Норма психического развития включает в себя. Понятие нормы развития


Выясним факторы психического развития человека и рассмотрим современные представления о нормальном и нарушено развитие.

Проблема определения степени "нормального развития" человека всегда была и является чрезвычайно сложной, ответственной и многоаспектной. На сегодня стратегическим считается личностно-ориентированный подход. Это, безусловно, требует от специалиста владения необходимыми знаниями и навыками, которые дадут ему возможность обеспечить индивидуальную траекторию развития не только так называемой среднестатистической нормального ребенка, но и такой, которая отличается от других в пределах от одаренности к тяжелым порокам развития.

Поэтому понятие "норма" (от лат. Norma - руководящее начало, начало, образец) имеет несколько значений. Среднестатистическая норма - это такой уровень псих © социального развития человека, соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и тому подобное. Ориентирование на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важно на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка в процессе определения характера основного дефекта, его тяжести. Обычно статистическая норма - определенный диапазон значений развития любого качества (уровень интеллектуального развития или его составляющих; шкала самооценки, уровень речевого развития; рост, вес и т.д.), расположенных вокруг среднего арифметического. Попадание в такую зону средней статистической нормы означает уровень развития, присущий не менее 68% лиц этой возрастной категории, пола. Качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяющих точно квалифицировать особенности детского развития или как индивидуальные варианты нормального развития, или как отклонение. Ориентация на статистическую норму важна, прежде всего, на этапе выявления недостатков в развитии и определения степени патологичности, требующих коррекционной психолого-педагогической, а часто и медицинской помощи.

Функциональная норма

Основу концепции функциональной нормы составляет представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением, только сопоставляя его с индивидуальным путем развития каждого человека. То есть это индивидуальная норма развития, которую можно считать отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, несмотря на характер нарушений. С этой точки зрения достигнутое состояние можно только тогда считать нормой, если в результате целенаправленной психокоррекционной работы будет достигнуто гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями с одной стороны, и теми требованиями, которые ставит социум, имеются в виду именно такой возраст, пол, уровень психосоциального развития - с другой.

Основным критерием эффективности предоставляемой помощи является достижение ребенком такого баланса, несмотря на различные варианты первичных нарушений. Собственно, достижения этого состояния специалисты считают важнейшим показателем душевного здоровья человека и рассматривают его как критерий оптимального уровня социально-психологической адаптированности.

По определению Л. Пожар, ребенок считается нормальной:

а) когда уровень ее развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, учитывая уровень развития общества, в котором она проживает;

б) если она развивается в соответствии с общими направлений, определяет развитие индивидуальных качеств, способностей и возможностей, конкретно и однозначно добиваясь полного развития отдельных составляющих и их полной интеграции, преодолевая возможные негативные влияния со стороны собственного организма и окружения;

в) когда она развивается по общественными требованиями, определяющие как ее актуальные нормы поведения, так и дальнейшие перспективы ее адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Перечисленные три критерия нормальности следует учитывать при оценке нормальности или анормальность детей и подростков "* 5.

* 5: {Пожар Л. Патопсихология. - М., 1996. - С. 58-59.}

В специальной психологии также используется понятие идеальная норма. Это определенный оптимальное развитие личности в оптимальных для нее условиях. Идеальную норму считают высоким уровнем нормы функциональной. Идеальной нормы (идеального онтогенеза) нет в реальности. Она не может быть критерием оценки реальных процессов или состояний психики, но с ее помощью можно выделить объективные закономерности психического развития, необходимые и одновременно достаточные условия для обеспечения успешности их формирования.

Известно, что нормальное психическое развитие имеет чрезвычайно сложную структуру. Есть большое количество определений понятия "развитие". Самым точным и научно обоснованным мы считаем такую трактовку этого понятия: "... Развитие - это непрерывно-поступательное, необратимый процесс формирования качественно позитивных изменений в характере СУ6 и объективного отражения человеком внешнего и внутреннего миров (в параметрах его полноты, точности" глубины и взаимосвязанности), что обеспечивает есть эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности... "* 6.

