Нравы китайцев в 16 18 веках. Китайская империя в XVI-XVIII вв


С незапамятных времен Китай был самой населенной страной планеты. Точных переписей населения в былые века не велось, но, по мнению специалистов, население Китая превысило 100 млн чел. примерно в 1600-е гг., к середине XVIII в. удвоилось, а до конца XVIII в. перешло отметку в 300 млн чел. Это значительно превышало население всей Европы в те же годы. Однако в условиях даже развитых феодальных отношений такой переизбыток населения мог быть преимуществом только во время войн – как неисчерпаемый источник пополнения армии. В мирные же времена гигантское население вплоть до настоящего времени было бичом Китая.

Китай – одно из древнейших государств мира, его история насчитывает несколько тысячелетий. Когда в конце XIII в. венецианский торговец Марко Поло, проживший в Китае 17 лет, вернулся в Италию и написал книгу воспоминаний о чудесах далекой Азии, мало кто поверил его рассказам. Но в Китае действительно уже тогда существовала богатейшая духовная и материальная культура. Задолго до европейцев китайцы изобрели порох и навигационные приборы, бумагу и книгопечатание. Долгое время Китай вполне мог бы обходиться без внешней торговли: в стране создавалось практически все необходимое для повседневной жизни.

В Китае за многие века распространилось несколько религий (в т.ч. ислам). Но господствующим стало постепенно конфуцианство – религия, названная по имени ее создателя Конфуция (Кун Цзы), жившего в VI – V вв. до н.э. Нравственные нормы конфуцианства чрезвычайно высоки: они призывают верующих к честности, гуманности, справедливости. Конфуцианство обязывает чтить предков, блюсти законы и традиции, постоянно совершенствовать себя. Недовольство своим общественным положением считалось недопустимым. Конфуцианство настолько отвечало мирной, неторопливой жизни китайского общества, что и другие религии страны отчасти сблизились с основной верой китайцев.

С конфуцианством во многом связано и то, что в основе образа жизни китайцев всегда лежали четкость и порядок. Сословное положение членов общества также было строго определенным. Одни только мандарины (т.е. правители, высшие чиновники) подразделялись на 9 рангов. Большое значение уделялось отличиям в одежде, по которым сразу было видно место человека в обществе: нашивкам в виде зверей или птиц, головным уборам, поясам и проч. Мандарины высшего ранга управляли провинциями, где в условиях феодальной раздробленности были собственные суды, таможни и даже войска. Мандарины подчинялись богдыхану (императору), который считался у китайцев «сыном неба». Крестьян, ремесленников и купцов относили к простому люду. Им было запрещено украшать свои дома, носить меха и драгоценности, пользоваться ценной посудой и т.д.



Внешнее и внутренне положение Китая

В XIII в. Китай, как и Древняя Русь, был завоеван монголами, но в 1368 г. китайцы свергли иноземное иго. После этого в стране около трех веков правила Минская династия (1368 – 1644). При ней в Китае укрепилась торговля, земледелие и ремесла, в городах существовали развитые мануфактуры. В Европе высоко ценились китайский фарфор, ткани, ювелирные изделия, чай, пряности. Великолепие китайских городов с их причудливой архитектурой всегда поражало иностранцев. В городах Китая еще в Средние века появились ссудные банки, ломбарды, меняльные конторы. В каждой провинции был свой монетный двор, чеканивший мелкую монету – чох. В центре чоха оставляли отверстие, в которое продевали прочную нить, нанизывая на нее целые связки монет.

В 1628 – 1645 гг. в Китае вспыхнула крестьянская война. Лидер восставших Ли Цзычен на занятых землях отбирал имущество у феодалов и других богачей, распределяя его между бедняками. Войско Ли Цзычена росло, в 1644 г. восставшие заняли столицу страны Пекин. Минская династия была свергнута. Но феодалы обратились за помощью к соседям-маньчжурам – прославленным воинам, не раз нападавшим на Китай. Маньчжуры быстро разгромили восставших крестьян и посадили на престол свою династию Цинн. Она правила в Китае в 1644 – 1911 гг.

Необъятные просторы империи со множеством труднодоступных районов, гигантское население осложняли управление Китаем. Поэтому маньчжурские правители уменьшили размеры провинций. Маньчжуры в целом не посягали на традиции китайцев, на их религию и даже сами во многом перенимали их. Но все же большинство китайцев не без основания чувствовали, что маньчжуры считают их покоренным народом, людьми второго сорта.



