Кому принадлежит крым в данное время. Крым - наш! А вы кто


История Крыма очень богата. Кого только не было на землях полуострова, какие только исторические события не затронули его! Именно поэтому говорят, что начиная изучать историю Крыма, поневоле изучишь Всемирную историю.

Крым — история полуострова в датах

80-40 тыс. лет назад — на территории полуострова

15-8 вв. до н. э. — в Крыму проживают — кочевой народ, упоминаемый Гомером и в Ветхом Завете, и , которые античные авторы считали пиратами, приносящими мореплавателей в жертву богине Деве.

7 век до н. э . — на смену тавров с севера пришли кочевники , которые постепенно переходили к оседлому образу жизни и основывали могущественные государства.

6-5 вв. до н. э . — на побережье основаны первые поселения (Керкинитида, Пантикапей…). Колонисты чеканили монеты, занимались ремеслами, земледелием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. Греки оказали большое влияние на культуру своих соседей.

70-е годы н.э. — римляне на полуостров пришли после победы над понтийским царем Митридатом Шестым Евпатором. В частности, они основали крепость Харакс на мысе Ай-Тодор и построили от неё первую горную дорогу к Херсонесу.

4-7 вв. н.э. — Великое переселение народов. В Крым приходят новые племена — , аланы. Происходит этногенез будущего крымского населения.

6-12 вв. н.э. — образование , крупнейшим из которых становится , становление влиятельного христианского

988 год — захватив город Херсон (Корсунь), киевский князь Владимир берет в жены византийскую принцессу Анну и ; происходит христианизация Руси.

13 век — венецианская, а затем генуэзская колонизация побережья Крыма. активно занимались торговлей и для защиты своих городов возводили мощные крепости практически на всём южнобережье.

1239 год — поход монгольского хана Батыя в Крым, в 1242 году полуостров со столицей в Солхате (), входит в состав Золотой Орды.

14 век — в разрушенных и опустевших пещерных городах начинают селиться (караи) — народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар, исповедовавшие иудаизм в особой форме — караимизм. В отличии от иудеев они не признавали Талмуд и хранили верность Торе.

1394 год — разрушение Херсонеса литовским князем Ольгердом.

1420-1466 годы — основатель династии крымских ханов Хаджи Гирей провозглашает Крымское ханство независимым и переносит столицу в .

1475 год — Крым подвергается нападению Османской империи. Турки захватывают и разрушают генуэзские крепости, завоёвывают княжество Феодоро, подчиняют себе Крымское ханство.

1735-1739 годы — Россия в союзе с Австрией ведёт войну против Турции и дважды занимает Крым.

1768-1774 годы — Первая русско-турецкая война, в результате которой Крымское ханство провозглашено независимым от Турции. Керчь становится русским городом, а во всех портах появляются русские гарнизоны.

1783 год — . — базы российского и (1784 год) — столицы Таврической губернии.

1787 год — визит в Крым императрицы Екатерины Второй и императора Австрии Иосифа Второго стал одним из самых дорогих путешествий за всю историю человечества.

1853-1856 годы — Восточная война (Крымская с 1954 года). Россия воюет против коалиционных войск Англии, Франции и Сардинского королевства, выступающих на стороне Турции. Сражения происходят в европейской части России, на Черном море и на Камчатке. 349 дней длится .

1787-1791 годы — Вторая Русско-турецкая война, признание Турцией присоединения Крыма к России.

1875 год — до Севастополя доведена ж/д ветка и шоссе. На Южном берегу строятся летние резиденции императорской семьи. Крым становится аристократическим курортом.

1918-1920 годы — после революции Крым — один из последних оплотов Белой армии под командованием генерала Врангеля. После ожесточенных боев Красная Армия одерживает победу, после чего В.И. Ленин издает декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» — все дворцы и дачи отданы под санатории для рабочих, колхозников и партийных работников.

1941-1942 годы — начало Великой Отечественной войны. Главный удар немецких войск обрушивается на . За стойкость и мужество защитников двум крымским городам — Севастополю и Керчи — присвоено звание «Город-герой».

1944 год — массовая депортация народов Крыма за «сотрудничество с оккупантами», среди пострадавших — крымские татары, армяне, болгары и греки.

4-11 февраля 1945 года — . Главы правительств СССР, США и Великобритании приняли решение о разделе Германии и репарациях, об участии СССР в войне с Японией и о членстве Советского Союза в ООН — новой международной организации.

1954 год — по решению генсека КПСС Н.С. Хрущева Крым переводится из юрисдикции РСФСР под юрисдикцию УССР и становиться областью в составе Украины.

1991 год — путч в Москве и арест М.С. Горбачева на его . После развала Советского Союза Крым становится Автономной республикой в составе Украины.

16 марта 2014 года — в Крыму состоялся референдум о статусе республики, по итогом которого большинство крымчан высказались за присоединение к России. Спустя два дня был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав РФ на правах субъектов.

История Крыма кратко в датах на видео

История полуострова Крым с древнейших времён до наших дней.

Доисторический период

Палеолит и мезолит

Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту - это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Кобавозрастом в 100 тыс. лет. Много позже в эпоху мезолита в Крыму обосновываются кроманьонцы (Мурзак-Коба).

Согласно гипотезе Райана-Питмена, вплоть до VI тыс. до н. э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, территорию современного Азовского моря. Около 5500 г. до н. э., в результате прорыва вод из Средиземного моря и образования Босфорского пролива, за довольно краткий период были затоплены значительные территории, и образовался Крымский полуостров. Затопление Чёрного моря примерно совпадает с финалом мезолитических культур и наступлением неолита.

Неолит и энеолит

В отличие от большей части Украины, Крым в эпоху неолита не затронула волна неолитических культур, пришедшая из Анатолии через Балканы. Местный неолит был иного происхождения, связанный с культурами циркумпонтийской зоны (степи и равнины между Чёрным и Каспийским морями).

В 4-3 тыс. до н. э. через территории к северу от Крыма происходили миграции на запад племён, предположительно носителей индоевропейских языков. В 3 тыс. до н. э. на территории Крыма существовала Кеми-Обинская культура.

Бронзовый и ранний железный век

Первыми жителями Крыма, известными нам по античным источникам, были киммерийцы (XII в. до н. э.). Пребывание их в Крыму подтверждается античными и средневековыми историками, а также информацией, которая дошла до нас в виде топонимов восточной части Крыма: «Киммерийские переправы», «Киммерик».

В середине VII в. до н. э. часть киммерийцев была вытеснена скифами из степной части полуострова в предгорья и горы Крыма, где они создавали компактные поселения.

В предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу жили тавры, связанные с Кизил-Кобинской археологической культурой. О возможном кавказском происхождении тавров говорят следы влияния Кобанской культуры. От тавров происходит древнее название горной и прибережной части Крыма - Таврика, Таврия, Таврида. До наших дней сохранились и были исследованы остатки укреплений и жилищ тавров, их кольцеподобные ограды из вертикально поставленных камней и таврские гробницы «каменные ящики».

Новый период истории Таврики начинается с захвата Крыма скифами. Этот период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья.

Античность

В VI-V вв. до Рождества Христова, когда в степях господствовали скифы, на побережье Крыма основывали свои торговые колонии выходцы из Эллады. Пантикапей или Боспор (современный городКерчь) и Феодосия были построены колонистами из древнегреческого города Милет; Херсонес, расположенный в пределах нынешнего Севастополя, сооружён греками из Гераклеи Понтийской.

В первой половине V в. до н. э. на берегах Чёрного морявозникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них - демократическая рабовладельческая республикаХерсонес Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма (Керкинитида (современная Евпатория), Калос-Лимени, Черноморское). Херсонес находился за могучими каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое - Боспорское, автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей. Акрополь этого города находился на горе Митридат, недалеко от него раскопаны курганы Мелек-Чесменский и Царский. Здесь найдены каменные склепы, уникальные памятники боспорской архитектуры.

Греческие колонисты привезли на берега Кимерии-Таврики кораблестроение, виноградарство, выращивание оливкововых деревьев и других культур, строили храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений - полисов. Античные греки создают великие историко-литературные памятники о Крыме. Еврипид на крымском материале написал драму «Ифигения в Тавриде». Греки, которые жили в Херсонесе Таврическом и в Боспоре Киммерийском, знают «Илиаду» и «Одиссею», в которых Киммерия безосновательно характеризуется как «грустная область, покрытая вечно влажным туманом и тучами». Геродот в V в. до н. э. писал о религиозных верованиях скифов, о таврах.

До конца III в. до н. э. государство скифов значительно сократилось под натиском сарматов. Скифы были вынуждены перенести свою столицу на речкуСалгир (вблизи Симферополя), где возник Неаполь Скифский, он же Неаполис (греческое название).

