Обманы восприятия здоровых людей психиатрия. Обманы восприятия


Наше восприятие отражает окружающий мир не всегда правильно. Иногда оно склонно к обману. К обману восприятия относятся и — сложные нарушения психики, предполагающие извращения механизмов восприятия. Иллюзии и галлюцинации предполагают оживление хранящихся в памяти образов, которые дополнены воображением.

Иллюзии

Расстройства, при которых существующие реальные объекты, воспринимаются как совершенно другие предметы, называются .

Иллюзии нужно отличать от ошибок восприятия здоровых людей, проблемы которых вызваны недостаточностью информации о предметах и объектах. Например, в сумерках одни объекты воспринимаются как другие. Причина этого в недостаточной видимости объекта, при этом воображение самостоятельно дорисовывает недостающие детали. В результат мозг получает образ предмета, отличающегося от действительности.

Иллюзии часто сопровождают психические расстройства, обладая при этом фантастическим характером и возникая даже в случаях, когда нет препятствий к поучению информации.

Виды

  1. Аффектогенные иллюзии – обман восприятия, который появляется под влиянием чрезвычайной тревоги и страха. При проявлении бреда люди склонны наделять окружающее особенными чертами, вызывающими у него беспокойство. Например, в разговоре случайных людей может слышаться имя больного.
  2. Парэйдолические иллюзии – фантастические образы сложного характера, возникающие насильственно при рассмотрении реальных вещей и объектов. Парэйдолии – сложные расстройства психики, которые предшествуют появлению галлюцинаций. Обычно это явление наблюдается в инициальном периоде помрачнения сознания (например, при белой горячке или лихорадке).

От иллюзий нужно отличать желание здоровых людей фантазировать. Здоровая психика всегда отличает реальные объекты от воображаемых и способна своевременно отличить поток представлений.

Расстройства восприятия, при которых объекты и явления обнаруживаются там, где в реальности их нет, называются галлюцинациями.

Отличительной особенностью галлюцинаций от иллюзий является то, что первые возникают практически «на пустом месте», а при х происходит искажение реальных объектов. Галлюцинации указывают на глубокое расстройство психики и не могут наблюдаться у психически здоровых людей в обычном состоянии. Как правило, галлюцинации возникают у людей с душевными заболеваниями или при измененном состоянии (например, в состоянии гипноза).

Виды галлюцинаций

Для классификации галлюцинаций используются различные основы.

  • По органам чувств галлюцинации бывают:

— зрительными;

— слуховыми;

— тактильными;

— обонятельными;

— вкусовыми;

— галлюцинации общего чувства.

Последний вид галлюцинаций как бы проистекает изнутри, то есть больной ощущает себя где-то или кем-то, а может он чувствует что-то внутри себя. Сочетание ощущений трудно отнести к одному конкретному чувству, по этой причине галлюцинации такого типа называют общим типом.

  • По отношению к фазам сна галлюцинации бывают:

— гипнагогические – возникающие при засыпании;

— гипнопомпические – появляющиеся при пробуждении.

Эти галлюцинации сопровождают психические расстройства, но могут возникать и у здоровых людей при переутомлении.

  • Функциональные (рефлекторные) галлюцинации могут возникать при воздействии определенного раздражителя. Примером этих галлюцинаций могут быть:

— лишний шум под душем;

— параллельная речь при включении телевизора и др.

Если убрать раздражитель, то исчезнут и галлюцинации.


— элементарные галлюцинации проявляются в виде коротких сигналов: стук, шорох, щелчок, треск, молния, вспышка, точка и др.;

— простые галлюцинации связаны с одним определенным анализатором и отличаются четкой структурой и предметностью. Примером может быть голос, произносимый четкую речь;


Я людям внимаю:

Я вижу, как малы

Бывают познанья людей.

И я понимаю,

Какие провалы

Бывают в сознанье людей.

Л. Мартынов

Восприятие может рассматриваться как результат анализа и синтеза ощущений путем их сопоставления с прежним опытом. Поэтому пораженце органов чувств и их связей со структурами головного мозга, ведущее к уменьшению поступающей в мозг информации, а также расстройства памяти, хранящей прежний опыт индивида, то есть, если так можно сказать, дефицит блоков, из которых формируются восприятия в обычных условиях, обусловливают обеднение или извращение сферы восприятий. Участвующие в формировании последних дополнения к сиюминутным ощущениям, зависящие от особенностей личности человека и имеющегося у него багажа знаний, психологи называют апперцепциями.