Богатства Китая влекли в эту страну купцов из Испании и Португалии, Англии и Голландии и других стран. В 1537 г. португальцы захватили небольшой полуостров Макао (ныне – Аомынь). Пытались создать свои опорные пункты в стране и другие европейцы. Но маньчжурские императоры, как правило, противились растущему европейскому влиянию. В 1724 г. по приказу богдыхана из Китая выслали католических миссионеров, появившихся в стране еще в XVI в. Тогда же были закрыты и даже разрушены все христианские храмы в Китае (более 300).

Наконец, в 1757 г. китайцы закрыли для европейских купцов все свои порты, кроме Кантона. Но и в Кантоне торговать в европейцами было разрешено лишь ограниченному кругу китайских купцов. Так Китай стал «закрытой» для внешних связей страной. А поскольку в Европе именно в этот период бурно развивалась материальная и духовная культура, Китай, добровольно изолировав себя, начал отставать от ведущих европейских держав. Весь вред этого отставания китайцы в полной мере испытали в XIX в.

К концу XVIII века вновь произошел подъем торговли Китая и европейскими и азиатскими странами. Китайцы продавали в Европу чай, фарфор, шелк, но не приобретали никаких европейских товаров, предпочитая получать за свои товары серебро. Англичане начали ввозить из Индии в Китай опиум, постепенно приобщая к курению опиума местное население. Особенно зависимы от поставок опиума стали прибрежные районы Китая. В XIX веке в Китае разразились Опиумные войны.

Первая Опиумная война в Китае проходила в 1840-1842 годах между Великобританией и Китаем. Великобритания отстаивала свои интересы в торговле, в том числе и в торговле опиумом. Поводом для начала войны послужил арест контрабандистом опиумом в Китае и уничтожение их груза. Победы в войне одержала Великобритания, в основном благодаря действиям своего флота. 29 августа 1842 года был подписан Нанкинский договор, закреплявший победу Великобритании в войне, а также устанавливавшем обязанность Китая выплатить контрибуцию в размере 21 миллиона долларов и передать Великобритании остров Гонконг. Война стала началом длительного ослабления Китая, гнета иностранных держав и депопуляции местного населения.
Вторая Опиумная война проходила с 1856 по 1860 год между Китаем, с одной стороны и Великобританией и Францией, с другой стороны. Великобритания и Франция требовали возможностей неограниченной торговли и допуска своих послов в Пекин. Поводом для начала войны снова стал арест контрабандистов опиумом на корабле Великобритании, приписанном к Гонконгу. Война вновь закончилась поражением Китая, 25 октября 1860 года был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай обязался выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов, а также расширить зону их торговли. По договору Великобритании отходила южная часть Цзюлунского полуострова.
В 1894 году Китай вступил в войну с Японией. Японо-китайская война продолжалась до 1895 года. Основной причиной войны были претензии Японии на управление Кореей и Маньчжурией, которые в то время находилась в вассальной зависимости от Китая. Китая проиграл эту войну, 17 апреля 1895 года был подписан Симоносекский договор. По данному договору Корея получила самостоятельность от Китая, Японии отходили Тайвань, острова Пэнхуледао и Ляодунский полуостров. Японии также получила возможность строить промышленные предприятия на территории Китая и ввозить в страну промышленное оборудование.
Последствием японо-китайской войны и подписанного Симоносекского договора стала тройственная интервенция со стороны Франции, России и Германии. 23 апреля 1985 года эти страны обратились к Японии с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, опасаясь японского контроля над Порт-Артуром. 10 мая 1985 года Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю, однако, увеличив одновременно сумму контрибуции, назначенной за проигрыш Китаем японо-китайской войны.
В 1897 году канцлер Германии Вильгельм II добился у Николая II согласия на размещение немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу в Шаньдуне. В ноябре 1897 года китайцы убили германских миссионеров в Шаньдуне, В ответ на это Германия захватила Цзяочжоу. Китайцам пришлось брать у Германии Цзяочжоу в аренду сроком на 99 лет и позволить Германии построить две железные дороги в Шаньдуне, а также ряд горных концессий.
В 1898 году, в июне, в Китае наступил период, называемый «сто дней реформ». Маньчжурский император Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов для разработки реформ, которые позволили бы Китаю совершить рывок вперед в своем развитии. Реформы затронули систему образования, железные дороги, заводы, фабрики, сельское хозяйство, вооруженные силы, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также государственного аппарата. В сентябре 1898 года произошел дворцовой переворот, который возглавила вдовствующая императрица Цыси. Переворот увенчался успехом, все реформы были отменены.

