Римский царь сервий туллий. Период царствования Сервия Туллия – удачное начало и трагичное завершение


СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ

Туллий (Servius Tullius) (6 в. до н. э.), согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578-534/533 до н. э. С именем С. Т. римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них - центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи - введены в состав римской общины. По реформе всё население Рима (и патриции, и плебеи) было разделено на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу, каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц - центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего было 193 центурии, из них 1-й класс (имущественный ценз не менее 100 тыс. ассов) выставлял 98 центурий, 2-й (ценз 75 тыс. ассов) - 22 центурии, 3-й (ценз 50 тыс. ассов) - 20 центурий, 4-й (ценз 25 тыс. ассов) - 22 центурии, 5-й класс (ценз 11 тыс. ассов) - 30 центурий, пролетарии выставляли 1 центурию и соответственно имели 1 голос в народном собрании. С. Т. приписывают также религиозные реформы и постройку городской стены.

Лит.: Немировский А. И., К вопросу о времени и значении центуриатной реформы Сервия Туллия, "Вестник древней истории", 1959, | 2 .

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    Согласно преданию, шестой - предпоследний - римский царь, правивший в период с 578 по 534 до н. э. Сервий Туллий …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Servius Tullius) согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578-534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    шестой римский царь (578—535 до Р. Хр.). Предание говорит, что он был сыном Окрезии, рабыни царицы Танаквили, супруги Тарквиния Приска, …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    ? шестой римский царь (578 ? 535 до Р. Х.). Предание говорит, что он был сыном Окрезии, рабыни царицы Танаквили, …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Servius Tullius) , согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578-534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, …
  • СЕРВИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРВИЙ ТУЛЛИЙ (Servius Tullius), согласно антич. преданию, 6-й царь Др. Рима в 578- 534/533 до н.э., ему приписывается проведение центуриатной …
  • ТУЛЛИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ту"ллий, ту"ллии, ту"ллия, ту"ллиев, ту"ллию, ту"ллиям, ту"ллий, ту"ллии, ту"ллием, ту"ллиями, ту"ллии, …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ
    (Cicero, ?. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, …
  • ТАРКВИНИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Tarquinii). Древний город в Этрурии, один из 12-ти этрусских городов. (Tarquinius). 1) Луций Тарквиний Приск (L. Tarq. Priscus); первоначальное имя …
  • СЕРБИЙ ТУЛЛИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Servius Tullius). Шестой римский царь (578—534 гг. до Р. X.). Он установил повинности граждан в зависимости от их имущественного ценза, …
  • АГЕР ПУБЛИКУС
    Ager publicus Земли составляли большую часть римской государственной и народной собственности. Они доставались государству путем завоевания по тому правилу, что …
  • ARTEMIDORUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРТЕМИДОР 1) грамматик, ученик-Аристофана, жил в Александрии ок. 230 г. до Р. X., писал о дорическом диалекте и сделал собрание …
  • СЕМЬ ЦАРЕЙ РИМА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Согласно традиции, это - Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний …
  • ГАЛЬБА, СЕРВИЙ СУЛЬПИЦИЙ в биографиях Монархов.
  • БОДЯНСКИЙ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бодянский, Павел Николаевич, - историк. Родился в 1857 г.; образование получил в Киевском университете по историко-филологическому факультету; состоит директором гимназии …
  • ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
    Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, - 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский …
  • ГАЛЬБА СЕРВИЙ СУЛЬПИЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сервий Сульпиций (Servius Sulpicius Galba) (ок. 3 до н. э. - 69 н. э.), римский император (правил в 68-69 н. …
  • ТАРКВИНИИ, РОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Tarquinii) — царский род в Древнем Риме, давший двух римских царей: Т. Древнего и Т. Гордого. 1) Т. Древний (Т. …
  • СЕРВИЙ, РОДОВОЕ ИМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родовое имя (Servius), фигурирующее в качестве личного имени (praenomen) при некоторых родовых именах, напр., Cornelii, Sulpicii, Claudii и …
  • СЕРВИЙ, РИМСКИЙ ЮРИСТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Servius Sulpicius Rufus) — знаменитый римский юрист, современник и друг Цицерона (был в 51 г. до Р. Хр. консулом, † …
  • СЕРВИЙ, ЛАТИНСКИЙ ГРАММАТИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Servius, полнее Maurus или Marius Servius Honoratus) — латинский грамматик, живший в Риме во 2-й половине IV в. по Р. …
  • ТАРКВИНИИ, РОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Tarquinii) ? царский род в Древнем Риме, давший двух римских царей: Т. Древнего и Т. Гордого. 1) Т. Древний (Т. …
  • СЕРВИЙ, РОДОВОЕ ИМЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? родовое имя (Servius), фигурирующее в качестве личного имени (рrаеnоmеn) при некоторых родовых именах, напр., Cornelii, Sulpicii, Claudii и …
  • СЕРВИЙ, РИМСКИЙ ЮРИСТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Servius Sulpicius Rufus) ? знаменитый римский юрист, современник и друг Цицерона (был в 51 г. до Р. Х. консулом, + …
  • СЕРВИЙ, ЛАТИНСКИЙ ГРАММАТИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Servius, полнее Maurus или Маrius Servius Honoratus) ? латинский грамматик, живший в Риме во 2-й половине IV в. по Р. …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ТВОРЧЕСТВО в Словаре Кольера.
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ в Словаре Кольера:
    К статье ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ в Словаре Кольера:
    (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.), римский оратор и философ. См. также: ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: …
  • РИМ, ДРЕВНИЙ: ОСНОВАНИЕ ГОРОДА И ЭПОХА ЦАРЕЙ в Словаре Кольера:
    К статье РИМ, ДРЕВНИЙ В начале железного века, приблизительно в 10 в. до н.э., территорию Лация вокруг Альбанской горы (ныне …
  • О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-11 Time: 01:59:14 * История, которую мы хотим рассказать, не опирается на факты: она настолько невероятна, что в неё …
  • ЦИЦЕРОН в Новейшем философском словаре:
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими …
  • АФРИКАНСКИЕ СВЯТЫЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Святые, в землях Африканских …
  • ЧЕЛОВЕК (88) в Высказываниях известных людей:
  • ЧЕЛОВЕК в Словаре Одно предложение, определения:
    - свой злейший враг. Марк Туллий …
  • ЧЕЛОВЕК (88) в Афоризмах и умных мыслях:
    свой злейший враг. Марк Туллий …
  • РИМ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Roma). Столица римского государства, на реке Тибр в Лациуме, основанная, по преданию, Ромулом в 753 г. до Р. X. Первоначально …
  • ЦЕЗАРЬ
  • ГАЛЬБА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • АКИДАЛИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Acidalia, АКИДАЛИЯ, mater у Вергилия (А. 1, 720) - Венера; прозвище, как объясняет Сервий, заимствовано от на ходившегося близ Орхомена …
  • DONUSSA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ДОНУССА, Donoussa, 1) городок в Ахайе, разрушенный сикионцами. Paus. 7, 26, 13; 2) остров в Эгейском море, на восток от …
  • CIC. в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Цицерон Марк Туллий (106-43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал …
  • CIC в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    сокращ.Цицерон Марк Туллий (106-43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал …
  • CENTURIA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.

