Традиционная китайская медицина в китае. Современный взгляд на теорию традиционной китайской медицины Каким методом народной медицины традиционно славится китай


Традиционная китайская медицина появилась около 5 тысяч лет назад.
Самые ранние рецепты относятся к 17 веку до нашей эры, которые обнаружены на панцирях черепах.

Здоровье в традиционной китайской медицине – это способность организма быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней среды.

Китайская медицина рассматривает человека как совокупность систем, по которым течет внутренняя энергия ЦИ и которая питает весь организм. Если течение энергии ЦИ нарушается, то человек заболевает. И тут же приходит на помощь методы традиционной китайской медицины, опыт которой китайцы передавали из поколения в поколение.

Концепция традиционной китайской медицины

Она основана на теории 5 систем первоэлементов: .
Согласно системы У-Син, мы состоим из тех же элементов, что и вся вселенная, при этом все органы и системы взаимосвязаны.

Например, Огонь отвечает за работу тонкого кишечника и сердца. Они взаимосвязаны и неполадки в тонком кишечнике ведут к неполадкам в сердце и наоборот. Поэтому, если есть какие-то проблемы в сердце, надо, в первую очередь, искать причину в тонком кишечнике.
Огонь питает Землю (это желудок, селезенка, сюда же относятся кости).
Из Земли рождается Металл . Хорошая работа органов Земля дает хорошую работу органов системы Металл, а это легкие и толстый кишечник.
Далее Металл охлаждается Водой , а Вода питает Дерево. Дерево, сгорая в Огне, дает снова новую энергию.
Вот такой кругооборот энергии ЦИ в природе способствует поддержанию здоровья органов.

Чем же отличается китайская медицина от европейской медицины?

На Востоке нет врачей по отдельным органам. Там медицина основывается на восстановлении функций организма, а не на том, чтобы лечить один орган, как это делает западная медицина.
♦ Наш организм единое целое. Все органы взаимосвязаны и лечение одного органа не может дать полного здоровья в целом организма.
— Часто болит голова — вероятно причина в кишечнике.
— Молочница и ранний климакс- возможно виноват кишечник.
-Часто суставы болят от того, что не в порядке кишечник, возникает «синдром дырявой слизистой» т.е. пропускает внутрь микробы.
-Падение слуха связано с функцией почек и т.д.
♦ Природные препараты ТКМ устраняют первопричину заболеваний.
♦ Восточная медицина умеет лечить хронические болезни.
♦ И самая главная задача медиков Китая, это не допустить болезнь, там медицина работает на опережение. Поэтому в Китае лечатся за три года до болезни, а у нас начинают лечиться за три дня до смерти.
♦ Наш организм сам способен себя излечить. Надо только помочь ему поднять резервы организма.

Природная традиционная медицина ставит цель избавления от заболевания и в первую очередь с помощью природных средств, они не могут навредить, исходя из того, что мы тоже частичка природы. «Подобное лечится подобным» .

За прошедшие тысячелетия китайские целители основательно изучили растительный мир и создали абсолютно безвредные препараты. По мнению китайских медиков, только живое может помочь живому.
И нам подарили апробированные на императорах Китая препараты, некоторым из них более 5000 лет, а также методы физического воздействия на организм, благодаря которым происходит нормализация кровообращения во всем организме и как результат улучшение общего состояния и работы всех органов.

Основные методы работы в традиционной китайской медицине

Очень известны по всему миру такие виды оздоровления как: иглотерапия, прижигание, баночная терапия, различные виды массажа и конечно, фитотерапия.

Акупунктура и иглотерапия.
Ещё в древности в Китае стали замечать, что воздействуя на определенные точки организма, оказывается очень положительный оздоровительный эффект. Этот опыт передавался из поколения в поколение и так зародилось нынешнее понимание иглотерапии. Иглы проникают через кожу и оказывают точечное воздействие на необходимую точку в организме, связанную с определенным органом.

Баночный массаж.
Это не только лечение простудных заболеваний, такой массаж улучшают обмен веществ, избавляют от застоя крови, улучшают кровообращение в целом. А по цвету можно определить и глубину проблем: чем темнее круг, тем более проблемная зона. При этом идёт и выведение шлаков!

Прижигание
Почему именно полынью? Потому что самый лучший эффект.
Ею набивают специальные сигары и через прижигание биологически активных точек идёт избавление от плохой энергетики.

Возможно ли сочетать традиционную китайскую медицину и современную медицину?

В 19 веке в Китай пришли знания о европейских практиках, с тех пор эти 2 подхода существуют бок о бок. Древние традиции должны идти рука об руку с современными технологиями. В Китае работают более 2 тысяч центров традиционной медицины. И в университеты стран мира приглашают специалистов из Китая для чтения лекций и совместной работы. Древние трактаты переведены на английские, французские, немецкие, корейские, японские, арабские языки.

И сегодня все больше людей по всему миру обращаются за помощью к специалистам из Китая, которые в своей практике используют как традиционные методы, так и современные препараты, основанные на достижениях био- и генной инженерии.

Таким критериям и соответствует уникальная продукция .

Пользуйтесь качественной продукцией «Тяньши» и качество вашего здоровья будет радовать вас с каждым днем!

Вся продукция компании «Тяньши» =====>>>>

Сколько существуют люди, столько они и болеют. И поэтому обращаются к врачам, целителям и магам с надеждой найти исцеление от недугов. Порой разуверившись в официальной медицине, люди ищут спасения в альтернативной медицине, необычным способам лечения.

Словосочетание китайская медицина вызывает у нас смешанные чувства: о ней ходят масса слухов и легенд, настолько она необычна. Ее отличия от общепризнанной европейской настолько сильны, что порой манипуляции врачей кажутся настоящим волшебством.

Медицина в Китае опирается на национальную философию, которая утверждает, что человек является частью существующего вокруг него мира. Человек – целостная система, микрокосм, отдельная Вселенная в миниатюре. Поэтому китайские медики не рассматривают работу всех органов человека по отдельности, а проводят лечение всего организма в совокупности.

Очень часто человек, почувствовав недомогание, выпивает препарат, не задумываясь о том, что любая, даже самая легкая боль может быть первым признаком начинающегося серьезного заболевания.

Китайские целители известны во всем мире тем, что лечат, в первую очередь, самого человека. Знание определенных энергетических точек на теле помогает справиться с любой, даже самой запущенной болезнью.

Тайны медицины

По китайской философии все живое состоит из двух основополагающих частей Инь и Янь (мужского и женского начала). А кроме того на здоровье влияет функционирование энергии Ци и совокупность пяти стихий или элементов, лежащих в основе всего сущего.

К таким элементам относятся: огонь, вода, земля, металл и дерево. Эти компоненты связаны с определенными частями тела человека, а также с природными явлениями и погодой, эмоциональным состоянием, душевными колебаниями, работой органов чувств.

Если в организме Инь и Янь существуют в гармонии, то и самочувствие у человека отличное, но стоит одной из частей склонить чашу весов на свою сторону, как тело человека ощущает или холод, или жар.

Преобладание или наоборот недостаток одного из компонентов также можно определить по изменению тона голоса, цвета кожи, состоянию волос и ногтей, походке и влажности кожи.

Основополагающие вещества

Энергия Ци – основа существования Вселенной и Земли, а также каждого отдельного индивидуума. Она вырабатывается в теле человека из получаемой пищи, и именно от нее зависит состояние и работа внутренних органов. Кроме того, энергия Ци отвечает за энергию и активность, работоспособность и настроение. Если энергии Ци недостает, то нарушается в первую очередь обмен веществ и человек становится восприимчив ко всем заболеваниям.

Сущность Цзин отвечает за рост и взросление, становление человека как самостоятельной личности. Эта сущность передается по наследству генетическим путем, сохраняется в почках и дает возможность каждому человеку развиваться по схеме: младенчество – юность – молодость- зрелость – старость.

Также это веществ, взаимодействуя с энергией Ци, отвечает за репродуктивную функцию и защиту организма от негативных явлений. Если недостает этой сущности, то человек бесплоден, неуравновешен, ему не дается ни учеба, ни кропотливая работа.

Кровь – жидкость, дающая жизнь, увлажняющая кожу и все органы тела. Если крови мало, человек становится бледным, усталым, слабым, он испытывает головокружение и слабость. Если кровь плохо циркулирует по телу, то происходит застой в виде опухолей, а тело ощущает резкие боли и жар.

Жидкости, необходимые организму – отвечают за состояние кожи, мышц, суставов, волос, зубов и ногтей. Если жидкости мало, то плохо работает пищеварительная система, и человек становится раздраженным. Если жидкости слишком много, то человек становится одутловатым, тяжелым на подъем и неповоротливым.

Причины диссонанса в организме

Философия Китая рассматривает причины диссонанса в теле человека по трем различным отраслям: внутренние – вызванные эмоциональным и психическим состоянием человека, внешние – вызванные природными и погодными условиями, смешанные – вызванные образом жизни и привычками.

Внутренние факторы – это печаль, раздражение, горе, радость, страх, тревога, шоковое состояние. Все эти чувства по совокупности называют «семь эмоций». Каждый день мы испытываем одну или несколько из этих эмоций, это норма жизни и она не приведет нас к нарушению психики. НО если очень долго состоять в подобном состоянии, оно обязательно приведет к болезни.

