Айкидо - это японское боевое искусство. Айкидо: описание, техника и отзывы


Первое упоминание об айкибудо относится к 712 г. В древнейшем японском памятнике "Книга старинных вещей" одна из легенд рассказывает о сражении правителя Такеми Наката с богами боевых искусств Кашимой и Катори. Сын Накаты вызвал богов на рукопашный бой ("тэгои") и потерпел поражение. Едва он дотронулся до руки Кашимы, как его руки и оружие превратились в лед, после этого некая сила подбросила его вверх, и он замертво упал на землю. Прием, который применил бог военного искусства, основывался на объединении положительной и отрицательной энергии, дыхательной силе "айки" и "айки-ин-ё", что послужило основанием для зарождения такого известного вида единоборств, как "дайто рю айки дзю-дзюцу", который, в свою очередь, стал промежуточным этапом развития айкибудо.

История айкидо

Первым человеком, применявшим и изучавшим приемы борьбы "дайто рю айки дзю-дзюцу", был Минамоту Ёсимицу. Его имя неотрывно связано с историей становления айкибудо. Талантливый полководец и военачальник, он постигал методы боевого искусства на телах людей, погибших в сражениях. Так впервые была отработана техника "кансецу" (замков), а также различных бросков, ударов и других приемов.

За свои заслуги Ёсимицу получил титул князя и поместье. Боевое искусство, основанное Ёсимицу, было продолжено членами его семьи, внуками и правнуками. Он явился первым представителем знаменитого рода Такеда. Приемы боевого искусства держались под строгим секретом, являлись достоянием рода и развивались его потомками вплоть до начала XX века, до последнего представителя рода - Такеды Сокаку.

Наиболее известным учеником Такеды Сокаку стал Уэсиба Морихэи (1883-1969), потомок старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Начиная с 1915 г. он был учеником мастера, а спустя семь лет стал его помощником и ассистентом. В 1931 г. учитель передал своему ученику манускрипт, в котором была отражена история семьи Такеда с первых лет ее образования до последнего времени и описание приемов боевого искусства "дайто рю айки дзю-дзюцу".

Великому Уэсибе Морихэи принадлежит идея создания нового вида боевого искусства - "айкидо", которое основывалось на учении Такеды Сокаку "дайто рю айки дзю-дзюцу". Он разработал философскую основу этого учения, придав ей форму "Сокровенного Знания". Техника приемов нового учения очень сильно отличалась от школы Такеда. В 1932 г. Уэсиба открывает свою школу, целиком отдаваясь задаче расширения базиса "айкидзюцу". Он стремится через занятия установить непосредственную связь с природой, совершенствовать себя и тем самым улучшать общество. Его влияние на учеников оказалось достаточно сильным, а идеи стали популярны среди широкой части японского общества. Вскоре линия Сокаку, традиционная или консервативная часть, стала сильно уступать по популярности новому прогрессивному направлению. "Айкидо" Уэсибы существенно отличается от традиционного направления "айки дзю-дзюцу" Сокаку в задачах, технике и методах занятий, потому Уэсиба и считается настоящим основателем айкидо.

Сегодня айкидо - это современная система самозащиты (в том числе и от вооруженного человека), использующая энергию нападающего, а также развивающийся вид боевого искусства, получивший признание не только на Дальнем Востоке, в Японии, но и в Европе.

Одежда для айкидо

Требование носить определенную форму одежды на занятиях айкидо - важный аспект тренировок.

Одинаковая форма выражает собой равенство стоящих на татами друг перед другом. Все присутствующие на татами являются учениками (кроме инструктора), отсюда следует одинаковая форма. Она же позволяет сконцентрироваться на тренировке, как ученикам, так и инструктору. "Доги" (форма для занятий) не позволяет направлять внимание на социальный статус учеников, что невыполнимо при свободной форме одежды, т.к. в этом случае неизбежны эмоции по поводу формы: недовольство инструктора или зависть учеников.