Сентябрь 22, 2018

Еще будучи мальчиком, Сервий попал в дом древнеримского царя Тарквиния Приска в качестве раба, ставшего слугой. Его отец погиб в одном из боев с римлянами, а мать попала к римлянам в плен. В легендах говорится о том, что она, возможно, была знатного происхождения, поэтому царица Танаквиль приблизила женщину к себе. Мальчика в семье полюбили, дали ему хорошее образование и относились как к младшему родственнику, а не как к прислуге. Повзрослевший Сервий впоследствии даже стал зятем Тарквиния Древнего, женившись на его дочери.

Сервий Туллий

Поначалу трагическую смерть древнеримского правителя от рук убийц скрывали от народа. Его жена Танаквиль распорядилась наглухо закрыть дом, а сама из окна обратилась к собравшейся толпе с речью. Она сказала, что царь обязательно поправится, так как рана неглубокая, а пока распоряжения от его имени будут передаваться через Сервия Туллия. За несколько дней будущий древнеримский царь, шестой по счету, смог упрочить свое положение в избранных кругах, после чего было решено объявить о смерти Тарквиния. Сервий не избирался всенародно. Занять царское кресло ему помогла Танаквиль, по-матерински полюбившая юношу.

Избежать ненависти подросших царских сыновей и участи своего предшественника Сервий Туллий попытался, выдав замуж за юношей двух дочерей. Но избавиться от вражды, предательства и зависти ему так и не удалось. Впоследствии Туллия-младшая сыграет роковую роль в судьбе отца, задумывая и принимая непосредственное участие в нешуточных интригах за его спиной. В конечном итоге, Сервий Туллий будет прилюдно убит заговорщиками во главе со своим зятем , а его дочь – Туллия-младшая – на колеснице проедет по телу своего отца!

Туллия-младшая направляет колесницу на тело своего отца

Шестой древнеримский царь правил с 578 по 535г. до н.э. Сервий больше уделял времени государственному устройству и строительству, нежели войнам. В результате, реформы Туллия поспособствовали упрочнению государственного строя. Им было создано:

  • Сервиево законодательство;
  • центуриатная реформа, разделившие население Рима на городские и сельские трибы – родовые объединения были заменены территориальными округами.

Кроме всего прочего, появились имущественные классы и электоральные группы. Аристократия стала определяться не по родству, а по богатству. Бедняки же составляли отдельный класс, представители которого не могли принимать участие в голосовании и не несли военную службу. Но их позволялось выкупать из рабства, освобождая от зависимости, что сказалось на уважении народа к царю, который самолично участвовал в процессе.

Сервиева стена

По легенде, в период правления Туллия была возведена , окружившая семь холмов Рима. Но исследования сохранившихся участков строения свидетельствуют о строительстве стены в IVв. до нашей эры, хотя именно эти развалины могли сохраниться уже после ее реконструкции. Руины крепостной стены встречаются сегодня в нескольких исторических районах Рима.

Тарквиний оставил после себя двух несовершеннолетних сыновей и зятя Сервия Туллия. Но те грубые и смутные времена не допускали учреждения опекунства для сохранения царского престола за малолетними детьми, а требовали немедленного замещения царя. Танаквила тотчас сообразила, что она и все царское семейство будут обречены на гибель, если сыновьям Анка Марция удастся завладеть верховной властью. При этом Сервий Туллий казался единственным человеком, способным отвратить такое несчастье и вместе с тем достойным владеть царской короной. По достоверным источникам, Сервий Туллий происходил из знатного рода латинского города Карникула и родился в Риме. Мать его попала пленницей и рабыней в дом престарелого Тарквиния во время взятия города римлянами, а отец его, Туллий, убит в сражении. Царица Танаквила полюбила и мать, и сына. Мальчик был назван Сервием Туллием, получил хорошее воспитание и выказывал большие способности. Ходили слухи, что, когда Сервий был еще ребенком, однажды во время сна волосы на его голове засветились огненным сиянием, которое исчезло при пробуждении. Танаквила, весьма сведущая в этруской мудрости, объяснила это чудесное знамение как ниспосланное богами предзнаменование будущей славы ребенка.

Танаквила и подраставший Сервий сделали все, чтобы это божественное предзнаменование оправдалось. Храбростью и умом Сервий завоевал себе высокое положение и достоинство сенатора и патриция. Танаквила и Тарквиний выдали за него замуж свою дочь, и Тарквиний передал ему ведение важнейших дел. Таким образом народ давно уже привык видеть рядом с царем этого счастливого и достойного временщика и наградил его полным своим доверием. Поэтому Танаквила и сам Сервий нисколько не сомневались в том, что народ после смерти Тарквиния также охотно будет видеть в нем своего царя. Поэтому Танаквила, как только ее супруг был убит, приказала запереть дом и объявила собравшемуся и пораженному народу, что Тарквиний не убит, а только ранен и до своего выздоровления передал управление государством своему зятю — Сервию Туллию.

На следующий день Сервий Туллий явился на городскую площадь под охраной сильного конвоя телохранителей и, чтобы устранить со своего пути опаснейших врагов, сыновей Анка Марция, обвинил их в преднамеренном убийстве. Он приговорил их, как и следовало ожидать, к изгнанию и конфискации всего имущества. Они бежали, а партия их, лишённая предводителей, потеряла всякое значение.

Теперь Сервий Туллий, полагая, что ему уже нечего бояться, объявил, что престарелый царь умер от ран. Сервий не сложил царского достоинства и некоторое время правил без согласия патрициев и сената. Только заручившись предварительными обещаниями патрициев, он созвал их на собрание и склонил утвердить его царем.