Внешние факторы – аномальная жара или холод, ветер, влажность, сухость, тепло. Совокупность этих факторов называется «шесть патогенных причин, влияющих на здоровье». Каждому времени года соответствуют свои погодные явления. Но если подобная закономерность нарушается, и во время жаркого лета наступает резкое похолодание, то это нарушает баланс энергий Ци и Цзин в организме и он становится уязвимым к заболеваниям.

К смешанным или различным факторам относятся – физические нагрузки и спортивные игры, стиль работы, сексуальная активность, привычки в питании, курение и прием алкоголя. Возможно все, но в меру, а иначе это приводит к дисбалансу.

Методы традиционной медицины в Китае

Китайская традиционная медицина, существующая уже более 5-ти тысяч лет активно использует траволечение, массаж, иглоукалывание, лечение теплом, запахами и светом.

Фитотерапию используют во всем мире, это один из древнейших способов лечения при помощи целебных трав и цветов. Он требует огромных знаний и аккуратности, в Китае существует более 200 смесей трав, но в свободной продаже можно встретить не более 30.

Иглоукалывание или акупунктура – чрезвычайно популярно и не только в Китае, но именно там это направление медицины достигло своего апогея. В особые точки на теле человека вводятся иглы, чтобы освободить энергию Ци и дать ей возможность свободно циркулировать.

Прижигание или теплопунктура используется совместно с иглоукалыванием и заключается в том, что на особо значимые точки воздействуют теплом от сигар, наполненных лечебными травами.

Точечный массаж заключается в надавливании пальцами на некоторые точки тела человека для активизации жизненной энергии. Это совершенно безопасный, но очень действенный метод лечения и профилактики многих заболеваний. Его может освоить любой и использовать для самолечения при помощи атласа жизненно активных точек.

Кроме этого, каждый китайский целитель обязательно назначит сбалансированную диету, направленную на восстановление баланса стихий и жидкостей в организме. Именно с помощью правильно подобранных продуктов можно восстановить баланс энергии Инь и Янь, которые нормализуют пищеварение, избавят от аллергии, успокоят нервы и вернут отличное самочувствие.

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

Ни одна страна не славится таким количеством оздоровительных систем, как Китай. Многие из них настолько древние, что дошли до нас только благодаря легендам. В древних китайских монастырях создавались и развивались многочисленные учения о Вселенной и о месте в ней Человека.

Одной из таких систем, дошедших до нас из глубины веков, зародившейся в недрах монашеской обители, является система «Чжуд-ши».

Последователи этой древней методики не просто знали, как излечиться от болезни, они знали, как предлагожить человеку жить, не зная даже, что такое болезнь. Важно отметить, что язык тибетских монахов не содержал такого понятия, как «заболевание».

Истоки китайской медицины теряются в глубине веков. Письменные труды, впервые обобщившие опыт предшествующих поколений по применению методов диагностики заболеваний и их и лечения, датируются У-Ш вв. до н. э.

Теория китайской медицины наиболее полно и четко изложена в книгах «Ху-ан Ди Ней Цзен», «Нань Дзен», «Шан Хань Лунь», «Дзен Гуй Яо Люе», «Вэнь Йи Лунь».

Самые древние представления и понятия сохранялись, но в то же время в течение последующих столетий китайская медицина развивалась дальше, воспринимала новые идеи.

Уже во II в. до н. э., наряду с собранием лекарственных растений, древние китайские трактаты по медицине выделяют и другие возможности лечения: гимнастические упражнения, ванны, компрессы, массажи.

В лечебной книге V в. описываются уже 360 веществ как растительного, так и минерального и даже животного происхождения, которые могут использоваться для лечения различных заболеваний.

Медицина Древнего Китая – это прежде всего философия, причем не привычная для европейского человека, а намного более древняя, чем европейская цивилизация, восточная философия с понятиями и метафорами, присущими только восточному складу мышления.

Упражнения или рецепты здоровья Древнего Китая достаточно разнообразны. Но они имеют под собой прочную основу – твердые знания и представления о строении человеческого тела и об основных принципах его функционирования.

Философия даосизма заложила основные принципы медицины Древнего Китая.

Особенностью китайской медицины являлся ее подход к человеческому организму как к части Вселенной и даже модели мироздания, а сложные физиологические процессы, в нем происходящие, толковались как природные явления в окружающем мире.

Организм человека – это неотъемлемая часть Космоса. Все процессы, вся жизнь человека постоянно находятся под влиянием сил окружающей природы.

Древние китайские мудрецы считали, что мир первоначально представлял собой хаос, состоящий из мельчайших частиц, которые они называли ци.

Первоначально эти частицы существовали в виде сплошной бесформенной массы, которая затем подверглась процессу разделения, размежевания.

Чи (или ци), согласно принципам восточной, и в частности китайской, медицины – жизненная энергия, которая присуща каждому живому организму, причем у каждого организма, у каждого человека этот энергетический потенциал различен. Частично он определяется генетической памятью, наследственностью.

Но в тоже время он во многом зависит от образа жизни и мыслей человека, от того, какой путь человек выберет, от умения гармонично сосуществовать, взаимодействовать с окружающим миром, находить свое место, ориентироваться в пространстве и времени.

Природа – неделимая единая система, включающая в то же время полярные, но взаимодополняющие аспекты инь и ян. Они подвержены постоянным превращениям, находясь в постоянном движении.

Если все компоненты природы сбалансированы, то и жизнь течет в гармонии. Если равновесие полярных сил нарушено, то неминуемо наступает катастрофа.

Важно поддерживать этот баланс сил в природе, поэтому в течение многих веков врачи-философы наблюдали и изучали природу, пытались постичь ее тайну и секреты взаимодействия с ней.

Так, согласно канонам традиционной восточной медицины человек может оставаться здоровым.

Человек – маленький космос, и подчиняется он тем же законам, и силы, влиянию которых он подвержен, те же. Поэтому, если человек не владеет искусством поддержания равновесия и цельности, если он не способен адаптироваться к какому-либо измененному условию, то это общее нарушение выливается в заболевание.

В восточной медицине важно познать законы функционирования мира, обрести личную гармонию можно лишь в контексте целого.

Конечно, современная традиционная восточная медицина не соотносится с современными канонами научной и доказательной медицины, что порождает у современного человека недоверие к ней. Она окружена мифами и легендами, полна тайн и загадок, и неудивительно, что многие считают ее эксцентричным шарлатанством.

Но в тоже время необходимо отметить, что китайская медицина представляет собой самостоятельную целостную систему, включающую в себя и теорию возникновения и развития болезней, и методы их диагностики, и конечно же методы лечения.

Мировоззрение, присущее древней китайской медицине значительно отличается от западного вообще и от современного западного в частности.

Медицина Древнего Китая помогает людям уже не одну тысячу лет, она, несомненно, выдержала испытание временем. Наверное, следует относиться к ней прежде всего как к философии, как к особому мировоззрению, охватывающему все аспекты человеческого бытия.

Важен особый подход китайской медицины к человеческому организму как к единому неделимому целому, где каждый отдельный орган – часть системы, и жизнедеятельность отдельной клетки – отражение жизнедеятельности всего организма.

Профилактика заболеваний всегда имела для китайской медицины важнейшее значение. Идея предотвращения болезней была в самых истоках врачебного искусства Древнего Китая. Профилактике заболеваний в китайской медицине отводится решающая роль. Китайские мудрецы уже более двух тысяч лет назад говорили о том, о чем научная медицина начала говорить только в середине XX-го столетия.

Лечение в китайской медицине направлено на укрепление организма и профилактику возможных заболеваний.

Для китайского врача важно было заподозрить предрасположенность того или иного человека к какой-либо болезни, выявить заболевание на самых ранних этапах его развития, когда использование самых простых методов лечения (назначение диеты, выработка определенных правил поведения человека, массаж и др.) позволяло человеку оставаться здоровым.

Подход к лечению у древних китайских врачей был похож на современный. Сначала лечение было симптоматическим – приступая к лечению больного, врачи Древнего Китая купировали в первую очередь основные симптомы болезни, те, которые больше всего беспокоили больного, и старались лечить их. После облегчения состояния больного врач старался лечить «корень» заболевания. Именно это было целью лечения. Поэтому порой лечение продолжалось долгое время, несмотря на то, что больной уже чувствовал себя здоровым.

В основе бесконечности Вселенной и ее целостности лежат непрерывная цепь превращений, взаимные переходы одной субстанции в другую. В контексте этого положения всякая живая материя проходит определенные этапы существования: рождение, развитие, расцвет, старение, умирание, превращение.

Качествами инь или ян древние наделяют каждую вещь, любой процесс, всякое явление, все свойства определенного предмета или организма. В основе всего сущего – соотношение этих двух начал. Инь не может существовать отдельно от ян: они образуют одно динамическое единство. Единство и противодействие инь и ян обусловливает прочную взаимосвязь между ними. Всякое изменение и развитие вещей происходит благодаря вечному стремлению к вытеснению друг друга. Это и является фундаментальной движущей силой природы. Свет и тьма, страдание и удовольствие, телесность и неосязаемость, возбуждение и торможение – вот лишь несколько примеров такого взаимодействия противоположностей инь и ян.