Апперцепции в значительной мере определяют особенности восприятия одних и тех же предметов или явлений разными людьми. Эти особенности зависят от возраста, профессии, общей культуры человека, его классовой принадлежности, темперамента, характера, способностей, интересов. Так, разным кругом интересов, различным образованием, эмоциональным состоянием определяется не- идентичность впечатления от посещения картинной галереи или политехнического музея, от просмотра театрального спектакля или чтения книги.

Если человек плохо видит, слышит, осязает и т. п., то дефицит поступающей в мозг информации при формировании восприятий может хотя бы отчасти компенсироваться либо за счет знаний, либо благодаря воображению, фантазии. Если предмет, который он плохо видит, ему знаком, он способен его опознать. Если же дефицит информации о предмете пополняется в основном за счет воображения, фантазии, действительность воспринимается в искаженном виде.

Искаженное восприятие действительно имеющегося во внешней среде реального объекта называется иллюзией. Иллюзии могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр. Кроме того, их делят на физические, физиологические, иллюзии привычного восприятия, аффективные и парэйдолические.

Физические иллюзии лежат в основе стереокино и голографии, а также многих трюков иллюзионистов. Примером физической иллюзии является видимость преломления предмета на границе различных прозрачных сред (ложка в стакане с водой и т. п.).

Физиологические иллюзии связаны с особенностями функционирования анализаторов различных видов чувствительности. Так, у танцующего вальс или катающегося на карусели создается впечатление, что он вращается в обратном направлении по отношению к окружающему. Ощущение покачивания земли может испытывать человек, сошедший на берег после длительного плаванья. Летчики знают, что при быстром приближении к предмету кажется" будто он резко увеличивается в размерах. При полете в условиях плохой видимости у пилота иногда возникают ощущения противовращения, ложного крена и тогда для поддержания горизонтального полета приходится руководствоваться показаниями приборов.

Широко известна физиологическая иллюзия, описанная еще Аристотелем: если горошину или небольшой металлический шарик катать по плоскости перекрещенными указательным и средним пальцами, закрыв при этом глаза, то кажется, что под рукой у вас не один шарик, а два. Объясняется это следующим: наружные поверхности этих двух пальцев в практической жизни обычно никогда не касаются одновременно одной поверхности, и потому идущие от них ощущения не обобщаются в процессе происходящего в мозгу синтеза. Если перекрещенными пальцами касаться копчика собственного носа, то также может возникнуть аналогичная в принципе иллюзия его раздвоения.

В трактате великого немецкого поэта и философа Гете "Учение о цветах" иллюзиям уделено значительное место: "Темный предмет кажется меньше светлого той же величины... Молодой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра, чем остальная темная часть луны, которая иногда бывает при этом различима. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Источники света, видные из-за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка, из-за которой появляется пламя свечи, представляется с зарубкой на этом месте. Восходящее и заходящее солнце делает словно выемку в горизонте..."

Если секунд 20-30 пристально смотреть на предмет или рисунок, а затем перевести взор на светлую плоскость, то за счет сохраняющихся в зрительном анализаторе следовых процессов можно более или менее длительное время видеть на плоскости тот же предмет. Такое явление называют эйдетизмом, а людей, способных длительно сохранять яркий зрительный образ после того, как объект наблюдения уже находится вне поля зрения, - эйдетиками. Этим свойством чаще обладают в детском возрасте, но иногда оно бывает присуще и взрослым людям. Эйдетиками были, например, некоторые известные художники. Так, английский портретист Дж. Рейнолдс обычно внимательно смотрел на человека, с которого собирался писать портрет, а затем отпускал его и работал "по памяти", как бы копируя сохранившуюся в сознании модель. При этом он воспроизводил все особенности лица и мельчайшие детали костюма оригинала.