Как показал Жак Жерне в книге «Мир китайцев», империи Цин «в XVIII веке удалось максимально использовать все возможности доиндустриальных технологий». В области экономики, особенно земледелия, она была эффективнее, чем современная ей Европа.

Земледелие в XVIII в. переживало небывалый рост, пользуясь поддержкой государства, которое весьма умеренно облагало крестьян налогами и существенно сократило существовавшую при

прежней династии трудовую повинность. Урожаи были очень хороши, посевные площади росли, а появление вдобавок к традиционным культурам (рис, чай, просо, ячмень) новых (батат, арахис, сорго) позволило лучше использовать специфику различных земель и климатических зон. С ростом посевных площадей страна смогла удовлетворить потребности прокорма населения.

Посевные площади (1600-1850)

Площадь
(в млн му)

Большинство жителей империи жило и трудилось в деревнях или малых городах с населением меньше 2 тыс. человек, и большая часть ресурсов вкладывалась в земледелие, но из-за огромного пространства империи, разнообразия почв и климатов виды культивируемых злаков и урожаи по разным регионам сильно различались. Прежде всего Китай делился на две больших области: Северный специализировался на пшенице, в Южном возделывался рис. Кроме того, выделялись четыре группы земледельческих циклов:

В северных провинциях каждый цикл давал три урожая в два года;

На юге в самых развитых провинциях крестьяне собирали два урожая в год (как правило, один урожай риса и один другого злака или хлопка);

В центральных провинциях страда бывала также раз в полгода: когда был продан урожай риса, наступала жатва пшеницы, ячменя или проса;

На крайнем юге, в Фуцзяни и значительной части Гуандуна, собирали три урожая в год: два урожая риса и один пшеницы или бобов.

Главными горнорудными провинциями были Юньнань и Гуанси. В их недрах добывали главным образом медь, в меньшей степени серебро, уголь и железо. В 1770-1850 гг. добыча меди в этих провинциях составляла пятую часть от мировой.

Купцы объединялись в корпорации в форме гильдий (хан) разной величины и влиятельности. Гильдии регулировали торговлю (в частности, контролировали цены), разбирали конфликты и занимались социальной деятельностью (помощь разорившимся купцам, различного рода меценатство, поддержка городской общины при стихийных бедствиях и т.п.). Маньчжурская власть поощряла такие организации, особенно потому, что, опираясь именно на гильдии, собирала торговые налоги. Гильдии в свою очередь для своих коммерческих предприятий часто нуждались в поддержке чиновников.

Торговля с европейскими странами во второй половине XVIII в. проводилась в единственном порту - Кантоне (Гуанчжоу) * через компанию-монополиста под названием «Кохонг» - по-китайски Гунхан, что означает «генеральная гильдия». Это было объединение тринадцати торговых гильдий, которым маньчжурское правительство дозволило торговать с европейцами.

Несмотря на столь строгие ограничения, до самого конца века Китай больше продавал европейцам, чем покупал их товары; он давал Европе прежде всего чай, фарфор (в том числе с императорских мануфактур Цзиндэчжэня в провинции Цзянси - см. гл. VIII, раздел «Прикладное искусство») и лакированные изделия.

Внешняя торговля в Кантоне (1719-1807)

Объем экспорта
(в тыс. тонн)

В процентах к периоду
1719-1726

Хотя экономический подъем сделал XVIII в. одной из вершин процветания в истории Китая, конец века преподнес правительству очень неприятный сюрприз. Финансы государства пришли в упадок, так как всю вторую половину царствования Цяньлуна государственная казна истощалась. Императорам следующего столетия не удалось выправить ситуацию, поскольку им пришлось столкнуться не только с экономическим расстройством, но и с тяжелейшей коррупцией, всевозможными конфликтами и мятежами, а также с давлением западных держав, приведшим к опиумным войнам (см. гл. I, раздел «Иезуитские миссионеры и отношения с Западом»).

Примечания

* Кроме того, существовала меновая торговля с Россией в Кяхте (в основном чаем в обмен на меха).

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 108-113.

Китай 17-18 века вошел в историю бесславной эпохой, это была как внешняя изоляция страны, так и борьба со всем прогрессивным внутри страны.

