Дополнительный материал про арина родионовна яковлевна. Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех


Практически всем россиянам ещё с начальных классов знакомо имя Арины Родионовны – няни Александра Сергеевича Пушкина. Однако немногие знают, что она прожила целых 70 лет, родила четырёх детей и отказалась уходить на волю, решив остаться крепостной в семье Пушкиных.

И звали женщину на самом деле не Арина, а Иринья или Ирина – именно такое имя было записано при её рождении в метрической книге храма деревни Суйда на территории современной Ленинградской области. Однако тогда люди чаще использовали не «официальные» имена, а их разговорные формы – вот и нянюшку все знали как Арину. Фамилий у крепостных крестьян не было, но Арину Родионовну часто называют Яковлевой (по отцу Родиону Яковлеву), реже – Матвеевой (по мужу Фёдору Матвееву). Интересно, что сам поэт практически никогда не упоминал имени няни и чаще говорил о ней «моя старушка» или «добрая подружка», как в произведении «Зимний вечер».

Муж Арины Родионовны Фёдор был, как и она, крепостным крестьянином. В год свадьбы ей было уже 23 года – по тем временам она вышла замуж достаточно поздно. Став женой Фёдора, она поселилась в его родной деревне Кобрино вблизи Гатчины. Возможно, что именно это событие повлияло на судьбу женщины, ведь эти земли вместе с крепостными находились в собственности А. П. Ганнибала – деда А. С. Пушкина. В 1792 году Мария Алексеевна, бабушка поэта, взяла Арину Родионовну в дом Ганнибалов в качестве няни для племянника Алексея. Она вынянчила не только Александра, но и его брата Льва; также женщина была кормилицей его старшей сестры Ольги. Конечно, поэт познакомился с Ариной Родионовной ещё в раннем возрасте, однако по-настоящему сблизился с ней только во время ссылки в Михайловском.

О внешности няни практически ничего не известно; одна из современниц поэта, Мария Осипова, описывала её как «полную лицом» седую старушку, а поэт Николай Языков говорил, что она была достаточно полная, подвижная, весёлая и разговорчивая. Широко распространён портрет кисти неизвестного художника – на нём запечатлена худая пожилая женщина с уставшим лицом и довольно грустным взглядом. Однако это противоречит имеющимся описаниям, поэтому утверждать, что это портрет именно Арины Родионовны, нельзя. Сохранился ещё один портрет няни, вырезанный на кости Я. П. Серяковым – он долгое время находился в Италии и был привезён в Россию лишь в конце прошлого века. Это изображение похоже на набросок авторства А. С. Пушкина, на котором поэт предположительно нарисовал няню в молодом и пожилом возрасте.

Все члены семьи Пушкиных хорошо относились к Арине Родионовне; ещё в конце XVIII века бабушка поэта выделила ей в Кобрино отдельный дом, где впоследствии жили четверо детей няни – две девочки и два мальчика. Бабушка поэта собиралась дать ей вольную, но Арина Родионовна отказалась и осталась у неё в услужении, выполняя не только обязанности няни, но и разные другие поручения. Когда Мария Алексеевна умерла, она перешла к сестре А. С. Пушкина Ольге, однако понянчить племянников поэта уже пожилой женщине удалось совсем недолго: она прожила у Ольги около полугода и умерла из-за болезни в возрасте 70 лет. На похороны няни воспитанник не приехал, но о «своей старушке» он не забывал: через несколько лет поэт напечатал в альманахе «Северные цветы» посвящённое ей стихотворение «Зимний вечер», и в более позднем произведении «Вновь я посетил» Арина Родионовна тоже упоминается. Помнят о ней и другие: в 70-е годы прошлого века в Кобрино открылся музей «Домик няни А. С. Пушкина» – его экспозиция расположилась в том самом доме, который принадлежал её семье, а посвящённые няне памятники установлены во многих уголках страны.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Была установлена на территории ЭТНОМИРа 21 декабря 2008 года, в честь 250-летия со дня рождения няни А.С. Пушкина – Арины Родионовны. Трогательный памятник окружают традиционные избы разных регионов России. В них расположены мастерские и проводятся экскурсии. По замыслу скульптора Екатерины Щебетовой, няня и воспитанник отдыхают в яблоневом саду. Поэтому сотрудники ЭТНОМИРа совместно с учениками Боровской ноосферной школы высадили вокруг памятника яблони.