Если предмет, который первоначально находится какое-то время в сфере вашего внимания, ярко освещен или резко контурирован, то, отведя от него взор, вы можете видеть его не только на фоне одноцветной плоскости, но и на других окружающих предметах, на которые он как бы накладывается. Вот как Гете описывает такое явление:

Странник, который взглянул перед самым закатом Прямо на быстрое красное Солнце, после невольно Видит его и на темных кустах и на скалах утеса Перед очами. Куда бы ни кинул он взор, повсюду Светит оно и качается в красках чудесных...

Близки к физиологическим иллюзии привычного восприятия, например, слуховые обманы, когда человек воспринимает не то, что ему говорят, а сходные по звучанию слова, на которые он "настроен". Такие иллюзии бывают у всех людей, но особенно часты они у тех, кто плохо слышит.

Иллюзии того же типа возникают и при чтении: малознакомые, непривычные, редко употребляемые слова прочитываются как известные. Такие ошибки могут повторяться многократно. А. П. Чехов как-то писал: "Проходя каждый день по улице, я читал на вывеске "Большой выбор сигов" и удивлялся - как можно торговать одними сигами... И только через 30 лет прочел внимательно, как следует: "Большой выбор сигар".

Вообще, основываясь на накопленном опыте, мы при чтении обычно схватываем слово целиком и нередко не замечаем, что воспринимаем его по какому-то общему абрису. Когда группу старшеклассников, прочитавших роман А. С. Новикова-Прибоя "Цусима", спросили многократно встречающуюся в тексте фамилию адмирала, командовавшего русской эскадрой, все как один ответили - Рождественский, тогда как на самом деле речь идет об адмирале Рождественском.

К иллюзиям привычного восприятия может быть отнесена и обычно ошибочная оценка двух предметов, имеющих одинаковый вес, но разную величину: килограммовая гиря кажется тяжелее килограмма макарон.

Аффективные иллюзии возникают на фоне выраженных эмоций (напряженное ожидание, страх и т. п.). При этом недостаток информации, поступающей в мозг, нередко восполняется фантазией, воображением. Вспомним стихотворение А. С. Пушкина "Вурдалак": трусоватый

Ваня, попадающий ночью на кладбище, думает, что встретил вурдалака. Он в ужасе. Но что же?

Вместо вурдалака (Вы представьте Вани злость!) В темноте пред ним собака На могиле гложет кость.

Особое место занимают иллюзии, также связанные с воображением, фантазией, но возникающие при внимательном рассмотрении предметов или рисунков, имеющих нечеткие контуры и от того вызывающих воспоминания но ассоциации. Это так называемые парэйдолические иллюзии: кажущиеся изображения конкретных предметов на замерзшем стекле, в геометрическом узоре обоев, букв и знаков в графическом рисунке на обложке школьной тетради и т. п. К этой же категории иллюзий относится способность видеть в проплывающем облаке очертания зверя, а в чернильной кляксе с неровными краями - смешную или устрашающую физиономию, что используют психологи, проверяя склонность к фантазии, воображению при создании представлений. Они предлагают для "прочтения" так называемые пятна Роршаха (названы по имени автора этого метода обследования).

К парэйдолическим иллюзиям могут быть отнесены и воображаемые картины, возникающие при гадании на кофейной гуще или на растопленном воске, который вливали в воду, помещали между пламенем свечи и стеной, а затем рассматривали его контурную тень, появляющуюся на стене.

От иллюзий, свойственных всем людям, следует отличать галлюцинации, которые, как правило, являются признаком психопатологии. Если иллюзии - это искаженное отражение действительности, то галлюцинации можно характеризовать как ложные (кажущиеся) восприятия, возникающие при отсутствии в окружающей среде объектов, которые могли бы их обусловить.

Причиной расстройства восприятия могут быть и органические поражения нервной системы, ведущие к нарушению или извращению поступающей в мозг информации о воздействующих раздражителях. Так, если у человека нарушена температурная чувствительность, то он неполно воспринимает предмет, который берет в руки, так как лишен возможности дать ему температурную характеристику.

Если заболевание поражает определенные ассоциативные зоны коры больших полушарий, то это ведет к агнозия, - расстройству синтеза ощущения и узнавания. Разные по локализации патологические очаги в мозгу могут обусловливать агнозию на лица, ухудшение ориентации в месте, времени, исчезновение способности узнавать на ощупь ранее знакомый предмет (астереогноз) и т. д.

