Психологическая поддержка в кризисных ситуациях. «Психологическая помощь в кризисных ситуациях


Для характеристики психологической помощи в кризисных ситуациях необходимо кратко рассмотреть понятие «кризисная ситуация». Ситуация (от лат. situation - положение) - совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение. Кризис (от греч. crisis - переломный момент, время выбора) - тяжёлое переходное состояние от регресса к прогрессу какой либо системы, например:

  • человек
  • семья
  • бизнес
  • финансы
  • экономика
  • политика

В зависимости от системы кризисы могут проявляться по-разному. Но любая система существует и функционирует только при наличии людей, входящих в структуру этой системы на разных уровнях. Кризис любой системы, прежде всего, связан с кризисом в сознании человека, который проявляется в невозможности дальнейшей эффективной жизнедеятельности в рамках прежней модели поведения. Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему.

Кризисная ситуация - это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. В практической психологии выделяют следующие стадии развития кризисных ситуаций:

  • первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем
  • дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными
  • еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников
  • если всё оказывается тщетным, наступает дезорганизация личности, повышается тревожность, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности
  • негативные или позитивные изменения, ведущие к деградации или развитию индивида, проходящего через кризисные ситуации

Что означает не разрешённая кризисная ситуация для человека? Прежде всего, то, что когда не удаётся решить проблемы своими силами и стандартные психологические методики не помогают, психическое напряжение возрастает до критического состояния. Человек находится на грани возможностей физического тела выдерживать такое напряжение. Долго находиться в таком положении нельзя, т.к. в этом состоянии включаются программы самоуничтожения на психогенетическом уровне. Не важно, какие и как - через болезни или ещё что-то. Важно то, что включившись, эти программы начинают формировать негативные разрушающие психические энергии в самом человеке на физическом уровне. Более того - эти программы начинают формировать негативные ситуации в событийном поле человека на ментальном уровне. При таком развитии кризисных ситуаций нужна экстренная психологическая помощь.

Наша психологическая помощь в кризисных ситуациях направлена на решение срочных и затянувшихся жизненно важных проблем - психические травмы, конфликты, семейные ссоры, сложные взаимоотношения с детьми, негативные внутренние состояния, болезненные переживания, запутанные ситуации в бизнесе, в политике и т.д. Кроме этого мы работаем по нестандартным кризисным ситуациям. Эти ситуации всегда сугубо индивидуальные и рассматриваются только в ходе психологической консультации. Первоначально проводится работа по успокоению ситуации, затем по стабилизации и полному разрешению проблемы. Наша универсальная психотехнология эффективной психологической помощи позволяет выполнить эту сложную работу и дает человеку возможность использовать кризисные ситуации для дальнейшего совершенствования.

М.: Эксмо, 2005. — 960 с. — (Справочник практического психолога). — ISBN S-699-07805-3.Книга представляет собой справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремальной ситуации, так и на отдаленных ее этапах. Проанализированы различные аспекты работы психолога в очаге экстремальной ситуации. Они включают известные на сегодняшний день техники психологического вмешательства, а также набор рекомендаций по выживанию в экстремальных ситуациях и методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Описаны методы психологической работы с последствиями экстремальных ситуаций, работы с посттравматическим стрессовым расстройством.
Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее - упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе.От автора.
Работа психолога в очаге экстремальной ситуации.
Классификация экстремальных ситуаций.
Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
Техники экстренной психологической помощи.
Психогении в экстремальных ситуациях.
Психология терроризма.

Взрывы.
Захват заложников.

Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.
Психологический дебрифинг.

Первая медицинская помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях.
Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика.
Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Исторический обзор.
Диагностические критерии ПТСР.
Теоретические модели ПТСР.
Эпидемиология.
Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы.
Диссоциация и ПТСР.
Методы диагностики ПТСР.
Психотерапия посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Общие подходы к психотерапии ПТСР.
Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз (ДПДГ).
Гештальт-терапия.
Когнитивно-поведенческая психотерапия.
Символ-драма (метод кататимного переживания образов).
Семейная психотерапия.
Нейролингвистическое программирование.
ПТСР у участников военных действий.
Диагностика ПТСР у участников военных действий.
Особенности сексуальных дисфункций.
Консультированием психотерапия участников военных действий.
Тренинг по психофизиологической и социальной реадаптации участников военных действий.
Насилие над женщинами.
Домашнее (семейное) насилие.
Изнасилование.
Консультирование жертв семейного насилия.
Консультирование жертв сексуального насилия.
Тренинг по ритмо-двигательной терапии.
Насилие над детьми.
Эмоциональное насилие.
Психологическое насилие.
Физическое насилие.
Сексуальное насилие.
Насилие в школе.
Последствия насилия у детей.
Нарушения физического и психического развития.
Заболевания как следствие насилия.
Психические особенности детей, пострадавших от насилия.
Социальные последствия жестокого обращения с детьми.