Маньчжурская династия Цин

Длившаяся почти беспрерывно в течение 16 лет крестьянская война закончилась вступлением 25 апреля 1644 г. повстанцев в Пекин. Последний император династии Мин повесился во дворе своего дворца. Повстанцы казнили крупнейших феодалов, гражданских и военных сановников, обложили контрибуцией богачей, отменили тяжелые налоги, ликвидировали кабальные долги, землей фактически завладели крестьяне. И тогда феодалы призвали на помощь своих недавних врагов - маньчжурских князей, признав себя их вассалами. Крестьянская армия Ли Цзи-чена была разбита, и Пекин оказался в руках у завоевателей. В этом же 1644 г. в Китае воцаряется маньчжурская династия Цин . То была самая жестокая оккупация. За спиной каждого чиновника стоял маньчжур. Все китайское подвергалось уничтожению. В знак рабской зависимости и покорности китайцы обязаны были по маньчжурскому обычаю брить часть головы и носить косы. На эти притеснения народ отвечал новыми восстаниями. Завоеватели жестоко расправлялись с восставшими. Только в Янчжоу было уничтожено сто пятьдесят тысяч непокорных. Этот чудовищный гнет не могла смягчить даже постепенная ассимиляция маньчжуров-кочевников с китайцами - нацией высокой культуры.

Внешние связи Китая 17-18 века

В то время, как на Западе начинается эра буржуазных революций, в Китае, завоеванном маньчжурами, происходит консервация реакционных феодальных порядков, что резко тормозит экономическое и культурное развитие страны. Жестокий удар был нанесен внешним связям Китая 17-18 века . Усматривая в них угрозу своему владычеству, маньчжурские правители повели враждебную политику по отношению к соседям Китая, в частности, стремились прекратить торговлю с Россией, развязать с ней войну. Вот почему одно за другим терпят неудачу русские мирные посольства Байкова (1654-1656 гг.), Перфильева (1658 г.), Спафария (1675-77 гг.). Только Головину в 1689 г. удается заключить Нерчинский договор о границах и торговле. За ним последовали Буринский и Кяхтинский договоры (1727 г.). Россия была первым и, пожалуй, единственным европейским государством, установившим с Китаем договорные обоюдовыгодные отношения. Голландия, Португалия, Франция и Англия стремились проникнуть в Китай только с колонизаторскими целями. Это стало понятным уже вскоре после того, как в 1516 г. португальские суда побывали в Кантоне. С целью предотвратить иностранное проникновение, носившее явно грабительский характер, Минский двор запретил европейцам въезд в страну. Правители династии Цин пошли дальше в изоляции страны: они запретили строить большие суда. Китайская морская торговля резко пошла на убыль, а в 1757 г. доступ иностранным судам был закрыт во все порты, кроме Кантона.

Бесславная эпоха Китая

Политика «закрытых дверей» как бы олицетворяет эту бесславную эпоху Китая , длившуюся почти триста лет . Запрету подвергается не только европейская наука, но и всякая попытка китайских ученых внести что-либо новое в любую область знаний. В стране создаются «литературные тюрьмы», куда бросают каждого, кто осмелится даже робко высказать взгляды, противоречащие идеологии правящих кругов, их конфуцианской религии в ее средневековой форме. Так, за правдивое воссоздание истории Китая 14-17 веков был казнен ученый Дай Мин-ши . А медик Ба До-мин , который перевел на маньчжурский язык шеститомную анатомию с атласом, был жестоко наказан, а его труд - сожжен. Закрепляя и насаждая мерами инквизиции схоластику, правители ставят ученых перед альтернативой: явная фальсификация в угоду захватчикам или оторванное от действительности изучение древних источников . И то, что произошло с историографией, как бы остановившейся перед «закрытыми дверьми» Цинской эпохи, случалось и с китайской медициной, которая очень бурно развивалась во времена средневековья, (подробнее: ). Подчиняясь обстоятельствам, большинство медиков становится на путь составления комментариев и аннотаций, к которым, в свою очередь, пишутся аннотации и комментарии.