Однако не будем отвлекаться на клинические проявления, вызванные неврологической патологией, - это не входит в нашу задачу. Подчеркнем лишь, что и у здорового человека восприятие окружающего может носить искаженный характер, что нередко сопряжено с дефицитом информации, отчетливости, яркости ощущений или же с объективными физическими или физиологическими явлениями...

Мы уже отмечали, что информация - непременное условие развития нашего мозга. Поток ее и обусловленные им ощущения необходимы и для поддержания активности его психофизиологической деятельности. Даже временное ограничение потока сигналов обычно снижает активность корковых процессов, способствует погружению в сон. Поэтому, ложась спать, мы стремимся по возможности уменьшить количество раздражающих наш рецепторный аппарат факторов - выключаем радио, гасим свет, укутываемся одеялом, закрываем глаза.

Несколько лет назад американцы провели эксперимент, получивший название "плавание мертвого человека". Подопытный в надувном резиновом скафандре погружался в резервуар с водой. В скафандр подавался воздух, но в нем было темно; звуки туда не проникали, до минимума сводилось и количество тактильных раздражений. Испытуемый, как правило, засыпал, а проснувшись, оказывался дезориентирован. Он не знал, где верх, где низ, не мог различить правую и левую стороны. При этом происходило своеобразное расстройство сознания, заключавшееся в том, что испытуемого постоянно преследовала какая-то навязчивая мысль. Когда через наушники ему передавали отдельную случайную фразу, то первоначально имевшаяся мысль заменялась другой, обычно как-то связанной с содержанием этой фразы. И только когда через наушники стали регулярно передавать тексты, музыку, обычные радиопрограммы, человек вновь обретал способность к нормальному мышлению. Подобный эксперимент был повторен многократно с разными людьми - результат оставался тем же.

Таким образом, дефицит информации не только тормозит развитие психических функций, по способен мешать нормальной психической деятельности у людей с уже "сложившейся" личностью, и в результате у них могут возникать психические расстройства. Об этом знали с давних времен. И недаром одним из самых жестоких методов наказания была изоляция, и в частности заключение в одиночные камеры. Немало узников лишилось рассудка, и вызвано это было бедностью и однообразием испытываемых ощущений, появлением расстройств в сфере восприятий, неудовлетворением свойственных человеку познавательных потребностей, отрывом от мира, щемящим чувством безысходности и тоски.

Надо, однако, отметить, что отрицательное влияние на состояние психической сферы человека могут оказывать не только дефицит, но и избыток информации. При этом угнетает, истощает психику не только информация, несущая в себе подлежащую осмыслению сущность, но и не имеющие смысловой нагрузки интенсивные внешние раздражители.

Самые известные из обманов восприятия это галлюцинации, слово наверно все слышали. Про галлюцинации тоже речь пойдет, но в самом конце. Вообще же, если строго говорить, правильнее называть это патологией чувственного познания (сферы восприятия), которая имеет следующие этапы - ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это первичное распознавание.

Глаз принимает волну определенной длины и в мозг реагирует тем, что видит красный цвет. На ухо воздействует воздушная волна с частотой сколько-то там Гц, и мозг преобразует это в звуки бум-бум-бум

Восприятие (в узком смысле слова) - следующий этап. Распознавание объекта. Мы ощущаем форму- круг и палочка, мы видим цвет- красный, мы собираем все это вместе и понимаем, что это чупа-чупс. Или. Мы слышим тренькающие звуки, мы слышим блеющий голос, мы видим толстого дядьку - это все ощущения. Когда все складывается в поющего Бориса Гребенщикова на экране телевизора, - это восприятие.

Представление - это следы бывших восприятий, это образы всего на свете, которые хранятся у нас в головах и которые мы можем по желанию вызывать. Например, мы можем представить себе чупа-чупс, даже не видя чупа-чупс. Все же отчетливо представляют чупа-чупс, да? Или лучше бы я на примере сосиски объяснял?
Я к чему это все говорю? К тому что все это, ну вот абсолютно все, может сломаться. И я сейчас это докажу.