В I веке в Крыму пытаются обосноваться римляне. Они строят крепость Харакс, которая была оставлена в III веке. В римский период в Крыму начинает распространятся христианство. Одним из первых христиан в Крыму был ссыльный Климент I - 4-й Папа Римский.

Средневековье

Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Пребывание готов в крымских степях продолжалось сравнительно недолго. В 370 году в Крым с Таманского полуострова вторглись гунны Баламбера. Готы закрепились в горном Крыму до XVII века (крымские готы). К концу IV века в Крыму оставался лишь один античный город Херсонес Таврический, который стал форпостом византийского влияния в регионе. При императоре Юстиниане в Крыму закладываются крепости Алустон, Гурзуф, Симболон иСудак, а также возрождается Боспор. В VI веке по Крыму прошлись тюрки. В VII веке здесь отметились кочевые болгары. В начале VIII века Крым разделили между собой Византия и Хазария, от последней на полуострове остались государственное устройство (хан, беклербек, курултай), крымские армяне из бывших несториан - сначала хазар, затем половцев и казаков, казаки, впервые упоминаемые именно здесь, этнос крымчаков. В связи с переселением из Египта караимов в Крым (Чуфут-Кале) они переняли язык крымчаков. В VIII веке в Византии началось движение иконоборчества, уничтожались иконы и росписи в храмах. Монахи, спасаясь от преследований, переселялись на окраины империи, в том числе в Крым. Здесь, в горах они основали пещерные храмы и монастыри: Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие.

В VI-XII веках в Юго-западном Крыму происходит развитие феодальных отношений и формирование укрепленных поселений на куэстах Внутренней гряды - «пещерных городов».

В IX веке в Крым проездом в Саркел попадает Кирилл - создатель глаголицы - первого общеславянского алфавита. в создании которого значительную роль сыграло изучение им в Крыму у местного купца-руса русских букв - «черт и рез». В честь Кирилла его письмо была названо «кириллица». В том же веке в Крыму появляются печенеги и русы (Бравлин). В начале X века Крым становится ареной сражения армий русов (Хельгу) и хазар (Песах). После убийства правящей династии каганов Хазарии турками-огузами власть переходит к законному наследнику из другой ветви автохтонной династии Юга Руси, возможно, восходящей к массагетам, судя по общему у хазар и массагетов айдару - киевскому князю Святославу Игоревичу. В 988 году в Корсуни (Херсонес) принимает крещение и женится на сестре византийского императора великий князь киевский Владимир Святославович. Корсунь в это время находиться во владении Руси. В период феодальной раздробленности Руси хазарская часть Крыма переходит под власть русского Тмутараканского княжества. Значимым городом в этот период становится Корчев.

После ослабления Византии в её бывших крымских владениях готаланами (крымскими готами) было основано православное христианское княжествоФеодоро со столицей в крупнейшем «пещерном городе» городе Мангуп. 1222 годом датируется первый турецкий десант в Судаке, который разгромил русско-половецкое войско. Буквально на следующий год в Крым вторгаются татаро-монголы Джэбэ. Степной Крым становится владением Золотой Орды - улуса Джучи. Административным центром полуострова становится город Крым. Первые монеты, выпущенные в Крыму ханом Менгу-Тимуром, датируются 1267 г. Благодаря бурному расцвету генуэзской торговли и находившейся рядом Кафы Крым быстро превращается в крупный торговый и ремесленный центр. Другим крупным городом Крымского улуса становится Карасубазар. В XIII веке происходит значительная исламизация прежде христианского Крыма.

В XIV веке часть территорий Крыма приобрели генуэзцы (Газария, Каффа). К этому времени в Крыму уже широко был распространен половецкий язык, о чём свидетельствует Кодекс Куманикус. В 1367 году Крым подчинялся Мамаю, власть которого также опиралась на генуэзские колонии. В 1397 году литовский князь Витовт вторгается в Крым и доходит до Каффы. После погрома Едигея Херсонес превращается в развалины (1399 год).

Крымское ханство и Османская империя

После распада Золотой Орды в 1441 году остатки монголов в Крыму тюркизируются. На этот момент Крым разделён между степным Крымским ханством, горным княжеством Феодоро игенуэзскими колониями на южном побережье. Столицей княжества Феодоро являетсяМангуп - одна из крупнейших крепостей средневекового Крыма (90 га) и при необходимости принимает под защиту значительные массы населения.

Летом 1475 года турки-османы, захватившие территории бывшей Византийской империи, высадили большой десант Гедик Ахмед-паши в Крыму и Приазовье, захватив все генуэзские крепости (в том числе Тана на Дону) и греческие города. В июле был осаждён Мангуп. Ворвавшись в город, турки уничтожили почти всех жителей, разграбили и сожгли постройки. На землях княжества (и также завоёванных генуэзских колоний капитанства Готия) создан турецкий кадилик (округ); османы содержали там свои гарнизоны, чиновничий аппарат и строго взимали налоги. В 1478 году Крымское ханство стало протекторатом Османской империи.

В XV веке турки с помощью итальянских специалистов строят на Перекопе крепость Ор-Капу. С этого времени у Перекопского вала появляется другое имя - Турецкий. С конца XV века татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию. Основным занятием крымских татар (так их стали называть намного позднее) на юге становится садоводство, виноградарство, выращивание табака. В степных районах Крыма было развито животноводство, в первую очередь разведение овец и коней.

С конца XV века Крымское ханство совершало постоянные набеги на Русское государство и Речь Посполитую. Основная цель набегов - захват рабов и их перепродажа на турецких рынках. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек.

Русско-турецкая война 1768-1774 годов положила конец османскому господству, и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым.

Российская империя

Начиная с 14 ноября 1779 году Суворов, исполняя указ Екатерины II в течение года, вывозит из Крыма все христианское население. Греков, которые населяли главным образом западные и южные берега Крыма, Суворов расселяет на северном берегу Азовского моря, где они основывают город Мариуполь и 20 селений в округе. Армян, которые населяли в основном восточные и юго-восточные берега Крыма (Феодосия, Старый Крым, Сурхат и тд), расселяют в низовьях Дона, возле крепости Дмитрия Ростовского, где они основывают город Нахичевань-на-Дону и 5 селений вокруг него (на месте современного Ростова-на-Дону). Это переселение было организовано с целью ослабить экономику Крымского ханства, так как армяне и греки, в отличии от кочевых крымских татар, были преимущественно земледельцами и ремесленниками, контролировавшие всю торговлю Крымского ханства и на их налогах основывалась ханская казна. С исходом христиан ханство было обескровлено и разорено. 8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав Российской Империи. На территорию Крыма вошли русские войска Суворова, вблизи развалин древнего Херсонеса, где принимал крещение Владимир Святой, заложен был город Севастополь. Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) влилась в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. На первых порах обустройством российского Крыма ведал князь Потемкин, получивший титул «таврического». В 1783 году население Крыма насчитывало 60 тыс. человек, занятых преимущественно скотоводством (крымские татары). Вместе с тем под российской юрисдикцией начало расти русское, а также греческое население из числа отставных солдат. Приезжают осваивать новые земли болгары и немцы. В 1787 году императрица Екатерина совершила свое знаменитое путешествие в Крым. Во время очередной русско-турецкой войны в крымско-татарской среде начались волнения, из-за которых территория их обитания была существенно сокращена. В 1796 году область вошла в состав Новороссийской губернии, а в 1802 года опять выделена в самостоятельную административную единицу. В начале XIX века в Крыму развивается виноградарство (Магарач) и судостроение (Севастополь), прокладываются дороги. При князе Воронцове начинает обустраиваться Ялта, закладывается Воронцовский дворец, а южный берег Крыма превращается в курорт.

Крымская война

В июне 1854 года англо-французская флотилия начала обстреливать российские береговые укрепления в Крыму, а уже в сентябре в Евпатории началась высадка десанта союзников (Великобритания, Франция, Османская империя). Вскоре произошло Сражение на Альме. В октябре началась осада Севастополя, в ходе которой на Малаховом кургане погиб Корнилов. В феврале 1855 года русские неудачно пытались штурмовать Евпаторию. В мае англо-французский флот захватывают Керчь. В июле в Севастополе гибнет Нахимов. 11 сентября 1855 года Севастополь пал, однако был возвращен России по окончании войны в обмен на определенные уступки.

Крым в конце XIX - начале XX века

В 1874 году Симферополь был соединён с Александровском железной дорогой. Курортный статус Крыма повысился после того, как в Ливадии появилась летняя царская резиденция Ливадийский дворец.