Инь и ян имеют широкий, всеобъемлющий смысл. Общеизвестно, что под инь понимают темное женское начало, под ян – начало светлое, мужское. Инь – это всегда слабость, неустойчивость. Ян – это твердость и сила. Инь соотносится с северо-востоком и северо-западом, зимними холодами, луной, правой стороной, ночью, низом, внутренностями, тяжестью, покоем и кровью. Ян – с юго-востоком и юго-западом, летом, огнем, солнцем, левой стороной, днем, верхом, легкостью, наружными тканями, движением и энергией. В инь и ян – это холмы или реки, только инь – «теневой склон», а ян – «светлый, солнечный склон»

Инь и ян полностью противоположны друг другу, но благодаря их тесному взаимодействию и существует весь мир. Они взаимовытесняют друг друга, переплетаются друг с другом, рождают пять первоэлементов, или стихий: вода, огонь, металл, дерево и земля.

Абсолютно все вещи и явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны – инь и ян. В каждом явлении отражены два характера. В китайской традиционной философии – солнечный свет, жара и движение имеют ян-характер, а ночь, дождь, холод и покой – инь-характер.

Инь и ян неотъемлемая часть всех явлений в мире, они развиваются и взаимосвязаны друг с другом в развитии, их равновесие – основа жизни – изменяется в зависимости от определенных условий согласно общим законам.

Инь и ян составляют сущность неба и земли, закономерность десяти тысяч вещей, это отец и мать каждого изменения, начало и конец жизни и смерти. Также говорится, что инь находится внутри и является стержнем ян. Ян находится снаружи и является вестником инь.

Основное правило китайской медицины гласит: «Если ян отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение ян». Законы инь – ян можно применить также к структуре и функциям человеческого организма. Инь означает материальные составляющие тела, а ян – его функции. Инь и ян не статичны, они постоянно изменяются, но при этом они постоянно дополняют друг друга. На этом основаны и физиологические законы, например закон возникновенияч функций органов (ян) за счет потребления продуктов питания (инь). Таким образом, равновесие ян и инь в организме в результате обмена веществ достигается в движении (питание) и т. д.

Инь и ян могут переходить друг в друга, превращаться в собственную противоположность. Этот процесс характеризует не только количественные изменения, но и качественные. Правилом превращения инь и ян по древней китайской медицине объясняется изменение симптомов болезней. Признаки ян могут переходить в признаки инь.

Симптом ян превращается в симптом инь, когда, например, при острых инфекционных заболеваниях лихорадочные состояния, если полностью исчерпывается сопротивляемость организма, переходят в понижение температуры тела.

Единство инь – ян связывает различные части тела и органы человека как в функциональном, так и в морфологическом смысле. Но древние китайские источники свидетельствуют также, что верхняя часть человеческого тела относится к ян, а нижняя – инь. Также и в топографических отношениях поверхность тела относится к ян, внутренности – к инь.

По тому же принципу рассматривается каждый внутренний орган, каждый орган имеет свои инь и ян.

Даже сам человек со всей совокупностью своих индивидуальных особенностей может относиться к инь или ян типу. Правда, далеко не всегда соответствие полное. Чаще всего в человеке преобладают те или иные, иньские или янские, тенденции. Чем больше инь, тем меньше ян, и наоборот.

Вся совокупность физиологических процессов находится во взаимозависимости. Основы физиологических функций организма – это основы взаимодействия инь и ян. Поэтому вся жизнь человека неразрывно связана с инь и ян.

Например, жидкость в человеческом организме израсходована под влиянием внешних или внутренних факторов, т. е. жидкости (инь) становится меньше, и возникает состояние пустоты и жары (ян).

Хронические заболевания с позиции китайской медицины объясняются общим опустошением организма, одновременным ослаблением обеих сторон жизни (инь и ян). Инь и ян в этом случае пребывают в состоянии пустоты.

Итогом такого подхода является разделение, классификация всех заболеваний, патологических процессов и болезненных состояний на две основные большие группы – ян-симптомы и инь-симптомы.

Баланс инь – ян можно рассматривать как явление гомео-стаза. Обеспечение гармонии, восстановление нарушенного равновесия (гомеостаза), поддержание защитных сил и реактивной способности организма – главная цель лечения в восточной медицине. И это, нужно отметить, вполне соотносится с европейской теорией поддержания гомеостаза и гомеокинеза.

Современная медицина предлагает, как известно, интегра-тивный подход к человеческому организму, т. е. рассмотрение частных явлений человеческого организма в контексте всего организма. Именно такой подход и предлагает древняя китайская концепция инь – ян. Китайский врач не рассматривает болезнь отдельного органа или даже системы органа – для него это неполадки во всем организме.

Китайские врачи выделяют четыре основных типа таких нарушений:

1) избыток ян при инь нехватке;

2) нехватка ян при инь избытке;

3) избыток ян и инь одновременно;

4) нехватка ян и инь одновременно.

Причем у одного и того же человека в одних органах может быть излишек инь или ян, влекущий за собой соответствующие болезни, патологические процессы, а в других – недостаток, также проявляющийся в виде заболеваний.

Вылечить человека можно, только восстановив утраченное равновесие, а сделать это можно, прибавляя или убирая ян или инь.

Кроме того, важно отметить, что нет такого явления, в котором было бы абсолютное инь или абсолютное ян. В каждом явлении обязательно присутствует и то и другое.

Человек – совокупность двух начал, их тесное переплетение и взаимодействие, из которого и вытекают все особенности жизнедеятельности, физиологии, характера, все таланты и склонности, сила и слабость.

Вся китайская медицина, как научная, так и практическая, все дисциплины, которые она в себя включает: патология, анатомия, физиология, клиническая диагностика и лечение – все подчинено этой многогранной модели, которая также именуется принципом гармонии и равновесия. Этот принцип особенно важен в профилактической медицине, так как позволяет прогнозировать и предотвращать многие болезни.

Диагностика заболеваний в китайской традиционной медицине строится исходя из шести руководящих принципов, которые охватывают все типовые патологические процессы человеческого организма. Эти принципы: поверхность (бяо) и внутренняя часть (юи), холод (хань) и жара (жэ), пустота (ху) и полнота (ши). Поверхность, жара и полнота – это проявления ян, внутренняя часть, холод и пустота – инь.

Осмотр, выслушивание, опрос и ощупывание – традиционные приемы, используемые и в современной европейской медицине. В то же время это четыре основных метода постановки диагноза в традиционной китайской медицине. Для китайского врача эти приемы дают всю необходимую информацию о пациенте.

Обобщается эта информация в дальнейшем исходя из тех самых восьми руководящих принципов.

Основное правило древней китайской терапии – «при болезнях ян следует привлекать для лечения инь, а при болезнях инь следует привлекать для лечения ян», «необходимо усилить господство воды, чтобы подавить преимущества ян. Необходимо улучшить источник огня, чтобы устранить его подавление со стороны инь».

Диагноз китайского врача может звучать достаточно странно: «пустота инь почек» или «ян печени поднимается наверх». Но в этом диагнозе заложена сама суть лечения, оно соответственно будет направлено на дополнение инь почек или на снижение ян печени, т. е. смысл лечения состоит в уравновешивании инь и ян, а форма терапевтического воздействия заложена уже в самом диагнозе.

Индивидуальный подход – важная особенность китайской медицины, она сохранилась и до настоящего времени, что немаловажно.

Если слабый человек, чувствующий постоянную усталость, внезапно заболевает простудой, то лечение больного после устранения симптомов в китайской медицине направлено на устранение предрасположенности к простудным заболеваниям.

В древней китайской медицине существовал ряд принципов, по которым осуществлялось лечение.

Кроме того, большое значение имел принцип «лечение должно идти от противного». Этот принцип согласовывался с концепцией инь – ян. При ян-болезни (полнота) полагалось воздействовать на организм успокаивающе, при инь-болезни (пустота) – возбуждающе.

Помимо концепций инь – ян в древней китайской медицине существовал еще один принцип лечения древней восточной медицины – правило «бу-се». Это можно перевести на русский язык как «прибавить – отнять». «Бу» означает: восполнить, возбудить, тонизировать, а «се» – выпустить, тормозить, седатировать, рассеять.

Когда заболевание или патологический процесс связаны с понижением функции (недостаточность энергии в меридиане) – необходимо «бу», что означает прибавить энергию, оказать возбуждающее действие. Когда патология сопровождается повышенной функцией (избыток энергии в меридиане) необходимо воздействие «се», что означает отнять энергию, оказать тормозящее действие.

В научной медицине эти процессы обозначаются как возбуждение и торможение.

Какой бы метод лечения ни применялся, он всегда соответствует этим основным принципам.

В основе любой жизнедеятельности лежит энергия. Организм – энергетически открытая система, осуществляющая постоянный обмен энергией с внешней средой. Функционирование организма тесно связано с энергией, поступающей извне.

Энергию можно представить в виде потока заряженных частиц. Между организмом и внешней средой, между отдельными органами и системами организма протекают постоянные взаимодействия, идет постоянный энергообмен. С точки зрения древней китайской медицины, это возможно благодаря существованию в организме энергетических каналов, через которые и возможен обмен.

Весь организм можно разделить на 12 последовательно расположенных, объединенных в единую структуру меридианов, или каналов (цзинло). Эти меридианы парные, они симметрично ориентированны относительно плоскости, которая делит тело на правую и левую половины. Одна их этих ветвей функционально более активна. К меридианам, проходящим через весь организм, относятся заднесрединный и переднесре-динный меридианы.

Кроме того, каждому каналу-меридиану соответствуют определенный орган или система организма. Существуют меридианы всех отдельных органов: легких, желудка, сердца, почек и т. д.