I. Патология ощущений. Может быть
1) изменение порогов чувствительности, которые могут быть

а) понижены - тогда это психическая гиперестезия. Тихие звуки режут слух, вкус кажется слишком резким, обычное освещение - невыносимо ярким. И это человека обычно сильно раздражает и вызывает дискомфорт.

б) повышены - психическая гипестезия - это когда наоборот, мир становится блеклым, краски жухнут, звуки доносятся гулко, голоса людей теряют индивидуальные особенности, пища - вкус, ароматические вещества - запах, болевая чувствительность падает. Человек живет как бы сквозь слой окутывающей ваты. И так вплоть до

в) психической анестезии, когда полностью вырубает какой-то анализатор. Вернее, анализатор (глаз, ухо и проч.) полностью здоров, но мозг отказывается воспринимать с него информацию. Например - психическая амблиопия (слепота), - человек при здоровых глазах ничего не видит. Психическая аносмия - нечувствительность к запахам, психическая ангезия - утрата чувства вкуса, психическая глухота, болевая анестезия и проч. А еще к патологиям ощущения относят

2) Сенестопатию. Это прорыв внутренней рецепции в сознание. По всему организму распихана куча рецепторов, с которых постоянно идет достаточно плотный поток данных. Сознанием это не определяется, поскольку данные эти носят для мозга служебно-технический характер, знать нам о них не нужно, если конечно чего-то экстраординарного не произойдет, и тогда мы чувствуем, например, что живот болит. Так вот, при сенестопатиях происходит прорыв интерорецепции в сознание, как если бы у вас на экране вместо красивого окошка браузера пошли коды ассемблера. Человек при этом чувствует неопределенные, мигрирующие, диффузные, неприятные, крайне тягостные ощущения. Тянет, жжет, щекочет, пульсирует, переливается, сверлит, ворочается внутри. Не пойми что. Неприятные ощущения.

II. Патология восприятия. Бывает, что объект распознается правильно, но свойства его искажены, тогда это психосенсорное расстройство. А бывает, что сам объект распознается неверно, - тогда это иллюзия.
1) Психосенсорное расстройство. Это когда мы в целом видим мир как есть, только криво. Бывает

а) метаморфопсия - искаженное восприятие одного или нескольких объектов внешнего мира и

б) нарушение «схемы тела» - когда искажается восприятие собственного физического Я. Например, предметы кажутся увеличенными или уменьшенными (макропсия и микропсия), изломаны и прекручены (димегалопия), течение времени замедляется или ускоряется (брадихрония и тахихрония), меняется чувство реальности (дереализация- когда окружающий мир представляется как бы нарисованным, сделанным, ненастоящим).

2) Иллюзии. Человек вместо одного объекта видит другой. Или слышит. Бывают

а) Аффективные иллюзии, возникают в состоянии стесса и возбуждения - тревога, страх, депрессия, экзальтация, экстаз и т.д. Ребенок в темном коридоре вместо шубы на вешалке видит бабайку, бармалея или что там современные дети боятся. Человек вместо арбуза видит на столе отрезанную человеческую голову.

б) Вербальные иллюзии. Вместо нейтральной речи человек слышит обращенные к себе угрозы, оскорбления и комментарии, - например, диктор по радиобубнилке заявляет, что ты полный псих, да, да, ты, нечего головой вертеть, к тебе обращаюсь, таких как ты надо от общества изолировать.

в) Парейдолии - зрительные иллюзии, при которых игра светотени, пятна, морозные узоры, сплетения ветвей деревьев и т.п. замещаются разными фантастическими образами.

Главный момент любой иллюзии, что всегда есть какой-то объект в реальном мире, который неверно воспринимается. И в этом отличие иллюзии от галлюцинации, при которых видениям уже ничего не соответствует. Вообще, все вышеперечисленное бывает, конечно, при самых разнообразных психзаболеваниях, обычно в самом начале. Но также и у вполне здоровых людей в кризисные моменты их жизни, при особенно сильном волнении, либо же при алкогольном/наркотическом опьянении. Я думаю, все вы что-нибудь такое хоть раз в жизни да переживали. Например, когда были детьми, поскольку у детей нервная система менее устойчива, и скажем, иллюзии у них бывают в норме (как в примере с шубой). А теперь! The last but not the least! Мы переходим в область уже полного безумия.