  • Собираясь из дома на тренировку, аккуратно уложите свою форму в сумку, так чтобы она не помялась.
  • В зал следует входить только в специальной форме. Это может быть специальная одежда для занятий айкидо - "доги" или при ее отсутствии - спортивные брюки и футболка.
  • Вы должны иметь сменные тапочки для передвижения по помещениям вне татами.
  • Одежду для занятий необходимо стирать не реже одного раза в неделю.
  • Одежда для занятий должна быть чистой и отглаженной, иметь хороший вид и запах. Не культурно посещать занятия в грязной, мятой и дурно пахнущей одежде с дырами и прорехами.
  • Одежда для занятий не должна использоваться для других целей.
  • Нельзя одевать под куртку (кроме женщин) футболки (футболка у женщин должна быть белой и желательно без рисунка на ней).
  • Полы куртки запахиваются слева направо (независимо от пола занимающегося), узел пояса завязывается так, чтобы его концы были одинаковой длины.
  • Нельзя входить в зал с незавязанным поясом на "доги" или неодетым полностью.

Айкидо является одним из видов традиционного будо (Путь боевых искусств), появившегося в Японии в прошлом веке. Дословный перевод с японского означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Несмотря на тесную связь с другими более древними видами боевых искусств, айкидо имеет ярко выраженные отличительные особенности как в техническом, так и в философском аспектах. Это система самообороны с сугубо оборонительной направленностью. Её глубокая философия, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии и отсутствие состязательности позволяет заниматься этим видом будо людям любого возраста, пола и с различными физическими возможностями.

Основатель айкидо О’Сэнсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца.

В юные годы склонный к болезням Уесиба по наставлению отца начал заниматься сумо и плаванием; в это время он начинает проявлять интерес к боевым искусствам. Желание быть первым во всём и огромное трудолюбие позволяло будущему основателю айкидо добиваться поставленных целей. Окончив школу и колледж, молодой Уесиба сначала поступает на службу в налоговое управление, а в 1901 году переезжает в Токио, где изучает торговое дело и открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уесиба Сонай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-рю дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-рю. Однако, вскоре он серьёзно заболевает и вынужден возвратиться в Танабэ. Мысль о необходимости укрепления здоровья н оставляет его и, едва оправившись от своего недуга, он возобновляет тренировки, безжалостно увеличивая нагрузки. В результате к 20-ти годам он уже обладает незаурядными физическими данными, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см). Но чисто физическое превосходство не удовлетворяет Уесибу и он отправляется в Сакай к известному мастеруНакаи Масакацу изучать Ягъю-рю дзюдзюцу: полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В 1903 году Уесиба вступает добровольцем в пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Доблесть и мужество Уесибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до мобилизации Уесиба получает предложение поступить в военную академию, однако он решительно отказывается от продолжения военной карьеры. Возвратившись на родину Уесиба возобновляет тренировки и в 1908 году он получает диплом школы Ягъю-рю дзюдзюцу.

В 1910 году японское правительство приступает к проекту массового заселения острова Хоккайдо. Уесибу привлекает перспектива попробовать свои силы на новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов. Состоящую из 55 семей, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Сиротаки, провинции Китами.

В феврале 1915 года Уесиба повстречал известного мастера Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда, который согласился обучать его своему искусству. Спустя некоторое время, Такеда переезжает к своему ученику. Уесиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, влючая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной оплаты за обучение, составляющей от 300 до 500 йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более 100 дней получает в 1916 году заветный диплом Дайто-рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 Уесиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такеда, отправляется на родину. По дороге он знакомится с Преподобным Онисабуро Дегути, главой синтоистской секты Омотокё, который впоследствии становится его духовным наставником.

В1924 году Дегути с учениками предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе новых религиозных течений. Но благородная миссия Дегути потерпела крах и её участники, перенёсшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1925 года в Аябе, Уесиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. В процессе этого поиска он осознал, что духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятие Всеобщей Любви и Гармонии, Уесиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовёт айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уесибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

С началом Второй Мировой, большинство талантливых учеников Уесибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Учителю претит сама мысль об использовании айкидо в милитаристских целях и в 1941 году он удаляется в Ивама, префектура Ибараки, где открывает додзё под открытым небом. Всё время он уделяет занятиям будо и земледелию. Тренировки в Токийском додзё ведёт его сын Киссемару Уесиба. Именно в это время название «айкидо» начинает использоваться официально.