* 6: {Сорокин ВМ. Специальная психология. - СПб. 2003. - С. 118.}

Важнейшим периодом детского развития считается процесс становления в раннем детстве - периоде активного накопления психических функций и формирования между функциональных связей. Нарушение этого процесса в раннем детстве часто обусловливает возникновение различных отклонений психического развития ребенка.

Ребенок постоянно находится в процессе не только количественных, но и качественных изменений. В то же время в процессе собственно развития наблюдаются периоды ускорения и периоды торможения, а в случае осложнений - возвращение к предыдущим форм активности. Как правило, это нормальное явление детского развития. Ребенок не всегда способна успешно выполнить более сложное, чем предыдущее, задачи, а если сможет - решает его с большим психическим перегрузкам. Поэтому временное отступление носит временный защитный характер.

Проблематично выяснять причины и факторы нарушений развития, не зная условий, обеспечивающих нормальное психическое развитие "А. Р. Лурия определил пять основных условий нормального психического развития, и на сегодня являются точными и современными, на которые ориентируются специалисты, пытаясь глубже понять структуру нарушенного развития:

Сохранность структур и функций центральной нервной системы;

Сохранность анализаторных систем;

Сохранность речевых систем;

Нормальное физическое развитие;

Адекватное возрасту и возможностям воспитания и обучения.

Конечно, нарушение хотя бы одного из перечисленных условий может вызвать много вариантов нарушенного развития. Любое отклонение от нормального развития всегда имеет причину, независимо от того, известна она или нет.

Следует отметить, что спектр неблагоприятных условий, которые нарушают нормальный процесс развития ребенка, чрезвычайно велик. Но условно эти факторы можно разделить на внешние и внутренние, или биологические и социальные. Учитывая время негативного влияния на организм ребенка среди патогенных факторов выделяют: пренатальные (до начала родовой деятельности), натальные (во время родов), постнатальные (после родов и имеющие место в период с раннего детства и до трех лет).

Согласно клинико-психологическими исследованиями тяжелый недоразвитие психических функций возникает вследствие вредного воздействия в период интенсивной дифференциации структур головного мозга на клеточном уровне, то есть на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие плода еще до рождения называются тератогенными.

К биологическим факторам риска, которые могут привести к значительным отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, относятся: хромосомно-генетические отклонения, обусловленные наследству или такие, которые возникли в результате генных мутаций, хромосомных аберраций; инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания матери; венерические заболевания матери; иммунологическая несовместимость крови матери и плода; алкоголизм и употребление наркотиков родителями, особенно матерью; биохимические убытки (радиационное облучение, экологическое загрязнение окружающей среды, употребление пищевых добавок, неграмотное использование медицинских препаратов и т.д.), которые негативно влияют на здоровье будущих матерей во время беременности, а также на детей в ранние периоды пост-неотложного развития; серьезные отклонения в соматическом статусе матери; токсикозы матери во время беременности, особенно во второй половине; гипоксические состояния (кислородная недостаточность) патологическое течение родовой деятельности, особенно если происходит травматизация головного мозга мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте; ряд хронических заболеваний (сердечно-сосудистые, эндокринные, иммунные, аллергические, инфекционные, вирусные и др.), которые начинаются в раннем и дошкольном возрасте. Наряду с биологическими факторами не менее значимым является социально-психологическая детерминация. Видлучання ребенка от матери, недостаточность эмоционального тепла, скудное в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое отношение к ребенку также могут быть причинами различных вариантов нарушений психогенеза.

Если клиницисты больше внимания обращают на факторы биологического характера, то социально-психологическим спектром интересуются специалисты в области педагогики и психологии, как правило, - дефектолог. Для последних чрезвычайно важно понять сложный характер этиологического (причинного) фактора и нарушенного развития. Клиническими исследованиями доказано, что одна и та же причина может привести к совершенно разным отклонений в развитии. А с другой стороны, отличные по характеру патогенные условия предопределяют одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут иметь не только непосредственный, но и опосредованный характер.