По переписи населения 1897 года в Крыму жило 546 700 человек. Из них 35,6 % крымских татар, 33,1 % русских, 11,8 % украинцев, 5,8 % немцев, 4,4 % евреев, 3,1 % греков, 1,5 % армян, 1,3 % болгар, 1,2 % поляков, 0,3 % турок.

Крым в Гражданской войне

Накануне революции в Крыму проживало 800 тыс. человек, в том числе 400 тыс. русских и 200 тыс. татар, а также 68 тыс. евреев и 40 тыс. немцев. После Февральских событий 1917 года крымские татары организовались в партию Милли Фирка, которые попытались захватить власть на полуострове.

16 декабря 1917 года в Севастополе был учрежден большевистский Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки. 4 января 1918 года большевики взяли власть в Феодосии, выбив оттуда крымско-татарские соединения, а 6 января - в Керчи. В ночь с 8 на 9 января Красная гвардия вступила в Ялту. В ночь на 14 января взяли Симферополь.

22 апреля 1918 года украинские войска под командованием полковника Болбочана заняли Евпаторию и Симферополь, вслед за ними пришли германские войска генерала фон Коша. По соглашению между Киевом и Берлином 27 апреля украинские части покинули Крым, отказавшись от претензий на полуостров. Восстали и крымские татары, заключив союз с новыми захватчиками. К 1 мая 1918 года германские войска оккупировали весь Крымский полуостров. 1 мая - 15 ноября 1918 - Крым де-факто под германской оккупацией, де-юре под управлением автономного Крымского краевого правительства (с 23 июня) Сулеймана Сулькевича

  • 15 ноября 1918 - 11 апреля 1919 - Второе Крымское краевое правительство (Соломон Крым) под патронатомсоюзников;
  • апрель-июнь 1919 - Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР;
  • 1 июля 1919 - 12 ноября 1920 - Правительства Юга России: ВСЮР А. И. Деникина

В январе-марте 1920 года 4 тыс. бойцов 3-го армейского корпус ВСЮР генерала Я. А. Слащёва успешно обороняли Крым от атак двух советских армий общей численностью в 40 тыс. бойцов при помощи остроумной тактики своего командира, раз за разом отдавая большевикам Перекоп, громя их уже в Крыму, и затем изгоняя из него обратно в степи. 4 февраля белогвардейский капитан Орлов с 300 бойцов поднял мятеж и захватил Симферополь, арестовав нескольких генералов Добровольческой армии и губернатора Таврической губернии. В конце марта остатки белых армий, сдав Дон и Кубань, эвакуировались в Крым. Ставка Деникина оказалась в Феодосии. 5 апреля Деникин заявил о своей отставке и передаче своего поста генералу Врангелю. 15 мая состоялся налет врангелевского флота наМариуполь, в ходе которого был произведен обстрел города и увод некоторых судов в Крым. 6 июня части Слащёва начали быстро продвигаться на север, заняв 10 июня столицу Северной Таврии - Мелитополь. 24 июняврангелевский десант на два дня занял Бердянск, а в июле десантная группа капитана Кочетова высадилась уОчакова. 3 августа белые заняли Александровск, но на следующий день вынуждены были оставить город.

Красная армия 12 ноября 1920 прорвала оборону на Перекопе и ворвалась в Крым. 13 ноября 2-я Конная армия под командованием Ф. К. Миронова заняла Симферополь. Основные врангелевские войска через портовые города покинули полуостров. В захваченном Крымубольшевики учинили массовый террор, в результате которого погибло, по разным данным, от 20 до 120 тысяч человек

В конце Гражданской войны в Крыму проживало 720 тыс. человек.

Крым в составе СССР

Голодная смерть в 1921-1922 годов унесла жизни более 75 тыс. крымчан. Общее число погибших на весну 1923 года, возможно, превысило 100 тыс. человек, из них 75 тыс. - крымские татары. Последствия голода удалось ликвидировать лишь к середине 1920-х годов.

Крым в Великой Отечественной войне

В ноябре 1941 года Красная Армия была вынуждена покинуть Крым, отступив на Таманский полуостров. Вскоре оттуда же было предпринято контрнаступление, однако оно не привело к успеху и советские войска снова были отброшены за Керченский пролив. В оккупированном немцами Крыму был образован одноимённый генеральный округ в составе рейхскомиссариата Украина. Возглавил оккупационную администрацию А. Фрауэнфельд, однако фактически власть принадлежала военной администрации. В соответствии с нацистской политикой на оккупированной территории уничтожались коммунисты и расово неблагонадежные элементы (евреи, цыгане, крымчаки, причём вместе с крымчаками массами убивали также признанных Гитлером расово благонадёжными караимов). 11 апреля 1944 года Советская армия начала операцию по освобождению Крыма, были отбиты Джанкой и Керчь. К 13 апрелю были освобождены Симферополь и Феодосия. 9 мая - Севастополь. Дольше всего немцы держались на мысе Херсонес, однако их эвакуация была сорвана гибелью конвоя «Патрия». Война резко обострила межнациональные противоречия в Крыму, и в мае-июне 1944 года с территории полуострова были выселены крымские татары (183 тыс. человек), армяне, греки и болгары. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признавал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».

В составе УССР: 1954-1991

В 1954 году из-за тяжелейшей экономической ситуации на полуострове, вызванной послевоенной разрухой и нехваткой рабочей силы после депортации крымских татар, советским руководством было принято решение о передаче Крыма Украинской ССР со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР».

19 февраля 1954 года Президиум Верховного совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».

20 января 1991 года в Крымской области Украинской Советской Социалистической Республики состоялся общекрымский референдум. На всеобщее голосование был вынесен вопрос: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». Референдум поставил под вопрос решения Президиума Верховного Совета СССР от 1954 года (опередаче Крымской области в Состав УССР), и от 1945 года (об упразднении КрАССР, и о создании вместо неё Крымской области). В референдуме приняли участие 1 миллион 441 тысяча 19 человек, что составляет 81,37 % от общего числа граждан, внесенных в списки для участия в референдуме. За воссоздание Крымской АССР проголосовало 93,26 % жителей Крыма от общего числа принимавших участие в голосовании.

12 февраля 1991 года на основании результатов общекрымского референдума Верховная рада Украины приняла закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», а через 4 месяца внёс соответствующие изменения в конституцию Украинской ССР 1978 года. Тем не менее, вторая часть вопроса, вынесенного на референдум - об повышении статуса Крыма до уровня субъекта СССР и участника Союзного договора - в данном законе не была учтена.

В составе независимой Украины

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт о Независимости Украины, подтверждённый впоследствии на всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 года.

4 сентября 1991 года чрезвычайная сессия Верховного совета Автономной Республики Крым приняла Декларацию о государственном суверенитете республики, где говорится о стремлении создать правовое демократическое государство в составе Украины.

1 декабря 1991 года на Всеукраинском референдуме жители Крыма участвовали в голосовании о независимости Украины. 54 % крымчан высказались за сохранение независимости Украины - государства-учредителя ООН. Однако при этом была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой в Крымской АССР должны были провести отдельный (общекрымский) референдум по вопросу её пребывания в составе СССР или в составе выходящей союзной республики - Украинской ССР.

5 мая 1992 года Верховный Совет Автономной Республики Крым принял декларацию «Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым», но затем, под давлением Украины, отменил это решение. По воспоминанию президента Украины Кравчука в интервью, данном им украинской программе, на тот момент официальный Киев рассматривал возможность войны с республикой Крым.

В это же время и российский парламент проголосовал за отмену решения о передаче Крыма в состав УССР от 1954 года.

6 мая 1992 года седьмой сессией Верховного Совета Автономной Республики Крым была принята Конституция Республики Крым. Эти документы противоречили тогдашнему законодательству Украины, они были отменены Верховной Радой Украины только 17 марта 1995 года после затяжных конфликтов в Крыму. Впоследствии ставший в июле 1994 года президентом Украины Леонид Кучма подписал ряд указов, которые определяли статус органов власти АРК.

Также 6 мая 1992 года решением Верховного Совета Автономной Республики Крым была введена должность президента Автономной Республики Крым.

В мае 1994 года ситуация накалилась, когда парламент Крыма проголосовал за восстановление конституции 1992 года, фактически сделав Крым независимым от Украины. Однако лидеры России и Украины предотвратили возникновение насилия.

Состоявшиеся двумя месяцами спустя выборы, которые сделали президентом Украины пророссийски ориентированного Леонида Даниловича Кучму, убавили стремление Крыма к отделению. Однако те же президентские выборы одновременно увеличили и вероятность выхода восточной части страны из состава Украины, которая все больше и больше сближалась с Россией.

В марте 1995 года решением Верховной Рады Украины и Президента Украины Конституция Республики Крым от 1992 года отменена, упразднено президентство в Крыму.