III. Патологии представления. Галлюцинации. Это внутренний образ, болезненно усиленный до такой степени, что начинает восприниматься человеком как реальный. Галлюцинации ничего в реально мире не соответствует. Мы видим/слышим/и т.д. то, чего нет. У нормальный людей галлюцинаций не бывает, это формальный признак психоза. Критика к галлюцинациям у человека отсутствует, он самостоятельно неспособен отличить видения от реальности. Галлюцинации бывают с незавершенной предметностью (простейшие) и с завершенной предметностью.

С незавершенной предметностью. Зрительные- фотопсии (искры, круги, мушки летают, нитки висят, рябь в воздухе). Слуховые -акоазмы- нечленораздельные бессвязные звуки (скрипы, шорохи, шаги за стеной) и фонемы - вскрики, всхлипы, междометия, отдельные слоги, не связанные в слова.

Все остальные - с завершенной предметностью - зрительные, вербальные, тактильные, висцеральные. Человек может разговаривать с несуществующим собеседником, есть несуществующей ложкой несуществующих суп и чувствовать несуществующую тяжесть в желудке после этого, что угодно.

Очень важно различать истинные и ложные галлюцинации. Есть такая внутрисистемная шутка,- «чем истинная галлюцинация отличается от псевдогаллюцинации? - псевдогаллюцинации не самом деле нет.» С истинными галлюцинациями просто- мы видим ложку, а ложки нет. Слышим как к нам обращаются в пустой комнате, оборачиваемся,- на подоконнике горгулья сидит. Но по крайней мере это происходит в реальном, воспринимаемом нами мире. При псеводогаллюцинациях галлюцинаторный образ отрывается уже от всякой связи с реальностью и существует исключительно внутри человека. Голоса, звучащие внутри головы, человек их слышит, но не ушами, а «напрямую внутрь головы положены». Здоровому человеку представить себе это достаточно сложно. Один знакомый шизофреник описывал эти переживания как «яснотихослышащие голоса». Человек видит, но не глазами, а внутри головы видит. Именно не представляет, не фантазирует себе, а отчетливо видит. Обычно, чтобы объяснить, как они это воспринимают, больные изобретают несуществующие анализаторы (внутреннее чувство меня, внутренний слух, внутреннее око).

Псеводогаллюцинация говорит, что пошел распад психических процессов, что нарушены сами принципы работы психики. То есть это обычно говорит нам, что все плохо. Псевдогаллюцинации бывают у шизофреников. Галлюцинации вообще же бывают в структуре абсолютно всех психотических форм.

http://uo.anadyr.org/forums/showthread.php?t=309

Обман восприятия

Двойственность нашего восприятия, порожденная двойственностью этого мира, который существует как бы на двух уровнях – духа и материи, – часто вводит нас в заблуждение. Если все вещи и явления – это только мысли, и если истинная суть вещей – это лишь воплощение Сознания, то что в таком случае можно сказать о призраках и бесплотных знамениях, которые, как правило, обнаруживают себя в темное время суток? Что такое страшные видения, которые приходят к нам в часы пробуждения, или уродливые образы наших ночных кошмаров? Что мы можем сказать о заблудших душах, которые находят свое пристанище в сумасшедших домах, воображая себя Наполеонами? А что происходит с теми людьми, которые разрываются между несколькими параллельными реальностями, становясь то одной личностью, то другой? Где пролегает эта граница – между мыслями, которые становятся вещами, и мыслями, которые превращаются в обман и даже сумасшествие?

Среди умалишенных находятся люди, которые думают, что они – птицы или какие-либо другие животные, или некто из прошлого, или знаменитости настоящего. Множество психических отклонений завязано на фантастических заблуждениях, и если говорить о том, что человек – это его мысли о себе, то возникает логичный вопрос: почему тот, кто думает, что он Наполеон, на самом деле не является Наполеоном, а только лишь человеком, сошедшим с ума?