Энергия, поступающая в организм извне, циркулирует по большому кругу. В течение 24 часов она проходит через все органы. Последовательность этой циркуляции строго определенная: начинается с меридиана легких, затем переходит на меридиан толстой кишки, желудка, селезенки, поджелудочной железы, сердца, тонкой кишки, мочевого пузыря, почек, перикарда, трех частей туловища, желчного пузыря, печени. Проделав полный круг за 24 часа, энергия возвращается к меридиану легких.

Известно наличие в организме человека биологически активных точек (БАТ). Они расположены на энергетических каналах. Эти точки проходят строго по линиям, которые тянутся от головы до кончиков пальцев рук и ног. Энергетические каналы проложены от точки к точке. Но терапевтический эффект оказывает воздействие не на любую БАТ, а только родственные. Родственные точки отвечают на любое воздействие, оказанное на их энергетический канал организованно.

Некоторые БАТ располагаются не только на этих четких линиях. Часть из них рассеяна по всему организму хаотично, но такие БАТ также важны в лечении. Эти точки относятся к более мелким энергетическим структурам организма.

Именно эти линии БАТ являются в организме проводниками различных по своей природе энергий. Следовательно, именно они управляют различными процессами жизнедеятельности. В конечном счете, они позволяют устанавливать в пределах организма гармонию инь и ян и пяти первоэлементов.

Конечно, меридианы разных людей не лишены индивидуальных особенностей, но точки активности (сюэ) меридиана у всех одинаковы и связаны с определенными объектами. Число точек сюэ каноническое, оно точно определено и выверено тысячелетней практикой.

Сюэ – это точка активности меридиана, тот участок, воздействуя на который можно повлиять на активность всей энергии меридиана, а следовательно, воздействовать на конкретные функции, которые зависят от энергетики этой точки. Воздействуя на точки, врачи добивались определенного терапевтического эффекта.

Для восточной медицины здоровье – это прежде всего равновесие, баланс, способность сохранять и поддерживать его, несмотря на влияния внешней среды, на действие раздражителей. Любое заболевание означает невозможность такой адаптации. Если нарушена адаптация, защитные силы организма ослабевают, резервы истощаются.

Система человеческого организма включает четыре уровня: физическое тело, меридиональную систему, эмоции и психику. Низший уровень находится под влиянием высшего.

Очень часто болезнь берет свое начало в недрах разума, а затем уже реализуется на материальном уровне. В то же время любое заболевание физического тела вызывает определенные нарушения на уровне психики и эмоций.

Во всем важна гармония. Если есть гармония высших уровней, то и на низших уровнях она тоже будет.

Целостность всего организма – вот важнейший принцип китайской медицины.

Можно выделить ряд основных подходов к лечению болезней в китайской медицине.

1. Лечить главное, т. е. найти корень заболевания, выявить причины и патогенез. В китайской медицине выделяют обычное и обратное лечение, главное и второстепенное, быстрое и медленное. Эти подходы позволяют найти суть болезни и вылечить ее.

2. Укреплять сопротивляемость организма с целью повышения устойчивости к патогенным факторам: повышение иммунитета.

3. Восстанавливать равновесие, т. е. баланс между инь и ян, избыточностью и истощением, упорядочивание течения ци при его обратном движении.

4. Проявлять гибкость в лечении: нельзя судить о болезни, не зная больного; нельзя лечить только болезнь, а нужно лечить самого больного, учитывать в лечении множество различных факторов (конституцию человека, его возраст, пол, а также время, климат, географические условия и другие конкретные обстоятельства). Чтобы добиться лучшего результата, лечение должно подходить конкретному человеку.

Основные способы лечения, применяемые в традиционной китайской медицине:

1) фитотерапия, лечение лекарственными травами, препаратами из экологически чистого растительного сырья;

2) иглоукалывание;

3) прижигание полынными сигарами;

4) кровопускание в биологически активных точках;

5) тибетские ванны, состоящие из пяти видов трав, высокоэффективные при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, кожи, нервной системы и т. д. Также применяются для продления молодости организма;

6) оздоровительная гимнастика у-шу, ци-гун;

7) разгрузочно-диетическая терапия;

8) китайский лечебный массаж туйна. Он отличается силой и глубиной воздействия и хорошо сочетается с акупунктурой;

9) гуа ша (воздействие на отдельные участки кожи специальным скребком);

10) массаж стоп;

11) лечебные банки;

12) биологически активные добавки (БАДы).

Известный ученый, китайский врач династии Цин Чэнь Чжунлин предложил восемь методов лечения, используемых и по сей день: потогонный, рвотный, слабительный, примирительный, согревательный, очищающий, и тонизирующий.

1. Потогонный метод: он представляет собой использование острых и горьких лекарств, облегчающих выделение пота через поры кожи; при этом удаляется поверхностный патогенный фактор, так называемый внутренний. Метод эффективен при простудных заболеваниях.

2. Очищающий метод: использование холодных и охлаждающих лекарств для лечения лихорадки и гипертермии, лечение, сохраняющее жидкость тела, но удаляющее ядовитые вещества и «патогенный огонь», помогает при истощении инь. Метод оказывает антибактериальное, противовирусное, анти-лептоспирозное действие; он усиливает фагоцитарную активность лейкоцитов, повышает иммунитет; некоторые препараты также укрепляют сердце, понижают артериальное давление, действуют как мочегонное средство.

С осторожностью следует применять этот метод людям со слабым здоровьем, при недостаточности в неполых и полых органах, потере аппетита и жидком стуле.

3. Рассасывающий метод: использование лекарств для удаления скопления пищи, удаления застоя и устранения различных образований в животе. Метод направлен на улучшение системы пищеварения. Эффективен при вздутиях, застое и при уплотнениях, вызванных ци (кровью, мокротой и пищей).

Обычно применяются следующие способы лечения:

1) устранение непереваренной пищи желудочными средствами. Применяется при вздутиях живота, рвоте, отрыжке, кислой отрыжке, вызванных повреждением вследствие переедания;

2) рассасывание твердых уплотнений и скоплений. Применяется для удаления плотных образований любого происхождения в животе, различных отеков, гепатоспленомега-лии, а также уплотнений в тазовой области;

3) улучшение движения ци и кровообращения: применяется при болях, отеках из-за застоя крови, болях в груди, альго-менорее и аменорее, вызванных застоем ци и крови;

4) рассасывание отеков: применяется при отеках, вызванных нарушением функции ци и отсутствием диуреза, а также при слабости нижних конечностей;

5) устранение воспаления: применяется при задержке жидкости, зобе, туберкулезе костей и суставов, эпилепсии;

6) рассасывание карбункулов.

4. Укрепляющий метод (тонизация): используется для лечения недостаточности. Тонизация в зависимости от типа недостаточности подразделяется на несколько видов:

1) укрепление ци: применяется при недостаточности селезенки и легких, одышке и слабости, плохом аппетите и жидком стуле или же выпадении матки и прямой кишки, вызванных недостаточностью ци;

2) укрепление крови: применяется при симптомах, связанных с недостаточностью крови, таких как тускло-желтый цвет лица, бледные губы и язык, головокружение и сердцебиение, скудная менструация у женщин;

3) укрепление инь: применяется при недостаточности инь, потере веса от жара типа недостаточности, сухости во рту и горле, ощущении жара в ладонях и подошвах, раздражительности и бессоннице, ночных потах, поллюции;

4) укрепление ян: применяется при недостаточности ян, похолодании нижней части тела, начиная от поясницы, слабости в нижних конечностях, окоченении в области ниже пупка, частом мочеиспускании, жидком стуле, отвращении к холоду и похолодании конечностей или же импотенции и раннем семяизвержении.

В настоящее время китайская медицина вызывает большой интерес у врачей различных специальностей. Она снова обретает большое значение в медицинском мире, в современной медицинской науке, которая позволяет объяснить многие явления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История медицины автора Е. В. Бачило

Из книги Официальная и народная медицина. Самая подробная энциклопедия автора Генрих Николаевич Ужегов

автора Хуа Фен

Из книги Терапевтические упражнения и массаж для снижения веса автора Хуа Фен

Из книги Целительные травы для женского здоровья автора Крис Уоллес

Из книги Тянь-ши: Золотые рецепты исцеления автора Алексей Владимирович Иванов

Из книги Чистотел и алоэ. Чудо-целители семьи автора Галина Анатольевна Гальперина

Из книги Болезни печени и желчного пузыря: лечение и очищение автора Алексей Викторович Садов

Из книги 28 новейших способов лечения вегетососудистой дистонии автора Маргарита Викторовна Фомина

Из книги 28 новейших способов лечения заболеваний почек автора Полина Голицына

Из книги 28 новейших способов лечения кожных заболеваний автора Полина Голицына

Из книги Как излечить диабет народными средствами автора Кристина Александровна Ляхова

С тех пор как появилось человечество, возникла необходимость сражаться с различными болезнями. Поэтому всегда были люди, занимающиеся врачеванием. Назывались они по-разному, но суть от этого не менялась.

В практике знахарей использовались многочисленные травы, настои, вытяжки из растений, заговоры и пр. Со временем появилась медицина, как наука, а соответственно и химические препараты, которыми пользуются сейчас для лечения болезней.

Но, не смотря на обширный ассортимент фармакологической промышленности, все чаще люди стали доверять и обращаться к восточной медицине, как нетрадиционному способу избавления от заболеваний и восстановлению здоровья.