Поражение и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо и лишь в 1948-ом организация айкидо возобновляет свою деятельность, получив новое название - Айкикай. В том же году она получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (общественно полезная школа). Приблизительно с 1955 года Уесиба начинает преподавать айкидо за границей, хотя уже до этого некоторые его ученики уже смогли познакомить с этим искусством мир. (В 1951 г. - Минору Мотидзуки во Франции, Тадаси Абэ в Европе и Коити Тохеи на Гавайях.) Начиная с 1956 г. утидеси Хомбу Додзё официально направляются преподавать айкидо в различные страны мира: Ёсимитцу Ямада - в США, Сейти Сугано в Австралию, а позже в Бельгию, Масамити Норо и Нобуёси Тамура - во Францию, Кадзуо Тиба - в Великобританию, а потом в США, Митсунари Канаи - в США. В 1963 г. впервые за границу выехал Киссемару Уесиба.

В период с 1960 по 1964 годы Морихеи Уесиба награждается почётными орденами как основатель айкидо. Скончался он на 86-ом году жизни 26 апреля 1969 года.

Составлено по материалам Кристиана Тиссье (Айкидо. Основной курс., Седирен, Болонья.1982 г) и Киссемару Уесиба (Айкидо., Ходзанья, Токио, 1985 г.)

Единым принципом всех техник айкидо является использование силы противника против него самого.

Чем больше энергии противник вкладывает в атаку, тем сильнее происходит контратака.

В данной статье мы рассмотрим ключевые отличия между стилями Айкикай и Есинкан Айкидо.

Центральная линия


Буквально с первых минут занятий Ёсинкан Айкидо новичков обучают важнейшему принципу боевых искусств - концентрации на Центральной линии (СичуРёку – японский).

В процессе тренировок в Есинкан уделяется большое внимание формированию этой Центральной линии, основным методом которого, является базовые передвижения Кихон Доса. Кихон-Доса состоит из 6-ти движений Ката выполняющихся по принципу Ичи (ЯН) и Ни (ИНЬ):

  1. (Ян) Атакующий активно наступает и теснит защищающегося.
  2. (Инь) Атакующий виснет и тянет на себя защищающегося.

Выполнение Ката начинается с базовой стойки Камаэ. Выход в Камаэ уже включает в себя элемент фокусировки на Центральной линии ноги и руки при выходе в базовую стойку образуют устойчивый «Треугольник».

Камаэ бывает правосторонним (Миги камаэ) и левосторонним(Хидари камаэ). Камаэ. Таким образом на фундаменте состоящем из сильной базовой стойки Камаэ и передвижений Кихон-Доса Кихон строятся все дальнейшее обучения многочисленным приемам Ёсинкан Айки-До.

Наличие Ката Кихон-Доса, делает стиль Ёсинкан более интенсивным и требует большей физической выносливости и, соответственно, занятия носят более силовой характер.

В Айкидо Акикай принципу работы центральной линии не обучают, специального базового комплекса Ката нет, занятия проходят в спокойном режиме без интенсивных физических нагрузок. Обычно после разминки сразу начинается отработка приемов.

Самостраховка


В Хомбу-Додзё Айкидо Есинкан, группой педагогов-тренеров были разработаны специальные методы самостраховки при падении (Укеми).

Такие методы позволяют начинающим поэтапно шаг за шагом осваивать более сложные виды страховки (высокие) максимально предохраняя обучающихся от получения травм.

Принципы и методы обучения взрослых и детей правильной страховке в Есинкан едины.

В Айкикай специально разработанной адаптированной для начинающих самостраховки нет, что повышает вероятность получения травм. Вообще страховка в Айкикай является секретом доступным только с определенного момента.

Дисциплина в зале

В залах Ёсинкан дисциплина один из основополагающих принципов, порядок на парных и групповых техниках позволяет глубже погружаться в процесс обучения и достигать высокого уровня концентрации сознания.