Консультирование детей - жертв насилия.
Групповая психотерапия с детьми.
Тренинг с детьми, пережившими сексуальное насилие.
Суицидальное поведение.
Факторы суицидального риска.
Социально-демографические факторы.
Индивидуально-психологические факторы.
Медицинские факторы.
Природные факторы.

Индикаторы суицидального риска.
Ситуационные индикаторы.
Поведенческие индикаторы суицидального риска.
Коммуникативные индикаторы.
Когнитивные индикаторы.
Эмоциональные индикаторы.

Консультирование суицидальных клиентов.
Консультирование уцелевших после самоубийства.
Поддержка для консультанта.
Групповая кризисная психотерапия.
Реориентационный тренинг.
Синдром утраты.
Горе утраты как процесс. Стадии и задачи горя.
Консультирование клиента, пережившего утрату.
Тренинг «Исцеление от горя».
Тренинг по краткосрочной позитивной терапии.
Вторичная травма.
Синдром выгорания и вторичная травма.
Оценка вторичной травматизации.
Супервизия.
Работа с вторичной травмой.
Список цитированной и рекомендуемой литературы.

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться

Мы часто попадаем в кризисные ситуации частного или общественного характера. К кризисным ситуациям частного (личного) характера относятся постоянные конфликты в семье, потеря работы, физическое, психическое или сексуальное насилие. Кризисными ситуациями общественного характера являются техногенные катастрофы, террористические акты, захваты заложников, стихийные бедствия (сход снежных лавин, смерчи, наводнения и т. п.).
Возможно, вы скажете, что в состоянии напряжения, вызванного воздействием различных неблагоприятных факторов, оказываются все, однако ничего страшного не происходит. Действительно, все мы испытываем большое количество стрессов, но далеко не все они безобидны для человека. Некоторые стрессы проходят, не оставляя душевных ран, а какие-то имеют значительное влияние не только на психику, но и на физическое здоровье: последние научные исследования подтверждают давно известную в народе истину, что все болезни от нервов. Как считают специалисты, 60–80 % хронических заболеваний обусловлены психикой. Поэтому, если вы хотите пребывать в добром здравии, нельзя пренебрегать состоянием вашей психики.
Как можно понять, отразился ли на вас стресс? Точно определить ваше психическое состояние после стресса и при необходимости оказать профессиональную помощь сумеет только специалист. Однако по некоторым признакам вы можете самостоятельно решить, нуждаетесь ли вы в услугах психолога. Если в результате стресса у вас понизился жизненный тонус, пропало или значительно притупилось чувство радости, вы испытываете индифферентность ко всему происходящему, вам, без сомнения, нужна помощь специалиста. Неоценимую услугу при этом вам могут оказать ваши близкие родственники и друзья, поскольку человек не всегда способен беспристрастно относиться к себе. Прислушайтесь к их замечаниям. Если они говорят об изменениях вашей психики, не стесняйтесь спросить, какие конкретно проявления они увидели. Такая откровенная беседа поможет вам оценить свое состояние более объективно.

Существуют простые способы самопомощи после кризисных ситуаций:

Если вы подверглись сексуальному насилию, за первой психологической помощью вы можете обратиться по телефонам доверия общественных организаций.
В любом случае не оставайтесь один на один со своей проблемой. Не нужно, подобно страусу, в кризисной ситуации прятать голову в песок и делать вид, что все нормально.

Кризисные ситуации общественного характера более разрушительны по своему влиянию на психику еще и потому, что в них вовлечено довольно много людей, находящихся на одной территории одновременно. При стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, террористических актах и захватах заложников страдает не только психофизическое здоровье людей, но и их социальное положение (потеря родственников, друзей, работы, дома). Причем психическую травму получают не только непосредственные участники трагических событий, но и много других людей: спасатели, врачи и специалисты, оказывающие помощь пострадавшим, люди, проживающие в том же городе, где произошла трагедия. Последняя группа психически травмированных людей наиболее многочисленна - это мы с вами. Конечно, каждый из нас по-своему переживает стрессы. Есть люди, к сожалению, их не очень много, способные справиться с душевными страданиями самостоятельно. Как правило, это люди с философским пониманием мира, добра и зла, жизни и смерти.
В наше время каждому необходимо иметь некоторые сведения о психических травмах, полученных в кризисных ситуациях, их проявлениях и способах лечения.

В зависимости от масштабов трагедии и степени ее тяжести человек может испытывать либо негативные эмоции (душевную боль, страх, раздражение, агрессию и т. п.), либо шок (состояние растерянности, эмоциональной нечувствительности). Состояние психического шока аналогично состоянию физического шока, при котором психика становится как бы замороженной и невосприимчивой к очень сильным переживаниям. С течением времени человек постепенно выходит из шокового состояния и начинает чувствовать душевную боль, спровоцированную кризисной ситуацией. В такой период ему крайне необходимы помощь профессионального психолога и душевная поддержка близких.
В последнее время после кризисных ситуаций общественного характера организуют штабы по оказанию помощи пострадавшим, к работе активно привлекают и психологов. Госпитализированным с места происшествия оказывают психологическую помощь в больницах штатные или приглашенные специалисты.

