.
Зденек из Рожмитала (1526 - 35).
Иоганн фон Вартенберг (1535 - 43).
Фердинанд, эрцгерцог Австрии (1547 - 67).
Адам из Градца (1570 - 96).
Георг Попель фон Лобковиц (1598 - 1606).
Адам фон Штернберг (1608 - 13).
Вилем Зденко фон Вратислав (1613 - 15).
Ярослав Борита фон Мартинец (1615 - 18)(1638 - 48).
1618 - 20 восстание (см.).
Карл фон Лихтенштейн (1620 - 27).
Пауль фон Михни (1627 - 32).
Адам фон Вальдштейн (1632 - 38).
Альбрехт Вильгельм фон Коловрат (1648 - 50).
Франц Карл фон Коловрат-Либштински (1651 - 59).
Бернхард Игнац Борита фон Мартинец (1659 - 64).
Франц Ульрих фон Кински (1664 - 65).
Адам фон Вратислав (1665 - 66).
Франц Клеменц фон Вратислав (1666 - 76).
Франц Себастьян фон Вратислав (1676 - 81).
Адольф Вратислав фон Штернберг (1681 - 88).
Венцеслаус Норберт Октавиан фон Кински (1688 - 89).
Франц Кристоф фон Вратислав (1689).
Эрнст Йозеф фон Вальдштейн (1689 - 91).
Франц Антон фон Шпорк (1691 - 1704).
Герман Йозеф фон Чернин (1704 - 10).
Иоганн Йозеф фон Врбски (1711 - 12).
Адольф Бернхард фон Мартинец (1712 - 13).
Франц Игнац фон Вратислав (1713 - 15).
Георг Бернхард фон Вратислав (1715 - 16).
Франц Йозеф фон Вальдштейн (1716 - 22).
Иоганн Йозеф фон Вальдштейн (1722 - 27).
Филипп Йозеф фон Кински (1727 - 28).
Франц Леопольд фон Штернберг (1728 - 37).
Франц Михаэль фон Мартинец (1737 - 39).
Иоганн Эрнст фон Шаффготш (1739 - 47).
Филипп фон Коловрат-Краковски (1748 - 71).
Карл Эгон фон Фюрстенберг (1771 - 82).
Франц Антон фон Ностиц-Ринек (1782 - 91).
Генрих фон Роттенхан (1791 - 92).
Прокоп фон Лазански (1792 - 94).
Франц Венцель фон Кагер (1794 - 1802).
Иоганн Рудольф фон Хотек (1802 - 05).
Йозеф фон Валлис (1805 - 09).
Франц Антон фон Коловрат-Либштински (1809 - 26).
Карл фон Хотек (1826 - 43).
Стефан Франц Виктор, эрцгерцог Австрии (1843 - 47).
Лео фон Тун (и.о. 1848).
Франц Йозеф, эрцгерцог Австрии (1848, император 1848 - 1916).
Карл Борромеус фон Мессери-Цур (1848 - 60).
Антон фон Форгах (1860 - 61).
Рихард Белькреди (1862 - 65).
Эрнст Келлершперг (1865 - 68).
Александр фон Келлер (1868 - 74).
Филипп фон Вебер фон Эбенхоф (1874 - 81).
Альфред фон Краус (1881 - 89).
Франц Антон фон Тун (1889 - 96)(1911 - 15).
Карл фон Куденхове (1896 - 1911).
Макс фон Куденхове, плем. (1915 - 18).
1918 провозглашение республики.

Чехословацкая республика

(28.10.1918 - 15.03.1939).
Стол. Прага.

Президенты.
1. Томаш Гарриг Масарик (14.11.1918 - 14.12.1935).
2. Эдуард Бенеш (18.12.1935 - 5.10.1938)(в эмиграции в Лондоне
18.07.1940 - 5.04.1945)(10.05.1945 - 7.06.1948).
С 5.10.1938 Республика Чехо-Словакия под протекторатом Германии.
Часть территории захватили Германия, Польша и Венгрия.
Ян Сыровы (вр. 5.10 - 30.11.1938)*
3. Эмиль Гаха (форм. 30.11.1938 - 15.03.1939).
15.03.1939 - 9.05.1945 немецкая оккупация.