21 октября 1998 года на второй сессии Верховной Рады Республики Крым была принята новая Конституция.

23 декабря 1998 года Президент Украины Л. Кучма подписал закон, в первом пункте которого Верховная Рада Украины постановила: «Утвердить Конституцию Автономной Республики Крым», в Крыму усилились пророссийские настроения, так как более 60 % населения автономии составляют русские.

Политический кризис 2014 года. Присоединение к Российской Федерации

23 февраля 2014 года над городским советом Керчи был спущен украинский флаг и поднят государственный флаг Российской Федерации. Массовое снятие украинских флагов происходило 25 февраля в Севастополе. С резкой критикой новых властей в Киеве выступили казаки в Феодосии. К пророссийским акциям подключились и жители Евпатории. После того как новые власти Украины распустили Беркут, глава Севастополя Алексей Чалый издал приказ.

27 февраля 2014 года здание Верховного Совета Крыма было захвачено вооружёнными людьми без знаков различия. Сотрудники МВД Украины, охранявшие здание, были изгнаны, над зданием был поднят российский флаг. Захватившие пропустили внутрь депутатов Верховного Совета Крыма, предварительно отобрав у них средства мобильной связи. Депутаты проголосовали за назначение Аксёнова главой нового правительства Крыма и приняли решение о проведении референдума о статусе Крыма. Согласно официальному заявлению пресс-службы ВСК, за это решение проголосовало 53 депутата. По словам спикера крымского парламента Владимира Константинова, ему звонил В. Ф. Янукович (которого парламентарии считают Президентом Украины), и по телефону согласовал кандидатуру Аксёнова. Такого согласования требует статья 136 Конституции Украины.

6 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял постановление о вхождении республики в состав Российской Федерации в качестве её субъекта и назначил референдум по этому вопросу.

11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум, в котором, по официальным данным, приняло участие около 82 % избирателей, из них 96 % проголосовали за вступление в Российскую Федерацию. 17 марта 2014 года согласно результатам референдума Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус обратились с просьбой о присоединении к России.

18 марта 2014 года подписан межгосударственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. В соответствии с договором в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 21 марта в Крыму образован одноимённый федеральный округ с центром в Симферополе. После присоединения Крыма к России встал вопрос о судьбе украинских военных частей, расположенных на территории полуострова. Вначале эти части были блокированы местными отрядами самообороны, а затем взяты штурмом, например Бельбек и батальон морской пехоты в Феодосии. Во время штурмов частей украинские военные вели себя пассивно и оружие не применяли. 22 марта российские СМИ сообщали об ажиотаже среди крымчан, которые стремились получить российские паспорта. 24 марта в Крыму рубль стал официальной валютой (хождение гривны временно сохранилось).

27 марта 2014 года в результате открытого голосования на 80-м пленарном заседании 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 68/262, согласно которой ГА ООН подтверждает суверенитет и территориальную целостность Украины в её международно признанных границах и не признаёт законности какого бы то ни было изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя, основывающегося на результатах общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 года, поскольку этот референдум, согласно резолюции, не имеет законной силы.

Население Крыма в XVIII-XXI веках

После присоединения Крыма к России перепись не проводилась, пользовались данными Шагин-Гирея, на территории существовало шесть каймакамств(Бахчисарайское, Акмечетское, Карасубазарское, Козловское, Кефинское и Перекопское).

С 2 апреля 1784 года территория делилась на уезды, имелось 1400 населённых сёл и 7 городов -Симферополь, Севастополь, Ялта, Евпатория, Алушта, Феодосия, Керчь.

В 1834 году везде доминировали крымские татары, однако после Крымской войны началось их переселение.

К 1853 году 43 тыс. человек были православные, в Таврической губернии среди «иноверцев» значились римо-католики, лютеране, реформаты, армяно-католики, армяно-григориане, меннониты, евреи-талмудисты, караимы и мусульмане.

В конце XIX века, по сведениям ЭСБЕ, жителей в Крыму было 397 239 человек. За исключением горной области, Крым был заселён слабо. Насчитывалось 11 городов, 1098 селений, 1400 хуторов и сел. В городах 148 897 жителей - около 37 % всего населения. Этнографический состав населения был разнообразен:татары, украинцы, русские, армяне, греки, караимы, крымчаки, немцы, болгары, чехи, эстонцы, евреи, цыгане. Татары составляли преобладающую часть населения (до 89 %) в горной области и около половины в степной. Степные татары - прямые потомкимонголов, а горные, судя по их типу - потомки первоначальных жителей южного побережья (греков, итальянцев и др.), принявшие ислам и татарский язык. В этот язык они ввели столько турецких и испорченных греческих слов, что часто он непонятен степным татарам. Русских больше всего в Феодосийском уезде; это или крестьяне, или наделённые землёй солдаты, или разные пришлые люди, жившие у землевладельцев в качестве десятинщиков. Немцы и болгары поселены в Крыму в начале XIX столетия, получив в надел обширные и плодородные земли; позднее зажиточные колонисты стали покупать землю, преимущественно в Перекопском и Евпаторийском уездах. Чехи и эстонцы прибыли в Крым в 1860-х годах и заняли часть земель, оставленных эмигрировавшими татарами. Греки частью остались со времён ханства, частью поселены в 1779 году. Армяне проникли в Крым ещё вVI веке; в XIV веке в Крыму насчитывалось около 150,000 армян, что составляло 35 % населения полуострова, в том числе 2/3 населения Феодосии. Образовавшемуся в результате смешения с половцами-христианами этносу удалось сохранить армяно-кипчакский язык и веру. Евреи и караимы, весьма древние обитатели Крыма, сохранили религию, но утратили язык и приняли татарский костюм и образ жизни. Отатарившиеся евреи, так называемые крымчаки, живут преимущественно в Карасубазаре; караимы жили при ханах в Чуфут-Кале (близ Бахчисарая), теперь сосредоточиваются в Евпатории. Цыгане частью остались со времени ханства (оседлые), частью в недавнее время переселились из Польши (кочевые).


8 января 1783 года российский чрезвычайный посланник Яков Булгак получил от турецкого султана Абдул-Гамида письменное согласие о признании власти России над Крымом, Кубанью и Таманью. Это стало значимым шагом к окончательному присоединению к России Крымского полуострова. Сегодня о главных вехах в хитросплетениях истории России и Крыма.

Крымские татары приходили на Русь для грабежей и захвата рабов


Крымское ханство откололось от Золотой Орды в 1427 году. C конца XV столетия крымские татары совершали постоянные набеги на Русь. Примерно раз в год они, обходя степные посты, углублялись в пограничную область на 100 – 200 км, а затем поворачивали назад, лавиной сметая всё на своём пути, занимаясь грабежами и захватом рабов. У татар была особая тактика: они разделялись на несколько отрядов и, стараясь привлечь русских к 1-2 местам на границе, нападали на место, оставленное без защиты. Достаточно часто татары усаживали на лошадей чучела людей, чтобы их армия казалась больше.


Торговля рабами была главной статьёй доходов для Крымского ханства. Захваченных на Руси пленников продавали на Средний Восток, в Турцию и даже в европейские страны. После набегов в Константинополь приходили по 3-4 корабля с русскими невольниками. А всего за 200 лет на невольничьих крымских рынках было продано более 3 млн. людей.

Борьба с крымскими татарами была главной статьёй русских военных расходов


Значительная часть казны Руси уходила на военные расходы, необходимые для борьбы с татарами. Стоит отметить, что борьба эта имела переменный успех. Временами русским удавалось отбить пленных и разгромить татар. Так, в 1507 году князь Холмский со своим войском разбил татар на Оке. В 1517 году татарский отряд численностью 20 тыс. человек дошёл до Тулы, где и был разбит русским войском, а в 1527 году крымцы потерпели поражение на реке Остёр. Стоит сказать, что отследить перемещение крымского войска было очень сложно, поэтому чаще всего татары уходили в Крым безнаказанными.

В 1571 татары разграбили Москву

Взять какой-либо крупный город, как правило, татарам было не под силу. Но в 1571 году хан Давлет-Гирея воспользовавшись тем, что русское войско ушло на Ливонскую войну, разрушил и разграбил Москву.


Тогда татары увели 60 тысяч пленных – практически всё население города. Через год хан решил повторить свой набег, вынашивая амбициозные планы присоединения Московии к своим владениям, но потерпел сокрушительное поражение в Битве при Молодях. В той битве Давлет-Гирей потерял практически всё мужское население ханства. Но предпринять поход на Крым, чтобы добить врага, в то время русские не смогли, поскольку княжество было ослаблено войной на два фронта. 20 лет, пока не выросло новое поколение, татары не тревожили Русь. В 1591 году, татары снова совершили набег на Москву, а в 1592 крымские войска разграбили тульские, каширские и рязанские земли.