Сервий Туллий, подобно Нуме Помпилию и Анку Марцию, был друг мира и вел войну только с этрусками. Принудив их признать верховную власть Рима, он заключил союз с латинами и устроил общие жертвоприношения и празднества для римлян и латинян в храме Дианы на Авентинском холме. К существовавшим до того времени холмам Палатинскому, Капитолийскому, Квиринальскому, Целийскому, Авентинскому Сервий Туллий присоединил еще Эсквилинский и Виминальский, окружил все это пространство стеной и рвом и сделался таким образом основателем «семихолмного города». Всю римскую область он разделил на тридцать округов (триб), а именно: самый город на четыре трибы, а область — на двадцать шесть. Это разделение на тридцать триб распространялось не на одних только плебеев, но также и на патрициев. Положение беднейшей части населения Сервий Туллий облегчил тем, что заплатил долги неимущих и распределил между ними небольшие земельные участки из государственной земельной собственности. Однако этими благодетельными попечениями о плебеях он возбудил против себя ненависть патрициев. Но величайшим деянием Сервия Туллия было разделение и устройство всего вообще римского населения, как патрициев, так и плебеев, по имущественному признаку на классы и центурии. На этом делении основывались устройство войска и состав вновь учрежденного народного собрания. Благодаря этой мере, трибы и курии патрициев утратили свою силу, и было подготовлено слияние патрициев и плебеев в одно равноправное государственное сословие.

Не принимая во внимание происхождения, Сервий разделил все население на пять классов, а классы, в свою очередь, на сто девяносто три центурии. Патриции, как самые богатые, должны были платить больше налогов и нести большее бремя воинских повинностей. Плебеи же, как люди менее достаточные, были обременены меньшими повинностями. Сохраняя свои политические права, они были отодвинуты на второй план, но имели возможность достигать высшего общественного положения.

Пять имущественных классов были составлены следующим образом. К первому принадлежали те, имущество которых составляло не менее 100.000 ассов (тогдашний римский асс равнялся одному фунту меди). Этот класс состоял из восьмидесяти центурий или, так как разделение на классы имело влияние на способ отбывания воинской повинности, — из восьмидесяти отрядов пехоты. Из них сорок состояли из молодых людей от 18 до 46-летнего возраста, которые несли военную службу в поле; остальные же сорок состояли из более старых людей, предназначавшихся для внутреннего охранения города. Вооружение лиц первого класса составляли: панцирь, набедренник, копье, меч, шлем и щит. К этому же классу принадлежали и всадники; они разделялись на восемнадцать центурий и состояли из более богатых и молодых людей.

Хотя пехота и конница не получали жалованья, но лошади и продовольствие для них доставлялись на государственный счет. Весь этот класс, таким образом, имел девяносто восемь центурий.

Второй класс состоял из тех, чье имущество оценивалось в 75.000 ассов. Он разделялся на двадцать центурий, которые распадались, подобно первому классу, на два подразделения, сообразно своему возрасту. Лица второго класса имели то же вооружение, как и первого, но без панциря, и щиты их были легче.

Имущество в 50.000 ассов давало право на принадлежность к третьему классу. Этот класс также распадался на двадцать центурий, из которых десять состояли из молодых, а десять из старых воинов. Присвоенное им вооружение не заключало в себе панциря и набедренника. То же число двадцати центурий с подразделением их сообразно возрасту имел и четвертый класс, условие принадлежности к которому составляло имущество в 25.000 ассов. Копье, щит и меч составляли вооружение принадлежавших к этому классу лиц.

В пятом классе число центурий было тридцать с имуществом в 12.500 ассов. Люди этого класса были вооружены копьями, пращами и служили в легких войсках.

Все остальные граждане, имущество которых было меньше имущества лиц пятого класса, и граждане, которые не имели никакого имущества, назывались пролетариями, то есть собственниками только детей. Несмотря на то, что их было очень много, они составляли только одну центурию. Пролетарии были свободны от военной службытгбт всяких налогов. Налоги вносились только остальными классами сообразно их имуществу.

Те, которые несли службу в войсках в качестве горнистов, трубачей, оружейников и плотников, составляли четыре особых центурии. Из этого разделения видно, что в центуриальных комициях (собраниях), в которых голосование происходило по центуриям, первому классу с его девяносто восемью центуриями принадлежало преобладающее значение, мнение его было решающим, и в руках его сосредоточивалась вся законодательная власть.

Кроме того, патриции по-прежнему собирались в куриальные коми-ции и утверждали решения о войне и мире, об избрании нового царя и т.п. Сверх того, они удержали за собой старинные права быть сенаторами, жрецами, судьями и патронами. Даже решение центуриальных комиций получали силу лишь тогда, когда куриальные комиций изъявляли на то свое предварительное согласие.