Наверное, у каждого из нас с именем А. С. Пушкина ассоциируется личность его любимой няни – Арины Родионовны, которой он посвятил несколько своих стихов. Она рассказывала ему сказки, которые он впоследствии использовал как основу для своих творений. И возможно, что если бы не она, то мир не знал бы прекрасных сказок, написанных всемирно известным поэтом. Сейчас мы подробно расскажем кто такая няня Пушкина Арина Родионовна , биография краткое содержание .

Всем известно, что нянечку Александра Сергеевича звали Арина Родионовна. Но мало кто в курсе, что в действительности няня Пушкина имела другое имя фамилия . В действительности, ее изначально назвали Ириной — именно это имя указано в церковных документах о ее рождении и смерти. Ариной ее называли только в домашнем кругу и когда она пришла служить в дом Пушкиных. Кстати очень интересен тот факт в , что сам Александр Сергеевич в своих поэмах имя своей няни никогда не упоминал.

Но если с именем няни Пушкина все понятно, то вопрос о фамилии Арины Родионовны еще более спорный. В действительности, фамилии у няни Пушкина попросту не было. Так как она являлась представительницей крестьянского сословия и она ей особо не была нужна. Ей часто присваивали фамилию Родионова – от имени отца, но Пушкины ее называли именно Родионовной.
Потом историки присвоили ей фамилию Яковлева, так как именно эта фамилия была у ее отца. Но пушкиноведы до сих пор спорят на этот счет. Так как это ничем не доказано и никто из современников ее этой фамилией не называл. А после замужества принято считать ее Матвеевой.


Арина Родионовна была рождена 21 апреля 1758 года в селе Суйда Санкт-Петербургской губернии. Имя ее матери было Лукерья Кириллова, а отца – Родион Яковлев и воспитывали они семеро детей.

Кто она по происхождению ? Конечно крестьянка. Изначально она принадлежала графу Апраксину, но потом прадед Пушкина – Абрам Петрович Ганнибал купил у него имение. И тогда Арина Родионовна перешла в его собственность. Так и началась ее служба семье будущего поэта.

В 1781 году она бракосочеталась с Федором Матвеевым. И когда она стала жить с мужем, то начала служить Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Потом она служила нянечкой для его дочери – Надежды Осиповны.

В 1792 году ее к себе забрала бабушка Александра Сергеевича – Мария Алексеевна Ганнибал, чтобы та воспитывала ее племянника Алексея. За хорошую и верную службу ей подарили свою отдельную избушку.

После появления на свет старшей дочери Надежды Осиповны – Ольги, она стала ее воспитывать. И потом нянчила ее братьев — Александра и Льва.


В 1807 году Ганнибалы уступили все свои земли в Санкт-Петербургской губернии и уехали в Псковскую губернию. А именно в Опоческий уезд.

Не входила в состав проданного имущества, потому что была закреплена за хозяевами. И поэтому также переехала на новое место. Кстати говоря, семья Пушкиных одно время хотела дать своей ей вольную, но та от нее отказалась.

Когда умерла Мария Алексеевна, няня Пушкина вместе с хозяевами стала проживать в Санкт-Петербурге. И также как и они уезжала в поместье Михайловское Псковской губернии на все лето.

В период с 1824 по 1826 год она проживала в этой усадьбе, когда Александр Сергеевич был в ссылке.

После непродолжительной болезни, когда ей было 70 лет, Арина Родионовна скончалась 31 июля 1828 года в Санкт-Петербурге, в доме сестры Пушкина – Ольги.

Прощание с няней проходило скромно, в соответствии с ее социальным статусом, а на могиле не было подписи. Кстати, сам Александр Сергеевич не пришел попрощаться с любимицей. А из членов их семьи там был только муж его сестры Ольги – Николай Павлищев.