Иван Грозный планировал закрепить Крым за Россией


Иван Грозный понимал, что ликвидировать татарскую угрозу можно лишь одним путём, – захватив татарские территории и закрепив их за Россией. Так русский царь поступил с Астраханью и Казанью. А с Крымом «расправиться» Иван Грозный не успел – запад навязал Руси, которая начала наращивать мощь, Ливонскую войну.

Фельдмаршал Миних первым из русских вошёл в Крым


20 апреля 1736 года русское войско из 50 тысяч человек во главе с Минихом выступило из местечка Царицынки. Прошёл месяц, и через Перекоп армия вошла в Крым. Русские взяли штурмом укрепления, продвинулись вглубь полуострова, а через 10 дней взяли Гезлев, где хранился месячный запас продовольствия для всей армии. В конце июня русское войско уже подошло к Бахчисараю, и после двух сильнейших татарских нападений крымская столица была взята и полностью сожжена вместе с дворцом хана. Русские пробыли в Крыму месяц и осенью вернулись обратно. Тогда русские потеряли 2 тыс. человек в боевых действиях и половину армии от местных условий и болезней.

И снова через 2 десятилетия крымские набеги возобновились. Русские, в отличие от многих восточных народов, никогда не убивали детей и женщин в стане противника. В феврале 1737 подросшие сыновья решили отомстить за убитых отцов. Крымцы предприняли ответный набег через Днепр, убили генерала Лесли и взяли много пленных.

Князь Долгоруков получил за Крым шпагу с алмазами и титул Крымского


Следующий раз русские пошли на Крым летом 1771 года. Войска под командованием князя Долгорукова разбили 100-тысячную армию крымских татар в сражении при Феодосии и заняли Арабат, Керчь, Еникале, Балаклаву и Таманский полуостров. 1 ноября 1772 года крымский хан подписал договор, по условиям которого Крым стал независимым ханством под покровительством России, а черноморские порты Керчь, Кинбурн и Еникале перешли России. Русские освободили более 10 тыс. русских пленников и ушли, оставив гарнизоны в крымских городах.

10 июля 1775 Василий Михайлович Долгоруков получил от Императрицы шпагу с алмазами, алмазы к ордену св. Андрея Первозванного и титул Крымского.

Потёмкин завоевал Крым для России бескровно


Окончательное же покорение Крыма стало возможно только после заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году. Главная заслуга в решении этой проблемы принадлежит Григорию Потёмкину.

«Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу - вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России... », - написал в конце 1782 года Потёмкин в письме Екатерине II. Прислушавшись к мнению фаворита, 8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма. В манифесте местным жителям императрица обещала «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру... ».

Так благодаря дальновидности Григория Потёмкина бескровно «усмирили последнее гнездо владычества монгольского».

Никита Хрущёв подарил Крым Украине

В первые годы существования СССР Крым входил в состав РСФСР. В 1954 году Крым решением был передан в состав Украинской ССР. В 1990 году после развала СССР и приобретения Украиной независимости в Крыму образовалась автономия.


Президентом автономной республики стал Юрий Мешков. Он придерживался пророссийской ориентации. Но вскоре Мешкова от власти отстранили, а автономию Крыма существенно урезали.

Крым… Овеянные преданиями величественные горные вершины, лазоревое море, безграничная, пышущая жаром степь, благоухающая травами… Эта древняя земля принимала в свои объятия людей со времен палеолита, и, обретая покой, пред ней делались равными древние эллины и византийцы, воины Золотой Орды, и жители Крымского ханства. Помнит крымская земля и времена Османской Империи, не забыла и Россию.

Земля Крыма дарила жизнь, а затем вечный покой татарам, русским, украинцам, грекам, эстонцам, чехам, туркам, армянам, немцам, болгарам, евреям, караимам, цыганам, крымчакам. Что люди ей, если земля Крыма тихо шепчет степными травами песнь о том, как она хоронила целые цивилизации. О, воистину безумны люди, считающие, что время проходит слишком быстро. Глупые люди. Это вы проходите.

История Крыма с Древних времен

Первые люди появились на полуострове Крым еще в далекие времена палеолита, о чем свидетельствуют археологические раскопки возле стоянок Староселье и Киик-Коба. А в первом тысячелетии до нашей эры на этой земле расселились племена киммерийцев, скифов и тавров. Кстати, именно от имени последних и получила свое название земля прибрежной и горной части Крыма - Таврида, Таврика или, более привычное, Таврия. Но уже в шестом - пятом веке до нашей эры, на крымских территориях поселились греки.

Вначале эллины селились колониями, но вскоре стали возникать и греческие города-государства. Благодаря грекам на полуострове появились величественные храмы олимпийским богам, театры и стадионы, появились первые виноградники и стали строитьсякорабли. Спустя несколько веков часть побережья таврийской земли захватили римляне, власть которых продолжалась вплоть до вторжения на полуостров готов в третьем-четвертом веках нашей эры, положив конец существованию греческим городам-государствам. Но готы задержались в Крыму тоже ненадолго.

Уже иные племена заставили готов, подобно таврам и скифам рассеяться в людском море, без сохранения своей национальной принадлежности, перестав быть единым народом. Начиная с пятого века, на несколько сотен лет Крым попадает под власть Византийской империи, но начиная с седьмого по девятый век весь полуостров (кроме Херсона) становится территорией Хазарского каганата. В 960 году в соперничестве между хазарами и Древней Русью окончательную победу одержало Древнерусское государство.

Хазарский город Самкерц, что на кавказском берегу Керченского пролива, стал именоваться Тмутараканью. Кстати, именно здесь, в Крыму в году 988 от Рождества Христова великий князь Киевский Владимир принял крещение, заняв Херсон (Корсунь). В тринадцатом веке в Таврию вторглись монголо-татары, где они и образовали, так называемый, Крымский улус Золотой Орды. А в 1443-ем году, уже после распада Золотой Орды, на полуострове возникло Крымское ханство. В 1475-ом году Крымское ханство стало вассалом Османской Империи и именно Крымским ханством, как оружием, пользовалась Турция, осуществляя свои набеги на русские, украинские и польские земли. Именно для борьбы с набегами Крымского ханства и была основана Запорожская Сечь в 1554-ом году.

Присоединение Крыма к России

Но положила конец трехсотлетнему османскому господству в Крыму . Так Крым становится русской территорией. В это же время в Таврии были построены города-крепости Симферополь и Севастополь. Но Турция не собиралась сдавать Крым просто так - она готовилась к новой войне, что было вполне закономерным решением в ту пору. Но и русская армия была не лыком шита. Очередная русско-турецкая война закончилась в 1791-ом году после подписания Ясского мирного договора.

Крым в Российской Империи

С этого времени в Крыму начали возводиться дворцы, развивался рыболовный и соляной промысел, виноделие. Крым стал самой любимой здравницей российской аристократии, да и обычных людей, отправляющихся в крымские санатории лечить всякие хвори. Перепись населения Таврической губернии в составе не проводилась, но согласно данным Шагин-Гирея полуостров делился на шесть каймакамств: Перекопское, Козловское, Кефинское, Бахчисарайское, Карасубазарское и Акмечетское.

Уже после 1799-го года территория разделилась на уезды с 1400 селами и 7 городами: Алушта, Керчь, Симферополь, Феодосия, Севастополь, Евпатория и Ялта. В году 1834 в Крыму еще доминировали крымские татары, но после крымской войны было принято решение об их постепенном расселении. Согласно записям 1853-го года 43 тысячи человек в Крыму уже исповедовали православие, а среди иноверцев имелись реформаты, лютеране, римско - католики, армяно - католики, армяно - григориане, мусульмане, евреи - талмудисты и караимы.

Крым во время Гражданской войны

Во время гражданской войны в начале двадцатого века к власти в Крыму приходили и белые, и красные. В ноябре 1917-го года была провозглашена Крымская Народная Республика, но уже через год, в январе 1918-го, после того, как в Крыму установилась Советская власть, она прекратила свое существование. Весь март и апрель 1918-го Крым входил в состав РСФСР как Советская Социалистическая Республика Тавриды.

Тринадцатого апреля 1918-го года при поддержке татарской милиции и частей армии УНР германские войска вторглись в республику и ликвидировали советскую власть к первому мая. Несколько месяцев, до пятнадцатого ноября того же, 1918-го года Крым находился под германской оккупацией. После было создано Второе Крымское краевое правительство, которое просуществовало с 15 ноября 1918 по 11 апреля 1919 года.