Методы, применяемые психологами для помощи в кризисных ситуациях, довольно разнообразны. Назовем основные:

телесная терапия и танатотерапия позволяют решать психологические проблемы через телесные ощущения и приемы;
психодрама и гештальттерапия основаны на проживании душевной боли через проигрывание кризисной ситуации с различных позиций и через осознание прошлого опыта по-новому;
символ-драма и эмоционально-образная терапия помогают избавиться от душевных проблем посредством активного воображения;
арт-терапия - психологический метод лечения душевной травмы с помощью искусства (рисование, лепка из глины и т. п.);
ребефинг и холотропное дыхание - это система специальных дыхательных упражнений.

Психологическую помощь можно получить в форме индивидуальной консультации или групповой психотерапии. В кризисной ситуации и при посттравматическом стрессе не стоит посещать тренинги, так как их целью является обучение определенным приемам, а не решение психологических проблем. Кроме того, на тренинге могут быть затронуты ваши глубинные душевные переживания, в результате чего психическое состояние ухудшится.
Обращаясь к услугам психолога, следует понимать, что специалист сумеет помочь вам только при вашем активном участии. При первой встрече (во время предварительной беседы или на первой консультации) вы сможете определить вероятность возникновения между вами доверительного контакта, схожесть ваших взглядов и тактику оказания психологической помощи.
И помните, выбор профессионала и тактики зависит от вас: кто-то предпочитает быстрые изменения и вполне готов к ним, другие подвергаются переделке медленно. В любом случае не таите в себе боль, не зарывайте голову в песок, как страус…

































































Кризисные состояния - это особые выходящие за рамки повседневной жизни состояния, бывающие в жизни каждого человека, возникающие как реакция на какие-либо внешние или внутренние причины и обстоятельства, психические травмы.

Среди внешних причин можно назвать ситуации утраты (или угрозы утраты) близких людей родственников, работы и т.д.; ситуации невозможности достижения, обретения чего-либо; ситуации насилия и др. К внутренним причинам можно отнести возрастные и физиологические факторы, болезни, травмы.

Кризисное состояние насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д. Человек находящийся в кризисе часто испытывает желание уйти из жизни, которое в свою очередь нередко сосуществует с не менее сильным желанием жить.

Многие чувства, которые испытывает человек необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя "ненормальным" и изолированным от общества.

Негативный подход подразумевает кризисное состояние как психическое заболевание. Воспринимая кризис как нечто болезненное, человек "бежит" от своих переживаний, отвлекается, уходит в работу, принимает соответствующие лекарственные препараты. Иногда это помогает. Однако в случае сильных психических травм развиваются так называемые посттравматические стрессовые расстройства, проявляющиеся через 0,5-1 и более лет.

Позитивное определение кризиса подразумевает, что кризис - это не болезнь, а "временный период психологического разнообразия, которое низвергается внезапно и значительно изменяет жизнь человека". Естественное, что при этом меняются внутренние и внешние ориентиры человека, его эмоциональное состояние, а также то, что в период этой дезориентации человек очень часто не может дать отчет о своих действиях (Дж. Каплан).

Позитивный подход способствует продуктивному преодолению кризисного состояния; он заключается в переживании человеком своего состояния (Ф.Е.Василюк), в осознании, принятии и дальнейшей интеграции опыта, полученного в кризисной ситуации.

В рамках позитивной модели главная задача психотерапевта, педагога-психолога или другого специалиста, оказывающего психологическую помощь, состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь рядом с этим человеком, буквально "проживая" вместе с ним его ситуацию (А.Г.Лидерс), говоря о его чувствах как естественных в этой ситуации, психолог избавляет своего собеседника от чувства изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизненный контекст.

Возможность осуществления этих задач имеет два основных аспекта. Первый аспект - это наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков ("техник"), которые позволят ему выполнить свою задачу. Второй аспект - вероятно, самый важный - внутренняя готовность специалиста обсуждать отвергаемые обществом темы смерти, самоубийства, убийства, сексуального насилия и т.д.

Если первый аспект в основном зависит от профессионального обучения, прохождения семинаров, курсов и т.д., то второй аспект не может быть реализован без внутренней работы специалиста как личности - осознания и принятия своих собственных чувств и переживаний, связанных с "маргинальными" проблемами существования человека. Это достигается прохождением тренингов личностного роста или каких-либо других экзистенциально ориентированных тренинговых групп, а также работой с супервизором.

В целом соединение этих двух аспектов делает специалиста способным понять и принять значимость переживаний обратившегося к нему человека, что в свою очередь помогает человеку, находящемуся в кризисном состоянии, встретиться с самим собой, с травмирующими обстоятельствами или воспоминаниями и превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей.

Список литературы

Дмитрий Геннадьевич Трунов. Врач-психотерапевт, кандидат философских наук, член Арт-терапевтической ассоциации. Психологическая помощь в кризисных ситуациях