Говоря проще, современная медицина лечит больной орган, а восточная занимается здоровьем пациента в комплексе. Наверное, именно этим объясняется наличие большого количества долгожителей в Азии.

Основой восточной медицины является борьба с причиной недомогания, а не с его последствиями и восстановление нарушенной внутренней гармонии пациента. Список составляющих компонентов рекомендованного препарата действует не только на физическом, но и на энергетическом уровне в организме.

Постулаты китайской медицины гласят, что человек должен находиться в равновесии с окружающим миром, потому что это невозможно при нездоровом образе жизни. Постичь секреты восточной медицины и жить долго, не зная болезней – вот мечта любого человека.

Вернуть человеку потерянную гармонию – цель этого метода лечения. К каждому Случаю подходят индивидуально. Доктора, практикующие восточную медицину, пользуются разнообразными :

  • — воздействие специальными иглами на специальные точки;
  • — набор лечебных и диагностических способов воздействия на определенные точки тела пациента;
  • — воздействие рук терапевта на организм пациента;
  • йога — различные духовные, психические и физические практики;
  • аюрведа — система охраны и корректировки состояния человека; и др.

Например, негативные эмоции влияют на мышцы, и их поражение приводит к заболеваниям опорно-двигательной системы. По статистике, люди чаще всего прибегают к восточной медицине в следующих случаях:

  • Бессонница;
  • Гипертония;
  • Различные неврозы;
  • Патологии желудочно-кишечного тракта;
  • остеохондроз;
  • синдром хронической усталости и пр.

В настоящее время при растущей скорости технического прогресса большинство населения не обращает на ухудшение здоровья никакого внимания. Поэтому к медицине обращаются при наивысшей стадии развития заболевания. Поэтому восточная медицина уделяет внимание профилактике. Позитивный взгляд на жизнь, покой в душе – основное условие для здорового человека.

Согласно восточному учению выделяется четыре уровня в человеческом организме:

  • физическое тело;
  • система энергетических каналов;
  • эмоции;
  • психика.

По утверждению восточных врачей болезнь зарождается в глубинах разума, а потом проявляется на физическом уровне определенными симптомами. Как следствие, происходят поражения эмоциональной и психической сферы человека.

Т.е. психоэмоциональное состояние человека определяет здоровье его физического тела.

Основными задачами данного направления в лечении являются:

  • укрепление здоровья (профилактика);
  • увеличение резервов здоровья людей (исправление незначительного дискомфорта);
  • лечение.

Восточная медицина основывается на философских канонах бытия, на единстве всего сущего. Гармония души, соблюдение законов существования, баланс внешних и внутренних сил и есть главный фактор здоровья в целом. Каждый человек волен решать, какими методами воспользоваться, чтобы сделать свою жизнь полноценной.

Преамбула

Настоящая статья не является попыткой пересмотра базовых основ теории традиционной китайской медицины (ТКМ). Это лишь попытка критически переосмыслить представления о теории китайской медицины с учетом ее феноменологической сущности, т.е. теория ТКМ была сформулирована на основе наблюдаемых и ощущаемых событий, без понимания сущности процессов, происходящих на более глубоком уровне, недоступных для изучения и понимания в то время. Существующее мнение, достаточно широко распространенное в среде западных специалистов уже использующих методы ТКМ, о передаче знаний китайской медицины от другой высокоразвитой цивилизации космического или земного происхождения, или по аналогии с передачей духовных знаний - непосредственно от Создателя, не выдерживает критики и не поддерживается самими носителями этой традиции в Китае и основано на неточностях и искажениях теории ТКМ при переводе и последующей ее интерпретации.

Языковый барьер, культурные различия Запада и Востока, образование и особенности восприятия авторов переводов, привели на начальном этапе переноса знаний из одной культурной среды в другую к искажению теории китайской медицины, утрате ее целостности и акценту на более простые, филосовски ориентированные аспекты ТКМ. Современные китайские учебники и близкие к ним по структуре англоязычные книги по ТКМ, например «Основы китайской медицины» Джованни Мачоча практически свободны от налета сакральности и мистификаций, свойственных первым переводам трудов по теории китайской медицины и в основном сфокусированы на эмпирическом опыте и традиционной дифференциальной диагностике, практикуемой в настоящее время в Китае.

Отношение к китайской медицине в среде западных специалистов явно неоднозначное, от полного отрицания до необоснованного преувеличения ее возможностей. Эти крайние точки зрения обусловлены отсутствием понимания западными специалистами сущности и основ китайской медицины, а также тем, что современное естествознание давно переросло натурфилософские основы ТКМ, которые не подтверждаются современными научными данными и естественно отвергаются специалистами.

Часто приходится слышать от западных докторов, что понять китайскую медицину можно только если ты родился в Китае и никогда китайцы не откроют нам секреты китайской медицины. Сразу вспоминается сказка Аркадия Гайдара «Про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово», где Главный Буржуин все пытался понять эту страну, где даже малыши знают «Военную Тайну» Красной Армии, да так и не понял. Не надо уподобляться Главному Буржуину и искать секреты там, где их нет. Главная «Военная Тайна» китайской медицины заключается в сочетании удивительной простоты базовой теории и огромного опыта систематических наблюдений и анализа симптомов и признаков заболеваний, а также действия трав и того или иного воздействия на акупунктурные точки на состояние внутренних органов и организма в целом.

О западной и восточной медицине

У каждой медицины есть своя область применения.

Современная западная (конвенциональная) высокотехнологичная медицина - это медицина БОЛЕЗНЕЙ, поскольку мы интересны для нее только тогда, когда уже болеем и это подтверждают результаты анализов и других исследований. Но всем известно, что в более чем 70% случаев первичного обращения в поликлинику ни анализы, ни исследования на самой современной аппаратуре ничего не выявляют, а самочувствие «не очень». Такое состояние часто относят к психосоматическим заболеваниям и в лучшем случае Вам посоветуют отдохнуть, позаниматься спортом или в крайнем случае сходить к психотерапевту.

Китайская медицина наоборот, изначально ориентирована на сохранение ЗДОРОВЬЯ, на профилактику, восстановление и лечение психосоматических и хронических заболеваний. Если пациент древнего китайского лекаря заболевал, он с позором изгонялся из дома как плохой доктор, не сумевший ПРЕДОТВРАТИТЬ болезнь.

О главном

Итак, повторим еще раз - китайская медицина основана только на ОЩУЩЕНИЯХ и имеет четко выраженный феноменологический характер, т.е. теория ТКМ создана на основе анализа наблюдаемых явлений и ощущений без учета действительно происходящих в организме процессов более глубокого уровня, которые на тот момент были совершенно непонятны и неизвестны. Это ключевое утверждение, к которому склоняются все серьезные исследователи китайской медицины.

Для сторонников версии о непосредственной передаче знаний китайской медицины «сверху», по аналогии с религиозными духовными знаниями, цитируем Михаила Санкина, стихотворение «Три Слона»:

«Земля, как блин, лежит на трех слонах, Которые стоят на черепахе. Уверен в этой истине монах, А истина уверена в монахе» Верующих не осуждаем и не обсуждаем. Но сами - не верим. Кстати, не верят в это и сами китайцы.

Базовые принципы оценки состояния организма

Несколько тысяч лет назад китайцы не располагали ни фундаментальными теоретическими знаниями, ни измерительным оборудованием, и могли полагаться только на свою наблюдательность и собственные ощущения. Попробуем реконструировать процесс создания базовых основ китайской медицины:

В те давние времена, да еще и зимой, было непросто добыть что-нибудь для пропитания и чувство голода и ощущение Холода часто преследовало древних китайцев. Чувство голода связано с ощущением Пустоты (Недостатка) , а насытившись, человек получал удовольствие от ощущения Полноты (Избытка) и растекающегося по всему телу ощущению Жара . Эти ощущения - Внутренние , а зимний холод и тепло исходящее от костра, на котором он готовил пищу - ощущения Наружные . Или по другому - мудрый китаец, сидя на горе, наблюдая за сменой дня и ночи, прислушивался к собственным ощущениям. Ночью — луна и ощущение Холода , днем - солнце и ощущение Жара , проголодался - ощущение пустоты (Недостаток) , переел - ощущение полноты (Избыток) , то, что происходит внутри, - ощущение Внутреннее , снаружи - ощущение Наружное .

Вот мы и получили три дихотомии - пары Холод-Жар , Недостаток-Избыток и Внутреннее-Наружное - шесть базовых диагностических критерия китайской медицины, используемых для оценки состояния организма и его отдельных органов. Было бы логично добавить к списку и ощущения Сухости и Сырости , но основатели китайской медицины отнесли эти два понятия к определению состояния Жидкостей Тела (см. ниже).

Три жизненные субстанции - Ци, Кровь и Жидкости тела

Жизнь в те времена была опасная и человек часто видел красную субстанцию, вытекающую из любой раны на теле, а иногда она «била ключом», если был задет сосуд, по которым кровь перемещается по телу. Эту субстанцию назвали Кровь . Мертвый воин - холодный и кровь не течет из его ран, значит ощущение тепла дает движение крови по Сосудам, проявляемое пульсирующими точками в определенных местах на поверхности тела. Но у мертвого воина пульсирующие точки отсутствует, кровь застыла и жизнь ушла, а у живого она двигается, а ощущение движения крови означает Жизнь. И назвал древний китаец это ощущение движения, ощущение тепла, ощущение жизни, ощущение пульсации - Ци . Ци - нематериальная, чувственная субстанция, ПРОЯВЛЕНИЕ всех жизненных процессов, происходящих в организме человека, ассоциируется с Кровью - материальной субстанцией и основой Ци . Недаром китайцы использовали один и тот же иероглиф «май» для обозначения каналов распределения Ци и кровеносных сосудов.