Развитие медицины в Китае

Значительную роль в развитии медицины в Китае сыграл медик Минского периода - Ван Кень-тань (Юй Тэ), который родился в 1552, а умер в 1639 г.- за 5 лет до захвата Китая маньчжурами. Крупный чиновник провинции Фунцзян и богатый человек, он посвятил свою жизнь и средства собиранию медицинской библиотеки и изучению огромного опыта, накопленного предшествующими поколениями медиков. Этому способствовало то обстоятельство, что в связи с болезнью матери в доме Ван Кень-таня часто бывали крупные медики, с которыми ученый сблизился еще в очень молодом возрасте.
Будучи трудолюбивым, наблюдательным и всесторонне образованным, Ван Кень-тань сумел изучить все доступные ему сочинения по фармакологии и на основании выбранных из них характеристик более 400 наиболее употребительных лекарств он составил справочник «Бянь Цюэ бэй яо» («Самые необходимые лекарства из трех царств природы ») в четырех частях. Описание каждого лекарства у него сопровождалось короткой, но очень «богатой», как отмечают историки, аннотацией о свойствах данного лекарства, показаниях и противопоказаниях к его употреблению, о дозировке и т. д. Большой заслугой Ван Кень-таня является и то, что он исключил все «чудодейственные» рецепты, смело отбросил все, что не выдержало проверки на практике. То, что Ван Кень-тань был всегда доступен для посетителей, а также его бескорыстие создали ему еще в молодые годы большую известность. К нему стали обращаться за помощью больные даже из далеких провинций. На протяжении всей жизни, интенсивно занимаясь медицинской практикой и изучением медицины, Ван оставался чиновником. После его смерти осталось большое литературное наследие, включающее ценные труды по симптоматологии, диагностике, работы о лихорадочных заболеваниях, наиболее распространенных болезнях, о лечении абсцессов и ряд других произведений. Ван Кень-тань является также автором сборника «Тан тоу че ко» («Необходимые рецепты в стихах для изучающих медицину») и «И фан цзи цзе» («Большое собрание средств с подробным объяснением»), где в приложении описаны средства и методы оказания помощи в ургентных случаях (отравление, укус ядовитой змеи и бешеной собаки, утопление и т. д.), а также изложены правила личной гигиены. Большое значение автор придавал холоду, теплу, усиленному питанию. В этих работах дано глубокое обобщение опыта и медицинских знаний периода Минской династии - времени наибольшего расцвета китайской фармакологии.

Борьба с эпидемиями в Китае

Возникновение другого важного направления в развитии медицины в 14-17 вв. связано со значительным ростом городов, население которых часто страдало от различных эпидемий. Изучая их причины, китайские медики именно в это время выработали ряд довольно верных положений. Они установили, что эпидемии в Китае чаще всего появляются после засухи, голода, наводнения, междоусобных войн, что их распространению способствуют большие перемещения людей, что заразное начало может передаваться не только при прямом контакте с больными, но и, например, через носильные вещи. Значительные успехи были достигнуты медициной Минской эпохи в борьбе с натуральной оспой . Открытая в 10-11 веках вариоляция человеческой оспой получила к 16 столетию не только полное признание, но и широкое распространение. Что же касается лечения оспенных больных, то с этой целью была создана даже особая специальность, а в распоряжении врачей уже было свыше 50 книг на эту тему. В 1531 г. известный медик Ван Цзи написал трактат «Об обосновании лечения оспы», в котором говорится о профилактике оспы путем приема некоторых лекарств. Много времени посвятил изучению оспы и Чжан Цзин-юэ . Но он больше известен в истории китайской медицины как сторонник и пропагандист профилактики и гигиены . Чжан Цзин-юэ (Тэ Вин) родился в 1561 г., умер в 1639 г. Начав изучать медицину у известного в свое время врача Тин Ин , он не только полностью усвоил все знания, какие мог дать ему этот знаменитый медик но и разработал свою теорию болезней, в основе которой лежали учения о «ян» и «ин», о кругообращении пяти первоэлементов, о «шести чи». Все эти субстанции рассматривались им с материалистических позиций как внутренние и внешние факторы, влияющие на организм. Исходя из этого, Чжан Цзин-юэ, придавал чрезвычайно большое значение профилактике. В своей деятельности он руководствовался девизом:
Очень трудно получить, но легко потерять.
Чжан Цзин-юэ один из первых глубоко обосновал положение о значении сопротивляемости организма и исходил из него в своей медицинской практике. Будучи сторонником лечения с помощью тепла и рационального питания, он в то же время считал ошибочным применение слабительных средств. На основе этих принципов им была написана книга под названием «Лэй Цзи ин», состоявшая из 42 разделов. Работал над этим знаменитым произведением ученый на протяжении 40 лет. Кроме того, им написаны обширные работы о пульсе. Им с большим знанием дела описаны диагностика оспы, ряд хирургических заболеваний, а также многие лекарственные растения.
После смерти ученого все созданные им работы были переизданы, что составило 64 тома под единым названием «Цзин юэ». Его труды по гигиене и профилактике оказали большое влияние на формирование взглядов последующих поколений китайских медиков. Данные литературы того времени свидетельствуют, что в 16 веке в Китае изолировали не только прокаженных, но и больных туберкулезом легких. Были разработаны гигиенические правила для войск (согласно летописи, медпункты в армии были созданы еще в 960 году), для строивших дворцы и городские стены Пекина рабочих, которых обслуживали 300 врачей. Медицинский надзор был установлен и над прачечными. Наконец, в Пекине проложили громадную канализационную сеть, которая действует и поныне. Значительную пользу в деле принесло совершенствование метода ведения историй болезни. Образцом в этом отношении послужили 200 историй болезни, оставленные Чжан Цзы-хэ, выдающимся медиком 13 столетия.