С апреля по июнь 1919-го Крым вновь входит в состав РСФСР как Крымская Советская Социалистическая Республика. Но уже с первого июля 1919 года по двенадцатое ноября 1919 года Крым оказывается под властью ВСЮР и Русской армии барона . Красной армией Крым был завоеван в 1920-ом году, учинив на полуострове террор, унесший около 120 тысяч жизней.

Крым во времена СССР

После гражданской войны в Крыму, на которой, кроме белых и красных, полегли еще и французы с англичанами, советскими властями было принято беспрецедентное и радикальное решение - выселить крымских татар в Сибирь, а на их месте поселить русских. Так Крым окончательно перестал быть частью Востока. После Красная армия вынуждена была покинуть Крым, отступив на Таманский полуостров.

Но контрнаступление, направленное оттуда закончилось неудачей, и армия была отброшена еще дальше, за Керченский пролив. Великая Отечественная война всерьез обострила и межнациональные конфликты в Крыму. Так, в 1944 году из Крыма выселили окончательно не только татар за сотрудничество некоторых из них с немцами, но и болгар, греков и караимов.

Народы населяющие Крым

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н.э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них – село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.

Сегодня в Крыму более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.

Случайные фото Крыма

Самый многочисленный этнос в Крыму, конечно же, русские . Надо заметить, что в Крыму они появляются задолго до татар, по крайней мере со времени похода князя Владимира на Херсонес. Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и других.

Издревле Крым был полиэтнической территорией. На протяжении длительного времени на полуострове формировалось богатое, интересное и имеющее мировое значение историческое и культурное наследие. С конца XVIII - начала XIX вв. в силу ряда исторических событий на полуострове стали появляться представители различных народов, сыгравшие определенную роль в экономической, социально-политической и культурной (архитектура, религия, традиционно-бытовая культура, музыка, изобразительное искусство и пр.) жизни.

Этносы и этнические группы внесли свой вклад в культурное наследие Крыма, что в совокупности составляет богатый и интересный турпродукт, объединяющийся в этнографический и этнический туризм. В настоящее время в Автономной Республике Крым действует более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризуют свое историко-культурное наследие.

Во-вторых, народы (этнические группы), массово появившиеся на полуострове 150 и более - 200 лет назад, имеющие своеобразную историю и культуру. Их традиционно-бытовая культура в той или иной мере подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию: в ней появились региональные особенности, а некоторые стороны материальной и духовной культуры сохранились и стали активно возрождаться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX столетия. Среди них - болгары, немцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, чехи, поляки, ассирийцы, эстонцы, французы и итальянцы.

И, в-третьих, после 1945 года в Крым стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры азербайджанцы, корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также русские, украинцы и белорусы из различных регионов, пополнившие восточнославянское население Крыма. На данной страничке описаны этнографические объекты, характеризующие культуру 16 этнических общностей.

Сюда включены памятники архитектуры, оставленные в средневековье итальянцами (венецианцы и генуэзцы) и раннехристианские памятники культуры, которые считаются полиэтническими объектами, поскольку не всегда возможно определить этническую принадлежность создателей культовых сооружений, либо же в комплексы входят объекты, созданные представителями различных этносов, длительное время соседствующих на территории Крыма.

Фото красивых мест Крыма

Армяне

Для характеристики объектов по традиционной культуре армян необходимо обратиться к истории их переселения из древней столицы Армении Ани. Ядром первых армянских поселений были древний Солхат (Старый Крым), и Кафа (Феодосия), о чем свидетельствуют многочисленные летописные источники. Лучшие памятники армянского зодчества сосредоточены в восточной и юго-восточной части Крыма и относятся к XIV - XV векам. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились в Феодосии, Судаке, Старом Крыму и небольших селах.

Особый экскурсионный интерес представляет монастырский комплекс Сурб-Хач ("Святой Крест"), дата сооружения - 1338 г. Расположен в трех километрах к юго-западу от города Старый Крым. Ансамбль монастыря Сурб-Хач - одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму. В нем проявились основные черты армяно-малоазиатской архитектуры. В настоящее время монастырь находится в ведении Государственного комитета АРК по охране и использованию памятников истории и культуры.

Заслуживают внимания и бывший монастырь Сурб-Стефаноса (6,5 км к югу от г. Старый Крым), и миниатюрная церковь Двенадцати апостолов, входящая в комплекс средневековой крепости в г. Судаке. Из 40 армянских церквей Кафы до настоящего времени сохранились немногие. Среди них - церковь Георгия-Победоносца - крохотное базиликальное сооружение, более значительные по размерам храмы Иоанна Предтечи и Архангелов Михаила и Гавриила с резной башенкой, украшенной тончайшей резьбой по камню. В Феодосии, Судаке и Старом Крыму и их окрестностях сохранились хачкары - древние надгробные плиты с изображением креста.

В Старом Крыму один раз в год на праздник Воздвижения Креста собираются члены армянской общины Крыма, гости из Армении и дальнего зарубежья - до 500 человек. На празднике ведется служба в храмах, исполняются традиционные обряды, готовятся национальные блюда.

Белорусы

История появления белорусов в Крыму относится к концу XVIII века. Переселенцы их Белоруссии прибывали на полуостров и в XIX - XX столетиях. В настоящее время местами компактного проживания белорусов являются село Широкое Симферопольского района и село Марьяновка Красногвардейского района. В селе Широком работает народный музей, располагающий этнографической экспозицией по традиционно-бытовой культуре белорусов, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали традиционными дни культуры Республики Беларусь, в которых активно участвуют не только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.

Болгары

Представляет интерес культура болгар, появление которых в Крыму относится к началу XIX века. По традиционной бытовой культуре болгар выявлено 5 этнографических объектов, заслуживающих внимания. Ими могут служить сохранившиеся дома постройки 80-х гг. XIX в. - начала XX в. в традиционном архитектурном стиле и с традиционной планировкой в селе Курское Белогорского района (бывшая колония Кишлав) и пгт. Кокткбель, игравшие значительную роль в экономической, социально- политической, религиозной и культурной жизни вплоть до 1944 г. Богатое фольклорное наследие сохраняется в селе Желябовка Нижнегорского района, организуются народные праздники, обыгрываются обычаи и обряды.

Греки

В поле зрения исследований Крымского этнографического музея, Института востоковедения, Центра греческих исследований попадает этническая группа греков Крыма (новое время). Это потомки переселенцев различных периодов из материковой Греции и островов архипелага конца XVIII - начала XIX вв.

Одним из сел, сохранивших памятники традиционной культуры греков, прибывших в Крым после русско-турецкой войны (1828-1829) из Румелии (Восточная Фракия), является село Чернополье (бывшее Карачоль) Белогорского района. Здесь сохранились жилища постройки начала XX века. В настоящее время восстановлена церковь во имя Святых Константина и Елены (построена в 1913 г.), действует источник Св. Константина - "Святая криница", куда греки приходят после литургии для омовения и питья. Пользуются известностью у греков Крыма и Донецкой области святой праздник Панаир, проводимый ежегодно чернопольской общиной 3-4 июня. Народные обряды, традиции и обычаи, богатый песенный фольклор сохраняются не только в семьях, но и в фольклорном коллективе. В январе 2000 г. в селе Чернополье открылся этнографический дом-музей.

Помимо так называемых "новогреческих", в Крыму сохранилось немало памятников, характеризующих различные периоды греческой культуры в Крыму. В Бахчисарайском районе обнаружены и исследованы христианские и мусульманские некрополи XVI-XVII вв. Среди старожилов греческого населения были греки-христиане (румеи) и тюркоязычные - урумы, поэтому надписи на надгробиях встречаются на двух языках. Эти бесценные памятники истории и культуры, многие из которых датированы и сохранили орнаментацию, вызывают колоссальный интерес у жителей полуострова и исследователей. Таким образом, села Бахчисарайского района Высокое, Богатое, Ущелье, Баштановка, Многоречье, Зеленое с христианскими и мусульманскими некрополями, сохранившимися жилищами XIX в. могут выделяться как этнографические объекты, характеризующие духовную и материальную культуру позднесредневекового населения Крыма - греков.

На протяжении длительного проживания с представителями других этносов (русские) произошло взаимовлияние культур не только в области материальной, но и духовной. Известно самоназвание людей одной из ветвей в греческой линии - бузмаки, появившееся вследствие длительного совместного проживания нескольких этносов. Такое смешение и напластование культур известно в селе Алексеевка Белогорского района (бывшее село Сартана). Данные объекты требуют дальнейшего изучения и специального обустройства.

Многие культовые памятники христианства периода средневековья и нового времени связаны с культурой греков. Одним из интересных памятников культуры греков-христиан является Успенский монастырь в скалах под Бахчисараем, основание которого относится к VII в. нашей эры. Значение монастыря, как покровителя христиан, привлекало многих местных жителей на поселение вокруг него. В средневековье возле монастыря располагалось греческое поселение, где, по преданию, жителям явилась икона Божьей Матери Панагии. В наши дни данный объект привлекает многих паломников, в нем проходят богослужения.