Строгая дисциплина в Ёсинкан помогает поддерживать высокий уровень безопасности и минимизировать риск получения травм спортсменами.

В залах Айкикай занятия проходят в более мягком режиме. Например, в Ёсинкан ученикам строго запрещается разговаривать во время процесса отработки приемов и самого занятия.

В Айкикай таких жестких требований нет, ученикам разрешается разговаривать в процессе тренировки. Как следствие, из-за отсутствия дисциплины в изучении боевых искусств резко снижается уровень подготовки.

Куда отдать ребенка

Если Вы выбираете в какую секцию айкидо отдать своего ребенка, самый лучший совет: посетите тренировку в Есинкан, и в Акикай, посидите на лавочке и понаблюдайте за ходом тренировок от начала до конца.

Все вышеперечисленное станет очевидным и для вас. Айкидо — это боевое искусство, и чтобы им овладеть требуется не просто уметь использовать какие-либо приемы, а необходимо еще понять философию, принцип использования техники, и запомнить на телесном уровне как она работает.

Прежде чем отдать ребенка в секцию, важно понимать последствия этого шага, и занимать в выборе стиля и тренера активную позицию.

Тогда время и силы затраченные на занятиях принесут ему пользу, а вам уверенность в том, что ребенок будет заниматься без травм, и вырастет сильным и уверенным в себе человеком.

«Ай-ки-до» - что означает каждая составляющая этого иероглифа?

Какой трактовки основ Айкидо придерживаются авторы этого пособия?

Что общего у Айкидо с другими боевыми искусствами и видами спорта?

В зависимости от того, как Айкидока подходит к изучению Айкидо, ответ на вопрос «Что такое Айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение Айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что, конечно, у каждого имеется собственная точка зрения на этот вопрос.
Ниже мы остановимся на некоторых возможных трактовках Айкидо. А затем время от времени будем возвращаться к отдельным его аспектам и рассматривать их более глубоко и подробно.

Для наблюдателя Айкидо представляет собой набор «высокоразвитых» и эффективных приемов самозащиты.
Под определением «высокоразвитые» имеется в виду разумное использование механизмов с целью достижения максимального эффекта при минимальной затрате усилий.
В основе всех приемов лежат одни принципы. Базовая техника Айкидо состоит из естественных и простых движений, поэтому любой человек может изучать Айкидо. В данном случае, называя движения «простыми», мы имеем в виду, что они все выполняются в доступном для Айкидоки радиусе и похожи на привычные движения в повседневной жизни. С этой точки зрения цель тренировок заключается в постоянном совершенствовании выполнения приемов. Нужно работать:

  • над расслабленностью движений;
  • их непрерывностью;
  • постоянным и надлежащим контролем за мышцами ног;
  • правильностью работы руками.

«Внутренне» Айкидо - это методика, которая совершенствуется человеком без посторонней помощи. Это подразумевает, например, упражнения:

  • на концентрацию;
  • выносливость духа;
  • умение постоять за себя;
  • умение сотрудничать;
  • развитие уверенности в себе.

Первое упражнение показывает, что Айкидо полностью сосредоточено на искусстве движения - можно смело назвать Айкидо «спортом». Айкидо отличается от техник медитации, как, например, дзен, несмотря на то что в Айкидо присутствуют медитативные элементы.

Второе упражнение иллюстрирует, что Айкидо предоставляет возможность тренировать свои душевные ощущения в самом широком смысле этого слова. Айкидо в данном случае - это методика развития личности.

Обе эти перспективы, конечно, взаимозависимы одна от другой. Внутреннее состояние души влияет на движение, и наоборот. Это также объяснение буквального термина «искусство схватки» (боевое искусство). В числе прочего термин «искусство» означает, что внешние движения отражают внутреннее состояние. Именно это выражается Айкидокой аналогично пониманию того, что хотел отобразить художник в произведении искусства. Разумеется, суть сказанного выше, затрагивающую душевные чувства, можно обнаружить во многих видах спорта.