В наше время даже школьник знает, что тело человека на 70-80% состоит из жидкости. Этот факт не мог ускользнуть из поля зрения китайцев, и было введено понятие Жидкостей Тела , куда входят пот, слюна, мокрота, рвота, сперма, моча а также лимфа (межтканевая жидкость). Кровь тоже является Жидкостью Тела , но в силу ее заметности и важности ее функции как материальной субстанции и основы Ци она вынесена основателями китайской медицины в отдельную категорию, хотя и Жидкости Тела также могут считаться материальной основой Ци , и это не противоречит основам китайской медицины.

И еще две жизненные субстанции - Шэнь и Цзин

Шэнь - это Дух, Разум, сознание и подсознание - нематериальное проявление жизни, тогда как Цзин - Жизненная Эссенция, является материальной основой Шэнь , так как при соединении Эссенций отца и матери зарождается новая жизнь и соответственно и Разум. В китайской медицине триаду Цзин - Ци - Шэнь называют «Тремя Драгоценностями». Различают Пред-Небесную, Пост-Небесную Эссенцию и Эссенцию Почек. Пред-Небесная Эссенция - это смешение Эссенций отца и матери, которая после рождения трансформируется в Эссенцию Почек, которая подпитывается в течении жизни Пост-Небесной Эссенцией, вырабатываемой Селезенкой и Желудком из пищи и воды.

Патологические состояния жизненных субстанций

Каждая жизненная субстанция как для организма в целом, так и для отдельного органа может иметь свои патологические состояния, проявляемое в виде характерных для них симптомов и признаков, ощущаемых пациентом и доктором.

Ци

Ци Пустоты Ци (недостатка), Застоя Ци и Противотока Ци .

Состояние Пустоты Ци характеризуется легкой одышкой, слабым голосом, спонтанной потливостью, снижением аппетита, общей слабостью, утомляемостью, слабым стулом.

Состояние Застоя Ци характеризуется ощущением распирания и блуждающими болями, депрессией, раздражительностью, частыми сменами настроения, частыми вздохами.

Состояние Противотока (возмущения) Ци . Помним, что носителем Ци являются Кровь и Жидкости тела , т.е. куда Кровь и Жидкости - туда и Ци . Например, естественное движение Ци Желудка - вниз, обработанная в желудке пища в виде жидкой субстанции двигается вниз - это нормальное движение Ци Желудка . А вот рвота, изжога, икота, отрыжка - характерный пример Противотока Ци - жидкости Желудка поднимаются вверх, значит и Ци поднимается вверх. Другой пример - это Противоток Ци Легких . В норме движение Ци Легких направлено вниз и по всему телу с током обогащенной кислородом крови. Если Ци Легких поднимается вверх - появляется кашель с мокротой, выделения из носа, чихание, астма.

Кровь

Кровь может быть в патологическом состоянии Пустоты Крови (недостатка), Застоя Крови и Жара Крови .

Состояние Пустоты (недостатка) Крови характеризуется головокружением, ухудшением памяти, онемением и покалыванием в конечностях, бессонницей, бледными губами и бледным языком.

Состояние Застоя Крови . Главный признак - ноющая, колющая локализованная боль. Другие симптомы - фиолетовые губы и ногти, темный цвет лица, фиолетовый язык.

Состояние Жара Крови . Главный признак - ощущение жара. Другие симптомы - кожные болезни с красными высыпаниями, жажда, красный язык, Быстрый пульс.

Жидкости тела

Жидкости тела могут быть в патологическом состоянии Сухости , Сырости и Флегмы .

Состояние Сухости (недостатка) Жидкостей тела характеризуются сухостью кожи, сухостью во рту, носу, сухость губ, сухой кашель, сухой язык, скудная моча, сухой стул.

Состояние Сырости (отеки). С точки зрения китайской медицины отеки вызываются переходом жидкостей из их нормальных путей в пространство между кожей и мышцами.

Состояние Флегмы . Ну а Флегма - это проявление застоя Сырости - густая, мутная сырость. Флегма - это основа зарождения уплотнений и образований в тканях, весьма неприятная субстанция, с которой очень трудно бороться.

Эссенция Почек (Цзин)

Эссенция Почек (Цзин) может быть в патологическом состоянии Недостатка и Утечки .

Состояние Недостатка Эссенции Почек характеризуется недостатком сексуальной активности, ранней сединой и выпадением волос, слабостью в коленях.

Состояние Утечки Эссенции характеризуется истечением семени (сперматореей), маточными кровотечениями.

Разум (Шэнь)

Разум (Шэнь) может быть в состоянии Беспокойства от Недостатка или Избытка . Вместилищем Разума в китайской медицине считается Сердце, поэтому патология Разума будет проявляться в патологии Сердца.

Беспокойство Разума от Недостатка характеризуется тревожностью, беспокойными снами, сердцебиениями, плохой памятью, пугливостью.

Беспокойство Разума от Избытка характеризуется возбуждением, беспокойством, бессонницей, жаром, жаждой, красным кончиком языка.

Инь и Ян

Итак с базовыми критериями диагностики и состояниями пяти жизненных субстанций мы разобрались. Вы спросите - а где закон Инь - Ян ? Эти два слова знают все и в любой книге о китайской медицине о них говорят как об основном законе мироздания.

На самом деле эти два слова - всего лишь филосовские понятия, категории, используемые для рассуждений о дуальных (противоположенных, взаимосвязанных и взаимозависимых) явлениях, введены в обиход примерно в шестом веке до нашей эры филосовской школой Инь Ян. Можно также сказать, что закон Инь - Ян является китайским вариантом закона о единстве и борьбе противоположностей в западной культуре.

На интуитивном (медитативном) уровне все дуальные явления могут быть рассмотрены с точки зрения Инь и Ян . Тогда Холод , Пустота , Внутреннее - это категория Инь , а Жар , Полнота , Наружное - это категория Ян . Для других явлений эти примеры можно множить бесконечно, ночь (Инь) - день (Ян) и т.д. и т.п.

В медицине понятию Инь могут соответствовать структура и ткани органов, т.е. Кровь , Жидкости тела и Цзин , а понятию Ян - функция органов, т.е. Шэнь , Ци и Жизненная функция. В чем удобство применения этих двух категорий в медицине? Когда мы говорим о здоровом, гармоничном, сбалансированном органе, мы имеем ввиду соответствие структуры и тканей органа его функциям, т.е. говорим о балансе Инь и Ян органа. С другой стороны Инь - это Кровь , Жидкости и Цзин органа, а Ян - это Шэнь , Ци и способность органа выполнять работу, согревать (Жизненная функция), значит в состоянии баланса достаточно Крови , Жидкостей и Цзин , а также Шэнь , Ци и Жизненной функции. Дисбаланс характеризуется недостатком или избытком Инь и/или Ян . Таким образом с помощью всего лишь двух абстрактных понятий Инь и Ян можно передать различные состояния органа (всего семь состояний - баланс Инь и Ян , недостаток Инь (Пустой Жар) и избыток Инь (Полный Холод), недостаток Ян (Пустой Холод) и избыток Ян (Полный Жар), недостаток Инь и Ян (Пустота), избыток Инь и Ян (Полнота).

Итак, подведем итоги. Шесть основных элементарных ощущений (состояний), это пары Холод - Жар , Недостаток - Избыток , Внутреннее - Наружное , дополненные парой Инь и Ян и составляют восемь классических универсальных базовых критериев диагностики в теории китайской медицины.

Если дополнить этот список состояниями трех Жизненных субстанций - это Ци (Недостаток, Застой, Противоток), Кровь (Недостаток, Застой, Жар) и Жидкости тела (Сухость, Сырость, Флегма) - всего девять состояний, а также состояниями Шэнь - Разума (Беспокойство от Недостатка или от Избытка) и Цзин - Эссенции (Недостаток или Утечка) мы получим - инструмент дифференциальной диагностики - КОНСТРУКТОР ИЗ ДВАДЦАТИ ОДНОГО «КУБИКА», который позволяет описать нарушение баланса любого органа или организма в целом и соответствующих способов коррекции каждого состояния:

У-Син (Теория Пяти Элементов)

Еще один вопрос неминуемо возникнет - а где же теория У-Син (теория Пяти Элементов), второй, обязательный элемент в книгах о китайской медицине?

С анатомией в те врмена было слабовато, не то что сейчас, но все равно разобрались и выделили для начала пять так называемых плотных органов - Печень, Сердце, Селезенка, Почки, Легкие . А также пять полых органов - Желчный пузырь, Тонкий кишечник, Желудок, Толстый кишечник и Мочевой пузырь . Почему мы написали названия органов с большой буквы? Потому, что здесь имеется ввиду не только конкретный орган, а целая функциональная система, отнесенная к этому органу. Например к Селезенке относится не только непосредственно селезенка, но и поджелудочная железа, и не только.