Премьер-министры.
Карел Крамарж (Нац.-дем. партия)(пред. Нац. комитета 28.10. - 14.11.1918)
(14.11.1918 - 8.07.1919).
Властимил Тусар (Соц.-дем. партия)(8.07.1919 - 15.09.1920).
Ян Черны (15.09.1920 - 26.09.1921)(18.03. - 12.10.1926).
Эдуард Бенеш (Нац.-соц. партия)(26.09.1921 - 7.10.1922).
Антонин Швегла (Аграрн. партия)(7.10.1922 - 18.03.1926)(12.10.1926 - 1.02.1929).
Франтишек Удржал (АП)(1.02.1929 - 24.10.1932).
Ян Малипетр (АП)(29.10.1932 - 5.11.1935).
Милан Годжа (АП)(6.11. - 18.12.1935)(18.12.1935 - 16.07.1937)(21.07.1937 - 21.09.1938).
Ян Сыровы (22.09. - 4.10.1938)(4.10. - 28.11.1938)*
Рудольф Беран (Партия нац. единства)(1.12.1938 - 15.03.1939).
Ян Шрамек (в эмиграции в Лондоне 18.07.1940 - 4.04.1945).

Рейхспротекторат Богемия и Моравия (1939 - 45).

1) Протекторы.
Константин фон Нейрат (7.04.1939 - 27.09.1941, форм. до 26.08.1943)
Рейнхард Гейдрих (факт. 27.09.1941 - 4.06.1942)*
Курт Далюге (и.о. 5.06.1942 - 26.08.1943)*
Вальтер Фрик (26.08.1943 - 5.09.1944).
Ганс Франк (4.12.1944 - 9.05.1945)*
Карл Герман Франк (гос. министр 7.04.1942 - 2.05.1945)*

2) Главные министры.
Алоиз Элиаш (27.04.1939 - 28.09.1941)*
Ярослав Крейчи (19.01.1942 - 4.05.1945).

Чехословацкая республика

(1945 - 92, в 1948 - 89 партократия).
11.07.1960 - 29.03.1990 Чехословацкая социалистическая республика (ЧССР).
29.03.1990 - 31.12.1992 Чешская и Словацкая федеративная республика (ЧСФР).
Стол. Прага.

Генеральные секретари ЦК Компартии Чехословакии.

1. Клемент Готвальд (23.02.1929 - 30.03.1946, председатель КПЧ 30.03.1946 - 14.03.1953).

2. Рудольф Сланский (30.03.1946 - 23.11.1951)*

3. Антонин Новотный (6.12.1951 - 5.01.1968).

4. Александр Дубчек (5.01.1968 - 17.04.1969).

5. Густав Гусак (17.04.1969 - 14.12.1987).

6. Милош Якеш (14.12.1987 - 24.11.1989).

7. Карел Урбанек (24.11. - 20.12.1989).

20.12.1989 партия отстранена от власти.

Ладислав Адамец (пред. КПЧ 20.12.1989 - 17.04.1990).

Президенты.

1. Эдуард Бенеш (10.05.1945 - 7.06.1948).

2. Клемент Готвальд (14.07.1948 - 14.03.1953).

3. Антонин Запотоцкий (21.03.1953 - 13.11.1957).

4. Антонин Новотный (19.11.1957 - 23.03.1968).

5. Людвик Свобода (30.03.1968 - 29.05.1973).

6. Густав Гусак (29.05.1973 - 10.12.1989).

Мариан Чалфа (и.о. 10.12. - 29.12.1989).

7. Вацлав Гавел (29.12.1989 - 16.07.1992).

Ян Странский (и.о. 17.07. - 31.12.1992).

1.01.1993 распад на Чехию и Словакию.