Стоит отметить, что конечный эффект действия патогенного воздействия (или фактора), то есть конкретная форма нарушенного развития, зависит не только от него самого, но и от многочисленных сочетаний других факторов. К таким переменных характеристик принадлежит преимущественная локализация негативного влияния, которое зачастую бывает выборочным, в результате чего возможно повреждение могут различные структуры, органы и системы. Другой важной характеристикой деструктивных условий является их интенсивность. Конечно, сила патогенного воздействия непосредственно влияет на окончательный эффект, выраженность того или иного нарушения. Не менее значимой переменной является экспозиция, или продолжительность вредного воздействия. Чем дольше индивид испытывает на себе воздействие патогенного фактора, тем тяжелее будут его последствия. Даже если неблагоприятное воздействие кратковременный и незначительный, но такой, что часто повторяется, может сработать кумулятивный эффект может вызвать тяжелые расстройства развития. Поэтому частота воздействия является важной характеристикой вредных условий.

Не менее важны и собственные характеристики индивида, который испытывает на себе негативное влияние. Прежде всего это возрастной показатель. Связь возраста и тяжести дефекта обратно пропорционален: чем меньше ребенок, тем тяжелее могут быть последствия патогенного воздействия.

Специалисты выделяют еще одну переменную, не принадлежат ни к патогенным характеристик, ни к свойствам индивида. Это квалифицированная помощь, в частности, психолого-педагогическая. Конечный эффект деструктивных условий определяется эффективностью вовремя оказанной помощи.

Итак, биологические причины, или детерминанты, безусловно, могут вызвать отклонения в психическом развитии. Но часто не менее важную роль в этом играют неблагоприятные социальные факторы, способные значительно усиливать отрицательный потенциал биологических. Чем раньше ребенок попадает в неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими могут быть нарушения развития. Сочетание внутренних и внешних неблагоприятных условий в совокупности и образует особый аномальный, или Дизонтогенетические, фактор, что приводит к нарушению развития.

Знание причин и условий, которые вызывают различные варианты нарушений в развитии, увеличивает представление специалистов образования о сущности дизонтогенеза.


Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, непра­вильность в развитии. В таком значении это понятие су­ществует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процес­сов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знании о нормальных параметрах этих про­цессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных фун­кций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма ре­гуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных раз­личий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития че­ловека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психоло­гии и педагогике сегодня широко используемыми являются поня­тия предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования); социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сло­житься к концу определенного возрастного этапа; инди­видуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Мар­кова). Категория норм, психического развития, по убеж­дению практиков, позволяет определить подходы к реше­нию коррекционно-развивающих задач.

Закономерно встает вопрос о том, как определить педа­гогу-предметнику и педагогу социальному общеобразовательной школы степень тяжести нару­шения, установить, лежит ли это отклонение в пределах «нормы» или является патологическим? Вряд ли можно найти исчерпывающие и однозначные критерии. Тем не менее, такие критерии есть. Известен «критерий психопа­тий Ганнушкина - Кербикова», позволяющий определить патологию характера (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Первый признак - относительная стабильность ха­рактера во времени, то есть он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетель­ством патологического нарушения. Примерно то же име­ет в виду и В.П. Кащенко, говоря о существенных разли­чиях между «нормальными и ненормальными людьми». Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отде­латься, если захочет и сделает усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздействию и спо­собны к необходимой социальной адаптации.

Второй признак - «тотальность проявлений харак­тера»: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, то есть при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» - другой, то это не патология.

Третий признак - социальная дезадаптация, заклю­чающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Есть и другие критерии оценки, позволяющие устано­вить отклонения в любом поведении. Крупный англий­ский специалист в области детской психиатрии М. Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил сле­дующие критерии:

1. Необходимо учитывать возрастные особенности и половую принадлежность ребенка .

Некоторые особенности поведения являются нормаль­ными только для детей определенного возраста. Так, тре­вога при разлуке с близкими (матерью) типична для ма­лышей, начинающих ходить (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями - возможная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное переживание разлуки с близ­кими - явление весьма редкое и поэтому ненормальное.