Если понимать концепцию за пределами первого и второго, можно приблизиться к природной сути Айкидо, поскольку первых двух концепций самих по себе не достаточно для полного истолкования. Айкидо дает человеку возможность совместно трудиться в конструктивном ключе с другими и стараться вести обмен. В данном смысле Айкидо является формой интенсивной коммуникации. Кто-то может назвать его «телесным диалогом».

Что такое ки?

Элементы в слове Айкидо объяснить довольно легко. Слог ки в этом слове требует более подробного описания, так как в нем заключено обширное поле для дальнейших толкований. Главным образом ки переводится (как это понимается на Дальнем Востоке) как чувство, цель/намерение, жизненная энергия или живость . В китайском оно звучит как «чи» (в слове тай чи - китайское искусство движения); в индийском это слово - прана. Именно китайская версия отсылает нас к концепции текущей энергии, как она понимается в китайской народной медицине.
Источник ки - это точка чуть ниже пупка - так называемая кикай-танден, или хара. В буквальном переводе она означает «море энергии». Каждый человек имеет доступ к своему ки. Различия в силе жизненной энергии или живости и способности использовать ки присутствуют только тогда, когда течению ки сквозь тело препятствуют заторы или напряжение. Поэтому традиционная китайская медицина считает, что такое состояние является причиной болезни.

Некоторые Айкидоки привносят свое толкование жизненной энергии, в буквальном смысле желая позволить своему ки течь и пытаясь «выпустить его» из тела. В этом смысле появляется связь с действенной силой.
Изучающим Айкидо в западных странах легче понять (что, в свою очередь, имеет меньшее отношение к эзотерике), если описывать ки, используя следующее определение: способность постоять за себя, решительность, сила воли, мотивация и вера в собственные силы . Айкидока отрабатывает эти качества, когда тренируется и внедряет их в свои техники. Также ки тесно ассоциируется с такими словами, как намерение/цель, решение и действие.

Конечно, идею о «текущей энергии» можно также просто проиллюстрировать. Представление о том, что ки течет как вода сквозь наши руки, способно вызвать расслабление, потому что подобный поток возможен только когда наши руки и суставы «раскрепощены», то есть расслаблены. Точно так же полный шланг с водой не ослабевает. Этот образ может оказаться полезным для вас, чтобы вы могли выработать правильное ощущение движения. Позволить своему ки течь значит не что иное, как быть способным двигаться естественно, соблюдая верный баланс между расслаблением и напряжением.

Айкидо и другие боевые искусства

Можно поближе взглянуть на сущность Айкидо, сравнив далее с другими спортивными видами боевых искусств. Вопрос не в том, чтобы определить, какое из боевых искусств «лучше» или «эффективнее», а скорее через выявление ярко выраженных различий продемонстрировать, в чем особенности Айкидо и как его родство соотносится с другими спортивными видами боевых искусств.
Когда Айкидока говорит кому-то, что он занимается Айкидо, первое, что у него спрашивают, что же такое Айкидо на самом деле. После этого обычно следует вопрос: «Это что-то вроде Дзюдо или Карате?» Поскольку другие формы боевых искусств известны лучше, чем Айкидо. Те, кто соприкасаются с Айкидо или слышат о нем впервые, зачастую пытаются классифицировать его в своем сознании как уже известную им систему.

В сравнении с Айкидо и его позднейшим распространением по всему миру, большее представление о других спортивных видах боевых искусств можно объяснить тем, что в Айкидо отсутствуют соревнования. Соответственно, не проводятся чемпионаты, а также Айкидо не включено в программу Олимпийских игр и, стало быть, о нём не слишком часто упоминают в прессе. Кроме того, в Айкидо (на первый взгляд) нет поражающих воображение приемов, которые бы привлекли внимание широкой публики (сравните техники «разбивания предметов» в Карате или Таэквондо).