Историки потом долго не могли найти то место, где захоронена Арина Родионовна. И до 1940 года все думали, что ее могила находится в Большеохтинском кладбище. Но после проверки записей в церковных книгах стало ясно, что покоится она на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И теперь у входа в кладбище висит мемориальная доска в честь няни великого поэта.

В школе на занятиях по литературе нам всегда рассказывали, какую значимую роль няня Пушкина Арина Родионовна биография краткое содержание имела в жизни Пушкина и становлении его как поэта. Но действительно близкими отношения между ними стали лишь в период его ссылки. И, кстати, именно тогда он и написал стихотворения ее в честь.
В тот период они часто проводили время вместе, и няня рассказывала ему различные сказки и пела песни. Удавалось ей это просто замечательно – вот за что ее любил Пушкин . Многие думают, что именно это послужило базой для тех сказок, которые написал сам Пушкин.

Пушкин сочинил свои сказки через пять лет после окончания ссылки. И вероятно, если бы не его няня, то не знали бы мы этих замечательных историй о золотой рыбке, о царе Салтане и других, которые знают все дети.

В настоящее время, мы уже не сумеем объективно оценить вклад Арины Родионовны в становление личности Александра Сергеевича как поэта и писателя. Но неоспорим тот факт, что великий поэт ее очень любил, а время, проведенное с ней приносило ему только положительные эмоции.

О внешнем виде Арины Родионовны не осталось никаких описаний. Ниже вы можете увидеть портрет одного художника, именно он считается портретом няни Пушкина. Но если прочесть строки, написанные сестрой Александра Сергеевича – Ольгой о внешнем облике их няни, то вряд ли они соответствуют изображению на картине. Она писала, что у Арины Родионовны было полное лицо и полностью седые волосы. Больше никаких упоминаний о ее внешности не встречалось.


Также был найден рисунок Александра Сергеевича, на котором возможно изображена его няня в молодом и преклонном возрасте.

Александр Сергеевич очень трепетно и с любовью относился к своей няне. Он даже использовал ее образ в своей поэме Евгений Онегин – личность его няни стала прототипом няни Татьяны. Он писал о ней, что только она единственная его подруга и только с ней ему не скучно. Пушкин всегда с большим теплом думал о своей няне и посвящал ей стихи. Ниже вы можете прочитать самый известный стих Пушкина, посвященный своей няне.


Еще одна вещь, которая говорит нам о внешнем облике Арины Родионовны – это всем известный барельеф, который был сделан из кости. Откуда он появился и кто его автор до сих пор неизвестно. О его наличии впервые узнали только тогда, когда он оказался у Максима Горького.

Сейчас увидеть воочию барельеф Арины Родионовны можно в Центральном музее А. С. Пушкина, который находится в Санкт-Петербурге.

Вот мы и рассказали вам все подробности о личности няни А.С. Пушкина. А вы понимаете, кем была няня Пушкина Арина Родионовна? Биография краткое содержание помогла сложить представление? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

Няня Александра Сергеевича Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне - село Воскресенское), а точнее - в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей.

Арина было ее домашнее имя, а подлинное - Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу - Родионовой, а в быту - Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня".

В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: "Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл". Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца - Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева - по мужу.

Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни.

В 1792 г. она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила, а уже в 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. 20 декабря 1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, вынянчила она и Ольгу, и Александра, и Льва.

Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. Из церковной записи известно: "в Москве в 1799 году, мая 26-го дня, в день Вознесения" родился у Пушкиных сын Александр.

Вскоре Мария Алексеевна решила также перебраться в Москву. В 1800 году она продала Кобрино с людьми, а в 1804 году купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Очевидно, Мария Алексеевна договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны. Таким образом, няня и ее дети в любое время могли найти приют в родной деревне, что всегда было мечтой каждого крестьянина.

Ситуация не совсем ясная. Одно время было принято считать, что Арине с семьей: мужем, умершим в 1801 от пьянства, и четырьмя детьми Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой, то есть "крепостной, взятой на господский двор для обслуживания помещика, его дома". Дочь Арины Родионовны Марья вышла замуж за крепостного и, таким образом, тоже осталась крепостной.