Председатели Совета министров

(до 1948 премьер-министры).
Зденек Фирлингер (Народн. фронт)(4.04.1945 - 2.07.1946, до 10.05.1945 в Кошице).
Клемент Готвальд (КПЧ)(2.07.1946 - 20.02.1948)(25.02. - 15.06.1948).
25.02.1948 - 7.12.1989 правительства КПЧ.
Антонин Запотоцкий (15.06.1948 - 21.03.1953).
Вильям Широкий (21.03.1953 - 19.09.1963).
Йозеф Ленарт (20.09.1963 - 8.04.1968).
Олдржих Черник (8.04.1968 - 28.01.1970).
Любомир Штроугал (28.01.1970 - 12.10.1988).
Ладислав Адамец (12.10.1988 - 7.12.1989).
Мариан Чалфа (10.12.1989 - 6.07.1992).
Ян Странский (8.07. - 31.12.1992).

Автономная Чехия (1969 - 92).
Председатели Совета министров:
Станислав Разл (9.01. - 29.09.1969).
Йозеф Кемпны (29.09.1969 - 13.06.1970).
Йозеф Корчак (13.06.1970 - 15.08.1987).
Ладислав Адамец (15.08.1987 - 12.10.1988).
Франтишек Питра (16.10.1988 - 4.02.1990).
Петер Питгарт (6.02.1990 - 2.07.1992).
Вацлав Клаус (3.07. - 31.12.1992).

Чешская республика (с 1.01.1993).
Президенты.
1. Вацлав Гавел (с 1.01.1993).

Премьер-министры.
Вацлав Клаус (Гражд. рад. партия)(1.01.1993 - 14.12.1997).
Йозеф Тошовский (17.12.1997 - 15.07.1998).
Милош Земан (Соц.-дем. партия)(17.07.1998 - 14.07.2002).
Владимир Шпидла (с 15.07.2002).

Архиепископы (до 1344 епископы) Пражские.
Примасы католической церкви в Чехии. Рез. Прага.
1. Дитмар (973 - 82).
2. св. Адальберт (Войцех)(982 - 97)*
Страхквас, сын Болеслава I (прет. 996).
3. Тегдаг (Деодат)(998 - 1016).
4. Эккард (Герикард)(1017 - 23).
5. Иззо (1023 - 30).
6. Север (1031 - 67).
7. Гебхард (1068 - 89).
8. Козьма Пражский (1090 - 97).
9. Герман Утрехтский (1100 - 22).
10. Мейнхард (1122 - 34).
11. Ян I (1135 - 39).
12. Отто (1140 - 48).
13. Даниэль I (1148 - 67).
14. Фридрих (1168 - 79).
15. Валентин (1180 - 82).
16. Йиндржих (Генрих) Бржетислав (1182 - 97).
17. Даниэль II (Милек из Тальмберга)(1197 - 1214).
18. Андреас фон Гуттенштейн (1215 - 24).
19. Перегрин (1225 - 26).
20. Будислав из Свабницы (1226).
21. Ян II (1226 - 36).
22. Бернхард из Сулемиц (1236 - 40).
23. Микулаш (Николаус) фон Кизенбург (1241 - 58).
24. Ян III из Дражиц (1258 - 78).
25. Тобиас из Бехина (1279 - 96).
26. Грегор фон Вальдек (1296 - 1301).
27. Ян IV из Дражиц (1301 - 43).
28. Арношт (Эрнст) из Пардубиц (1343 - 64).
29. Ян V Очко из Влашима (1364 - 79).
30. Ян VI фон Тенштейн (1379 - 96).
31. Вольфрам фон Шворек (1396 - 1402).
32. Збинко I (1403 - 11).
33. Альбин (1412).
34. Конрад из Пехты (1412 - 21).
1421 - 1561 католическая церковь изгнана гуситами.
35. Антон Брюс фон Мюглиц (1561 - 80).
36. Мартин Медек (1581 - 90).
37. Збинко II (Берка из Дубы)(1592 - 1606).
38. Карл фон Ламберг (1606 - 12).
39. Ян VII Логелиус (1612 - 22).
40. Эрнст Адальберт фон Гаррах (1623 - 67).
41. Иоганн Вильгельм фон Коловрат-Либштински (1668).
42. Маттиас Фердинанд Собек фон Биленберг (1669 - 75).
43. Иоганн Фридрих фон Вальдштейн (1675 - 94).
44. Иоганн Йозеф фон Бройнер (1695 - 1710).
45. Фердинанд фон Кейенбург (1711 - 31).
46. Даниэль Йозеф Мауэр фон Майерн (1731 - 33).
47. Мориц Густав фон Мандершейд (1733 - 63).
48. Антон Петер фон Пржиховски из Пржиховиц (1763 - 93).
49. Вильгельм Флорентин фон Зальм (1793 - 1810).
50. Венцель Леопольд Хлумчански из Хлумчан (1815 - 30).
51. Алоиз Йозеф фон Коловрат-Краловски (1831 - 33).
52. Андреас Алоиз фон Анквиц (1833 - 38).
53. Алоиз Йозеф фон Шренк (1838 - 49).
54. Фридрих фон Шварценберг (1850 - 85).
55. Франц де Паула фон Ш?нборн-Бухгейм (1885 - 99).
56. Ян VIII Скрбенски (1899 - 1918).
57. Карел Каспар (1918 - 41).
1941 - 46 не назначались.
58. Йозеф Беран (1946 - 65, в 1950 - 63 под дом. арестом).
59. Франтишек Томашек (1978 - 92, адм. с 1965).
60. Мирослав Влк (с 1992).