Западные виды боевых искусств, такие как бокс, борьба или фехтование, отличаются по происхождению от азиатских боевых искусств, которые прочно связаны с философскими традициями и специфическими духовными практиками. Хотя между дальневосточными и западными спортивными боевыми искусствами существуют параллели в технике. Например, между Карате и французским боксом Сават или между Дзю-Дзюцу и приемами средневековой обороны. По своей сути их нельзя сравнивать.

Первоначальная цель азиатского Будо в противоположность западным видам борьбы не (только) победа над противником, но (также) победа над собой. Таким образом, истинный смысл занятий на протяжении долгого периода заключается в том, чтобы достичь уровня самореализации за время тренировок . Упражнение, хоть оно и отрабатывается для достижения внешней цели, должно вести к внутреннему ощущению. При работе над определенными техниками внимание также должно быть направлено внутрь себя, поэтому совершение доведенного до автоматизма полного круга движений является отражением внутреннего состояния.

Дзюдо

Дзюдо произошло от сравнительно более раннего Дзю-Дзюцу, которое относится к древним видам борьбы японских самураев. Слово «Дзюдо» состоит из двух частей: «дзю», что означает «уступать» и «до» - «путь». Вместе оба слова означают «мягкий путь» или «путь гибкости». В том виде, каким оно существует сейчас, Дзюдо было создано Дзигоро Кано (1860-1938 гг.). Из него были исключены все травмирующие техники Дзю-Дзюцу, и у противников появилась возможность признавать поражение во время схватки. На сегодняшний день Дзюдо является самым известным боевым искусством. Дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.

В Дзюдо существуют техники, выполняющиеся в полный рост, а также приемы, выполняющиеся в партере, на коленях или лежа. Контроль партнера осуществляется с помощью бросков, захватов, удушающих и болевых приемов. В отличие от Айкидо, техника Дзюдо предполагает в основном захваты партнера за одежду. Таким образом, атаки становятся менее динамичными. Проводя захват за одежду, Тори и Уке оказываются на гораздо меньшем расстоянии друг от друга, чем это было бы в Айкидо.

Эволюция Дзю-Дзюцу в Дзюдо является примером того, как система приемов превратилась в способ внутренней работы -до, в то время как изначально единственной целью было ранить или убить - дзюцу. Такое же изменение произошло и в истории Айкидо. Основатель Айкидо Морихэй Уэсиба преобразовал техники дайто рю айки-дзюдзюцу, целью которых было только нанесение поражения противнику настолько быстро, насколько возможно, в сравнительно более мягкие техники до.

Формы упражнений в Айкидо

В Айкидо существуют различные формы упражнений, которые используются в зависимости от того, что должно быть разучено.

Упражнения - это самостоятельная, отдельная от конкретных приемов сфера. В технике тачи вадза и Тори, и Уке стоят на ногах, в ханми хандачи вадза Тори работает на коленях, а Уке атакует его стоя. В этом случае цель Уке - не дать Тори подняться. Если Тори и Уке упражняются в сувари вадза - это подразумевает, что они оба находятся на коленях.

Дзю но гейко предполагает мягкую форму тренировки, когда Уке следует за движением без всякого сопротивления. Такие упражнения главным образом выполняются при изучении определенной техники. С другой стороны, го но кейко указывает на выполнение приемов жестко и с силой, то есть подразумевается, что Тори уже хорошо владеет данной техникой.
Вид работы, когда Уке атакует одним и тем же способом, а Тори реагирует спонтанно и каждый раз использует различные техники, называется дзию вадза. Термин «рандори» означает, что Уке атакует в свободном стиле и Тори защищается, используя различные приемы. Также словом рандори называют работу сразу с несколькими нападающими, которые, как правило, атакуют рио ката дори.

Термином кокю-хо называются упражнения, иллюстрирующие принцип контактного взаимодействия. Они не являются приемами {вадза), но представляют собой упражнения (хо).

Случалось ли Вам когда-нибудь ощутить странную, необъяснимую пустоту в жизни? Словно бы в ней не хватает некоего главного компонента, способного объяснить смысл и основу существования? Вы критически рассматриваете свою жизнь с ее успехами и материальным благополучием, с достойным уровнем комфорта и вечно спешащим потоком событий… Что-то не так, но ведь, кажется, всё, как положено… Пустота, как прореха в новом костюме, выглядит непонятной и абсурдной.