Интерес к анатомии и хирургии

В 16 веке и особенно в начале 17 века в Китае отмечается повышенный интерес к анатомии и хирургии . Успехи в обработке металлов дали в руки врачей много новых, более совершенных инструментов. И, несмотря на сохранявшийся по традиции и по религиозным соображениям запрет, некоторые самоотверженные медики решались производить вскрытия. Много сделал для усовершенствования техники операций Сюэ Цзи - автор большого числа книг по хирургии. Он впервые описал гангрену и разработал методику ампутации пораженной конечности. Широкую известность приобрели такие инфекционисты того времени, как Чжан Чжун-цзин , автор книги «Шань хань лунь» («О тифе»), и У Ю-Синь , написавший в 1649 г. труд «Вень и лунь» («О лихорадке»). Вообще нужно отметить, что научная, в частности, и медицинская литература Минской эпохи, весьма обширна и разнообразна по содержанию. Чтобы каким-то образом собрать воедино это огромное библиографическое наследие, в 1403 г. приступили к составлению сводного энциклопедического словаря. Над его 11 095 книгами десятки лет работало 2180 человек - это цифры, которыми можно только удивляться в наши дни. Словарь носит название «Юн лэ ди дянь» (первоначально- «Вэнь-сянь да-чэн») и является одним из самых больших в мире. В нем имеются сведения о классических конфуцианских и исторических книгах, сочинениях философов, астрономов и географов, технике и т. д. По характеру и объему этот словарь можно сравнить только с энциклопедиями, созданными в Европе лишь в середине 18 столетия, то есть через три века после его появления. Первое издание словаря сгорело, а от последующих сохранилось всего 375 книг, которые находятся сейчас как в Китае, так и в других странах, куда они были вывезены в 1900 г. при подавлении объединенными силами империалистов восьми государств (Германии, США, Англии, Франции, Японии, царской России, Австро-Венгрии и Италии) боксерского восстания (Китайское название «И хэ-цюань» означает «Кулак во имя справедливости и согласия». На своих знаменах ихэюанцы рисовали изображение сжатого кулака. Отсюда и произошло название «боксеров»). Работа по составлению энциклопедий была продолжена во времена следующей, Цинской, династии. Созданный в середине 18 века, как собрание трудов по всем областям знаний, новый библиографический словарь «Сы-ку цюань-шу» отличался большей систематизацией. При его составлении из предыдущего словаря было заимствовано только 385 книг, «Полное собрание книг старных и новых времен» - «Гу цзинь ту шу цзи чей», огромное издание в 10 000 томов, также вышедшее в 18 столетии,- является богатейшей энциклопедией китайской культуры. Но этот труд и его продолжения - «Сюй тун дянь» («Продолжение политического свода»), «Сюй тун яжи» («Продолжение исторического свода») и другие,- все они в хронологическом отношении были доведены только до династии Цин. И это имеет свое объяснение.

Китай 17-18 века дал стране известных медиков

На этом безликом фоне выделяются в медицине Китая 17-18 века три фигуры - Е Тянь-ши, Ван Цин-жень и У Шан-сянь . Первый из них является создателем учения о безлихорадочных инфекционных заболеваниях и классического учебника, из которого почти 200 лет выбирались экзаменационные темы для проверки знаний народных врачей (другим важнейшим учебным пособием были книги под общим названием «И чжунь-цзинь-цзянь» («Золотые зерцала истоков медицины»), вышедшие в 1742 г).