Что касается половых различий, то даже в позднем дет­стве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми жен­скими чертами, а у большинства девочек - некоторыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается «весь набор женских особенностей поведения», и это - нарушение.

2. Длительность сохранения расстройства .

Почти каждый ребенок в какой-то момент переживает состояние нежелания идти в школу. Это может продол­жаться от одного дня до нескольких недель. Если же та­кое состояние продолжается несколько месяцев или даже лет, то это должно вызывать тревогу.

3. Жизненные обстоятельства могут вызывать времен­ные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей. Развитие никогда не происходит гладко. «Психоло­гическая энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое - обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. В одних усло­виях колебания происходят чаще. Это зависит от обстоя­тельств жизни ребенка. Для многих детей появление младшего ребенка в семье может стать фактором таких колеба­ний. Смена школы или класса - событие, которое вызы­вает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.

4. Дифференциация нормального и аномального пове­дения не может быть абсолютной. Поведение ребенка дол­жно оцениваться с точки зрения норм его непосредствен­ной культурной среды. Поэтому важно учитывать социо­культурные различия , которые имеют место в обществе.

5. Важно иметь в виду степень нарушения . Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симп­томов одновременно. Особого внимания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касают­ся разных сторон психической жизни, когда нарушение одной сферы негативно сказывается на других сферах.

6. Тяжесть и частота симптомов . Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей характер­нее, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстрой­ства. Очень важно выяснить частоту и длительность про­явления неблагоприятных симптомов.

7. При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые харак­терны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует внимательно от­носиться к тем изменениям в поведении, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.

8. Ситуационная специфичность симптома . Следует об­ращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный крите­рий, но он может пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, на­сколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важ­но помнить, что конкретный ребенок - это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление ха­рактера нарушений развития личности конкретного ре­бенка.

Роль семьи в психическом развитии ребёнка

Многочисленные исследования А. И. Захарова, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллера, Ю. Гиппенрейтер, Г. Хоментаускаса, А. Фромма многих других пристально изучают главенствующую роль семьи (чаще матери) в становлении и развитии психики детей. Обнаруживается прямая связь между нормальным психическим развитием ребенка и психологической атмосферой в семье. Такие качества ребенка, как доброта, сочувствие, теплые и дружеские отношения к другим людям, а также устойчивый положительный образ «Я» зависят от спокойной, доброжелательной атмосферы в семье, внимательного, ласкового отношения к ребенку со стороны родителей. И наоборот, грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей – самых близких людей – дают основания ребенку считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений, что порождает состояние неуверенности и недоверия, чувство неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в познавательном, эмоционально-волевом и личностном развитии ребёнка.

Норма психического развития : это те достижения, которые демонстрируют дети согласно их возрастной норме. Нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы , которые ребенок должен пройти. Если же какой-то этап не будет пройден должным образом, то в дальнейшем человеческая психика не компенсирует эту утрату, и развитие пойдет по ущербному типу.

Психическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с семьёй.

^ Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной и материальной ответственностью. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные по возрасту, по полу (женщины и мужчины), по профессии члены семьи.

Уникальность семейного воспитания в том, что семья действует постоянно (это первое окружение ребёнка), постепенно приобщая ребенка к социальной жизни с учетом его полоролевого поведения (свойственное представителю определенного пола при выполнении им различных социальных ролей) и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:


  1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

  2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

  3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

  4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

  5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
На психическое развитие ребёнка влияют:

1)основные (реальные) воспитатели, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен и любим для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;


  1. стиль воспитания в семье - можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя (например, матери) и вспомогательных воспитателей (бабушки, отца, деда, братьев, сестёр);

  2. собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи.

  3. структура семьи - это состав семьи и ее членов, а также совокупность их
взаимоотношений.

Необходимо остановиться на каждом пункте.

1) Ребёнок более всего склонен к подражанию любимому (авторитетному) родителю. Он перенимает его жесты, мимику, стиль общения. К мнению авторитетного родителя ребёнок чаще всего прислушивается и выполняет все указания. Очень важно, чтобы родители подавали положительный пример ребёнку, совершенствовали себя.