Той же школой, которая ввела понятия Инь и Ян , для объяснения взаимодействия внутренних органов была предложена теория У-Син (пять элементов, пять фаз, пять движений). Популярность теории У-Син то возрастала, то падала и ей свойственны множество противоречий, ограничивающих ее использование в медицине. С момента ее появления она постоянно подвергалась критике, а в современном Китае она вообще признана ненаучной. Попытка подменить реальное взаимодействие внутренних органов на физиологическом уровне абстрактной схемой взаимодействия органов по порождающим и угнетающим связям закономерно пришла к своему логическому завершению, а ее изучение может быть интересно лишь в историческом плане. Для справки, Япония импортировала китайскую медицину примерно в седьмом веке, а в процессе адаптации к национальным культурным традициям она была преобразована в традиционную японскую медицину КАМПО , что в переводе означает «Путь Хань» - китайский путь. В результате критического переосмысления теории китайской медицины японцы еще тогда отказались от применения теорий Инь - Ян и У-Син , посчитав их спекулятивными и не соответствующими действительности. В рационализме и здравом смысле японцам не откажешь, стоит прислушаться и к их мнению.

Причины болезней

Что такое болезнь и почему человек болеет, в чем причина? Вопрос актуален и сейчас, а тогда и тем более. В состоянии Здоровья человек находится в состоянии гармонии и баланса как с окружающей средой, так и внутренней гармонией всех органов. Здоровый человек активен, полон желаний и планов, глаза «горят», нет ощущения тела, оно лишь инструмент исполнения желаний, нет симптомов и признаков дисгармонии. Когда все органы человека находятся в состоянии баланса, он здоров, а вот появление симптомов и признаков свидетельствует о нарушении этого баланса, а это и есть болезнь с точки зрения китайской медицины.

Если спросить ребенка, кто виноват в том, что мы болеем? То конечно же, на первом месте ответов в опросе будет плохая погода! Древние китайцы, как дети, тоже были того же мнения. Поэтому первая очевидная причина заболеваний в те древние времена стала плохая погода - Холод, Жар, Сухость, Сырость, Ветер и Летний Зной (Огонь) . Назовем их Наружными Патогенными факторами . Отклонения погоды от нормы всегда вызывали вспышки заболеваний. Наружный Патогенный фактор атакует Наружный слой нашего тела (кожа, мышцы и сухожилия) вызывая различные, в том числе простудные заболевания. Если его вовремя и быстро не изгнать, он проникает глубже и становится Внутренним Патогенным фактором , который поражает внутренние органы.

Вторая, менее очевидная тогда, но наверное самая актуальная сейчас причина - это наши эмоции - Гнев, Радость, Грусть, Тревога, Задумчивость, Страх и Шок . Еще древние заметили, что человек, одержимый какой либо одной эмоцией неизбежно начинает болеть.

Ну и третья, не менее актуальная в наше время - образ жизни - физические и умственные перегрузки, недостаточная физическая активность, чрезмерная сексуальная активность, погрешности в диете .

Что же происходит, когда мы заболеваем?

Первое . Наружные или Внутренние Патогенные факторы , воздействует на три основные жизненные субстанции - Ци , Кровь и Жидкости тела и приводят к нарушению их движения и распределения по телу.

Второе . Нарушение движения и распределения Ци , Крови и Жидкостей тела приводит к нарушению баланса в организме и в его отдельных органах.

Третье . Нарушение баланса приводит к появлению симптомов и признаков, характерных для этого дисбаланса.

За несколько тысяч лет существования и развития китайской медицины был накоплен колоссальный опыт в анализе причин и взаимосвязи дисбаланса в конкретном органе или системе и связанных с ним симптомов и признаков.

Диагностика

На основании симптомов и признаков, выявляемых в процессе диагностики - осмотра, опроса, выслушивания и вынюхивания, а также ощупывания пациента, доктор устанавливает рисунок заболевания (паттерн или несколько паттернов) и определяет характер и место дисбаланса.

Характер дисбаланса определяется по восьми диагностическим критериям и состоянию Ци, Крови и Жидкостей Тела с указанием локализации проблемы (в определенном органе) и характерных симптомов и признаков, что дает нам рисунок заболевания (паттерн, или синдром).

Пример описания дисбаланса органа (паттерн) в китайской медицине выглядит следующим образом:

  • недостаток Ци Селезенки (усталость, плохой аппетит, слабый стул)
  • застой Крови Сердца (острая боль в груди, синюшные губы, пурпурно-красный язык);
  • недостаток Инь Почек
  • недостаток Инь Почек (ломота в пояснице, ночная потливость)
  • Сырость-Жар Желчного Пузыря (ощущение полноты в подреберьях, горький привкус во рту, толстый желтый клейкий налет на языке)

Лечение

Главный принцип лечения - при состоянии Холода надо согревать - при состоянии Жара нужно охлаждать, Недостаток надо восполнять, Избыток надо выводить. Как только доктор поставил диагноз с использованием дифференциальной диагностики по 21 состоянию, сразу понятна стратегия лечения - всего 21 возможное действие или их комбинация по коррекции состояния.

Траволечение

Для лечения и раньше использовались травы, и древние знахари замечали, что отвар некоторых трав согревает , а других - охлаждает , что отвар сладких и кислых трав тонизирует и быстро убирают ощущение Пустоты , а горьких и острых вызывают потоотделение или рвоту , стул или мочеиспускание (дренирование ), а также рассеивает Застой и облегчают ощущение Полноты . Отвар других трав просто гармонизирует состояние и убирает противоречивые ощущения. В соответствии с этими наблюдениями со временем были сформулированы восемь базовых методов лечения :

Потоотделение, Рвота, Дренирование (Послабление), Гармонизация, Согревание, Охлаждение, Тонизация и Рассеивание.

Для каждой травы древние доктора определили основные характеристики, которые помогали им правильно подобрать траву для лечения: Первая - Природа - Охлаждающая или Согревающая, Вторая - Вкус - Сладкий и Кислый - восполняющие, Горький и Острый - выводящие, Соленый - растворяющий, Третья - Тропность - Влияние на соответствующую функциональную систему, Четвертая - Действие на основные Жизненные субстанции, Пятая - Симптомы , которые устраняются приемом этой травы.А еще они разложили все травы по «полочкам» в соответствии с восемью методами лечения, а также действием трав на основные жизненные субстанции (Ци, Кровь и Жидкости тела).

Постепенно, по мере накопления опыта, древние доктора научились сочетать различные травы вместе, появились излюбленные сочетания, хорошо помогавшие Пациентам в различных состояниях. Сочетания назвали Прописями . Сначала это были простые сочетания из двух трав, потом из трех, далее стали комбинировать «двойки» и «тройки» и научились составлять сложные Прописи. Появилась своя система составления Прописей, где был Главный компонент (трава или несколько трав), решавший основную задачу Прописи, его Заместитель , помогающий решать главную задачу, Помощник , основной задачей которого было ослаблять негативный эффект основных трав на другие органы, и Проводник , облегчающий решение задач всем остальным травам.

Точное соответствие прописи текущему состоянию пациента - подобие, как и в гомеопатии, часто приводит к ошеломительным результатам в виде улучшения состояния сразу после первого приема отвара. Готовить отвар в домашних условиях хлопотно и при нынешнем темпе жизни практически нереально. Еще китайцы стали производить первые медовые пилюли, представляющие собой мелко измельченные в ступе травы, перемешанные с небольшим количеством меда. Рациональные японцы первые начали производить концентрированные пилюли из лекарственных трав путем многократного отваривания и упаривания их до определенной консистенции. В современных пилюлях степень концентрации соответствует 5-ти, что позволяет в такое же количество раз снизить суточную дозировку. За последние два года на российском рынке появились сертифицированные классические растительные препараты, только в профессиональной серии фитопрепаратов "ФОРМУЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ" их представлено около 60-ти. Удобная цветная и цифровая маркировка фитопрепаратов этой серии позволяет легко ориентироваться в выборе препарата, соответствующего Вашему состоянию.

Акупунктура

Акупунктура эволюционировала несколько тысяч лет и продолжает развиваться. Любая научная теория опирается на две основных составляющих: эмпирические факты и объяснительную модель. За тысячелетия китайцы накопили огромное количество эмпирических фактов о взаимосвязи различных частей поверхности человеческого тела между собой и с внутренними органами . Именно в попытке объяснить эту взаимосвязь древние лекари сформулировали теорию «Каналов» (Цзин-Ло), основанную на гениальном для того времени ПРЕДПОЛОЖЕНИИ древних китайцев, что есть некая неведомая ОСНОВА всем жзненным процессам в организме, названная Ци. При этом произошел переход от понятия Ци, как ОЩУЩЕНИЯ (проявление о отражение всех жизненных процессов в организме), к понятию Ци, как ОСНОВЫ этих процессов . Именно на это филосовской идее, где Ци является основой всех процессов в организме, и разработана в дальнейшем вся теория ТКМ. Теория каналов стала "краеугольным камнем" теории ТКМ. В рамках этой теории Ци двигается по особым каналам, соединяющим акупунктурные точки, воздействие на которые приводит к восстановлению баланса в соответствующих органах.

Проведенные в Китае и других странах, в том числе и России исследования в течении последних 50 лет по подтверждению традиционной теории «каналов» и поиску их анатомического коррелята ни к чему не привели, несмотря на огромные интеллектуальные и финансовые ресурсы, вложенные в эти исследования. С другой стороны, проведенные в Китае в течении 20 лет скрупулезные исследования и анализ первоисточников и материалов археологических раскопок (в Институте Акупунктурных Исследований при Академии ТКМ в Пекине под руководством профессора Лунсян Хуан) позволили реконструировать процесс зарождения китайской медицины, который подтверждает ее феноменологическую сущность, и высказать «крамольное» предположение, что теория «каналов» безвозвратно устарела и является сейчас тормозом в развитии ТКМ.