Общее количество выделяемых объектов по культуре греков - 13, географически они расположены в Бахчисарайском и Белогорском районах и г. Симферополе (греческие торговые ряды, бывшая церковь Константина и Елены, фонтан А. Совопуло).

Евреи

История различных народов Крыма изучена неравномерно. В настоящее время наибольший интерес ученых привлекает история иудейских общин на полуострове, появившихся здесь с первых веков нашей эры, а также история караимов и крымчаков, вышедших из средневековых иудейских общин и считающих себя самостоятельными этносами.

После 1783 г. в Крым стали переселяться многочисленные еврейские семьи ашкеназского толка (евреи-ашкеназы составляли около 95% от числа евреев бывшего СССР, т. е. являлись потомками так называемых немецких евреев). Появление многочисленных евреев-ашкеназов на полуострове было связано с его включением в 1804 г. в черту оседлости, т.е. районы, где разрешалось селиться евреям. На протяжении XIX в. появляются общины в Керчи, Феодосии, Симферополе, Евпатории, Севастополе, а также в сельской местности. 1923-1924 гг. отмечены стихийным переселением евреев в Крым, главным образом из Белоруссии и созданием еврейских земледельческих колоний, в основном в степной части полуострова. Интерес могут представлять сохранившиеся в степном Крыму типовые дома для евреев-переселенцев, построенные по программе Американской еврейской объединенной агрономической корпорации (Аgrojoined), как база для создания этнографического музея под открытым небом или этнографической деревни.

В настоящее время интерес туристов и экскурсантов может вызывать традиционная деятельность еврейского городского населения в области ремесленничества (портные, художники, ювелиры и т.д.), а также религиозная и духовная жизнь общины. По степени сохранившихся объектов (синагоги, жилые дома, школы) следует выделить города Симферополь, Феодосию, Керчь, где к началу XX в. проживала многочисленная община.

В Керчи сохранились здания нескольких синагог, дом семьи Гинзбург, в неплохом состоянии и бывшая еврейская улица (ныне улица Володи Дубинина), находящаяся в исторической части города.

Итальянцы

Интерес у туристов может вызывать и этническая группа итальянцев, которая на протяжении I половины XIX в. формировалась в Феодосии и Керчи. Керченская группа итальянцев была одной из многочисленных на юге России, после итальянцев г. Одессы, сохранялась в значительной степени и в 30-е - 40-е гг. XX в., а потомки их проживают в городе и в наши дни. Керченская "колония" не представляла собой сплошного поселка, занятого одними итальянцами. Они обосновались в предместье Керчи, а в настоящее время улицы, где они проживали, составляют часть города. Одним из сохранившихся объектов является римско- католический собор, построенный в середине XIX в. и ныне действующий. Расположен он в исторической части города. Интересен тот факт, что при католической церкви монахини, по происхождению итальянки, занимались вязанием изящных кружев.

Караимы

Большой интерес у туристов взывает культура караимов. В XIX в. центр общественной и культурной жизни караимов из Чуфут-Кале переместился в Евпаторию, существовали общины и в других городах полуострова - в Бахчисарае, Керчи, Феодосии, Симферополе.

Этнографическими объектами могут служить сохранившиеся памятники в Евпатории - комплекс кенасс: большая кенасса (постройки 1807 г.), малая кенасса (1815 г.) и дворики с аркадами (XVIII - XIX вв.), ряд жилых домов с традиционной архитектурой и планировкой (например, дом М. Шишмана, бывшая дача Бобовича, дом с армечелем С. 3. Дувана и др.), дувановская караимская богадельня, а также уникальный караимский некрополь, не избежавший утрат в предыдущие годы.

К этому перечню следует добавить и объекты в Феодосии: бывшая дача Соломонова Крыма (постройка 1914 г.) и здание бывшей дачи Стамболи (1909-1914 гг.). В первом здании сейчас находится санаторий "Восход", а во втором - Феодосийский горисполком. Кроме этого, в экспозиции Феодосийского краеведческого музея экспонируется постоянная выставка по культуре караимов.

В Симферополе сохранилось здание кенассы (1896 г., перестройка 1934/1935 гг.), где в настоящее время находится редакция радиовещания ГТРК "Крым", а также дома, принадлежащие караимам в исторической части Симферополя, т.н. "старый город".

Одним из шедевров средневековой архитектуры является крепость и пещерный город "Чуфут-Кале", где сохранилось немало памятников по истории и культуре караимов (крепость, "пещерный город", кенассы, дом А. Фирковича, караимское кладбище Банта-Тиймэз). Данный комплекс по культуре караимов является одним из перспективных этнографических объектов. У караимского общества существует план его развития. В Бахчисарайском историко-культурном заповеднике хранится и экспонируется коллекция по культуре караимских общин Чуфут-Кале и Бахчисарая. Количество объектов по культуре более 10, главный из которых - "Чуфут-Кале", уже используется в туристско-экскурсионном обслуживании.

Крымчаки

Очагом крымчакской культуры в XIX в. оставался Карасу-Базар (г. Белогорск; крымчакская община появилась здесь с XVI в.). В городе сохранилась т. н. "крымчакская слобода", сложившаяся на левой стороне реки Карасу. В XX в. постепенно духовная и культурная жизнь крамчакской общины перемещается в Симферополь, который остаётся таковым и в настоящее время. Из сохранившихся памятников следует вспомнить о здании бывшего крымчакского каала.

Крымские татары

К этнографическим объектам по крымско-татарской культуре нужно отнести, прежде всего, культовые объекты. По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, исповедуют ислам; их культовые сооружения - мечети.

Влиянием турецкого зодчества на архитектуру Крыма можно считать сооружения знаменитого турецкого архитектора Хаджи-Синана (конец XV - XVI вв.). Это мечети Джума-Джами в Евпатории, мечеть и бани в Феодосии. Мечеть Джума-Джами хорошо сохранилась. Могучей громадой возвышается она над одноэтажными городскими кварталами старой части города. Мечеть хана Узбека в г. Старый Крым.

Интересными постройками являются надгробные мавзолеи-дюрбе. Они восьмигранные или квадратные в плане с купольным перекрытием и склепом. В качестве этнографических объектов такие дюрбе выделены в Бахчисарайском районе.

Шедевром мусульманского зодчества называют ханский дворец в Бахчисарае. В 1740-43 гг. во дворце была построена большая ханская мечеть Хан-Джами. Сохранились два минарета, которые представляют собой высокие тонкие башни с винтовыми лестницами внутри и балкончиками наверху. Западная стена мечети была расписана иранским мастером Омером. Сейчас это экспозиционное помещение Бахчисарайского историко-культурного музея. Малая дворцовая мечеть - одно из ранних сооружений дворца (XVI в.), построена по типу христианских храмов. Последними реставрационными работами восстановлена роспись XVI - XVIII вв.

Мечеть Эски-Сарае в Симферопольском районе была построена в XV веке. Существует предположение, что здесь был ханский монетный двор. Мечеть представляет собой квадратное здание, над которым на восьмиугольном основании воздвигнут купол. Здание мечети передано мусульманской общине г. Симферополя.

В 1989 г. передана мусульманской общине мечеть Кебир-Джами в Симферополе. Время постройки - 1508г., построена в традиционном для мусульманского зодчества стиле, неоднократно возобновлялась. При мечети находилось учебное заведение - медресе, здание которого также сохранилось в городе.

Большой интерес представляет Зинджирли-медресе, находящееся в предместье Бахчисарая - Староселье (бывш. Салачик). Медресе было построено в 1500 году ханом Менгли-гиреем. Это - произведение ранней крымскотатарской архитектуры. Представляет собой уменьшенный и упрощённый вариант сельджукских медресе в Малой Азии. Медресе - единственно уцелевшее сооружение такого рода в Крыму.

К этнографическим объектам по культуре крымских татар могут быть отнесены также старые татарские кладбища с захоронениями XVIII - XIX вв., сохранившие традиционные надгробия с надписями и орнаментику. Местоположение - сёла и межселенные территории Бахчисарайского района.

Интерес для туристов представляет традиционная (сельская) крымскотатарская архитектура. Примеры жилища, а также общественных и хозяйственных построек сохранились практически во всех районах Крыма, имея региональные особенности (степная часть, предгорная и Южный берег Крыма). Наибольшая сконцентрированность таких этнографических объектов приходится на г. Бахчисарай, Бахчисарайский, Симферопольский и Белогорский районы, а также села Алуштинского и Судакского горсоветов и г. Старый Крым. Ряд сельских мест и города в настоящее время являются местом встреч односельчан и проведения народных праздников.