Потомственный медик Е Тянь-ши

(родился в 1667 г., умер в 1746 г.) принадлежал к семье потомственных медиков и обучение медицине начал у своего отца, который однако рано умер. Поэтому последующее медицинское образование он получил у десяти известных медиков страны. Е Тянь-ши. Отсюда, отмечают историки, та исключительная широта кругозора, которой отличался ученый, усвоивший теории важнейших медицинских школ своего времени. В основе широкой практики Е Тянь-ши, снискавшей ему славу врача, который «лечил очень хорошо и быстро, и самые тяжелые и опасные болезни уступали его средствам », всегда лежало правило: «докапываться до корня болезни » (то есть до причин заболевания). Другим его правилом было при лечении каждого пациента записывать фамилию, возраст, состояние пульса, симптомы болезни, назначение лекарства и т. д. Пользуясь широкой известностью, имея большую практику, он, к сожалению, мало писал. Только его ученик Хуа Нань-тянь привел в порядок разрозненные заметки и истории болезни Е Тянь-ши и издал их под названием «Линь Чжень нань и ань» («магнитная стрелка, верно указывающая путь, которому нужно следовать при лечении болезней») . Этот десятитомный труд, посвященный главным образом внутренним безлихорадочным заболеваниям,на протяжении многих поколений считался классическим учебником и более чем 200 лет служил важнейшим критерием определения знаний медиков по основным вопросам внутренних болезней. Е Тянь-ши оставил своим сыновьям завещание, в котором подчеркивал роль труда и наблюдательности в деле изучения медицины. Он писал:
Чтобы заниматься медициной, надо иметь острый ум, много трудиться, много читать,- только тогда можно быть, полезным врачом. Без этих качеств врач будет вреден, а не полезен страдающим людям.
Эти слова, как девиз, были повторены во многих учебниках, ими руководствуются и современные медики при обучении молодого поколения.

Борец за истину Ван Цин-жень

«Великим праведником в медицине», «борцом за истину » недаром называют Ван Цин-женя (1768-1831 гг). Вследствие того, что в Китае законом запрещалось вскрытие умерших, учение о строении человеческого тела, данные о котором были заимствованы из древних учебников и лишь в незначительной мере из трудов европейских ученых, содержало много ошибочных положений. Ван Цин-жень первый обратил внимание на эти ошибки, написал фундаментальный труд по анатомии человека. Интересно, что к изучению анатомии он приобщился случайно, в 30-летнем возрасте, когда в провинции ему представилась возможность исследовать труп ребенка; при вскрытии его (нелегально) он обнаружил чрезвычайно большое несоответствие с тем, что ему было известно из литературы по анатомии. С этого времени Ван начал пользоваться всяким удобным случаем для вскрытия трупов. Такая возможность представлялась ему довольно редко, обычно где-нибудь в провинции, когда в распоряжении ученого оказывались трупы казненных, выброшенные за городские стены. В результате 42-летнего упорного и самоотверженного труда Ван собрал массу сведений по анатомии и написал большой труд в двух книгах «Об ошибках старых медиков при изложении анатомии». Он, в частности, писал, что «ум вызывается не в сердце, а в мозгу». По-видимому, до этого считалось, что мысли формируются в сердце. Труд по анатомии Ван Цин-женя был переведен англичанином Теженом на английский язык и напечатан. В предисловии Вана к этой книге содержалась высокая оценка знания анатомии:
Не зная строения внутренних органов человека, врач уподобляется в своей практике хождению слепого, да еще ночью
Ван Цин-жень был крупным общественным деятелем. Он изучал труды , энергично боролся за проведение реформы медицины в Китае, на основе своих оргинальных, прогрессивных идей.