Первые акупунктурные точки были выявлены при осмотре пациентов как пульсирующие точки (на самом деле это были места поверхностного расположения артерий), которую, по мнению древних врачей, вызывала жизненная сила, названная Ци . Наличие или отсутствие Ци (пульсации) определяло, жив пациент или мертв. Считалось, что все части тела связаны каналами или сосудами Ци . Пальпацией пульсирующих точек по всему телу врачи диагностировали состояние больного. Поскольку пульсация чувствовалась не по всей длине канала, а только в определенных точках, врачи соединяли их в воображаемый канал, тем самым «дорисовывая» его невидимую часть. Не даром иероглиф «май», обозначающий канал, также обозначает и кровеносный сосуд. Разумеется, в разные времена разные врачи соединяли точки по-разному, и отсюда – все многообразие теорий каналов и меридианов. Воздействие на эти точки приводило к облегчению состояния пациентов и восстановлению баланса.

В Трактате Желтого Императора о Внутреннем (Хуан Ди Нэй Цзин), составленном приблизительно между 206 г. до н.э. и 220 г. до н.э. были обобщены существующие до этого многочисленные теории, основанные на движении Ци по каналам. Трактат стал знаковым событием в истории древней медицины и по сей день используется как учебник по акупунктуре по всему миру. После появления Трактата акупунктура не остановилась в своем развитии: число теорий, точек и каналов все увеличивалось. Когда клинические факты не соответствовали ни одной существующей теории, ими могли пренебречь, чтобы не ставить под сомнение всю теорию. Новые теории должны были не противоречить старым: у китайцев это выражается пословицей «Обрежь ногу, раз обувь мала». Та классическая акупунктура, которая дошла до нас, представляет собой смесь ценных теорий и огромного клинического опыта с ложными представлениями и неполными объяснительными моделями.

В настоящее время ситуация выглядит нелепо. Ученые применяют последние технологические и научные достижения в исследовании физиологических и молекулярных механизмов акупунктуры уже более 50 лет, но студенты и специалисты, которые хотят изучать акупунктуру, все еще учатся по Трактату Желтого Императора и учебникам, написанным на его основе.

Теория «Каналов» (Цзин-Ло) - выполнила свою историческую роль, сохранив огромный эмпирический опыт предыдущих поколений китайских докторов, но сейчас она сдерживает развитие акупунктуры, которой нужна новая теория, новая объяснительная модель.

Главная ценность китайской акупунктуры и об этом говорят сами китайцы - это колоссальный эмпирический опыт, подтверждающий связь между отдельными точками на поверхности тела между собой и с внутренними органами. Эта связь проявляется при том или ином воздействии на точку изменением состояния внутренних органов в соответствии с 21 критерием дифференциальной диагностики и устранением характерных для этого состояния симптомов и признаков.

Несколько слов о рефлексотерапии

Понятно, что период становления рефлексотерапиии в стране был не простым (а началось все в 1957 году) и сейчас не время и не место разбираться, почему мы как всегда оказались «впереди планеты всей ». Из целостной системы врачевания был взят только один метод - акупунктура. Почему, как всегда это у нас бывало, доминирующими были идеология и революционные методы: «Весь мир насилья мы разрушим. До основанья , а затем. Мы наш, мы новый мир построим... ». Попытка заменить дифференциальную диагностику на инструментальные методы диагностики, явилась дополнительным стимулом к изучению разнообразных механизмов акупунктуры, но, к сожалению, целостной, исчерпывающей, научно-обоснованной теории, основанной на неврологии, так и не было создано, а участие нервной системы (рефлекторные реакции) является не единственным и как показывает практика далеко не решающим механизмом лечебного эффекта акупунктуры. В итоге в рефлексотерапии не осталось и следа от традиционной дифференциальной диагностики, которая вместе с огромным эмпирическим опытом и является главной ценностью китайской медицины и определяет эффективность лечения. Именно по этой причине часто приходится слышать расхожую и обидную для рефлексотерапевта фразу: «эффективность иглоукалывания падает обратно-пропорционально квадрату расстояния от Пекина ».

В «сухом остатке» в «багаже знаний» новоиспеченного рефлексотерапевта имеется рецептурный справочник точек для укалывания по нозологиям, описание топографии и симптоматики этих точек, скромные рекомендации по Месту, Методу и Моменту воздействия и представление о философских категориях Инь и Ян и теории У-Син . А дальше он один на один с пациентом, правда вооруженный инструментальными средствами диагностики по Фоллю, по Накатани, по Акабане, лечит «недостаток» или «избыток» Ци в «канале» и методом проб и ошибок набирает клинический опыт. Хотя в теории ТКМ, основанной на богатом эмпирическом опыте утверждается, что проблемы акупунктурного канала могут быть связаны, а могут и не быть связаны с проблемами связанного с каналом внутреннего органа. Аналогично и для внутреннего органа, проблемы которого могут отражаться или нет на акупунктурном канале.

Складывается противоречивая ситуация, с одной стороны в современной рефлексотерапии используются самые последние достижения и технологии в исследовании физиологических, молекулярных и биоинформационных механизмов акупунктуры, с другой стороны - лечение недостатка и избытка Ци а «виртуальном» канале, хотя и с применением инструментальных средств диагностики. Удивительное сочетание современных технологий с устаревшими теоретическими моделями! И в итоге, более 90% специалистов, если не бросают это занятие - рефлексотерапию, то приходят к выводу о необходимости изучать традиционную методологию дифференциальной диагностики и конечно использовать весь богатейший эмпирический опыт китайской медицины.

К сожалению, до сих пор современная физика не добралась до понимания полевой структуры, ассоциируемой с понятием Ци в китайской медицине. С другой стороны, с современной точки зрения рассуждения о Ци в китайской философии и медицине не соответствуют современному уровню развития естествознания.

Основываясь на понимании феноменологической сущности китайской медицины и представлениях современной квантово-волновой физики, последовательное движение Ци по каналам носит условный, схематический характер. Более реалистична выглядит идея акупунктурных точек - как узлов в квантово-волновом каркасе человеческого тела, который складывается из излучения каждой клетки нашего организма. Эта идея излучения впервые была высказана русским ученым Петром Гаряевым при исследовании генома человека. Подтверждение того, что каждая клетка содержит полную информацию об организме - это возможность клонирования. Это также объяснят наличие «систем соответствия» в различных зонах тела.

С учетом всего выше сказанного можно предположить, что акупунктурный канал - это по сути система классификации акупунктурных точек , такая же категория, как Инь и Ян и теория У-Син . Прав был француз Сюлье де Моран, назвав его меридианом - условной линией, элементом системы координат.

Безусловно, российские рефлексотерапевты внесли огромный вклад в исследование механизмов действия акупунктуры на нейрофизиологическом, биохимическом и биофизическом уровнях и теоретически готовы предложить новые теории и объяснительные модели в акупунктуре. Только не надо отбрасывать ценный, наработанный тысячелетиями эмпирический опыт и гениальную в свой простоте традиционную дифференциальную диагностику, что дает им возможность использовать в своей лечебной работе не только акупунктуру, но и другой метод традиционной китайской медицины - фитотерапию.

В заключение

Итак, оглянемся назад и посмотрим, что мы натворили:

  • Свели теорию Инь-Ян к двум банальным категориям и к аналогу закона о единстве и борьбе противоположенностей в западной культуре.
  • Закон У-Син расценили как попытку подмены реального взаимодействия внутренних органов на физиологическом уровне абстрактной схемой взаимодействия органов по порождающим и угнетающим связям и признали ненаучным.
  • Теорию «каналов» (Цзин-Ло), краеугольный камень ТКМ, посчитали сыгравшей свою историческую роль и обозвали «тормозом» в дальнейшем развитии акупунктуры (рефлексотерапии).
  • Низвели понятие Ци до уровня ощущений, уж коли не знаем, что это есть на самом деле.
  • Досталось и рефлексотерапии за пренебрежение к традиционной дифференциальной диагностике и лечение «виртуальных каналов».

И что же осталось у нас от китайской медицины:

  • Гениально простая система оценки состояния гомеостаза (баланса) организма и его отдельных органов, с помощью всего лишь 21 критерия дифференциальной диагностики, которые определяет и состояние и действие по его коррекции, единые как для траволечения, так и для иглоукалывания и других методов воздействия.
  • Согласно теории китайской медицины считается, что болезнь – это нарушение равновесия в одной или нескольких функциональных системах, что проявляется симптомами и признаками, свидетельствующими о нарушении этого баланса, которое описывается с помощью 21 критерия дифференциальной диагностики. За несколько тысяч лет существования и развития китайской медицины был накоплен колоссальный опыт в анализе взаимосвязи дисбаланса в конкретном органе (описанного на основе 21 критерия) и связанных с ним симптомов и признаков.
  • Отработанный тысячелетиями опыт использования отдельных трав и их композиций для коррекции состояния, опять же на основе 21 критерия дифференциальной диагностики.
  • Бесценный эмпирический опыт, подтверждающий связь между отдельными точками на поверхности тела между собой и с внутренними органами. Эта связь проявляется при том или ином воздействии на точку изменением состояния внутренних органов в соответствии с 21 критерием дифференциальной диагностики и устранением характерных для этого состояния симптомов и признаков.