В благодарность богам за счастливое выполнение столь важных дел Сервий Туллий воздвиг богине счастья Фортуне два храма. Однако несмотря на это, счастье под конец изменило Сервию Туллию, и члены его собственного семейства подготовили ему позорнейший конец. Сервий Туллий выдал своих дочерей замуж за сыновей Тарквиния. Один из них — Луций был надменный и властолюбивый человек. Он с неудовольствием смотрел на то, как тесть его правил на престоле, на что он, по его мнению, имел большие права. Другой сын Тарквиния — Арунс был человек миролюбивый. Туллия, старшая дочь Сервия, бывшая замужем за Луцием, была кроткого характера, преисполнена любви к отцу и заботилась об обуздании гордых страстей своего мужа. Зато младшая сестра, бывшая замужем за Арунсом и также имевшая имя Туллии, отличалась бессердечным властолюбием. Видя, что муж ее из-за своего характера не может служить пригодным орудием для ее честолюбивых планов, она не замедлила сблизиться со своим шурином Луцием, который также искал этого сближения. Непосредственным последствием этого сближения была насильственная смерть брата и сестры. Смерть эта уничтожила преграду между Луцием и женой его брата. Сойдясь и в характерах, и в своих мнениях, они соединили себя узами брака.

Теперь они приступили к низвержению царя. Луций Тарквиний деньгами и обещаниями старался приобрести себе сторонников среди патрициев и плебеев. Сначала он надеялся вытеснить своего тестя законным путем и для этого в сенате и народном собрании распускал наговоры против тестя, как происходящего от рабской крови и незаконного обладателя престола. Но большинство голосов высказывалось за царя, и Луций Тарквиний вынужден был отложить исполнение своего замысла до другого времени.

Под конец Луций наружно примирился со своим тестем, но втайне заботился об увеличении своих сторонников. Он выждал время, когда жатва удержала вдали от города часть народа и друзей Сервия Туллия, а сам он получил возможность собрать своих приверженцев в сенат и на форум. Внезапно и неожиданно он появился в собрании сенаторов, украшенный знаками царского достоинства. Престарелый царь, извещенный об этом, поспешил в сенат. Укоряя своего зятя за то, что тот посмел явиться в таком одеянии, Сервий Туллий хотел стащить его с престола. Но Тарквиний, будучи моложе и сильнее, схватил царственного старца, обхватил его тело и сбросил вниз с каменной лестницы курии.

Несчастный, окровавленный и обессиленный царь хотел с помощью некоторых друзей удалиться, но в это время подоспели посланные Тарквинием убийцы и положили конец существованию Сервия.

Преисполненная радости Туллия прибыла на площадь, чтобы приветствовать своего мужа как царя. При этом вполне проявился характер этой дочери. Возвращаясь домой, она с торжеством переехала в колеснице через труп своего отца, и кровь его обрызгала ее одежду.

В VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима после соответствующих испытаний был избран Сервий Туллий (Servius Tullius) (578 – 534 годы до нашей эры). Относительно его происхождения существуют две версии. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам (по другой версии, опровергаемой Титом Ливием, был сыном рабыни). Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии Танаквиль, вдовы покойного царя, захватил власть с одобрения сената. По другой малораспространенной версии (из речи императора Клавдия в сенате), Сервий Туллий – не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме, где переменил там имя и достиг царской власти. Иногда отцом Сервия Туллия предание называет римского бога кузнецов Вулкана.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них – центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи – введены в состав римской общины. Он разделил территорию римского государства на 4 трибы – территориальных округа. Не упраздняя куриатных комиций, Сервий Туллий ввел центуриатные комиции, то есть собрания по центуриям – сотням, основному военному подразделению, и придал им высшую законодательную, судебную и электоральную силу.