Сторонник физиотерапевтических методов лечения У Шан-сянь

Создатель учения о болезнях «наружных органов» У Шан-сянь (1806-1886) известен также как сторонник физиотерапевтических методов лечения , рационального питания, лечебной гимнастики и режима, которым он отдавал явное предпочтение перед медикаментозными средствами. Объясняется такая разносторонность, очевидно, тем, что, хотя У Шан-сянь и специализировался в области лечения кожных болезней, но, живя среди бедного сельского населения, естественно занимался лечебной практикой. В прописывании лекарственных средств он был очень осторожен, каждый раз повторяя, что лекарства, наряду с пользой, могут принести и большой вред. Поэтому при лечении многих болезней У шан-сянь, стараясь обойтись без помощи лекарств, использовал такие методы, как например, рациональное питание, особый режим, гимнастика, а также применял с лечебными целями тепло, холод и проч. Убежденный во вредном действии многих препаратов и желая дать правильное направление рациональному использованию лекарств, У Шан-сянь в 1865 г. после переезда в г. Ханчжоу открыл собственную аптеку, придав ее работе определенное направление - лекарства, которые, по его сведениям, были вредны, он не допускал в номенклатуру своей аптеки. Зато в аптеке было очень много средств, полезное действие которых было достоверно установлено.
Настойка трав в Китае. Кроме того, аптека изобиловала такими средствами физического воздействия на организм, как банки, грелки. Особенно большое значение придавалось чихательным средствам и всевозможным пластырям. Пластыри как форма лекарств имеют очень широкое распространение в китайской медицине и в настоящее время. У Шан-сянь оставил богатое литературное наследие. В своих трудах чрезвычайно большое значение он придавал профилактике заболеваний и закаливанию организма. Эти медики осветили Китай 17-18 века светлым лучом и внесли большой вклад в развитие китайской медицины.

Еще с древних времен китайцы считали свое государство центром мира. Они называли его срединным, или поднебесным, государством. Все окружающие народы были для китайцев варварами и рассматривались как подданные императора. В XVI–XVIII вв. в вассальной зависимости от Китая находились Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет.

Во главе китайского государства стоял император, обладавший неограниченной властью, которую он передавал по наследству. В управлении страной императору помогал государственный совет, в который входили его родственники, ученые и советники. Управление страной осуществлялось через три палаты. Первая палата включала шесть ведомств: чинов, обрядов, финансовое, военное, ведомство наказаний, ведомство общественных работ. Две другие палаты готовили императорские указы, следили за церемониями и приемами в честь императора.

Особая палата цензоров контролировала действия чиновников на всей территории Китая. Страна была разделена на провинции, которые делились на округа и уезды, ими управляли чиновники различных рангов.

Китайское государство носило название правящей в стране династии: с 1368 по 1644 гг. – «империя династии Мин», с 1644 г. – «империя династии Цин».

К началу XVI в. Китай уже был государством высокой культуры с развитой системой образования. Первой ступенью системы образования являлась школа, где учились мальчики, родители которых могли оплачивать обучение. После выпускного экзамена в начальной школе можно было поступить в провинциальное училище, в котором продолжалось изучение иероглифов (а их в китайском языке около 60 тыс., в школе заучивали 6–7 тыс., ученые люди знали 25–30 тыс.), а также учащиеся овладевали каллиграфией – мастерством красиво и четко писать тушью. Студенты училища зазубривали наизусть книги древних авторов, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен – писали поэму в стихах и сочинение. Стать чиновником мог только образованный человек.

Среди китайских чиновников было много поэтов ижи-вописцев. В Китае в XVI в. уже были развиты ремесла по изготовлению шелка и фарфора. Фарфоровые изделия и шелковые ткани украшались различными рисунками с применением высококачественных красок.

Тремя главными опорами китайского государства на протяжении многих веков были три учения: конфуцианство, буддизм и даосизм. Конфуций разработал свое учение еще в середине I тысячелетия до н. э., и оно занимало важное место в мировоззрении китайцев и в XVI–XVIII вв. Традиционное общество в Китае строилось на конфуцианских принципах сыновней почтительности, уважения к старшим. Верность, покорность, доброта и сострадание, высокое чувство долга, образованность были главными чертами благородного и достойного человека.

Основоположник даосизма – Лао-цзы – изложил свое учение в книге «Дао де цзин». Постепенно даосизм из философии превратился в религию («дао» по-китайски – «путь»). Даосизм учил, что человек может избежать мучений ада и даже стать бессмертным. Для этого надо следовать в своей жизни принципу «недеяния», т. е. отстраниться от активной общественной жизни, стать отшельником, искать истинный путь – дао.

Буддизм проник в Китай из Индии в начале I тысячелетия н. э. и к XVI в. имел весьма прочные позиции и огромное влияние на жизнь традиционного общества. К этому периоду в Китае было построено множество храмов и буддистских монастырей.

Все три учения имели большое значение для поддержания и укрепления основ китайского государства, они были главными опорами традиционного китайского общества.