  1. Среди разнообразных функций семьи (см. таблицу) первостепенное значение
имеет воспитание подрастающего поколения.

Таблица 1. «Функции семьи»


репродук-тивная

хозяйственно-экономическая

образова-тельно-воспитательная

рекреатив-ная

духовного общения

деторождение

включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета

социализация

связана с отдыхом, организа-цией досуга

развитие личности членов семьи, духовное взаимо-обогащение и др.

Однако практика показывает, что семейное воспитание не всегда бывает "качественным". Причины тому - неумение растить и способствовать развитию собственных детей. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

Исследователи выделяют 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений , являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой . Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства» . При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания (см. таблицу 2): - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный)

Таблица 2.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.


  1. Что касается собственно личностного, нравственного и творческого потенциала
семьи, то сюда относится вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.

  1. Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа
и жены, отца матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность.

Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других -повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально-экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

Воспитание ребенка в неполной семье. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

Очень часто после разделения семьи или развода мать вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

Чтобы помочь ребёнку и семье, необходимо изучить особенности семейных отношений. Изучать особенности семейных отношений и самочувствия ребёнка в семье можно при помощи беседы с родителями и детьми, наблюдения за взаимоотношениями детей с родителями, а так же при помощи тестов, например, при помощи теста: АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (АСВ).

Также много информации даёт рисунок семьи. Занимаясь особенностями семейных взаимоотношений, Г. Т. Хоментаускас утверждал, что изображение семьи - это не просто тематический рисунок, но и психологическая методика исследования межличностных отношений ребенка. Группируя членов семьи, раскрашивая, декорируя одних и небрежно рисуя других, пропуская отдельных членов семьи и другими средствами, ребенок невольно выражает и свое отношение к ним. В рисунке часто проявляются и те чувства, которых ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Поэтому рисунок семьи в отдельных случаях может дать глубокую и содержательную информацию об отношениях ребенка.

^ Рисунки семьи из книги Хоментаускаса Г. Т. «Семья глазами ребенка»
Шестилетний Томас нарисовал семью, в которой изобразил отца, мать и малыша. Когда его спросили, почему на рисунке нет его, он со слезами на глазах четко ответил: «Не осталось места».

Рисунок семьи шестилетнего Ярика, единственного ребёнка в семье. В окружении мамы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы.


Девочка изобразила себя в прекрасном платье, с букетом цветов в руках, а другие члены семьи - лишь фон, не слишком удачная декорация.
Шестилетняя девочка Инга в период перед разводом изобразила своих родителей как уже разведенных. На рисунке маму и отца разделяет не только значительное пространство, но и предметы, расположенные между ними.

Для того, чтобы помочь родителям и детям, необходимо установить с ними доверительны отношения. А. В. Петровский предлагает это сделать следующим образом (см. таблицу 3).

Таблица 3.

1. Понятие «норма».

Норма как сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Среднестатистическая норма: уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Функциональная норма: индивидуальная норма развития; любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Идеальная норма – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы.

Социальная норма – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп.

2. Особенности нормы:

Уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, в котором он воспитывается;

Развитие ребенка в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

Развитие в соответствии с требованиями общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и зону ближайшего развития.

Первоочередные критерии нормы (Г.К. Ушаков):

Детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;

Соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);

Максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;

Гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

Адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватная идентификация образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;

Соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;

Удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними;

Умение уживаться с иными лицами и с самим собой;

Критический подход к обстоятельствам жизни;

Способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;

Адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);

Чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

Постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;

Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;

Самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;

Способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

3. Условия нормального развития:

Нормальная работа головного мозга;

Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

Сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;

Систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.

4.Закономерности в развитии нормального ребенка:

Цикличность психического развития;

Неравномерность психического развития;

Развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

Пластичность нервной системы;

Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

5. Общие закономерности отклоняющегося развития:

Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

Трудность словесного опосредования;

Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.