Далее Сервий Туллий ввел ценз имущества и распределил всех римских граждан на классы по имущественному цензу (доходу):
- всадники (equites);
- римляне с цензом 100 000 ассов;
- римляне с цензом 75 000 ассов;
- римляне с цензом 50 000 ассов;
- римляне с цензом 25 000 ассов;
- римляне с цензом 11 000 ассов;
- пролетарии.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. Формально «сверхбогатые», то есть всадники, и «сверхбедные», то есть пролетарии, не входили в классы. Всадники (или эквиты) – одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Всадники в различные времена истории Древнего Рима имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов. Первоначально – в царскую эпоху и в раннереспубликанский период – это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. Всадники в войске римских царей носили тунику с красной полосой, расшитый плащ и особые красные ременные башмаки. Со временем все это, с некоторыми поправками, стало отличительными знаками принадлежности к патрициям, сенаторам и магистратам. В раннюю эпоху четкого различия между сословиями сенаторов и всадников не наблюдалось. По реформе Сервия Туллия в VI веке до нашей эры всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан. Первейшей обязанностью каждого класса было выставить определенное количество центурий, от пролетариев требовалась лишь одна центурия. Собрание стало проходить на Марсовом поле, где проводились военные смотры. Каждая центурия получила один голос. Чтобы решение собрания стало законом, требовалось набрать 98 голосов «за». Собрание принимало законы, рассматривало апелляции, избирало должностных лиц. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

Сервий Туллий вел успешные войны с Вейями и другими этрусскими городами. Ему приписывают также проведение религиозной реформы и постройку городской стены, остатки которой сохранились среди сооружений более поздней эпохи. При нем границы города были значительно расширены (в состав города вошли все семь холмов). После проведенных преобразований Сервий Туллий был убит в результате заговора, возглавляемого своим тестем Луцием Тарквинием Гордым (сын Тарквиния Приска), который и стал царем после Сервия Туллия. Однако попытка единоличного, авторитарного правления была пресечена народным восстанием 509 года до нашей эры. Луций Тарквиний Гордый бежал, и была провозглашена республика.

Сервий Туллий родился 13 августа в латинском городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством . В сражении погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене Тарквиния Приска. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме , яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Когда ребенок проснулся, пламя погасло и не причинило ему никакого вреда.

Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи любимцем в царском доме, хотя и рабом, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Юноша пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния сыновьями , Сервий принял правление по совету и настоянию Танаквиль, объявившей, что Тарквиний еще жив и передает правление до своего выздоровления Сервию. Когда же последний достаточно утвердился на престоле, он открыто выступил царем и только потом уже велел утвердить себя в своем достоинстве сенату. Происхождение от рабыни, возможно, придумано сказанием на основании имени Сервия (слуга), но то что Сервий достиг престола незаконным путем — это факт исторический. Может быть, он принадлежал к сословию плебеев , которому обеспечил свободу и политические права, и всегда почитался благодетелем и защитником низшего и бедного класса народа.

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия.

По легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.


Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ. При нем римское общество было радикальным образом реорганизовано.

Прежде всего, это знаменитая реформа, состоявшая в учреждении имущественного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности. Далеко не все в ней достоверно, но само ядро реформы производит впечатление подлинного факта. Граждане под присягой должны были установить денежную стоимость всей своей собственности. Если кто-то давал ложные сведения, то у него отбирали все имущество, а его самого продавали в рабство.

Английское слово census означает «перепись населения», русское «ценз» - границу, проведенную по определенной социальной характеристике (имущественный, возрастной, образовательный ценз). Это потому, что латинское census сочетает в себе оба понятия - перепись и распределение граждан по имущественным классам. По сути дела, реформа Сервия сформировала само понятие римского гражданства.

Плебеи все еще составляли политически неустроенную массу, в то время как патриции одни держали в своих руках управление государством. Но плебеи числом значительно превосходили старых граждан и в целом не уступали им и в образовании. Оставить их совершенно вдали от всех политических прав могло оказаться небезопасным для государства в будущем. Кроме того, распределения и организации плебеев требовали и административные цели - без этого было невозможно комплектование войска и собирание податей.

В соответствии с реформой родовые трибы были заменены территориальными. С этой целью Сервий разделил всю римскую территорию на 30 округов, или триб, - 4 городские (tribus urbanae) и 26 сельских (rusticae), вследствие чего все население распалось на соответственное число отделов, или триб. Весьма вероятно, что не только плебеи, но и патриции и клиенты были включены в эти местные трибы. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору , жившему в 3 веке до н.э.). Кроме этого местного деления всего народа на трибы, Сервий предпринял еще и второе деление его, а именно, распределение по классам и центуриям, причем он, подобно Солону в Афинах, принял за основу деления имущественное состояние, ценз.

Такое устройство имело целью слить в одно политическое целое оба сословия и отмерить каждому отдельному гражданину, без различия происхождения и сословия, а единственно на основании его имущественного состояния его политические права в народном собрании. Все общество в этом делении считалось войском и распадалось на следующие отделы:

Всадники (equites) - 18 центурий, из которых 6 заключали в себе старые патрицианские двойные центурии, а 12 были вновь образованы из знатнейших плебеев.