Возрождение определённой специфики объектов, которая интересовала туристов и путешественников уже в XIX в., возможно и в настоящее время. Например, музыка и танцы, где будут задействованы профессиональные и народные коллективы. Они же могут быть использованы и в инсценировке традиций, обрядов, показе праздников. В конце XIX и начале XX вв. внимание отдыхающих привлекали и широко использовались в экскурсионном обслуживании проводники и пастухи, которые отличались от других слоев крымских татар жизненным укладом и даже традиционной одеждой.

Всего по Крыму, как наиболее сохранившиеся в местах хорошей транспортной доступности, с базой для дальнейшего развития в настоящий момент можно выделить более 30 объектов по традиционной крымскотатарской культуре.

Немцы

Внимание туристов может привлекать и культура немцев, которая сохранилась в Крыму в виде архитектурных объектов - общественные и культовые постройки, а также традиционная сельская архитектура. Наиболее оптимальный путь знакомства с материальной и духовной культурой немцев - это непосредственные поездки в бывшие немецкие колонии, основанные в 1804-1805 гг. и на протяжении всего XIX в. на полуострове. Число немецких колоний было многочисленно, сконцентрированы они в основном в степной части Крыма.

В настоящее время выявлен ряд сёл (бывших колоний), игравших значительную роль в экономической, социально-политической, религиозной и культурной жизни немцев вплоть до 1941 г. В первую очередь - это бывшие колонии Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне с. Красногорье, Курортное и Ароматное Белогорского района), находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга и выступающие как комплексные этнографические объекты, характеризующие традиционную планировку селений, архитектуру (дома, усадьбы, хозяйственные постройки).

Предоставляется возможность ознакомиться с культовыми сооружениями - зданием католического храма (построено в 1867 г.), в с. Ароматное - в настоящее время отдано в ведение Русской Православной церкви Крымской Епархии. Знакомство с разрушенной кирхой в с. Красногорье может быть осуществлено по материалам Государственного архива АР Крым. Здание было построено в 1825 г., перестроено в 1914 г., кирха названа в честь Императора Николая II, но в 60-е г. полностью разрушена.

Среди сохранившихся объектов - здание начальной школы и центрального училища (построено в 1876 г.), а также старые немецкие кладбища (XIX-ХХ вв.). Данные объекты имеют хорошую транспортную доступность, степень сохранности памятников, но требуют дальнейшего обустройства, постановки памятников на учёт и интереса со стороны немецких обществ, т. к. в настоящее время в сёлах немцы не проживают. Среди объектов в сельской местности можно выделить и ряд других сёл, например, Александровку и Ленинское (бывшая колония Бютень) Красногвардейского района, Золотое Поле (колония Цюрихталь) Кировского района и Кольчугино (колония Кроненталь) Симферопольского района. В объекты по культуре немцев Крыма необходимо также включать культовые сооружения, здания общественного значения в городах, например, Симферополь, Ялта, Судак, (в последнем месте сохранились объекты в с. Уютное Судакского горсовета, т. е. территория бывшей колонии Судак, являвшаяся по своей специализации винодельческой).

В настоящее время количество этнографических (в сельской местности) и архитектурных объектов, выделенных по культуре немцев, более 20.

Русские

Памятники русской культуры в Крыму практически все находятся под охраной государства и так или иначе, включены в различные туристские маршруты. Примером может служить дворец графа Воронцова в Алупке, являющийся одним из уникальнейших памятников архитектуры "русского периода" в истории Крыма (после подписания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России возникло немало роскошных, исполненных в лучших традициях того времени памятников культуры, принадлежащих русским и русскоподанным вельможам и знати).

Алупкинский дворец построен по проекту английского архитектора Э.Блэра, но воплотил в себе черты как классицизма, так и романтические и готические формы, а также приемы мавританской архитектуры. Это сооружение можно было бы отнести к полиэтничным памятникам культуры, но не всегда этническая принадлежность определяется по манере исполнения, используемым стилям, приемам и даже принадлежности архитектора. Главным признак, выделяющий этот объект - русская среда бытования.

По такому же принципу к памятникам русской культуры отнесен Ливадийский дворец, построенный в 1911г. по проекту ялтинского архитектора Н. Краснова, на месте сгоревшего в 1882г. дворца. Здание построено по последнему слову техники: здесь и центральное отопление, и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не только декоративным убранством, но и могут отапливать залы дворца. Традиционные для русской архитектуры ХVII в. формы определяют облик Александровской церкви в Ялте, также построенной архитектором Красновым (1881г.).

В Севастополе сохранилось много строений, выполненных в традиции русско-византийского стиля. Яркое воплощение этого направления - Владимирский собор - усыпальница адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова (построен в 1881 г. архитектором К.А. Тоном). С использованием форм и приемов класики построены в 50-е гг. ХХ в. ансамбли жилых домов на проспекте Нахимова. В стиле русского классицизма выполнены ряд зданий в Симферополе - бывшая загородная усадьба врача Мюльгаузена (1811г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825г.), загородный дом Воронцова в парке "Салгирка". Все эти здания охраняются законом и постановлениями республиканских властей об охране, могут быть включены в список этнографических объектов по русской культуре.

Шедевры традиционной сельской русской культуры были выявлены в процессе исследования Симферопольского района. Это сами села, основанные в конце XVIII в. отставными солдатами русской армии - Мазанка, Курцы, Каменка (Богурча). В числе первых русских поселений - также пос. Зуя, Белогорского района, с. Прохладное (быв. Мангуши), Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала XIX вв. (Мазанка, Грушевка). Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.

Вдали от с. Мазанка сохранилось старое русское кладбище с захоронениями начала XIX в., в хорошей сохранности каменные надгробия в виде георгиевского креста, местами просматриваются надписи, орнаментика.

К культовым сооружениям традиционного зодчества следует отнести действующие Никольские церкви: в Мазанке, Зуе, Белогорске, закладка которых относится к началу - середине XIX в.

К наиболее значительным объектам можно отнести Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей в Симферополе. Все эти культовые объекты действующие. Ряд православных соборов, церквей, часовен выделен в качестве этографических объектов в районах Большой Ялты и Большой Алушты. На восточной оконечности нашего полуострова можно выделить такой этнографический объект, как старообрядческое село Курортное, Ленинского района (бывш. Мама русская). Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев, исполняются обычаи и обряды. Всего по этнографическим объектам, отражающим русскую материальную и духовную культуру в Крыму, выделено 54, в том числе некоторые объекты отмечены как "восточнославянские". Это объясняется тем, что многие т.н. русско-украинские, русско-белорусские семьи определялись в разряд русского населения.

Украинцы

Для изучения культуры украинского этноса в Крыму в качестве комплексного этнографического объекта можно выделить село Новониколаевку Ленинского района, располагающее музеем этнографии, в котором также представлена экспозиция как восточнославянской традиционной материальной и духовной культуры, так и включен предметный ряд по украинцам Крыма, поселенцам XIX - начала ХХ вв. В селе сохранились также жилища конца XIX в., одно из них оборудовано под музей "Укранська хата" (инициатива и этнографический материал местного жителя Ю.А. Клименко). Выдержан традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много фольклорных зарисовок.

В плане проведения народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов интересны переселенческие села 50-х гг. XX в. Среди них - Пожарское и Водное Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом проведения праздников выбрана "Плачущая скала" - памятник природы невдалеке от с. Водное.

Среди этнографических объектов, выявленных в ходе научно-исследовательской работы сотрудников Крымского этнографического музея, являются и объекты по традиционной культуре таких небольших этнических групп, как французы, крымские цыгане, чехи и эстонцы.

Французы

Культура французов связана с целым рядом мест на полуострове. Несомненно выявление объектов и дальнейшее их использование будет интересно для туристов.

Крымские цыгане

В культуре крымских цыган можно выявить ряд интересных моментов, например, одна из групп чингине (так называли цыган крымские татары) по своему роду занятий была музыкантами, которые в XIX в. играли на крымско-татарских свадьбах. В настоящее время чингине проживают компактно в пгт. Октябрьском и пгт. Советском.

Чехи и эстонцы

Местами компактного проживания чехов и эстонцев является степная часть полуострова: чехов - с. Лобаново (бывшее с. Богемка) Джанкойского района и с. Александровка Красногвардейского района, а эстонцев - села Новоэстония, Краснодарка (бывшее с. Кочее-Шавва) Красногвардейского района и с. Береговое (с. Зашрук) Бахчисарайского района. Во всех селах сохранились традиционные жилища с характерной планировкой и элементами убранства конца XIX - начала XX

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.