Вышеописанное состояние вполне объясняет интерес современного человека к духовным практикам востока. В частности к японскому искусству айкидо, появившемуся сравнительно недавно (в 20-х гг. XX в.), хотя ранее оно уже было известным под разными названиями. Буквальный перевод этого слова таков:"до " — путь, ведущий принцип, "ай " — гармония, "ки " — универсальная энергия вселенной (в кит. Ци ) — т.е. путь, ведущий к гармонии посредством универсальной энергии Ки.

Основателем айкидо является Морихэй Уэсиба известный также как О-Сэнсэй ("Великий учитель"), который на основе направлений традиционного дзю-дзюцу , кэн-дзюцу , а также искусства каллиграфии сформировал свою систему боевого искусства, в противовес традиционному бу-дзюцу . Айкидо соединило в себе лучшие методы развития духа и техники физического самосовершенствования, при этом особое влияние на систему айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения .

Практикующие айкидо говорят, что оно выражает сущность японской культуры и помогает человеку открывать Ки — основу духа, скрытую от нас значимостью нашей собственной личности ("Я") эго.

Сам мастер Уэсиба говорил так: "На основе Будо я тщательно тренировал свое тело и овладевал его внутренними секретами, но я также понял великую истину. То есть, когда я на основе Будо осознал реальную природу вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и объединяющую их Ки и далее достичь гармонии со всеми проявлениями объектов вселенной. На основе тонкой работы Ки мы достигаем гармонии разума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа Ки расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной — хаос… ".

Основной принцип айкидо хорошо известен даже тем, кто о нем почти ничего не знает, — обращай силу противника против него самого . Другим принципом является слияние с сознанием противника до такой степени, что собственная личность должна раствориться. Настоящий Мастер айкидо чувствует мысли противника (становясь и ими тоже) и способен предвидеть любые его действия, как свои. Разум и тело едины и движимы силой духа, который подчинен законам Вселенной, который и есть проявление всей Вселенной. Вы не можете проиграть, когда Вашими действиями руководит невозмутимый в своем покое дух, а не мысли определенной личности. Бой выигран еще до начала поединка. При этом айкидо является одной из немногих практик боевого искусства, следующих принципу ахимсы — непричинение вреда.

В основу метода положены техники расширения сознания посредством медитативных практик , а также особая система физических упражнений, помогающая оттачивать мастерство айкидо с присущей самой природе текучестью и мягкостью движений . Все техники айкидо так или иначе имеют круговую траекторию. Воин подобен потоку текущей воды — все действия закончено прекрасны и плавны, словно вытекают одно из другого.

Универсальность принципов айкидо безгранична : усвоив их однажды, Вы начнете распространять их на всю свою жизнь, будь то общение с разными людьми, ведение бизнеса и в целом, образ жизни.

В заключении хочется привести описание сатори (прозрения, пробуждение), которое дал Морихей Уесиба: "Я вдруг почувствовал, что вся Вселенная задрожала. Какой-то золотой туман поднялся от земли, окутал меня и превратил мое тело в золото. И сразу же мои ум и тело стали легкими. Я начал понимать щебет птиц и понял Бога, Творца этой прекрасной Вселенной. В тот момент я получил Просветление и понял: источник будо — это божественная Любовь, защищающая все живое. Слезы радости сплошным потоком текли по моим щекам. С тех пор я чувствую, что вся Земля — мой дом, луна и звезды — мое личное достояние. Я освободился от всех желаний — не только от желания положения, славы и богатства, но и от желания быть сильным. Я понял: будо заключается не в том, чтобы силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить весь мир. Истинное будо — в том, чтобы принять дух Вселенной, хранить мир во всем мире, правильно созидать, защищать и взращивать все сущее в Природе. Я понял: тренироваться в будо — значит принимать любовь Бога, которая должным образом производит, защищает и взращивает все вещи в Природе, и впитывать, и использовать эту любовь своим сознанием и телом…"