Словакия (Slovensko).

Ок. 300 до Р.Х. - 50 Р.Х. племенной союз котинов (кельтов).
ок. 50 - 500 Р.Х. племенные союзы германцев.
ок. 500 - 810 племенные союзы славян.
ок. 810 - 833 в составе Нитранского княжества.
833 - 906 в составе Великоморавского княжества.
906 - 1568 в составе королевства Венгрия.
4.1. Венгерские правители Словакии.
Матуш Чак из Тренчина (в Зап. Словакии 1301 - 21).
Омодей (в Вост. Словакии 1301 - 12)*
Ян Искра из Брандыса (1440 - 62, уб. 1481)*
Имре Текей (в Вост. Словакии 1678 - 85).
1568 - 1918 в составе Австрийской империи.
30.10.1918 - 6.10.1938 в составе Чехословакии.
20.06. - 7.07.1919 Словацкая советская республика в Банска-Бистрице
(факт. венгерская оккупация).
Антонин Яноушек (пред. Рев. прав-ва 20.06. - 4.07.1919).

Словацкое государство

(6.10.1938 - 5.04.1945, до 14.03.1939 автономия
под протекторатом Германии).
Стол. Братислава (Пожонь).
4.2.1. Президенты.
1. Йозеф Тисо (14.03.1939 - 5.04.1945)*

Премьер-министры.
Йозеф Тисо (6.10. - 29.11.1938)(1.12.1938 - 20.01.1939)(20.01. - 10.03.1939)
(12.03.1939)(14.03. - 26.10.1939)*
Йозеф Сивак (10. - 12.03.1939).
Карел Сидор (12. - 14.03.1939)*
Войтех (Адальберт) Тука (29.10.1939 - 5.09.1944)*
Словацкий нац. совет в Банска-Бистрице (30.08. - 27.10.1944).
Штефан Тисо (5.09.1944 - 5.04.1945).
5.04.1945 советская оккупация.

Автономная Словакия (1969 - 92).
Председатели Совета министров.
Штефан Садовский (1.01.1969 - 4.05.1969).
Петер Цолотка (4.05.1969 - 12.12.1989).
Милан Чич (13.12.1989 - 12.06.1990).
Владимир Мечьяр (14.06.1990 - 23.04.1991)(28.07. - 31.12.1992).
Ян Чарногурский (23.04.1991 - 28.07.1992).

Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года, был прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских диакон Вячеслав Луканин. Документы были предоставлены Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. Диакон Вячеслав Луканин получил при крещении имя в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского и оказался достойным этой чести: он всю жизнь трудился для утверждения святых истин Православия и, как и его небесный покровитель, принял мученическую смерть за веру.

Благоверный князь Вячеслав Чешский

Благоверный Вячеслав (Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.

Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году.

Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть.

Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита.