Пехота , разделенная на 5 классов и 170 центурий:

  • I класс, из 80 центурий, с цензом не менее 100 000 ассов (или 100 мин).
  • II класс, из 20 центурий, с цензом 75 000 ассов (75 мин).
  • III класс, из 20 центурий, с цензом 50 000 ассов (50 мин).
  • IV класс, из 20 центурий, с цензом 25 000 ассов (25 мин).
  • V класс, из 30 центурий, с цензом 12 500 ассов (12,5 мин).

Стоящие вне классов , из 5 центурий, а именно:

  • ремесленники (fabri) при войске, 2 центурии;
  • музыканты при войске (tubicines и cornicincs), 2 центурии;
  • proletarii, или capite censi; они имели имущества менее 12 500 ассов и считались поголовно, без различия имущественного состояния; они назывались пролетариями потому, что могли служить государству не своим имуществом, а только своими детьми (proles).

В народном собрании при поголовном голосовании принимался в расчет голос каждой отдельной центурии. Поэтому когда богатые и знатные всадники и первый класс были заодно, то они своими 98 голосами решали дело по-своему. Устройство, следовательно, было таково, что богатство имело перевес; но и беднейший плебей принимал участие по крайней мере в голосовании, в решении важнейших дел государства, хотя влияние его было весьма незначительно.

Такие собрания всего народа назывались центуриатскими комициями (comitia centuriata), и Сервий перенес на эти собрания те права, которые прежде имели comitia curiata, собрания патрициев, а именно: принятие новых законов, утверждение избранного царя и высших сановников и решение вопроса о войне.

Кроме упомянутой политической цели, Сервиево деление по центуриям имело и военную цель. Распределенный таким образом народ представлял римское войско и назывался также exercitus. Пять классов были в то же время пятью отделами войска, вооруженными разным оружием. Вооружение первого класса состояло из шлема, круглого щита, набедренников и нагрудника (все из меди), из пики и сабли, как орудий нападения. Второй класс имел то же вооружение, только без нагрудника, и вместо круглого щита имел продолговатый щит, деревянный, обтянутый кожей. Третий класс не имел и набедренников. Четвертый класс имел только пики и метательные копья. Пятый - пращи и метательные камни. Следовательно, чем богаче был человек, тем больше средств он должен был тратить на свое вооружение.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству.

Согласно Ливию, перепись Сервия насчитала около 80 000 граждан, то есть взрослых мужчин, способных к службе в армии. Правда современные ученые предполагают, что в конце 4 века до н. э. население города составляло около 35 000 человек. Но и при такой численности на поле боя могли выйти более 9 000 мужчин призывного возраста, т.е. один легион из 6 000 человек, 2 400 легковооруженных воинов и 600 всадников. По меркам того времени это была весьма крупная армия. Рим стал обладать довольно большой силой.

В целом, Сервий своими политическими учреждениями дал римскому народу гражданский порядок, определил его политические права и положил новое основание всему его государственному развитию. Римский народ во все времена признавал за ним эту заслугу и всегда сохранял благодарную память благодушному, человеколюбивому царю, защитнику угнетенных.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов, уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине 4 века до н.э.. А Сервий, по-видимому, просто построил нечто вроде земляного вала.


Стена Сервия Туллия

Сервию Туллию приписывается и денежная реформа - он первый в Риме начал чеканить серебряную монету (правда, по материалам большинства статей, серебряные монеты начали чеканить в Риме лишь в 3 веке до н.э.) Он так же всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости - эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём.

Но как ни благоприятствовало ему счастье со дня его рождения, конец Сервия был трагический. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую старшую - за гордого Луция, а честолюбивую меньшую - за нерешительного Аруна.

Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния, составив заговор и убив Аруна и старшую Туллию. Побуждаемый преступной и властолюбивой Туллией, Тарквиний соединился с партией патрициев, недовольной нововведениями Сервия, и, окруженный своими приверженцами, выступил в сенате царем. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция.


Убийство Сервия Туллия, царя Рима. Луи Жан Франк Лагрин, 1770

Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной» (Vicus sceleratus). стал римским царём и получил прозвище Гордый.


Туллия переезжает на колеснице тело своего отца. Жан Барден, 1765