И ответ на этот вполне понятный вопрос один: в сознании сумасшедшего человека нарушен естественный процесс. Утерян контроль сознательного мышления над подсознанием. Человек становится жертвой случайной фантазии, просочившейся сквозь преграды самоконтроля. В его подсознании существует масса интересной информации, и самая впечатляющая из нее в какой-то момент становится для него правдой. Но он не становится своей фантазией на самом деле, его сознательное мышление хоть и в тени, но продолжает свое существование. Его безвольно влекут волны сменяющего друг друга сознания: прилив сознательного мышления выбрасывает его на берег, но затем подсознание уносит его в темные воды обмана. Контроль утрачен. А когда нет контроля, приходит безумие.

Часто мы можем наблюдать подобное у стареющих людей или инвалидов. Сознательное мышление слабеет и теряет контроль, и тогда мы видим кардинальные изменения личности. Человек становится беспомощным, мысли его путаются, становятся беспорядочными, алогичными. Иногда его мышление напоминает пунктирную линию, но временами это просто полный хаос и беспросветность.

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Обман и его последствия На спортивных площадках всего мира слышны возгласы: «Обманщик. лжец!» Те же возгласы раздаются в уединенных кабинетах ученых мужей и в безвкусно-роскошных апартаментах делового мира. Когда правила игры нарушены, это вызывает бурюэмоций и

автора

Обман в производстве 1. Выпуск недоброкачественной продукции, не соответствующей ГОСТу. Фальсификация.2. Очковтирательство и приписки. Другие искажения отчетности. (особое развитие получило в застойные времена).3. Должностные преступления:а) взяточничество и

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Религия и обман Как и во всех сферах человеческой деятельности, в религиозной тоже есть обманщики. Есть даже аферисты от религии. (Например, зарабатывающие на чужом горе и святых чувствах). И все же их меньшинство. Существует множество народных пословиц и поговорок,

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Обман в спорте ПРИЕМЫВыигрыш и победа в спорте связаны не только с выносливостью и талантом спортсмена. Во многом это зависит от искусства и умения вводить в заблуждение противника. Особенно это проявляется в таких видах спорта, где многое зависит не от выносливости, а от

автора Хацкевич Ю Г

Обман автомобилистов На дорогах совершаются мошенничества в отношении не только пешеходов, но, и водителей.Мошенники подкарауливают автомобили возле дорогих супермаркетов и выливают на асфальт под капот автомобильное масло. Когда владелец авто возвращается из

Из книги 30 самых распространенных способов обмана на улице автора Хацкевич Ю Г

Простой обман Человек снимает квартиру, сам или с помощью агента, но, хорошую и недорогую. Толковый риелтор в таком случае все бумаги проверит самым тщательным образом. Вроде бы все в порядке.Человек платит хозяйке деньги, договаривается, когда привезет мебель. Все. В

Из книги "Загадка женственности"[«The Feminine Mystique»] автора Фридан Бетти

9. Сексуальный обман Пер. Э. СалыгинойНесколько месяцев назад, когда я взялась за разрешение загадки ухода женщин в семейную жизнь, у меня было такое что, что я упускаю что-то. Я могла проследить пути, по которым искаженная мысль замыкалась на себе же с целью увековечить

Из книги МЫ: Глубинные аспекты романтической любви автора Джонсон Роберт

11. Обман под сосной

автора Добсон Терри

5. Обман Когда Обман используется в духе Аики-тактики, это законная защитная реакция на атаку.Как и в случае с Уходом, решительно важно, чтобы мы избавили само слово от наросших на нем оценок. Конечно, мы не рисуем в своем воображении мир, основанный на обмане, и мы также не

Из книги Айки-тактикА в повседневной жизни автора Добсон Терри

Обман себя Самообман едва ли требует какого-либо представления. Мы постоянно этим занимаемся и к тому же с превеликой легкостью. Для многих из нас единственная вещь, благодаря которой мы остаемся на ходу, - это наша способность заставлять себя думать, что все идет

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Как распознать обман Дети начинают убедительно обманывать приблизительно в возрасте четырех с половиной лет. Они довольно рано начинают понимать, что можно избежать наказания, если сказать неправду о своем поведении, и очень быстро учатся применять эту тактику с

Из книги Искусство быть автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Сказки для всей семьи [Арт-педагогика на практике] автора Валиев Саид

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Из книги Закон Кармы автора Торсунов Олег Геннадьевич