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

pravoslavie.ru

Священномученик Вячеслав Невьянский

В день блгв. кн. Вячеслава Чешского, 4 (17) марта 1882 года, в губернском городе Перми, в семье Георгия Авксентьевича Луканина родился сын, которого, окрестив, назвали Вячеславом в честь св. Чешского князя. Георгий Авксентьевич (отец Георгий) долгие годы честно служил в домовой церкви Кирилла и Мефодия при Пермском духовном училище. И, как было заведено, Вячеслав пошел по стопам своего отца-священника. Вячеслав, будучи от рождения слабым ребенком, часто болел, но еще в юности сам выбрал себе духовную стезю и поступил в Пермское духовное училище.

После окончания училища семнадцатилетний юноша он был направлен на регентские курсы. В 1889 году Вячеслав Луканин поступил в Пермскую духовную семинарию, но по слабости здоровья не смог учиться. Учитывая прекрасные способности юноши и его необычайный голос, учительский совет семинарии решает оставить Вячеслава в штате Пермской духовной семинарии как сотрудника, поставив его регентом училищного и семинарского хоров.

Пришедший на Пермскую епархиальную кафедру епископ Иоанн назначил Вячеслава Луканина помощником регента при архиерейском хоре и воспитателем певчих архиерейского дома. Спустя год, 16 июля 1902 года, епископ Иоанн определил Вячеслава на должность псаломщика при заводской церкви Святой Троицы г. Кизела Соликамского уезда. Здесь же, в Кизеле, 1903 году Вячеслав женился на девице Марии Гордеевне Галкиной. Через год у Марии и Вячеслава Луканиных родилась первая дочь. Всего в семье Луканиных родилось девять детей, трое из которых умерли в младенчестве, а последняя дочь Людмила родилась 31 августа 1918 года, через две недели после мученической гибели своего отца в Невьянске.

25 марта (7 апреля) 1905 года, на праздник Благовещения, епископом Пермским Павлом, Вячеслав Луканин был посвящен в стихарь. Приняв священнический сан, отец Вячеслав не оставил управления церковным хором. Отец Вячеслав был одним из организаторов Церковно-певческих курсов в с. Усолье Соликамского уезда.

4 марта 1918 года он был назначен регентом в Невьянский завод Екатеринбургской епархии - место своей будущей мученической кончины.

Летом 1918 года на территории Невьянского завода и в ближайших населенных пунктах расположился революционный отряд «Красные орлы» - особый карательный отряд, сформированный в городе Катайске органами Советской власти для усмирения и подавления любых восстаний, митингов и выступлений населения против большевистских властей. В краеведческом музее города Катайска остались многочисленные воспоминания красноармейцев из этого отряда. Читая их «откровения», удивляешься, с каким цинизмом и похвальбой они пишут о том, как убивали священников и мирян. Самым распространенным способом уничтожения церковных служителей были расстрелы, четвертование и утопления. Топили их не только в реках, но и в колодцах.

Со стороны местных властей был издан приказ о запрещении любых «сборищ». 6 (19) августа 1918 года должен был отмечаться престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске. Накануне отец Вячеслав со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма г. Кизела, приехавшими специально на это торжество, сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Был вечер. Окно в доме было плохо зашторено, и лучик света чуть-чуть просачивался на улицу. Был комендантский час. Обнаружив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был.

На следующий день под конвоем всех их привели к Спасо-Преображенскому собору и за алтарем заставили рыть могилы. Отец Вячеслав был среди прихожан и также рыл могилу. Он с достоинством попросил красноармейцев дозволить ему помолиться перед смертью в соборе. Не услышав ответа, отец Вячеслав медленно пошел в собор, тихо читая молитву за упокой своей души. Войдя в храм, он увидел, как «красноорловцы» срывают со стен иконы, бросают их на пол, при этом выламывают драгоценные оклады, круша все, что попадало им под руки. Он попытался вступиться, но не мог быть услышан. Видя его молящимся, один из «орловцев» выстрелил отцу Вячеславу прямо в спину. Этим выстрелом он и был убит наповал, убит прямо в храме, за молитвой… Его волоком вытащили из собора и бросили в могилку, еще теплую, вырытую его руками.

По сохранившимся документам отец Вячеслав вместе с прихожанами был похоронен возле алтаря правого предела Спасо- Преображенского Собора.

Святой мученик дьякон Вячеслав Невьянский (Луканин) был канонизирован в лике Новомученников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, определением Священного Синода от 17 июля 2002 года.