Биограф няни А.И. Ульянский утверждает, что дети вольной не получили. Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ; "верной рабой" называет няню в "Дубровском" сам Пушкин, хотя это, конечно, литературный образ. Отпустить на волю семью няни Мария Алексеевна, видимо, собиралась, но не отпустила. Позднее, в Михайловском, судя по спискам, Арина и ее дети снова проходят крепостными.

От рождения до смерти она оставалась крепостной: сперва Апраксина, потом Ганнибала, наконец, Пушкиных. И Пушкина, заметим, ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне, хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз. Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Она была что-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. Она "домоправительница", по определению В.В. Набокова, старавшегося объяснить западному читателю ее роль.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Набоков вообще называет Арину Родионовну "бывшая няня его сестры". Не одна она, конечно, была няней. Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других. Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду.

Позднее в семье Пушкиных родились и умерли младенцами Софья, Павел, Михаил и Платон. Неизвестно, нянчила ли Арина кого-либо из этих детей. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала в Москве среди многочисленной дворни, а после продажи Кобрино - в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

"Была она настоящею представительницею русских нянь", - вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли "дядек" (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный "дядька", проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа.

Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев: "Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем - ни хорошего, ни плохого". А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее "мамушкой", относился к ней с теплотой и заботливостью.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого".

В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

В январе 1828 года вопреки воле родителей сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. Молодые поселились в Петербурге, Ольге Сергеевне теперь, как хозяйке, предстояло вести дом. С родными отношения оставались холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Сделать это она могла только с разрешения родителей, так как своих крепостных не имела. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны. Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Удивительно, что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны - Льву Николаевичу Павлищеву.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной.

Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени "Няня Пушкина".

Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, - "...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница". Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..." Следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: "...но с одним грешком - любила выпить".

Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных; Я ждал тебя. В вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.

А.С. Пушкин

Уже вскоре после смерти Арины Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая мысли, созвучные официальной национальной идеологии. Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

Тот же Анненков ввел в традицию преувеличения вроде: "Знаменитая Арина Родионовна". Он пошел еще дальше: оказывается, Пушкин "посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения". И еще: "Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания". Но сам Пушкин, в отличие от его биографа, нигде не называет няню ни посредницей, ни руководительницей, ни последним наставником, ни учителем. Кстати, слов "проклятое французское воспитание" у Пушкина тоже нет, у него "недостатки проклятого своего воспитания". Из этого заявления поэта следует, что Арина Родионовна, будучи его няней, как и родители, в детстве воспитывала его не слишком хорошо. Пушкин противоречит пушкинистам, утверждающим огромную положительную роль Арины Родионовны в формировании ребенка-поэта.

После 1917 года миф о няне был использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта. В советской пушкинистике роль няни еще более возрастает. Арина Родионовна поселяется во всех биографиях Пушкина, получает прописку во всех учебниках по русской литературе. В передовице "Правды" 1937 года няня из народа противопоставляется аристократическим родителям и, таким образом, сближает поэта с народом. Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым советским людям.

Через год после столетия со дня смерти Пушкина торжественно праздновались еще два юбилея: 180 лет со дня рождения Арины Родионовны и 110 лет со дня ее смерти. В 1974 году, к 175-летию со дня рождения Пушкина, появились "изображения" няни, сделанные художниками. В магнитофонной записи зазвучал голос сказочницы, который "мог напоминать" голос няни. Были предложения установить няне памятник, и он был поставлен в Кобрине и даже в Пскове, где Арина Родионовна, кажется, вовсе не была. В дворянской усадьбе Суйда, вотчине Ганнибалов, на мемориальной доске няня по велению идеологического начальства причислена к родным Пушкина - отцу, матери и сестре.

Сейчас очень трудно сказать, какую же на самом деле роль сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта. Очевидно, что биографы и друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же реальный вклад няни в воспитание поэта.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом кладбище похоронена Арина Родионовна - няня А.С. Пушкина (1758-1828)

"Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!"